Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
504
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / воздействие / психика / когнитивная сфера / психологическая безопасность / риски / ресурсы / digitalization / impact / psyche / cognitive sphere / psychological security / risks / resources

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жилина Надежда Владимировна

Статья посвящена проблемам изменения психики человека в условиях цифровизации общества. Когнитивные нарушения рассмотрены в контексте позитивных и негативных влияний цифровизации на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жилина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE SPREAD AND FORMATION OF COGNITIVE PERSONALITY DISORDERS

The article is devoted to the problems of changing the human psyche in the conditions of digitalization of society. Cognitive impairment is considered in the context of positive and negative effects of digitalization on a person.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ»

DOI: 10.17805ЛГ^У.2021.2Л ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Н.В. Жилина Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья посвящена проблемам изменения психики человека в условиях цифровизации общества. Когнитивные нарушения рассмотрены в контексте позитивных и негативных влияний цифровизации на человека.

Ключевые слова: цифровизация, воздействие, психика, когнитивная сфера, психологическая безопасность, риски, ресурсы

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE SPREAD AND FORMATION OF COGNITIVE PERSONALITY DISORDERS

N.V. Zhilina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article is devoted to the problems of changing the human psyche in the conditions of digitalization of society. Cognitive impairment is considered in the context ofpositive and negative effects of digitalization on a person.

Keywords: digitalization, impact, psyche, cognitive sphere, psychological security, risks, resources

Усиление роли информации и современных средств ее обработки (получения, сохранения, передачи, изменения, восстановления, защиты), рассматриваемое в последнее десятилетие в терминологии цифровизации, в настоящее время отмечается во всех сферах жизнедеятельности человека: в образовательной, трудовой, досуговой, бытовой. Цифровизация, реализуемая как внедрение цифровых технологий обращения с информацией, существенно расширяет возможности каждого субъекта в оперировании информационными массивами, в реализации деловой и личной коммуникации, в создании новых производств и бизнес-моделей, в получении товаров и услуг, в извлечении прибыли и самореализации и т.д. Данные процессы в существенной мере изменяют образ жизни человека, способы организации им своего рабочего и свободного времени, распределения энергии и финансов, стратегии взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, приемы получения и использования информации и т.д. Окружающий мир, также трансформируясь, перестраиваясь в соответствии с новыми реалиями, поддерживает обозначенные процессы на уровне всего общества и каждого отдельного его члена, создает новую реальность, которая, нацеливаясь на человека, концентрируя на нем свои воздействия, неизбежно изменяет его внешне и внутренне.

Влияние процессов цифровизации на внешний облик человека, выразившееся

в ношении и публичном использовании им многочисленных гаджетов, является лишь малой толикой его изменений, концентрирующихся, в основном, на внутреннем уровне. Еще на ранних этапах изучения последствий информационного взрыва и внедрения в социальное пространство сначала - компьютерных, затем -информационных технологий, далее - цифровых средств, позволяющих более или менее совладать с ними, было установлено возросшее влияние информационных по своей природе и наведенных извне воздействий на психику человека, изменяющих его на уровне когнитивной, эмотивной и конативной сферы. Исследователями отмечалась многочисленность и разнообразие по характеру и содержанию подобных воздействий. Речь шла, прежде всего, о последствиях манипулятивного влияния информационных воздействий, принимающих, в ряде случаев, характер информационной атаки или войны (Тылец, Краснянская, 2018). По проблематике значительное внимание уделялось изменениям в психофизиологическом тонусе человека, в организации им познавательных процессов, регулировании эмоционально-ценностных ресурсов, построении поведенческих процессов. Анализировалась также существенная неоднородность достигаемого при этом эффекта в зависимости от возрастного, профессионального, соматического и прочего статуса их потребителя (Краснянская, 2001; Еловиков, 2019; Бересток, 2020а; Краснянская, Тылец, 2020Ь).

Анализ источниковой базы указывает, что наиболее очевидные и наиболее изучаемые последствия информационных и инициированных ими технологических изменений относятся к эмоциональной сфере человека. Лишь эпизодически констатируя возросшую удовлетворенность условиями жизни в новой реальности, преимущественно, субъектами, ранее фрустрированными в удовлетворении каких-либо своих потребностей (в первую очередь, обладающих ограниченными физическими возможностями, переживающими одиночество), авторы сосредоточились на рассмотрении негативных последствий происходящих изменений. Изучались, в частности, рост под влиянием обозначенных процессов тревожности современного человека, его немотивированной агрессивности, распространение депрессивных состояний, появление и укрепление в социуме различных зависимостей (компьютерной зависимости, интернет-зависимости, игровой зависимости и прочих аддиктивных состояний, порожденных и неразрывно связанных с рассматриваемыми явлениями).

На уровне поведенческой сферы под влиянием цифровых преобразований исследователи отмечали, в первую очередь, существенную перестройку ритма жизни человека и характера организации им социальной коммуникации, переместившуюся, по большей мере, в виртуальное пространство межличностного взаимодействия и общения. При этом, по отношению как к первому, так и ко второму, ими признавались позитивные и негативные последствия: возможность компенсации собственных ограниченных возможностей за счет возросшей ресурсности технологических средств, с одной стороны, и непроизвольное

сокращение прямых социальных контактов со всеми вытекающими (далеко не всегда благоприятными) последствиями этого, с другой стороны.

Вместе с тем, наиболее существенные изменения в психическом статусе человека под влиянием процессов цифровизации, мы считаем, происходят на уровне его когнитивной сферы.

Вооружение человека новыми средствами обращения с информацией, составляющее основное содержание процессов цифровизации, существенно расширили познавательные возможности человека. К ее позитивным последствиям, немаловажным для психики, может быть отнесено получение ускоренного и избирательного доступа к удаленной информации, причем, представленной в разных форматах - текстовом, визуальном, аудиальном и комбинированно. Воспроизводство этой информации стало возможным в любое время, в разном объеме и качестве, с заданным темпом, громкостью и прочими параметрами. Это сделало информацию во всех смыслах более доступной для человека вне зависимости от его финансовых, физических и психических ограничений. Кроме того, новые технологии предоставили человеку ранее недоступные возможности хранения и обработки информации: она может сохраняться необходимое время в компактном виде с высоким уровнем доступности, представляться не только в вербальной, но и в графической форме. Совершенствование цифровых технологий, таким образом, повышает качество всех познавательных процессов человека - его ощущений, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и речи.

Несмотря на беспрецедентное расширение познавательных возможностей, цифровизация на текущий момент увязывается с эффектами когнитивных нарушений человека.

Когнитивные нарушения в самом общем виде представляют собой негативные изменения в познавательных процессах, обнаруживающиеся в виде нежелательных трансформаций объема, темпоральных и структурных характеристик памяти, неблагоприятной качественной и количественной перестройки умственной работоспособности, других нарушений сложных функций головного мозга, обеспечивающих все аспекты взаимодействия с информацией (восприятие, сохранение, преобразование, извлечение).

Возникновение когнитивных нарушений человека в современных технологических реалиях, согласно оформившимся представлениям, может объясняться двумя наиболее важными обстоятельствами: несоответствием технических параметров устройств, поддерживающих цифровые процессы, психофизиологическим и психическим особенностям человека и чрезмерным включением цифровых технологий в его жизнь.

Несоответствие технических параметров средств цифровизации психофизиологическим и психическим особенностям человека относится к проблеме эргономической непроработанности технологических новинок. Возникновение этой проблемы восходит еще к истокам компьютеризации,

когда исследователи отмечали несовершенство технического и программного обеспечения соматическим и психическим возможностям различных категорий пользователей. В настоящее время данная проблема частично «снимается» разнообразием гаджетов, приспособленных к потребностям различных категорий потребителей. Сохранение по сей день такой проблемы обостряет вопрос о защищенности человека в области высоких технологий (Сударик, Здоров, 2018). Причем, речь идет о защищенности человека в разных сферах его жизнедеятельности, в первую очередь, в образовательной сфере, нацеленной на обучение и развитие нового поколения (Тылец, Краснянская, 2017; Краснянская, Тылец, 2019Ь). Очевидно, что преодоление проблемы подобного рода должно опираться на систематические исследования, выполненные в рамках психологической области знания.

Проблема чрезмерного включения цифровых технологий в жизнь человека на сегодняшний день увязывается, прежде всего, с провоцированием ими процессов атрофии познавательных способностей человека, не использующихся в новой технологической реальности в объеме, достаточном для развития и поддержания их в работоспособном состоянии. Особенно актуальной эта проблема выступает для развивающегося организма: дети, увлеченно используя возможности сначала калькулятора, затем компьютера, не развивают навыки счета, анализа, запоминания и т.д., что тормозит темпы развития познавательных функций их головного мозга. Как следствие, возникает широкий спектр когнитивных нарушений - процессов восприятия, памяти, мышления, воображения. В результате, молодой человек приобретает зависимость от компенсирующих возможностей цифровых технологий. Несколько трансформируясь, проблема обнаруживается и в других возрастных группах, в частности, у лиц пожилого возраста (Бересток, 2020Ь).

В первом и во втором случае речь может идти об угрозах психологической безопасности субъекта цифровизации (Краснянская, Тылец, 2020а). Нарушение психологической безопасности субъекта цифровизации проявляется в снижении его защищенности в единстве со способностью свободно развиваться в направлении, значимом для его личностного развития (Тылец, Краснянская, Иохвидов, 2020). Ситуация усугубляется нахождением человека в среде, насыщенной манипулятивными воздействиями информационных потоков, способных массово и избирательно трансформировать систему его ценностей, жизненных представлений, поведенческих установок (Краснянская, Тылец, 2019а; Тылец, Краснянская, 2020).

Очевидно, что проблема когнитивных нарушений субъекта цифровых трансформаций требует углубленных теоретических исследований и выработки практических консультативных и коррекционно-развивающих рекомендаций со стороны психологического сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бересток Т.Б. (2020а) Информационно-психологическая безопасность субъектов позднего периода в эпоху цифровизации //Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сб. научных статей и материалов III международной конференции (Коломна, 12-14 февраля 2020 г.). Коломна: ГСГУ С. 46-51.

Бересток Т.Б. (2020Ь) Факторы информационной безопасности в пожилом возрасте //Язык и речь в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. Сб. статей IV Международной научно-практической конференции (Москва, 29 апреля 2020 г.): в 2 томах. М.: РУДН. С. 185-191.

Еловиков Н.А. (2019) Информационные угрозы безопасности следователя // Актуальные вопросы публичного права. Сб. трудов конференции XVIII Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. (Екатеринбург, 31 октября-01 ноября 2019 г.). Екатеринбург: УГЮУ. С. 868-876.

Краснянская Т.М. (2001) Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. Ессентуки: РОССЫ. 88 с.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2019а) Субъектный импринтинг принципа безопасности в условиях массовых информационных воздействий //II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Под редакцией А.В. Костиной, В.А. Лукова. М.: МосГУ. С. 267-272.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2019Ь) Технологические составляющие обеспечения информационно-психологической безопасности личности в условиях дистанционного обучения // Информационные технологии и средства обучения. Т.73. №5. С. 249-263. DOI: https://doi.org/10.33407/itlt.v73i5

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2020а) Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. №2. С.152-166. DOI: 10.17805^ри.2020.2.14

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2020Ь) Риски и ресурсы психологической безопасности киберсообщества //Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева (Москва, МГППУ, 12-13 мая 2020 г.). М.: МГП-ПУ С.302-304.

Сударик А.Н., Здорова С.В. (2018) Психологическая защищенность личности в сфере высоких технологий //Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сб. научных трудов II Международной конференции (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 06-07 июня 2018 г.). М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. С. 602-606.

Тылец В.Г., Краснянская Т.М. (2017) Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного за-

ведения // Информационные технологии и средства обучения. Т.62. №6. С.203-215. DOI: 10.33407/itlt.v62i6.1721

Тылец В.Г., Краснянская Т.М. (2018) Субъектные маркеры безопасности при разном уровне рефлексии информационной войны // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). N° 4. DOI: 10.18384/22240209-2018-4-929

Тылец В.Г., Краснянская Т.М. (2020) Психолингвистическое исследование концептов «опасность» и «безопасность» в языковом сознании студентов // Вопросы психолингвистики. N 1 (43). С. 84-97. DOI: 10.30982/2077-5911-2020-43-1-84-97

Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. (2020) Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления // Профессиональное образование в современном мире. Т. 10, N 3. С. 3112-3120. DOI: 10.15372/PEMW20200321

Жилина Надежда Владимировна - магистрант Московского гуманитарного университета по кафедре общей, социальной психологии и истории психологии. Научный руководитель: Краснянская Т.М. - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). Эл. адрес: [email protected]

ZhylinaNadezhda Vladimirovna - Master's student of the Moscow university for the humanities in the Departments of Social, social-psychological and Eastern psychological. Scientific supervisor: Krasnyanskaya T.M. - DSc in psychology, professor, professor of the department of general, social psychology and history of psychology, Moscow University for the Humanities. Postal Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia, Tel.: +7 (499) 374-67-20 (12-87). E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Жилина Н.В. Влияние цифровой трансформации на распространение и формирование когнитивных нарушений личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №2. С. 4-9. DOI: https://www.doi.Org/l0.17805/trudy.2021.2.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.