Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИРОДНУЮ И СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИРОДНУЮ И СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / АЛТАЙ / ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дирин Денис Александрович, Добрякова Валентина Аркадьевна, Сидоренкова Анастасия Николаевна, Нестерова Мария Ивановна

Цель. Выявление функциональных и пространственных закономерностей воздействия туристско-рекреационной деятельности на природные и культурные ландшафты Республики Алтай. Методы. Для сбора эмпирических данных и их дальнейшего анализа, в сентябре-октябре 2022 г. была совершена экспедиция в Республику Алтай. Исследование построено на совместном использовании методов невключённого наблюдения, ландшафтно-экологического анализа, интервьюирования и анкетирования. Результаты. В ходе экспедиции были заложены и описаны 211 точек наблюдения с характеристикой рекреационных ландшафтов и трансформационных процессов в них; проведено 11 интервью с представителями разных групп стейкхолдеров и анкетирование 182 респондентов в 8 населённых пунктах, расположенных в наиболее популярных у туристов районах Республики Алтай. Были выявлены основные тенденции и закономерности трансформации ландшафтов в разных частях Алтая под воздействием туристской деятельности, а также отношение местных жителей к развитию туристской индустрии в районах их проживания. Выводы. Определены основные закономерности и внутрирегиональные особенности воздействия туризма на природную среду, социально-экономические, социокультурные условия и визуальную среду региона. В пределах исследуемой территории отчётливо выделились два типа районов («внешние» и «внутренние») с разными моделями развития туризма, специфическими условиями воздействия туристской деятельности на природную и социальную среду, разным отношением местного населения к туристскому освоению пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TOURIST ACTIVITY ON THE NATURAL AND SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE ALTAI REPUBLIC: RESULTS OF EXPEDITION RESEARCH

Aim. Identification of functional and spatial patterns of the impact of tourist and recreational activities on the natural and cultural landscapes in the Altai Republic. Methods. In order to collect empirical data and further analyze them, an expedition was made to the Altai Republic in September-October 2022. The study is based on the joint use of methods of non-included observation, landscape-ecological analysis, interviewing and questioning. Results. During the expedition, 211 observation points were laid and described with characteristics of recreational landscapes and transformation processes in them; 11 interviews were conducted with representatives of various stakeholder groups and a survey of 182 respondents in 8 localities in the most popular tourist areas of the Altai Republic. The main trends and patterns of landscapes transformation in different parts of Altai under the influence of tourist activity were identified, as well as the attitude of local residents to the development of the tourism industry in their residence areas. Conclusions. The main patterns and intraregional features of the tourism impact on the natural environment, socio-economic, socio-cultural conditions and the visual environment in the region are determined. Within the study area, two types of districts ("external" and "internal") were clearly distinguished with different models of tourism development, specific conditions of the tourism activities impact on the natural and social environment, local population’s different attitudes to the tourist development of space.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИРОДНУЮ И СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 911.5:910.4:379.85

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-38-51. EDN: DLWKKR

Влияние туристской деятельности на природную и социокультурную среду Республики Алтай: результаты экспедиционных исследований

© 2022 Дирин Д. А., Добрякова В. А., Сидоренкова А. Н., Нестерова М. И.

Тюменский государственный университет Тюмень, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление функциональных и пространственных закономерностей воздействия ту-ристско-рекреационной деятельности на природные и культурные ландшафты Республики Алтай. Методы. Для сбора эмпирических данных и их дальнейшего анализа, в сентябре-октябре 2022 г. была совершена экспедиция в Республику Алтай. Исследование построено на совместном использовании методов невключённого наблюдения, ландшафтно-экологического анализа, интервьюирования и анкетирования. Результаты. В ходе экспедиции были заложены и описаны 211 точек наблюдения с характеристикой рекреационных ландшафтов и трансформационных процессов в них; проведено 11 интервью с представителями разных групп стейкхолдеров и анкетирование 182 респондентов в 8 населённых пунктах, расположенных в наиболее популярных у туристов районах Республики Алтай. Были выявлены основные тенденции и закономерности трансформации ландшафтов в разных частях Алтая под воздействием туристской деятельности, а также отношение местных жителей к развитию туристской индустрии в районах их проживания. Выводы. Определены основные закономерности и внутрирегиональные особенности воздействия туризма на природную среду, социально-экономические, социокультурные условия и визуальную среду региона. В пределах исследуемой территории отчётливо выделились два типа районов («внешние» и «внутренние») с разными моделями развития туризма, специфическими условиями воздействия туристской деятельности на природную и социальную среду, разным отношением местного населения к туристскому освоению пространства.

Ключевые слова: туризм, трансформация, природный ландшафт, культурный ландшафт, Алтай, экспедиционные исследования.

Формат цитирования: Дирин Д. А., Добрякова В. А., Сидоренкова А. Н., Нестерова М. И. Влияние туристской деятельности на природную и социокультурную среду Республики Алтай: результаты экспедиционных исследований // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 38-51. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-38-51. EDN: DLWKKR_

Impact of Tourist Activity on the Natural and Socio-Cultural Environment of the Altai Republic:

Results of Expedition Research

© 2022 Denis A. Dirin, Valentina A. Dobryakova, Anastasia N. Sidorenkova, Maria I. Nesterova

Tyumen State University Tyumen, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

ABSTRACT. Aim. Identification of functional and spatial patterns of the impact of tourist and recreational activities on the natural and cultural landscapes in the Altai Republic. Methods. In order to collect empirical data and further analyze them, an expedition was made to the Altai Republic in September-October 2022. The study is based on the joint use of methods of non-included observation, landscape-ecological analysis, interviewing and questioning. Results. During the expedition, 211 observation points were laid and described with characteristics of recreational landscapes and transformation processes in them; 11 interviews were conducted with representatives of various stakeholder groups and a survey of 182 respondents in 8 localities in the most popular tourist areas of the Altai Republic. The main trends and patterns of landscapes transformation in different parts of Altai under the influence of tourist activity were identified, as well as the attitude of local residents to the development of the tourism industry in their residence areas. Conclusions. The main patterns and intraregional features of the tourism impact on the natural environment, socio-economic, socio-cultural conditions and the visual environment in the region are determined. Within the study area, two types of districts ("external" and "internal") were clearly distinguished with different models of tourism development, specific conditions of the tourism activities impact on the natural and social environment, local population's different attitudes to the tourist development of space.

Keywords: tourism, transformation, natural landscape, cultural landscape, Altai, expedition research.

For citation: Dirin D. A., Dobryakova V. A., Sidorenkova A. N., Nesterova M. I. Impact of Tourist Activity on the Natural and Socio-Cultural Environment of the Altai Republic: Results of Expedition Research. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp. 38-51. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-38-51. EDN: DLWKKR_

Введение

В последние годы, особенно в связи с пандемией, а также закрытием ряда традиционных стран отдыха россиян в рамках «санкционной войны», существенная часть российского турпотока была перенаправлена на внутренний туристский рынок. Результатом этих процессов стал туристический бум, наблюдаемый в ряде регионов России. Одним из таких регионов является Республика Алтай - уникальная по своему природному и культурному потенциалу территория. Так, за последние 10 лет количество туристских посещений в республике возросло более чем в 2,5 раза - с 1 млн. 450 тыс. до 3 млн. 700 тыс. При этом только за 2022 г. количество туристов в регионе возросло на 70 % (табл. 1).

При этом чаще всего туризм рассматривается как абсолютное благо, ведущее к социально-экономическому развитию региона и способствующее актуализации культурного наследия. Однако опыт других стран и регионов показывает, что туристская индустрия не всегда оказывает сугубо положительное влияние, но, зачастую, также провоцирует трансформацию или даже деградацию природных и культурных ландшафтов территории. При этом происходящие процессы, связанные с воздействием туристской индустрии на местную природную и социокультурную среду, как правило, имеют выраженную специфику даже в разных частях одного региона.

Таблица 1. Динамика туристских прибытий в Республику Алтай, 2011-2022 гг. [по данным: 5]

Год Количество туристских прибытий, тыс. Изменение относительно предыдущего года, тыс. чел Изменение относительно предыдущего года, % Изменение за весь период, %

2011 1350 - - 174,0

2012 1551 +201 +14,9

2013 1450 -101 -6,5

2014 1551 +101 +6,5

2015 1830 +279 +18,0

2016 1986 +186 +10,1

2017 2050 +64 +3,2

2018 2115 +65 +3,2

2019 2 171 +56 +2,6

2020 2 200 +29 +1,3

2021 2 186 -14 -0,6

2022 3 700* +1514 69,2

неокончательные данные, период с января по сентябрь 2022 г.

С целью получения эмпирических данных относительно особенностей воздействия индустрии туризма на природные и культурные ландшафты Алтая в сентябре и октябре 2022 г. была организована экспедиция в данный регион, участниками которой стали сотрудники и студенты Тюменского государственного университета.

Целью исследования является выявление общих закономерностей и региональных особенностей воздействия современного туризма на природные и культурные ландшафты Республики Алтай. Для ее достижения поставлены две задачи:

1) выявить основные факторы и тренды влияния туриндустрии на местную среду, и реакцию последней на эти воздействия;

2) проанализировать отношение местного населения к разным аспектам развития туристской деятельности в разных районах Алтая;

2) выявить закономерности территориальной дифференциации влияния туризма на местную среду.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования были невключённое наблюдение, анкетирование и интервьюирование.

1. Невключённое наблюдение. По ходу маршрута фиксировались визуально выраженные проявления туристской деятельности, видоизменившие, в той или иной мере, местные ландшафты. В популярных туристических местах (у экскурсионных достопримечательностей и на туристских тропах) закладывались точки ландшафтно-экологического описания. Помимо классического ландшафтного описания, фиксировались преобразующие естественный ландшафт элементы, связанные с туристской деятельностью. Отмечались объекты собственно туристской инфраструктуры (отели, турбазы, рестораны, горнолыжные спуски и пр.), результаты рекреационной дигрессии почвы (вытаптывание), объекты, видоизменяющие облик природного или культурного ландшафта - рекламные баннеры, надписи на скалах и камнях, мусор и пр. Эти индикаторы туристского воздействия на природные и культурные ландшафты территории вносились в общую базу данных, осуществлялось их описание, фотофиксация и геопозиционирование с помощью GPS. В общей сложности было описано 211 точек наблюдения.

Анкета для изучения роли туризма в трансформации природных и культурных ландшафтов Алтая

Is. Номер анкеты_

2s. Регион Республика Алтай 3s. Район_

4s. Населенный пункт _ 5s. Дата_

Уважаемый участник исследования!

Тюменский государственный университет проводит исследование с целью изучения влияния развития туризма на изменение природных и социально-экономических систем в Республике Алтай. Просим Вас ответить на вопросы анкеты и рассказать о том, как туризм повлиял на Вашу жизнь н жизнь Вашей семьи и какие изменения произошли в Вашем населенном пункте и его окрестностях в связи с развитием туризма Ваши ответы будут использованы только в обобщенном виде лля научных пелен.

1. Как изменилось количество туристов в Вашей местности за последние 5-7 лет?

1. Туристов стало многократно больше, чем раньше Количество туристов немного возросло Количество туристов остаётся приблизительно на одном уровне

4. Количество туристов уменьшилось

5. Затрудняюсь ответить

. Как Бы относитесь к развитию туризма в Вашем населенном пункте и его о крести о стих?

1. Положительно. Увеличение количества туристов обеспечит экономическое развитие нашей местности, даст возможность заработать

2. Скорее отрицательно. Увеличение количества туристов негативно сказывается на качестве жизни местного населения.

3. Нейтрально. Туризм никак не влияет на мою жизнь.

4. Другой вариант (напишите)

. Влияет ли туризм на формирование бюджета Вашей семьи?

1. Да. мой (чтена семьи) основной заработок связан с обслуживанием туристов

2. Да, обслуживание туристов даёт дополнительный доход нашей семье

3. Нет, доходы моей семьи никак не связаны с туризмом

4. Свой вариант ответа (напишите)_

4. Как туризм повлиял на состояние природных ландшафтов в Вашей местности? Состояние природных ландшафтов сильно ухудшилось Состояние природных ландшафтов незначительно ухудшилось Состояние природных ландшафтов не изменилось Состояние природных ландшафтов только улучшалось 5. Затрудняюсь ответить

Б чём проявляется негативное воздействие туризма sa природу в Вашей местности? Укажите всевозможные варианты ответов

1. Туристы оставляют мусор

2. Турбазы и гостиницы сливают канализационные стоки в водоемы

3. Туристы вытаптывают растительность

4. Туристы собирают дикорастущие растения (кедровый орех, ягоды, грибы, лечебные травы и корни)

5. Туристы шумно себя ведут и тем самым беспокоят животных

6. Туристы разводят костры и из-за них участились пожары

5. Другие варианты (напишите)_

В чём проявляется позитивное воздействие туризма на природу- в Вашей местности? Укажите все возможные варианты ответов

1. Благодаря туризму власти стали лучше заботиться о чистоте, регулярно вывозить мусор

2. Стало больше внимания к охране природы

3. Благодаря развитию туризма и строительству гостиниц стало меньше неорганизованных отдыхающих, наносящих вред природе

4. Местное население стало зарабатывать в туризме и меньше эксплуатировать природу (браконьерство, незаконные рубкн леса, сбор редких растений и пр.)

5. Положительного влияние на состояние природы туризм не оказывает

6. Другие варианты (напишите)_

В чем проявляется воздействие туризма на экономическое состояние 1 местности? Укажите все возможные варианты ответов

1. Благодаря туризму стало больше возможности для заработка

2. В целом возрос уровень жизни населения, люди стали жить богаче

3. Экономическое положение ухудшилось, т.к. из-за туризма выросли цены

4. Многие люди меняют сферу своей деятельности и начинают работать в туризме

5. Не развиваются традиционные виды хозяйства (животноводство, охота н пр.)

6. Друтие варианты (напншите)_

В чем проявляется воздействие туризма на социально-культурную среду I местности? Укажите все возможные варианты ответов

Улучшилась сфера обслуживания (стало больше магазинов, кафе, СТО и пр.), улучшилось качество н ассортимент услуг

Улучшилось качество социальной н инженерной инфраструктуры (дороги, связь, водоснабжение, больницы, коммунальное хозяйство и пр.) Улучшилась визуальная среда в населенных путпегах (старые дома отреставрированы, проведено благоустройство и озеленение н т.п.) Развивается традиционная культура и духовное наследие народа Традиционная культура исчезает, т.к. туризм меняет быт и ценности местного населения

Ухудшилась визуальная среда: на смену традиционной сельской архитектуре приходят туристские комплексы с использованием неприродных материалов Из-за туристов стало больше социальных проблем (наркомания, пьянство, преступность)

Другие варианты (напишите)

Рис. 1. Опросный лист. Часть 1

Fig. 1. Questionnaire. Part 1.

Естественные и точные науки ••• 41

Natural and Exact Sciences •••

9. Как бы Вы охарактеризовали взаимоотношения местного населения с туристами?

Укажите все возможные варианты ответов

1. Доброжелательные отношения, проблем н конфликтов нет

2. Нейтральные. Туристы и местные жители практически не взаимодействуют.

3. Негативные взаимоотношения. Часто возникают недоразумения и конфликты. 4- Другие варианты (напишите)_

10. Оцените степень воздействия туризма на условия жизни в Вашей местности за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

последние 5-10 лет (в нужной графе поставьте галочку)

ЛЬ Влияние туризма Не повлиял Незначительно повлиял Оказал су шест-венное влияние сильно ПОБЛНЯ л

1 Изменение традиций (праздники, проведение досуга, взаимодействие с родственниками и соседями и т.п.)

2 Изменение специализации хозяйственной деятельности

3 Изменение условий быта населения (использование новой техники, новые типы жилшц, новый стиль одежды, использование личного подсобного хозяйства и пр.)

4 Распространение городского образа жизни и отмирание традиционной сельской культуры

5 Улучшение уровня образованности

б Улучшение медицинского обслуживания

7 Улучшение условий производства и сбыта собственной продукции

S Уменьшение миграционного оттока населения

9 Усиление миграционного притока населения

10 Подорожание земли

11 Подорожание товаров и услуг

12 Развитие экономики района

13 Улучшение уровня жизни местного населения

14 Решение проблемы безработицы

If Развитие строительства

16 Ухудшение природной среды

17 Улучшение природной среды

Социально-демографические характеристики

11. Кем Вы себя считаете по национальности?_

99 ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

12. Кем Вы работаете? К какой профессиональной группе Вы себя относите?

1. Руководитель в бюджетной организации

2. Руководитель в коммерческой организации

3. Работник бюджетной организации

4. Наемный работник в коммерческой организации

5. Предприниматель (собственный бизнес)

6. Занят т

7.

8. Студент, учащийся

10. Безработный, не

11. Другое (ук!

. 13. В какой отрасли (сфере) экономики Вы работаете?

1. Сельское и лесное хозяйство

2. Промышленность

3. Энергетика

4. Транспорт и связь

5. Строительство

6. Торговля, общественное питание, сбыт, заготовки

7. Управление (в т.ч. государственное и муниципальное) 5. Финансы, кредит, страхование

9. Юстиция н охрана общественного порядка

10. Армия (кадровые офицеры, «контрактники»)

11. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание

12. Здравоохранение, образование, культура, искусство, наука

13. Туризм (гостиничное хозяйство, организация походов, экскурсий,

14. Другое (укажите, что именно)_

14. Какое у Вас образование?

1. Основное общее (8—9 классов)

2. Среднее (полное) общее (10—11 классов)

3. Начальное профессиональное (ПУ„ ПТУ)

4. Среднее профессиональное (техникум, колледж)

5. Неполное высшее (3 курс а ВУЗа)

6. Высшее профессиональное

7. Другое (укажите, что именно)

15. Каково Ваше семейное положение? (укажите ОДИН ответ) Никогда в браке не состояли Состоите в зарегистрированном браке Живете вместе, но не зарегистрированы Разведены и в браке не состоите Вдовец/вдова

■ 16. Сколько полных лет вам исполнилось?_

17. Отметьте, пожалуйста, Ваш пол: 1. Мужской 2. Женский

Рис. 2. Опросный лист. Часть 2

Fig. 1. Questionnaire. Part 2

Таблица 2. География и тип занятости респондентов

Table 2. Geography and type of respondents' employment

Характеристика респондентов Название села

с. Манжерок с. Чемал с. Усть-Кокса с. Нижний Уймон с. Тюнгур с. Кучерла с. Артыбаш с. Иогач

Количество респондентов 28 32 28 18 16 15 26 19

Предприниматель / руководитель предприятия 5 6 3 1 2 - 7 4

Государственный служащий 6 3 4 - - - 1 -

Сотрудник бюджетной организации (медицина, образование и т. п.) 5 6 7 4 2 1 2 5

Сотрудник коммерческой организации/ предприятия 7 8 7 6 5 6 4 5

Безработны й/самозаняты й 3 5 5 7 4 6 6 2

Студент - 1 - - - - 2 -

Пенсионер 2 3 1 - 3 2 4 3

Тип занятости не указан - - 1 - - - - -

2. Анкетирование. Для выявления общественного мнения относительно ключевых факторов, общих закономерностей и субрегиональных особенностей влияния туризма на природные и культурные ландшафты исследуемой территории был разработан специальный опросный лист (анкета). Опросный лист (рис. 1, 2) включает 17 вопросов, в том числе тематиче-

ский блок из 10 вопросов и 7 вопросов, позволяющих составить социально-демографическую характеристику респондентов. Вопросы были закрытого (альтернативного и неальтернативного типа) и полузакрытого вида. Анкетирование проводилось в 8 населённых пунктах, расположенных в разных частях Республики Алтай (в Майминском, Чемальском, Усть-

Коксинском и Турочакском районах): сс. Манжерок, Чемал, Усть-Кокса, Нижний Уймон, Тюнгур, Кучерла, Артыбаш, Иогач. Всего было опрошено 182 респондента, относящихся к разным половозрастным, социальным, профессиональным и этно-конфессиональным группам (табл. 2).

3. Интервьюирование. Параллельно с анкетированием, для получения дополнительной информации и конкретизации, выявления причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями и процессами осуществлялось интервьюирование представителей разных групп стейкхолдеров (заинтересованных лиц): бизнесменов, предоставляющих платные услуги туристам, представителей органов власти, фермеров, сотрудников природоохранных организаций. Всего за время экспедиции было взято 11 интервью.

Территория исследования и маршрут экспедиции

Республика Алтай является пограничным субъектом Российской Федерации, но занимает центральное положение в Азии. На юго-западе Республика Алтай граничит с Казахстаном, протяжённость границы 518 км, на юге - с Китаем, 55 км, на юго-востоке - с Монголией, 224 км. Также имеются региональные границы с Алтайским краем, Кемеровской областью, Республикой Хакасия и Республикой Тыва.

Протяженность территории с севера на юг - 360 километров, с запада на восток -400 километров. Площадь территории республики составляет 92 903 км2.

Территория республики целиком находится в пределах Алтайской горной страны. Соответственно, рельеф территории определяет чередование горных хребтов с межгорными котловинами и глубоко врезанными речными долинами. Хребты имеют преимущественно субширотное простирание. Высоты возрастают с севера на юг. Также с севера на юг пропорционально снижается плотность населения и инфраструктурная освоенность территории. Гора Белуха (4506 м) является высочайшей вершиной Сибири.

Климат в Республике Алтай также меняется от типично континентального (по некоторым данным даже умеренно-континентального) в северных низкогорных районах до резко-континентального -

в южных высокогорных. Так резкоконтинентальный климат Кош-Агачского и Улаганского районов, с высокой амплитудой годовых температур, с коротким и жарким летом и продолжительной морозной зимой, предопределил включение этих муниципальных образований в число территорий, приравненных к районам Крайнего Севера.

Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тыс. водотоков и около 7 тыс. озёр. В процентном соотношении площадь озёр даёт около 1 % от общей площади территории. Наиболее крупные реки республики - Катунь и Бия, сливаясь, образуют р. Обь. Реки в основном порожисты, на них часто встречаются водопады. Гидрография озёр тоже очень обширна. Численно преобладают озёра ледникового происхождения (каровые, мо-ренно-подпрудные). Также встречаются тектонические озёра, пойменные, термокарстовые и др. Крупнейшим озером является Телецкое (площадь 223 км1, глубина -до 325 м). Оно занимает пятое место среди наиболее глубоких водоёмов России.

Также Алтай является крупнейшим центром современного горного оледенения в Сибири (ледники занимают площадь около 900 км1), аккумулируя значительные объёмы пресной воды и обеспечивая устойчивый речной сток в Обь-Иртышском речном бассейне.

Алтай характеризуется высочайшим биологическим и ландшафтным разнообразием. Он входит в список 200 наиболее значимых по биологическому разнообразию экологических регионов планеты (Global-200) [8]. Кроме того, три территориальных кластера (биосферный заповедник «Алтайский» и буферная зона Телецко-го озера, биосферный заповедник «Катун-ский» и буферная зона горы Белуха, плоскогорье Укок) включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под единой номинацией «Золотые горы Алтая» [7].

Также уникально этнокультурное наследие Алтая. Все тюркоязычные народы мира именно Алтай считают своей прародиной [2]. Археологические памятники Алтая (например, артефакты пазы-рыкской культуры скифо-сакского времени) также возводят культурное наследие региона в ранг всемирного.

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

Рис. 3. Этнический состав населения Республики Алтай [построено по данным: 4]

Fig. 3. Ethnic composition of the population in the Altai Republic [according to: 4]

Челкашды. Кумашшпцы: Казахи; Другие.

1170; 0,5% 10.17:0,5% 12647; 6% _ 1055»: S* Тубалары \ I

• Русские ■ Алташш • Телснпгты • Тубалары Челканцы Куыащшшы • Kaiaxii Другие

Удалённость от крупных коммуникационных линий и узлов, естественная изолированность и низкая плотность населения определили высокую сохранность природных и культурных ландшафтов, а также высокую степень их эндемич-ности и самобытности.

Численность населения республики, по данным Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 210 924 чел. При этом для республики характерен положительный естественный и миграционный прирост населения.

В этническом составе населения преобладают русские (50 %). Коренное население - алтайцы, а также их субэтносы (те-ленгиты, тубулары, челканцы, кумандин-цы) составляют 35 %. Третьей по численности этнической группой населения являются казахи (6 %) (рис. 3) [4]. При этом территориально русское население занимает преимущественно северную часть Республики Алтай (Майминский, Чемаль-ский, Турочакский, Чойский, Шебалин-ский районы и г. Горно-Алтайск), а также преобладают в Усть-Коксинском районе. В совокупности ареал их численного доминирования составляет приблизительно 35 % территории региона. Казахи компактно проживают на территории Кош-Агачского района, в котором они составляют этническое большинство. Алтайцы же численно преобладают в Усть-Канском, Онгудайском и Улаганском районах.

Большая часть населения республики живёт в сельской местности. По данным

переписи количество сельских жителей составляет 145 582 чел. (69 % всего населения). В единственном городе региона -Горно-Алтайске - проживают 65 342 чел. (31 %) [6]. Этническая структура населения была учтена в выборке респондентов: среди опрошенных 57,2 % (104 чел.) - русские; 36,8 % (67 чел.) - алтайцы (в том числе, алтай-кижи, челканцы, тубалары); 6 % (11 чел.) - представители других этносов. Среди респондентов отсутствовали казахи в связи с тем, что ареал их проживания сосредоточен целиком в наиболее удалённом Кош-Агачском районе Республики Алтай, не охваченном маршрутом данной экспедиции.

Основой экономики региона является сельское хозяйство с ярко выраженной животноводческой специализацией. Однако в последние 20 лет колоссальными темпами развивается туристско-рекреационная индустрия, о чём уже говорилось выше. Туризм и связанные с ним иные отрасли сферы обслуживания играет всё большую роль не только в экономике региона, но и в жизни населения. По нашей гипотезе, с развитием туризма связаны изменения в структуре природопользования, изменение территориальной организации хозяйства, системы расселения, социальная и инфраструктурная поляризация внутри региона, трансформация образа жизни населения и, как следствие, трансформация природных и культурных ландшафтов территории Республики Алтай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Общая карта-схема маршрута экспедиции

Fig. 4. General map-scheme of the expedition route

Экспедиция состоялась 26 сентября - 10 октября 2022 г. В составе экспедиции были сотрудники и студенты Тюменского государственного университета: Дирин Денис Александрович (заведующий кафедрой физической географии и экологии, кандидат географических наук), Добрякова Валентина Аркадьевна (доцент кафедры картографии и ГИС, кандидат географических наук), Мулюков Данил Илдарович

(студент 3 курса), Нестерова Мария Ивановна (магистрант 1 года обучения), Тру-хина Любовь Дмитриевна (студентка 2 курса), Семенченко Дарья Сергеевна (студентка 1 курса), Кривошеин Игнатий Александрович (студент 1 курса), Сафина Розалия Айваровна (студентка 1 курса), Рыбина Екатерина Дмитриевна (студентка 2 курса), Сидоренкова Анастасия Николаевна (студентка 3 курса), Мосиевских Ека-

Естественные и точные науки ••• 45

Natural and Exact Sciences •••

терина Сергеевна (студентка 3 курса), Кошевой Роман Александрович (студент 3 курса).

Маршрут экспедиции (рис. 2-3) проходил по следующим основным пунктам: г. Горно-Алтайск - с. Майма -с. Манжерок - с. Чемал - с. Усть-Кан -с. Усть-Кокса - с. Нижний Уймон -с. Тюнгур - с. Кучерла - долина р. Мульта, озёра Нижнее Мультинское, Среднее Мультинское, Поперечное Мультинское (Государственный природный биосферный заповедник «Катунский») - долина р. Каракол, озеро Ару-Кем (Природный парк «Уч-Энмек») - с. Артыбаш - с. Иогач - озеро Телецкое (Государственный природный биосферный заповедник «Алтай-

ский»). Таким образом, маршрут экспедиции охватил как районы интенсивного туристского освоения (нижняя часть долины р. Катунь и северный берег Телецко-го озера), так и районы условно пионерного туристского освоения, где до сих пор преобладает активный туризм и альпинизм (Катунский и Теректинский хребты).

Большая часть маршрута (1400 км) преодолевалась на автомобильном транспорте. Пешая часть маршрута (бассейн р. Мульта и небольшие радиальные выходы по маршруту) составила порядка 90 км. На Телецком озере также использовался водный транспорт (катер), на котором было пройдено около 80 км.

Рис. 5. Карта-схема маршрута экспедиции в Усть-Коксинском районе Республики Алтай

Fig. 5. Map-scheme of the expedition route in the Ust-Koksinsky District of the Altai Republic

Результаты и их обсуждение

Экспедиционное исследование позволило выявить несколько ключевых трендов воздействия туризма на местную природную и социокультурную среду. Часть из них имеет визуально выраженные формы и фиксировались в ходе невклю-чённого наблюдения, другие выявлялись с помощью интервьюирования и анкетирования местных жителей.

1. Воздействие туризма на природную среду. Большинство респондентов (82 %) среди негативных аспектов развития туризма называли ухудшение экологических условий, подразумевая под этим преимущественно захламление территории (особенно берегов водоемов) бытовым мусором. Также высказывалось мнение о преимущественной вине самодеятельных туристов в учащении лесных пожаров. Несколько информаторов также предположили, что туристический бум спровоцировал рост браконьерства.

В результате наблюдения на маршруте были отмечены примеры деградации почвенного и растительного покрова в местах скопления туристов. Признаки почвенной дигрессии (разных стадий) были зафиксированы в местах большого скопления

туристов, каковыми являются окрестности туристских достопримечательностей и туристские тропы. Четвёртая стадия дигрессии [3], к примеру, отмечена на так называемой «козьей тропке» в окрестностях с. Чемал (рис. 4), а также у Чемаль-ской ГЭС. Совершенно разбит почвенно-растительный покров на участке дороги от с. Маральник до Нижнего Мультинского озера. Заброска высокопроходимым транспортом многочисленных групп в этот крайне привлекательный участок Катун-ского хребта привёл к катастрофической почвенной эрозии. Вторая и третья стадии дигрессии характерны для экскурсионной тропы к Камышлинскому водопаду, тропы к водопадам Третьей речки (окрестности Телецкого озера), туристских стоянок на северном берегу Нижнего Мультинского озера и перешейка «Шумы» (моренного вала) между Нижним и Средним Мультин-скими озёрами. На последнем также отмечены пеньки некрупных деревьев, очевидно, срубленных туристами для своих нужд. Первая-вторая стадия дигрессии обнаружена на некоторых участках тропы от Нижнего Мультинского озера до Поперечного Мультинского озера.

J I - • ' гу I 4 Л-. • " . - - 5L-

ЗГ-'Г"» г»,-^ 1 - ас--" -» "i;9**-

- — Л:-, ^ ,-v». ., Hfc ^. <

. ] Т| '

^ V- - ♦a W ;4 !

Л_» ¿г5 7 -^ У^

VCX

Рис. 6. Рекреационная дигрессия почвы в окрестностях с. Чемал (фото Е. Д. Рыбиной)

Fig. 6. Recreational digression of the soil near the Chemal Village (photo by E. D. Rybina)

Естественные и точные науки ••• 47

Natural and Exact Sciences •••

Ещё одна объективная проблема, выявленная с помощью метода невключённого наблюдения - мусор на туристских тропах и вблизи туристических достопримечательностей. В целом, следует отметить, что ситуация с мусором в районах активного развития туризма значительно улучшилась (в сравнении с ранее проведённым обследованиям, начиная с 2001 г.). В местах массового скопления туристов устроены мусорные контейнеры и обеспечивается регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов. Тем не менее, примеры оставления мусора туристами на экскурсионных маршрутах и в местах длительного пребывания всё же отмечены. Как ни парадоксально, наибольшее количество мусора характерно не для удалённых и слабоосвоенных территорий, откуда его чрезвычайно трудно вывозить (бассейны рр. Мульта, Кучерла, Арыгем и др.), а для наиболее развитых туристских дестина-ций Алтая (окрестности сс. Манжерок, Ба-рангол, Чемал, Артыбаш, Иогач). Очевидно (такое мнение высказывали респонденты), это связано не только с разным количеством, но и с разным «качеством» посетителей. Относительно труднодоступные места Центрального Алтая (Катунский, Теректинский хребты) посещают преимущественно энтузиасты активного туризма, которые чаще всего чрезвычайно заботливо и уважительно относятся к окружающей природной и этнокультурной среде.

2. Туризм как драйвер изменения социально-экономических условий в регионе. В настоящее время туристская индустрия объективно является главным локомотивом экономики Республики Алтай. Однако влияние его на социально-экономические условия в регионе оцениваются респондентами неоднозначно. Основная позитивная роль туризма местным населением Республики Алтай видится в расширении возможностей занятости и ведения бизнеса. В представлении большинства респондентов (82 %) индустрия туризма на территории региона обеспечивает хорошие условия для получения высокой прибыли. При этом известно, что растущий рынок труда - важнейшее условие социальной стабильности региона [1]. Однако большая часть опрошенных не связывает свое участие в обслуживании туристов с работой в качестве персонала гостиниц или крупных туристических

фирм, а предполагают вероятность организации собственного бизнеса по обслуживанию туристов или реализации им производимой продукции. Ярко выражена разница отношения населения к социально-экономическим результатам развития туриндустрии в районах массового туризма (Майминский, Чемальский, Турочак-ский) и в удалённых районах традиционного активного («походного») туризма (Усть-Коксинский район). В первом случае абсолютное большинство опрошенных указывают на всепоглощающую роль туризма в жизни населения района. Каждая семья так или иначе вовлечена в обслуживание туристов. Отношение же к туристам двоякое. Много претензий к поведению, высказывается мнение об «усталости» местного населения от всё возрастающего турпотока, разрушающего привычный образ и темп жизни местного населения. Во втором случае - роль туризма в местной экономике оценивается весьма скромно. При этом отношение к туристам довольно позитивное.

В районах массового туризма местные жители отмечают улучшение обслуживающей инфраструктуры в целом: увеличение количества магазинов и ассортимента их товаров, улучшение транспортного сообщения, появление новых видов услуг. Большое значение респонденты придают возможности сбыта туристам продукции личного подсобного хозяйства и традиционных промыслов (сбор растений-дикоросов, охота, рыбная ловля, заготовка дров и пр.). Эту положительную роль туризма отметили 94 % респондентов, хотя используют такую возможность лишь 28 % опрошенных. При этом в разгар сезона отмечаются негативные последствия туризма. Помимо уже отмеченных выше случаев вандализма и неэкологичного поведения туристов, скоплений мусора, респонденты отмечают рост цен, большие очереди в магазинах, пробки на дорогах.

Многие респонденты (особенно в районах массового туризма) отмечают рост цен на землю, что ограничивает доступ местных жителей к данному ресурсу, поскольку они не могут конкурировать с крупными финансовыми структурами, скупающими рекреационно-ценные земли. При этом ограничивается возможность воспроизводства и развития традиционных форм хозяйственной деятельности населения, прежде всего животноводства (сокращение площадей близких к

населенным пунктам пастбищ, сенокосов и мест для водопоя скота). Также многие респонденты выражают недовольство в связи с тем, что объекты туристской инфраструктуры создают предприниматели и компании, зарегистрированные в других регионах (Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской областях), в связи с чем большая часть налогов уходит туда. Кроме того, значительная часть обслуживающего персонала также нанимается в сопредельных регионах и работает вахтовым методом, что сокращает возможности занятости для местного населения.

3. Изменение социокультурных условий. По мнению некоторых опрошенных, туризм оказывает значительное трансформирующее воздействие на традиционное сознание и образ жизни местного населения. Приезжающие в Республику Алтай обеспеченные жители больших городов привносят иные образцы культуры мышления и поведения, жизненных ценностей. 32 % всех респондентов считают, что массовый туризм в регионе формирует такую общественную среду, которая способствует развитию материализма, эгоизма, жадности и формированию потребительского мышления у местного населения. Многие респонденты в Че-мальском и Майминском районах указывали на то, что сезонные скопления туристов и автотранспорта нарушают привычную для сельских жителей уединенность, размеренность жизни, что также воспринимается ими как ухудшение качества среды. Местные жители территорий «пионерного туристского освоения» высказываются против расширения туристской инфраструктуры и увеличения турпотока за счёт «массового туризма». Опасаясь массового наплыва отдыхающих большинство респондентов Усть-Коксинского района даже выступали против строительства автодороги Тюнгур - Иня, которая должна соединить Уймонский и Чуйский тракт, превратив Уймонскую котловину из логистического тупика в территорию крайне привлекательную для организации кольцевых автотуристских маршрутов. Местные жители опасаются разрушения самобытного культурного ландшафта этой территории туристским бизнесом.

Неоднократно в интервью звучала мысль, что в удалённых районах Алтая нежелательно развитие массового туризма. Процитируем слова одного из интер-

вьюируемых в с. Тюнгур: «Для высокогорья Алтая противопоказан массовый туризм. Он разрушит хрупкие природные и культурные системы этой уникальной территории. Наш турист - это человек с рюкзаком и палаткой. Это люди особого склада характера и особых моральных качеств. Они часто ещё бережнее относятся к нашей природе и культуре, чем мы сами» (мужчина, 52 года, предприниматель в сфере туризма).

Развитие туризма является сильнейшим фактором трансформации традиционных культурных ландшафтов Алтая. В частности, за счёт смены основных видов хозяйственной деятельности населения (животноводство, охота и пр.) занятостью в сфере туристского бизнеса приводит к отмиранию многовековых традиций и связанных с ними элементов духовной и материальной культуры. Кроме того, для традиционного природопользования как основы традиционного культурного ландшафта физически остаётся всё меньше пространства, так как самые лучшие территории занимаются под туристско-рекреационное хозяйство.

4. Изменение визуальной среды. В районах активного развития туризма существенно меняется визуальный облик культурных и природных ландшафтов. Причём, этот тренд меняется как в позитивную, так и в негативную сторону (в оценках респондентов). Так, в районе максимальной концентрации туристской инфраструктуры - на 90-километровом участке долины р. Катунь от с. Майма до с. Чемал -скопление современных гостиничных комплексов, ресторанов, магазинов, горнолыжных курортов, современной дорожно-транспортной инфраструктуры, подсветки и пр. создают ощущение «развитости», «современности», «цивилизованности». Также, повышение уровня достатка населения в этих районах положительно сказалось на внешнем облике частных подворий. Большинство домов можно охарактеризовать как добротные, недавно построенные или отремонтированные.

В то же время крайне негативно респонденты оценивают такие проявления туризма в визуальной среде Алтая, как многочисленные (как правило, аляповатые и безвкусные) рекламные стенды, вывески и баннеры. Чрезвычайно негативно информаторы высказывались об оставлении туристами надписей на скалах. Отмечалось даже, что местные общественные

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

организации осуществляют специальные акции для борьбы с последствием такого туристского вандализма. Например, с 2019 г. региональным отделением Общероссийского народного фронта в Республике Алтай реализуется проект «Чистый Алтай», в рамках которого экоактивисты очищают скалы от вандальных надписей (рис. 7). Подобный протест у местных жителей вызывает обвязывание туристами всевозможными «тряпочками» (зачастую, для этого используются носовые платки, носки, полиэтиленовые мешочки и пр.) деревьев. При этом туристы полагают, что отдают дань местным обычаям поклоне-

ния духам места и воспроизводят ритуал повязывания кыйра (дьялама), но коренное население считает такое поведение оскорбительным, поскольку совершенно извращается суть традиции.

Также, по мнению некоторых опрашиваемых, визуальная среда традиционных культурных ландшафтов Алтая ухудшается из-за использования в строительстве туристических объектов неприродных и нетипичных для данного региона материалов - сайдинга, металлопрофиля, онду-лина и т. п. Это вносит дисгармонию в пасторальный сельский пейзаж.

Рис. 7. Скалы с вандальными надписями, оставленными туристами до и после их очистки экоактивистами Республики Алтай (фото из группы «Чистый Алтай» «ВКонтакте)»

Fig. 7. Rocks with vandal inscriptions left by tourists before and after their cleaning by eco-activists of the Altai Republic (photo from the group "Clean Altai" VKontakte)"

Заключение

В целом, следует отметить существенные отличия в особенностях развития туризма и особенностей его воздействия на природную и социальную среду во «внешних» северных районах Республики Алтай, приближенных к более освоенным равнинным территориям Алтайского края (Майминский, Чемальский, Турочакский), и «внутренних», удалённых от крупных центров расселения районах Центрального Алтая (Усть-Коксинский, Усть-Канский и др.). В первой группе районов туризм характеризуется массовостью, устойчивым (фактически уже всесезонным) тур-потоком, развитой диверсифицированной туристской инфраструктурой. Именно туризм во «внешних районах» Северного и Северо-Восточного Алтая является главным драйвером социально-экономического развития и, одновременно, ключевым фактором трансформации природной и социокультурной среды. Вовлеченность местного населения в эту сферу деятельности также имеет максимальные показатели. При этом, несмотря на все негативные проявления туринду-стрии на этой территории, отмеченные респондентами, абсолютное большинство

1. Гончарова Н. П., Ноянзина О. Е., Авдеева Г. С. Миграционные процессы и социальная безопасность рынка труда приграничных регионов России // Национальная безопасность. 2014. № 1. С. 50-60.

2. Тодошев А. А. Алтай - прародина тюрков // Алтай - Россия: через века в будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х т. Т. 1 (Горно-Алтайск, 09-12 июня 2016 г.). Горно-Алтайск: Изд-во: Горно-Алтайский государственный университет, 2016. С. 62-66.

3. Чижова В. П. Рекреационные ландшафты: устойчивость, нормирование, управление. Смоленск: Ойкумена, 2011. 176 с.

4. Национальный состав населения // Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Том 5. Национальный состав и владение языками [Электронный ресурс]. https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 14.09.2022)

G. S. Migration processes and social security of the labor market in the border regions of Russia. Natzional'naya bezopasnost' [National Security]. 2014. No. 1. Pp. 50-60. (In Russian)

местных жителей высказывается за продолжение туристского освоения Алтая и именно с туризмом связывают перспективы дальнейшего развития региона. Однако отмечается необходимость перехода к управляемому и предсказуемому «цивилизованному» развитию туризма с соблюдением баланса экономических, экологических и этнокультурных интересов местных сообществ.

В Центральном Алтае («внутренние районы») развиваются активные виды туризма, хотя также наблюдается беспрецедентный рост турпотока и объектов туристской инфраструктуры, всё же, масштабы их абсолютно несравнимы с североалтайскими. Население в целом благожелательно относится именно к активным туристам («походникам»), но высказывает серьёзные опасения относительно возможности вовлечения этих территорий в индустрию массового туризма. Большинство респондентов в Усть-Коксинском районе Республики Алтай не связывают своё будущее с туризмом и выступают за сомоизоляцию и сохранение привычного жизненного уклада, природных и культурных ландшафтов.

5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 14.09.2022)

6. Численность городского и сельского населения по полу по субъектам Российской Федерации // Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Том 1. Численность и размещение населения. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 14.09.2022)

7. Golden Mountains of Altai. UNESCO: World Heritage Convention [электронный ресурс]. URL: https://whc.unesco.org/ru/list/768 (дата обращения: 14.09.2022)

8. Olson D. M., Dinerstein E. Global 200: Priority ecoregions for global conservation. Annals of the Missouri Botanical Garden. 2003. Vol. 89 (2). Pp. 199-224.

of the Turks. Altay - Rossiya: cherez veka v bu-dushchee: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem: v 2-kh t. T. 1 (Gorno-Altaysk, 09-12

Литература

References

1. Goncharova N. P., Noyanzina O. E., Avdeeva 2. Todoshev A. A. Altai is the ancestral home

Естественные и точные науки ••• 51

Natural and Exact Sciences •••

iyunya 2016 g.) [Altai - Russia: Through the Centuries into the Future: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation: in 2 vols. Vol. 1 (Gorno-Altaisk, June 09-12, 2016)]. Gorno-Altaisk, Gorno-Altai State University Publ., 2016. Pp. 6266. (In Russian)

3. Chizhova V. P. Rekreacionnye landshafty: ustoychivost', normirovanie, upravlenie [Recreational Landscapes: Sustainability, Rationing, Management]. Smolensk, Oykumena Publ., 2011. 176 p. (In Russian)

4. Natzional'nyj sostav naseleniya. Itogi Vse-rossijskoj perepisi naseleniya 2020 goda. Tom 5. Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami. [National Composition of the Population. Results of the All-Russian Population Census in 2020. Vol. 5. National Composition and Language Proficiency]. Available at: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (accessed 30.12.2022). (In Russian)

б. Upravlenie Federal'noy sluzhby gosudar-stvennoy statistiki po Altayskomu krayu i Respu-blike Altay: oficial'nyy sayt [Department of the

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Дирин Денис Александрович, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой физической географии и экологии, Институт наук о Земле, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; e-mail: [email protected]

Добрякова Валентина Аркадьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры картографии и геоинформационных систем, Институт наук о Земле, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; email: [email protected]

Сидоренкова Анастасия Николаевна, студентка, Институт наук о Земле, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; e-mail: [email protected]

Нестерова Мария Ивановна, магистрант, Институт наук о Земле, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; email: [email protected]

Благодарность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 2327-00429).

Методический инструментарий исследования (анкета и гайд интервью), представленный в разделе «Материалы и методы», был разработан в рамках проекта РФФИ-Тюменская область № 20-45-720014.

Federal State Statistics Service for the Altai Krai and the Altai Republic: Official Website]. Available at: https://akstat.gks.ru/ (accessed 30.12. 2022). (In Russian)

6. Cnislennost' gorodskogo I sel'skogo naseleniya po polu po sub'ektam Rossiyskoy Feder-acii. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2020 goda. Tom 1. Chislennost' I razmeshchenie naseleniya [The Number of Urban and Rural Population by Gender by Subjects of the Russian Federation. Results of the All-Russian Population Census in 2020. Vol. 1. The Number and Location of the Population]. Available at: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (accessed 30.12.2022). (In Russian)

7. Golden mountains of Altai. UNESCO: The World Heritage Convention. Available at: https://whc.unesco.org/ru/list/768 (accessed 30.12.2022).

8. Olson D. M., Dinersten E. Global 200: Priority ecoregions for global conservation. An-nalsoftheMissouriBotanicalGarden.2002. Vol. 89 (2). Pp. 199-224.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Denis A. Dirin, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Head of the Department of Physical Geography and Ecology, Institute of Earth Science, Tyumen State University, Tyumen, Russia; e-mail: [email protected]

Valentina A. Dobryakova, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Department of Cartography and Geoinformation Systems, Institute of Earth Science, Tyumen State University, Tyumen, Russia; e-mail:

[email protected]

Anastasia N. Sidorenkova, student, Institute of Earth Science, Tyumen State University, Tyumen, Russia; e-mail: nas-

[email protected]

Maria I. Nesterova, undergraduate, Institute of Earth Science, Tyumen State University, Tyumen, Russia; e-mail:

[email protected]

Acknowledgment

The research was supported by RSF (project No23-27-00429).

The methodological tools of the research (questionnaire and interview guide) which is presented in the section «Materials and meth-ods» were obtained within the RFBR-Tyumen Region grant (project No. 20-45-720014).

Принята в печать 04.10.2022 г.

Received 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.