Научная статья на тему 'Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков'

Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1443
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / DIGITAL TECHNOLOGIES / INTELLECTUAL ACTIVITIES / MOBILE APPLICATIONS / INFORMATION EXCHANGE / ELECTRONIC RESOURCES / INTELLIGENT LEARNING SYSTEMS / ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботавина Елена Борисовна, Кайдалова Татьяна Анатольевна, Пигасова Ирина Викторовна

В статье представлен обзор методов обучения иностранным языкам с использованием цифровых технологий. Современный этап электронного обучения иностранному языку характеризуется освоением интернет-технологий и мобильных приложений. Приведены примеры эффективных методов обучения иностранным языкам с использованием компьютеров, способствующих обучению всем основным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению и аудированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботавина Елена Борисовна, Кайдалова Татьяна Анатольевна, Пигасова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGES

The article is about effective computer-based methods of teaching aimed at the development of speech activities: teaching methods by means of digital technology. The modern stage of a foreign language e-learning is characterized by the development of the Internet technologies end mobile applications. Also the article provides examples of effective methods aimed at the development of four main types of speech activities: reading, writing, speaking end listening

Текст научной работы на тему «Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков

Ботавина Елена Борисовна,

преподаватель Государственный университет кафедра иностранных языков, г. Москва E-mail: [email protected]

Кайдалова Татьяна Анатольевна

преподаватель Государственный кафедра иностранных языков E-mail: [email protected]

университет Москва

Пигасова Ирина Викторовна,

преподаватель Государственный кафедра иностранных языков E-mail: [email protected]

университет Москва

управления,

управления,

управления,

В статье представлен обзор методов обучения иностранным языкам с использованием цифровых технологий. Современный этап электронного обучения иностранному языку характеризуется освоением интернет-технологий и мобильных приложений. Приведены примеры эффективных методов обучения иностранным языкам с использованием компьютеров, способствующих обучению всем основным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению и аудированию.

Ключевые слова: Цифровые технологии, интеллектуальные виды деятельности, мобильные приложения, обмен информацией, электронные ресурсы, интеллектуальные обучающие системы, искусственный интеллект.

Каждый день современное общество все больше становится огромным информационным пространством, где можно обнаружить бесконечное количество связей между его составляющими. Всего лишь 20 лет назад люди могли только мечтать о гаджетах, электронных ресурсах и устройствах, без которых нам уже сложно обходиться в настоящее время. Искусственный интеллект проник во все отрасли и сферы жизни человека, включая и образовательный процесс.

Уже более полувека назад началось использование компьютерных технологий в сфере обучения иностранным языкам. В настоящее время уже немыслимо преподавание иностранных языков без применения новейших технологий [3, с. 117-131].

История преподавания иностранных языков с использованием компьютерных технологий берёт начало с конца 50-х годов XX века. В своей статье «Computer Assisted Language Learning: an Introduction» [1, c. 57-71]. М. Воршер выделяет 3 основных этапа (рис. 1).

Рис. 1

Это связано с быстрым развитием средств массовых коммуникаций (мобильные телефоны, интернет и тому подобное). На протяжении 20 лет происходило массовое внедрение средств вычислительной техники и ряда математических методов в указанную сферу (1 этап).

Этот период определялся созданием вычислительных центров в ведущих университетах мира. В учебном процессе использовались компиляци-онные программы и редакторы текстов. От студентов и преподавателей требовалось овладение 0- соответствующими языками программирования.

о Это затрудняло процесс обучения.

В 80~90~е годы в учебном процессе стали ис-ё^ пользоваться персональные компьютеры, что

ем „

стало основой широкой компьютеризации про-

цесса обучения (2 этап). Всё это способствовало повышению его эффективности и доступности. Это происходило прежде всего в развитых странах, что не позволяет говорить о полной демократизации указанных процессов. Также использование персональных компьютеров усовершенствовало управление учебным процессом и контроль знаний.

С этого времени существует термин пользователь с собственным ПК. С одной стороны, на втором этапе было разработано новое поколение компьютерных учебных пособий - так называемые интеллектуальные системы обучения. В таких системах метод обучения не определяется учителем, а устанавливается в зависимости от целей обучения учащегося.

С другой стороны, существующие знания учащегося стали находиться в центре внимания. Для этого в обучающих компьютерных системах были представлена информация о том, как учить, чему учить, и информация о студенте. Такой подход позволил индивидуально адаптировать образовательные влияния, а затем тщательно проверить знания ученика.

Сегодняшний, современный этап (3 этап), который в настоящее время проходит свой путь развития, характеризуется появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа, а также появлением виртуальной реальности. Компьютер становится инструментом, с помощью которого можно управлять различными подключенными к нему устройствами, а также свободно и бесплатно обслуживать их. Характерной чертой этого процесса является общение между пользователями путем обмена информацией через глобальную компьютерную сеть - WorldWideWeb. Сегодня знания и навыки учащихся играют важную роль в обучении иностранным языкам, поскольку они связаны с изучением новых информационных и телекоммуникационных технологий и приобретением необходимых для этого технических навыков и понятий.

Созданные глобальные компьютерные сети привели к возможности интеграции данных на физически удаленных друг от друга компьютерах, и тем самым к глобализации образовательного процесса [7, с. 312].

Компьютеризация общества - это объективный социальный процесс, связанный с возрастающей ролью и влиянием интеллектуальной деятельности на все стороны человеческой жизни. Это процесс перестройки жизни общества, основанный на более широком использовании достоверных знаний из безопасных источников во всех сферах творческой деятельности человека. Основное внимание в социальном разделении труда сейчас уделяется сбору информации, ее обработке, хранению, использованию и быстрому доступу к ней [2, с. 224].

Внедрение новых технологий ведет к изменению методики преподавания и к организации новых форм обучения. Итак, важным условием развития информатизации общества является

«информатизация образования», то есть процесс изменения сферы образования в информационной среде. Это подразумевает использование в методике современных средств получения и передачи информации, а также внедрение этой методики на практику обучения иностранному языку [6, с. 71].

Рассматривая статистику изучения иностранных языков, становится очевидно, что в наше время благодаря большому количеству различных программ, сайтов, приложений, игр, методик обучения, пособий и учебников все больше и больше людей начинают учить иностранные языки вне зависимости от возраста. Такое явление объясняется тем, что на современном этапе развития, открывается все больше возможностей для самообразования студентов вне учебных заведений. Разрабатываются все больше приложений для смартфонов, выполняющих функцию онлайн или офлайн словарей, обучающих программ и различных сайтов, способных не только облегчить восприятие и запоминание информации, но также сделать процесс обучения более интересным. Кроме того, в продажу поступают портативные голосовые переводчики. Рассмотрим эти инновации подробнее.

1. Электронный словарь. Электронный словарь - это онлайн-словарь, который размещён в интернете. Такие словари быстро набирают популярность. Их размещают у себя многие поисковые порталы (yandex.ru, rambler.ru, mail.ru). Они выручают в ситуации, когда сложно подобрать правильные слова в диалоге с собеседником. Значительно экономят время по сравнению с использованием бумажного словаря. Другие примеры онлайн - словарей: Google переводчик, переводчик Microsoft, Multitran, Reverso, ABBYY Lingvo и др.

2. Офлайн-словари. Представляют собой словари, которые не требуют доступ в интернет. По сравнению с бумажным словарем использование подобного рода приложений также значительно сэкономит время. Они выделены в отдельную группу, так как появились сравнительно недавно, очень удобны в использовании и пользуются большой популярностью у туристов. Вся информация доступна офлайн. Кроме того, в некоторых программах есть функция тестов и игр на проверку словарного запаса, то есть они предоставляют функцию обучения, которая дает возможность выучить слова по определенной теме. Возможные варианты игр: сопоставление русского и иностранного слова, составление собственного глоссария, составление словарных карточек, которые можно сохранять в специальный файл с результатами вашего прогресса и т.д. О пользе такого метода обучения писали С.П. Киршев, Н.В. Киршева в своей работе «Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса». Ведь именно благодаря игровому процессу обучение становится интересным, а полученная информация быстрее усваивается [5, с. 162-167].

В качестве примеров офлайн-словарей можно привести Google переводчик, Yandex переводчик,

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

Переводчик Microsoft, Multitran, Reverso, ABBYY Lingvo и др.

3. Портативные голосовые переводчики.

Устройства, которые раньше мы видели только в фантастических фильмах, сейчас имеют широкое распространение на туристическом рынке. Мгновенный голосовой перевод в обе стороны без использования интернета позволяет преодолевать языковые барьеры, не бояться быть непонятым, общаться с иностранцами на любые темы. Такие устройства производят компании Xiaomi, Banggood, Quicktionary, Grape. Более того, вы можете просто продиктовать приложению на вашем смартфоне несколько фраз - оно распознает слова и переведёт их. Благодаря современным технологиям каждый владелец Android устройства может воспользоваться специальным приложением и перевести слово, предложение или небольшой текст всего за несколько секунд. Наиболее удобными в пользовании являются голосовые переводчики для Андроид, работающие без интернета. Программа автоматически распознает речь, переведет ее, произнесет готовый перевод один раз и отобразит его на экране устройства. Существует огромное количество подобных голосовых переводчиков. Если вам необходим голосовой переводчик, то следующие приложения могут быть полезными: Google Переводчик, iTranslate, Переводчик Microsoft, Translate.Ru, TransZilla, TalkToMe и многие другие.

4. Приложения для смартфонов. Одними из самых популярных приложений в настоящее время являются: Lingualeo, Duolingo, TED, Genius, Puzzle English, FluentU, Conversation Exchange, BBC Languages, Busuu. Они превращают изучение языков в своего рода игру, где с помощью любимых фильмов, сериалов, песен, квестов, смешных картинок учить язык становится гораздо интереснее. Важно отметить, что с помощью таких приложений можно не только запомнить лексику или разговорные выражения, но и лучше разобраться с употреблением той или иной грамматической конструкции. Более того, подобные приложения удобны тем, что не требуют большого количества времени и выполнять задания или общаться с носителями языка можно где угодно: в метро, очереди, перерывах, кафе и так далее.

5. Интернет-сайты. Как правило, сайты создаются для общения с реальными людьми, которые также изучают или являются носителями изучаемого вами языка. Они могут помочь вам освоить желаемый язык, а вы, в свою очередь, можете обучать их вашему родному языку. Примерами являются Polyglot Club, Lang - 8, Lingq, Interpals. net, Conversationexchange.com, Speaking24.com, Easy language exchange и т.д. Кроме того, сайты могут выступать своего рода «хранилищами» по-

5 лезных материалов: идиом, фразеологизмов, кры-о латых выражений, правил, форм неправильных глаголов. К таким источникам относятся: Learn ° English Today, Voice of America, BBC, Le Monde, Der Ü Focus, Der Spiegel и многие другие [4, с. 158-162].

Итак, обучение переходит в онлайн и, следует надеяться, что в будущем эта тенденция останется ведущей. Существует множество сайтов и электронных ресурсов, которые позволяют изучать иностранный язык самостоятельно. В интернете можно найти готовые программы, упражнения, собеседников. Есть специальные сообщества, в которых люди помогут вам самостоятельно изучить язык. В сети существует масса ресурсов, где можно найти собеседника-носителя языка или выложить свой текст, который проверят несколько человек и дадут вам комментарии с объяснениями ваших ошибок и советы по исправлению.

Популярны обучающие марафоны, в рамках которых преподаватель работает с несколькими людьми. Студенты в течение определенного времени осваивают конкретную программу, выполняют задания, направленные на развитие определенных: аудирования, говорения, письма, чтения, которые контролируются преподавателем. Марафоны - достаточно эффективный вид деятельности, потому что на некоторых из них существуют достаточно жесткие правила. Например, за невыполнение задания или заданий к определенному времени участник может быть исключен. Следовательно, такие марафоны помогут студентам не только изучить язык, но и развить личные качества, такие как дисциплина, лидерство, ответственность и самоорганизация.

Существуют также разные методы для изучения иностранного языка. Вы можете заниматься с преподавателем или обучаться самостоятельно. Самая главная задача - это ежедневная практика. Интернет посредством своих сайтов и материалов поможет вам.

Делаем вывод, что основное направление в современной системе образования - это интеграция цифровых технологий в образовательный процесс. Основным преимуществом является высокий уровень представления в учебном процессе изучаемого материала с использованием элементов игры, созданием дополненной реальности, где ученик усваивает основные принципы изучения иностранных языков и их применение на протяжении всей жизни, выстраивая собственную стратегию обучения.

Литература

1. Warschauer, M.; Healey, D. (1998). "Computers and language learning: an overview". Language Teaching.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2003.

3. Джонассен Девид Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование, № 4-2004.

4. Ефанова Л.Д., Полякова В.Л. Использование социальных сетей при изучении иностранных языков в ВУЗе//Вестник университета. 2019, № 3.

5. Киршев С.П., Киршева Н.В. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса / Тр. учен. ГЦОЛиФКа: Ежегодник. -М., 2013.

6. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

7. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе /Пер. с англ. - М.: Информатика и образование, 2009.

influence of digital technologies on the study of foreign languages

Botavina E^., Kaydalova TA, Pigasova I.V.

State University of Management

The article is about effective computer-based methods of teaching aimed at the development of speech activities: teaching methods by means of digital technology. The modern stage of a foreign language e-learning is characterized by the development of the Internet technologies end mobile applications. Also the article provides examples of effective methods aimed at the development of four main types of speech activities: reading, writing, speaking end listening.

Keywords: Digital technologies, intellectual activities, mobile applications, information exchange, electronic resources, intelligent

learning systems, artificial intelligence.

References

1. Warschauer, M.; Healey, D. (1998). "Computers and language learning: an overview". Language Teaching.

2. Bespalko, V.P. Pedagogy and advanced learning technologies, M-2003.

3. David H. Jonassen Computers as a tool of knowledge: learning with technologies and not from it. Computer science and education, № 4-2004.

4. Yefanova L.D., Polyakova V.L. The use of social networks for learning foreign languages at a university. University Bulletin 2019 № 3.

5. Kirshev S.P., Kirsheva N.V. computer as a means of increasing the efficiency of the learning process. Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Annual, M-2013.

6. Polat E.S. Computer in humanitarian Education University textbook, M-2001.

7. Tiffin D., Rajasingham L. What is virtual learning: education in the information society Computer science and education, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.