Научная статья на тему 'Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности'

Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11713
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петунова С. А.

Ситуация безработицы приводит к изменению актуального психоэмоционального состояния безработного. Данный процесс имеет четко выраженную динамику и стадийный характер, включающий ряд устойчивых этапов. Состояние безработицы приводит к нарушению структур личности, трансформации системы ее ценностных ориентаций. Человек утрачивает прежние позиции в обществе, ощущая при этом снижение самооценки и материального положения. Одновременно нарастает внутренняя неудовлетворенность из-за отсутствия возможности реализовать себя в профессиональном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of unemployed person status on personality psychoemotional well-being

The situation of unemployment results in changing of current psychoemotional state in unemployed person. This process has distinct dynamics and phasic nature which includes a number of firm stages. Unemployment state transforms personality structures and system of value orientations. Losing former positions in the society person feels decrease in self-estimation and welfare standards. At the same time inner dissatisfaction caused by absence of opportunities to personal professional achievements accumulates.

Текст научной работы на тему «Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

С.А. Петунова

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары

Анализ ситуации безработицы в России на современном этапе социально-экономического развития показал, что сильных социальных потрясений в сфере занятости пока не наблюдается. Официальная безработица растёт умеренными темпами. Вместе с тем происходит увеличение скрытой безработицы; возрастает количество лиц, обращающихся в центры занятости (ЦЗ), среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%). Всё больше среди безработных оказываются выпускники учебных заведений. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн человек [3]. Проблема безработицы заключается не только в том, что люди могут потерять работу, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Особенно тяжёлая ситуация складывается в малых городах, где нет выбора места работы (на весь город одно предприятие), нет даже возможности заняться своим делом (например, торговлей), так как у потенциальных покупателей (таких же безработных) нет денег. Согласно данным Г оскомстата РФ, безработные - это в первую очередь молодежь и лица предпенсионного возраста. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране администрация организаций в первую очередь увольняет женщин и тех работников, у которых низок уровень квалификации и недостаточный уровень практической работы. Именно они в последнюю очередь и принимаются на работу. Остро стоит вопрос о безработице среди

молодежи: около трети безработных - это молодые люди в возрасте до 30 лет. В этом возрасте происходит становление личности как в общечеловеческом, так и в профессиональном плане. Почти 25% безработных молодых людей - это выпускники профессиональной школы. Сокращение спроса на рабочую силу в большей степени затронуло высокотехнологические отрасли, а также науку. Среди незанятого населения увеличилась доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование (каждый второй безработный имеет среднее общее или начальное профессиональное образование).

В связи с данной социальной ситуацией проблемы занятости, формирования рынка труда стали привлекать к себе представителей разных наук и в первую очередь психологов, социологов и экономистов. Современные исследования проблем безработицы направлены на изучение причин и последствий безработицы, анализ особенностей поведения безработного на рынке труда, его личностных характеристик. Интересны в этом плане исследования проблемы поведенческих особенностей безработных как новых субъектов труда, проведённые группой учёных из г. Новосибирска: А. А. Гордиенко, Г.С. Пошевневым,

Ю.М. Плюсниным. В результате исследования были выделены типы безработных по поведенческим стилям и особенностям психоэмоционального реагирования на жизненно неблагополучные ситуации. Учёными-социологами из Санкт-Петербурга и Ярославля под руководством М.Г. Гильденгерша проведены социологические обследования, в результате которых были выявлены особенности безработицы в России, её формы, структуры и социальные последствия. Экономические аспекты безработицы представлены в работах Е. Баладского, Э. Бородянского, Г. Волынского, А. Кашепова, А.А. Никифоровой, Ф. Прокопова. Г.Н. Соколовой, Я.В. Леверовской. Они провели исследования социально-профессиональной ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда, ими же дан анализ ситуации на рынке труда в Белоруссии. Однако, несмотря на ряд исследований, нужно отметить, что проблемы безработицы остаются вне поля зрения многих ученых.

В настоящее время западные исследователи много внимания уделяют современному рынку труда с его многообразием трудовых контактов, гибкостью рабочего времени и уровнем заработной платы и относительно высокими показателями безработицы. Отслеживается и характер спроса на труд и изменения в самой природе труда. Анализ современных исследований в области занятости (George Brief, 1990; Graets, 1993; Jacson, 1999; Murphy, Athanasou, 1999) показал, что самооценка, установка индивида относительно безработицы и социальная поддержка семьи могут опосредствовать психологическое воздействие безработицы. Но вместе с тем большинство исследователей указывают на наличие большого количества неизученных эмпирических фактов. Так, по-прежнему остается без ответа вопрос более полного понимания эффектов ментального здоровья при потере работы, несмотря на то, что существует достаточно ясная связь между улучшением ментального здоровья и вовлечением в работу. Одной из важных задач является также разработка и использование стандартизированных психологических методик для понимания того, как безработные приспосабливаются к финансовым ограничениям, и могут сосредоточиться на переменных, обусловливающих нахождение работы [1].

Развитие современного российского общества характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями. К первым относятся рост потребления материальных благ, социальные и экономические инновации, появление новых направлений в бизнесе. К числу положительных моментов можно отнести также появление у людей деловых качеств, таких, как социальная мобильность, предприимчивость, целеустремленность, готовность к разумному риску и др. Вместе с тем социально-экономические преобразования повлекли за собой ряд негативных изменений в обществе: рост безработицы, снижение жизненного уровня значительной части населения, обострение криминогенной ситуации и др. По данным социологического опроса, среди проблем, беспокоящих россиян, первые три места занимают следующие, в %: рост преступности - 70,4; доступность качественного медицинского обслуживания - 68,3, безработица - 48,2 [3]. Рост преступности и безработица напрямую

взаимосвязаны. Поскольку вынужденная профессиональная бездеятельность заставляет людей искать новые источники дохода, которые в свою очередь не всегда законны. Рост безработицы и ее общественной опасности прямо и сильно коррелирует с динамикой административных и иных правонарушений, аморальных явлений, пьянства, наркомании, суицидов, проституции, бродяжничества, нищенства, распада семей, детской беспризорности, дезадаптацией взрослых и детей, психических расстройств и других явлений. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушителей показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. За последние 10 лет увеличилось количество малоимущих неблагоприятных семей. В первую очередь от этого страдают дети, моральные и нравственные ориентиры и ценности которых еще не сформированы. Имея перед собой негативный пример своих родителей (пьянство, наркомания и т.п.), молодые люди зачастую встают на путь уголовных правонарушений, занимаются попрошайничеством, причиной этого зачастую является всего лишь желание прокормить себя. В ситуации безработицы многие следуют саморазрушающей стратегии, уходят от проблемы (пьянство, наркомания, суициды). По данным статистики одной из самых распространенных причин самоубийств является неспособность материально обеспечить свою семью, социальная и профессиональная нереализованность.

Мало известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. К.Х.Брайер отмечает связь между безработицей и ухудшением семейных и супружеских отношений (функционированием семьи). В семьях безработных зачастую искажается здоровая иерархия, потеря работы одним из родителей может повлечь изменение его статуса не только в обществе, но и в семье, потерю самоуважения и уважения со стороны близких людей [2. С.105.]. Исследователи отмечают также связь между безработицей и детской смертностью, жестоким обращением с деть-

ми, отказом от воспитания, конфликтами с родителями и детьми. У детей безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, психосоматические заболевания, что и у самих безработных. Зачастую дети «потомственных безработных» закончив учебные заведения, также не могут реализоваться в профессиональном плане. Женщины-безработные особо обеспокоены дальнейшим образованием детей после окончания средней школы; опасаются, что прервется социально-профессиональная преемственность поколений, и дети будут вынуждены занять более низкое положение в общественной структуре, чем их родители. Отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Гор-дус и Макэлинден показали, что работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и что чрезмерные психологические нагрузки, переживаемые теми, кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял [2].

Таким образом, результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных медицинских и политических последствий безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, суицид. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами. Причина психологических проблем, вызываемых безработицей, кроется в непростой связи, существующей между осознанием себя как успешной личности и работой как способом зарабатывания на жизнь. К социально-психологическим издержкам безработицы следует отнести серьезные негативные последствия и для семьи, и для непосредственного окружения потерявшего работу, и для общества в целом. Все это лишь подчеркивает актуальность и практическую значимость дальнейшего изучения данной проблемы как в социальном, так и в психологическом плане. Рассматривая психологический аспект безработицы, некоторые исследователи уже обратили внимание на влияние уровня притязаний, структуры трудовой мотивации и локуса контроля на поведение личности после потери работы, на изменения самооцен-

ки, сопровождающие состояние безработицы. По данным зарубежных исследователей, у тех, кто не может найти работу, наблюдаются значительные изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью, также имеются предпосылки незанятости, связанные с эмоциональным принятием (или непринятием) состояния безработицы, степенью уверенности в нахождении работы [4].

Все исследователи проблем безработицы отмечают, что своеобразной проекцией социального статуса безработного на внутренний мир человека является изменение его актуального психического состояния, связанное, в свою очередь, с более или менее выраженными «функциональными сдвигами» в целостной системе личностной саморегуляции социального поведения субъекта [4]. Человек, потерявший работу, оказывается в сложной жизненной ситуации, испытывая при этом множество тяжелых переживаний, стрессовые состояния.

В связи с этим объектом нашего исследования мы определяем ситуацию безработицы как фактор изменения актуального психического состояния безработного. Предмет исследования -функциональные изменения в структуре личности безработного в сложившейся ситуации. Цель работы - исследование специфики ситуации безработицы и ее возможных последствий для личности безработного.

В ходе изучения данной проблемы использовалась комплексная методика исследования, включающая: полуструктури-рованное интервью, анкетирование, методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман); методика изучения ценностей безработных в процессе вторичной профессионализации (М.Г. Рогов).

Базой исследования являлись городские и районные центры занятости Чувашской Республики. В качестве респондентов эмпирического исследования выступали безработные, зарегистрированные в ЦЗ, общая численность которых составила 369 человек в возрасте от 25 до 55 лет. Активное участие в сборе и обработке результатов исследования принимали сотрудники Чебоксарской научной школы социальных психологов.

Исследование показало, что такие состояния безработных, как чувство вины, страх, комплекс «неудачника», подавленность, препятствуют поиску работы, профессиональной самореализации, еще более усугубляя ситуацию, вызывая чувство безысходности. Но вместе с тем необходимо иметь в виду, что нельзя составлять унифицированный «портрет состояния безработного» без учета возраста, образования и половых особенностей, так как ряд исследований указывают на то, что данные различия существуют [4].

Специфика ситуации безработицы состоит в том, что она отличается относительной устойчивостью. Внутри этой ситуации в широком смысле возникают конкретные узкие «подситуа-ции», связанные с поиском работы. С одной стороны, безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, заставляющим человека изменять свое отношение к возможности трудоустройства, стимулировать процесс осознания себя как субъекта рынка труда, а также стимулом высокопродуктивного труда. Но с другой стороны, безработица представляет собой проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на психику человека, на восприятие общей ситуации безработицы, вызывая при этом сильные эмоциональные переживания, состояние фрустрации, агрессии, ведя к потере смысла общественной активности. В результате сложившегося состояния, условно названного нами как состояние неопределенности и утраты стабильности, формируется новая для личности модель поведения, которая раскрывается в различных способах адаптации безработных. Таким образом, формируется психологический аспект безработицы. Психологическое определение безработицы характеризует ее как особое состояние личности, выражающееся в искажении социального восприятия окружающей действительности, активизации негативно-депрессивных комплексов, формирование системы новых ценностных ориентаций.

Опыт и практика работы психологов служб занятости показывают, что люди, потерявшие работу, жалуются на чувство подавленности, ухудшение самочувствия, беспокойство, усталость и раздражение, что в свою очередь мешает им найти работу. Отсутствие перспективы в будущем, снижение профессионального

уровня, опасение снижения социального и профессионального статуса - эти и другие причины могут вызвать депрессию. Дж. Виткин отмечает, что работа и низкий уровень депрессии находятся в прямой зависимости. Исследование психологических затруднений безработных показывает наличие фрустрации, обиды, ощущения несправедливости, усиление тревоги, что в целом отражает усиление стрессового состояния безработных [4].

Результаты нашего исследования показали, что ситуация безработицы вызывает изменения психоэмоционального состояния безработных. Данный процесс имеет четко выраженную динамику и проходит ряд фаз, которые соответствуют фазам развития специфических стрессовых состояний (Л. Пельцман, 1992), в данном случае состояния безработицы. Особенности изменения психоэмоционального состояния безработных определялась нами через субъективные оценки удовлетворенности взаимодействием с социальной средой, а также эмоционального комфорта и уровня социальной фрустрированности.

Сравнительный анализ показал, что наиболее комфортно в ситуации безработицы чувствуют себя респонденты, состоящие на учете в центре занятости более года или повторно (табл. 1).

Таблица 1

Оценка особенностей психоэмоционального состояния безработных, средние значения по группам

Показатель Общ. пока- затель До 6 мес. От 6 мес. до 1 года Более 1 года или повторно 25-30 лет 30-40 лет Старше 40 лет

Приятие других 26,49 26,45 (4,51) 26 (5,21) 27,85 (3,1) 26,59 (3,99) 26,48 (6,11) 25,94 (4,71)

Эмоциональный комфорт 22,07 21,62 (5,38) 21,4 (4,63) 22 (4,81) 20,95 (2,6) 22 (4,75) 21,65 (4,48)

Социальная фрустрирован- ность 1,98 1,98 (0,63) 1,97 (0,44) 2,07 (0,41) 1,7 (0,76) 5 6) о <N О" 1,94 (0,43)

Примечание: В скобках указано среднее квадратичное отклонение.

Это обусловлено, скорее всего, тем, что основную массу безработных по данной выборке составляют люди предпенси-

онного возраста, а также сезонные рабочие и специалисты, работающие вахтовым методом, для которых безработица является своего рода «отпуском» и возможностью получения льгот. Кроме того, процесс социально-психологической адаптации у них начался раньше, чем у остальных, и у многих безработных уже действуют адаптивные механизмы. Достоверность изменений эмоционального комфорта безработных подтверждается наличием статистически значимой разности средних значений (1> критерий Стьюдента) (табл.2).

Таблица 2

Сравнительный анализ изменений психоэмоционального состояния в динамике (1-критерий)

Показатели До 6 мес. - от 6 мес. до года До 1 года -более года До 6 мес. - более года 25-30 лет - 30-40 лет 30-40 лет -старше 40 лет 25-30 лет -старше 40 лет

Эмоциональный комфорт 0,69 2,85** 3 15*** 0,21 0,93 1,03

Принятие других 0,44 0,77 0,93 1,15 0,57 0,89

Фрустриро- ванность 0,16 1,67 1,51 4 375*** 0,79 1,51

Примечание: ** - Р<0,01; ***Р<0,001

Анализ возрастных различий выявил, что у безработных старше 40 лет расположенность к окружающим людям снижается (25,94). Наименьший уровень социальной фрустрированности (1,7) наблюдается в группе от 25 до 30 лет. Это связано с тем, что у большинства безработных данной возрастной группы отсутствуют семьи.

Оценка степени удовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности (табл. 3) показала, что безработные испытывают очень высокую степень неудовлетворенности в таких аспектах жизнедеятельности, как «статус безработного» (3,832) и «материальное положение» (3,489). Повышенная фрустрированность также наблюдается в «сфере медицинского обслуживания» (3,112) и «общей обстановкой в обществе» (3,097).

Таблица 3

Оценка уровня социальной фрустрированности безработных (ср. знач.)

Удовлетворены ли Вы: Средние значения по группам

Общ. пока- за- тель До 6 мес. От 6 мес. до 1 года Более 1 года или повторно 25-30 лет 30-40 лет Стар ше 40 лет

1. Своим образованием 2,752 2,347 1,824 1,886 1,439 2,228 2,147

2. Статусом безработного 3,832 3,138 3,838 2,322 3,294 3,52 2,780

3. Возможностью выбора места работы 2,934 2,306 2,306 2,477 1,927 2,342 2,412

4. Своим положением в обществе 2,870 2,04 2,565 2,364 1,463 2,421 1,971

5. Материальным положением 3,489 2,714 2,882 3,409 2,609 2,921 2,765

6. Жилищнобытовыми условиями 2,674 2,087 1,718 2,340 1,707 2,101 1,941

7. Отношениями с супругом (ой) 1,94 1,352 3,247 2,295 0,780 1,298 2,559

8. Отношениями с ребенком (детьми) 1,401 0,714 0,929 0,75 0,878 0,684 0,912

9. Отношениями с родителями 1,779 1,097 1,376 0,909 1,292 1,12 1,235

10. Обстановкой в обществе 3,097 2,464 2,576 2,364 2,366 2,487 2,324

11. Отношениями с друзьями 1,665 0,995 1,114 0,932 0,902 0,965 1,176

12. Сферой услуг и быта 2,807 2,204 2,012 2,25 2,415 2,075 2,324

13. Сферой медицинского обслуживания 3,112 2,459 2,329 2,773 2,415 2,465 2,470

14. Проведением досуга 2,664 2,097 1,918 2,045 1,683 2,061 2,088

15. Возможностью проводить отпуск 2,707 1,735 2,247 2,227 1,878 2,088 2,029

16. Своим образом жизни 2,414 1,976 1,718 2,045 1,61 1,715 1,912

Результаты сравнительного анализа по группам испытуемых показали, что наибольшую степень фрустрации от статуса безработного испытывают респонденты групп до 6 мес. регист-

рации (3,138) и от 6 мес. до 1 года (3,838). У испытуемых, состоящих на учете в ЦЗ более года, этот показатель соответствует норме (2,322), а вот степень материальной неудовлетворенности у них выше, чем у остальных (3,409).

Анализ возрастных различий показал, что наибольшую степень неудовлетворенности от статуса безработного испытывают респонденты 30-40 лет (3,52) и 25-30 лет (3,294). У испытуемых старше 40 лет этот показатель соответствует норме (2,780).

Результаты нашего исследования выявили зависимость между длительностью ситуации безработицы и нарастанием негативных эмоциональных переживаний в сфере семейных отношений. Как показывают исследования, проведенные болгарскими учеными (Т. Концева, И. Тодорова, 1992), «уровень объективного стресса негативно коррелирует с общим перечнем социальной поддержки и с оценочной поддержкой, но не с поддержкой через самооценку, что совпадает с данными Баррера, утверждающего, что условия стресса могут ослаблять социальную поддержку, что ведет к усилению чувства беды». Важную роль играет также непосредственное окружение безработного, так как в группе со слабой социальной поддержкой уровень тревожности нарастает быстрее, тогда как при существенной поддержке заметно лишь небольшое повышение уровня тревожности. Кроме того, на стрессовое состояние значительное влияние оказывает длительность отсутствия работы.

В ходе интервью было установлено, что статус безработного определенно повлиял на взаимоотношения в семье между супругами, в тех случаях, когда один из них оказывался исключенным из структуры трудовых связей, причем реакция мужа и жены различаются. Жены относятся к безработному состоянию мужа существенно хуже, чем мужья к безработности своих жен. Положительно относятся к этому всего менее 5% жен и 15% мужей. С поддержкой и пониманием относятся, по мнению самих безработных, жены и мужья примерно одинаково (23% и 20%). Отрицательное отношение характерно для 72% жен и 65% мужей.

Таким образом, отсутствие понимания и поддержки к изменению социально-трудового статуса второго члена семьи, ха-

рактерное для большинства супругов, - фактор внутрисемейной напряженности, которая может привести к самым негативным сдвигам.

По мнению большинства исследователей, ситуация безработицы приводит к значительным изменениям в структуре личности безработного, в частности системы ценностных ориентаций. В связи с этим следующий этап нашего исследования был посвящен анализу изменений структуры ценностных ориентаций под влиянием статуса безработного.

Анализ структуры терминальных ценностей безработных Чувашской Республики показал, что в иерархии ценностей-целей наиболее типичными для выборки безработных оказались такие цели жизни, как материальные условия (4,845), самостоятельность (4,8), познания (4,6), внутренняя удовлетворенность (4,453), успех (4,4). На наш взгляд, такая иерархия обусловлена тем, что испытуемые, приобретая статус безработного, утрачивают прежние позиции в обществе, ощущая при этом снижение уровня их самооценки, социального статуса, а также материального положения. Одновременно растет степень внутренней неудовлетворенности из-за отсутствия возможности реализовать себя в профессиональном плане.

Сравнительный анализ ранжирования респондентами этих же ценностей до того, как они стали безработными и приобрели статус безработного, показал, что испытуемые ствили общественно-значимые ценности выше (3-й ранг до безработицы и 9-й ранг в статусе безработного). А трудовые ценности, ценности внутренней удовлетворенности, самореализации и познания -ниже (6-й, 4-й, 7-й и 3-й ранги до безработицы и 8-й, 6-й, 9-й, и 4-й - в статусе безработного).

Изучение структуры инструментальных ценностей безработных ЧР показало, что наиболее часто ими выбирались такие средства достижения жизненных целей, как компетентность (4,701), общение (4,466), независимость (4,4), достижение результата (4,351), эрудиция (4,25).

Сравнительный анализ распределения инструментальных ценностей безработных ЧР свидетельствует о том, что с приобретением испытуемыми статуса безработного повышается роль

таких средств достижения своих целей, как общение - 2-й ранг, независимость - 3-й ранг и эрудиция 5-й ранг (распределение этих ценностей до приобретения статуса безработного: общение - 4-й ранг, независимость - 5-й ранг, эрудиция - 6-й ранг).

Для анализа значимости изменений в структуре ценностных ориентаций с приобретением ими статуса безработного был использован 1-критерий Стьюдента. Результаты анализа показали, что в структуре ценностных ориентаций безработных с приобретением нового для них статуса произошло снижение роли общественно значимых ценностей и возможности достижения результата.

Анализ возрастных различий показал, что наибольшие изменения в структуре ценностных ориентаций произошли у безработных от 25 до 30 лет, причем ценностные ориентации трансформированы в направлении преобладания ценностей материальных, познания, развития и самореализации. У безработных старше 40 лет трансформация ценностных ориентаций направлена на снижение роли общественно значимых и трудовых ценностей. В структуре ценностных ориентаций респондентов 30 - 40 лет, несмотря на статус безработного, серьезных изменений не произошло. Для них характерна стабильная оценка по всем группам ценностей. В отличие от двух предыдущих групп главенствующую роль в разряде инструментальных ценностей они отдали личностным свойствам.

Разница в динамике изменения ценностных ориентаций у безработных разного возраста обусловлена теми конкретными социально-экономическими условиями, в которых человеку приходится жить. Процесс социализации, а следовательно, и формирования ценностных ориентаций безработных 25-30 лет происходил в период появления качественно новых социальноэкономических и трудовых отношений, формирования другой экономической среды жизни человека, сопровождающегося появлением и новых ценностей, таких, как материально обеспеченная жизнь, богатство, предприимчивость и др. Кроме того, состояние системы их ценностей менее устойчиво, следовательно, легче поддается перестройке. Состояние неопределенности и утраты стабильности с приобретением статуса безработного

привело к повышению значимости ценностей образования и самореализации.

Фактор возраста в динамике изменения ценностных ориентаций безработных старше 40 лет скорее имеет отрицательное значение. Система их ценностей, в отличие от предыдущей возрастной группы, отличается наибольшей устойчивостью, кроме того, их экономическая социализация происходила на фоне социалистической экономики. В связи с этим процесс перестройки ценностных ориентаций происходит медленнее и труднее. Статус безработного и обусловленная им трансформация системы ценностей скорее носит отрицательный характер, так как приводит к снижению трудовых ценностей. Ситуация может усугубляться наличием кризиса середины карьеры, когда человек переоценивает свои достижения, значимость работы. Кризис может принимать достаточно болезненные формы, приводить к стрессу.

Отсутствие значимых преобразований в структуре ценностей безработных 30-40 лет, на наш взгляд, связано с тем, что их система ценностей наиболее отвечает объективным условиям жизни.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что ситуация безработицы приводит к изменению актуального психоэмоционального состояния безработного. Причем данный процесс имеет четко выраженную динамику и стадийный характер, включающий ряд устойчивых этапов. Базовой закономерностью развития состояния безработицы выступает характеристика динамики формирования стресса. Состояние безработицы приводит к нарушению структур личности, в результате чего у человека формируется новая социальная идентификация - безработного. Изменения в структуре «Я-образа» под влиянием статуса безработного приводят к трансформации системы ценностных ориентаций, снижению роли общественно значимых ценностей, и в то же время повышению степени значимости таких ценностей, как внутренняя удовлетворенность, труд, развитие, самореализация и познание. Таким образом, приобретая статус безработного, человек утрачивает прежние позиции в обществе, ощущая при этом сниже-

ние самооценки и материального положения. Одновременно растет внутренняя неудовлетворенность из-за отсутствия возможности реализовать себя в профессиональном плане.

Литература

1. Аканде А. Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки / Психол. журн. 2003. №1. Т.24. С.127-136.

2. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость // Социол. исслед. 1993. №10. С. 101-108.

3. Вопросы статистики. 2003, 2004. №6. С.58-69.

4. Прохоров А.О., Городецкая И.М. Психические состояния безработных и их динамические характеристики // Психология и экономика: проблемы интегр. взаимодействия: материалы респуб. науч.-практ. конф. Чебоксары,1999. С.87-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.