ПУБЛИКАЦИИ
ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Берулава Г.А.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
На основе разработки сетевой теории и технологий развития личности в процессе исследования стереотипов психической активности субъекта в современном информационном пространстве впервые осуществлен системный анализ состояния проблемы влияния информационных технологий на коммуникативные характеристики личности, выявлены содержательные и процессуальные стереотипы коммуникативной активности личности в современном информационном пространстве.
Установлено, что феноменальное влияние информационных технологий на коммуникативные характеристики субъекта обусловлено тем, что культура в целом становится элементом информационного поля: она выходит из своей этнической, национальной, социальной сфер и попадает в универсальную информационную среду. Личность при этом становится все менее зависима от языка, культуры, этнической принадлежности. Имеет место противоречие между информацией и гуманитарным знанием, которое формируется на основе цивилизационного самосознания и исторических традиций, имеющих смысловой, а не технический характер. Характерно противопоставление эпистемологического и семиотического языка суждений онтологическому языку творчества, физического - метафизическому, экстенсивного - интенсивному. Язык становится все более онтологическим и все менее семиотическим или эпистемологическим. Онтологический режим влияния на сознание человека означает вытеснение доминирующей функции смысла слова доминирующей функцией смысла вещей. Это, в свою очередь, отражает новый тип глобальных коммуникаций, изменяющих традиционную сущность правил поведения. Подчеркивается, что если коммуникация как деятельность («коммуникативная деятельность») ориентирована на достижение цели, что неизбежно предполагает ассиметричную субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта (средства), то «коммуникативное поведение» принципиально субъект-субъектно и предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Имеющая место ситуация методологического дуализма помологической и идиографической парадигм, установок натурцентризма и культурцентризма находит сегодня свое разрешение в идеях коммуникации, диалогичности. «Понимающая парадигма» в социальном познании предельно актуализируется в своем коммуникативном аспекте. Методологические принципы феноменологии, герменевтики, антропоцентрично и персоналис-тично ориентированы на имманентность субъективно-личностных интерпретаций.
Общим трендом в философии образования развитых стран является в настоящее время социальный конструктивизм и ситуативное познание. Метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями» обуславливают все большую перспективность и эффективность технологий, предусматривающих горизонтальную коммуникацию через тью-терство, стимулируют взаимообучение в образовательном процессе, не локализованном в пределах образовательного учреждения. При этом акцент смещается от преподавания к самостоятельной деятельности учащихся. В этом аспекте анализируются возможности теории
10
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
сетевого обучения (Берулава Г.А.), которая делает акцент не на первичности обучения, но на обучении как необходимой составляющей реальных практических целей и задач. В ее рамках обучение в процессе решения практических задач противопоставляется обучению как интернализации. При этом особо подчеркивается роль основного тезиса этой теории - образование должно быть направлено не только на развитие рационального сознания, но и на формирование продуктивного поведения, в частности, продуктивных поведенческих стереотипов (поведенческих в узком смысле слова, а также когнитивных, коммуникативных, аффективных), базирующихся на сфере бессознательного. Основным трендом развития личности в контексте данной теории является развитие через интеграцию традиционного и электронного образовательного пространства, через «социальное обучение». Все это говорит о необходимости реализации педагогической коммуникации через инновационные образовательные технологии, предполагающие системное участие обучаемых в социально значимой практике, актуальной за пределами образовательного учреждения.
Многими авторами изучается в различных контекстах «языковая личность», однако при исследовании этого феномена не акцентируется внимание на стереотипных коммуникативных паттернах психической активности субъекта, презентующихся на уровне, первоначально не контролируемом сознанием. Однако личность, в ее коммуникативной составляющей, в большей части как раз и является интегративной совокупностью бессознательных коммуникативных стереотипов. Их изучение осуществлялось с учетом динамики развития современного социума, которая имеет в настоящее время принципиальные изменения, определяющие специфику общения субъекта в электронном информационном пространстве. Показано, что особенности «языковой личности», характеризующие ее коммуникативный потенциал, описываются с помощью различного понятийного аппарата: языковый вкус, коммуникативная грамотность, речевая (коммуникативная культура); но все они в качестве психологической основы имеют под собой систему коммуникативных стереотипов, которые, будучи особой формой психической активности личности, обуславливают ее коммуникативное поведение (в отличие от коммуникативной деятельности, детерминированной целенаправленностью). Сделан вывод о том, что большая часть коммуникативных ситуаций жизнедеятельности человека носит стереотипный, повторяющийся характер. Именно в них не делается опора на рефлексию и размышление: человек в данном случае опирается на сложившийся у него багаж коммуникативных паттернов, что позволяет ему быстро реагировать на эти ситуации, существовать в них и осуществлять коммуникацию с другими людьми. И, наоборот, в творческих, нестандартных ситуациях человек в большей степени опирается на рефлексию, процесс мышления, творческий эксклюзив и инсайт. Доминирование тех или иных коммуникативных стереотипов на конкретном историческом этапе жизни нового поколения часто выступает как языковая мода, создавая дополнительную мотивацию к их усвоению.
В сетевой теории развития личности стереотипы рассматриваются и исследуются не в социологическом аспекте, но по отношению к отдельно взятой личности, определяя и прогнозируя траекторию ее индивидуальной жизнедеятельности и успешности в различных сферах отношений. Именно такой подход позволяет выявить возможные подходы к коррекции непродуктивных коммуникативных стереотипов и развитию продуктивных. Установлено, что современная система образования, ориентированная на то, чтобы учащийся усвоил гуманитарную культуру человечества через книгу, не учитывает, что тех языковых стереотипов, которые имели место у авторов этих произведений, сегодня нет на уровне бессознательного в коммуникативном репертуаре носителей языка. Не учитывается психологическая основа этого процесса - для того, чтобы сформировать этот коммуникативный слой, этот языковый диапазон, его надо довести до уровня стерео-
11
ISSN 1029-3388
типа, что возможно только через многократное использование соответствующего речевого репертуара. Сделан вывод о том, что в виртуальной среде коммуникационное поведение личности в значительной степени отличается от коммуникационного поведения в сфере реального общения, где часто происходит депривация ее потребностей. Стратегии виртуального общения и закрепленные на их основе стереотипы также становятся имманентной характеристикой личности. Впервые показано, что для разных коммуникативных систем, которые определяются уровнем целостности, опора должна делаться на принцип ин-тервальности. Показано, что используемые человеком коммуникативные стереотипы будут различными в зависимости от уровня целостности систем, в которых человек осуществляет коммуникацию и могут быть систематизированы в зависимости от линейки взаимоотношений, в которых участвует субъект. Для систем с высоким уровнем целостности - отношения любви и ревности, которые также реализуются с помощью различных коммуникативных стереотипов; для систем с менее высоким уровнем целостности - отношения сотрудничества и соперничества; для систем с более низким уровнем целостности -отношения конкуренции; для систем с преобладанием самостоятельности элементов над целым - отношения содействия, помощи или игнорирования и дистанцирования.
Сделан вывод о преобладающем доминировании в современной науке и практике психологических теорий, интерпретирующих развитие человека через вербальную составляющую мышления. В то же время общим местом стала констатация ухудшения нравственных и интеллектуальных качеств личности. Причиной этого являются особенности масскультуры, презентуемые через средства масс-медиа, которые, в свою очередь, обеспечивают колоссальные возможности для формирования стереотипов образного мышления, эмоций и чувств, коммуникации, составляющих пространство поведения человека, опосредованного сферой бессознательного. Поэтому только обращение системы образования к возможностям формирования поведения как системы продуктивных коммуникативных, поведенческих (в узком значении слова), эмоциональных, аффективных и двигательных стереотипов, инициирующихся без посредничества рефлексивных механизмов целеполагания, может обеспечить реальные изменения качества человека, и в этом большую роль может и должна играть система образования. Однако сегодня она делает акцент лишь на формализации своих управленческих шагов в образовательной сфере, на всевозможных вариациях структуры учебных планов, их содержательном наполнении, что только ухудшает положение в сфере формирования гуманистически и интеллектуально развитой личности. В эпоху общества массового потребления и доминирования масс-медиа в становлении образа мира и составляющих его стереотипных паттернов психической активности ставка должна быть сделана на формирование у человека продуктивного и гуманистического поведения (опосредованного сферой бессознательного) в многообразных, но достаточно стандартных ситуациях жизнедеятельности людей, которые становятся все более унифицированными из-за увеличения темпа жизни и сопровождающего его прогрессирующего временного дефицита.
С позиций сетевой теории развития личности выделена структура стереотипов психической активности, которые дифференцированы на содержательные и процессуальные. Показано, что содержательные стереотипы - это устойчиво планируемые и реализуемые в типичных практических ситуациях сценарии психической активности. Интегративные стереотипные паттерны поведения, носящие процессуальный характер, обозначены через понятие стиля психической активности, который характеризуется предпочитаемой субъектом модальностью этой активности - поведенческой (в узком смысле слова), коммуникационной, аффективной или когнитивной. Коммуникативные стерео-
12
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
типы выступают как устойчивые аттитюды коммуникационной активности в типичных практических ситуациях. Эмоциональные стереотипы сопровождают поведенческую и коммуникационную активность субъекта и проявляются в устойчивых эмоциональных реакциях в конкретных жизненных ситуациях.
Показано, что мегаинтегративным феноменом психики человека, определяющим все уровни формирования стереотипов психической активности личности, является образ мира. При этом интегративной стереотипной процессуальной формой поведения является стиль психической активности, который определяет процессуальные стереотипы психической активности в рамках поведенческого, коммуникативного, когнитивного и аффективного стилей психической активности. В содержательном аспекте поведение актуализируется в качестве такого метаинтегративного феномена как стиль жизни, который в значительной степени определяет специфику содержательных поведенческих стереотипов в зависимости от сферы психической активности и базовых потребностей личности. Выявлено, что речевой портрет современника существенно изменился, прежде всего, в сторону агрессивности его общения: все больше в коммуникативном взаимодействии молодых людей доминируют стереотипы, ориентированные на оскорбление, унижение, демонстративную индифферентность к высказываниям другого человека, и все меньше имеет место ориентация на объяснение, дискуссию, совет, просьбу, выражение сочувствия, уважение, симпатию. Коммуникативная агрессивность усиливается в различных сферах социального взаимодействия человека (и особенно в электронном информационном пространстве). На основе разработки авторских опросников определено влияние стиля психической активности личности на формирование процессуальных стереотипов коммуникации. Так, сформи-рованность процессуальных стереотипов у лиц с доминированием коммуникативного стиля в сфере образовательного пространства и соответствующей ему области взаимоотношений оценивалась на основании выделенных критериев и дихотомических полюсов: «об-разная-вербальная информация», «медленный-быстрый темп подачи информации», «форма-содержание», «аналитическая-клиповая подача информации», «интегральность-диффе-ренциальность», «индивидуальная-коллективная познавательная стратегия», «низкий-вы-сокий уровень эмоциональной насыщенности коммуникации и информации».
Анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии и педагогике свидетельствует о том, что в них отсутствуют разделы, посвященные феномену поведения - анализу механизмов его становления, развития и коррекции. Однако личность узнаваема и оцениваема обществом, прежде всего, по своему поведению, которое является наиболее устойчивым, по сравнению с деятельностью, феноменом. Анализ подавляющего массива работ по педагогике и психологии позволяет утверждать, что они посвящены анализу искусственных и незначимых связей между какими-либо составляющими личностного или психического (психофизиологического) развития для целостного развития личности. Именно в этом состоит сегодня глобальная методологическая ошибка в развитии психологии и педагогики как институтов, как научных дисциплин и как опосредующей их практики. В процессе выполненного исследования разработаны опросники для изучения содержательных и процессуальных стереотипов коммуникативной активности личности в современном информационном пространстве. Формы стереотипов психической активности были дифференцированы в зависимости от базовых потребностей личности.
Показано, что коммуникации в информационном пространстве становятся все более формализованными и все в меньшей степени ориентированными на то, чтобы сформировать с человеком позитивные отношения, они практически игнорируют возможность позитивной оценки другого человека, при острой депривации такой потребности у лица,
13
ISSN 1029-3388
входящего в такой контакт. В то же время в том случае, если обсуждается социальная составляющая информации, предполагающая ее личностную окраску, ее оценка также становится доминирующе агрессивной и безапелляционной, не предполагающей осуществление позитивного и доброжелательного диалога. Показано, что потребность в повышении своей самооценки и своего социального статуса через общение в электронных сетях приходит в противоречие со сформированной тактикой поведенческой коммуникации, презентуемой через систему коммуникативных стереотипов, которые носят ярко выраженный агрессивный характер, имеют тенденцию к доминированию, отсутствию желания к пониманию и учету чужой точки зрения, демонстрируется значимое отсутствие тенденции к толерантности. В общении в сетях при обсуждении социальных проблем (в отличие от проблем технико-технологического профиля) характерна ориентация на оскорбление, насмешку, обвинение, манипулирование за счет приписывания партнеру по общению не презентуемых им качеств и намерений. Общим местом становится использование в электронной коммуникации нецензурной лексики, причем большинство ее составляющих уже выступают как коммуникативные стереотипы, снижая общий фон общения, его продуктивность и содержательность. В социальном общении в сети практически отсутствуют коммуникативные стереотипы, демонстрирующие эмпатическое отношение к другому человеку, положительную оценку его знаний, деятельности, поведения, личностных качеств. Коммуникация в сети в значительной степени теряет богатство языка, имплицитно стремясь к его упрощению и унификации, но эта стандартизация общения идет не в направлении его продуктивности и деловой формализации, что требуется для оперативного донесения информации и ее точного понимания, но по пути стремления к доминированию, причем не за счет повышения своего статуса путем большей информированности, но за счет снижения образа партнера по общению. В целом такая тенденция приводит к снижению морально-психологического и культурного потенциала как человека, так и всего общества, учитывая, что все больше его представителей ищут сферу общения и получения информации в социальных сетях. Установлено, что в сети практически отсутствует ориентация на стандарты формально-делового общения, характерные для деловых отношений и за счет этого делающие их более продуктивными. В целом в коммуникационных стратегиях молодых людей в электронном информационном пространстве присутствует ярко выраженный агрессивный фон, который становится общим доминирующим фоном общения, формируя, таким образом, самозапускающиеся отрицательные и непродуктивные коммуникативные и аффективные стереотипы поведения в этих направлениях психической активности человека. Все это свидетельствует, с одной стороны, о необходимости выработки формально-ролевых правил общения в социальных сетях и ориентации социальных сайтов на необходимость формализации и унификации такого общения и, с другой стороны, обучения участников коммуникации в рамках различных образовательных систем и уровней продуктивным способам общения за счет его общей стереотипизации.
Итак, осуществлен системный анализ состояния проблемы влияния информационных технологий на коммуникативные характеристики личности, выявлены содержательные и процессуальные стереотипы коммуникативной активности личности в современном информационном пространстве. Впервые в центре внимания учебного процесса не только развитие рационального сознания, но и формирование продуктивного поведения как особой формы психической активности субъекта, детерминированной сферой бессознательного. Выявлены на основе разработки авторских диагностических методик продуктивные и непродуктивные коммуникативные стереотипы психической активности, пред-
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
ложены инновационные технологии формирования эффективных коммуникативных паттернов, не контролируемых на первоначальном этапе рациональным сознанием. При разработке сетевой теории и технологий развития личности в процессе исследования стереотипов психической активности субъекта в современном информационном пространстве внедрены в учебный процесс высших и средних специальных учебных заведений инновационные образовательные технологии, построенные на основе интеграции традиционного и виртуального образовательного пространства. В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения». Внедрены технологии, обеспечивающие продуктивное взаимодействие в электронных сетях и функционирующие на основе горизонтальных коммуникаций через тьютерство, стимулирующие взаимообучение в образовательном процессе, не локализованном в пределах образовательного учреждения. В представленных технологиях развитие осуществляется через интеграцию традиционного и электронного образовательного пространства, обеспечивающего эффект «социального обучения». Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа. При этом распределенное обучение реализуется с помощью социальных интеракций, опосредованных компьютерной коммуникацией, предполагающей совместное участие участников в социальной практике, что трансформирует образовательную среду за рамки временных и локальных ограничений и презентует концепцию знания как результат совместной деятельности в «сообществах практики». С позиций сетевой теории обучения впервые разработаны и внедрены технологии, направленные на формирование продуктивного поведения (продуктивных коммуникативных стереотипов). Разработан широкий спектр диагностических методик, обеспечивающих постоянный мониторинг отношения студентов к различным социальным и образовательным факторам, позволяющий эффективно внедрять авторские инновационные технологии развития личности. Разработаны и внедрены опросники, позволяющие выявить сформиро-ванность продуктивных и непродуктивных коммуникативных стереотипов студентов.
Библиографический список
1. Берулава, Г. А. Новая методологическая платформа развития личности: научная статья / Г. А. Беру-лава // Гуманизация образования. - 2013. - № 3.
2. Берулава, Г.А. Психологические основы современной дидактики / Г.А. Берулава. - Сочи: МНУ, 2012.
3. Берулава, Г.А. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2012. - № 4.
4. Берулава, Г.А. , Берулава, М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.
5. Берулава, Г.А., Берулава, М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. - 2012. - №4.
6. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. - М.: Высшая школа, 2008.
7. Берулава, Г.А. Методология современной психологии / Г. А. Берулава. - М.: Нздательство Московского психолого-социального института, 2009.
8. Практический интеллект /Р. Дж. Стернберг и др. - СПб.: Питер, 2002.
9. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - М., 1997.
15