УДК 32:004.738.5
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ
Н.В. Студеникин
В современном мире происходят значительные изменения в стандартах качества, субъектах и формах оказания социальных услуг, вызванных, с одной стороны, активным развитием механизмов государственно-частного партнерства, с другой - «цифровой трансформацией» государственного управления и основных отраслей социальной сферы. «Цифровизация» общественной жизни: развитие цифровой экономики и ее новых инструментов (онлайн-платформ, цифровых коммуникаций) быстро меняет привычные отношения между государством и «социальным клиентом». При этом наряду с возможностями создания «нового качества жизни» посредством современных цифровых технологий сохраняются и определенные проблемы и риски, связанные с ответственностью негосударственных субъектов (частных компаний, некоммерческих организаций) за качество исполнения социальных услуг.
Ключевые слова: цифровизация социальных услуг, государственно-частное партнерство.
В развитии общественной инфраструктуры и социальных услуг традиционно основной вектор задает государство. Вместе с тем ресурсы и компетенции частного сектора и некоммерческих и общественных организаций становятся все более востребованными.
В европейских странах, в частности в Великобритании, созданы значительные возможности для привлечения коммерческих организаций к оказанию социальных услуг на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Правительство расширило сферу партнерства, запустив программу реализации концессионных и контрактных проектов с участием частного бизнеса в сфере предоставления социальных услуг. В системе образования, здравоохранения и социального обслуживания на основе долгосрочных контрактов местные органы власти оплачивают частному сектору стоимость социальных услуг, оказанных им населению, в течение всего срока контракта (как правило, 15-30 лет). Платежи производятся ежегодно при соответствии оказанной социальной услуги принятым в стране стандартам в данной области. Ответственность за предоставление населению основных социально значимых услуг несут муниципалитеты. Используя практику Великобритании, сходная система привлечения коммерческих компаний к оказанию социальных услуг на основе ГЧП развивается в Германии. Как отмечается исследователями, в таких странах, как Великобритания, Ирландия, США, Австралия, «большее количество услуг социального характера предоставляется частным бизнесом под государственным надзором. В этих странах ГЧП бурно развивается, поскольку граждане приветствуют возможность выбора провайдера и качества социальных услуг в зависимости от их стоимости. Сегодня около 80 % общего рынка ГЧП
за рубежом составляют проекты в сфере образования, медицины, социального обслуживания и смежных секторах» [1].
В России также постепенно значительная часть социальных услуг, традиционно оказываемых государством, передается коммерческим компаниям и индивидуальным предпринимателям (посредством различных форм государственных контрактов или на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства). С одной стороны, этому способствует политика бюджетной экономии, с другой - формируется установка на повышение качества социальных услуг посредством внедрения инноваций и привлечения компетенций бизнеса и частной инициативы. В ключевых отраслях социальной сферы (образования, спорта, культуры и социальной защиты) регионы начинают формировать госзаказ, заключают договоры государственно-частного партнерства и концессионные соглашения.
Вместе с тем растет роль и участие в оказании социальных услуг, особенно социально незащищенным группам населения, со стороны третьего сектора и некоммерческих организаций - «поставщиков социальных услуг». Данное понятие впервые было закреплено в Федеральном законе N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [2]. После вступления закона в силу с 1 января 2015 года в качестве субъектов, оказывающих социальные услуги и осуществляющих социальное обслуживание, утверждены негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В последние несколько лет в России происходит «цифровизация» всех сфер экономики и общественной жизни - причем если ранее тренд шел от общества и корпоративного сектора, то с 2017 г. принята новая государственная политика уровне в форме госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. Значительное место в ней отводится созданию «цифровых платформ» в основных направлениях социально-экономической жизни в России.
В ближайшем будущем развитие цифровых технологий (информационно -сервисных «цифровых платформ») станет возможным в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства. В 2017 г. в Госдуму внесен законопроект с поправками в законы о ГЧП и о концессионных соглашениях создавать и поддерживать «государственные информационные системы» (1Т-системы) по модели концессии и государственно-частного партнерства. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, механизмы ГЧП позволят обеспечить информатизацию практически всех социально значимых сфер [4].
Еще одним фактором «цифровизации» социальных услуг становится развитие телекоммуникационного рынка и инициативы ведущих государственных и частных компаний, заинтересованных в создании новых рынков и услуг. Так, ПАО «Ростелеком» выступает комплексным интегратором различных цифровых услуг, объединяя их в рамках концепции «умного города»: например, «умное» здравоохранение предполагает внедрение телемедицины, эффективной си-
стемы оказания электронных услуг - от «электронной регистратуры» до получения результатов анализов онлайн, умная система ЖКХ предполагает контроль и учет данных и предоставление информации их пользователям, умная «доступная среда» создается на основе геоинформационных систем. С этой целью в октябре 2017 г. Минкомсвязи ПАО «Росатом», ПАО «Ростелеком», Университет ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова подписали Меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. В документе отмечается, что «одна из ключевых задач консорциума - создание и реализация концепции «Умные города России» которая будет предполагать конкретные меры и целевые показатели по цифро-визации отраслей городского хозяйства» [5].
В интересах цифровой трансформации и повышения качества социальных услуг в сфере социальной защиты для России может быть интересным опыт Республики Казахстан. В 2017 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на первом Форуме социальных работников представило стратегию цифровизации социальной сферы. В целях информатизации отрасли планируется развитие Единой информационной системы социально-трудовой сферы, предусматривающее разработку направлений «Индивидуальные электронные карты получателей услуг», «Планирование», «Поставщики услуг», «Контрактирование», «Кадры» и «Мониторинг». Планируется интеграция единой информационной системы социального обслуживания с информационными системами, поддерживающими эталонные базы, а также с информационными системами центральных и местных государственных органов [6].
Как отмечают многие исследователи, «современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для свободной социализации и адаптации всех социальных групп. Например, с целью трудовой адаптации в перспективе социальные службы могут устанавливать компьютеры на дому инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам. Ограниченным в передвижении инвалидам можно обеспечить полноценное общение с помощью установки компьютеров с выходом в Интернет; в определенных случаях это потребует разработки специфических устройств ввода и вывода компьютерной информации» [7].
В России предпринимаются попытки создания удобных сервисных систем для использования в системе социального обслуживания. Пенсионный фонд России запустил две большие информационные системы, одна из которых построена на зарубежном решении, другая - федеральный реестр инвалидов -на российском. Федеральный фонд социального страхования разработал концепцию и пилотную версию «социального навигатора», мобильного приложения для «социального клиента», позволяющего вести общение и получать ряд услуг Фонда дистанционно.
На региональном уровне по мере преодоления информационного неравенства также начинаются формироваться инициативы по цифровой трансформации оказания социальных услуг. Например, в 2018 году в Ханты -
Мансийском автономном округе начинается реализация пилотного проекта социальных инноваций в сфере социального обслуживания, предполагающего создание единой региональной информационной системы «Портал социальных услуг» для поставщиков и получателей социальных услуг (социальное такси, обеспечение ухода за детьми и тяжело больными гражданами) [8].
В Москве разработан и тестируется в ряде государственно-бюджетных учреждений Москвы проект «социальный помощник», который предполагает использование социальными работниками в процессе обслуживания «социальных клиентов» на дому специальной цифровой платформы и мобильного приложения. С помощью приложения возможно будет сформировать заказ на продукты питания и иные необходимые товары с доставкой на дом, что повышает эффективность социального обслуживания.
На заседании Наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под председательством Президента РФ 14 января 2016 года был одобрен проект по созданию информационной системы для людей с ограниченными возможностями здоровья «Новое качество жизни» (НКЖ) в рамках государственно-частного партнерства, за счет привлечения внебюджетных средств. Целью проекта является создание единой информационно-сервисной платформы, которая призвана выполнять функцию информационного сопровождения социальных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационный портал агрегирует все виды социальных услуг и реабилитационных мер для людей с ограниченными возможностями здоровья и начинает работать как единое информационное окно по вопросам содействия в удовлетворении их потребностей [9]. Платформа агрегирует НКО, оказывающие социальные услуги для инвалидов, а также компании, заинтересованные в том, чтобы поддержать инвалидов.
Таким образом, можно прогнозировать, что в ближайшие годы процесс «цифровизации» социальных услуг в России продолжит развиваться в направлении расширения количества отраслей и географии внедрения новых технологий, соответственно будет расти количество цифровых платформ в социальной сфере. Оценивая инициативу ПАО «Ростелеком» можно предположить, что будет происходить объединение различных социальных сервисов на базе единой цифровой платформы в рамках «цифровых» городов. Также есть хорошие перспективы использования моделей государственно-частного партнерства для создания «информационных систем» в разных отраслях общественной инфраструктуры, что потребует отдельного научного изучения.
Список литературы
1. Зайнашева З.Г. Сабирова З.Э. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальных отраслях сферы услуг// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. «Экономика». 2013 г. С. 94-95.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Гл. 4.
3. Электронный ресурс: http://government.ru/docs/28653/
4. Электронный ресурс: http://asozd2.duma.gov.ru/ addwork/scans.nsf/ID /31D721D29DBF16534325810Р0026803 8/$File/157778-7.PDF?OpenElement
5. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/3446454
6. Электронный ресурс: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/346231
7. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере. М.: Дашков и К.: 2015. Гл. 2, П.2.2. С.105.
8. Электронный ресурс: ^^: //admhmao .ru/dokumenty/proekty-pravitelstva /documents.php?sid=66974&bid=740&pid=&eid=1069947
9. Электронный ресурс: ^^: //www.Infralife.ru
Студеникин Николай Владимирович, канд. полит. наук, доц,, [email protected], Россия, Москва, МГИМО
INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON SOCIAL SERVICES: WORLD EXPERIENCE
AND PROSPECTS IN RUSSIA
N.V. Studenikin
There are significant changes in the quality standards, subjects and forms of social services in the modern world. It caused on the one hand by the active development of public-private partnership mechanisms, on the other - by the "digital transformation" of public administration and the main branches of the social sphere. "Digitalization" of public life: the development of the digital economy and its new tools (online platforms, digital communications) rapidly change the habitual relationship between the state and the "social client". In addition to the opportunities to create a "new quality of life" through modern digital technologies, certain problems and risks associated with the responsibility of non-state actors (private companies, non-profit organizations) for the quality of the performance of social services are also preserved.
Key words: digitalization of social services, public-private partnerships
Studenikin Nikolai Vladimirovich, candidate of political sciences, docent, [email protected] , Russia, Moscow, MGIMO.