Научная статья на тему 'Влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка'

Влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1342
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Е. Ю.

В статье представлены результаты экспериментального исследования выявления влияния стилей семейных взаимоотношений на индивидуальнопсихологические особенности личности подростка. Описаны выявленные индивидуально-психологические особенности личности подростка и специфические стили семейных взаимоотношений, характерные для матерей и отцов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее эффективными стилями семейных взаимоотношений являются партнерский развивающий стиль матери и эмотивный партнерский стиль отца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of family interrelations on adolescent personalitys psychological characteristics

The article describes detection of influence of styles of family mutual relations on adolescent personality's individual psychological characteristic.

Текст научной работы на тему «Влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

УДК 159 9 Е. Ю. КИСЕЛЕВА

Новосибирский государственный педагогический университет

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

В статье представлены результаты экспериментального исследования выявления влияния стилей семейных взаимоотношений на индивидуально- психологические особенности личности подростка. Описаны выявленные индивидуально-психологические особенности личности подростка и специфические стили семейных взаимоотношений, характерные для матерей и отцов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее эффективными стилями семейных взаимоотношений являются «партнерский развивающий» стиль матери и «эмотивный партнерский» стиль отца.

Подростки, в связи с социально-экономическими преобразованиями, предъявляющими значительные требования к индивидуальной адаптации и активизации личности в новых социальных условиях, оказались сегодня в наиболее трудном положении, потому что потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими сейчас процессами; с другой — жестко сталкиваются, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны родителей, что усложняется негативными установками родителей на родительские и супружеские отношения и неоптимальными родительско-детскими отношениями; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества.

Данное противоречие приводит к внутреннему конфликту и искусственной деформации индивидуально-психологических особенностей личности подростка.

Индивидуально-психологические особенности личности мы определяем как психические особенности (явления) личности, отражающие ее индивидуальность, уникальность, отличие от других личностей. Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как «одна из многочисленных форм проявления индивидуальности [1, с. 21].

Наиболее четко деформации индивидуальнопсихологических особенностей личности подростка прослеживаются через изменение структур самосознания, находящихся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной. Распознавание составляющих компонентов самосознания, точная диагностика «проблемных мест» позволяет установить специфику индивидуально-психологических особенностей личности подростка и гармонизировать развитие рассматриваемого индивидуально-психологического личностного свойства, что приведет к активной адаптации подростка в современных социокультурных условиях [2].

На важную роль супружеских, родительских и родительско-детских отношений в развитии в станов-

лении личности подростка указывают Т.В. Архиреева, Л.И. Божович, М.И. Буянов, М.В. Быкова, А.Я. Варга, Л.И. Вассерман, И.В. Гребенщиков, Д. Добсон, В.И Зацепин, А.И. Захаров, Н.Э. Касаткина, С.В. Ковалев, Н.Н. Обзоров, Д.А. Райгородский, В. Сатир, Е.О. Смирнова, Л.С. Славина, Л.С. Спиваковская, О.В. Степанова, В.В. Столин, А.И. Тащева В.Я. Титаренко, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис, Л.Я. Ясюкова и другие авторы.

Объект исследования — индивидуально-психологические особенности личности подростка.

Предмет исследования — стили семейных взаимоотношений и их влияние на индивидуально-психологические особенности личности.

Цель исследования — выявление влияния стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка.

Задачи исследования:

1. Выявить индивидуально-психологические особенности личности подростка.

2. Выявить специфические стили семейных взаимоотношений, включающие в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения, характерные для матерей и отцов.

3. Выявить влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка.

4. Разработать вариант программы психокоррекции, направленной на формирование эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и подростками.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что индивидуально-психологические особенности личности подростка обусловлены супружескими, родительскими и родительско-детскими отношениями. Их различные сочетания образуют специфические стили семейных взаимоотношений, которые существенно влияют на индивидуально-психологические особенности личности подростка.

В исследовании принимали участие 138 человек: 92 родителя (36-52 лет) и 46 подростков (15-17 лет) из них 32 девушки и 14 юношей.

Экспериментальной базой явились МОУ «Гимназия № 12» Советского административного округа

155

Рис. 1. Корреляционная матрица взаимосвязей стилей семейных взаимоотношений и индивидуально-психологических особенностей личности подростка (выборка «мать - подросток»)

1 ИМА¥Н ЗИЮЗЬШСиУУЗЦ И ЗИЯОЗЬШОУОХИОЫ <3£) 9оЫ «МИНЮЗЯ И1ЯНЬЛУН ИИЮ1ЛЮ» И—

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

и МОУ «Межшкольный учебный комбинат» Ленинского административного округа г. Омска.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

— комплекс методик для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна — для изучения эмоционального компонента самосознания; «Самооценка-25», разработанная В.Н. Кунициной — когнитивного компонента; «Са-моактуализационый тест» Л.Я. Гозмана и «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина — регулятивного компонента;

— комплекс методик для выявления стилей семейных взаимоотношений: «Методики диагностики межличностных отношений» Т. Лири — для изучения типов супружеских отношений, «Методика PARI» Е. Шеффер и Р. Белла — для изучения супружеских, родительских и родительско-детских отношений; «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина — для изучения стилей родительско-детских отношений.

Для обработки полученных результатов нами использовались количественные и качественные методы математико-статистического анализа: среднее значение, стандартное отклонение, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала-Уоллиса и факторный анализ.

На одном из основных этапов экспериментального исследования, проведено изучение данных подростковой выборки. С помощью метода факторного анализа, результаты использованных тестов структурированы в укрупненные группы факторов, характеризующих индивидуально-психологические особенности личности (ИПОЛ) подростков. На основании факторного анализа выделено шесть компонентов, которые мы рассматриваем как структурные компоненты самосознания, определяющие ИПОЛ подростка.

Первый компонент, обозначенный нами как «компонент самооценки» (Д, F1) связан с оцениваем подростков своего умения находить общий язык с разными людьми, вести беседу, влиять на окружающих.

«Компонент самоконтроля» связан как с общей интернальностью (Д, F2).

Третий компонент «межличностной чувствительности» (Д, F3), где змпатийные способности личности связаны с такими особенностями как сензитивность и спонтанность.

В «компоненте самовосприятия» (Д, F4) система ценностных ориентаций представлена как качества самоактуализирующейся личности, которой присуще восприятие себя и жизни во всей ее целостности и красоте текущего момента, самоуважение и положительное самопринятие.

Пятый компонент — «компонент саморегуляции» (Д, F5) представлен такими ИПОЛ подростка, как умение сдерживать импульсивное поведение, использовать волю для достижения определенных целей, организовывать свое время, структурировать и контролировать свою деятельность.

Шестой компонент — «рефлексивный» (Д, F6) — определяется рядом таких ИПОЛ как предусмотрительность, дальновидность, безошибочность решений, ориентация на личный опыт.

На следующем этапе исследования в группах матерей и отцов проведен факторный анализ результатов тестовых методик, направленный на выявление основных стилей семейных взаимоотношений.

По результатам факторного анализа в группе мате-

рей выявлено 5 стилей семейных взаимоотношений. Наиболее авторитарными являются гиперопекающий (Р, F1) и агрессивный стиль взаимоотношений (Р, F5). Ориентация на эмотивный приспособительный стиль взаимоотношений (Р, F3) определяет принятие, доброжелательность к подростку, что также может проявляться и в деструктивных характеристиках: желание избегать любых семейных конфликтов через подчинение и зависимость. В стиле «смещение семейных ролей» (Р, F2) акценты смещаются на неудовлетворенность матери собственной семейной ролью и полным отстранением отца от выполнения обязанностей по воспитанию и развитию подростка. Самый конструктивный стиль взаимоотношений — партнерский развивающий стиль (Р, F4), имеющий целью развитие активности подростка и построение с ним партнерских отношений.

В результате факторного анализа в группе отцов выявлено пять стилей семейных взаимоотношений. При этом сравнение с выборкой матерей показывает ряд отличительных особенностей. Так, в мужской группе выявлено два отстраненных стиля: в одном случае (Р, F2) фигура отца формально присутствует и наделена всеми мускулинными качествами, но она не оказывает какого-либо значимого влияния на родительско-детские отношения. В случае использования отстраненного конфликтного стиля взаимоотношений (Р, F4) отец применяет авторитарный тип отношений к супруге при соблюдении излишней эмоциональной дистанции с подростком и общем конфликтном фоне в семье. Выявлено два зависимых стиля (Р, F1 и F3). Гиперопека при доминирующей фигуре матери отличается симбиотической зависимой включенностью отца в структуру семьи, который поддерживает общую линию взаимоотношений с подростком, формируемую матерью. При реализации инфантильного стиля взаимоотношений, отец оказывается в подчиняемом положении в отношениях с супругой. Также выявлен конструктивный стиль взаимоотношений, обозначенный нами как эмотивный партнерский стиль (Р, F5). В данном случае создаются условия для всестороннего развития личности подростка.

Для подтверждения гипотезы о влиянии стилей семейных взаимоотношений на ИПОЛ подростка проведен корреляционный анализ (по Спирмену) результатов тестов, использованных в выборке родителей, и данных выборки подростков. Выявлены значимые корреляционные связи между ИПОЛ подростков и стилями семейных взаимоотношений. В группе матерей выявлены следующие тенденции (рис. 1):

• гиперопека с жесткими границами оказывает негативное влияние на формирование у подростка ИПОЛ, отнесенных к компоненту самооценки (Д, F1). Использование агрессивного отвергающего стиля взаимоотношений приводит к формированию предприимчивости, хитрости, проницательности. На эти качества также влияет стиль «смещение семейных ролей».

• наибольшее влияние на формирование компонента самоконтроля (Д, F2) оказывает агрессивный отвергающий стиль взаимоотношений, обусловливающий развитие общей, межличностной, семейной интернальности, а также интернальности в области неудач.

• эмотивный приспособительный стиль взаимоотношений в большей степени оказывает отрицательное воздействие на формирование компонента межличностной чувствительности (Д, F3). Чрезмерно выраженное дружелюбие и подчиненность родителя приводят к непринятию подростком агрессии, конформности и несамостоятельности субъекта, слабо

157

Рис. 2. Корреляционная матрица взаимосвязей стилей семейных взаимоотношений и индивидуально-психологических особенностей личности подростка (выборка «отец - подросток»)

ИИЛУН ЭИЮЭЬкиСиУУзи И ЭИЮЭЬИЮУОХИОи

<3£) 95М «НИН1ЭЭЯ ИПНЬАУН ИИЖ51ЛЮ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

выраженной креативности подростка. Гиперопека также негативно влияет на данные качества;

• конструктивное влияние на развитие компонента самовосприятия (Д, F4) оказывает партнерский развивающий стиль взаимоотношений, связанный с ориентацией во времени и гибкостью подростка. Негативное влияние оказывают гиперопека в виде подавления воли и агрессивный отвергающий стиль;

• качества саморегуляции (Д, F5) в большей степени развиваются под влиянием доминирования и излишней строгости агрессивного стиля взаимоотношений, негативное влияние в виде отсутствия чувства контроля над жизнью оказывает подчиненное положение матери в семье (характеристика эмотивного приспособительного стиля);

• рефлексивный компонент (Д, F6), проявляющийся в предусмотрительности и дальновидности, формируется под воздействием стиля «смещение ролевых установок в семье». Положительное влияние оказывает партнерский стиль взаимоотношений.

В группе отцов выявлены следующие тенденции (рис. 2);

• наиболее конструктивное влияние на особенности, отнесенные к блоку самооценки (Д, F1) оказывает стиль «выполнение стереотипно мужской роли» мужа в семье. Также положительно воздействует эмотивный партнерский стиль. Гиперопека при доминировании матери оказывает скорее отрицательное влияние и приводит к недостаточной практичности и пессимизму подростка;

• на развитие компонента самоконтроля (Д, F2) положительное влияние оказывает только один стиль взаимоотношений — эмотивный партнерский, который формирует высокую интернальность в области достижений. Инфантильный и гиперопекающий стили развивают низкую общую и межличностную интернальности, низкий уровень познавательных потребностей;

• качества эмпатии и ориентации на другого компонента межличностной чувствительности (Д, F3) подвергаются влиянию качеств авторитарности и дружелюбия со стороны отца. Отрицательное влияние оказывает конфликтный безучастный стиль взаимоотношений отношений, формирующий низкую контактность подростка и принятие агрессии;

• отрицательный полюс компонента самовосприятия (Д, F4) обусловлен такими стилями, как инфантилизм, гиперопека, отстраненность и стереотипные роли отца;

• качества саморегуляции (Д, F5) формируются под воздействием гиперопекающего и эмотивного партнерского стиля взаимоотношений. При этом гиперопека связана с отрицательным полюсом фактора, что проявляется в низком самоконтроле, недостаточно развитой силе воли, низком контроле над собственной жизнью;

• рефлексивный компонент (Д, F6) в разной степени связан со всеми выявленными стилями семейных взаимоотношений. Наиболее конструктивное влияние оказывают авторитарность и дружелюбие отца. Деструктивное влияние прослеживается в отношении инфантильного стиля, в частности такого качества, как раздражительность отца, обусловливающее низкую предусмотрительность и низкую дальновидность подростка.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Индивидуально-психологические особенности личности подростка объединяются в ряд факторов, являющихся структурными компонентами самосознания, такие как: компонент самооценки и рефлексивный компонент (когнитивная составляющая самосознания); компоненты самоконтроля и саморегуляции — (регулятивная составляющая); компоненты межличностной чувствительности и самовосприятия (эмоциональная составляющая).

2. Выявлены специфические стили семейных взаимоотношений, включающие в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения, характерные для матерей и отцов. Стили матерей и отцов различны:

— матери ориентированы на использование гиперопекающего стиля с установлением жестких границ, агрессивного отвергающего, эмотивного приспособительного, партнерского развивающего стилей и стиля смещения семейных ролей;

— в группе отцов выявлены следующие стили: гиперопека с доминированием фигуры матери, инфантильный стиль, отстраненный конфликтный стиль, эмотивный партнерский стиль и стиль выполнения стереотипно мужской роли.

3. Каждый из отцовских и материнских стилей семейных взаимоотношений оказывает свое отличное от другого влияние на индивидуально-психологические особенности личности подростка.

4. На основе анализа результатов исследования разработан вариант программы психокоррекции неэффективных взаимоотношений между родителями и подростками, ориентированный на устранение комплекса неблагоприятных факторов, влияющих на эффективность межличностных отношений подростков: стиля семейных взаимоотношений, несформи-рованность компонентов структуры самосознания, определяющих индивидуально-психологические особенности личности подростка и отсутствие поддержки со стороны педагогов школы. Программа направлена на работу с подростками, их родителями и учителями.

Результаты исследования и разработанная нами программа психокоррекции может быть использована для работы с подростками в возрасте 15-17 лет с неэффективными межличностными взаимоотношениями, их родителями и педагогами средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Кроме того, подпрограммы работы с подростками и их родителями могут быть использованы в центрах оказания помощи семье, специалистами психологических служб г. Омска и Омской области, оказывающих помощь родителям в воспитании их детей.

Библиографический список

1. Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе : дис. ... докт. психол. наук : 19.00.01. — Новосибирск, 1988. — 21 с.

2. Психология подростка: учебник ; под ред. А.А. Реана. — Спб. : ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2007.

КИСЕЛЕВА Елена Юрьевна, соискатель кафедры психологии личности и специальной психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.06.2008 г.

© Киселева Е.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.