ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-52-58 УДК 316.77(045)
Влияние цифровизации
на трансформацию коммуникационных процессов
Р.К. Крайнева, А.Д. Гулаков
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Цифровизация затронула все процессы общественной и социальной жизни, в том числе и коммуникационные, где ключевые изменения связаны с включением в них новых субъектов. В настоящей статье произведено изучение скрытого влияния цифровизации на человека на основе анализа зарубежных и российских научных работ по рассматриваемой проблеме. Изучение мирового цифрового опыта развитых стран позволило авторам выявить ряд характерных угроз, которые российские граждане начинают ощущать в настоящее время. По результатам проведенного анализа был составлен ряд рекомендаций - как для пользователей, так и для внедрения на государственном уровне, - направленных на снижение риска угроз массовой и масштабной цифровизации.
Ключевые слова: цифровая трансформация; цифровой опыт пользователя; коммуникации в цифровом обществе; угрозы цифровизации; воздействие цифровых технологий
Для цитирования: Крайнева Р.К., Гулаков А.Д. Влияние цифровизации на трансформацию коммуникационных процессов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(4):52-58. DOi: 10.26794/2226-78672024-14-4-52-58
oRiGiNALPAPER
The impact of Digitization
on the Transformation of Communication Processes
R.K. Krayneva, A.D. Gutakov
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
Digitalization has impact on all processes of public and social life, including communication, where key changes are associated with the inclusion of new subjects. This article studies the hidden impact of digitalization on a person based on the analysis of foreign and Russian scientific works on the problem under consideration. Studying the global digital experience of more developed countries made it possible to notice a number of characteristic threats that Russian citizens are currently beginning to observe. Based on the results of the analysis, a number of recommendations were made - both for personal use and for implementation at the state level, aimed at reducing the risk of threats of mass and large-scale digitalization.
Keywords: digital transformation; digital user experience; communications in a digital society; threats of digitalization; impact of digital technologies
For citation: Krayneva R.K., Gutakov A.D. The Impact of Digitalization on the Transformation of Communication Processes. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(4):52-58. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-52-58
© Крайнева Р.К., Гулаков А.Д., 2024
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня масштабная цифровая трансформация всех общественных процессов изменила характер коммуникаций внутри различных организаций, предприятий и общества в целом, что значительно повлияло на опыт современного пользователя.
Скачкообразное развитие технологических новшеств, внедрение искусственного интеллекта, автоматизация как производственных, так и управленческих, и коммуникативных процессов, — ключевые ценности современной экономики. Коммуникационная среда длительное время воспринималась как пространство для обмена информацией, требующее применения широкого спектра цифровых инструментов и технологий, с огромным количеством адресатов. Сейчас же востребованность информации опережает скорость ее воспроизводства, что можно назвать медиапотреблением.
Согласно принятому в России Указу Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1, все отрасли экономики страны должны к 2030 г. получить цифровое развитие с учетом современных тенденций и мирового опыта. Принятый курс определяет важность влияния новых цифровых технологий на человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В ходе цифровой трансформации коммуникационного процесса возникают сложности, проблемы, риски, поэтому ее участникам следует быть готовым к новым условиям взаимодействия. Своевременный анализ опыта зарубежных стран с более развитым цифровым обществом позволил составить ряд рекомендаций по снижению риска проявления негативного эффекта цифровой трансформации.
Изменения, касающиеся современных пользователей, в первую очередь, обуславливаются преобразованием фундаментальных основ самого процесса коммуникации. Существует значительное количество научных подходов к пониманию коммуникации: анализируя научную среду, можно найти более ста различных трактовок.
Рассматривая модели коммуникации как средство репрезентации и схематического
1 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
отображения общения социальных субъектов, стоит отметить, что все они направлены на упрощение восприятия феномена коммуникации и составляются исходя из предпочтений конкретного исследователя, временного периода и актуальных для него проблем, определяющих использование тех или иных дефиниций (табл. 1).
Сегодня из-за воздействия цифровой среды и активного внедрения в нее электронных технологий наблюдаются значительные изменения в ходе передачи сообщений и, соответственно — в процессе создания новых или же адаптации классических моделей, раскрывающих сущность коммуникации в цифровой среде.
Посредством новых технологий удалось расширить пространство социальной коммуникации, в число участников которой были включены неодушевленные операторы: искусственный интеллект, умные гаджеты и пр. Так, интернет вещей позволил автономным системам и компьютерам передавать сообщения друг-другу, создавая собственную аналитическую базу данных, которая может быть применена для совершенствования некоторых алгоритмов. Если раньше массовая коммуникация имела коллективный характер, то на данный момент существует масс-персональная.
Есть два основных способа передачи сообщения: иерархический и сетевой.
При первом она осуществляется сверху вниз: каждый новый получатель отправляет исходную информацию дальше по цепочке, с большой вероятностью дополняя и изменяя ее. При этом важно учитывать продолжительность процесса и фактор времени [1], который ввиду тех или иных обстоятельств может создать различные помехи, и в передаче сообщения возникает задержка.
При сетевом процессе сообщение может транслироваться единовременно всем и всеми получателями, что нивелирует временную помеху. Однако, если адресатов много, она все же остается актуальной.
Для демонстрации вышесказанного стоит вернуться к упомянутой модели коммуникации Ласуэлла, которая посредством включения некоторых новых элементов может быть трансформирована под реалии цифровой среды (табл. 2).
В настоящий момент, согласно исследованиям, самым популярным средством передачи сообще-
Таблица 1 / Table 1
Наиболее распространенные модели коммуникации / The most common communication models
Автор модели коммуникации Характеристика модели
Модель линейных коммуникаций Ласуэлла Коммуникация как взаимодействие пяти элементов: Коммуникатор, отправляющий сообщение. Сообщение, отправленное коммуникатором. Средство передачи сообщения. Адресат сообщения. Эффект от коммуникации
Линейная модель Шеннона и Уивера Особенностью модели является шум, создающий помехи в ходе коммуникации, а задача коммуникатора - найти средство преодоления всех возможных препятствий
Модель Шрамма Коммуникация представлена как циклический процесс, в котором роли отправителя и получателя постоянно меняются в зависимости от целей, а сам процесс бесконечен
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
Таблица 2 / Table 2
Трансформация модели коммуникации Ласуэлла / Transformation of Lasswell's model of
communication
Структурный элемент Характеристики в нецифровую эпоху Характеристики в цифровую эпоху
Отправитель Индивид или же группа лиц Индивид или группа лиц, искусственный интеллект
Сообщение Текстовый, аудио-, видеоформат Цифровой формат, автоматизированный процесс передачи
Средство передачи Различные физические средства, невербальные и вербальные каналы Цифровые платформы, сайты, социальные сети и т.д.; цифровой след
Получатель Индивид или группа лиц Индивид или группа лиц, искусственный интеллект, массперсональный получатель
Эффект от процесса Реагирует индивид или группа лиц Реакцию демонстрирует индивид или группа лиц, искусственный интеллект
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
нии выступают социальные сети, пользователями которых являются 4,17 млрд чел., что составляет около 60% от всего населения [2]2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сетевые коммуникации имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными, однако они могут оказывать на человека и негативное воздействие. Этому посвящены работы зарубежных ученых [3-7] (табл. 3).
Также необходимо упомянуть такой источник угрозы для современного человека, как искусственный интеллект (ИИ), воздействие которого исследовано не столь обширно ввиду новизны объекта изучения.
Масштаб и скорость распространения цифровизации в России несколько отличаются от передовых стран мира — наша страна занимает 24-е место в рейтинге внедрения интернет-технологий с показателем 88,2%3.
2 URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2024-v-mire-i-v-rossii/
3 URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report
Таблица 3 / Table 3
Обзор исследований о влиянии продуктов цифрового общества на человека / a review of research
on the impact of digital society products on humans
Исследователь и проблема исследования Методы исследования Общие выводы
Университет Мичигана: влияние социальных сетей на благополучие субъекта Анкетирование, шкала самооценки Розенберга, шкала социального обеспечения, проведение эксперимента Репетативная прокрутка, уведомления и обновления социальных сетей снижают общий уровень активности и концентрации, повышают чувство отвлеченности
Университет Уилфирда Лорье: повышение риска болезни Альцгеймера Анализ данных медицинских центров США Снижение когнитивных способностей, вызванных чрезмерным использованием мобильных устройств, развитие деменции, уменьшение плотности серого вещества в коре мозга
Университет Чикаго: влияние смартфона на способность к запоминанию информации Проведение эксперимента Проблемы с запоминанием краткосрочной информации, вызванные использованием мобильных устройств, снижение уровня успеваемости
Ульмский Университет: воздействие социальных сетей на мозг человека Структурное сканирование мозга Чрезмерное потребление информации в социальных сетях взывает изменения в гиппокампе, что сказывается на регуляции эмоций, дисфункция участков мозга
Гавайская исследовательская группа: влияние геймификации на современного человека Эмпирический анализ данных,проведение опросов Выявлено снижение когнитивных функций, отражающихся на возможности принимать решения; нарушения эмоционирования
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
Однако стоит отметить, что в странах — лидерах списка уровень цифрового потребления ежегодно падает, тогда как в России время, проведенное пользователями в интернет-пространстве, увеличивается (рис. 1).
В ходе исследования был проведен анализ развития интернет-зависимости российских граждан4 — большая часть опрошенных осознают, что подвержены ей (рис. 2).
При этом наблюдается рост данного показателя при сравнении результатов исследования в промежутке 2021-2023 гг. (рис. 3).
Рассматривалось и решение данной проблемы, а именно — осознанный отказ от устройств с доступом в интернет-пространство, но более 60% опрошенных высказались отрицательно [4].
4 URL: https://www.superjob.ru/research/articles/114184/ kazhdyj-vosmoj-rossiyanin-uverenno-prichisin-sebya-k-internet-zavisimym/?ysclid=ls4jnvqtub575746604
Трансформация процессов общения, рассмотренная на примере преобразования модели коммуникации Ласуэлла, состоит в том, что каждый современный человек использует в ходе коммуникации цифровые технологии, будь то личная переписка, потребление развлекательного контента или же решение производственных и деловых задач.
Изменения в способах передачи сообщения в первую очередь затрагивают главный субъект коммуникации — человека, и, как показывают исследования, значительная часть пользователей не осознают, что при этом их восприятие и организм также подвергается воздействию.
Анализ зарубежных исследований позволил выявить основные негативные проявления воздействия продуктов цифровой коммуникации на человека: снижение уровня концентрации и внимания, уменьшение скорости и количества запоминаемой информации, образование циф-
■ более четырех часов
ежедневно
16% _ ■ менее четырех часов в
2% ^к 35% день
7% ■ Несколько раз в
неделю
■ Несколько раз в месяц
40% ■ Не пользуюсь
20% 13%
Щ 32%
35%
I Однозначно да I Скорее да I Скорее нет ■ Однозначно нет
Рис. 1 / Fig.1. Время, проведенное в Интернете / Time spent on the internet
Источник /Source: составлено авторами / compiled by the authors basing on URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego?ysclid=ls4henvdx8662169825
Рис. 2 / Fig. 2. Мнения респондентов о наличии у них цифровой зависимости / Respondents' opinions on whether they have digital addiction
Источник /Source: составлено авторами / compiled by the authors basing on URL: https://datareportal.com/reports/ digital-2023-global-overview-report
%
40 30 20 10 0
13 12
11
38
,, 35 _ 34
32 31 31
III III ИI
2023 2022 2021
Однозначно «да» Скорее «да» Скорее «нет» Однозначно «нет»
Рис. 3 / Fig. 3. Динамика мнений респондентов касательно наличия у них цифровой зависимости, % / Dynamics of respondents' opinions on whether they have digital addiction, %
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors basing on URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report
ровых зависимостей, нарушения эмоционального восприятия действительности, падение качества обучения студентов и школьников, потеря способности критически обрабатывать информацию.
С учетом тенденции к повышению совокупного времени, проведенного российскими гражданами в интернет-пространстве, можно утверждать, что в ближайшее время указанные последствия будут проявляться чаще. На данный момент в российском исследовательском поле крайне мало работ, посвященных воздействию продуктов цифровой среды на человека, однако уже сейчас ученое сообщество называет интернет-зависимость одной из угроз.
Эти и многие другие скрытые стороны цифро-визации коммуникационных процессов отражают факт несовершенства развития на современном этапе как самой цифровой коммуникации, так и человека, ее использующего. В то же время
данные о психических расстройствах говорят о неготовности российского пользователя к осознанному потреблению информации и продуктов в интернет-поле.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования авторами сформированы предложения и рекомендации, способные как на индивидуальном, так и на государственном уровне снизить риски и предотвратить угрозы заболеваний (табл. 4).
Поскольку российское общество приближается к уровню передовых стран мира, граждане должны быть заблаговременно проинформированы об опасностях, возникающих в результате гиперпотребления продукции цифровых средств массовой коммуникации, которые могут быть скрыты за всеми видимыми преимуществами новых технологических решений. Возможно-
Таблица 4 / Table 4
Рекомендации по решению возможных проблем, возникающих у человека при цифровизации коммуникационных процессов / Recommendations for addressing potential issues that may arise
during the process of digitalizing communication
Средства устранения/предотвращения угроз Эффект от применения
Приложение We Chat Стимулирует области головного мозга, отвечающие за когнитивные функции
Использование тайм-менеджмент приложений Предотвращает чрезмерное использование диджитал-пространства
Социальная коммуникация, физические упражнения Повышает эффективность работы мозга, создает стимулы в реальном мире
Цифровая детоксикация Снижает темп развития цифровой зависимости, повышает самоосознанность
ИИ Duolingo Повышение эффективности обучения посредством использования бота в приложениях
Информационная кампания на государственном уровне Вызывает у общественности понимание неоднозначного эффекта цифровой коммуникации, способствует повышению цифровой грамотности
Закрепление на уровне медицинских терминов понятий о различных расстройствах сетевого поведения Повышает уровень самоконтроля граждан, дает предпосылки к появлению специальных учреждений, направленных на лечение подобных расстройств
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
сти государства касательно распространения информации, а также уровень доверия граждан к официальной позиции страны позволит провести ряд информационно-образовательных
кампаний по вопросам повышения цифровой грамотности, осознанного потребления цифрового контента и использования современных гаджетов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / references
1. Прончев Г. Б. Об особенностях виртуальных социальных сред Интернета, способствующих социальным девиациям. Образование и право. 2020;(3):200-208.
Pronchev G. B. On the features of virtual social environments on the Internet that contribute to social deviations. Obrazovanie i parvo = Education and Law. 2020;(3):200-208. (In Russ.).
2. Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу. Философия науки. 2012;4(55):110-127.
Vinnik V. D. Social networks as a phenomenon of social organization: essence and approaches to use and monitoring. Filosofiya nauki = Philosophy of Science. 2012;4(55):110-127. (In Russ.).
3. Kross E. Facebook use predicts declines in subjective well-being in young adults. URL: https://journals.plos. org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0069841
4. Laurie A. Manwell Digital dementia in the internet generation. 2021. https://www.imrpress.com/journal/ JIN/21/1/10.31083/j.jin2101028/htm
5. Ward A. Brain Drain. URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/691462
6. Montag C. Facebook usage on smartphones and gray matter volume of the nucleus accumbens. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S 0166432817305090?via%3Dihub
7. Hamari J. Does gamification work? URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/6758978
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABoUT THE AUTHORS
Раиса Канафиевна Крайнева — кандидат экономических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Raisa K. Krayneva — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Mass Communications and Media
Business, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-4540-2033
Автор для корреспонденции / Corresponding author:
Александр Дмитриевич Гулаков — студент 4-го курса кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия Alexandr D. Gulakov — 4th year student of the Department of Mass Communications and Media Business, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0009-0001-0817-3278 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 24.02.2024; принята к публикации 15.03.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 24.02.2024; accepted for publication on 15.03.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.