УДК 94(470.58) «1825»
Менщиков Владимир Владимирович
доктор исторических наук, профессор Курганский государственный университет [email protected]
Тетюева Ольга Владимировна
Курганский институт железнодорожного транспорта, филиал Уральского государственного университета путей сообщения, г. Курган
ВЛИЯНИЕ ССЫЛЬНЫХ ДЕКАБРИСТОВ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА КУРГАНА
Статья посвящена комплексному анализу городской среды как социокультурного пространства на примере города Кургана. Авторы представляют попытку оценки влияния ссыльных декабристов на жизнь города Кургана. Особое внимание в работе уделено взаимоотношениям ссыльных «курганских» декабристов с местным населением, представителями интеллигенции и администрации в социокультурном пространстве города Кургана. Авторы дают обобщенную характеристику городской среды Кургана, основных направлений деятельности декабристов в городе Кургане (сельскохозяйственной, медицинской, культурной, хозяйственной, а также развития просвещения).
Значительное внимание уделяется изучению писем Е.П. Нарышкиной, адресованных матери А.И. Коновницы-ной, которые были написаны на протяжении всех лет пребывания в Сибири. Благодаря субъективным источникам -письмам Елизаветы Петровны Нарышкиной о проходивших в городе ярмарках, праздниках, светском «курганском» обществе, встречах в их доме с другими декабристами - можно увидеть не только повседневную жизнь сосланных декабристов, но и жизнь самого провинциального общества. На основе анализа историографических, архивных материалов, авторы делают вывод о том, что городская среда Кургана в первой половине XIX века представляла размеренную провинциальную жизнь с ее особенностями, на которую значительно повлияла разнообразная деятельность ссыльных декабристов.
Ключевые слова: декабрист, ссылка, поселение, просвещение, культура, жизнь и основные направления деятельности декабристов, Отечественная война 1812 года.
Уездный город Курган в первой половине XIX века представлял собой место поселения ссыльных декабристов. В период с 1830 г. по 1857 г. в Курган было сослано тринадцать декабристов (И.Ф. Фохт, В.Н. Лихарев, И.С. Повало-Швейковский, В.К. Кюхельбекер, Н.И. Лорер, А.Ф. Бригген, П.Н. Свистунов, М.М. Нарышкин, А.Е. Розен, Д.А. Щепин-Ростов-ский, М.А. Назимов, Ф.М. Башмаков, Н.В. Басаргин). Ссыльные декабристы являлись представителями дворянской интеллигенции, образованными людьми с собственным мировоззрением, взглядами на действительность, культуру, литературу и т.п.
Социокультурное пространство уездного города представляло собой общий комплекс взаимодействия местного населения Кургана, администрации и прибывших на поселение ссыльных декабристов в первой половине XIX века. Исторический анализ данного пространства включает в себя изучение отдельных фактов жизни декабристов в Кургане, а также влияние ссыльных декабристов на сложившуюся провинциальную жизнь города с ее традициями, обычаями, нормами поведения, морали и др. [9, с. 173-177]. В результате подобного анализа пребывания декабристов в Кургане нами были определены три составляющие: личностные характеристики «курганских» декабристов [10, с. 184189], практическая деятельность декабристов и помощь местному населению [11, с. 26-27], влияние мировоззрения (взглядов и идей) ссыльных декабристов на образ мыслей курганцев [12, с. 74-75].
Декабристы вызывали у курганского общества интерес, так как являлись представителями дворянской интеллигенции, проживавшей долгое время в столице, имеющей прекрасное образование и, конечно, со своим мировоззрением, которое было не совсем понятно жителям уездного Кургана.
Практическая деятельность декабристов представляла собой помощь местному населению, которая была направлена на основные сферы жизни провинциального общества (сельскохозяйственную, медицинскую, культурную и хозяйственную), также она способствовала развитию просвещения. Заслугой декабристов М.М. Нарышкина и А.Е. Розена являлось выведение новых сортов вишни, семян [8, с. 273-286], а также применение А.Е. Розеном золы в качестве удобрения. Ссыльные декабристы И.Ф. Фохт, М.А. Назимов, семьи Нарышкиных и Розена, а также Н.В. Басаргин, И.С. Повало-Швейковский бесплатно лечили бедных и раздавали им лекарства, хотя необходимо отметить, что ни один из них не был профессиональным врачом [7, с. 367-398]. Эта помощь, несомненно, оказалась связующим звеном между ними и местным населением. Кроме того, горожане почувствовали защиту, так как декабристы помогали в написании жалоб и прошений.
С пребыванием ссыльных на поселение стала более разнообразной и культурная жизнь Кургана. По четвергам декабристы собирались у Нарышкиных и устраивали творческие вечера, где обсуждались последние новости из Центральной России, известные декабристам из писем родных
© Менщиков В.В., Тетюева О.В., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2016
29
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
и близких. Вместе с письмами они получали книги и журналы. В.К. Кюхельбекер по случаю дня рождения А.С. Пушкина организовал праздник, на котором присутствовали не только его друзья -ссыльные декабристы, но и представители местной интеллигенции, жители города Кургана [6, с. 374]. П.Н. Свистунов отмечал, что в Кургане концерты приезжавших артистов были нечастыми.
Находясь на поселении в Кургане, ссыльные декабристы старались держаться вместе. Они постоянно собирались в доме Нарышкиных, что подтверждает хозяйка дома Елизавета Петровна в своих письмах: «Николай обедает каждый день с нами, остальные мужчины часто, за исключением Розена, у которого своя семья. <...> Два раза в неделю мы заезжаем к Розен, там мы беседуем немного или играем с детьми, которые большие друзья Мишеля» [3, Письмо от 8 декабря 1833 г.].
В первой половине XIX века просвещение и образование в Кургане было представлено уездным училищем с библиотекой, которая включала в себя небольшое количество книг, журналов и других изданий. Однако декабристы пополнили библиотеку столичными и иностранными журналами, привезенными с собой или выписанными уже в Кургане. Часть своих книг декабристы также подарили библиотеке.
Хозяйственная деятельность курганских декабристов - это составление планов домов, церквей (М.А. Назимов), составление прошений (Н.И. Лорер) и написание жалоб (М.М. Нарышкин, Д.А. Щепин-Ростовский), защита интересов крестьян в Курганском окружном суде (А.Ф. Бригген).
О жизни декабристов на поселении мы узнаем из воспоминаний, записок самих декабристов. Не менее ценными являются письма жен декабристов, разделивших с ними участь пребывания в ссылке и на поселении. В Кургане совместно со ссыльными декабристами находились жены А.В. Розен и Е.П. Нарышкина. Ценнейшим историческим источником жизни декабристов, а также описанием городской среды Кургана являются письма Е.П. Нарышкиной, адресованные матери А.И. Ко-новницыной, которые были написаны ей на протяжении всех лет пребывания в Сибири.
Сложность изучения писем как исторических источников состоит в субъективности автора писем, а также сокрытии информации, так как все письма подлежали проверке и проходили через серьезный надзор со стороны местной администрации под контролем III Отделения.
Из воспоминаний жены декабриста Н.Н. Нарышкина Елизаветы Петровны очевидно, что в Кургане проходили ярмарки: «Эти дни наш маленький городок был очень оживленный из-за ярмарки» [3, Письмо от 27 октября 1833 г.]. При этом она также отмечает, что «все обыватели Кургана, все кухарки, наконец, все здешние жители - всех
слоев общества, имеют привычку одеваться во всякое тряпье, обматывать себе лицо платком в виде масок да бегать по всему городу, во все время праздника...» [4, Письмо от 4 января 1834 г.], то есть умеют веселиться.
Е.П. Нарышкина пишет в письмах матери не только о ярмарках, проходивших в Кургане, но и о светском «курганском» обществе, которое её окружает. Этому аспекту уделено одно из центральных мест в переписке Елизаветы Петровны с матерью: «Мы встаем между пятью и шестью часами, и я уверяю вас, что во всем Кургане нет ни одной души, которая лучше бы пользовалась хорошим временем года, чем мы. Жители остаются всегда в своих домах, и это только в праздничные дни, когда видишь так называемое светское общество города, выходящее очень поздно вечером на наши улицы, полные пыли, не думая пройтись в окрестные поля, что было бы гораздо более приятно. Все женщины горят желанием выставлять свои наряды и казаться светскими женщинами, - весьма мало оправданная претензия, которая подкрепляется с помощью разного рода жеманства, а также боязнью загореть на солнце. Они (жители Кургана) ведут образ жизни самый скучный и унылый, как правило» [5, Письмо от 2 июля 1837 г.]. Елизавета Петровна высказывает в письмах к матери свое отношение к местному светскому обществу, определяя для себя важнейшие ценности - здоровье и душевную гармонию, а светскому обществу, по ее мнению, необходимы вечерние прогулки по улицам, полным пыли.
Особый интерес семьи Нарышкиных и всех сосланных декабристов прикован к почте и приходившим из Центральной России письмам, журналам и книгам. В дни прибытия почты декабристы посещали друг друга. «.Мы живем очень тихо, день прибытия почты является для нас тем днем, который мы предпочитаем всем остальным, и тем днем, в который мы все никогда не упускаем случая посещать друг друга, чтобы узнавать о том все ли вести полученные от родных благополучны» [3, Письмо от 22 июня 1833 г.]. Мы можем достоверно говорить о тех книгах и журналах, которые Нарышкины получали из Центральной России («...произведения Бальзака, «Британское обозрение» [3, Письмо от 28 декабря 1833 г.])».
Письма Е.П. Нарышкиной дают нам возможность посмотреть на жизнь в Кургане ее глазами, так как она после столичной жизни, отправившись за мужем в ссылку, затем следует за ним на поселение в уездный город Курган. Комплекс писем Е.П. Нарышкиной представляет собой подробный материал о жизни на поселении: о лишениях, редких праздниках, доме и саде и т.д. Следует отметить, что в своих письмах к матери она делится своими первыми впечатлениями, пишет о сложности быта, о людях, которые ее окружают (как ссыльные
30
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .¿j. № 2, 2016
декабристы, так и местное население) и, конечно, о климате, который важен ей по состоянию здоровья. Благодаря письмам Е.П. Нарышкиной, мы можем посмотреть на провинциальную жизнь первой половины XIX века через систему ее ценностей и отношение горожан к происходившим событиям. Повседневность, которая кажется рядовому обывателю естественной и обычной, по мнению Елизаветы Петровны, расходится с ее мировоззрением. В своих письмах она дает субъективную оценку жизни Кургана. Также благодаря письмам Елизаветы Петровны Нарышкиной мы можем увидеть не только повседневную жизнь сосланных декабристов, но и жизнь самого провинциального общества. Жена ссыльного декабриста М.М. Нарышкина выступила как сторонний наблюдатель, находящийся внутри данного общества.
Таким образом, городская среда Кургана в первой половине XIX века представляла собой размеренную провинциальную жизнь с ее особенностями, на которую значительное влияние оказывала культура ссыльных декабристов. Благодаря разнообразной деятельности они стремились изменить сложившееся уездное общество, благотворно воздействовать на жизнь уездных жителей.
Библиографический список
1. Восстание декабристов: документы. Т. 14. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии / ред. М.В. Нечкина. - М.: Наука, 1976. -489 с.
2. ГАКО. - Ф. Р-1747. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 6681.
3. ГАКО. - Ф. Р-2380. - Оп. 4. - Д. 145. Е.П. Нарышкина. Письма матери А.И. Коновницыной. Машинописные копии. 1833. на 107 л.
4. ГАКО. - Ф. Р-2380. - Оп. 4. - Д. 146. Е.П. Нарышкина. Письма матери А.И. Коновницыной. Машинописные копии. 1834. на 13 л.
5. ГАКО. - Ф. Р-2380. - Оп. 4. - Д. 149. Е.П. Нарышкина. Письма матери А.И. Коновницыной. Фотокопии. Перевод с фр. А. Булыгина. 1837. на 24 л.
6. История Курганской области (города Южного Зауралья в досоветский период). Т. 3. - Курган: ГИПП «Зауралье», 1998. - 469с.
7. Рощевский П.И. Декабристы в тобольском изгнании. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1975. - 167 с.
8. Свободин А. Первая колония декабристов в Кургане // На земле курганской: Литературно-художественный сборник. - 1956. - № 4. - С. 273-286.
9. Тетюева О.В. Возможности использования методов социокультурного анализа в жизни ссыльных декабристов в Кургане // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. -№ 8 (46): в 2-х ч. Ч. 1. - С. 173-177.
10. Тетюева О.В. Личностные характеристики курганских декабристов (Апробация типологии «человека - декабриста» на примере жизни и деятельности декабристов, сосланных на поселение в город Курган) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 6 (20): в 2-х ч. Ч. 1. - С. 184-189.
11. Тетюева О.В. Социокультурный портрет курганского декабриста // Природа, техника, общество, культура: Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Курган: КГУ, 2013. - Вып. XV. - С. 26-27.
12. Тетюева О.В. Социокультурное влияние «курганских» декабристов на жизнь уездного города Кургана // Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «XI Зыряновские чтения». - Курган: КГУ, 2013. -С. 74-75.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2016
31