Научная статья на тему 'Влияние современных концепций управления на направления анализа финансовой стратегии'

Влияние современных концепций управления на направления анализа финансовой стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / МОДЕЛЬ БИЗНЕС-АНАЛИЗА / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / FINANCIAL STRATEGY / MODERN MANAGEMENT CONCEPTS / DIRECTIONS FOR ANALYZING FINANCIAL STRATEGY / THE MODEL OF BUSINESS ANALYSIS / INNOVATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT / THE STAKEHOLDER CONCEPT / THE CONCEPT OF VALUE CREATION / THE CONCEPT OF RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалалов Джамал Эльчин Оглы

Финансовая стратегия играет важнейшую роль в выборе целей, задач и решений для обеспечения эффективного стратегического управления организацией, поскольку именно критические финансовые факторы (ограничения, возможности, угрозы) являются основой для определения деятельности организации в современном мире. Процесс формирования финансовой стратегии любой организации зависит от влияния большого количества факторов внешней и внутренней среды, отражаемых в современных концепциях управления, в свою очередь определяющих основные направления анализа финансовой стратегии. В связи с этим исследования, связанные с определением приоритетных направлений анализа финансовой стратегии организаций, являются одной из актуальных задач бизнес-анализа на современном этапе его развития. Бизнес-анализ можно понимать как новый этап закономерного развития комплексного экономического анализа. Который содержит такие объекты изучения, как бизнес-единицы, бизнес-процессы и бизнес-модели коммерческих организаций. Анализ показателей деятельности проводится на фоне сопоставления с требованиями заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Более того, магистральные направления анализа должны учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, должны, прежде всего, содействовать качественному обоснованию и повышению эффективности долгосрочных финансовоинвестиционных решений в рамках реализации стратегии развития организации. В этой связи можно выделить следующие основные современные концепции управления, которые могут являться основой для дальнейшего развития направлений анализа финансовой стратегии экономического субъекта: • концепция устойчивого развития; • концепция заинтересованных сторон; • концепция создания стоимости; • концепция управления рисками. Итак, проведенное исследование свидетельствует о том, что современные концепции управления такие, как концепция бизнес-анализа, отраженная в стандарте BABOK, концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон, концепция создания стоимости, концепция управления рисками, играют немаловажную роль в развитии направлений анализа финансовой стратегии, позволяют обозначить периметры, то есть границы проведения анализа финансовой стратегии, ее направления, этапы, показатели, инструменты. Результаты анализа финансовой стратегии позволяют оценить текущее финансовое состояние, определить желаемое будущее финансовое состояние, и являются основой для разработки мер по реализации финансовой стратегии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of modern management concepts on directions of financial strategy analysis

Financial strategy begins to play a crucial role in the selection of goals, objectives and solutions for the overall strategic management of an organization, since it is critical financial factors (constraints, opportunities, threats) that are the basis for determining the organization’s actions in the modern world. The process of analyzing the financial strategy of any organization depends on the influence of a large number of external and internal factors, which are reflected in modern concepts of the corporate management system. In this regard, research related to the definition of new areas of analysis of the financial strategy of organizations is one of the urgent tasks of business analysis. Business analysis can be understood as a new stage of natural development of complex economic analysis. Which contains objects of study such as business units, business processes, and business models of commercial organizations. The analysis of performance indicators is carried out against the background of comparison with the requirements of stakeholders. Moreover, the main directions of the analysis should take into account the peculiarities of financial and economic activities of the organization, should, first of all, contribute to the qualitative justification and increase the efficiency of long-term financial and investment decisions in the framework of the implementation of the development strategy of the organization. In this regard, the following basic modern management concepts can be identified, which can be the basis for further development of areas of analysis of the financial strategy of an economic entity: • concept of sustainable development; • concept of stakeholders; • concept of creating value; • concept of risk management. Thus, the study suggests that modern management concepts such as the concept of business analysis, reflected in the BABOK standard, the concept of sustainable development, the concept of stakeholders, the concept of value creation, the concept of risk management, play an important role in the development of areas of analysis of financial strategy, allow you to define the perimeters, that is, the boundaries of the analysis of financial strategy, its direction, stages, indicators, tools. The results of the analysis of the financial strategy allow us to assess the current financial condition, determine the desired future financial condition, and are the basis for the development of measures for the implementation of the financial strategy of the organization.

Текст научной работы на тему «Влияние современных концепций управления на направления анализа финансовой стратегии»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/74ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джалалов Д.Э. Влияние современных концепций управления на направления анализа финансовой стратегии // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/74ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dzhalalov D.E. (2019). Influence of modern management concepts on directions of financial strategy analysis. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/74ECVN219.pdf (in Russian)

Благодарности:

Автор выражает благодарность своему научному руководителю, д.э.н., профессору Зенкиной Ирине Владимировне, за помощь в подготовке данной статьи

УДК 65.011.46

Джалалов Джамал Эльчин оглы

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Аспирант E-mail: [email protected]

Влияние современных концепций управления на направления анализа финансовой стратегии

Аннотация. Финансовая стратегия играет важнейшую роль в выборе целей, задач и решений для обеспечения эффективного стратегического управления организацией, поскольку именно критические финансовые факторы (ограничения, возможности, угрозы) являются основой для определения деятельности организации в современном мире. Процесс формирования финансовой стратегии любой организации зависит от влияния большого количества факторов внешней и внутренней среды, отражаемых в современных концепциях управления, в свою очередь определяющих основные направления анализа финансовой стратегии. В связи с этим исследования, связанные с определением приоритетных направлений анализа финансовой стратегии организаций, являются одной из актуальных задач бизнес-анализа на современном этапе его развития.

Бизнес-анализ можно понимать как новый этап закономерного развития комплексного экономического анализа. Который содержит такие объекты изучения, как бизнес-единицы, бизнес-процессы и бизнес-модели коммерческих организаций. Анализ показателей деятельности проводится на фоне сопоставления с требованиями заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Более того, магистральные направления анализа должны учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, должны, прежде всего, содействовать качественному обоснованию и повышению эффективности долгосрочных финансово-инвестиционных решений в рамках реализации стратегии развития организации.

В этой связи можно выделить следующие основные современные концепции управления, которые могут являться основой для дальнейшего развития направлений анализа финансовой стратегии экономического субъекта:

• концепция устойчивого развития;

• концепция заинтересованных сторон;

• концепция создания стоимости;

• концепция управления рисками.

Итак, проведенное исследование свидетельствует о том, что современные концепции управления такие, как концепция бизнес-анализа, отраженная в стандарте ВАВОК, концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон, концепция создания стоимости, концепция управления рисками, играют немаловажную роль в развитии направлений анализа финансовой стратегии, позволяют обозначить периметры, то есть границы проведения анализа финансовой стратегии, ее направления, этапы, показатели, инструменты. Результаты анализа финансовой стратегии позволяют оценить текущее финансовое состояние, определить желаемое будущее финансовое состояние, и являются основой для разработки мер по реализации финансовой стратегии организации.

Ключевые слова: финансовая стратегия; современные концепции управления; направления анализа финансовой стратегии; модель бизнес-анализа; инновации; концепция устойчивого развития; концепция заинтересованных сторон; концепция создания стоимости; концепция управления рисками

Роль анализа в управлении хозяйственной деятельностью чрезвычайно важна и, несомненно, значима. Именно в результате анализа формируется необходимая информация, используемая как основа поддержки и обоснования принимаемых решений. В системе экономического анализа особую роль занимает стратегический анализ, т. к. он ориентирован, прежде всего, на поддержание конкурентных преимуществ организации и обеспечение ее стратегической устойчивости в непростых условиях современной конкурентной среды, сложившихся на мировом рынке. Данными обстоятельства говорят о том, что необходим новый подход к анализу с учётом активно изменяющейся внешней среды, должны быть предъявлены особе требования к качеству и содержанию анализа.

В современных условиях турбулентности экономики, периодически возникающих мировых финансовых кризисов и необходимости аккумулирования финансовых ресурсов для внедрения современных передовых технологий, существенно повышается значение финансовой стратегии организации.

Одним из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, представляет из себя финансовая стратегия, обеспечивающая все основные направления развития финансовой деятельности организации и финансовых отношений путем формулирования и обозначения долгосрочных финансовых целей, определение наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [4].

Обоснование и оценка реализации финансовой стратегии является неотъемлемым элементом качественного анализа и контроля финансового состояния организации, а также оказывает существенное влияние на формирование и эффективное использование финансовых ресурсов. Именно грамотно разработанная финансовая стратегия, направленная на реализацию приоритетной стратегической цели организации, составляет основу её устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Переход к инновационному пути развития в экономике в целях обеспечения технологического прорыва ставит новые требования к целям и задачам экономического анализа, методам его проведения. В связи с этим дополнительный импульс к развитию получают новые направления анализа.

Автору импонирует точка зрения, в соответствии с которой стратегию можно охарактеризовать как путь компании от фактического состояния к желаемому состоянию в будущем. Исходя из этого, анализ финансовой стратегии представляет собой систематический процесс получения, обработки и интерпретации информации о внутренних и внешних условиях, способных оказать влияние на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании.

Несоответствие стратегических целей и финансовых возможностей бизнеса на определенном этапе развития может образовать конфликтную ситуацию при реализации стратегии. Данное несоответствие может вызвано как внешними, так и внутренними факторами.

Поиск оптимального баланса этих условий является одной из задач финансовой стратегии организации, которая должна обеспечивать реализацию основополагающего понятия - стратегического соответствия. Данное понятие подразумевает, что успешность принятой стратегии достигается соответствием особенностям внутренней и внешней среды организации, её миссии и ценностям, ресурсам и способностям, организационной структуре.

В научной литературе существует большое количество разных дефиниций финансовой стратегии, поэтому изменяются и подходы к ее анализу.

В этой связи возникает много вопросов, связанных с определением направлений анализа финансовой стратегии, что оказывает прямое влияние на эффективность финансовой стратегии организации. Анализ финансовой стратегии занимает одно из ключевых мест в сложной системе комплексного анализа экономического субъекта. Он учитывает широкий диапазон факторов, основывается на комплексную модели действий и мер, предназначенных для достижения поставленных стратегических целей в общей концепции устойчивого развития на платформе формирования и использования финансово-экономического потенциала организации. Финансовая стратегия делает возможным соответствие финансовых возможностей условиям бизнес-среды, сложившимся на определенном рынке, принимая во внимание стратегический потенциал и стратегический климат организации и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В то же время результаты комплексного анализа финансовой стратегии являются основой для принятия финансово-инвестиционных стратегических решений, направленных на достижение цели деятельности экономического субъекта, в том числе на повышение уровня производительности труда, инновационное развитие компании. Данные цели особенно актуальны Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также соответствуют стратегическим направлениям развития страны согласно сформированному перечню национальных проектов.

Потребности пользователей информации как внутренних, так и внешних могут определять направления анализа финансовой стратегии. Чаще всего в экономической литературе под анализом финансовой стратегии организации понимают финансовый анализ показателей деятельности. По этой причине методика и направления анализа, предлагаемые ведущими аналитиками, адаптированы к потребностям только внешних пользователей. Однако, как было сказано ранее, в условиях динамизма, сложности и неопределенности внешней бизнес-среды требуется выявление широкого спектра релевантных факторов. Анализ должен осуществляться сквозь призму финансовых и нефинансовых индикаторов, чтобы результаты анализа и система аналитических показателей были применимы как в интересах внутренних пользователей на разных уровнях управления организацией, так и в целях различных внутренних контролирующих органов.

Анализ стратегии на протяжении нескольких десятилетий находится в фокусе внимания исследователей, он достаточно изучен, сложились определенные взгляды на проведение анализа. Но тем не менее он продолжает развиваться, изменяться, особенно под влиянием современных концепций управления, которые определяют новые приоритеты и задают актуальные акценты в проведении анализа.

Нельзя не сказать об основной концептуальной модели бизнес-анализа (Business Analysis Core Concept Model, BACCM™), разработанной Международным институтом бизнес-анализа, которая определяет современные подходы к развитию анализа. Данная модель включает шесть основных концептов: изменения, решения, контексты, ценность, заинтересованные стороны и потребности. Каждое из этих понятий связано друг с другом, создает мощную основу для анализа, направляет принятие решений и может быть оценено итеративно для проектов, имеющих поэтапную или гибкую структуру реализации.

Данные концептуальные положения отражены в стандарте BABOK (Business Analysis Bode of Knoledge), в основе которого лежит концепция бизнес-анализа, являющаяся базисом овременных концепций управления, в свою очередь задающих новые направления анализа стратегии [1].

Бизнес-анализ можно понимать как новый этап закономерного развития комплексного экономического анализа. Который содержит такие объекты изучения, как бизнес-единицы, бизнес-процессы и бизнес-модели коммерческих организаций. Анализ показателей деятельности проводится на фоне сопоставления с требованиями заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Наряду с этим в поле зрения находятся лучшие практики в той области бизнеса, к которой относится деятельность организации [2].

Бизнес-анализ имеет двухкомпонентную цель:

1. выявление проблемных мест, определение разрывов между требованиями, предъявляемыми заинтересованными сторонами, выраженные в конкретных показателях, и фактически достигнутыми показателями деятельности организации;

2. разработка рекомендаций по устранению проблемных мест посредством внедрения инноваций, инновационных методов управления бизнесом.

По мнению автора, основой бизнес-анализа является методология комплексного исследования проблем устойчивого развития экономического субъекта в контексте экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации.

Бизнес-анализ изучает деятельность компании в контексте (context), являющемся одним из основных понятий бизнес-анализа.

Под понятием контекста в данном случае подразумевается часть окружающей среды, в которой наблюдаются изменения. Анализ конкретной сложившейся ситуации - это и есть анализ контекста, всех возможных факторов, способных прямо или косвенно оказывать влияние на изменение окружающей среды (на конкретный объект или на определенную характеристику деятельности). Анализ, таким образом, нацелен на изучение бизнес-окружения, которое может быть описано разными способами. Примерами контекстных моделей являются модели PESTLE или CATWOE: PESTLE-анализ (Political - политический, Economic -экономический, Sociological - социологический, Technological - технологический, Legal -законодательный, Environmental - экологический); CATWOE-анализ (Customers - клиенты, Actors - исполнители, Transformation process - процессы преобразования, World view -мировоззрение, Owner - владелец, Environmental constraints - экологические ограничения).

Данные модели содержат в себе новые направления бизнес-анализа, включая анализ стратегии, в которых учтены процессы изменений компании, способные привести её из текущего состояние к желаемому, то есть обеспечить создание ценности в интересах заинтересованных сторон бизнеса.

Но стоит заметить, что управленческие концепции направлены на расширение периметра анализа финансовой стратегии, наполнение его содержания дополнительными аспектами, условиями, факторами.

Более того, магистральные направления анализа должны учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, должны, прежде всего, содействовать качественному обоснованию и повышению эффективности долгосрочных финансово-инвестиционных решений в рамках реализации стратегии развития организации.

В этой связи можно выделить следующие основные современные концепции управления, которые могут являться основой для дальнейшего развития направлений анализа финансовой стратегии экономического субъекта:

• концепция устойчивого развития;

• концепция заинтересованных сторон;

• концепция создания стоимости;

• концепция управления рисками.

Необходимость управления устойчивым развитием экономических субъектов обусловливает важность разработки инструментальных средств моделирования, которые позволяют установить связь между эффективностью использования финансовых ресурсов и уровнем производственного развития организации, типом устойчивости, в том числе финансовой, характером финансового состояния, этапом жизненного цикла и уровнем риска хозяйственной деятельности.

В современной экономике определяющую роль в обеспечении эффективности финансово-инвестиционной деятельности организации играет финансовая стратегия. Следовательно, грамотно разработанная и впоследствии качественно реализованная стратегия оказывает значительное влияние на устойчивое развитие компании [6].

Достижение устойчивого развития компании можно рассматривать в качестве своего рода проекта, работа над которым призвана обеспечить определенные материальные и нематериальные выгоды как для компании, так и общества в целом.

Анализ финансовой стратегии под влиянием данной концепции управления призван определить зависимость состояния устойчивого развития организации от объема инвестиций, дать ответ на вопрос «куда направить инвестиции?», чтобы получить эффект от инвестиций в устойчивое развитие, выраженный в росте стоимости компании, повышении ее рыночной активности и инвестиционной привлекательности, притоке дополнительных инвестиций на реализацию задач в области устойчивого развития.

Все аспекты устойчивого развития должны быть имплементированы в финансовую стратегию.

Таким образом, мы полагаем, что управление устойчивым развитием организации как микроэкономического субъекта представляет собой комплексную систему, интегрированную во все сферы деятельности компании в целях достижения корпоративной устойчивости в долгосрочной перспективе.

Концепция устойчивого развития тесно связана и переплетается с концепцией заинтересованных сторон, подразумевающей приоритизацию и удовлетворение потребностей и ожиданий ключевых стейкхолдеров, способных оказать существенное влияние на деятельность организации, управленческие отношения, одновременно удовлетворяющие запросы заинтересованных сторон и максимизирующие прибыль компании. Например, социально ответственная деятельность не всегда максимизирует прибыль компании, однако такая деятельность способствует улучшению имиджа компании, повышению лояльности клиентов, что особенно важно в условиях рыночной конкуренции. В последствии это может привести к увеличению ее рыночной стоимости, повысить уровень конкурентоспособности компании, тем самым, одновременно улучшив как экономические, так и социальные условия во внешней и внутренней среде [3].

Компании являются открытыми системами, что, несомненно, повышает роль требований заинтересованных сторон в результатах хозяйственной деятельности. При анализе финансовой стратегии необходимо выяснить, как учитываются интересы стейкхолдеров в финансовой стратегии, каким образом компания находит баланс между интересами и ожиданиями заинтересованных сторон.

Стоит определить, каким образом финансовая стратегия способствует реализации этих требований и оценить последствия, которые могут ожидать компанию при игнорировании тех или иных требований заинтересованных сторон.

Управление деятельностью организации в соответствии с-потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон обеспечивает создание ценности бизнеса для стейкхолдеров [5].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основной результат деятельности компании должен заключаться в приросте стоимости компании и ее ценности в долгосрочной перспективе.

Экономический анализ занимает значительную роль в разработке и последующем внедрении финансовой стратегии организации. Определение набора показателей, которые являются базисом для оценки результативности стратегии, расчеты эффективности управления, обоснование выбора управленческого решения и путей его реализации - данные процедуры осуществляются аналитиками. Как правило оценка реализации стратегии максимизации стоимости строится на сравнительных оценках достигнутых результатов. В данном случае сравнение служит не для выявления отклонения от «наилучшего» значения какого-либо показателя, а результаты сравнения позволяют понять, в каком направлении следует развиваться экономическому субъекту, чтобы достичь наибольшего эффекта в максимизации стоимости. Чаще всего постановка количественных значений показателей результативности деятельности, обоснованная только в краткосрочном периоде, не способна привести к увеличению стоимости организации в долгосрочной перспективе. В связи с чем, наряду с общепризнанными методами анализа, ориентированные на количественную оценку полученных результатов, в стоимостно-ориентированной концепции все чаще применяются профессиональные суждения и качественные оценки.

Концепция управления стоимостью сфокусирована на долгосрочных интересах собственников компании, не учитывая тем самым весь комплекс условий для устойчивого развития. Между тем в современном обществе необходимо достигать максимизации благосостояния всех заинтересованных групп, а не только владельцев бизнеса [9].

Таким образом, несмотря на некоторые недостатки, отмеченное направление расширения границ стоимостно-ориентированной концепции управления в полной мере отвечает текущим тенденциям развития экономики и может стать разумным дополнением,

которое обеспечит качественное и всестороннее развития анализа финансовой стратегии в целях повышения стратегической устойчивости организации в долгосрочной перспективе.

Создание дополнительной ценности для сторон, заинтересованных в ее деятельности -является основной целью деятельности каждого экономического субъекта. На различных этапах развития все организации сталкиваются с неопределенностью, и задачей руководства является принятие решения об уровне неопределенности, с которым организация готова смириться, стремясь увеличить стоимость для заинтересованных сторон. С одной стороны, неопределенность содержит в себе риск, а с другой, открывает возможности, поэтому она может привести как к снижению, так и к увеличению стоимости [8].

Управление потенциальными рисками является эффективным инструментом для дальнейших действий для руководства в условиях неопределенности и связанных с ней рисков и позволяет использовать все ресурсы, создавая потенциал для роста стоимости компании. Максимального роста стоимости можно достигнуть, если руководство определяет стратегию и цели таким образом, чтобы обеспечить оптимальный баланс между ростом компании, ее прибыльностью и рисками; эффективно и результативно использует ресурсы, необходимые для достижения целей организации.

Концепция управления рисками организации содержит в себе:

• Определение уровня приемлемого риска в соответствии со стратегией развития. Руководство оценивает приемлемый риск (риск, который готова принять организация) на этапе выбора из стратегических альтернатив при постановке целей, отвечающих выбранной стратегии, а также при разработке механизмов управления соответствующими рисками.

• Совершенствование процесса принятия решений по реагированию на возникающие риски. Процесс управления рисками определяет, какой способ реагирования на риск в организации предпочтителен - уклонение от риска, сокращение риска, перераспределение риска или принятие риска.

• Сокращение числа неожиданных событий и убытков в хозяйственной деятельности. Организации расширяют возможности по выявлению потенциальных событий и установлению соответствующих мер, сокращая число таких событий и связанных с ними затрат и убытков.

• Определение и управление всей совокупностью рисков в хозяйственной деятельности. Каждая организация сталкивается с большим количеством рисков, влияющих на различные сферы деятельности организации. Эффективное реагирование на различные воздействия невозможен без процесса управления рисками, а также способствует более интегрированному подходу в отношении множественных рисков.

• Использование благоприятных возможностей. Принимая во внимание все потенциальные события, а не только вероятные риски, руководство способно выявлять события, представляющие собой потенциальные возможности и активно их использовать.

• Эффективное использование капитала. Более полная информация о рисках позволяет руководству более эффективно оценивать общие потребности в капитале и оптимизировать его распределение и использование.

Система управления рисками представляет собой подсистему корпоративного менеджмента, и, следовательно, она должна строиться с учетом целей и задач стратегии

Вестник Евразийской науки 2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today

развития организации. Поэтому представляется целесообразным в рамках проведения анализа финансовой стратегии дать ответы на основные-вопросы, связанные с финансовыми рисками:

• оценить источники инвестиций, стоимость их привлечения, а также связанные с ними риски;

• определить уровень финансового риска, отражаемого соотношением собственного и заемного капитала организации, а также оценить эффект финансового рычага;

• рассчитать рентабельность собственного капитала компании;

• определить внешние риски бизнес-среды, способные оказать влияние на финансовые показатели деятельности компании [7].

Ответы, решения по каждому из перечисленных вопросов будут задавать направления углубленного анализа. Данные решения позволят руководству достигать поставленных целей. Но наряду с этим также помогут снизить риск просчетов в разработке стратегии и тем самым избежать негативных неожиданностей. Данные решения дадут возможность застраховаться от понесения крупного репутационного ущерба компании и вытекающих из этого последствий.

Итак, проведенное исследование свидетельствует о том, что современные концепции управления такие, как концепция бизнес-анализа, отраженная в стандарте BABOK, концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон, концепция создания стоимости, концепция управления рисками, играют немаловажную роль в развитии направлений анализа финансовой стратегии, позволяют обозначить периметры, то есть границы проведения анализа финансовой стратегии, ее направления, этапы, показатели, инструменты. Результаты анализа финансовой стратегии позволяют оценить текущее финансовое состояние, определить желаемое будущее финансовое состояние, и являются основой для разработки мер по реализации финансовой стратегии организации.

Автор считает, что в данной работе оригинальными являются следующие положения и результаты:

• обоснована роль современных концепций управления при определении приоритетных направлений, вопросов и характеризующих их параметров анализа финансовой стратегии;

• обобщенно определен периметр анализа финансовой стратегии организации, изменяющийся под влиянием основополагающих концепций управления;

• выявлено и охарактеризовано влияние результатов анализа финансовой стратегии на деятельность и стратегическую устойчивость организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по бизнес-анализу (BABOK) [Электронный ресурс] URL: http://www.iiba.ru (дата обращения: 20.12.2015).

2. Бариленко В.И. Основы бизнес-анализа: учебное пособие. Москва: КноРус. 2018. 270 с.

3. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании Диссертация на соиск. уч. степ. канд. экон. наук Санкт-Петербург, 2015.

4. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк. - К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. - 711 с.

5. Дуденков Д.А. Стейкхолдер-ориентированная модель компании в теории корпоративного управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 1. С. 50-53.

6. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // М.: Аудиторские ведомости. - 2014. - №8.

7. Михель В.С. Определение и выбор финансовой стратегии корпорации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21). С. 112-117.

8. Моисеева А.В. Обзор международных и национальных стандартов в области управления рисками // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 261-264.

9. Ревинская Л.Ю. Генезис стоимостно-ориентированного управления и его содержание на современном этапе развития // Экономика и предпринимательство, 2015. - № 4, Ч.2. - С. 769-772.

Dzhalalov Dzhamal Elchin ogly

Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Influence of modern management concepts on directions of financial strategy analysis

Abstract. Financial strategy begins to play a crucial role in the selection of goals, objectives and solutions for the overall strategic management of an organization, since it is critical financial factors (constraints, opportunities, threats) that are the basis for determining the organization's actions in the modern world. The process of analyzing the financial strategy of any organization depends on the influence of a large number of external and internal factors, which are reflected in modern concepts of the corporate management system. In this regard, research related to the definition of new areas of analysis of the financial strategy of organizations is one of the urgent tasks of business analysis.

Business analysis can be understood as a new stage of natural development of complex economic analysis. Which contains objects of study such as business units, business processes, and business models of commercial organizations. The analysis of performance indicators is carried out against the background of comparison with the requirements of stakeholders.

Moreover, the main directions of the analysis should take into account the peculiarities of financial and economic activities of the organization, should, first of all, contribute to the qualitative justification and increase the efficiency of long-term financial and investment decisions in the framework of the implementation of the development strategy of the organization.

In this regard, the following basic modern management concepts can be identified, which can be the basis for further development of areas of analysis of the financial strategy of an economic entity:

• concept of sustainable development;

• concept of stakeholders;

• concept of creating value;

• concept of risk management.

Thus, the study suggests that modern management concepts such as the concept of business analysis, reflected in the BABOK standard, the concept of sustainable development, the concept of stakeholders, the concept of value creation, the concept of risk management, play an important role in the development of areas of analysis of financial strategy, allow you to define the perimeters, that is, the boundaries of the analysis of financial strategy, its direction, stages, indicators, tools. The results of the analysis of the financial strategy allow us to assess the current financial condition, determine the desired future financial condition, and are the basis for the development of measures for the implementation of the financial strategy of the organization.

Keywords: financial strategy; modern management concepts; directions for analyzing financial strategy; the model of business analysis; innovation; sustainable development concept; the stakeholder concept; the concept of value creation; the concept of risk management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.