Научная статья на тему 'Влияние теневых доходов граждан на уровень налоговых поступлений в бюджеты субъектов ДФО'

Влияние теневых доходов граждан на уровень налоговых поступлений в бюджеты субъектов ДФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы оценки / теневые доходы / региональный бюджет / Дальневосточный федеральный округ / доходы населения / расходы населения / налог на доходы физических лиц. / assessment methods / shadow income / regional budget / Far Eastern Federal District / population income / population expenses / income tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Чунарева

Формирование эффективного механизма реализации налоговой политики неразрывно связано с вопросами совершенствования налогообложения доходов физических лиц и снижения влияния факторов теневой экономики. Цель исследования заключается в изучении методов количественной оценки налоговых потерь бюджета от теневой экономики. В результате исследования определены основные подходы к оценке теневой экономики, их можно разделить на прямые и косвенные. Применение метода расхождений и сопоставления данных из различных источников позволило выявить наиболее распространенный вид теневой деятельности в субъектах ДФО – неофициальное трудоустройство и уклонение от уплаты подоходного налога. Мобилизация потенциальных налоговых поступлений с доходов физических лиц в бюджетную систему может значительно сократить дефицит региональных бюджетов и снизить нагрузку финансовой системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INFLUENCE OF CITIZENS SHADOW INCOME ON THE LEVEL OF TAX REVENUES IN BUDGETS OF FEFD REGIONS

Formation of the tax policy effective mechanism is inseparably linked with problems of individuals income taxation improvement and decreasing of shadow economy factors influence. The research studies the quantitative assessment methods of the budget tax losses from shadow economy. As a result of the research the main approaches to shadow economy assessment were defined and they can be divided into direct and indirect methods. The method of divergences and comparison of data from various sources allowed to reveal the most widespread types of shadow activity in FEFD regions: informal employment and evasion from income tax payment. Mobilization of potential tax revenues from the individuals income in the budgetary system can reduce a shortage of regional budgets and lower loading of the state financial system.

Текст научной работы на тему «Влияние теневых доходов граждан на уровень налоговых поступлений в бюджеты субъектов ДФО»

ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ ГРАЖДАН НА УРОВЕНЬ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ ДФО

Е.В. Чунарева, магистрант Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10509

Аннотация. Формирование эффективного механизма реализации налоговой политики неразрывно связано с вопросами совершенствования налогообложения доходов физических лиц и снижения влияния факторов теневой экономики. Цель исследования заключается в изучении методов количественной оценки налоговых потерь бюджета от теневой экономики. В результате исследования определены основные подходы к оценке теневой экономики, их можно разделить на прямые и косвенные. Применение метода расхождений и сопоставления данных из различных источников позволило выявить наиболее распространенный вид теневой деятельности в субъектах ДФО -неофициальное трудоустройство и уклонение от уплаты подоходного налога. Мобилизация потенциальных налоговых поступлений с доходов физических лиц в бюджетную систему может значительно сократить дефицит региональных бюджетов и снизить нагрузку финансовой системы государства.

Ключевые слова: методы оценки, теневые доходы, региональный бюджет, Дальневосточный федеральный округ, доходы населения, расходы населения, налог на доходы физических лиц.

Важную роль в работе фискальных органов играет аналитическая оценка налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе налоговых потерь от теневой экономики. Оценка налоговых поступлений в бюджет является систематической для всех уровней Федеральной налоговой службы России (ФНС) [1].

Под теневыми доходами граждан понимаются денежные средства и материальные ценности, получаемы физическим лицом в результате осуществления незарегистрированной деятельности, не попадающей в официальные статистические данные и не контролируемой государственными

органами. К основным признакам теневых доходов граждан отнесем их неконтролируемость, отсутствие

статистики, нелегальное происхождение, неуплату налогов с получаемого дохода. Теневая экономика не только снижает величину налоговых поступлений в бюджет, но и способствует появлению необоснованных расходных обязательств бюджетной системы [2].

При возникновении так называемых налоговых потерь бюджета государство не может в полной мере финансировать свои обязательства, поэтому возникает необходимость обложения

налогоплательщиков, функционирующих в официальной экономике, более тяжелым налоговым бременем. Увеличение налоговой нагрузки, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост теневой экономики и приводит к необходимости ужесточения бюджетных ограничений в государственном секторе.

Хотя рассматриваемая проблема очевидно важна, в современной науке отсутствует единая методика

количественной оценки налоговых потерь бюджета от теневой экономики. В то же время существует достаточно большое количество исследований, в которых рассматриваются и систематизируются методы статистического измерения ее масштабов. Разделим существующие методы на две большие группы:

- прямые - основаны на опросах, обследованиях отдельных групп населения, экспертных оценках, интервью;

- опосредованные методы - основаны на сводных экономических индикаторах статистических служб и налоговых органов [3].

В таблице 1 представлено описание существующих авторских методик оценки влияния доходов физических лиц на уровень налоговых поступлений.

Таблица 1. Авторские методики оценки влияния доходов физических лиц на уровень налоговых поступлений

Автор Содержание методики

Цепелев О.А., Колесникова О.С. [4] Количественная оценка влияния неформальной экономики на объем налоговых поступлений регионального бюджета на основе метода расхождений и сопоставлении данных из различных источников.

Гурвич Е.Т., Суслина А.Л. [5] Метод исчисления собираемости налогов с применением макроэкономических показателей, на основе соотношения фактических сборов этого налога к расчетным сборам на основе показателя системы национальных счетов

Шестоперов О.М. [6] Расчеты масштабов теневых доходов физических лиц основывается на результатах экспертных оценок и опросов сотрудников малых предприятий

Буров В.Ю. [7] В методике применяется метод экономического анализа - специальных расчетных показателей, с использованием дополнительных показателей, полученных в проводимых исследованиях и данных органов статистики.

Янцен А.В. [8] Метод верификации статистических оценок доходов - позволяет подойти к вопросу качества, достоверности официальных данных по доходам населения в регионах РФ с помощью количественного анализа.

Friedrich Schneider, Dominik Enste [9] Метод скрытой переменной, в соответствии с которым теневая экономика представляется как функция переменных, оказывающих влияние на объемы неформальной экономики и переменных, отражающих теневую экономическую деятельность

Gyomai and van de Ven [9] Метод сопоставления доходов и расходов использует статистическое расхождение между доходами и расходами населения

Zhang Shaoqiu, Wei Yingying [10] Метод искусственной нейронной сети (ИНС)

Liu Li-xia, Zhuang Yi-qi, Liu Xue-yong [10] Математический метод, основанный на комбинации метода опорных векторов и метода роя частиц

Большинство представленных методов позволяют определить лишь сумму капитала, функционирующего в теневом секторе. В то время как для измерения величины недополученных налоговых доходов необходимо четко понимать, за счет каких источников сформирован данный капитал и обложению какими налогами он подлежит. К тому же отдельные методы не могут быть использованы на региональном уровне в силу отсутствия необходимой

информации.

В целях настоящего исследования проведем оценку влияния теневой экономики на величину налоговых поступлений в бюджеты субъектов Дальневосточного федерального округа, для чего воспользуемся методом Цепелева О.А. и Колесниковой О.С., который предполагает сопоставление фактических поступлений налогов и сборов с другими

показателями (начисленные платежи, предыдущие периоды, запланированные объемы и пр.), налоговым потенциалом и включает изучение трендов налоговых поступлений с помощью анализа структуры налоговых поступлений и сопоставления темпов роста. В целях получения объективных результатов, соотносимые показатели должны быть сопоставимы с точки зрения текущего законодательства о налогах и сборах, с учетом отраслевых и региональных особенностей [4].

Данный метод выбран по причине наличия подробного алгоритма расчетов, относительно простого применения, а также возможности использовать в расчетах только открытые

опубликованные данные.

В качестве сопоставляемых величин используются данные о фактическом объеме налоговых поступлений в

консолидированный бюджет субъекта (по данным ФНС) и теоретическая сумма налога, рассчитанная на основании информации, предоставленной

управлением Федеральной службы государственной статистики (Росстатом). Таким образом, сумма налоговых потерь бюджета от теневой экономики определяется в соответствии со следующей формулой (1):

Нпб = Нт - Нф, (1)

где Нпб - сумма налоговых потерь бюджета от теневой экономики; Нт — сумма налога, которая теоретически должна поступить в бюджет при отсутствии влияния теневой экономики; Нф - сумма налога, фактически поступившая в бюджет.

При этом для определения теоретической суммы налога на доходы физических лиц недостаточно рассчитать произведение налоговой базы на налоговую ставку. Необходимо учесть и некоторые особенности налогообложения доходов населения [4].

В частности, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов (стандартных,

социальных, инвестиционных,

имущественных, профессиональных и

пр.) [11].

В процессе исследования автором были выявлены сложности применения данного метода для оценки теневых доходов населения:

1) разрозненность цифровых данных: частично данные публикуются ФНС, частично Росстатом, частично другими ведомственными организациями;

2) несоответствие опубликованных данных ФНС, данным Росстата и других источников.

Это может быть вызвано несколькими причинами:

- ведомствами используются разные средства сбора информации;

- существуют значительные различия в методиках расчета, применяемых ведомствами;

- сокрытие населением реальных данных от ведомственных структур, в первую очередь от ФНС.

Совокупная величина предоставляемых в течение года налоговых вычетов в период с 2010 г. по 2017 г. достигает незначительных сумм и колеблется в пределах от 0,64% до 0,63% от общего объема налогооблагаемых доходов, имея тенденцию к сокращению на протяжении всего анализируемого периода (табл. 2).

Таблица 2. Доля налоговых вычетов в общей сумме налогооблагаемых доходов по ДФО в 2010-2017 гг. [12-13]_

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Общая сумма доходов физических лиц, млн.руб. 1 573 611,8 1 722 216,9 1 915 443,5 2 165 915,3 2 386 095,6 2 703 483,2 2 705 646,0 2 746 432,0

Общая сумма налоговых

вычетов по НДФЛ, 25 686,1 24 887,2 21 310,9 28 522,6 18 684,2 17 323,5 19 853,7 18 735,7

млн.руб.

% от общей суммы налогооблагаемых 1,63 1,45 1,11 1,32 0,78 0,64 0,73 0,68

доходов

Отсутствие учета совокупных вычетов при расчете налоговых потерь бюджета может привести к искажению полученных результатов: сумма вычетов будет ошибочно включена в состав теневых доходов, увеличивая тем самым величину недополученных налоговых платежей. Кроме того, для оценки налоговых потерь

бюджета от теневой экономики из состава доходов населения необходимо исключить и сумму социальных трансфертов (выплат), так как данный вид дохода в соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению [11].

Таким образом, теоретическую сумму налога на доходы физических лиц

определим как произведение действующей налоговой ставки на величину налоговой базы (за минусом социальных трансфертов), уменьшенной на сумму предоставленных налоговых вычетов, формула (2) [14]:

Нт = Сн х (Нб - Тс- Нв), (2)

где Нт - сумма налога, которая теоретически должна поступить в бюджет при отсутствии влияния теневой экономики; Сн - ставка налога на доходы

физических лиц, равная 13%; Нб -налоговая база; Тс - сумма социальных трансфертов; Нв - сумма предоставленных налоговых вычетов.

По формулам (1) и (2) произведем расчеты налоговых потерь от теневой экономики для консолидированного бюджета субъектов Дальневосточного федерального округа.

Результаты измерения налоговых потерь бюджетов субъектов ДФО от теневой деятельности за период 20102017 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3. Оценка налоговых потерь консолидированного бюджета субъектов ДФО от теневой экономики в 2010-2017 гг. [12-13]_

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 201б 2017

Общая сумма доходов физических лиц, млн.руб. 1 573 611,S 1 722 21б,9 1 915 443,5 2 1б5 915,3 2 3S6 095,б 2 703 4S3,2 2 705 б4б,0 2 74б 432,0

Сумма НДФЛ, фактически поступившая в бюджет, млн.руб. 10S 219 119 900,2 13б 41S,5 14S 997,9 15S 070,4 1б3 531,3 17S 050,2 1S7 2S2,1

Общая сумма налоговых вычетов по НДФЛ, млн. руб. 25 6S6, 1 24 SS7,2 21 310,9 2S 522,б 1S 6S4,2 17 323,5 19 S53,7 1S 735,7

Общая сумма социальных трансфертов, млн. руб. 315 963,S 32S 197,б 35S 95б,0 3S5 259,7 404 46S,6 44б 3б2,7 4б9 б40,2 4SS 104,1

Налоговая база, уменьшенная на величину налоговых вычетов и социальных трансфертов, млн. руб. 1 231 9б1,9 1 3б9 132,1 1 535 17б,б 1 752 133,0 1 9б2 942,S 2 239 797,0 2 21б 152,1 2 239 592,2

Расчетная сумма НДФЛ по ставке 13%, млн. руб. 1б0 155,0 177 9S7,2 199 573,0 227 777,3 255 1S2,6 291 173,б 2SS 099,S 291 147,0

Расчетная сумма налоговых потерь бюджета от теневой экономики, млн. руб. 51 93б,0 5S 0S7,0 б3 154,5 7S 779,4 97 112,2 127 б42,3 110 049,б 103 S64,9

Сумма денежных доходов, неучтенных налогообложением, млн. руб. 399 50S,1 44б S22,9 4S5 S03,5 б05 995,3 747 01б,б 9S1 S63,9 S46 535,2 79S 9б0,7

Доля неучтенных доходов в общей сумме налогооблагаемых доходов, % 31,S 32,б 31,б 34,б 3S,1 43,S 3S,2 35,7

Разница между фактической и теоретической (расчетной) суммой налоговых платежей должна составлять не

более 5%, что может быть обусловлено статистическими ошибками или ошибками во времени регистрации операций.

Однако расчеты показали, что за анализируемый период

консолидированный бюджет субъектов ДФО недополучил значительную сумму налога на доходы физических лиц. Так, доля неучтенных доходов в общей сумме налогооблагаемых доходов колеблется в промежутке от 31,6% до 43,8%. При этом величина налоговых потерь бюджета округа увеличилась с 51,9 млрд. руб. в 2010 г. до 103,9 млрд. руб. в 2017 г. Наметилась тенденция роста налоговых потерь.

Значительное повышение налоговых потерь от теневой экономики в 2015 г. (43,8%) может быть обусловлено ухудшением общеэкономической

конъюнктуры и снижением деловой активности населения как следствие кризисных политических явлений в отношениях России и некоторых стран, начиная с 2012 г. Недостаточное количество рабочих мест и сокращение уровня оплаты труда вынуждает население обратиться к поиску дополнительных доходов, источником которых часто становится теневая экономика.

Основными факторами,

способствующими увеличению теневых экономических операций, являются степень депрессивности отдельных регионов Дальнего Востока, приграничное расположение с КНР и другими азиатскими странами, а также наличие в структуре производства видов

деятельности, характеризующихся

большой вероятностью «теневизации».

Значимым фактором роста масштабов теневого сектора в субъектах ДФО является и высокий уровень бедности

Библиографический список

1. Синенко О.А. Налогообложение физических лиц: учебное пособие / О.А. Синенко. -Владивосток, 2016. - 96 с.

2. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов: монография / под ред. А.П. Кире-енко, Д.Ю. Федотова. - Иркутск: ИрГУПС, 2017. - 202 с.

3. Тернавщенко К.О., Чермит Б.Н. Оценка влияния теневой экономики на экономическую безопасность России // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы МНПК. - 2016. - С. 80-84.

4. Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - №15. - С. 832-844.

вследствие концентрации занятых в низкооплачиваемых отраслях. Это во многом объясняется отличием структуры занятости населения региона от среднероссийской - низкая доля индустриальной занятости при

повышенной роли сферы торговли и услуг [14].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что наиболее

распространенным видом теневой деятельности в субъектах ДФО является неофициальное трудоустройство или уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц. Вместе с тем именно этот налог выступает в качестве бюджетообразующего налога для большинства регионов Российской Федерации, поэтому оценка налоговых потерь от теневой экономики для рассматриваемых субъектов представляет особую важность.

Мобилизация потенциальных

налоговых поступлений с доходов физических лиц в бюджетную систему может значительно сократить дефицит региональных бюджетов и способствовать снижению зависимости региональных бюджетных систем от состояния федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, решение задачи по обеспечению роста налоговых

поступлений в региональные бюджеты и повышению уровня собираемости налоговых платежей невозможно без снижения уровня теневой экономики, вследствие влияния которой бюджетная система ежегодно теряет значительную часть налоговых доходов.

5. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частые аспекты общих проблем // Финансовый журнал. - 2016. - №6. - С. 46-61.

6. Хасанова Б.Л., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономка, налоги, право. - 2018. - С. 28-37.

7. Буров В.Ю. Теоретические основы исследовния теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. - 2017. - Т. 1 - №2. - С. 57-72.

8. Янцен А.В. Альтернативные оценки доходов населения в регионах России // Пространственная экономика. - 2017. - №1. - С. 52-70.

9. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // IMF Working Paper, 2018. - 76 с.

10. Казакова М.В., Нестерова К.В. Неформальный сектор экономики: концепция и зарубежный опыт анализа в рамках моделей общего равновесия // Государственное и муниципальное управление. Учены записки. - 2018. - №3. - С. 11-22.

11. Налоговый кодекс: часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. 25.12.2018 г.) // СПС Консультант плюс

12. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс], URL: www.nalog.ru, (дата обращения: 01.03.2019 г.)

13. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс], URL: www.gks.ru, (дата обращения: 01.03.2019 г.)

14. Колесникова О.С. Оценка бюджетных потерь от теневой экономики: региональный аспект // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. - Хабаровск: ТОГУ, 2016. - С. 101-104.

AN INFLUENCE OF CITIZENS SHADOW INCOME ON THE LEVEL OF TAX REVENUES IN BUDGETS OF FEFD REGIONS

E.V. Chunareva, graduate student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)

Abstract. Formation of the tax policy effective mechanism is inseparably linked with problems of individuals income taxation improvement and decreasing of shadow economy factors influence. The research studies the quantitative assessment methods of the budget tax losses from shadow economy. As a result of the research the main approaches to shadow economy assessment were defined and they can be divided into direct and indirect methods. The method of divergences and comparison of data from various sources allowed to reveal the most widespread types of shadow activity in FEFD regions: informal employment and evasion from income tax payment. Mobilization of potential tax revenues from the individuals income in the budgetary system can reduce a shortage of regional budgets and lower loading of the state financial system.

Keywords: assessment methods, shadow income, regional budget, Far Eastern Federal District, population income, population expenses, income tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.