Влияние технополисов на развитие предпринимательских университетов
Е.И. ХЕГАЙ, кандидат экономических наук. E-mail: аlеnkаhеgау[email protected] Л.Н. БАБАК, кандидат технических наук. E-mail: [email protected] М.А. МЕСРОПЯН, Дальневосточный федеральный университет. E-mail: [email protected]
В.А. ПАНОВА, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток. E-mail: [email protected]
Целью работы было изучение основных направлений влияния технополисов (технопарков) на развитие предпринимательских университетов, а также приведение общей характеристики развития технологических парков на базе предпринимательских университетов в России. Был проведен контент-анализ и сделано экспертное заключение исследователями данной проблемы. Ключевые слова: технопарки; технополисы; университеты; интеграция; образование; предпринимательство; бизнес; исследовательская деятельность; инновации; внедрение инноваций; инновационная деятельность
Одним из наиболее эффективных и рациональных методов производства инноваций считается интеграция науки и предпринимательства, в том числе - через создание технологических научных парков (технополисов). Так, например, по оценкам бизнес-инновационного центра Европейского союза, процент выживаемости новых субъектов предпринимательства возрастает в среднем на 30% при поддержке наукоемких бизнес-инкубаторов и технологических парков. О положительном влиянии подобных структур на состояние бизнеса также говорят и исследователи [1, 2].
Традиционно считается, что первый в истории технопарк был создан на базе Стэндфордского университета в США, когда в 1953 г было принято решение о сдаче находящихся во владении университета земель в аренду научно-исследовательским лабораториям. С тех пор данная практика широко распространилась за пределы Соединенных Штатов и нашла свое применение как в Европе, так и на Востоке [3].
ЭКО. - 2017. - № 10 ХЕГАЙ Е.И., БАБАК Л.Н., МЕСРОПЯН М.А., ПАНОВА В.А.
В России на данный момент действует множество технополисов на базе университетских городков. Чтобы изучить, какое влияние технополисы оказывают на предпринимательские университеты, были поставлены следующие вопросы.
• Что представляет собой технополис (технопарк)?
• Какие факторы внутренней и внешней среды университетов способствуют формированию на их базе технополисов?
• Каковы основные функции и задачи технополисов, основанных на базе исследовательских университетов?
• Как технополисы влияют на внутреннюю и внешнюю среду университетов?
Модели создания технополисов
Некоторые российские авторы [4,5] считают «технополис» и «технопарк» разными понятиями, поскольку инфраструктура технополисов является более обширной и целостной. Однако в зарубежной литературе такое разделение не принято, поэтому для целей нашего исследования было решено условно объединить данные понятия.
Технополисы представляют собой одну из возможных моделей интеграции науки и бизнеса на базе университетских инфраструктур, а также эффективную форму поддержки предпринимательства. Это происходит за счет аккумуляции исследовательской, инновационной и предпринимательской деятельности в одном месте, т. е. наукограды выступают неким мостом, катализатором процесса разработки, производства и распределения благ в экономике [6].
Технопарки могут располагать центрами научных исследований, технологических инноваций, обучения и прогнозирования, а также бизнес-инкубаторами, площадками для проведения ярмарок и выставок. Так, инфраструктура технополиса может быть разбита на два уровня: ядро технопарка, «мозговой центр» (университетские исследовательские группы и центры, лаборатории, творческие коллективы и т.д.) и бизнес-окружение (внедренческие фирмы, венчурные компании, заказчики и дистрибьюторы инноваций) [7].
Российские и зарубежные авторы [8,9,10] подчеркивают, что появление технополисов в отрасли образования предполагается исключительно на базе исследовательских университетов. Так,
например, выделяются определенные черты, характерные для субъектов высшего образования, которые могут способствовать развитию технополиса:
• превалирующая доля обучающихся по программам магистров, кандидатов и докторов наук и меньшая доля студентов первой ступени обучения, а также высокий уровень преподавания наукоемких дисциплин;
• совмещение учебной работы с научно-исследовательской деятельностью, проведение крупных фундаментальных исследований;
• большое количество специальных программ послевузовской подготовки, налаженные связи университета со сферой бизнеса;
• коммерциализация результатов научных исследований, осуществляемая в околоуниверситетском пространстве, традиции деловых и творческих контактов с предпринимательством;
• наличие в распоряжении вуза собственной территории, подходящей под строительство объектов технополиса;
• привлечение объемных инвестиций в университет, а также высокий уровень собственных денежных средств;
• наличие амбициозных и заинтересованных кадров, способных разрабатывать, реализовывать и поддерживать идею создания технополиса на основе университета [5, 8].
На основе мирового опыта по интеграции науки и предпринимательства можно выделить три основные модели (подхода) формирования технопарков:
- американская (к странам-приверженцам относятся США, Великобритания, Бельгия, Франция и др.);
- европейская (Германия, Швеция, Италия, Испания и др.);
- японская (Япония, Индия, Китай и другие страны Дальнего Востока) [8].
Существуют и другие подходы [11] - азиатский, израильско-скандинавский, смешанный, однако описанная выше тройка моделей является традиционно принятой, поэтому ограничимся этим перечнем.
В целом возникновение всех моделей технопарков обусловлено историческими причинами. Так, появившиеся в 1950-1970-е годы первые технопарки в США предполагали сдачу в аренду наукоемким компаниям зданий и помещений, пригодных для проведения научно-исследовательских работ, а также оказание
сопутствующих услуг (предоставление различных данных, маркетинговое, аудиторское, банковское, технологическое и другие виды обслуживания). В 1970-1980-х годах в Европе стали появляться новые, модифицированные технополисы: европейские парки обеспечивали все стадии инновационной деятельности -от разработки концепций продуктов до их реализации. Европейская модель совершеннее как структура, чем американская, благодаря инкубации технологий и бизнеса, и представляет собой новое видение инновационного процесса с более гибкими связями. Появившиеся к концу XX века научные парки японского типа были почти полностью проспонсированы и воплощены в реальность усилиями государственных структур [11,12] с целью стимулирования резкого инновационного рывка в отдельно выбранной отрасли экономики страны.
В отличие от японской европейская и американская модели подразумевали внедрение высоких технологий в производство и предпринимательство, а также снижение уровня безработицы. Для России характерна именно японская модель [13].
Метод анализа литературы
Исследование носит поисковый характер, а его основным методом является анализ экспертных заключений исследователей проблемы влияния технополисов на развитие предпринимательских университетов.
Для проведения контент-анализа были использованы поисковые системы научной базы данных Scopus (наиболее престижной и объемной библиотеки научных публикаций на английском языке) и eLibrary, которая занимает такую же позицию среди русскоязычных электронных научных библиотек.
Анализ вторичной информации был проведен в несколько этапов путем применения различных поисковых запросов, объединения результатов поиска в группы, а также ручного поиска для достижения максимальной репрезентативности результатов. Затем проводился анализ публикаций, отсортированных по периодичности за все годы, а также по стране, в которой она была написана (для базы данных Scopus). Наконец, отсортированные публикации были изучены и рассмотрены в контексте своего наполнения. В данной статье мы рассмотрим наиболее полно и часто описанные в научной литературе аспекты влияния
технополисов (технопарков) на развитие предпринимательских университетов, а также некоторые теоретические основы данной проблемы.
В результате отбора в базах данных Scopus и eLibrary были выбраны 36 и 76 публикаций соответственно, содержащих исследования, направленные на определение понятия «технополис», описания моделей и предпосылок создания технопарков, их функций и основных факторов влияния, а также различных проблем, связанных с управлением технопарками, показателями оценки их эффективности и т. д. (рассматривались только технополисы, созданные на базе университетов) (рисунок).
14 12 10 8
6 4
0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 -Scopus -eLibrary
Динамика опубликования статей на тему «Технополисы, основанные на базе университетов» в базах данных Scopus и eLibrary, в 2008-2016 гг.
Как показывает рисунок, в отличие от русскоязычных исследователей, интерес зарубежных экспертов к проблеме технопарков за последние два года значительно вырос. В структуре публикаций на английском языке превалируют такие страны, как США, Испания и Китай.
После анализа 112 русско- и англоязычных статей и тезисов научных исследований были выделены основные факторы влияния технополисов на развитие предпринимательских университетов:
1) создание благоприятной для обучения среды - инфраструктуры лабораторий, конференц-залов, исследовательских центров, коворкингов и других пространств для организации учебного процесса во время занятий и после них;
2) привлечение высококвалифицированного преподавательского состава, в том числе и приглашенных лекторов из других регионов страны и зарубежья;
3) повышение качества обучения путем воспитания студенческой инициативы и заинтересованности в практикоориен-тированной деятельности, проведение научных исследований и разработок. Технополисы создают благоприятную обстановку, позволяющую студентам, аспирантам и преподавателям заниматься научной деятельностью [14];
4) образование «окна в бизнес» для выпускников предпринимательских университетов, снижение уровня безработицы в регионе. Благодаря технополисам происходит удачное и долгосрочное трудоустройство выпускников, что является качественным показателем эффективности любого субъекта высшего образования. Более того, происходит повышение общего уровня квалификации кадров в регионе [9];
5) формирование тесных и эффективных коммуникаций между предпринимательским университетом и бизнесом позволяет достичь высокой практикоориентированности производимых университетами инноваций и снизить разрыв между теорией и практикой предпринимательской деятельности [15];
6) повышение конкурентоспособности университета, продвижение образовательных услуг за счет реализации мощных программ маркетинговых коммуникаций, направленных на привлечение внимания общественности к технополису и продуктам его деятельности [16];
7) привлечение государственных и международных инвестиций в развитие университета и общее повышение доходов на душу населения в регионе, а также рост производительности и инновационной эффективности региона [16];
8) создание собственного производства на базе технополиса, разработка и реализация различных инновационных проектов позволяет сделать предпринимательский университет субъектом создания и распределения общественных благ [10].
Таким образом, создание технополисов положительно влияет на развитие внутренних ресурсов вуза - человеческих, материальных, интеллектуальных, основных фондов и т. д.; на повышение конкурентоспособности, а также на внешние факторы развития
предпринимательских университетов.
***
К началу 2017 г. в России насчитывалось 107 технопарков, включая 21 технополис, находящийся на стадии проектирования или постройки. Государственные субсидии на развитие технополисов в 40 регионах страны только за 2016 r. превысили 4,5 млрд руб. Значительную долю в этой статистике занимают технопарки, базирующиеся на территориях российских университетов [17].
Формирование технополисов на базе образовательных учреждений способствует достижению их практических целей - развитию научно-инновационной деятельности, обеспечению высокого качества образования, а также подготовке и трудоустройству высококвалифицированных кадров, имеющих адекватное представление о практической деятельности.
Литература
1. Погребова Е.С., Танеева Е. Ш. Развитие центров трансфера технологий и бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях России // Сервис в России и за рубежом.- 2009.- № 5 (15).- С. 171-191.
2. Oakey R. British University Science Parks and High Technology Small Firms: A Comment on the Potential for Sustained Industrial Growth // International Small Business Journal.- 1985.- № 4(1).-Р. 58-67.
3. Скиба А.Н. Системный эффект взаимодействия государства, рынка и науки в условиях технопарковых структур // Региональная экономика: теория и практика.- 2010.- № 3.- С. 16-22.
4. Сомина И.В., Левченко Ю. И. Технопарковые структуры как основа инновационного развития России // Экономика. Общество. Человек. Материалы межд. науч.-практ. конф. Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. 2014.- Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2014.- С. 294-300.
5. Авдулов А.Н., Кулькин А. М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки.- M.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005.- 148 с.
6. Ribeim J., Higuchi A., Bronzo M., Veiga R., & Faria A. D. A Framework for the Strategic Management of Science & Technology Parks. Journal of technology management & innovation. - 2016. - Vol. 11(4). - Р. 80-90.
7. Silich V. & Silich M. (n.d.). The model of priority directions of science-and-technology park development. Proceedings. The 9th Russian-Korean International Symposium on Science and Technology, 2005.
8. Неборский Е. В. Способы осуществления интеграции образования, науки и бизнеса в университетах за рубежом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2011.-№ 137-140.- С. 1, 55.
9. Dhewanto W., Lantu D. C., Herliana S., & Permatasari A. The obstacles for science technology parks in a developing country// International Journal of Technological Learning, Innovation and Development.- 2016.-№ 8(1).- Р. 4.
10. Ерыгин Ю.В., Зинина О. В. Формы и методы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: мировой и российский опыт // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева.- 2012.- № 1 (41).- С. 175-179.
11. Стулов О.В., Чевычелова Н. Е. Технопарк как форма научно-технической модернизации экономики // Вестник МГУ. Сер. б.Экономика.-2010.- № 3.- С. 100-119.
12. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. Гл. 6. Концепция технополиса // Управление мегаполисом.- 2008.- № 8.- С. 142-162.
13. Котельников Н.В., Нагаева А. В. Анализ и перспективы развития технопарка как объекта инновационной инфраструктуры // Известия Томского политехнического университета, инжиниринг георесурсов.-2014.- № 6.- С. 126-133.
14. Minguillo D., Tijssen R., & Thelwall M. Do science parks promote research and technology? A scientometric analysis of the UK // Scientometrics. - 2014.- № 102(1). - Р. 701-725.
15. Ryans J. J., Shanklin W. L., & Rooks J. W. Employing University-Based Research Parks to Expand High Technology Marketing Objectives// Journal of Marketing for Higher Education.- 1989.- № 2(1).-Р. 99-118.
16. Molina A. & Romero D. (University) technology parks toolkit: Knowledge transfer and innovation - The Tecnotogico de Monterrey experience. 2013 International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE) & IEEE International Technology Management Conference.
17. Технопарки и технополисы России // Бизнес-портал «Фабрика Ма-нимейкеров» URL: http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/tehnoparki-rossii/ (дата обращения: 11.04.2017).