чению. И всё же, главным условием осуществления образовательных стратегий должна являться опора на постижение природы человека. По аналогии с герменевтическим кругом, можно предположить, что природа ученика может быть понята на основе опыта самопонимания учителя как субъекта саморазвития, но последнее, в свою очередь, будет происходить глубже через рождение новых смыслов понимания своих учеников.
Удивительно, что одной из первопричин существования образования как феномена культуры называется наличие «активной позиции личности в образовательном поле и формирование субъектности как центра существования и продуцирования культуры» [9, с.73]. Хочется верить, что разработка теории и методологии персонификации образования поспособствует зарождению новых образовательных традиций, которые, опираясь на лучшие антропологические концепции прошлого, откроют резервы самосозидания человека благодаря пониманию и осознанию своей уникальности и самоценности.
«Не отряхайте с цветов махровости», - образное выражение В.В.Розанова [5, с. 93] вполне созвучно призыву к человеку отстаивать проявления персонифицированного - как себя образующего - начала, стремления быть собой.
Литература
1. Гаврилин А.В. Отечественные гуманистические воспитательные системы / 2-е изд. - Владимир:Изд-во «Владимирская школа», 1998.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика, - М.: Наука, 2002.
3. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "я" человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. С.5-19
4. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл. монография/ под ред. Н.К.Зотовой, - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012
5. Розанов В.В.Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990
6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
7. Фадеева С.А. К проблеме преемственности как универсального процесса наследования/ Научное обозрение, 2006. - № 4. - С. 121 - 122.
8. Фадеева С.А. Преемственность: социокультурные основания: монография, - Н.Новгород: НГЦ, 2007.
9. Фадеева С.А. Преемственность в музыкальном воспитании детей: монография, - Н.Новгород: НГЦ, 2007.
10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / Под ред. И.Т. Касавина. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ _НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Фомина Елена Викторовна
Ассистент, Московский Государственный Областной Университет, г. Москва
Уманова Алла Игоревна
старший преподаватель, Московский Государственный Областной Университет, г. Москва
THE INFLUENCE OF MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FOLK ARTS TO TEACH STUDENTS ABOUTTHE DECORATIVE ARTS
Fomina Elena Viktorovna, assistant, Moscow State Regional University, Moscow Umanova Alla Igorevna, senior lecturer, Moscow State Regional University, Moscow АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается необходимость сохранения традиций и наследия народных ремёсел с учётом современных тенденций развития декоративно-прикладного искусства на примере обучения студентов-художников декоративно-прикладного искусства. ABSTRACT
The article discusses the need to preserve the traditions and heritage of traditional crafts with modern trends in the development of decorative art in the example of teaching art students of decorative art.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, актуальность, художественная деятельность.
Keywords: decorative arts, folk crafts, relevance, artistic activity.
В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы - это всё что осталось от ремёсел. Проблемы возрождения
народных художественных промыслов широко обсуждаются в искусствоведческой и педагогической среде. Педагогическая, художественная и социальная ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнанна современным сообществом. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-вос-
питательном значении. Современная высшая школа одной из задач ставит подготовку квалифицированных, всесторонне развитых художников декоративно-прикладного искусства. Об этом говорит в своих исследованиях и педагог, работающий в системе обучения декоративно-прикладному искусству профессор, доктор педагогических наук Галкина М.В.. В одной из своих научных статей она так рассматривает эту проблему: «Подготовка высококвалифицированных педагогов в области народного художественного творчества - одно из главных направлений воспитания кадров системы дополнительного образования, нацеленных на восстановление, сохранение и развитие лучших национально-художественных традиций русской культуры, активизацию национального самосознания учащихся»[2, с.41].
Рассматривая сохранение традиционных народных промыслов как поиск мастеров, предметов, инструментов, технологий производства, сбор, фиксация и представление информации о них, возрождение традиционных народных ремёсел следует понимать как освоение технологий изготовления и реконструкцию предметов крестьянского быта. Оно подходит только для зон консервации народной культуры, так как напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации.
В нашей стране большинство населения проживает в городах и посёлках городского типа, где ремёсла не могут существовать в точно таком же виде, как они бытовали на селе, поэтому при обучении декоративно-прикладному искусству необходимо изменить отношение к традиционным народным ремёслам и к народной культуре вообще, сформировать отношение не как к отдельному забытому явлению, а как к явлению, которое должно быть непосредственно связано с современной жизнью человека.
Понятия «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел - это понятия о сохранении ремёсел сегодня на том уровне исторического времени, после которого началось их разрушение. Поиск мастеров, предметов, инструментов, технологии производства, сбор и фиксация их, реконструкция, обучение технологиям, организация свободного доступа к коллекциям музеев - всё это составляет процесс передачи традиций с целью детального, точного и полного сохранения традиционных народных ремёсел и их развития.
При появлении новых технологий для облегчения труда человека, ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву произошла модернизация технологии ремесла деревообработки, что уменьшило сроки изготовления заготовки, для последующей росписи, позволило обогатить абрис формы. Это актуально и для работы по металлу найдя своё отражение, например, в разнообразии форм и форматов современных подносов для жостовской росписи, а появление новых красок обогатило технологические возможности и колористическую палитру ряда росписей как по дереву, так и по металлу. Такая актуализация является естественным процессом развития ремесла.
Для рассмотрения принципов актуализации народных ремёсел следует обратится непосредственно к предметам декоративно-прикладного искусства, характеризу-
ющимися не только физическими свойствами и паромет-рами, но и эстетическим содержанием. Физические свойства предмета - это характеристики предмета, которые решают задачи жизнеобеспечения человека, такие как утилитарное назначение или функция, форма, размер, материал, технология. Эстетическое же содержание ремесленного предмета - это художественный образ предмета, определяемый формой (не с точки зрения назначения, а с точки зрения совершенства пропорций) и декорированием (графичность, колорит, элементы, символика, композиция и другие характеристики украшения).
Процесс изменения физических свойств и эстетического содержания ремесленных предметов в соответствии с изменениями в окружении современного человека обозначает актуализацию ремёсел с точки зрения его характеристик. Но это не только прямой процесс преобразования ремесленных предметов прошлого в формат современности, но и обратный процесс изменения окружения современного человека под формат ремесленных предметов.
Этот подход к актуализации традиционных народных ремёсел находит своё отражение в:
- орнаментировании традиционных предметов быта росписью, которые ранее или не украшались, или украшались другой росписью, оставляя неизменными все свойства декора, но применяя современные материалы и технологии;
- игрушках и прочих предметах детского быта, в большей степени воспринимающих традиционную культуру народных ремёсел. В данном случае традиционные игрушки могут придти в мир современного ребёнка с минимальными изменениями размера и технологии, сохраняя свои эмоционально-ценностную и эстетическую составляющие и оставляя неизменными форму, материал, технологию и традиции декорирования;
- изготовлении современной одежды с традиционным элементами народного костюма и орнамента. Неизменными остаются такие свойства, как графичность, колорит, элементы, символика, но композиция, соразмерность костюма и орнамента меняются в зависимости от формы и размера одежды. Познание искусства русского народного костюма формирует умение найти эмоционально-выразительную форму одежды, умение найти такие пропорции, очертания, ритмы, цветовые отношения, материал, фактуру, орнамент, расположение всего перечисленного, которые в совокупности выражали бы определённое душевное состояние, настроение [2].
Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры одежды. Опираясь в обучении студентов декоративно-прикладному искусству на сохранение традиций ремёсел и актуального их развития, следует учитывать, что работа мастеров ручная и предполагает копирование элементов росписи отдельно или в композиции на новые нетрадиционные предметы, такие, как посуда, сумки и прочие утилитарные предметы. Художники-дизайнеры одежды выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна на одежде и аксессуарах.
Выверенная в течение долгого времени система обучения основам народных промыслов, основанная на творческом усвоении традиционного художественно-образного языка народного искусства, на современном этапе развития художественного образования не утратила своей актуальности. Она с успехом может найти применение так же и в практике, в учебном процессе современной образовательной школы, при условии правильной организации учебного процесса.
Все орнаментальные изображения художественных народных промыслов условно можно разделить на два основных вида: изобразительные, т.е. включающие стилизованные изображения антропоморфных, зооморфных, растительных и архитектурных форм и орнаментальные, т.е. представляющие собой сочетание геометрических элементов и абстрактных форм. При этом, говоря о процессе обучения в высших учебных заведениях, одной из задач обучения следует ставить, что студент должен добиваться в своих работах выразительности и экспрессивности. Творческий процесс трансформации может осуществляться следующим образом. Сначала, выполняются зарисовки мотива, с целью выявления его характерных особенностей. На этом этапе необходимо стремиться к обобщению и отказу от излишних компонентов. Затем, в процессе работы первичные зарисовки подвергаются всё большей обобщённости и освобождаются от второстепенных деталей, чтобы добиться лаконичности и выразительности сюжета. Итогом этого творческого процесса становится своего рода сублимация знаний и находок мастеров предыдущих поколений, характерных и узнаваемых черт выбранного вида декоративно-прикладного искусства и творческой задумки образа, предполагаемого студентом в работе над изделием. И именно здесь возможно обогащение образа, сюжета средствами взаимопроникновения различных видов народных ремёсел, их преобразования, а также находок в области технических и технологических приёмов исполнения задуманного. Практическая деятельность показывает возможность, например, такого взаимопроникновения как: учитывание традиций русского народного костюма в росписи матрёшки, выбор образа матрёшки и вышивки русского народного костюма для росписи фарфора, применение принципов композиционного построения, визуальная имитация и колористические особенности палитры лоскутного шитья и павлово-посадских шалей в росписи по ткани, использование характерных орнаментальных элементов древнерусской домовой резьбы для декорирования изделий художественной керамики.
Основной задачей обучения студентов декоративно-прикладному искусству с взаимопроникновением народных ремёсел является выполнение полноценного художественного изделия. Эстетическая ценность такой художественной деятельности зависит, во-первых, от того на сколько данная композиция соответствует материалу и форме изделия, во-вторых, насколько она отвечает тем функциям, которые данное изделие будет выполнять в жизни человека. Её связь с формой изделия и интерьером, в котором будет находится данное произведение одного из видов декоративно-прикладного искусства - вот непременное условие, предоставляющее творческую деятельность художника - мастера. Студенту важно научится представлять, как будет возникший у него образ взаимодействовать с предназначенной средой.
Восприятие произведений народного искусства не должно сводиться только к оцениванию орнаментально-декоративного воплощения замысла художника, а должно предполагать активную мыслительную деятельность студентов в отношении соотношения изобразительных и выразительных элементов художественной деятельности, направленной на осуществление взаимопроникновения видов народных ремёсел, с действительностью и личным опытом. Целью являются не только художественные достоинства произведения, но и умение с его помощью выразить гармонию окружающего мира.
Источником вдохновения для народного искусства всегда являлась природа. Поэтому умение стилизовать природные формы в декоративные в системе координат какого-либо промысла - непременное условие успешной творческой деятельности студентов. Стилизация или трансформация природных форм в декоративные предполагает глубокое знание изображения, которое достигается путем зарисовок с натуры.
Основываясь на выше сказанном, можно сформулировать следующие правила актуализации традиционных народных ремёсел:
1.) Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании традиционных материалов и изменении назначения в рамках утилитарности.
2.) Применение эстетического содержания одних традиционных предметов для изготовления других традиционных предметов.
3.) Применение эстетического содержания традиционных предметов для изготовления нетрадиционных предметов народных ремёсел.
4.) Изменение композиционного и тематического решения традиционного изделия под формат современности, при использовании нетрадиционных для выбранного вида декоративно-прикладного искусства материалов и техник выполнения.
5.) Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при изменении утилитарного назначения.
Следование этим правилам в творческой работе над изделиями приводит художника к созданию авторской, современной работы, выполненной в традициях декоративно-прикладного искусства. Важность учёта наследия в современном творчестве мастеров, художников раскрыта в ряде работ Галкиной М.В. [3], Даутовой О.Г. [4], Кузина В.С. [5], Ломова С.П.[6]. Например, Кузин В.С. отмечает, что современные художники творчески перерабатывают богатое наследие прошлого, учась у мастеров всему ценному, значительному и совершенному, отбрасывая всё ненужное, вредное. Освоение прошлого, постоянный поиск в современном изобразительном искусстве, направленность на будущее - важные условия развития личности художника [5].
Актуализация традиционных народных ремёсел, их взаимосвязь и взаимопроникновение - это не новое течение в работе современных мастеров, а это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Современный мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.
Обобщение и применение индивидуального опыта 3. мастеров декоративно прикладного искусства и творческого потенциала художественной деятельности студентов-художников в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства открывает путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востре- 4. бованности в современном обществе как народной культуры в целом, так и художников-специалистов декоративно-прикладного искусства.
Литература
1. Выдрина Н.В. Народное декоративно-прикладное 5. искусство как средство формирования эстетической и художественной культуры учащихся системы дополнительного образования // Вестник МГОУ. Серия «Изобразительное искусство». - №1 6. (29). - 2006. -М.: Изд-во МГОУ. - С.132.
2. Галкина М.В. Русский народный костюм// Вестник МГОУ. Серия «Изобразительное искусство». - №1 (29). - 2006. -М.: Изд-во МГОУ. - С.41.
Галкина М.В., Михайлов Н.В. Профессиональные компетенции современного студента в области эстетической культуры // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». -№1. - 2011. -М.: Изд-во МГОУ. - С.176-178.
Даутова О.Г. Педагогическая технолгия развития мышления как средство активизации интеллектуальной деятельности студентов в процессе обучения декоративной керамике // Вестник МГОУ. Серия «Изобразительное искусство». - №1 (29). -2006. -М.: Изд-во МГОУ. - С.60. Кузин В.С. Особенности развития и формирования личности художника // Вестник МГОУ. Серия «Изобразительное искусство». - №1 (29). - 2006. -М.: Изд-во МГОУ. -С.5.
Ломов С.П. Становление художественно-педагогической системы в школах России // Вестник МГОУ Серия «Изобразительное искусство». - №1. - 2007. -М.: Изд-во МГОУ. -С.3-9.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Фролова Валентина Николаевна,
старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования, Нижний Новгород, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Нижегородский
институт развития образования» Шилова Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования,
Нижний Новгород,
EDUCATIONAL SERVICE IN TTE SYSTEM OF SECONDARY АННОТАЦИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Нижегородский институт развития образования»
Статья посвящена анализу теоретических аспектов понятия «образовательная услуга» в профессиональном образовании. Авторы попытались сформулировать сущностные характеристики, а так же основные подходы к оценке образовательной услуги. ABSTRACT
The article is dedicated to analysis of theoretical aspects of the notion «educational service». The authors tried to formulate general characteristics and the main approaches to educational service assessment.
Ключевые слова: образовательная услуга; эффективность; результативность; деятельность; содержание образования; результат; оценка.
Key words: educational service; effectiveness; fecundity; activity; educational content; result; assessment.
Теоретические исследования, связанные с определением и сущностными характеристиками понятия «образовательная услуга» в сфере профессионального образования не позволяют сформулировать однозначную трактовку определения, в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом образовательной организации. В современной педагогике употребление словосочетания «образовательная услуга» стало привычным и обыденным как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих.
Любые действия по оказанию образовательных услуг определяются, прежде всего, законодательно. ФЗ
№273 «Об образовании в РФ», регулирующий образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержит. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Результатом услуг являются нематериальные блага (например, определенная квалификация субъекта образовательной деятельности, достигнутая в результате обучения; полученная необходимая информация и прочее).Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматривает услугу в качестве самостоятельного объекта гражданских прав и