EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES OF HOCKEY PLAYERS THE C HEARING DISORDER IN GROUPS OF INITIAL SPECIALIZA TION
E.R Rumyantseva, A. V. Ovchnnikov, N. Yu. Tokmakova
The technique aimed at the development of coordination abilities of hockey players of c by a hearing disorder in groups of initial specialization a technique Basis is presented in article, make exercises on the computer stabilografichesky Stabilan-01 complex which are carried out at a general and preparatory stage of a sports training, individually with each hockey player. The efficiency of a technique is estimated by means of the Evolvent test and stabilografichesky.
Key words: coordination abilities, hockey with a washer, athletes of c a hearing disorder, a stabilografichesky complex.
Rumyantseva Elvira Rimovna, doctor of biological sciences, professor, deputy director, rumelv'a yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture,
Ovchinnikov Alexey Vladimirovich, postgraduate, [email protected], Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture,
Tokmakova Natalya Yurevna, candidate of biological, associate professor, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture
УДК 796.85
ВЛИЯНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ
В.Л. Скитневский, И.Ю. Бурханова, А.С. Шахина
Рассмотрена взаимосвязь типологических особенностей нервной системы и индивидуального стиля ведения боя в единоборствах. Выявлено, что типологические особенности не оказывают определенного влияния на индивидуальный стиль соревновательной деятельности, что может быть нивелировано соответствующими средствами технико-тактической подготовки. Особого внимания данный параметр требует при начальном обучении технико-тактическим действиям в группах начальной подготовки.
Ключевые слова: единоборства, типологические особенности, тактика ведения боя, стиль соревновательной деятельности.
Анализ специальной литературы по единоборствам позволил нам рассмотреть основные, наиболее часто встречающиеся разновидности тактики ведения боя и примеры тактических действий против соперников различных манер ведения боя [2, 3]. В ходе боя, под влиянием обстановки и из-за необходимости противодействовать противнику, кикбоксер часто изменяет привычную ему манеру ведения боя и тактику. Он находит новые
боевые средства для того, чтобы обыграть и поставить соперника в затруднительное положение, самому выйти из сложного положения и адаптироваться к изменениям в тактике противника. Установлено, что индивидуальные типологические особенности оказывают значительное влияние на эффективность спортивной деятельности в единоборствах [1, 5]. Это проявляется в предпочтительном стиле ведения боя, что, в свою очередь, базируется на определенных психических особенностях.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что, чем выше спортивная квалификация, тем значимее становятся индивидуальные особенности спортсмена и психологическая подготовленность бойца.
Цель исследования: определить оптимальные стили ведения боя, учитывая индивидуальные особенности спортсмена.
Объектом исследования являлся учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки и группах высшего спортивного мастерства.
Предметом исследования стало определение взаимосвязи между индивидуальным стилем ведения боя и психологическими особенностями занимающихся.
В исследовании принимали участие 15 мастеров спорта РФ, 9 кандидатов в мастера спорта РФ, 35 учеников групп начальной подготовки, занимающихся в секциях тайского бокса и кикбоксинга.
У всех испытуемых была определена сила нервной системы через выносливость (теппинг-тест) по Е.П. Ильину [1]. Также осуществлялся анализ видеозаписей боев всех испытуемых (не менее 3 боев каждого спортсмена).
В поединках бойцы применяли два классических стиля ведения поединка: атакующий и контратакующий. К атакующему стилю относится манера, при которой спортсмен работает «первым номером», «от себя» нанося удары независимо от действий соперника. Контратакующему стилю свойственна работа «вторым номером», «от противника», в зависимости от его действий.
Установлено, что спортсмены со слабой нервной системой по выносливости используют атакующий стиль ведения боя, а бойцы с сильной нервной системой предпочитают работать в контратакующем стиле. Это было несколько неожиданно и потребовало соответствующего осмысления.
Для боя, в котором ведущую роль играет наступательная форма, типично то, что кикбоксёр принимает решение проводить атаку или контратаку и прилагает все усилия к практическому осуществлению этого решения. В осуществлении этих действий ведущую роль играют мотивация и такие волевые качества, как решительность, смелость и настойчивость, способствующие преодолению сопротивления противника и захвату инициативы, а бойцы с сильной нервной системой предпочитали работать в контратакующем стиле. Оборонительная форма боя применяется в том
случае, когда агрессивный и физически сильный противник захватывает инициативу или когда заведомо ставится задача утомить, вымотать соперника, применяя маневрирование, защитные действия и отдельные контратакующие удары (ответные и встречные) с тем, чтобы затем перейти в наступление. В осуществлении этих действий спортсмену нужна выдержка, организованность, самоконтроль. Скорее всего, это связано с тем, что кикбоксеру, имеющему слабую нервную систему по выносливости, трудно выжидать атаки соперника и, если ему не атаковать первым номером, то, вероятнее всего, рисунок боя получится скомканным. Напротив, спортсмен с сильной нервной системой способен навязывать свою манеру и тактику, после неудачных атак оппонента. Отсюда мы видим, что в поединке все зависит от тренерской установки, от самого соперника и, безусловно, от технико-тактической и физической подготовки бойца. Хотелось бы отметить, что оптимально подобранная система работы в ринге - это длительная подготовительная работа, состоящая не только из тренировочного процесса, но и из выступлений на турнирах.
Из данных о бойцах, представленных нам, мы знаем, что спортсмены имеют большой соревновательный опыт, что, безусловно, влияет на исход боя, а также влияет на их эмоциональное состояние перед стартом. Как правило, предстартовую лихорадку испытывают спортсмены, только начинающие свою карьеру, и чем больше за спиной боёв, тем спокойнее перед ними они себя ведут. Очевидно, что волнение испытывает каждый боец, но при наличии уверенности в своих силах и реальной оценки своих возможностей и подготовки минимизировать негативные последствия предстартовой лихорадки можно. В этом и состоит главная тренерская задача - настроить своего спортсмена на бой или целые соревнования должным образом. Но всё же основным критерием готовности бойца является его техническая и физическая подготовка. Для того чтобы выступать на соревнованиях, боец должен иметь представления о разновидностях стилей ведения боя его оппонентов и как с ними работать. Все это выстраивается непосредственно в тренировочном процессе с рядом различных бойцов и выдвижением рабочих схем и комбинаций. Оптимизируется тактика в подготовительном процессе, как в долгосрочном, так и непосредственно в предсоревновательном периоде.
Также установлено, что сильнейшие бойцы пользуются разными формами ведения боя, но всё же большинство из них предпочитают атакующую манеру. Об этом свидетельствует то, что доля атакующих ударов намного превосходит долю встречных и ответных ударов, хотя довольно часто в бою применяются сложные по исполнению встречные удары, а эффективность встречных и ответных ударов заметно выше атакующих.
В ходе наблюдений мы выявили, что почти все сильнейшие кикбоксеры:
а) имеют в своем арсенале сильнейшие удары и используют малейшую возможность для досрочной победы;
б) ведут бой в высоком темпе, активно стремятся к переходу на ближнюю и особенно среднюю дистанцию, часто используют серийные удары;
в) имеют высокую эффективность использования подготовительных и ситуативных действий, причем подготовительные действия применяются в виде ложных «раскрытий», «выдергиваний» и легких отвлекающих ударов, почти без использования финтов, а ситуативные действия применяются, в основном, в форме развития удачной атаки или «добивания» противника во время его замешательства после получения сильного удара;
г) активно применяют встречные и ответные удары с высокой эффективностью;
д) имеют высокий уровень специальной выносливости, позволяющей поддерживать высокий темп боя и достигнутую эффективность боевых действий на протяжении всего поединка;
е) стабильно выполняют боевые приемы в самых острых ситуациях
боя;
ж) имеют исключительно высокий уровень проявления волевых качеств, выражающийся в бескомпромиссной борьбе за победу до конца боя, даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
В результате проведенного исследования мы выявили, что спортсмены, имеющие слабую нервную систему по выносливости, прибегают в основном к атакующему стилю, а сильную - предпочитают контратакующий. Это расходится с мнением других авторов. Отсюда мы пришли к выводу, что типологические особенности не являются определяющим фактором для построения тактики боя. В связи с этим мы предположили, что эффективнее закладывать и опираться в тренировочном процессе на технико-тактическую подготовку, которую можно варьировать, используя работу в парах с различными оппонентами. Несмотря на индивидуальные различия, определяющим фактором является тренерская установка, опыт выступлений, а также технико-тактическая подготовка бойца. Как правило, подготовка начинается еще в раннем возрасте и тренировочный стаж, грамотность его построения влияют на результативность.
Поскольку мы выяснили, что сила и слабость нервной системы по выносливости не являются определяющим фактором в построении боя, то главным на начальной стадии будет технико-тактическая подготовка при общей установке на атакующие действия.
Для того чтобы упростить боевые эпизоды, в тренировочном процессе наставники должны максимально ответственно подходить к подготовке. Согласно регламенту городских, областных, всероссийских и
выше турниров и соревнований, дети в возрасте 11-12 лет могут выступать только в разделе лайт-контакт, где жесткие, акцентирующие удары запрещены. В этом разделе дети показывают предельно высокую скорость, но, как и у многих взрослых, теряется техника. Отсюда следует, что при подготовке тренеры должны обращать внимание на многоударные комбинации с прямыми ударами руками и круговыми ударами ногами, при этом уделяя внимание продвижением с этими же ударами вперед и работой на отходах. Как правило, выигрывают поединки дети, опережающие в технической подготовке своих сверстников.
Для детской группы было предложено несколько возможных тренировочных моментов, учитывая результаты нашего исследования, способствующих повышению результативности:
- отработка передвижений без ударов (маневрирование) - по кругу, назад в сторону, вперед в сторону. Здесь следует отметить, что все эти передвижения необходимо комбинировать с защитными действиями (уклоны, нырки);
- отработка продвижений вперед - отдельно с ударами руками (прямыми/боковыми), отдельно с ударами ногами (прямыми/боковыми), комбинациями руки/ноги, где каждая заканчивается ударом ногой;
- отработка передвижений назад - отдельно с ударами руками (прямыми/боковыми), отдельно с ударами ногами (прямыми/боковыми), комбинациями руки/ноги, где каждая заканчивается ударом ногой.
Отметим, что задачей здесь является повышение скорости ударов при минимальной потере техники.
Не всем детям легко усвоить продвижение назад, так как для них это является формой контратакующего стиля, где преуспевают, как мы выяснили, бойцы с сильной по выносливости нервной системой. Но именно в этом возрасте можно заложить стереотип мобильности передвижений, при котором техническое превосходство над соперником будет замечено.
Проведя исследование на силу и слабость нервной системы по выносливости, мы выявили, что спортсмены, имеющие слабую нервную систему по выносливости, прибегают в основном к атакующему стилю, а сильную - предпочитают контратакующий стиль ведения боя. На наш взгляд, типологические особенности не являются определяющим фактором для ведения боя. В связи с этим мы предположили, что эффективнее закладывать и опираться в тренировочном процессе на технико-тактическую подготовку, которую можно варьировать, используя работу в парах с различными оппонентами. Несмотря на индивидуальные различия, определяющим фактором является тренерская установка, опыт выступлений, а также технико-тактическая подготовка бойца. Как правило, подготовка начинается еще в раннем возрасте и тренировочный стаж, его грамотность его построения влияют на результативность.
Таким образом, базовой задачей первоначального обучения в кикбоксинге является технико-тактическая подготовка. Индивидуальные психологические особенности, в частности, сила-слабость нервной системы могут быть нивелированы за счет грамотных технических действий. На начальной стадии закладывается стереотип мобильности передвижения, что в дальнейшем дает техническое превосходство над соперником, следовательно, общее направление подготовки - атакующие действия с преимущественным вниманием за передвижениями.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Спортивные единоборства. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 184 с.
3. Скитневский В.Л., Бурханова И.Ю. К вопросу психодиагностики неблагоприятных состояний в спортивной деятельности // Успехи современной науки и образования. 2016. № 4. Т. 3. С 56-58.
4. Татарникова Н.С. Реализация принципа индивидуализации в деятельности педагога // Вестн. Мининского университета. 2013. № 1. URL: http: // www.vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/14 (дата обращения: 20.10.2017)
5. Филимонов В.И., Ибраев С.Ш. Бокс и кикбоксинг. Обучение и тренировка. М.: Инсан, 2011. 528 с.
Скитневский Виталий Львович, канд. психол. наук, проф., skvitalayandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет),
Бурханова Ирина Юрьевна, ст. преподаватель, irina2692007ayandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет),
Шахина Анастасия Сергеевна, учитель, shahinanastia a mail.ru, Россия, Нижний Новгород, школа №103
INFLUENCE OF TYPOLOGICAL FEATURES ON INDIVIDUAL STYLE OF COMPETITIVE ACTIVITY IN SINGLE COMBATS
V.L. Skitnevsky, I.Yu. Burkhanova, A.S. Shakhina
In article the interrelation of typological features of nervous system and individual style of conducting fight in single combats is considered. It is revealed that typological features don't exert a certain impact on individual style of competitive activity that can be leveled by appropriate means of technical and tactical preparation. The special attention demands this parameter at elementary education to technical and tactical actions in groups of initial preparation.
Key words: single combats, typological features, tactics of conducting fight, style of competitive activity.
Skitnevsky Vitaly Lvovich, candidate of psychological sciences, professor, skvitalayandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhegorodsky State Pedagogical University of K. Minin (Mininsky University),
Burkhanova Irina Yuryevna, senior teacher, irina2692007ayandex.ru, Russia, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhegorodsky State Pedagogical University of K. Minin (Mininsky University),
Shakhina Anastasia Sergeevna, teacher, shahinanastiaamail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, School 103
УДК: 7967012.68
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ НА БАЗЕ
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
В.А. Солодянников, Л.Г. Львова, Л.В. Люйк
Экспериментально показана эффективность сопряжённого метода совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов 16-18 лет. Основой эффективности является комплексный подход сопряжения видов подготовки, применения различных методов и методических приёмов в процессе тренировки баскетболистов.
Ключевые слова: сопряжённый метод, физическая подготовленность баскетболистов, технико-тактическая подготовка, физические способности, методика подготовки, методические приёмы.
Тенденция омоложения спорта высших достижений, в том числе и баскетбола, является особенностью последнего времени.
Развитие юношеского баскетбола идет по пути совершенствования средств нападения и технической подготовленности игроков на основе возросших физических возможностей спортсменов [4].
Подготовка квалифицированных баскетболистов юниорского возраста имеет трудности как объективного, так и субъективного характера. Объективные трудности обусловлены спецификой физического и психического развития юных спортсменов, субъективные -несовершенством программ спортивных школ [5].
Данные положения вызывают необходимость пересмотра некоторых положений теории и методики спортивной тренировки в системе подготовки юных высококвалифицированных баскетболистов. Как отмечают ряд специалистов [2, 3, 6], методическая ошибка тренеров, работающих в этой области, заключается в копировании подготовки взрослых спортсменов или в рассматривании 16-18-летних баскетболистов, как не сформировавшихся спортсменов, которым противопоказаны