Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на проведение вооруженных конфликтов'

Влияние средств массовой информации на проведение вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6137
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ИНФОРМАЦИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / MEDIA / INFORMATION WAR / ARMED CONFLICT / INFORMATION / WORLD POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медовкина Л. Ю.

В статье рассмотрена актуальная проблема влияния средств массовой информации навооруженные конфликты в результате информационных воин, проанализированы особенности деятельности СМИ во время вооруженного конфликта, их влияние на целевую аудиторию. Изучена роль и функции СМИ во время вооруженных конфликтов. Выявлена главная цель использования информационных ресурсов в процессе формирования общественного мнения. В исследовании проанализировано использования СМИ в конфликтах, а именно во время агрессии Грузии в Южной Осетии, конфликте на Востоке Украины, в Донбассе. Акцентировано внимание, на том, что СМИ стали одним из ключевых оружий в информационной войне во время вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the problem of the media influence on armed conflicts as a result of information wars, the peculiarities of the media activities during in the times of armed conflict and its impact on the target audience had been analyzed. The role and functions of the media in times of armed conflict are considered. Author revealed the main objective of the information resources, namely forming of public opinion. The article analyzes the usage of media in conflicts, particularly during the Georgian aggression in South Ossetia, the conflict in the East of Ukraine, in Donbass. The emphasis has been made on the fact that the media has become one of the key weapons in the information war during armed conflicts.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на проведение вооруженных конфликтов»

УДК 32.019.51:007:654.19:327.5

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

THE MEDIA INFLUENCE ON ARMED CONFLICTS

Л.Ю. Медовкина L.J. Medovkina

Донецкий национальный университет, Украина, 83001, г. Донецк, ул. Университетская, 24

Donetsk National University, 24 University St., Donetsk, 83001, Ukraine

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема влияния средств массовой информации на вооруженные конфликты в результате информационных воин, проанализированы особенности деятельности СМИ во время вооруженного конфликта, их влияние на целевую аудиторию. Изучена роль и функции СМИ во время вооруженных конфликтов. Выявлена главная цель использования информационных ресурсов в процессе формирования общественного мнения. В исследовании проанализировано использования СМИ в конфликтах, а именно во время агрессии Грузии в Южной Осетии, конфликте на Востоке Украины, в Донбассе. Акцентировано внимание, на том, что СМИ стали одним из ключевых оружий в информационной войне во время вооруженных конфликтов.

Resume. The article describes the problem of the media influence on armed conflicts as a result of information wars, the peculiarities of the media activities during in the times of armed conflict and its impact on the target audience had been analyzed. The role and functions of the media in times of armed conflict are considered. Author revealed the main objective of the information resources, namely forming of public opinion. The article analyzes the usage of media in conflicts, particularly during the Georgian aggression in South Ossetia, the conflict in the East of Ukraine, in Donbass. The emphasis has been made on the fact that the media has become one of the key weapons in the information war during armed conflicts.

Ключевые слова: СМИ, информационная война, вооруженный конфликт, информация, мировая политика.

Key words: media, information war, armed conflict, information, world policy.

Стремительное развитие информационных технологий, коммуникационных сетей, средств связи и доступа к различной информации, которые сегодня наблюдаем, не могли не отразиться на социальной сфере, на общественных и на международных отношениях.

Сегодня новейшие технологии играют важную роль в любом обществе - они позволяют быстро обрабатывать большие объемы информации, изменяют структуру коммуникации между людьми. Быстрое развитие информационных технологий, которые становятся угрозой и превращаются в войны, радикально меняет структуру общества и значительно трансформирует международные отношения.

Информационная (или информационно-психологическая) война исторически была частью реальной войны или какого-либо противостояния. На современном этапе истории человечества она является дестабилизирующим фактором при налаживании международных отношений и порождает реальные политические или даже военные конфликты.

Роль СМИ в современной мировой политике под призмой информационных войн не всегда однозначно влияет на функционирование и развитие международной среды. Усиление государственной политики в сфере информационного пространства, ведущая к контролю СМИ, делает их уже не независимыми, а подконтрольными. Именно СМИ начинают терять свою роль независимой «четвертой ветви» власти в государстве. Отметим, что в настоящее время СМИ играют важную роль в механизме государственной власти, формируют гражданское мнение с одной стороны, а с другой - противостоят давлению на государство на мировой арене.

Изучение роли СМИ во время вооруженных конфликтов состоит в том, что это явление деструктивное и противоречит демократическим принципам устройства общества. Все чаще СМИ выбирают главным полем деятельности конфликты как международного, так и немеждународно-

го характера. Так как прогресс не стоит на месте, информационные технологии развиваются быстрыми темпами, международная ситуация постоянно меняется, то процесс исследования влияния СМИ на проведение информационных войн во время вооруженных конфликтов является актуальным.

Целью работы является выяснение степени влияния СМИ на проведения информационных войн во время вооруженных конфликтов.

Следует отметить, что одним из важных условий эффективности СМИ является язык информации, ведь именно ее текст живет и реализуется. Язык прессы является объектом научных интересов многих современных ученых (Р. Гарифуллин, Г.Г. Почепцов, А.В. Манойло, М.А. Стю-гин, В. Жуков, М. Феллер и др.). Проблемы формирования государственной информационной политики рассмотрены в журналистике и политологии в исследованиях таких ученых, как В.Д. Попов, М.А. Федотов, В.Н. Монахов, А.К. Симонов и др. Особое внимание заслуживают работы И.В. Крупского, посвященные безопасности информационного пространства государства. Нельзя оставить без внимания и работу известного флорентийского государственного деятеля и ученого Н. Макиавелли «Государь», в которой анализируются особенности информационного противостояния в процессе боя, особенное внимание уделяется вопросам дезинформации противника.

Понимание причин и характера информационной войны, в которой используется дезинформация, позволяет успешней ей противодействовать, а также избегать серьёзных последствий, которые она за собой влечёт.

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день человечество вынуждено принимать множество решений. Благодаря правильно поданной информации, которая в большинстве случаев, является больше дезинформацией, люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения. Вот почему манипуляция общественным мнением является одной из серьезных проблем современной политической жизни и расширение ее масштабов ведет к деградации общества. Следует отличать манипуляцию от целенаправленного управления общественной мыслью, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, чтобы избежать паники.

Именно журналисты могут быть как миротворцами во время конфликта, так и разжигателями конфликта. СМИ должны объективно освещать информацию, обращаясь к независимым экспертам. Тщательно изучать процессы, озвучивать события, акцентируя внимание на лучшее. Ведь именно факты, освещенные СМИ, стимулируют граждан на выработку определенной реакции.

Очевидно, что главным заданием СМИ в условиях информационных войн является оперативная подача информации. Именно информация становится главным фактором для формирования общественного мнения.

Стратегия формирования положительного общественного мнения в условиях вооруженного конфликта является долгосрочной программой действий в информационной среде мирового сообщества, согласованной с целью, задачами, условиями, средствами и ресурсами. Реализовывать эту стратегию должны специальные информационно-психологические структуры при различных органах государственного, регионального и местного управления. Этим органам стоит тесно взаимодействовать со СМИ, поскольку именно СМИ формируют общественное мнение путем доведения информации и своего восприятия информации к аудитории. Поэтому основными направлениями деятельности СМИ должны быть:

1) оперативное распространение достоверной, полной и объективной информации о деятельности во время вооруженного конфликта.

2) подготовка и распространение в СМИ готовых информационных, справочных и разъяснительных материалов с целью целенаправленного продвижения информации, в которой заинтересовано государство.

3) оценка реакции общества на деятельность государства (государственной власти и силовых ведомств) в районе вооруженного конфликта.

4) организация стратегического и оперативного взаимодействия со СМИ и их представителями.

В период вооруженных конфликтов СМИ осуществляют следующие основные функции:

- информирование зрителя (читателя);

- представление «развлекательной» информации для зрителя (читателя);

- навязывание зрителю (читателю) точку зрения своих владельцев или рекламодателей, что перепрограммирует поведение потребителей в нужном направлении.

Для эффективного распространения информации СМИ, представители медиа всегда должны учитывать размер охватываемой аудитории, интеллектуальный потенциал населения и силу информационного воздействия. В итоге, создание конкретного материала СМИ чем-то напоминает проектирование средства массового поражения. Поэтому задачей персонала СМИ является изготовление таких сообщений, которые больше учитывают уровень своей целевой аудитории.

Одним из первых государств, которое заметило «качественное» влияние СМИ в обществе были США. Помимо технологий пропаганды на территории, охваченной войной, военные круги в

США стали разрабатывать стратегии манипулирования сознанием через прессу, используя при этом довольно грубые методы: подкуп, шантаж, угрозы, использование различных нематериальных стимулов и т. д.1 Активно подкупались и немецкие СМИ, о чём свидетельствуют признания в 2014 году немецких журналистов в том, что ЦРУ прямо указывало, какую информацию следует публиковать.

Во время агрессии Грузии в Южной Осетии в 2008 году была предпринята попытка исказить ситуацию, обвинив в массированных бомбардировках Грузии Россию. Способом поддержания данной управляемой войны стало создание «образа жертвы». В западных СМИ продвигалась идея, о том, что «большая и кровожадная» Россия напала на «маленькую, но гордую и демократическую» Грузию. Основными информационными агентствами, подвергавшимися критике и обвинениям со стороны российских политиков, стали CNN и BBC, освещавшие ситуацию в Грузии так, как её освещали в самой Грузии, то есть однобоко и предвзято: Россия выставлялась единственным агрессором, но о событиях в Цхинвали не упоминалось или упоминалось вскользь. США активно подключились к критике России, не участвуя в самом конфликте, но создавая фальсификации, используемые СМИ 2.

Владимир Путин, являясь Председателем Правительства РФ в 2008 году, заявлял по поводу освещения южноосетинского конфликта: «Меня удивляет, насколько мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Потрясён! Это удивительно! Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не лезет, но тем не менее пролезает! Рядовой человек не следит за событиями, и ему легко навязывается точка зрения» з.

Кульминацией информационного противостояния стали события, сопровождавшие протесты на Востоке Украины, крымский кризис и войну на Донбассе в 2014 году, продолжающуюся и в настоящее время. С начала противостояния западные политики, представители США и ЕС, международные организации (НАТО, ООН, ПАСЕ) и СМИ обрушились с необоснованной критикой на Россию, обвиняя Президента Российской Федерации Владимира Путина о вмешательстве во внутренние дела Украины4.

Обычной практикой становится агрессивное навязывание «правды» западными СМИ, создание «образа жертвы», какой выставляется Украина, и критика любых действий России, даже тех, что направлены на деэскалацию конфликта5. В украинских СМИ, подконтрольных преимущественно олигархам и действующим политикам Украины, в ужасающих масштабах искажаются факты и учащаются нападки в адрес Президента Российской Федерации6. В свою очередь в российских СМИ подчёркивается «нацистский» и «олигархический» характер нынешней украинской власти, беспредел ультраправых сил, искажение истории и актуальных событий на Украине и в мире.

Характерными орудиями ведения информационной войны в СМИ стали «фейки» и «вбросы»7. Примерами фейков являются заявления о снайперах Виктора Януковича, «самосожжении» людей в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года, участии Вооружённых сил Российской Федерации на стороне «сепаратистов» в Донецкой и Луганской народных республиках, якобы имеющихся «доказательства» причастности российских военных к крушению Boeing-777 в Донецкой области или подрыва автобуса с мирными жителями в Волновахе. При этом ни один из фейков, созданных Госдепартаментом США или различными органами на Украине, так и не был подтверждён, а официальные отчёты по расследованию части преступлений не выдерживают критики.

Освещение происходящих событий на Украине в западных СМИ сложно назвать однобоким. С одной стороны, западные СМИ используют любые возможности для дискредитации России и её политики в отношении Украины, с другой - не замечают даже очевидных громких преступлений против прав и свобод человека, считая это «маловажным и несущественным для освещения в прессе»8.

Информационная война вокруг событий на Украине является одной из самых «кровавых и циничных». Она сопровождается активными действиями США и НАТО по продвижению своей стратегии расширения на восток и санкционной политикой, навязанной Евросоюзу США.

Таким образом, сегодня перед СМИ возникло много вызовов. В настоящее время СМИ приобретают важное значение, т.к. подают информацию, делая акценты на определенные явле-

1 Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности. М., 2011. С. 173.

2 Козырев Г.И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 63-69.

3 Владимир Путин - об агрессии Грузии: «Нам что, надо было утереться кровавыми соплями?» //ЦЕНЗОР. НЕТ.-12.09.2008. URL:

http://censQr.net.ua/f0rum/419370/vladimir_putin_ob_agressii_gruzii_nam_chto_nado_bylo_uteretsya_krovavymi_soplyami

(15.06.2016)

4 Григорьев М.С. Евромайдан. М., 2014. 464с.

5 Smolar P. Ukraine: la victoire idéologique russe // Le Monde, 14.05.2014. URL: http://www.lemQnde.fr/idees/article/2014/05/14/ukraine-la-victQire-ideQlQgique-russe_4416530_3232.html (20.06.2016).

6 Бышок С.О., Кочетков А.В. Евромайдан имени Степана Бандеры: От демократии к диктатуре. М., 2014.

7 Кто воюет на стороне украинских силовиков: люди, средства, вооружение // РИА Новости. - 01.08.2014. URL: http://ria.ru/wQrld/20140801/1018500542.html (15.06.2016).

8 Report on the human rights situation in Ukraine 16 February to 15 May 2016 // URL: http://www.Qhchr.org/DQcuments/Countries/UA/Ukraine_14th_HRMMU_RepQrt.pdf (20.06.2016).

ния и факты, формируют мнения аудитории относительно конфликта. Благодаря объективной или субъективной подачи материала, СМИ могут преобразовать маленький конфликт на большое противостояние, или наоборот не акцентировать внимания на существенной проблеме. Именно от подачи материала, в большинстве случаев, и зависит протекание самого конфликта, т.е. СМИ стали иметь весомое влияние в конфликтных ситуациях, при этом все меньше существует независимых СМИ, что порождает все большее развитие информационных войн, т.к. они выражают позицию «владельца», а не объективное мнение.

Библиография

Бышок С.О., Кочетков А.В. Евромайдан имени Степана Бандеры: От демократии к диктатуре. М.: Книжный мир, ФРИГО «Народная дипломатия», 2014.

Владимир Путин - об агрессии Грузии: «Нам что, надо было утереться кровавыми соплями?» //ЦЕНЗОР.НЕТ.- 12.09.2008. URL:

http://censor.net.ua/forum/4i9370/vladimir_putin_ob_agressii_gruzii_nam_

chto_nado_bylo_uteretsya_krovavymi_soplyami (15.06.2016).

Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности. М.: ИД «Канцлер»,

2011.

Григорьев М.С. Евромайдан. М.: Изд-во «Кучково поле», 2014.

Козырев Г.И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 63-69.

Кто воюет на стороне украинских силовиков: люди, средства, вооружение // РИА Новости. -01.08.2014. URL: http://ria.ru/world/20i4080i/i0i8500542.html (15.06.2016).

Report on the human rights situation in Ukraine 16 February to 15 May 2016. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/Ukraine_i4th_HRMMU_Report.pdf (20.06.2016).

Smolar P. Ukraine: la victoire idéologique russe // Le Monde, 14.05.2014. URL: http://www.lemonde.fr/idees/article/20i4/05/i4/ukraine-la-victoire-ideologique-russe_44i6530_3232.html (20.06.2016).

References

Byishok S.O., Kochetkov A. V. Evromaydan imeni Stepana Banderyi: Ot demokratii k diktature. M.: Knizh-nyiy mir, FRIGO «Narodnaya diplomatiya», 2014.

Grigorev M. S. Evromaydan. M.: Izd-vo «Kuchkovo pole», 2014.

Kozyirev G.I. Konstruirovanie «zhertvyi» kak sposob sozdaniya upravlyaemoy konfliktnoy situatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009. № 4. P. 63-69.

Kto voyuet na storone ukrainskih silovikov: lyudi, sredstva, vooruzhenie / / RIA Novosti. 01.08.2014. URL: http://ria.ru/world/20i4080i/i0i8500542.html (15.06.2016).

Vladimir Putin - ob agressii Gruzii: «Nam chto, nado byilo uteretsya krovavyimi soplyami?» // TsEN-ZOR.NET. - 12.09.2008. URL:

http://censor.net.ua/forum/4i9370/vladimir_putin_ob_agressii_gruzii_nam_chto_nado_bylo_

uteretsya_krovavymi_soplyami (15.06.2016).

Vlasenko I.S., Kiryanov M.V. Informatsionnaya voyna: iskazhenie realnosti. M.: ID «Kantsler», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.