Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.08.2013.
УДК 796.412.2
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Елена Сергеевна Краева, соискатель, старший преподаватель,
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются факторы и степень влияния специальных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастике. В результате опроса и анализа видеоматериалов выявлены основные ошибки, допускаемые гимнастками в групповых упражнениях и их причины, выявлена степень значимости специальных способностей при выполнении перебросок предметов. В результате тестирования определен уровень развития специальных способностей у гимнасток высокой квалификации, а также успешность выполнения различных перебросок предметов. С помощью корреляционного анализа установлена степень взаимосвязи между этими показателями. Наиболее сильная связь установлена между показателями скорости двигательной реакции и упражнениями, требующими ее проявления. Уровень развития таких специальных способностей, как точность воспроизведения различных параметров движения: пространственных, временных, силовых, и время двигательной реакции оказывают значительное влияние на успешность выполнения перебросок в групповых упражнениях.
Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски предметов, специальные способности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p82-86
INFLUENCE OF THE SPECIAL MOTOR SKILLS ON SUCCESS OF PERFORMANCE OF EXCHANGING OF SUBJECTS IN GROUP EXERCISES IN
RHYTHMIC GYMNASTICS
Elena Sergeevna Craeva, the senior teacher,
Irina Aleksanrovna Stepanova, the candidate of pedagogical science, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the factors and degree of influence of special abilities on the success of exchanges of subjects in the group exercises in rhythmic gymnastics. The survey and analysis of the video revealed the main mistakes made by the gymnasts in the group exercises and their causes, revealed the degree of significance of special abilities when performing the exchanges of subjects. The testing determined the level of development of special abilities among the gymnasts of top qualification, as well as the success of different exchanges of subjects. The correlation analysis determined the degree of the relationship between these parameters. The strongest link has been established between the performance and speed of the motor response in exercises that require its manifestation. The level of development of such special abilities like the accuracy of the various parameters of motion: space, time, power, and the motor reaction time have significant impact on the success of the exchanges of subjects in the group exercises.
Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, exchanges of subjects, special motor skills.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений развития художественной гимнастики в последнее время является усложнение техники владения предметом. Это выражается в увеличе-
нии числа оригинальных, технически сложных, рискованных элементов, как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях [1-6].
Специфика групповых упражнений заключается в использовании различных видов взаимодействий, в том числе и перебросок предметов. Переброски являются обязательным и наиболее сложным элементом в групповых упражнениях. Современные правила соревнований предъявляют высокие требования, как к технике выполнения перебросок, так и к разнообразию их использования, а это в свою очередь, требует от гимнасток наличия высокого уровня технической подготовленности. Необходимо отметить, что согласно данным научно-методической литературы одним из важных факторов повышения уровня технической подготовленности является развитие специальных способностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анкетирование проводилось с целью выявления факторов, влияющих на успешность исполнения перебросок в групповых упражнениях. В опросе принимали участие тренеры, специализирующиеся в области групповых упражнений и гимнастки высокой квалификации. Всего было опрошено 30 человек. В беседах с тренерами и гимнастками высокой квалификации были выявлены ошибки, наиболее часто допускаемые гимнастками в групповых упражнениях. При обработке анкет с использованием 5-ти балльной оценочной шкалы было выявлено, что чаще всего (X ± Sx = 3,58± 0,58) ошибки совершаются при выполнении перебросок, менее часто - при выполнении сотрудничеств (X ± Sx = 3,3 ± 0,58), реже - при выполнении индивидуальных бросков
(X ± Sx = 2,5 ± 0,63). На вопрос о наиболее частых причинах потери предмета во время выполнения перебросок, большинство специалистов отметили такую ошибку как неточная траектория полета предмета (X ± Sx = 3,8 ± 0,68). На втором месте - несвоевременный бросок предмета партнеру (X ± Sx = 3,6 ± 0,50), на третьем - неправильное расстояние между гимнастками (X ± Sx = 3,2 ± 0,68).
Специалистам было предложено оценить по 5-ти балльной шкале уровень значимости специальных способностей, необходимых для успешного исполнения перебросок. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Степень значимости специальных способностей, необходимых для успешного
исполнения перебросок
Двигательные способности X ± Sx У% Ранг
Координационные способности
1.Способность воспроизводить временные параметры 3,4±0,68 20,1 V
2.Способность воспроизводить силовые параметры 3,2±0,99 31,1 VI
3.Способность воспроизводить пространственные параметры 4±1,2 32,1 II
4.Способность удерживать статическое равновесие 2,4±0,49 20,7 VII
5.Способность удерживать динамическое равновесие 3,2±0,60 18,8 VI
Скоростные способности
1.Быстрота двигательной реакции 4,8±0,62 13,02 I
2.Быстрота одиночного движения 3,8±0,75 19,8 III
3.Темп движения 3,2±0,6 18,8 VI
Силовые способности
1.Собственно-силовые способности 3,2±0,51 16,1 VI
2.Скоростно-силовые способности 3,6±0,51 14,3 IV
Среди компонентов координационных способностей, респонденты в первую очередь выделили способность к дифференцированию пространственных параметров. Далее,
следует способность соизмерять временные параметры, на третьем месте - способность сохранять динамическое равновесие, и способность соизмерять силовые параметры при выполнении перебросок, и фактором, влияющим в меньшей степени на успешность исполнения перебросок, специалисты отметили способность сохранять статическое равновесие. При оценивании значимости компонентов скоростных способностей, большинство респондентов на первое место по значимости поставили время двигательной реакции. Второй по значимости способностью специалисты отметили скорость двигательного действия, и третьей способностью - темп движения. Полученные данные свидетельствуют о том, что проявление быстроты двигательной реакции имеет важное значение в групповых упражнениях. Оценивая компоненты силовых способностей, специалисты отметили, что при выполнении перебросок значимость скоростно-силовых способностей выше, чем собственно силовых. С целью выявления уровня развития специально- двигательных способностей было проведено тестирование. В исследовании принимало участие 12 гимнасток, мастеров спорта, имеющих опыт участия в групповых упражнениях. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования специальных способностей гимнасток _____________________высокой квалификации ________________________________
Показатели * ± Б Уровень развития способностей
Время простой двигательной реакции (мс) 246,9±10,6 Средний уровень развития
Точность воспроизведение временных параметров движения (с) 63,8±2,3 Средний уровень развития
Точность воспроизведение пространственных параметров движения (град.) 67,3±1,3 Средний уровень развития
Точность воспроизведение силовых параметров движения (1 ) 6±0,46 14,8±0,6 Средний уровень развития
Тестирование способности к отмериванию временных интервалов проводилось с помощью секундомера. Для оценки времени двигательной реакции использовался ре-флексометр. Для определения точности отмеривания силовых параметров движений использовался метод динамометрии. Измерение точности воспроизведения пространственных параметров движений проводилось с помощью гониометра Полученные данные свидетельствуют о том, что развитие специальных способностей у гимнасток, участвующих в исследовании, находится на среднем уровне.
С целью выявления качества исполнения бросков и ловли с предметом были проведены контрольные упражнения. Контрольные упражнения включали в себя броски и переброски предметов, требующие от гимнасток проявления специальных способностей: точности воспроизведения различных параметров движения: силовых, временных, пространственных, и скорости простой двигательной реакции. Гимнастки выполняли каждый из предложенных бросков 10 раз, фиксировались только успешно выполненные попытки. По результатам контрольных упражнений определялось среднее арифметическое значение и отклонение от заданной величины.
Таблица 3
Количество успешных попыток при выполнении контрольных упражнений
Контрольные упражнения № К/У X + Б ( кол-во раз)
1.КУ, требующие преимущественно точности воспроизведения пространственных параметров движения 1 4±0,56
2 7±0,76
3 5,6±0,8
2.КУ, требующие преимущественно точности воспроизведения временных параметров движения 4 6,7±0,47
3.КУ, требующие высоких показателей времени двигательной реакции 5 7,6±0,4
6 6±0,4
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее успешно были выполнены контрольные упражнения, требующие проявления способности к точности воспроизведения пространственных параметров движения и скорости двигательной реакции. При этом стоит отметить средний уровень надежности выполнения всех предложенных бросков и ловли в данной группе. С тем, чтобы выявить степень влияния специальных способностей на качество исполнения перебросок предметов, был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Взаимосвязь специальных способностей и качества исполнения перебросок
Наиболее сильная связь установлена между показателями скорости двигательной реакции и упражнениями, требующими ее проявления, г=0,93,при р<0,05.
В группе координационных способностей наиболее сильная связь установлена между показателями воспроизведения силовых параметров движения и бросками на воспроизведение высоты полета предмета, г=0,8, при р<0,05. Также выявлена значительная связь между показателями воспроизведения пространственных параметров движения и группой бросков, направленных на проявление данной способности, г=0,78, г=0,76, г=0,7, при р<0,05. Менее сильная, но также достоверная связь выявлена между показателем воспроизведения временных параметров движения и предложенным контрольным упражнением, г=0,68, при р<0,05.
Таким образом, уровень развития таких специальных способностей, как точность воспроизведения различных параметров движения: пространственных, временных, силовых, и время двигательной реакции оказывают значительное влияние на успешность выполнения перебросок в групповых упражнениях и мы предполагаем, что тренировка, направленная на развитие данных способностей, обеспечит повышение качества их исполнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И. А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковская, Е. А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, М. Шишковская, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-94.
3. Винер, И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / ИА. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.
4. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне XXX Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
5. Плеханова, М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 65-68.
6. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
REFERENCES
1. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
2. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
3. Viner I.A. and Terekhina R.N. (2010), "System defining a parity of forces in rhythmic gymnastics at the world level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 15-18.
4. Plehanova M.E. (2010), "Complex estimation of the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 65-68.
5. Terekhina, R.N., Viner, I.A., Tyrischeva, L.I. and Plehanova, M.E. (2008), "Esthet-ical features of executive skills in gymnastically sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 98-101.
6. Viner, I.A., Terekhina, R.N. and Pirozhkova, E.A. (2012), “Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.08.2013.
УДК 351.77:304.3:316.346.32(477)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДЕТЕЙ В УКРАИНЕ
Людмила Федоровна Кривачук, кандидат наук государственного управления, доцент, Львовская государственная финансовая академия
Аннотация
Формирование здорового образа жизни детей имеет важное общественное значение, поскольку сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание здорового поколения - задача, от решения которой во многом зависит развитие и потенциал государства. Результаты исследования показали, что основными составляющими системы формирования здорового образа жизни детей являются: пропаганда здорового образа жизни; физическое воспитание и двигательная активность; оздоровление и отдых детей; доступность и качество медицинских услуг; профилактика социально опасных болезней; детское питание; состояние окружающей среды и экология; влияние семьи; предотвращение конфликтности, насилия и жестокого обращения к детям.
Ключевые слова: дети, здоровье детей, здоровый образ жизни детей, формирование здоро-