Научная статья на тему 'Влияние территорий опережающего развития на устойчивость социально-экономической системы региона (на примере Камчатского края)'

Влияние территорий опережающего развития на устойчивость социально-экономической системы региона (на примере Камчатского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
313
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КАМЧАТСКИЙ КРАЙ / TERRITORIES OF PRIORITY ECONOMIC DEVELOPMENT / FREE PORT / NATIONAL ECONOMY / ASIAN-PACIFIC REGION / FAR EAST / KAMCHATKA REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов Александр Владимирович

Камчатский край является удалённым регионом, обладающим значительным экономическим и ресурсным потенциалом. В настоящее время в регионе существуют значительные проблемы, препятствующие осуществлению планов по экономическому развитию: нехватка инвестиций, неразвитая инфраструктура, нехватка высококвалифицированных специалистов. Проекты по созданию территорий опережающего развития могут стать новым драйвером экономического роста Дальнего Востока России регионального, а в дальнейшем международного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT ON THE STABILITY OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KAMCHATKA REGION)

Kamchatka region of Russian Federation have a resource and economic potential. At present time in the Far East region exist serious problems, which prevent plans of economy grew: lack of investment, undeveloped infrastructure, lack of highly qualified specialists. Projects for creation priority development territories may become a new driver of economic growth in the Russian Far East, in the beginning regional level, and international level in the future.

Текст научной работы на тему «Влияние территорий опережающего развития на устойчивость социально-экономической системы региона (на примере Камчатского края)»

Кузнецов А.В.

ВЛИЯНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)

Аннотация. Камчатский край является удалённым регионом, обладающим значительным экономическим и ресурсным потенциалом. В настоящее время в регионе существуют значительные проблемы, препятствующие осуществлению планов по экономическому развитию: нехватка инвестиций, неразвитая инфраструктура, нехватка высококвалифицированных специалистов. Проекты по созданию территорий опережающего развития могут стать новым драйвером экономического роста Дальнего Востока России регионального, а в дальнейшем - международного уровня.

Ключевые слова. Территория опережающего развития, свободный порт, национальная экономика, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, Камчатский край.

Kuznetcov A.V.

INFLUENCE TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT ON THE STABILITY OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KAMCHATKA REGION)

Abstract. Kamchatka region of Russian Federation have a resource and economic potential. At present time in the Far East region exist serious problems, which prevent plans of economy grew: lack of investment, undeveloped infrastructure, lack of highly qualified specialists. Projects for creation priority development territories may become a new driver of economic growth in the Russian Far East, in the beginning regional level, and international level in the future.

Keywords. Territories of priority economic development, free port, national economy, Asian-Pacific region, Far East, Kamchatka region.

Дальний Восток России является удаленным от центра регионом, обладающим значительным ресурсным и экономическим потенциалом. Безусловно, у региона существуют определенные риски: слаборазвитая инфраструктура, отток населения, дефицит необходимых для развития инвестиций. В рамках программы развития Дальнего Востока предполагается использовать новый инструмент - Территории опережающего развития (ТОР). По прогнозам, создание подобных зон станет фундаментом для дальнейшего развития региона. Территория опережающего развития - это территория, обладающая определенными льготами: резиденты ТОР освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество, землю сроком на 5 лет; ставка страховых взносов составляет 7,6% (вместо 30%); устанавливаются нулевые ввозные и вывозные таможенные пошлины; предоставляется аренда земельных участков по льготной цене; предусматривается упрощенный порядок административных процедур и получения разрешений; получения земельных участков.

Территория опережающего развития на Камчатке была утверждена правительством 28 августа 2015 года. С момента создания рассматривалось 33 заявки участников на общую сумму частных инвестиций

ГРНТИ 06.61.33 © Кузнецов А.В., 2016

Александр Владимирович Кузнецов - аспирант кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (904) 555-15-61. E-mail: [email protected].

25,1 млрд руб. Корпорацией развития Дальнего Востока (КРДВ) уже принято 17 положительных решений с суммарными инвестициями в 8,96 млрд руб. В целом администрация Камчатки предполагает с помощью ТОР создать 2,5 тыс. новых рабочих мест, а бюджет региона в течении 10 лет должен получить 31,5 млрд руб. [1]. Однако, это теоретическая оценка, возможны проблемы при осуществлении проекта, в связи с текущими экономическими трудностями. Инвесторы (как иностранные, так и отечественные) очень внимательно и скрупулёзно относятся к проекту, ведь компания, получив статус резидента, обязуется вложить обозначенную сумму инвестиций, в противном случае на нее налагаются штрафные санкции [5].

Камчатская ТОР сосредоточена на двух направлениях - портово-промышленное и туристско-рекреационное. Главные надежды экономики края - рыбная промышленность, добыча золота и туризм. По данным Минэкономики, производство рыбной продукции в 2015 году выросло на 7,5% и составило 0,7 млн тонн, а добыча руд цветных металлов - на 17,1%. Но в туристической отрасли (хоть она и демонстрирует положительную динамику) необходимо еще многое сделать. По данным агентства по туризму Камчатского края, в 2015 году туристический поток на полуостров вырос в три раза и составил 180 тыс. человек [3]. По прогнозам экспертов, введение режима ТОР в Камчатском крае позволит за 10 лет увеличить поток туристов до 800 тыс. человек в год, что принесет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и инвестиции в туристическую отрасль края.

Компания-авиаперевозчик «Витязь-Аэро (крупнейшая на полуострове авиакомпания, осуществляющая воздушные вертолетные перевозки) также подтверждает увеличение спроса со стороны отечественных туристов на 20-25%. Интерес к Камчатскому краю проявляют и иностранные туристы, особенно зимой. Среди иностранцев особенно популярно горнолыжное направление. Основное препятствие для развития туристической отрасли - неразвитость транспортной инфраструктуры. Например, главный транспортный узел полуострова - аэропорт Петропавловск-Камчатский - нуждается в реконструкции и обновлении. В настоящее время, пропускная способность аэропорта составляет 240 человек в час, что не позволяет принимать одновременно несколько авиарейсов. Сложности возникают даже в случае прибытия друг за другом двух рейсов: для получения багажа пассажирам приходится в течение достаточно длительного времени ожидать на улице, поскольку размер багажного отделения не позволяет параллельно выгружать чемоданы пассажиров обоих рейсов.

Правительство Камчатки проблему признает и уже имеет план по ее разрешению. В рамках ТОР планируется реконструкция аэропорта без приостановки его деятельности, рядом с действующим терминалом планируется построить новый (международный), а также новое багажное отделение [2]. Строительство терминала со всей инфраструктурой оценивается в 2,3 млрд руб. Реконструкция аэровокзального комплекса и прилегающей к аэропорту территории должна увеличить пассажиропоток до 400 человек в час. По плану строительство должно занять четыре года, однако власти стараются сократить этот срок. Проблемы есть и с другим транспортным узлом Петропавловска-Камчатского: сейчас морской торговый порт города не позволяет принимать большие круизные суда. С круизных судов пассажиров спускают на сушу с помощью катеров, в связи с этим планируется реконструкция и расширение причалов.

Существует также проблема доступности природных достопримечательностей края. В настоящее время стоимость одного часа полета на вертолете составляет от 150 тыс. рублей, а приобретение билетов в Долину гейзеров обходится в 37 тыс. руб. с человека, других возможностей добраться до данных мест нет. В связи с этим, из всего количества туристов, лишь единицы соглашаются на подобные услуги. Их в крае оказывает компания «Витязь-Аэро». Представители компании признают, что стоимость их услуг действительно высока, но у этого есть обоснование. Цена на предоставляемые услуги зависит от удаленности региона: закупка запчастей, ремонт и переобучение персонала осуществляются за его пределами, также на цену влияет дорогое топливо.

В дальнейшем компания «Витязь-Аэро» планирует стать резидентом ТОР. В режиме ТОР компанию, в первую очередь, заинтересовал упрощенный порядок получения земельных участков. Повысить доступность главных туристических направлений должно развитие малой авиации, в рамках ТОР компания «Витязь-Аэро» намерена построить на своем аэродроме взлетно-посадочную полосу для мелкомоторных самолетов. Полет на самолете снизит стоимость поездки на ряд направлений. Однако полет на самолете имеет ряд ограничений и не сможет в полной мере заменить вертолет на всех направлениях. Вертолет может осуществить посадку практически в любом месте, для самолета же нужна взлетно-

посадочная полоса. Компания уже планирует строительство небольшой взлетно-посадочной полосы рядом с Долиной гейзеров (Кроноцкий заповедник). Предполагаемая стоимость проекта по строительству полосы с грунтовым покрытием на собственном аэродроме «Витязь-Аэро» оценивается в 600 млн руб. В данную сумму входят затраты на строительство стоянок, инженерно-технического комплекса по обслуживанию самолетной техники. Предполагаемый срок реализации проекта составляет 2 года. Покупка воздушных средств в краткосрочные планы не входит, но компания готова оказывать услуги всем желающим базировать на аэродроме свои воздушные суда.

Стимулировать развитие туризма планируется и за счет лечебных термальных вод, которыми славится Камчатский край. По оценке министерства здравоохранения, около 40 тыс. человек на Камчатке нуждаются в санаторно-курортном лечении. В связи с этим, санаторий «Жемчужина Камчатки» уже стал резидентом ТОР. В рамках льготного режима предполагается модернизация и обновление санатория. Проект предусматривает строительство нового гостиничного и медицинского корпусов, спортивных сооружений и отдельных коттеджей с собственными термальными бассейнами. Для «Жемчужины Камчатки» в первую очередь актуальны налоговые льготы, за счет чего увеличивается рентабельность проекта и уменьшается срок окупаемости. Весь проект рассчитан на десять лет, предполагается постепенное обновление санатория. Общий бюджет всего проекта составляет 1,5 млрд руб. Предполагается привлечение отечественных инвесторов, но есть и иностранные, в частности - из Южной Кореи [4]. Бизнес-план модернизации санатория подразумевает, что инвесторам будут продаваться доли, при этом 50% долей власти Камчатского края планируют оставить за собой, с целью сохранения контроля.

«Морской Сервис-Бункер» - это еще один резидент ТОР Камчатка. Компания является одним из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов на Дальнем Востоке, ее проект предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов емкостью 18 тыс. тонн. Для реализации проекта у компании уже имеется вся необходимая транспортная и техническая инфраструктура. Проект рассчитан на два года, за это время инвестор намерен вложить около 280 млн руб., примерно половину составят заемные средства. Кроме того, компания планирует получить статус особо значимого проекта Камчатского края и, соответственно, рассчитывает на субсидию от региона. Создание проекта было запланировано на 2018-2019 гг., создание льготного режима в ТОР Камчатка послужило стимулом для раннего старта проекта.

ООО «Зеленая ферма» также является резидентом ТОР Камчатка. Проект по строительству тепличного комплекса без ТОР реализовать было бы практически невозможно. Комплекс ООО «Зеленая ферма» планируется отапливать газом, однако на Камчатке с инфраструктурой по доставке газа есть сложности. Процедура по газификации отдельного участника весьма дорогостоящая (стоимость проведения инфраструктуры оценивается в 2,5 млрд руб.). В условиях ТОР Камчатка предполагается строительства инфраструктуры и газификации не только проекта «Зеленая ферма», но и других объектов. Общая сумма инвестиций составляет 1,5 млрд руб., планируется строительство тепличного комплекса площадью почти 5 гектаров и производительностью 3,1 тыс. тонн овощей и зелени в год. 40% стоимости проекта компания планирует покрыть за счет собственных средств, остальное - за счет привлечения кредита из Россельхозбанка, также компания рассчитывает на субсидирование процентной ставки по программе Минсельхоза (8,5% из 18% ставки по кредиту может быть компенсировано).

В краткосрочной перспективе компания планирует покрыть 25% краевого овощного рынка, она рассчитывает продавать всю свою продукцию на Камчатском рынке. На сегодняшний день, жители Камчатки потребляют 15 тыс. тонн овощей и зелени в год, однако производится на полуострове всего 2 тыс. тонн (из них большая часть производится индивидуальными подсобными хозяйствами). Оставшаяся доля - привозная продукция, в основном китайская, невысокого качества. По оценке компании, сейчас доля привозной агропродукции составляет 80%. Строительство этого агропромышленного парка создаст серьезную конкуренцию привозной зелени и овощной продукции из-за рубежа, в первую очередь из Китая.

Компания «Город 415» построит на площадке ТОР Камчатка современный рыбоперерабатывающий комплекс с производственной мощностью 10 тыс. тонн рыбной продукции в год. Объем инвестиций составит 643,3 млн рублей. Завод предусматривает выпуск готовой продукции и консервное производство. Реализация проекта запланирована на первый квартал 2018 года. Проектирование, строительство и запуск рыбоперерабатывающего комплекса будут производиться с привлечением международной корпорации Korea Traiding & Industries Co., LTD. Участие корейского партнера позволит в намеченные

сроки завершить строительство и оснастить комплекс современным технологическим оборудованием для выпуска готовой продукции и жестяной тары. Сырье для производства будет добываться собственными силами. Получение льготных условий в рамках ТОР позволит перенаправить сэкономленные собственные средства предприятия на проектирование, строительство и запуск рыбоперерабатывающего завода, приобретение технологического оборудования, ремонт и обновление рыбодобывающего флота. Также планируется строительство причальной линии для приема рыбы-сырца с добывающих судов и отгрузки готовой рыбопродукции на транспортные суда, и обеспечения безопасной стоянки и обслуживания судов. Реализация готовой продукции планируется как на Дальнем Востоке, так и на экспорт: в Корею и Японию.

ТОР претендует на то, чтобы быть новым механизмом социально-экономического развития регионов, в основу которого заложено предположение, что интересы инвестора и региона совпадают. Предполагается, что развитие ТОРов «пустит волну развития» благодаря строительству инфраструктуры, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Для стимулирования социально-экономического развития Дальнего Востока сегодня открываются уникальные возможности: Азиатско-Тихоокеанский регион (включая Китай, Японию и Корею), становится крупнейшим мировым рынком, главным поставщиком финансовых ресурсов и главным узлом мировых грузопотоков. Сегодня Дальний Восток может использовать эти возможности, чтобы стать новым экономическим мостом между АТР и Европой.

Для успеха осуществления проектов по созданию территорий опережающего развития необходимо осуществлять скоординированные усилия государства, бизнеса и населения. Можно выделить две главные цели развития Дальнего Востока: создание новых качественных рабочих мест и улучшение качества жизни. При успешной реализации имеющегося потенциала к 2030 году в дальневосточных регионах будет создано более 2 млн новых высокопроизводительных рабочих мест, совокупный ВРП регионов повысится в 2,3 раза (в текущих ценах), несырьевой экспорт вырастет до 6,5 млрд долл. В истории российского Дальнего Востока уже было несколько результативных попыток со стороны государства решить проблемы региона и стимулировать его ускоренное развитие. Успех зависит во многом от поддержки и активного участия со стороны государства, жителей и бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Линдт М. Как приблизить Дальний Восток // Эксперт. 2016. № 35.

2. Новые возможности развития АТР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minvostok-razvitia.ru/upload/vef2015.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

3. Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2015 году и задачах на 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minvostokrazvitia.ru/upload/ itog2015.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

4. Перспективный Дальний Восток. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/12/ 14/vostok_razvitie (дата обращения 25.11.2016).

5. Территория опережающего развития. Закон о территориях опережающего развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ib.ru/article/180479/territoriya-operejayuschego-razvitiya-zakon-o-territoriyah-operejayuschego-razvitiya (дата обращения: 23.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.