Научная статья на тему 'Влияние ТНК на динамику и развитие российских туристских корпораций'

Влияние ТНК на динамику и развитие российских туристских корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транснационализация туристических корпораций глобализация экономики конкурентоспособность туристического сектора / transnationalization of tourism corporations globalization of the economy competitiveness of the tourism sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саламатина Виктория Сергеевна

В данной статье проанализировано влияние транснациональных корпораций на развитие российских туристических компаний в условиях глобализации экономики выявлены наиболее значимые факторы влияния как на региональную экономику, так и на экономику в целом. Рассмотрено влияние российских и зарубежных транснациональных компаний на повышение конкурентоспособности туристического сектора на мировом уровне. Рассмотрены факторы обеспечения конкурентоспособности регионального и мирового туристического сектора с помощью создания транснациональных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS ON THE DYNAMICS AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURIST CORPORATIONS

The author analyzes the influence of transnational corporations on the development of Russian tourism companies in the globalized economy. The most important factors of influence, both on the regional economy, and the economy as a whole are determined. The influence of Russian and foreign multinational companies to increase the competitiveness of the tourism sector on a global level is considered in the paper. The factors to ensure the competitiveness of regional and global tourism sector through the creation of transnational corporations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние ТНК на динамику и развитие российских туристских корпораций»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

www.hjournal.ru

ВЛИЯНИЕ ТНК НА ДИНАМИКУ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ТУРИСТСКИХ КОРПОРАЦИЙ

САЛАМАТИНА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА,

аспирант кафедры теории и технологий в менеджменте, Южный федеральный университет, e-mail: fyv21@mail.ru

В данной статье проанализировано влияние транснациональных корпораций на развитие российских туристических компаний в условиях глобализации экономики; выявлены наиболее значимые факторы влияния как на региональную экономику, так и на экономику в целом. Рассмотрено влияние российских и зарубежных транснациональных компаний на повышение конкурентоспособности туристического сектора на мировом уровне. Рассмотрены факторы обеспечения конкурентоспособности регионального и мирового туристического сектора с помощью создания транснациональных корпораций.

Ключевые слова: транснационализация туристических корпораций; глобализация экономики; конкурентоспособность туристического сектора.

INFLUENCE OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS ON THE DYNAMICS AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURIST CORPORATIONS

SALAMATINA VICTORIYA, S.,

Post-graduate Student of the Department “Theories and Technologies in Management”,

Southern Federal University, e-mail: fyv21@mail.ru

The author analyzes the influence of transnational corporations on the development of Russian tourism companies in the globalized economy. The most important factors of influence, both on the regional economy, and the economy as a whole are determined. The influence of Russian and foreign multinational companies to increase the competitiveness of the tourism sector on a global level is considered in the paper. The factors to ensure the competitiveness of regional and global tourism sector through the creation of transnational corporations are analyzed.

Keywords: transnationalization of tourism corporations; globalization of the economy;

competitiveness of the tourism sector.

JEL: O14, Rll.

В настоящее время в условиях глобализации одним из важнейших аспектов развития национальной и региональной экономики является деятельность российских транснациональных корпораций (ТНК).

Транснациональные корпорации нацелены на политику реализации совместных программ и взаимного сотрудничества, концентрируя финансовые и кредитные ресурсы, что, несомненно, ведет к их динамичному развитию, и, как следствие, занимают доминирующую позицию в экономической сфере.

Российская экономика вливается в мировую, создаются транснациональные компании, оказывающие весомое влияние в экономическом пространстве. В полную

© Саламатина В. С., 2014

мощность идут процессы становления российского бизнеса, расширения его сферы деятельности за рубежом и его транснационализации. Удерживать лидирующие позиции в экономическом пространстве и конкурировать с крупнейшими мировыми ТНК российский бизнес может лишь в случае, если сам пойдет по пути транснационализации.

Таким образом, ТНК способствуют экономическому росту и влекут за собой позитивные изменения в российской экономике.

Роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике можно анализировать в разных аспектах: политико-экономическом, производственноторговом, предпринимательском, системном, макроэкономическом. Остановимся на последнем.

Туризм на сегодняшний день является одним из показателей развития цивилизации и все больше приобретает массовость. Кроме того, туристический бизнес относится к выгодным сферам инвестирования и привлекателен для многих предпринимателей.

На российском туристическом рынке любая компания, считающая себя конкурентоспособной в рассматриваемой сфере деятельности, сталкивается с такими глобальными вопросами, как выбор стратегии, цели, миссии и приоритетов развития в современном мире экономической глобализации.

Опрос1, проведенный посредством электронной рассылки, респондентами которого стали менеджеры и управляющее звено различных российских туристических компаний, выявил следующие проблемы: нестабильность налоговой политики, транспортная проблема, высокая конкуренция на рынке туристских услуг, слабое участие иностранных инвесторов, недостаточная поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя и др. (см. рис. 1).

13% 14%

□ Низкое качество российских услуг

□ Низкий профессионализм

□ Недобросовестность иностранных партнеров

□ Отсутствие информации о ситуации в регионах России

□ Низкий уровень рыночной культуры отношений

□ Необъективность СМИ

□ Нестабильность налоговой политики

□ Слабая нормативная и законодательная базы

Рис. 1. Результаты опроса Источник: по данным автора.

Таким образом, эффективность деятельности предприятия индустрии туризма формируется под воздействием различных факторов, которые можно разбить на две группы: внешние и внутренние. И эта деятельность корпораций на рынке туризма зависит от их способностей балансировать между факторами влияния внешней среды и внутренней. Транснациональные туристические корпорации должны вырабатывать общую экономическую стратегию деятельности и внедрять инновационные передовые технологии в своей сфере.

1 В опросе участвовало 56 российских туристических компаний Южного федерального округа, рекомендованных Российским союзом туриндустрии. (http://www.rostourunion.ru/).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

Объем российского рынка туризма и сервисов для туристов монотонно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012 году его объем (по сравнению с 2011 годом) увеличился на 14% (или на 149 млрд. руб.), превысив 1 трлн. рублей (около 1,7% ВВП РФ). При сохранении текущих темпов роста в 2014 году рынок туристических услуг достигнет 1,42 трлн. руб.2.

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

1,425

1,35

1,18

1,03

2011 2012 2013 2014 (прогноз)

□ объем рынка туризма

Рис. 2. Объем рынка туризма Источник: J’son&Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики.

Прогнозами такой положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, развитие ТНК, рост уровня сервиса банковских услуг и Интернета в нашей стране. В туризме, как в одной из первых областей, внедрилась практика использования инфокоммуникационных технологий, электронных способов оплаты.

Из крупных поставщиков туристических услуг можно выделить ОАО "ФПК" и ОАО "РЖД", внедривших технологию электронного билета и увеличивших долю продаваемых электронных билетов в 2013 году в 2,5 раза (с 15% до 38%).

Эксперты J'son & Partners Consulting отмечают высокую степень инвестиционной привлекательности данного сегмента российской экономики и прогнозируют появление значительного количества новых компаний (в том числе международных), привлеченных наблюдаемой в настоящее время благоприятной конъюнктурой.

Рынок туристических услуг становится в большей степени прозрачен и доступен для конечного потребителя. Рост доли туристических услуг, оформляемых в сети Интернет (Aviation EXplorer,), можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2013 году3.

За прошедший 2013 год благодаря благоприятной экономической ситуации рынок туристических услуг в России интенсивно развивался, что было обусловлено также и существенными инвестициями в отрасль со стороны государства, направленных, в частности, на формирование регионального бренда туристского региона и его продвижение за пределами России. Кроме того, отмечена высокая активность в России ведущих мировых игроков туристического рынка.

Постоянный рост уровня конкуренции способствует улучшению качества и изменению менеджмента и маркетинга туристических услуг. Наиболее заметными изменениями в 2014 году могут стать:

2 См.: (www.gks.ru).

3 См.: (www.aex.ru).

- увеличение количества ^-агентов, предоставляющих полный спектр туристических услуг;

- расширение линейки услуг, предлагаемых на электронных площадках поставщиков, предложение набора дополнительных сервисов одновременно с покупкой «основной» услуги;

- инвестиции (как со стороны поставщиков, так и со стороны агентов) в создание, развитие и продвижение мобильных каналов продаж;

- адаптация средств телекоммуникационной связи и гаджет-устройств к использованию сервисов услуг корпорации;

- активное вовлечение в потребление туристических услуг социальных сетей.

Рассматривая влияние транснациональных корпораций на экономику различных государств мира, в частности на сферу туризма, заметно прослеживание такого факта, что крупнейшие корпорации могут диктовать условия не только своим конкурентам, но и целым государствам — благодаря своей финансовой мощи и промоушн в политических кругах на самых высоких уровнях. Как правило, финансовая составляющая рассматриваемых корпораций выходит за рамки объемов ВВП многих стран мира, они создают огромное количество рабочих мест в каждой стране, а некоторые из них уже являются государствообразующими с экономической точки зрения.

Из 100 наибольших экономик в мире, 52 - транснациональные корпорации, остальные - государства. Свыше 2/3 внешней торговли и около половины мирового промышленного производства и приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% технологических нововведений и ноу-хау.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает $4 трлн., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции транснациональных корпораций выпускается партнерской сетью зарубежных структур. Доходная часть таких аффилированных структур ТНК превышает весь мировой экспорт.

На региональных и международных финансовых рынках транснациональные банки (ТНБ) могут даже повлиять на изменение любых национальных валют.

На предприятиях ТНК работает более 73 млн. человек4, которые ежегодно производят продукции более чем на $1 трлн. Учитывая и сопутствующие отрасли, ТНК обеспечили работой около 150 млн. человек.

Транснациональные корпорации по таким основным экономическим показателям, как товарооборот и доход опережают некоторые развивающиеся страны. Обратная сторона медали данного факта такова, что по некоторым данным экспертов и аналитиков в экономической сфере это дает возможность ТНК оказывать как экономическое, так и политическое давление на малые страны, не исключая и негативного.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, подконтрольно транснациональным корпорациям находятся также и отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, леса, табака и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - рынка чая и олова, 75% - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов.

Одним из важнейших вопросов в рассматриваемой предметной области современной России является обеспечение роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Поэтому анализ и применение опыта ведущих промышленных компаний мира имеет большую практическую значимость. Изучение подходов к достижению конкурентоспособности ведущими ТНК является актуальным не только с точки зрения теории международных экономических отношений, но и с точки зрения определения перспектив конкурентоспособности российской экономики и будущих позиций российских компаний на глобальных рынках.

4 См.: (www.rb.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

Транснациональные корпорации способствуют достижению стоящих перед их страной целей и задач в сфере международных отношений, прежде всего экономических, при этом, конечно же, предварительно заручившись поддержкой своего государства. Используя поддержку своей страны, транснациональные корпорации в ее интересах вовлекают в хозяйственную и финансовую деятельность различные ресурсы других стран, в частности, природные и людские.

Транснациональные корпорации оказывают положительное влияние и на международные отношения, прежде всего на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости, сплоченности, работы в одном направлении, что не может не привести к позитивному взаимопониманию различных стран.

Роль в экономическом и политическом аспекте транснациональных корпораций настолько существенна, что и в довольно длительном историческом периоде времени ТНК останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы в мировом масштабе. Вполне очевидно, что процесс перехода отечественных корпораций в транснациональные стал важной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не исключение. Создание российских транснациональных корпораций в рамках зарубежья представляется не только экономически важной, но и политически актуальной задачей.

В последнее десятилетие российские компании стали активно встраиваться в существующую транснациональную систему хозяйствования. Значительно увеличился объем международной торговли, прежде всего, нефтью, газами и металлами. Это значительно усилило зависимость российской экономики от мировой. Кроме того, российские компании стали приобретать активы за рубежом, превращаясь в транснациональные корпорации.

На сегодняшний день сфера туризма является наиболее прозрачным и доступным сервисом в плане самостоятельного оформления услуг для конечного потребителя. Туризм - это огромный потенциал для российской территории, и вопросы его развития нельзя откладывать на потом, а следует воспользоваться благоприятной ситуацией и придать ему необходимое направление и динамику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова А. Ю. (2008). Международный туризм. М.: Аспект Пресс.

Антипина Е. Б. и Терещенко А. А. (2004). К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика, № 3.

Большой глоссарий терминов международного туризма / Под ред. М. В. Биржакова, В. И. Никифорова. СПб., 2002.

Гаврильчак И. Н. (2010). Основные принципы организации и развития международного туризма. СПб.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. (http:// www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-rossiiskikh-transnatsionalnykh-korporatsii#ixzz2wqfTuaffi).

Объем рынка, 2012. (http://www.gks.ru).

Писаревский Е. Л. и Губенко Н. Н. (2009). Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы // Туризм: право и экономика, № 1.

Российская газета. «Развитие туризма в России». (http://www.rg.ru).

Рынок туристических услуг, 2013. (http://www.aex.ru).

Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.

REFERENCES

Alexandrova A. Y. (2008). International Tourism. M.: Aspect Press. (in Russian).

Antipina E. B and Tereshchenko A. A. (2004). On the Unification and Standardization of the Conceptual Apparatus in Tourism. Tourism: Law and Economics, no. 3. (in Russian).

Large Glossary of International Tourism / Ed. by M. V. Birzhakov, V. I. Nikiforov. St. Petersburg, 2002. (in Russian).

Gavrilchak I. N. (2010). Basic Principles of Organization and Development of International Tourism. St. Petersburg. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific Library of Theses and Abstracts disserCat. (http://www.dissercat.com/ content/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-rossiiskikh-transnatsionalnykh-korporatsii#ixzz2wqfTua1H). (in Russian).

Market Volume, 2012. (http://www.gks.ru). (in Russian).

Pisarevskiy E. L. and Gubenko N. N. (2009). Legislation in the Field of Tourism. Status and Prospects. Tourism: Law and Economics, no. 1. (in Russian).

Rossiyskaya Gazeta. “Tourism Development in Russia”. (http://www.rg.ru). (in Russian).

Tourism Market, 2013. (http://www.aex.ru). (in Russian).

Federal Law of the Russian Federation Dated 24.11.1996 № 132-FZ "On the Fundamentals of Tourist Activities in the Russian Federation" (as Amended Federal Law of 05.02.2007 № 12-FZ). Collected Legislation of the Russian Federation, 02.12.1996, № 49, a. 5491. (in Russian).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.