Научная статья на тему 'Влияние трехкомпонентной концепции подготовки международных специалистов на качество дополнительного профессионального образования'

Влияние трехкомпонентной концепции подготовки международных специалистов на качество дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ / BOLOGNA PROCESS / EDUCATIONAL QUALITY / INTERNATIONAL SPECIALIST / THREE-COMPONENT CONCEPT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Елена Сергеевна, Шеленкова Ирина Владимировна

Показана необходимость постоянного улучшения качества образования и его соответствия международным стандартам. Раскрыто основное содержание трехкомпонентной концепции подготовки международного специалиста в Тамбовском государственном техническом университете. Показано влияние концепции на качество дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es ist die Notwendigkeit der ständigen Verbesserung der Qualität der Ausbildung und ihrer Entsprechung den internationalen Standarts gezeigt. Es ist den Grundinhalt der Dreikomponentenkonzeption der Vorbereitung der internationalen Spezialisten in der Staatlichen Technischen Universität Tambow aufgedeckt. Es ist den Einfluß der Konzeption auf die Qualität der Weiterberufsausbildung demonstriert.Est montrée la nécessité de lamélioration constante de la qualité de lenseignement et de sa conformité aux normes internationales. Est démontré le contenu essentiel de la conception à trois composants de la formation des spécialistes internationaux à lUniversité technique détat de Tambov. Est montrée linfluence de la conception sur la qualité de lenseignement professionnel supplémentaire.The paper presents the necessity of constant improvement of educational quality and its conformity with international standards. The main content of the three-component concept of international specialist training at Tambov State Technical University is shown. Influence of the concept on the quality of further professional education training is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Влияние трехкомпонентной концепции подготовки международных специалистов на качество дополнительного профессионального образования»

Экономические и гуманитарные науки

ББК Ч481.21

ВЛИЯНИЕ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАЧЕСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С. Мищенко1, И.В. Шеленкова2

Кафедры: «Менеджмент организации» (1); [email protected]; «Иностранные языки» (2), ГОУВПО «ТГТУ»

Представлена членом редколлегии профессором Б.И. Герасимовым

Ключевые слова и фразы: Болонский процесс; качество образования; международный специалист; трехкомпонентная концепция подготовки.

Аннотация: Показана необходимость постоянного улучшения качества образования и его соответствия международным стандартам. Раскрыто основное содержание трехкомпонентной концепции подготовки международного специалиста в Тамбовском государственном техническом университете. Показано влияние концепции на качество дополнительного профессионального образования.

Рост интереса и внимания к проблемам качества в системе высшего образования характерен как для европейских стран, так и для России. Для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг вузам необходимо проводить политику в области качества, разрабатывать новые концепции и следовать им. Способствуют повышению качества образования разработанные и продолжающие совершенствоваться национальные и международные образовательные стандарты, поиск методов и механизмов постоянного улучшения.

Формирование европейского образовательного пространства в соответствии с основными положениями Болонского процесса означает также расширение возможностей обучения в течение всей жизни, увеличение возможностей выпускников в плане международного трудоустройства. Основным критерием успешного вхождения вузов в мировое образовательное пространство является уровень подготовленности выпускников к применению полученных знаний на практике, восприятию всего нового в профессиональной сфере, способности и мотивации учиться всю жизнь.

Для соответствия этим критериям, и для совершенствования качества обучения в структуре дополнительного профессионального образования Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) был создан Центр подготовки международных специалистов (ЦПМС) в инженерной сфере и в сфере экономики и управления.

Задачами ЦПМС являются подготовка специалистов, умеющих вести профессиональное общение на английском языке; подготовка преподавателей международного уровня; подготовка ученых/исследователей.

Для решения поставленных задач в работе ЦПМС сложилась актуальная концепция подготовки международного специалиста, суть которой состоит в сочетании трех компонентов: «инженер/экономист со знанием иностранных язы-ков-преподаватель высшей школы-ученый/исследователь».

Разработанная концепция направлена на реализацию идей Болонского процесса, таких как повышение уровня академической мобильности и обучение в течение жизни. Она также способствует реализации основных принципов СМК в системе дополнительного профессионального образования: ориентация на потребителя и постоянное улучшение.

Компонент 1 - подготовка инженера/экономиста со знанием иностранных языков. «Языки находятся в сердце европейского проекта: они отображают разные культуры и вместе с тем являются ключом к пониманию этих культур», -было отмечено в одном из докладов Еврокомиссии. Для развития академической мобильности каждому будущему специалисту необходимо владеть, как минимум, одним иностранным языком. В системе обучения, разработанной в ЦПМС, английский язык является как предметом изучения, так и средством обучения. Немецкий язык, как второй иностранный, студенты начинают изучать с первого года обучения.

Учебная программа по английскому языку и используемые преподавателями учебно-методические комплексы на 1-2 курсах соответствует уровню В2 (Vantage -пороговый продвинутый уровень) европейской системы уровней владения иностранным языком, определенной Советом Европы в документе “Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment” («Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка»). Владение уровнем B2 может подтвердить успешная сдача обучаемыми одного из международных экзаменов по английскому языку, например, FCE (First Certificate in English). Этот уровень является достаточным для обучения в ряде европейских высших учебных заведений, широко используется в качестве единого стандарта и необходимого уровня знания английского языка для работы в коммерческой и промышленной сферах на международном уровне. Уже на этой ступени владения иностранным языком студенты ЦПМС участвуют в международных студенческих программах и конкурсах. К 3 курсу обучения программа усложняется до уровня C1 (Effective Operational Proficiency - уровень профессионального владения) по европейской системе.

На 4-5 курсах обучения акцент смещается на овладение студентами английским языком для делового общения на уровне от B2 до С1, так как целью ЦПМС является подготовка специалиста, способного использовать английский язык в контексте международного бизнеса, а также способного общаться на английском языке с клиентами и коллегами в реальных рабочих ситуациях. Языковая компетентность - одно из важнейших условий успешного трудоустройства и карьеры.

Большое значение в ЦПМС уделяется преподаванию целого ряда специальных дисциплин на иностранном языке. Уже на младших курсах на английском языке студентам читаются лекции, проводятся семинарские занятия по инженерным и техническим дисциплинам или экономическим и бизнес дисциплинам. Количество дисциплин на иностранном языке постепенно увеличивается к старшим курсам. Необходимо отметить, что изучаемые дисциплины не дублируют, а дополняют основную образовательную программу, способствуя тем самым

углубленному изучению не только профессионального иностранного языка, но и специальных дисциплин.

Компонент 2 - подготовка преподавателя высшей школы. Результатом обучения в ЦПМС также является получение слушателями диплома о профессиональной переподготовке «Педагогика высшей школы». Для реализации этого компонента концепции студенты изучают такие учебные дисциплины как риторика, инженерная педагогика, методика преподавания на 4-5 году обучения.

Обучение инженерной педагогике проводится на основе MULTICEP-complex, учебного курса по инженерной педагогике с применением современных мультимедийных обучающих технологий, разработанного в 2004-2007 гг. в рамках Tempus-проекта преподавателями ТГТУ в сотрудничестве с российскими и украинскими вузами, а также с университетами Австрии и Германии. Этот комплекс состоит из базового курса и его мультимедийной версии, включающей текстовый вариант и электронный учебник «Инженерная педагогика».

Содействие ЦПМС в реализации этого компонента концепции подготовки международного специалиста оказывают сотрудники и преподаватели Центра инженерной педагогики ТГТУ, одной из основных задач которого является подготовка европейских преподавателей-инженеров в соответствии со стандартами международного общества по инженерной педагогике IGIP.

Компонент 3 - подготовка ученого/исследователя. Работа преподавателя высшей школы подразумевает постоянное участие в научной и исследовательской деятельности. Это сделало необходимым введение в учебную программу дисциплин на английском языке, готовящих студентов к международной коммуникации в научной сфере и способствующих развитию академической мобильности.

На этих занятиях студенты учатся написанию статей и тезисов докладов, организации и участию в международных конференциях, ведению переговоров, презентации проектов и научных разработок. Особое внимание уделяется формированию перечисленных умений и навыков на 3-5 курсах в содержании дисциплин «Международные коммуникации в науке и технологиях/экономике» и «Английский для делового общения» уровней В2 и С1.

Для реализации этого компонента в ЦПМС используются материалы инновационного учебно-методического комплекса по английскому языку для российских технических университетов, включающий ILAN-курс с учебной программой и учебные материалы с мультимедийными элементами. Комплекс разработан в 2008-2010 гг. в рамках международного Tempus-проекта “Innovative Language Curricula in Technical Universities” (Инновационные программы по иностранному языку для технических университетов).

В разработке комплекса участвовали преподаватели ЦПМС и ТГТУ в соавторстве и сотрудничестве с преподавателями еще четырех университетов: университета г. Клагенфурта, Австрия; Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета); университета г. Линчопинга, Швеция; Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина; Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Комплекс предназначен для групп обучаемых, участвующих в программах международного сотрудничества и осуществляющих профессиональную деятельность при общении с европейскими партнерами. Работа с учебно-методическим комплексом, помимо традиционных методов обучения, предполагает использование ролевых игр и проектной методики.

В период обучения студенты имеют возможность использовать на практике полученные знания, принимать участие в исследовательских проектах научнообразовательных центров ТГТУ и международных студенческих конференциях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способы и методы реализации каждого из трех компонентов подготовки международного специалиста отвечают международным европейским образовательным стандартам, способствуют реализации академической мобильности в рамках Болонского процесса.

Преподаватели ЦПМС проводят работу по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг, участвуя в передовых международных проектах и программах по созданию инновационных учебных курсов, способствующих реализации трехкомпонентной концепции. Для успешной реализации трехкомпонентной концепции подготовки международного специалиста ЦПМС активно сотрудничает с рядом структур и подразделений ТГТУ: факультетом повышения квалификации, управлением международных связей, научно-образовательными центрами ТГТУ. Кафедры общетеоретических дисциплин, выпускающие кафедры, Центр инженерной педагогики ТГТУ являются поставщиком профессорско-преподавательских кадров для ЦПМС.

В целях определения удовлетворенности, потребностей и интересов студентов ЦПМС, а также влияния использования трехкомпонентной концепции подготовки международного специалиста на качество обучения студентов экономического и технического направления, в ЦПМС в 2009/10 учебном году было проведено анкетирование «Качество образовательных услуг ЦПМС ТГТУ». Результат оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг ЦПМС показал, что удовлетворенность студентов составила 71 %, что на 3 % выше среднего уровня удовлетворенности студентов ТГТУ по итогам оценки за тот же период.

Полученный результат подтверждает, что реализация ЦПМС трехкомпонентной концепции подготовки студентов, основанной на двуязычной системе обучения, способствует качественной подготовке инженеров/экономистов-преподавателей-ученых/исследователей международного уровня, их востребованности, а также реализации основных положений Болонской декларации.

Для дальнейшего улучшения качества подготовки международных специалистов руководство ЦПМС видит среди своих стратегических целей подготовку специалистов в области ноосферного образования, интернационализацию образовательных программ ТГТУ, развитие академической мобильности (обмен преподавателями между ТГТУ и ведущими европейскими университетами), создание новых образовательных программ на английском языке.

Список литературы

1. A Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment : [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. -http://www.coe.int/T/DG4/Portfolio/documents/Framework_EN.pdf.

2. Мищенко, Е. С. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации : монография / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009 - 96 с.

3. Проблемы международной интеграции инженерного образования / В.М. Приходько. - М. : Изд-во Моск. автодорож. ин-та, 2009. - 146 с.

Influence of the Three-Component Concept of International Specialist Training on the Quality of Further Professional Education

E.S. Mishchenko1, I.V. Shelenkova2

Departments “Management of Organization" (1); [email protected];

“Foreign Languages " (2), TSTU

Key words and phrases: Bologna Process; educational quality; international specialist; three-component concept of training.

Abstract: The paper presents the necessity of constant improvement of educational quality and its conformity with international standards. The main content of the three-component concept of international specialist training at Tambov State Technical University is shown. Influence of the concept on the quality of further professional education training is demonstrated.

Einflufi der Dreikomponentenkonzeption der Vorbereitung der internationalen Spezialisten auf die Qualitat der Weiterberufsausbildung

Zusammenfassung: Es ist die Notwendigkeit der standigen Verbesserung der Qualitat der Ausbildung und ihrer Entsprechung den internationalen Standarts gezeigt. Es ist den Grundinhalt der Dreikomponentenkonzeption der Vorbereitung der internationalen Spezialisten in der Staatlichen Technischen Universitat Tambow aufgedeckt. Es ist den Einfluft der Konzeption auf die Qualitat der Weiterberufsausbildung demonstriert.

Influence de la conception a trois composants de la formation des specialistes internationaux sur la qualite de l’enseignement professionnel supplementaire

Resume: Est montree la necessite de l’amelioration constante de la qualite de l’enseignement et de sa conformite aux normes internationales. Est demontre le contenu essentiel de la conception a trois composants de la formation des specialistes internationaux a l’Universite technique d’etat de Tambov. Est montree l’influence de la conception sur la qualite de l’enseignement professionnel supplementaire.

Авторы: Мищенко Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации», директор Центра подготовки международных специалистов; Шеленкова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ГОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Быковский Виктор Васильевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент организации», ГОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.