Научная статья на тему 'Влияние цифрового общества на изменения функционала выпускников коммуникационных специальностей'

Влияние цифрового общества на изменения функционала выпускников коммуникационных специальностей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровое общество / информационно-цифровое общество / специалист по связям с общественностью / пиар-специалист / навыки пиар-специалиста / умения пиар-специалиста / медиабизнес / digitalization / digital society / information and digital society / public relations specialist / PR specialist / PR specialist skills / PR specialist skills / media business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коренева Александра Юрьевна

Многолетние наблюдения со стороны преподавателя за компетенциями студентов выпускного курса коммуникационной специальности «Реклама и связи с общественностью» демонстрируют быстро меняющийся портрет «пиар-специалиста». После прохождения учебной и производственной практик, на выходе из университета, студенты в состоянии выразить свои впечатления от профессиональной деятельности, провести рефлексию получаемых знаний/навыков/умений. Автором статьи был проведен опрос студентов выпускного курса направления «Реклама и связи с общественностью» уровня «бакалавриат». Данная статья ставит задачей анализ изменений функций начинающего специалиста в русле всеобщей цифровизации. В том числе, автор отталкивается от тезиса взаимосвязи технологического развития индустрии и притязаний/ожиданий соискателей и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коренева Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the digital society on changes in the functionality of communication graduates

Long-term observations by the teacher of the competencies of final year students in the communication specialty “Advertising and Public Relations” demonstrate a rapidly changing portrait of a “PR specialist”. After completing educational and practical training, upon leaving the university, students are able to express their impressions of their professional activities and reflect on the knowledge/skills/abilities acquired. The author of the article conducted a survey of final year students in the field of “Advertising and Public Relations” at the undergraduate level. This article aims to analyze changes in the functions of a novice specialist in line with general digitalization. In particular, the author starts from the thesis of the relationship between the technological development of the industry and the claims/expectations of job seekers and employers.

Текст научной работы на тему «Влияние цифрового общества на изменения функционала выпускников коммуникационных специальностей»

Коренева Александра Юрьевна

кандидат философских наук, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]

Влияние цифрового общества на изменения функционала выпускников коммуникационных специальностей

Многолетние наблюдения со стороны преподавателя за компетенциями студентов выпускного курса коммуникационной специальности «Реклама и связи с общественностью» демонстрируют быстро меняющийся портрет «пиар-специалиста». После прохождения учебной и производственной практик, на выходе из университета, студенты в состоянии выразить свои впечатления от профессиональной деятельности, провести рефлексию получаемых знаний/навыков/умений. Автором статьи был проведен опрос студентов выпускного курса направления «Реклама и связи с общественностью» уровня «бакалавриат». Данная статья ставит задачей анализ изменений функций начинающего специалиста в русле всеобщей цифровизации. В том числе, автор отталкивается от тезиса взаимосвязи технологического развития индустрии и притязаний/ожиданий соискателей и работодателей.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое общество, информационно-цифровое общество, специалист по связям с общественностью, пиар-специалист, навыки пиар-специалиста, умения пиар-специалиста, медиабизнес.

Для цитирования: Коренева А.Ю. Влияние цифрового общества на изменения функционала выпускников коммуникационных специальностей // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 4. С. 35-42. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0290

Alexandra Yu. Koreneva

Candidate of Philosophy,

Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]

The influence of the digital society on changes in the functionality of communication graduates

Long-term observations by the teacher of the competencies of final year students in the communication specialty "Advertising and Public Relations" demonstrate a rapidly changing portrait of a "PR specialist". After completing educational and practical training, upon leaving the university, students are able to express their impressions of their professional activities and reflect on the knowledge/skills/abilities acquired. The author of the article conducted a survey of final year students in the field of "Advertising and Public Relations" at the undergraduate level. This article aims to analyze changes in the functions of a novice specialist in line with general digitalization. In particular, the author starts from the thesis of the relationship between the technological development of the industry and the claims/expectations of job seekers and employers.

Keywords: digitalization, digital society, information and digital society, public relations specialist, PR specialist, PR specialist skills, PR specialist skills, media business.

JEL Classification: A23

For citation: Koreneva A.Yu. The influence of the digital society on changes in the functionality of communication graduates. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 35-42. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0290

Основная часть

Рынок труда в сфере рекламы и связей с общественностью напрямую связан с развитием технологий и их применением. Этот тезис возвращает нас к основной идее исследований торонтской школы медиаисследований — преобладания формы (канала коммуникации) над содержанием (контентом). Если, согласно Г. Иннису, виды медиа влияли на возникновение разного типа государств (так, например, по нему, пространственно-ориентированные медиа способствовали созданию империй), можно утверждать, что доминирование разных каналов коммуникации в разные годы, безусловно, оказывало влияние и на профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью [Иннис, 2024. С. 34].

Говоря об изменениях в приоритетах и приобретаемых компетенций молодыми специалистами, нельзя обойти стороной общие тенденции развития сферы коммуникаций в нашей стране и в мире в целом. Каждые десять лет сфера связей с общественностью претерпевает изменения, о которых нужно говорить. Учитывать «разрыв в поколениях» специалистов крайне важно при приеме на работу. То, как учились и работали специалисты по коммуникациям на заре формирования специальности в нашей стране, коренным образом отличается от того, что мы наблюдаем в отрасли сейчас. Здесь также стоит учитывать и некоторые особенности становления профессии в нашей стране.

Наследование традиций Запада в профессии специалиста по связям с общественностью активно происходило в период «перестройки». Это была попытка «встроить» Россию в международный рынок как следствие смены экономического курса и перехода к рыночной экономике. В сфере коммуникаций происходило активное заимствование западного опыта. Выражалось это в том, что в столицу для проведения бизнес-семинаров приезжали известные теоретики и практики коммуникаций, на русский язык переводились книги западных гуру.

Профессия пиар-специалиста в России зарождалась медленно, но, тем не менее, проходила свой «тернистый» пусть институционализации. В 1991 г. появляется РАСО («Российская Ассоциация по Связям с Общественностью»), а уже в 1997 г. она входит в состав Европейской Конфедерации по Связям с Общественностью. В конце 1990 гг. регистрируются первые профессиональные СМИ — журналы «Советник», «Служба PR», «Пресс-служба». В 1998 г. происходит сертификация PR-деятельности. МГИМО становится первым ВУЗом, выпускающим специалистов по связям с общественностью. До этого момента первыми пиарщиками становились представители других профессий, умеющие общаться с представителями СМИ, местным сообществом, электоратом. Это были своего рода «коммуникаторы-любители». Интересно, что первые пиарщики (занимающие соответствующую должность) в России всегда были «оснащены» технически, имели в своем арсенале все средства для быстрой обработки и передачи информации. Тогда это были первые мобильные телефоны, пейджеры. В силу отсутствия сети Интернет на подавляющей части территории нашей страны, пиарщики собирали информацию «из первых уст», встречаяясь лично с представителями бизнеса, власти. Поэтому их работа была часто связана с командировками, имела еще болоее ненормированный характер, нежели сейчас.

Все высшесказанное позволяет сделать вывод о том, что профессия коммуникатора всегда имела сильную технологическую составляющую. Технические средства связи задают сильнейший вектор развития профессии в целом и сейчас.

Если говорить о доминирующей тенденции в сфере коммуникаций на сегодняший день, конечно, речь идет о всеобщей цифровизации. Прежде всего стоит разграничить однокоренные, но не тождественные друг другу понятия цифровизации и цифрового общества. Цифровое общество — ступень развития информационного общества в русле цифровой трансформации. Циф-ровизация — смена формы хранения информации, перевод ее в электронный формат. Информационное общество в XXI в. достигает своего расцвета путем перехода от бумажных носителей к электронным. В управлении коммуникациями многие процессы совершают свой переход из внесетевой среды в сетевую.

В связи с этим все чаще появляется желание противопоставить традиционные инструменты связей с общественностью цифровым («digital PR»). Справедливо будет отметить то, что цифровые инструменты связей с общественностью существуют в плоскости информационно-цифрового общества как одного из этапов постиндустриального развития общества.

Среди некоторых характеристик информационно-цифрового общества можно выделить: возросшая ценность информации, но, вместе с тем, формирование так называемого «фрагментарного» или «клипового» мышления; доминирование виртуальной экономики; создание глобального информационного пространства; способность общества самостоятельно создавать и 36 воспроизводить необходимую информацию, и др.

Те самые характеристики информационно-цифрового общества, как то, например, массовое внедрение во все сферы жизни информационных технологий, а также перевод в оцифрованный вид, — все это находит отражение в жизни человека сегодня, и, конечно, в профессии «коммуникатора». Цифровизация, по Беллу, порождает новые институты, личностные характеристики, задает новый вектор общественных отношений. Цифровыми становятся такие сферы общества, как экономика, культура (например, цифровая живопись), а также образование [Белл, 1999. С. 150].

Концепция цифрового образования представлена в России на законодательном уровне. Во-первых, цифровая трансформация заявлена в качестве одной из пяти целей развития страны до 2030 г. в президентском указе №457 от 21.07.2020 г. Во-вторых, проект «Цифровая школа» реализуется в нашей стране в рамках программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» [Проект «Цифровая школа»]. Данный проект предусмаривает появление новых обучающих форматов, изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса, даже изменение роли учителя. Учитель в «цифровой школе» это куратор, помогающий ученику определить индивидуальную стратегию образования.

В будущем «Цифровой университет» — еще одна часть этой большой государственной программы, реализующая четыре основных направления:

• формирование компетенций цифровой экономики;

• построение индивидуальных образовательных траекторий;

• использование цифровых технологий в образовании;

• управление цифровым процессом на основании больших данных.

Предполагается создание сервисов подобно «экосистеме» — электронно-образовательных сред, библиотечных сервисов, систем поддержки дистанционной формы образования. Внешне все это объединяется в единое цифровое пространство — своего рода «маркетплейс сервисов». В целом, это можно называть интеграцией цифровой среды, когда разнообразные технологии используются вместе/одновременно, программные системы сочетаются между собой, и пр. Современные студенты, будущие специалисты по коммуникациям, уже являются участниками новой парадигмы образовательного процесса.

Н. Коулдри и А. Хепп представляют концепцию глубокой медиатизации, где главная роль отдается технологическим аспектам коммуникации [Couldry, Hepp, 2016. P. 18]. Авторы концепции говорят об объединении коммуникации и технологии, результатом чего становится порождение единого цифрового пространства. Также авторы приходят к выводу о том, что такое медиатизированное пространство стремится стать основным для индивидов, расширив границы их жизненного мира, с одной стороны, и став фактически единственной возможностью для общения, с другой. Появление такой реальности порождает как новые возможности, так и новые проблемы, например, киберпреступность, размытие границ между личным и публичным, невысокая степень ответственности за производство информации, и т.д. Здесь имеет смысл вспомнить М. Кастельса и его «сетевое общество», где новые процессы постепенно поглощают предшествующие социальные формы [Castells, 2012. P. 124].

Кравченко С.А. говорит о настоящем цифровом гуманистическом повороте, который имеет место быть во всех развитых странах, с высоким покрытием сети Интернет [Kravchenko, 2019. С. 398]. На сегодняшний день достаточно обыденным (но не менее от этого удивительным) становится тот факт, что 67% населения Земли являются активными пользователями социальных сетей на разных типах устройств. В некоторых западных источниках встречается понятие «Internet Lifestyle», то есть, определенный образ жизни, характеризующийся интернет-сопровождением всех жизненных процессов, горизонтальными социальными связями, и др. В научной литературе встречается и термин «погружения» граждан в цифровую среду — «онлайн-дайвинг» [Коммуникация в условиях.. , 2021. С. 36].

Л.А. Василенко и Н.Н. Мещерякова, описывая современного человека, называют его в общем Homo Digilis, и, в частности, Digital Owners, Digital Creators, Digital Users. Среди характеристик человека цифрового есть мобильность, конвергентность, меньшая связь с территорией и сообществом, сочетание различных ролей в сетевом пространстве (потребитель информации, владелец информации, производитель информации), а также склонность к виртуальному формату выполнения трудовых обязанностей [Василенко, Мещерякова, 2021. С. 89].

Уже известным является понятие «цифровых кочевников» (Digital nomad, то есть, людей, кто не привязывается к определенной стране, активно пермещается по миру, работая удаленно. Феномен цифрового кочевничества рассматривался в [Делез, Гваттари, 1992. С. 185], У.Дж. Митчеллом [Митчелл, 2012. С. 45] и др. Впервые термин был введен в научный оборот Ц. Макимото и Д. Мэннерсом [Makimoto, Manners, 1997. P. 55]. М. Кастельс отмечает, что важнейшей составля- 37 ющей цифрового номадизма является включенность в процесс, статус «онлайн»: «постоянное

включение, а не движение — вот ключевой момент» [Castells, 2012. P. 44]. В настоящее время цифровое кочевничество набирает очень большие обороты, в том числе, и относительно профессии специалиста по коммуникациям.

Десятилетие 2000-2010 гг. в России проходит с повсеместным использованием традиционных принципов работы со печатными СМИ, широким применением пресс-релизов, обращением к традиционным формам специальных мероприятий. В 2010-2020 гг. электронные СМИ выходят на первый план, порождая новые правила работы с ними со стороны пиар-специалиста. Главным образом это касается форматов подачи новостного контента, объем которого сокращается, но призван, при этом, удерживать внимание читателя. Отсюда «вытекает» еще одна черта современного контента — мультиформатность. Материал, подаваемый в электронные СМИ, должен содержать не только текст, но также фото и видео-материалы.

Ученики старших классов московских школ со специализацией «медиа», учатся в 10-11 классах создавать «лонгрид» — статью для электронных медиа, которая обязательно включает в себя как можно больше разных видов аудиовизуальных материалов. А.А. Золотухин и Ю.Н. Мажарина отмечают: «современный человек свое свободное время захочет потратить не на 10 заметок, а всего лишь на один лонгрид, только если он будет качественным по своему содержанию» [Золотухин, Мажарина, 2015. С. 93]. Школьники в возрасте 16-17 лет обучаются созданию контента для новых медиа. Понятие «новые медиа» включает в себя как электронные версии традиционных СМИ, так и Онлайн-СМИ, подкасты, блоги, социальные сети. В. Кросби дает главную характеристику «новым медиа» — «коммуникация многих с многими» по сравнению с традиционными «один с многими» [Crosbie, 2015. P. 2].

К 2024 г. наиболее популярным у молодежи становится формат подкаста — любительского формата аудиофайлов с обсуждением различных тем. Школьники предпочитают этот формат получения информации чтению печатных СМИ, а также обращению к профессиональной литературе. Зачастую в современных школах они сами обучаются записи подкастов в студии.

Все больший диапазон профессиональных задач задействует искусственный интеллект. Современные пиар-специалисты обращаются к нейросетям как для поиска дизайн-решений, так и для копирайтинга. Еще одним популярным запросом является поиск, обработка и структурирование информации. Нейросети выступают своего рода «поисковиками». Самыми широко используемыми нейросетями являются Midjourney, YandexGPT, Кандинский 2.1.

В профессиональной сфере коммуникаций царствует тенденция разнообразия и одновременного использования различных каналов коммуникации (так называемая «омниканаль-ность»). Все больше набирают оборот кампании интегрированных маркетинговых коммуникации. Если в 2000-2010 гг. реклама, связи с общественностью, маркетинг были строго разделены, то сегодня проект по продвижению товара или услуги чаще всего включает инструменты из этих трех областей комплексно.

Безусловно, вышеупомянутые глобальные процессы влияют на профессиональное становление специалиста по коммуникациям, формируя у него как новые конпетенции, так и новые приоритеты, стремления, идеалы.

Если сравнить профессиональное сообщество в двух десятилетиях — 2010 гг. и 2020 гг., возникает огромный разрыв в инструментарии. Методология, при этом, остается прежней. По-прежнему сбор информации осуществляется качественным и количественным способом, контент играет определяющую роль при создании рекламной или PR-кампании. Конечно, сущностно цели и принципы создания и удержания благоприятной репутации не меняются с момента возникновения человеческого общества. Меняются некоторые задачи, а также инструменты их реализации. Это существенным образом отражается и на профессиональном сообществе. Заметно это становится при наблюдении за начинающими специалистами по коммуникациям — студентами последних курсов университета, проходящими учебную и производственную практику.

Результаты анкетирования

В качестве основы для статьи взят опрос студентов выпускного курса специальности «Реклама и связи с общественностью» уровня «бакалавриат»1. Целью опроса было установление корреляции между практическим и теоретическим знанием, получаемым в университете и в рамках учебной и производственной практики; отношение молодых специалистов к рабочему процессу; анализ компетенций начинающих пиарщиков.

Многие преподаватели высшей школы, проводящие занятий у старших курсов, иногда сталкиваются с определенным скепсисом со стороны студентов, вызванных желанием получать 38 практические навыки и отказываться от теоретических знаний. Если ориентация на теорию, ос-

1 Опрос проводился в октябре 2023 г. среди 73 обучающихся четвертого курса направления «Реклама и связи с общественностью».

воение общеобразовательных дисциплин присуща студентам начальных курсов, то у выпускников по разным причинам она отсутствует вовсе. Чаще всего это становится связанным с началом практической деятельности, выходом на работу, совмещением рабочих и учебных процессов.

Стоит отметить, что на семинарских занятиях некоторые студенты публично выражают критику получения фундаментального высшего образования, ссылаясь на появление всевозможных профессиональных «курсов». На мой взгляд, это связано с глобальным мировым процессом «кризиса экспертности», вызванным, с одной стороны, с доступностью образования, с другой стороны, появлением в сети Интернет большого количества лидеров мнений, продающих знания в виде всевозможных курсов, тренингов, и пр.. Все это можно обозначить сегодня одним термином — «инфоцыганство».

Знания и навыки выпускников направления «Связи с общественностью»

Несмотря на дискуссии о целесообразности получения получения высшего образования, результаты опроса показывают, что 91.7% респондентов видят для себя ценность и полезность полученных в университете знаний по их специальности. 8.3% опрошенных не видят практической ценности в знаниях, полученных в alma mater. Такое же процентное соотношение имеет ответ на вопрос, помогли ли полученные в университете знания в выполнении рабочих задач (91,7% — да; 8,3% — нет). На открытый вопрос о том, какие это знания, студенты отвечали: основы теории коммуникации, английский язык, понимание законов маркетинга, социологии, основ рекламной деятельности, конфликтологии, политологии.

Среди упомянутых навыков, полученных в университете, и примененных на практике: навык командной работы, использование определенных технических программ, проведение опросов, анализ рынка, навык создания презентаций, ораторское мастерство, навык быстрого поиска информации, поиска контрагентов, навык работы в программах Windows, коммуникативные навыки (поиск компромисса в рамках рабочей группы, поиск творческого решения сообща, распределение обязанностей).

Подводя итог, хочется сказать, что студенты называли как надпрофессиональные навыки (soft skills), так и технические навыки (hard skills), используемые в профессии. Меньшинство ответов демонстрировало отрыв университета от практической деятельности: «Этих навыков очень мало, на парах в основном дают задания, пригодные лишь для крупных компаний, а на деле студенты попадают на обычную должность, где не знают ничего, поэтому уже только на месте работы он получает необходимые навыки».

Напрашивается вывод о том, что студенты имеют четкую ориентацию на освоение практических навыков, стремятся к быстрому достижению результатов на рабочем месте. Большинство положительно оценивают опыт полученного в стенах университета фундаментального образования. Тем не менее, ощущается тенденция стремления получить конкретные навыки «здесь и сейчас», на каких-либо курсах в Интернете (по созданию контента, SMM, и т.д.) В определенный период работа пиар-специалиста в России и в мире имела полупрофессиональный характер (до открытия соответствующих выпускающих кафедр в университетах). Успех и результаты работы специалиста во многом зависел от его личных качеств. Далеко не всегда хорошие рекламщики и пиар-специалисты имели диплом об освоении соответствующей специальности. Здесь можно согласиться со знаменитой цитатой Сэма Блека о том, что «PR — это искусство» [Блэк, 1998. С. 30].

Согласно опросу, в большей степени такие аспекты работы, как аналитика, сбор статистики, осваивается начинающими специалистами уже на рабочем месте. Сюда же относится и ведение документооборота, работа с товарными знаками, графический дизайн, настройка таргетирован-ной рекламы в соответствующих сервисах.

Обязанности начинающих специалистов по связям с общественностью

Еще одним важным моментом, показывающим специфику работы современного специалиста по коммуникациям, является его способность к многозадачности или отсутствие таковой. Исторически и институционально профессия коммуникатора является комплексной, предполагающей решение многих задач одновременно. Со временем, в силу развивающейся омниканаль-ности и усиливающегося тренда на заботу работодателя о балансе работы и свободного времени (work-life balance), компании стали предлагать соискателям узкоспециализированные позиции, таким образом, разделяя их обязанности.

Если в 2000 гг. специалист по коммуникациям занимался многими задачами, отвечал за работу со СМИ, создание контента, а также проведение специальных мероприятий один, теперь эти функции разделяются на соответствующие должности — контент-менеджер, event-менеджер, 39

SMM-менеджер, и пр. В опросе половина респондентов (52%) заявила о выполнении двух-трех типов задач ежедневно, 40% — более пяти задач одновременно, а 8% — имеет одну обязанность. 30% специалистов говорят о наличии доминирующей задачи ежедневно (создание контента, работа с блогерами, ведение социальных сетей), 70% имеют гибкий список задач.

Говоря об уровне загруженности, 75% начинающих специалистов хотели бы уменьшить количество обязанностей, выполняемых ежедневно. Тем не менее, тем же 75% нравится большая занятость на работе, они воспринимают это как «необходимую временную сложность». 25% испытывают стресс от загруженности на работе.

Все вышеописанное может влиять на самооценку и на уровень уверенности в себе при выполнении должностных обязанностей. 58,3% опрошенных чувствуют себя уверенно на рабочем месте, в то время как 41,7% ощущают «тревожность», «смущение», «страх», сталкиваясь с так называемым «синдромом самозванца» — психологическим явлением, при котором человек отрицает свою компетентность. Стоит заметить, что в начале карьерного пути данное явление — не редкость, и со временем заслуженные успехи помогают его преодолевать. Студенты ответили, что уверенными им мешает чувствовать себя как-раз отсутствие опыта, они не уверены, правильно ли выполняют задачи, так как руководство не дает обратную связь.

На вопрос, что дается студентам проще — стратегические или тактические задачи, ответы разделились поровну следующим образом: треть респондентов (33.3%) указали стратегические (написание планов, участие в разработке кампаний), другая треть — тактические (дизайн, рассылки, звонки) и оставшиеся 33.3% могут одинаково хорошо выполнять оба типа задач. Подобный ответ не дает ясности картины, но позволяет нам сделать вывод о том, что, даже если по спектру задач современные пиарщики не имеют большого разнообразия, тяготея к узкой специализации, по уровню задач — они в силах справиться с разным их уровнем.

Перейдем к трем основным типам рабочих задач, чтобы выяснить, как новоиспеченные специалисты рассматривают их — генерации контента (текстов), дизайн, нетворкинг. 66,7% молодых специалистов не испытывают сложности при написании статей и лонгридов. 75% легко даются задачи, связанные с дизайном. Задачи, связанные с общением, созданием новых контактов, легко даются 70% респондентов. Аналитическая деятельность дается 50% сложно, другой половине — легко. Получается, молодые специалисты в своем большинстве имеют отличные навыки графического дизайна. Это, кстати, существенно отличается от предыдущего поколения специалистов, кто больше был нацелен на общие стратегические задачи, а также на создание продуктов текста.

Вопрос о том, какая задача кажется молодым специалистам самой интересной, становится смыслообразующим для данной статьи. Сгруппировав ответы, получается, что самыми привлекательными являются разработка идей, стратегий, что-то, обозначаемое самим студентами термином «креатив». У одних это это разработка идей для создания видео-контента, у других — создание концепции бренда. В любом случае, начинающие специалисты тяготеют к абстрактной и конкретной творческой деятельности. Василенко Л.А. объясняет большой спрос на «креатив» среди представителей современного цифрового общества тем, что меняется, в том числе, и мышление человека: от восприятия линейного текста оно переходит к более объемным гипертекстовым продуктам, «мобильным образным представлениям», сочетающим в себе разные форматы подачи информации [Василенко, Мещерякова, 2021. С. 76].

Самой сложновыполнимой рабочей обязанностью выпускникам коммуникационной специальности кажется аналитика, работа с большим количеством информации, — «все, что связано с цифрами». Часть студентов (15%) испытывает сложность с общением с людьми, выстраиванием отношений с клиентом. Показательной выступает цитата — «мне сложно найти подход к людям в современном мире».

Можно предположить, что именно глобальные процессы, новое «сетевое общество», как и говорили Коудри, Хелп, Кастельс, порождают новые формы отношений внутри социума, где традиционные способы коммуникации оказываются чем-то непривычным, сложным. Зачастую современным специалистам проще обратиться к коллегам в чате-мессенджере, чем подойти напрямую. Это же распространяется и на запрос (поиск) информации извне. В 2000 гг. традиционными были звонки по стационарному телефону, которые потом сменились звонками по мобильному, а сегодня мы можем наблюдать множество «рабочих чатов» в мессенджерах.

Идеалы и профессиональные стремления выпускников

Интересным было узнать, к чему же стремится современный молодой специалист по ком-40 муникациям, и чего ему не хватает в его профессиональной деятельности. Ответы показали, что в основном новоиспеченные пиарщики хотели бы развивать такие навыки межличностного обще-

ния, как способность отстаивать свою точку зрения в профессиональном сообществе, быть открытым к диалогу, навык делегирования обязанностей младшему персоналу, а также навык ведения деловых переговоров. Меньшее количество ответов связано с финансовыми навыками, а также с навыками работы с большими данными. Получается, что, несмотря на осознаваемые сложности аналитической работы, специалисты все же ставят на первый план коммуникационные навыки, что неудивительно в данной профессии. Специалисты осознают недостаток живого общения в угоду электронному, и хотели бы стать «хорошим оратором, а также хорошим слушателем».

Желаемыми в получении знаниями становятся, исходя из ответов выпускников, изучение функционала конкретных рабочих инструментов и площадок (например, Popsters, Figma), специфика коммуникационного рынка других стран, создание бренда, организация собственного коммуникационного бизнеса.

Итоги опроса

Хочется отметить, что студенты последнего курса бакалавриата, прошедшие учебную и производственную практики, создают спрос на soft skills в профессиональном стандарте, осознавая важность коммуникации как внутри коллектива, так и внешне, за его пределами. При этом, студенты заявляют о низких показателях собственных коммуникационных навыков. Проводя много рабочего и внерабочего времени в онлайн-коммуникациях, они отвыкают от живой интеракции, личного присутствия. Это представляет собой некое противоречие.

Большим вопросом по-прежнему является ценность для самих студентов полученных в университете теоретических знаний. Цифровая среда учит человека нацеленности не на процесс, а на результат. К сожалению, это выступает негативным моментом цифровизации.

Прослеживается тенденция к сужению спектра функционала в рамках одной должности. Представляется, что в будущем специалисты по коммуникациям будут иметь все более четкое разделение обязанностей. Вероятно, будет происходить деление на тактиков и стратегов, где тактики будут заниматься реализацией практических задач, а стратеги — отвечать за разработку общего видения, принимать ключевые решения.

Цифровизация способствует тому, что молодой специалист все время «на связи», постоянно включен в процесс, что может, конечно, негативно сказаться психологическом и физическом состоянии. С другой стороны, во все времена существования специальности (и за пределами ее институциализации), человек, отвечающий за коммуникацию в компании, политической партии, и др., должен был быть постоянно готовым дать комментарий, выступить в случае кризисной ситуации, решить проблему.

Как уже было сказано выше, возникновение цифрового пространства, которое можно уже назвать жизненным пространством у Homo Digilis, акцентирует внимание профессионала на процессах, которые происходят в сети в большей степени, нежели в реальной жизни [Василенко, с. 68]. В качестве примера можно привести перевод большего количества рабочих совещаний в онлайн-формат. Складывается ощущение, что современные пиар-специалисты немного теряют «нюх», «бдительность» к тому, что происходит вокруг них в реальной жизни. Это можно также связать с такой характеристикой информационно-цифрового общества, как «отчуждение от необходимой информации и данных» наряду с широким доступом к любой информации.

В качестве оптимистичного вывода статьи, основанного на наблюдениях меня как преподавателя за своими студентами, можно решительно утверждать об акселерации специалистов в плане приобретения прикладных профессиональных навыков. Скорость, с которой выпускники учатся чему-то новому, удивляет и восхищает. Цифровая среда колоссальным образом влияет на эти процессы, готовя для рынка труда очень мобильных, энергичных, творчески мыслящих специалистов. Действительно, это формирование нового типа «PR-специалиста», поглощающее предыдущие профессиональные стандарты. Если ранее при приеме на работу ценилось прежде всего умение работать с текстом, широкий кругозор соискателя, сегодня это уступает место расширенному списку практических навыков, где умение работать, например, с социальными сетями всех типов, является приоритетным.

В завершение хотелось бы отметить, что 100% опрошенных выпускников выразили свое желание продолжить профессиональный путь в сфере коммуникаций, сказав, что не жалеют о выборе профессии.

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. Социология цифрового общества. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2021.

Делез Ж., Гваттари Ф. Трактат по номадологии // Новый круг. 1992. № 2. С. 183-187.

Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история — как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93-96.

Иннис Г. Империя и коммуникации и другие работы. Ереван: Fortis Press, 2024.

Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного Российского общества. М.: КНОРУС, 2021. Митчелл У. Я ++. Человек, город, сети. М.: StrelkaPress, 2012.

Проект «Цифровая школа». URL: https://xn--80aaexmgrdn3bu4a4g.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.12.2023). Castells M. Networks of outrage and hope: social movements in the Internet age. Cambridge: 2012. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2016.

Crosbie V. What is new media? // International Journal of New Media Studies: International Peer Reviewed Scholarly Indexed Journal. 2015. Т. 1. №. 1. P. 1-6.

Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn // RUDN Journal of Sociology, 2019, vol. 19, no. 3, pp. 397-405.

Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. New York: Wiley, 1997.

References

Bell D. The Coming Post-Industrial Society. Moscow: Academia, 1999. (In Russian)

Black S. Introduction to public relations. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. (In Russian)

Castells M. Networks of outrage and hope: social movements in the Internet age. Cambridge: 2012.

Communications in the context of digital transformation of modern Russian society. Moscow: KNORUS, 2021. (In Russian) Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2016.

Crosbie V. What is new media? International Journal of New Media Studies: International Peer Reviewed Scholarly Indexed Journal, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 1-6.

Deleuze J., Guattari F. Treatise on nomadology. New Circle, 1992, no. 2, pp. 183-187. (In Russian)

Innis G. Empire and communications and other works. Yerevan: Fortis Press, 2024. (In Russian)

Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn. RUDN Journal of Sociology, 2019, vol. 19, no. 3, pp. 397-405. (In Russian)

Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. New York: Wiley, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mitchell W. I++. Man, city, networks. Moscow: StrelkaPress, 2012. (In Russian)

Project «Digital School». URL: https://xn--80aaexmgrdn3bu4a4g.xn--p1ai/ (data of access: 01.12.2023). (In Russian)

Vasilenko L.A., Meshcheryakova N.N. Sociology of digital society. Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University, 2021. (In Russian)

Zolotukhin A.A., Mazharina Yu.N. Longridge, Snowfall, a Multimedia Story as a New Vertex of Journalism? Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism, 2015, no. 2, pp. 93-96. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.