Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 174—178. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):174—178.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 338.3
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-174-178 NIION: 2007-0062-4/24-193
EDN: https://elibrary.ru/DYGNEM MOSURED: 77/27-004-2024-04-393
Влияние СВО на экономику Российской Федерации
Владимир Иванович Абрамов
Военный университет имени князя Александра Невского, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается влияние специальной военной операции (СВО) на экономику Российской Федерации. Автор подробно анализирует различные аспекты экономической активности страны в контексте текущих геополитических событий.
Ключевые слова: экономика, специальная-военная операция (СВО), санкции
Для цитирования: Абрамов В.И. Влияние СВО на экономику Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 174-178. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-174-178. EDN: https://elibrary.ru/DYGNEM.
REGIONAL AND SECTOR ECONOMY
Original article
The impact of a special military operation on the economy of the Russian Federation
Vladimir I. Abramov
Prince Alexander Nevsky Military University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article examines the impact of a special military operation on the economy of the Russian Federation. The author analyzes in detail various aspects of the country's economic activity in the context of current geopolitical events.
Keywords: economy, special military operation (SVO), sanctions
For citation: Abramov V.I. The impact of a special military operation on the economy of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):174—178. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-174-178. EDN: https://elibrary.ru/DYGNEM.
Влияние специальной военной операции (СВО), проводимой Вооруженными силами России на территории Украины с 24 февраля 2022 г., на экономику РФ стало темой множества исследований и дискуссий. В условиях глобальной неопределенности и экономической нестабильности это событие быстро приобрело значимость, порождая новые вызовы для экономики нашей страны и вынуждая ее адаптироваться к новым условиям.
Следует отметить в начале нашего исследования, что любая спецоперация требует значительных финансовых вложений и ресурсов, что делает ее дорогостоящим проектом. Одновременно военные действия оказывают влияние на по-
© Абрамов В.И., 2024
литическую и экономическую обстановку в стране, приводя к различным последствиям, включая введение санкций другими государствами. Это может негативно сказаться на обычном экономическом ритме и работе как государственных, так и частных предприятий. Военные действия способны уменьшить производство товаров и услуг, а также повредить инфраструктуру, особенно если удары наносятся по транспортной, энергетической и коммуникационной сетям, что затрудняет деятельность предприятий и снижает объемы производства. Кроме того, спецоперация способна вызвать нестабильность на финансовых рынках, так как инвесторы могут начать выводить свои средства из страны из-за неопределенности будущего, что ведет к ослаблению национальной валюты и ухудшению платежного ба-
ланса. Военные действия также сильно воздействуют на туристический сектор, поскольку туристы могут избегать посещения страны из-за возможной угрозы для их безопасности.
Военные операции требуют значительных затрат, включая не только закупки и поддержку военной техники, но и содержание персонала, логистику и снабжение. Эти расходы могут существенно нагружать государственный бюджет и сказываться на других областях финансирования, таких как социальные программы, образование и здравоохранение. Однако стоит отметить, что они могут также активизировать развитие оборонно-промышленного комплекса, создавая новые рабочие места и увеличивая производство. Тем не менее, это также может вызвать тенденцию к формированию «военной экономики», когда значительная часть ресурсов направляется на военные нужды.
Другой значимый аспект воздействия СВО на экономику России связан с отношениями с зарубежными странами. Военные действия могут привести к введению международных санкций, которые серьезно сказываются на экономике. Эти санкции могут ограничить доступ к мировым рынкам, заморозить зарубежные активы и затруднить проведение внешней торговли. Санкции негативно влияют на привлечение иностранных инвестиций, поскольку международные игроки могут посчитать вложения в российскую экономику слишком рискованными, что замедляет экономический рост и развитие.
Военные операции и последующие санкции могут также повлиять на курс валюты. Например, во время военных операций инвесторы могут сбрасывать рубли в пользу более безопасных валют, что приводит к девальвации рубля. Это, в свою очередь, может вызвать инфляцию, поскольку стоимость импорта возрастает.
В то же время военные операции могут способствовать технологическому прогрессу и развитию отдельных отраслей экономики. Например, для проведения операций необходимы новые разработки в сфере военной техники и коммуникации, что может способствовать развитию оборонной промышленности и научных исследовательских организаций. Таким образом, СВО оказывает сложное и противоречивое влияние на экономику Российской Федерации [1].
Как отмечает Г.И. Ханин, далеко не многие страны поддержали инициативу властей Российской Федерации в отношении проведения специальной военной операции на территории Украины в 2022 г. и ввели ряд санкций в отношении нашей страны. Уже после первых 10—15 дней
боевых действий стало ясно, что операция затягивается и с расширением западной военной помощи Украине становится все более ожесточенной и дорогостоящей. Одновременно ряд стран принимал все более жесткие экономические санкции против различных секторов российской экономики (финансов, внешней торговли, транспорта, иностранных инвестиций) [2]. По сути, речь шла об установлении полномасштабной экономической блокады России со стороны США, ЕС, Японии, Австралии и ряда других стран прозападной ориентации. Цель такого давления состояла в ухудшении состояния экономики России.
По всей видимости, наши западные «партнеры» надеялись, что российская экономика рухнет уже в первые месяцы после введения санкций, по числу которых наша страна стала абсолютным мировым лидером. Но вводя санкции, Запад руководствовался неверными представлениями о России.
Спустя два с половиной года с начала СВО российская экономика вопреки колоссальному внешнему давлению, пусть не быстрыми темпами и не во всех отраслях, развивается. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что «оппоненты России недооценили возможности России, и нашей стране удалось найти эффективные ответы на многие вызовы, разработать действенные механизмы реагирования» [3].
Следует отметить, что в Российской Федерации снят фактор внутренней дестабилизации. Уже точно неактуален риск, связанный с техническим превосходством — в отличие от положения 2022—2023 гг. военно-промышленный комплекс (ВПК) раскрутился, и вся необходимая военная техника регулярно поступает в зону боевых действий. Принят ряд кадровых решений, которые улучшили обстановку в зоне СВО. В большинстве случаев Российской Федерации удалось перестроиться и адаптироваться к новым условиям, конечно, не без потерь и ограничений.
Обратимся к данным о ситуации в российской экономике от Министерства экономического развития РФ [4].
Так, за первые десять месяцев 2024 г. ВВП увеличился на +4,1% г/г. За январь-октябрь 2024 г. промышленное производство в целом увеличилось на +4,4% г/г. Главным двигателем роста выступила обрабатывающая промышленность, ускорив темпы до +9,6% г/г. Относительно двухлетней давности сохраняется значительный рост: +21,9% против +20,4% ранее. С учетом сезонов производственный выпуск в октябре поднялся на +1,6% м/м ЯЛ после +1,5% м/м ЯЛ в
2024 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
175
сентябре. За первые десять месяцев 2024 г. сектор обработки вырос на +8,1% г/г.
Машиностроительный комплекс остается ключевым фактором, обеспечивая почти половину совокупного роста обрабатывающего сектора в октябре (вклад +4,7 п.п.). По итогам октября выпуск увеличился на +29,5% г/г, ускорившись с +23,8% в сентябре. По отношению к предыдущим двум годам рост составил +70,7% против +73,3% ранее. Внутри комплекса практически все отрасли улучшили показатели, наиболее значительный рост наблюдался в производстве компьютеров и электроники (+49,9% г/ г против +31,5% ) и прочих транспортных средств (+44,0% г/г против +50,4%). Ускорение в автомобильном производстве достигло +15,6% г/г против +5,2%. В производстве электрооборудования прирост составил +9,3% г/г после снижения на -0,1%. За десять месяцев 2024 г. в машиностроительном комплексе рост достиг +21,3% г/г.
Металлургический комплекс в октябре продемонстрировал увеличение роста до +1,0% г/г, улучшив позицию с +0,2% в предыдущем месяце (вклад +0,2 п.п.). В сравнении с двухлетним периодом темпы увеличились на +11,5% против +14,1% ранее. За 10 месяцев 2024 г. рост металлургии составил +6,6% г/г.
Химическая промышленность также ускорила рост до +4,3% г/г в октябре по сравнению с +2,7% в сентябре (вклад +0,4 п.п.), с улучшением динамики всех подотраслей. В производстве лекарственных средств прирост увеличился до +13,2% г/г с +7,9% ранее. В химических веществах и продуктах прирост составил +3,7% г/г против +3,0% в предыдущем месяце. В отношении двухлетней давности в целом по химическому комплексу прирост сохраняется на высоком уровне: +16,3% после +11,9% ранее. За первые десять месяцев 2024 г. химический сектор увеличился на +4,9% г/г.
Деревообрабатывающий комплекс в октябре показал рост на +7,2% г/г после +1,2% г/г в сентябре (вклад в рост обрабатывающего сектора +0,3 п.п.). К уровню двухлетней давности в целом по комплексу рост на +16,9% после +7,7% месяцем ранее. В целом за десять месяцев 2024 г. рост деревообрабатывающего комплекса составил +6,0% г/г.
Рост выпуска пищевой промышленности в октябре ускорился до +4,6% г/г после +2,8% г/г в сентябре (вклад в рост обрабатывающего сектора +0,7 п.п.). Производство пищевых продуктов выросло на +3,1% г/г после +2,5% г/г в сентябре, производство напитков — на +9,8% г/г
после +6,7% г/г. К уровню двухлетней давности в целом по комплексу рост выпуска также вырос до +8,9% после +7,3% месяцем ранее. В целом за десять месяцев 2024 г. рост пищевой промышленности составил +4,6% г/г.
Выпуск нефтеперерабатывающего комплекса в октябре составил -2,0% г/г после околонулевой динамики в сентябре (0,0% г/г). К уровню двухлетней давности: -3,9% против -0,5% в сентябре. В целом за десять месяцев 2024 г. динамика выпуска в нефтеперерабатывающем комплексе составила -2,3% г/г. Эти данные свидетельствуют о нестабильности в нефтеперерабатывающей отрасли, наблюдаемой в течение 2024 г. Спад выпуска продукции в октябре на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подчеркивает текущие сложности, с которыми сталкивается сектор. Сравнение с уровнем двухлетней давности лишь усугубляет негативную динамику, демонстрируя спад на 3,9% по сравнению с 0,5% в сентябре, что указывает на укоренившуюся тенденцию к снижению. Во многом такая динамика может быть обусловлена как внутренними, так и внешними факторами — от изменяющихся мировых цен на нефть до колебаний спроса на продукты переработки. Общий показатель за десять месяцев 2024 г. в -2,3% лишь подтверждает тревожные сигналы о том, что отрасли необходимы меры по стабилизации и восстановлению.
Выпуск в добывающем секторе в октябре составил -2,0% г/г после -1,8% г/г в сентябре. При этом добыча металлических руд показала рост на +3,9% г/г после околонулевой динамики месяцем ранее, а добыча прочих полезных ископаемых выросла на +9,0% г/г после -1,8% г/г в сентябре. К уровню двухлетней давности выпуск в целом по сектору составил -2,2% в октябре после -2,7% месяцем ранее. С устранением сезонного фактора -0,3% м/м ЯЛ после -1,8% м/м ЯЛ в сентябре. По итогам десяти месяцев 2024 г. динамика производства в добывающем секторе в целом составила -0,7% г/г.
Инвестиционная активность по итогам III квартала 2024 г. увеличилась на +5,1% г/г после +8,3% г/г кварталом ранее. С учетом фактора сезонности -0,8% кв/кв ЯЛ после +1,1% кв/кв ЯЛ. К уровню двухлетней давности сохраняется значительный рост +20,3% после +22,7% . Наибольшие темпы роста наблюдались по инвестициям в машины и оборудование: +15,1% г/г после +11,8% г/г кварталом ранее. Кроме того, высокие темпы сохраняются по инвестициям в жилые здания и помещения: +11,5% г/г после +18,3% г/г. По итогам девяти месяцев 2024 г. в целом рост инвестиций составил +8,6% г/г.
Рост объема строительных работ в октябре в годовом выражении превысил уровень прошлого года на +0,1% г/г после околонулевой динамики в сентябре. К уровню двухлетней давности рост составил +2,8% после +7,2% месяцем ранее. В результате в целом за десять месяцев 2024 г. объем строительных работ вырос на +2,2% г/г.
Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в октябре вырос на +4,5% г/г в реальном выражении после +5,6% г/г в сентябре. К уровню двухлетней давности рост составил +17,3% после +18,4% месяцем ранее. С учетом сезонного фактора -0,4% м/м ЯЛ. За десять месяцев 2024 г. потребительская активность в целом выросла на +6,6% г/г.
Оборот розничной торговли в октябре увеличился на +4,8% г/г в реальном выражении после +6,5% г/г в сентябре. К уровню двухлетней давности — +19,3% после +21,2% месяцем ранее. С учетом сезонного фактора -0,6% м/м ЯЛ. За десять месяцев 2024 г. оборот увеличился на +7,5% г/г.
Рост платных услуг населению в октябре составил +2,8% г/г после +2,2% г/г в сентябре. К уровню двухлетней давности — +10,3% после +9,7% месяцем ранее. С учетом сезонного фактора околонулевая динамика 0,0% м/м ЯЛ. За десять месяцев 2024 г. прирост составил +3,4% г/г.
Оборот общественного питания в октябре показал ускорение темпов роста до +9,0% г/г после +7,7% г/г месяцем ранее. К уровню двухлетней давности рост на +20,7% после +18,1% месяцем ранее. С исключением сезонного фактора оборот увеличился на +1,4% м/м ЯЛ. По итогам десяти месяцев 2024 г. оборот вырос на +8,5% г/г.
На рынке труда в октябре уровень безработицы вновь обновил исторический минимум и составил 2,3% рабочей силы. Темпы роста заработной платы в сентябре (по последним оперативным данным) ускорились. В номинальном выражении рост составил +17,8% г/г после +17,4% г/г месяцем ранее, в реальном выражении — +8,4% г/г после +7,7% г/г, а ее размер составил 84 324 руб.
Продолжая наше исследование, отметим, что эксперты считают, по итогам 2024 г. инфляция в России достигнет 9,2—9,3%. Это объясняется тем, что инфляцию подгоняет резкое ослабление рубля, перекос торгового дисбаланса в сторону импорта и рост ключевой ставки Центрального банка РФ, что делает инвестиции дороже.
Отметим также, что с начала ноября 2024 г. рубль потерял к доллару более 10%, в результате на 28 ноября официальный курс ЦБ составил
108,0104 руб. Трехзначный курс для российской валюты становится нормальной реальностью. Еще чуть-чуть — и дошел бы до максимума весны 2022 г. в 120 руб. за долл. Однако власти остановили девальвацию.
Что послужило такому скачку? 21 ноября санкционный регулятор США — управление по контролю за иностранными активами (ОЕЛО) — ввел новые масштабные санкции против российского финансового сектора. Под них подпали более 50 банков, в том числе системно значимый «Газпромбанк», занимающий ключевую роль в расчетах с зарубежными покупателями российского газа. Рост доллара отразится в ценах, что в свою очередь ускорит инфляцию, с которой борется Банк России. Чем выше курс валют, тем выше вклад девальвации в рост цен.
Стоит согласиться с выражением историка Пьера Гроссе, который в своей статье для ЫЬега'Иоп указывает: «Санкции снова служат проявлением магического мышления». На Западе считают, что «Россия скоро будет на коленях», а Президент РФ будет загнан в угол «максимальными санкциями» [5]. По словам П. Гроссе, в свое время холодная война закончилась потому, что коммунистический лагерь остался без новых западных технологий и из-за мер по контролю за экспортом. Сегодня тем более никто не хочет быть отрезанным от выгоды глобализации. Санкции позволяют избежать военного вмешательства в ситуацию, ограничивают ответные действия показом ужасов «военных действий» в средствах массовой информации.
Санкции легко принять, не думая о конкретной форме воплощения. Но при этом они никогда не могли остановить войну. Санкции приносят значительный ущерб для гражданского населения, особенно когда принимают форму эмбарго и блокировок. Редко когда они приводят к смене авторитарного режима. Наоборот, они помогают укрепить этот режим, когда он заинтересован экономически в изоляции.
Поэтому если санкции против России окажутся бесполезными, слишком дорогими, если к ним не присоединится большая часть мира, если они не смогут ничего сделать со страной, от энергоресурсов и полезных ископаемых которой зависит Европа, если они спровоцируют эскалацию, то Президент Российской Федерации увидит в них только новое свидетельство враждебности Запада.
Подводить итоги пока рано, да и не нужно — СВО идет, экономика только встает на ноги, с большими препятствиями, а наше завтра зависит во многом от того, какие решения принима-
2024 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
177
ются сейчас. Однако нужно понимать, что полностью изолировать Россию от внешнего мира не получится — уж слишком сильным игроком на экономической карте мира она является. Да и нашей стране не удастся максимально отгородиться от Запада, каким бы высоким ни был уровень ее независимости.
Список источников
1. URL: https://wsem.ru/publications/vliyanie_ svo_na_ekonomiku_rossiyskoy_federatsii_9488/ ?ysclid=m44jrxbayv200523646.
2. Ханин Г.И. Экономические последствия СВО и западных экономических санкций / / Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 4. Ч. 2. С. 259—282.
3. Премьер-министр РФ: экономика России уверенно развивается на фоне СВО // URL: https://ria.ru/20240910/ekonomika-1971809345. html.
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. О текущей ситуации в российской экономике. Октябрь 2024 года // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 8a0ffcca3d 1021bf5b5cef7b66c610a6/o_tekushchey_
situacii_v_ rossiyskoy_ekonomike_oktyabr_2024_ goda.pdf.
5. URL: https://russian.rt.com/inotv/2022-03-18/Francuzskij-istorik-sankcii—eto.
References
1. URL: https://wsem.ru/publications/vliyanie_ svo_na_ekonomiku_rossiyskoy_federatsii_9488/ ?ysclid=m44jrxbayv200523646.
2. Khanin G.I. Economic consequences of Their Western economic sanctions // Ideas and ideals. 2022. Vol. 14, No. 4. Part 2. pp. 259—282.
3. Prime Minister of the Russian Federation: the Russian economy is developing steadily against the background of its // URL: https://ria.ru/ 20240910/ekonomika-1971809345.html.
4. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. About the current situation in the Russian economy. October 2024 // URL: https:/ /www.economy.gov.ru/material/file/ 8a0ffcca3d1021bf5b5cef7b66c610a6/o_teku-shchey_ situacii_v_rossiyskoy_ekonomike_oktyabr_ 2024_goda.pdf.
5. URL: https://russian.rt.com/inotv/2022-03-18/Francuzskij-istorik-sankcii—eto.
Информация об авторе
В.И. Абрамов — научный сотрудник научно-исследовательского отдела (качества военного образования) Военного университета имени князя Александра Невского, кандидат экономических наук.
Information about the author V.I. Abramov — Researcher at the Research Department (Quality of Military Education) of the Prince Alexander Nevsky Military University, Candidate of Economic Sciences.
Статья поступила в редакцию 28.11.2024; одобрена после рецензирования 06.1 2.2024; принята к публикации 18.12.2024.
The article was submitted 28.11.2024; approved after reviewing 06.12.2024; accepted for publication 18.12.2024.