Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СУВЕРЕННЫХ ХЕДЖ-ФОНДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ'

ВЛИЯНИЕ СУВЕРЕННЫХ ХЕДЖ-ФОНДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЕ ХЕДЖ-ФОНДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ВЛИЯНИЕ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ АКТИВОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юэлун Чжан

В статье рассматриваются основные аспекты влияния суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Беларуси в условиях воздействия санкций. Автор раскрывает содержание многогранного понятия «экономическая безопасность» и в научной литературе исследует трактовки понятий «суверенный фонд» и «хедж-фонд», определяя их цели. Автором проводится анализ деятельности крупнейших суверенных фондов мира с учетом источников их финансирования и географии инвестиций по регионам. Раскрыто содержание функций суверенных фондов и распределение активов их инвестиционных портфелей. Исследованы особенности ведения деятельности хедж-фондов и набор их финансовых инструментов. В статье приводится анализ статистических данных, характеризующих объемы инвестиций хедж-фондов, их количество и географическое распределение в мире. Результаты анализа показывают, что в условиях санкционного воздействия со стороны стран ЕС, стран G7 и их союзников на белорусскую экономику - влияние суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Республики Беларусь, довольно ограниченно. Стагнация на развитых финансовых рынках не привела к увеличению инвестиций на развивающийся рынок Белоруссии. Зависимость национальной экономики Республики Беларусь от индустрии хедж-фондов, косвенная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SOVEREIGN HEDGE FUNDS ON THE ECONOMIC SECURITY OF BELARUS

This article discusses the main aspects of the influence of sovereign hedge funds on the economic security of Belarus under the impact of sanctions. The author reveals the content of the multifaceted concept of “economic security” and explores the interpretation of the concepts of “sovereign fund” and “hedge fund” in the scientific literature, defining their goals. The author analyzes the activities of the largest sovereign funds in the world, taking into account the sources of their financing and the geography of investments by region. The content of the functions of sovereign funds and the distribution of assets of their investment portfolios are disclosed. The features of conducting the activities of hedge funds and a set of their financial instruments have been studied. The article provides an analysis of statistical data characterizing the volume of investments of hedge funds, their number and geographical distribution in the world. The results of the analysis show that in the context of the sanctions impact from the EU countries, the G7 countries and their allies on the Belarusian economy, the impact of sovereign hedge funds on the economic security of the Republic of Belarus is rather limited. Stagnation in developed financial markets has not led to increased investment in the emerging market of Belarus. The dependence of the national economy of the Republic of Belarus on the exchange rate of the Russian ruble and energy prices, and their high volatility, leads representatives of the hedge fund industry to make short-term highly speculative transactions that have a significant impact on the quotes of these financial instruments that indirectly affect the economy of Belarus. Registration of national hedge funds in the Belarusian jurisdiction is impossible due to the lack of a legislative framework and the specifics of this institution. The State Sovereign Target Budgetary Fund for National Development and the Republican Centralized Innovation Fund of Belarus do not actively participate in trading operations on the stock market, and, therefore, do not have a significant impact on increasing the level of economic security of the state in this area.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СУВЕРЕННЫХ ХЕДЖ-ФОНДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ»

Влияние суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Беларуси

Юэлун Чжан,

аспирант, Институт бизнеса Белорусского государственного университета

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные аспекты влияния суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Беларуси в условиях воздействия санкций. Автор раскрывает содержание многогранного понятия «экономическая безопасность» и в научной литературе исследует трактовки понятий «суверенный фонд» и «хедж-фонд», определяя их цели. Автором проводится анализ деятельности крупнейших суверенных фондов мира с учетом источников их финансирования и географии инвестиций по регионам. Раскрыто содержание функций суверенных фондов и распределение активов их инвестиционных портфелей. Исследованы особенности ведения деятельности хедж-фондов и набор их финансовых инструментов. В статье приводится анализ статистических данных, характеризующих объемы инвестиций хедж-фондов, их количество и географическое распределение в мире. Результаты анализа показывают, что в условиях санкционного воздействия со стороны стран ЕС, стран G7 и их союзников на белорусскую экономику - влияние суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Республики Беларусь, довольно ограниченно. Стагнация на развитых финансовых рынках не привела к увеличению инвестиций на развивающийся рынок Белоруссии. Зависимость национальной экономики Республики Беларусь от индустрии хедж-фондов, косвенная.

Ключевые слова: суверенные хедж-фонды; экономическая безопасность; государство; влияние; долгосрочное инвестирование; прямые инвестиции; структура портфеля активов; правовое регулирование.

LQ S Ое

со см о см I—

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактором, что в настоящее время Республика Беларусь находится в условиях воздействия беспрецедентных западных санкций. Министерство экономики Республики Беларусь выделяет несколько ключевых вызовов, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность страны в текущих условиях. В первую очередь, это блокировка странами ЕС активов 26 белорусских компаний, в числе которых ведущие предприятия промышленности, такие как «Беларуськалий», НПЗ «Наф-тан», «МАЗ», «БелАЗ», «Гродно Азот», «МЗКТ», «Белкоммунмаш», «Белшина», «Белоруснефть», «Белавиа» и т.д [2; 13].

Созданы значительные трудности в сфере трудовой деятельности белорусских предприятий в западном направлении, ограничивающие внешнеторговые операции и влекущие за собой не только потенциальное сокращение выручки, но и потерю финансовой устойчивости компаний. Высокая импортоемкостъ экономики Республики Беларусь объемом в 57,9%, также остается структурной проблемой.

Снижение экспортной выручки Республики Беларусь приведет страну к проблеме, связанной с нарушением регулярных выплат по государственным долгам. Финансовые институты ЕБРР, Всемирный банк, МВФ в условиях действия санкций, отказывают в оказании финансовой помощи Республики Беларусь. Риск недостаточности финансовых ресурсов для рефинансирования внешних заимствований - это значительная экономическая угроза для Беларуси.

Так, в республиканский бюджет Белоруссии в качестве иных доходов включены средства государственных суверенных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития [2] и республиканского централизованного инновационного фонда (Белинфонд), образованного в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 № 1739 для усиления поддержки производства наукоёмкой инновационной продукции путем предоставления венчурных инвестиций под льготную процентную ставку за счет покупки суверенным фондом акций инновационной организации [1]. Белинфонд осуществляет сотрудничество в области венчурного финансирования с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; с турецким фондом TUBiTAK; с израильским венчурным Фондом F2 Capital и другими фондами [1].

Указ Президента Республики Беларусь № 459 от 30 декабря 2022 г, вносит существенные изменения при исчислении в бюджет части прибыли, полученной от государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, часть которой теперь будет поступать в образованный государственный целевой бюджетный фонд национального развития [14]. Государственные страховые и нефинансовые организации, если значение ее рентабельности по EBITDA за предыдущий год составляет 20 и более процентов также являются плательщиками в ФНР [8].

Так, на белорусском финансовом рынке в скором времени могут появиться и собственные хед-жевые фонды [2].

Закон от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах» открыл множество возможностей для фондового рынка Республики Беларусь легализовав в правовом поле институт коллективных инвестиций в виде акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда [5].

В качестве примера деятельности хедж-фонда выступает белорусская инвестиционная компания «Айгенис», специализирующаяся на предоставлении профессиональных инвестиционных услуг по ценным бумагам, связанным с доверительным управлением, брокерскими услугами и хеджированием. Компания «Айгенис» в 2021 году, используя тактику хедж-фондов вывела на рынок ценных бумаг корпоративные облигации, выпущенные под залог евробондов Банка развития Республики Беларусь. Доходность ценных бумаг компании «Айгенис» выше чем у Минфина Беларуси по гособлигациям на внутреннем рынке, она составила 7%. Срок обращения бумаг - до 2 мая 2024 года. Организаторами размещения выступили Citigroup и Raiffeisen Bank International Group, депозитарии - Clearstream Banking S.A., DTCC и Euroclear Bank [12].

Таким образом, основные аспекты влияния суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Беларуси в условиях воздействия санкций, требуют тщательного изучения.

Материалы и методы исследования

В качестве инструментария исследования был использован метод статистического-экономического анализа, методы анализа и синтеза, методы изучения и обобщения, графический метод. Системный подход является определяющим. Научные публикации, представленные трудами зарубежных и белорусских ученых, выступили теоретико-методологической базой исследования. В работе использованы материалы органов государственной власти Республики Беларусь и данные независимых международных консалтинговых агентств.

Основная часть

Научная литература изобилует определениями различных ученых, трактующих понятие «экономиче-

ская безопасность» с позиций самодостаточного обеспечения социально-экономического развития страны, защиты интересов ключевых субъектов хозяйствования, достижения в условиях глобализации высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики, укрепления экономического суверенитета государства, обеспечение роста благосостояния населения и т.д. [6]. Авторы по сути обозначают аспекты многогранного понятия экономической безопасности, которые увязаны с экономическими интересами, устойчивостью национальной экономики и социальной системы государства в целом и устойчивостью национальной экономики к внешнему воздействию, в частности.

Ряд белорусских ученых М.В. Мясникович, С.В. Зась и Л.С. Мальцева [4], трактовали понятие «экономическая безопасность» в качестве системы мер или комплекса условий, которые должны быть направленны на защиту общенациональных интересов экономической системы и которые оказывают регулирующее воздействие для противостояния внутренним и внешним угрозам, обеспечивая защиту и конкурентоспособность, устойчивость финансового положения и социально-экономическую стабильность государства.

Законодательно закреплено понятие «экономической безопасности» как состояния экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз [7].

В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (с учетом ее редакции в 2023 году) акцентируется внимание на обеспечении устойчивого экономического развития и достижении высокой конкурентоспособности белорусской экономики, а также высокого уровня и качества жизни граждан [10]. Под угрозой понимают состояние экономики, при котором государство в силу внешних или внутренних факторов не способно контролировать производство и обращение, а также теряет рычаги воздействия на возникающие вызовы [3].

Содержание понятия «суверенный фонд» в научной литературе рассматривают с позиций накопления государственных бюджетных профицитов, направленных на повышение благосостояния граждан или предназначенных к покрытию будущих государственных расходов [9]. Таким образом, суверенные фонды различных стран мира, аккумулируют государственные сбережения. Целями суверенных фондов выступает изъятие избытков денежных средств, которые не в состоянии освоить государственная экономика.

В текущих условиях в мире функционируют свыше 100 суверенных фондов, которые финансируются либо за счет поступления выручки от экспорта товаров, либо путем поступления излишков иностранной валюты со счетов по текущим операциям. К крупнейшим суверенным фондам относится Глобальный государственный пенсионный фонд Норвегии (GovernmentPensionFundGIobal), которым управляет Центральный банк страны. GPF вы-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

ступает в роли самого крупного инвестиционного фонда мира, владея 1,5% пакетом всех акций в мире от 9000 различных компаний [11]. Суверенный фонд Норвегии осуществляет инвестиции за пределами страны, в том числе кредитуя страны и их ведущие государственные корпорации, по сути хеджируя инфляционные риски и тем самым укрепляя экономическую безопасность своей страны. Уровень средневзвешенной чистой годовой доходности GPF, составляет 4,4% [11 ].

Активы Топ-5 крупнейших суверенных фондов мира с учетом источников финансирования, представлены рисунком 1.

1400 -1306

649,2

533,6 580,5

I I

1045

I

GPF Норвегия ADIA ОАЭ (нефть) KIA (нефть) Кувейт SWFI Гонконг CIC Китай

(нефть) Китай (несырьевый) (несырьевый)

Рис. 1. Активы Топ-5 крупнейших суверенных фондов мира в $млрд Источник: составлено автором по материалам [11]

Крупнейшие суверенные фонды мира владеют 69% долей от масштабных инвестиционных ресурсов на мировом финансовом рынке и периодически сталкиваются в своей деятельности с потоками регуляторных инициатив, исходящих со стороны международных финансовых организаций [11 ]. В связи с данным фактором постоянно меняются направления инвестиций. Масштабные изменения в распределении инвестиций суверенных фондов по регионам, представлены рисунком 2.

■2000 2022

60 -

50 40

30 -

20 10 -

0

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЕВРОПА РАЗВИТАЯ АЗИЯ БЛИЖНИМ ВОСТОК

Рис. 2. Распределение инвестиций суверенных фондов

по регионам в% Источник: составлено автором по материалам [11]

Проведенный анализ показывает, что в 2022 году при выборе регионов инвестирования суверенные фонды ориентируются, прежде всего, на страны Северной Америки, Азии и только затем Европы. Доля инвестиций в развитые страны Азии за вышеуказанный временной период увеличилась на 100%.

Основные функции суверенных фондов в соответствии с их целями определены МВФ и представлены следующим составом:

- компенсационной функцией (используется при пополнении дохода бюджета, в процессе падения экспортных поступлений во время нестабильности ценовой конъюнктуры на рынках);

- выравнивающей функцией (используется в целях стимулирования добывающих отраслей

экономики на основе дохода, который формирует экспорт невозобновляемых природно-минеральных ресурсов);

- доходной функцией (используется в целях получения дохода на основе альтернативных финансовых инструментов широкого спектра);

- перераспределительной функцией (используется в целях перераспределения доходной части, которую сформировал экспорт невозобновляемых природно-минеральных ресурсов для будущего поколения);

- стабилизационной функцией (используется в кризисные периоды).

Суверенные фонды в текущих условиях по сути являются инвестиционными хедж-фондами специального назначения и целиком принадлежат государству. Суверенные фонды выступают государственными или квазигосударственными институтами и их деятельность направлена на достижение макроэкономических целей в сфере управления активами. Так в 2008 году 26 суверенных фондов объединили свои усилия на базе глобального института IFSWF (Международный форум суверенных фондов благосостояния) и поддержали банковский сектор во время развития мирового финансового кризиса.

Английский язык трактует слово «hedge», как «страховка», «гарантия». По сути хеджирование применительно к деятельности хедж-фондов выражается действиями, направленными на снижение рыночных рисков в процессе управления активами, страхуя инвесторов от финансовых потерь, возникших по результатам снижения стоимости котировок ценных бумаг.

В научной литературе отсутствует точное определение трактовки понятия «хедж-фонд», также нет стандартизированного и закрепленного на законодательном уровне определения [9]. Специфические различия в составе институциональных инвесторов (пенсионные фонды и страховые компании, альтернативные инвесторы) и управляющих компаний и разнообразие используемых в деятельности финансовых инструментов и активов, предопределили отсутствие общепринятого определения.

Согласно исследованию, Global Hedge Fund Report по состоянию на конец 2020 года в мире активно функционирует более 16300 хедж-фондов, управляющих 3,61 триллионами долларов [17]. Например, в соответствии с данными исследования PwC «Private Equity Trend» за 2020 год в управлении 3524 фондов прямых инвестиций находится 4,1 триллиона долларов, а в управлении 5224 биржевых инвестиционных фондов (ETF) находится 4,43 триллиона долларов, что только подчеркивает значение масштабов ведения инвестиционной деятельности хедж-фондами [18].

С позиции Европейского Центрального Банка трактовка данного понятия характеризует коллективное инвестиционное предприятие институциональных инвесторов с различной правовой структурой, определенной на базе действующего наци-

онального законодательства стран-резидентов, которое применяет разнообразные инвестиционные стратегии в целях обеспечения абсолютной доходности по результатам деятельности хедж-фонда [19].

В соответствии с определением рабочей группы по финансовым рынкам США, «хедж-фонд - это частный инвестиционный пул, недоступный для широкого круга лиц» и он управляется профессиональными инвесторами [20]. Современная отрасль хедж-фондов является высококонцентрированной: у 6% всех хедж-фондов в управлении находятся 77% всех активов отрасли [16]. Например, крупнейшие хедж-фонды Tiger Global Management, D1 Capital Partners, Lone Pine Capital, Viking Global Investors и Coatue Management в период 2009/2021 годов существенно увеличивали свои масштабные вложения на рынке IPO и получали значительную прибыль от деятельности стартапов [15].

К особенностям ведения деятельности хедж-фондов следует отнести использование большего набора финансовых инструментов (производных финансовых инструментов: деривативы, опционы и фьючерсы) на основе гибкой и агрессивной инвестиционной стратегии, предполагающей высокую диверсификацию активов. Так, например, по итогам 2021 года средняя доходность хедж-фондов составила 10,24% [15].

Средства суверенных хедж-фондов, государства рассматривают с позиции инструмента, направленного на преодоление экономических проблем в целях обеспечения экономической и политической стабильности в условиях структурной перестройки или стабилизации национальных экономик. Таким образом, можем утверждать, что деятельность суверенных хедж-фондов служит для реализации решений экономической политики государства, и способствует укреплению ее экономической безопасности в краткосрочной или долгосрочной перспективе, компенсируя путем реализации инвестиционной деятельности возникшие слабости экономической структуры государства.

В целом функционирование суверенных хедж-фондов подчинено решению стратегических задач государства в соответствии с текущими запросами национальной экономики.

Инвестиционные портфели суверенных фондов хедж-фондов включают разнообразные классы активов, состоящих из ценных бумаг по которым выплачивается фиксированный доход, облигаций и акций, и прочих альтернативных активов, инвестируемых с учетом максимизации прибыли и приемлемости уровня риска. Однако, денежную базу полностью обеспечивают высококачественные и высоколиквидные активы, номинированные в резервных международных валютах развитых стран мирового сообщества, и средневзвешенное состояние портфелей суверенных фондов хедж-фондов, примерно следующее, см. рис. 3.

При распределении активов портфеля суверенных хедж-фондов по их видам большинство хедж-фондов отдаёт предпочтения акциям разви-

тых рынков, следом идут государственные облигации и акции развивающихся рынков. В среднем доля инвестиций суверенных хедж-фондов по этим трем видам активов, составляет 50%.

акции развитых рынков

■ акции развивающихся рынков

■ акции с малой капитализацией

■ государственные облигации

■ кредиты

■ альтернативные активы

■ недвижимость

■ частный акционерный капитал

■ инфраструктура

■ наличные средства

Рис. 3. Распределение активов портфеля суверенных хедж-фондов в% Источник: составлено автором по материалам [11]

По итогам января-марта 2023 года в сравнении с январем-мартом 2022 года прямые иностранные инвестиции в Белоруссию на чистой основе приросли всего на 1,3 процента (с 1,82 до 1,84 млрд долларов США). Однако по сравнению с периодом их оттока в 2021/2022 годах объемом в 298 млн долларов США они так и не восстановились. Основная доля ПИИ на чистой основе по итогам 1 квартала 2023 года приходится на Кипр (1 место) - 33%, Российскую Федерацию (2 место) - 15,9%, Нидерланды (3 место) - 4,8%. За указанный период прямое инвестирование в финансовую и страховую деятельность увеличилось на 21,7% [2]. Однако, в денежном эквиваленте это незначительный объем.

Хедж-фонды присутствуют на белорусском финансовом рынке и, соответственно, оказывают существенное влияние на стабильность национальной экономики. Однако, в годовых отчетах белорусских банков не содержится информации по конечным собственникам, в связи в их качестве могут выступать различные хедж-фонды, либо аффилированные с ними структуры. Тем не менее, регулятором финансовой деятельности на фондовом рынке Национальным банком Республики Беларусь по итогам 2022 года был зафиксирован масштабный отток иностранных инвесторов, к которым, в частности, относятся и хедж-фонды, по сути сформировалась тенденция перемещения капитала, негативно влияющая на экономическую безопасность страны.

Основной тенденцией развития белорусского рынка ценных бумаг в 2022 году стал дальнейший рост доли долгового сегмента рынка - рынка облигаций. В Беларуси существует острая необходимость разработки законодательства в соответствии с современными тенденциями развития международных рынков капитала.

Заключение

Результаты анализа показывают, что в условиях санкционного воздействия со стороны стран ЕС, стран G7 и их союзников на белорусскую эконо-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А ш

Q. в

мику - влияние суверенных хедж-фондов на экономическую безопасность Республики Беларусь, довольно ограниченно. Стагнация на развитых финансовых рынках не привела к увеличению инвестиций на развивающийся рынок Белоруссии. Зависимость национальной экономики Республики Беларусь от курса российского рубля и цен на энергоносители, и их высокая волатильность приводит представителей индустрии хедж-фондов к совершению краткосрочных высокоспекулятивных операций, оказывающих существенное влияние на котировки указанных финансовых инструментов, косвенно влияющих на экономику Беларуси. Регистрация национальных хедж-фондов в белорусской юрисдикции в настоящее время невозможна из-за отсутствия законодательной базы и специфики данного института. Государственный суверенный целевой бюджетный фонд национального развития и республиканский централизованный инновационный фонд Белоруссии не принимают активного участия в торговых операциях на фондовом рынке, и, следовательно, не оказывают существенного влияния на повышение уровня экономической безопасности государства в данной сфере.

Литература

1. Белорусский инновационный фонд. // Национальный научно-технический портал Республики Беларусь.: [сайт]. - URL: http://science-portal.org.by/cooperation/finance/innovation/ (дата обращения: 10.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Министерство Экономики Республики Беларусь.: [сайт]. - URL: https://economy.gov.by/ru/ garant -fond-ru/ (дата обращения: 10.07.2023).

3. Можейко, А.В. Председательство Республики Беларусь в ЕАЭС: реалии и перспективы / А.В. Можейко // Беларуская думка. - 2021. -№ 3. - С. 76-80.

4. Мясникович, М.В. Национальная безопасность Республики Беларусь / С.В. Зась и др.; под ред. М.В. Мясниковича, Л.С. Мальцева. -Минск: Беларуская навука, 2011. - 557 с.

5. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.: [сайт]. - URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=H 11700052 (дата обращения: 10.07.2023).

6. Никитенко, П.Г. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / П.Г. Никитенко, В.Г. Булавко; Ин-т экон. НАН Беларуси. -Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

7. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 (ред. от 24.01.2014).: [сайт]. - URL: http://prokuratura.gov.by/ru/acts/kontseptsiya-natsionalnoybezopasnosti-respubliki-belarus/ (дата обращения: 10.07.2023).

8. Постановление Совмина от 30.03.2023 N 218 «О формировании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».: [сайт]. - URL: https://pravo.by/docu-

ment/?guid=12551&p0=C22300218 (дата обращения: 10.07.2023).

9. Предченко, В.Н. Инвестиционная деятельность хедж-фондов и ее регулирование: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / В.Н. Предченко // С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008. - 186 с.

10. Проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.: [сайт]. -URL: https://www.belta.by/society/view/mnenie-v-obnovlennoj-kontseptsii-natsbezopasnosti-v-polnom-objeme-uchteny-vse-sovremennye-tendentsii-564251-2023/ (дата обращения: 10.07.2023).

11. Суверенный фонд благосостояния. // Институт фондов национального благосостояния.: [сайт]. - URL: https://ria.ru/20210603/blagosos-toyanie-1735494319.html (дата обращения: 10.07.2023).

12. Тактика хедж-фондов вдохновила белорусскую инвестиционную компанию.: [сайт]. - URL: https://myfin.by/stati/view/taktika-hedz-fondov-vdohnovila-belorusskuu-investicionnuu-kompaniu (дата обращения: 10.07.2023).

13. ТОП-5 экономических угроз для Беларуси. // Экономическая газета.: [сайт]. - URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/top-5-ugroz-dlja-belorusskoj-jekonomiki/ (дата обращения: 10.07.2023).

14. Указ № 459 Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г.: [сайт]. - URL: https://president.gov.by/ru/events/v-belarusi-s-1 -yanvarya-2023-goda- menyayutsya-podhody-k-formirovaniyu-celevogo-byudzhetnogo-fonda-nacionalnogo-razvitiya (дата обращения: 10.07.2023).

15. Hedge Funds Gave Startups Billions. What Are They Worth? // Bloomberg.: [сайт]. - URL: https://www.bloomberg.com/ graphics/2023-hedge-funds-private-company-share-valuation/?srnd=premium-europe (дата обращения: 10.07.2023).

16. HFR Global Report. // HFR, Inc.: [сайт]. - URL: https://www.hfr.com/. - Загл. с экрана. (дата обращения: 10.07.2023).

17. Preqin Global Hedge Fund Report 2021.: [сайт]. -URL: https://www.preqin.com/. (дата обращения: 10.07.2023).

18. Private Equity Trend Report 2020 Bull or bear? // Pw C.: [сайт]. - URL: https://www.pwc.de/de/ kapitalmarktorientierteunternehmen/private-equity-trend-report-2020.pdf (дата обращения: 10.07.2023).

19. Stowell D.P. Investment banks, hedge funds, and private equity. - Academic Press, 2017.

20. U. S. Commodity Futures Trading Commission. // Hedge Funds, Leverage, and the Lessons of Long-Term Capital Management. Report of The President's Working Group on Financial Markets.: [сайт]. - URL: http://www.cftc.gov/tm/tmhedge-fundreport. (дата обращения: 10.07.2023).

IMPACT OF SOVEREIGN HEDGE FUNDS ON THE ECONOMIC SECURITY OF BELARUS

Yuelong Zhang

Institute of Business, Belarusian State University

This article discusses the main aspects of the influence of sovereign hedge funds on the economic security of Belarus under the impact of sanctions. The author reveals the content of the multifaceted concept of "economic security" and explores the interpretation of the concepts of "sovereign fund" and "hedge fund" in the scientific literature, defining their goals. The author analyzes the activities of the largest sovereign funds in the world, taking into account the sources of their financing and the geography of investments by region. The content of the functions of sovereign funds and the distribution of assets of their investment portfolios are disclosed. The features of conducting the activities of hedge funds and a set of their financial instruments have been studied. The article provides an analysis of statistical data characterizing the volume of investments of hedge funds, their number and geographical distribution in the world. The results of the analysis show that in the context of the sanctions impact from the EU countries, the G7 countries and their allies on the Belarusian economy, the impact of sovereign hedge funds on the economic security of the Republic of Belarus is rather limited. Stagnation in developed financial markets has not led to increased investment in the emerging market of Belarus. The dependence of the national economy of the Republic of Belarus on the exchange rate of the Russian ruble and energy prices, and their high volatility, leads representatives of the hedge fund industry to make short-term highly speculative transactions that have a significant impact on the quotes of these financial instruments that indirectly affect the economy of Belarus. Registration of national hedge funds in the Belaru-sian jurisdiction is impossible due to the lack of a legislative framework and the specifics of this institution. The State Sovereign Target Budgetary Fund for National Development and the Republican Centralized Innovation Fund of Belarus do not actively participate in trading operations on the stock market, and, therefore, do not have a significant impact on increasing the level of economic security of the state in this area.

Keywords: sovereign hedge funds; economic security; state; influence; long-term investment; direct investments; asset portfolio structure; legal regulation.

References

1. Belarusian Innovation Fund. // National scientific and technical portal of the Republic of Belarus.: [website]. - URL: http://scien-ceportal.org.by/cooperation/finance/innovation/ (date of access: 07/10/2023).

2. Ministry of Economy of the Republic of Belarus.: [website]. -URL: https://economy.gov.by/ru/garant-fond-ru/ (date of access: 07/10/2023).

3. Mozheiko, A.V. Presidency of the Republic of Belarus in the EAEU: realities and prospects / A.V. Mozheiko // Belarusian thought. - 2021. - No. 3. - P. 76-80.

4. Myasnikovich, M.V. National Security of the Republic of Belarus / S.V. Zas and others; ed. M.V. Myasnikovich, L.S. Malt-sev. - Minsk: Belarusian Science, 2011. - 557 p.

5. National l egal Internetportal oftheRepublic ofBelarus.: [website]. -URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11700052 (date of access: 07/10/2023).

6. Nikitenko, P.G. Economic security: theory, methodology, practice / P.G. Nikitenko, V.G. Bulavko; Institute of Economics National Academy of Sciences of Belarus. - Minsk: Law and Economics, 2009. - 394 p.

7. On approval of the National Security Concept of the Republic of Belarus. Decree of the President of the Rep. Belarus, 9 Nov. 2010, No. 575 (as amended on January 24, 2014).: [website]. - URL: http://prokuratura.gov.by/ru/acts/kontseptsiya-natsionalnoybezopasnosti-respubliki-belarus/ (date of access: 07/10/2023).

8. Resolution of the Council of Ministers of March 30, 2023 N 218 "On the formation of the state target budget fund for national development.": [website]. - URL: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=C22300218 (date of access: 07/10/2023).

9. Predchenko, V.N. Investment activity of hedge funds and its regulation: dis. ... cand. economy Sciences: 08.00.10 / V.N. Predchenko // St. Petersburg. University of Economics and Finance. - St. Petersburg, 2008. - 186 p.

10. Проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.: [сайт]. - URL: https://www.belta.by/so-ciety/view/mnenie-v-obnovlennoj-kontseptsii-natsbezopasnosti-v-polnom-objeme-uchteny-vse-sovremennye-tendentsii-564251-2023/ (дата обращения: 10.07.2023).

11. Sovereign wealth fund. // Institute of National Welfare Funds.: [website]. - URL: https://ria.ru/20210603/blagosostoy-anie-1735494319.html (date of access: 07/10/2023).

12. Hedge fund tactics inspired Belarusian investment company.: [website]. - URL: https://myfin.by/stati/view/taktika-hedz-fondov-vdohnovila-belorusskuu-investicionnuu-kompaniu (date of access: 07/10/2023).

13. TOP-5 economic threats to Belarus. // Economic newspaper.: [website]. - URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/top-5-ugroz-dlja-belorusskoj-jekonomiki/ (date of access: 07/10/2023).

14. Decree No. 459 of the President of the Republic of Belarus of December 30, 2022: [website]. - URL: https://president.gov.by/ ru/events/v-belarusi-s-1 -yanvarya-2023-goda-menyayutsya-podhody-k-formirovaniyu-celevogo-byudzhetnogo-fonda-nacionalnogo-razvitiya (date accessed: 07/10/2023).

15. Hedge Funds Gave Startups Billions. What Are They Worth? // Bloomberg.: [website]. - URL: https://www.bloomberg. com/graphics/2023-hedge-funds-private-company-share-valuation/?srnd=premium-europe (Date of access: 07/10/2023).

16. HFR Global Report. // HFR Inc.: [website]. - URL: https://www. hfr.com/. - Zagl. from the screen. (date of access: 07/10/2023).

17. Preqin Global Hedge Fund Report 2021.: [website]. - URL: https://www.preqin.com/. (date of access: 07/10/2023).

18. Private Equity Trend Report 2020 Bull or bear? // Pw C.: [website]. - URL: https://www.pwc.de/de/kapitalmarktorientierte-unternehmen/private-equity-trend-report-2020.pdf (accessed 10.07.2023).

19. Stowell D.P. Investment banks, hedge funds, and private equity. - Academic Press, 2017.

20. U.S. Commodity Futures Trading Commission. // Hedge Funds, Leverage, and the Lessons of Long-Term Capital Management. Report of The President's Working Group on Financial Markets.: [website]. - URL: http://www.cftc.gov/tm/tmhedgefundreport. (date of access: 07/10/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.