Научная статья на тему 'Влияние современной денежно-кредитной политики России на экономический рост'

Влияние современной денежно-кредитной политики России на экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / INFLATION TARGETING / ПЛАВАЮЩИЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС / FLOATING EXCHANGE RATE / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / FOREIGN EXCHANGE CONTROLS / СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / CURRENT ECONOMIC SITUATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленников В. В.

В статье проанализировано воздействие текущей денежно-кредитной политики России на экономический рост. Сделаны и обоснованы выводы о ее несоответствии задачам приоритетного и ускоренного развития отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. Сформулированы предложения, направленные на приведение денежно-кредитной политики в соответствие с требованиями экономического роста, инновационно-инвестиционного развития страны, а также устранения структурной деформации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of the Ongoing Russia’s Monetary Policy on its Economic Growth

The article analyzes the impact of the Russia’s monetary policy on its economic growth. The current policy does not match the objectives of the priority and fast development of lines aimed at domestic consumption and non-raw materials export. The article also contains certain recommendations aimed to align the policy to the economic growth conditions, as well as innovation-investment development of Russia, and elimination of the economic deformation.

Текст научной работы на тему «Влияние современной денежно-кредитной политики России на экономический рост»

Влияние современной денежно-кредитной политики России на экономический рост

В.В. МАСЛЕННИКОВ, доктор экономических наук, академик РАЕН, Институт финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. Е-mail: [email protected]

В статье проанализировано воздействие текущей денежно-кредитной политики России на экономический рост. Сделаны и обоснованы выводы о ее несоответствии задачам приоритетного и ускоренного развития отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. Сформулированы предложения, направленные на приведение денежно-кредитной политики в соответствие с требованиями экономического роста, инновационно-инвестиционного развития страны, а также устранения структурной деформации экономики.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, экономический рост, тарге-тирование инфляции, плавающий валютный курс, валютный контроль, состояние и структура российской экономики

Многие экономисты в дискуссии о модели дальнейшего развития экономики России признают, что в современных непростых условиях требуется активная государственная политика, направленная на приоритетное и ускоренное развитие отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и несырьевой экспорт. По нашему мнению, такой подход оправдан. Реализуемая же денежно-кредитная политика становится основным эндогенным фактором риска для экономики России. Особенно опасны несоответствие денежно-кредитной политики страны ее реальным экономическим интересам, попытка редуцирования целей этой политики до сугубо монетарных.

Жесткий режим

таргетирования инфляции в России

Негативные последствия инфляции многообразны. Ее высокий уровень усложняет долгосрочное планирование и инвестирование, обесценивает сбережения населения, стимулируя их накопление в иностранной валюте или материальных активах, способствует нарастанию социально-экономической напряженности.

ЭКО. - 2015. - №10 МАСЛЕННИКОВ В.В.

Но очень важно, чтобы борьба с ней не нанесла ущерб экономическим интересам страны.

Инфляционное таргетирование успешно применяется во многих развитых и развивающихся странах. Его суть состоит в том, что центральный банк страны принимает меры для достижения некоего уровня инфляции в среднесрочной перспективе, целенаправленно создавая условия для рационального поведения хозяйствующих субъектов и населения, чьи инфляционные ожидания ориентируются на заявленные значения. Результатом доверия к денежно-кредитной политике и руководству центрального банка становится стабилизация или даже некоторое снижение инфляции. Если прогноз центрального банка реализуется, это еще более укрепляет доверие к нему.

Существуют разные способы таргетирования инфляции. Заметим, что даже авторитетные сторонники таргетирования инфляции никогда не предлагали центральному банку принимать решения исключительно с учетом их последствий для инфляции. Такая позиция была когда-то удачно охарактеризована как «инфляционный психоз», и она не имеет ничего общего с гибким инфляционным таргетированием [1, 2]. Но Банк России выбрал один из наиболее жестких вариантов, не учитывающий интересы инвестиционного роста экономики и необходимого изменения ее структуры. Это определяет все остальные особенности и уязвимые места денежно-кредитной политики в нашей стране.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [3] значилось, что «в среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста)...», и «основанием для изменения ключевой ставки является прогнозируемое устойчивое и продолжительное отклонение инфляции от цели в среднесрочной перспективе. Для достижения цели по инфляции Банк России на основе макроэкономического прогноза устанавливает

уровень ключевой ставки, который отражает направленность денежно-кредитной политики».

Задача не создавать существенные риски для устойчивости экономического роста не была выполнена, поскольку Банк России на протяжении всего 2014 г. прибегал к последовательному повышению ключевой ставки: с 3 марта - с 5,50 до 7,00%; с 28 апреля - до 7,50; с 28 июля - до 8,00; с 5 ноября - до 9,5; с 12 декабря - до 10,5 и с 16 декабря - до 17% годовых [4].

С ростом ключевой ставки увеличились ставки по банковским кредитам, и без того превышавшие рентабельность производства продукции для внутреннего потребления и несырьевой экспорт. По таким ставкам кредиты стали доступны лишь финансовым спекулянтам и предприятиям сырьевого сектора. Это нанесло сильнейший удар по декларируемой в качестве приоритетной политике импортозамещения и способствовало дальнейшей деформации структуры российской экономики, что также свидетельствует о несогласованности действий Банка России с целями развития суверенной национальной экономики.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов [5] было определено, что «главной целью единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчиво низкой инфляции». Указанная цель прямо противоречит ст. 3 и 34 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6], согласно которым одной из целей деятельности Банка России является «защита и обеспечение устойчивости рубля», а «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Обеспечение устойчивого экономического роста в целях действующей денежно-кредитной политики даже не обозначено и, следовательно, с позиции Банка России не является индикатором эффективности его деятельности. Поскольку необходимым условием перехода к таргетированию инфляции будет переход к плавающему курсу рубля, цель защиты и обеспечения устойчивости

рубля в условиях действующей денежно-кредитной политики также стала для Банка России второстепенной.

То, что Банк России не рассматривает экономический рост в качестве основного критерия правильности принимаемых решений, подтверждается словами его председателя: «По нашим оценкам, в случае, если введенные внешнеторговые ограничения будут действовать, как и объявлено, в течение года, а также при отсутствии новых негативных факторов, темп прироста потребительских цен снизится до 4% в 2017 г. без существенного охлаждения экономики» [5]. Чрезмерный акцент денежно-кредитной политики на уровне инфляции отвлекает внимание от иных макроэкономических показателей, включая экономический рост.

Зарубежная практика опровергает такой подход. Например, приоритетной задачей Народного банка Китая является обеспечение темпов экономического роста; Комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии - поддержание роста и занятости; Федеральной резервной системы США - эффективное обеспечение максимальной занятости, поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учетом потенциала увеличения производства, обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок [7].

Неподготовленный переход к недостижимым целям

Переход к режиму таргетирования инфляции связан с множеством условий и предпосылок, среди которых - переход к режиму плавающего курса национальной валюты, стабильно низкая на протяжении нескольких лет инфляция, устойчивое доверие общественности к центральному банку и его реальная институциональная независимость, низкая монополизация экономики, наличие консенсуса у всех органов государственной власти о приоритетности поддержания целевого уровня инфляции перед всеми остальными макроэкономическими показателями, преобладание монетарных источников инфляции, наличие у центрального банка достаточного набора инструментов денежно-кредитного регулирования и опыта их применения. По большинству

перечисленных показателей российская экономика не была готова к переходу на режим таргетирования инфляции.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [3] были установлены изначально недостижимые цели по инфляции - 5% в 2014 г., 4,5 - в 2015 г. и 4% - в 2016 г. В 2014 г. инфляция достигла 11,4% - ошибка в прогнозе Банка России составила 128%. Для сравнения: в Норвегии (эта страна - крупный экспортер нефти), осуществляющей с 1999 г. инфляционное таргетирование, среднее отклонение за 15 лет составило 0,61% [8]. То, что намеченные показатели в 2014 г. не были достигнуты, Банк России объяснил ухудшением внешнеэкономической ситуации, приведшей к падению темпов роста ВВП, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности [5]. При этом был вновь определен ориентир по инфляции - 4% (только теперь уже в 2017 г.).

Между тем негативные тенденции в развитии экономики России накапливались на протяжении длительного периода времени, и внешние факторы лишь усиливали и ускоряли их нарастание. Поэтому намеченный Банком России целевой ориентир по уровню инфляции сложно назвать реалистичным.

Доводы Банка России о том, что замедление экономики носит структурный характер, в пользу чего якобы свидетельствуют низкая безработица и высокая загрузка производственных мощностей, поэтому денежное стимулирование российской экономики приведет лишь к стагфляции - не выдерживают критики. Текущий уровень безработицы связан с сокращением экономически активного населения, низкой производительностью труда и высокой скрытой безработицей. А конкретные данные о загрузке мощностей приведены в исследованиях Росстата: по итогам обследования деловой активности 3,5 тыс. организаций видов экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» загрузка мощностей в октябре 2014 г. составляла лишь 62% [9].

В российских условиях установление Банком России явно заниженного ориентира по уровню инфляции ведет к однонаправленному регулированию, постоянно охлаждающему экономику,

и без того демонстрирующую отставание темпов роста по сравнению с мировыми. При этом важно понимать, что достигнуть низкой инфляции в российских условиях только за счет денежного сжатия просто невозможно - инфляция в значительной мере зависит от немонетарных факторов. Например, успешному проведению Банком России инфляционного таргетирования препятствуют фискальные интересы власти, оказывающей на него давление с целью компенсировать неэффективность системы налоговых сборов и бюджетных расходов.

Существенно влияет на рост инфляции в России инфляция издержек, в которой высока доля коррупционного налога, создающего механизм для перетока денежных средств из сферы производства в сферу потребления, стимулируя инфляцию спроса через увеличение затрат для бизнеса, переносимых на стоимость товаров и услуг и через направление изъятых у бизнеса средств на конечное потребление (с альтернативой в виде конвертации в валюту незаконно полученных средств с выводом ее за рубеж).

Доводы о косвенном влиянии общего уровня инфляции на уровень регулируемых цен [10] справедливы, если не учитывать, что Банк России воздействует на снижение инфляции посредством денежного сжатия, от которого страдают предприятия, производящие продукцию для внутреннего потребления и несырьевого экспорта. К какому бы денежному сжатию ни прибегал Банк России, монополисты все равно компенсируют свои потери за счет повышения цен, вызывая новый виток инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики.

В России не решена проблема перехода от формирования денежной базы преимущественно за счет валютных поступлений к использованию внутренних механизмов и инструментов, меньше зависящих от внешних факторов и более адекватно отражающих внутренний спрос на деньги. Снижение поступления валютной выручки в страну сопровождается продажей валюты Банком России с одновременным изъятием рублей из экономики. Существующий механизм рефинансирования направлен на регулирование краткосрочной ликвидности и не способствует увеличению эмиссии длинных денег в экономике, с позиции роста инвестиционной активности он мало полезен.

Важная предпосылка перехода к политике таргетирования инфляции - доверие бизнес-сообщества и населения к Банку России и проводимой им политике. К сожалению, такое доверие в 2014 г. было утрачено и вряд ли будет скоро восстановлено, так как поведение Банка России невозможно спрогнозировать даже в краткосрочной перспективе из-за его информационной закрытости и неготовности признавать допущенные ошибки.

Обращают на себя внимание и расплывчатые формулировки единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов в Основных направлениях: «существенное охлаждение экономики», «высокий уровень занятости» и т. п. Нечеткость формулировок, непрозрачность алгоритмов принятия решений и закрытость внутренних правил позволяют предположить, что Банк России стремится избежать внешней компетентной оценки его действий, публичного объяснения причин отклонения от них и внешнего независимого контроля. Все это делает еще более сомнительной попытку продолжить реализацию прежней денежно-кредитной политики.

Стремление воздействовать на рост инфляционных ожиданий через увеличение процентных ставок в условиях отсутствия доверия к Банку России еще более снижает возможности развития реального сектора экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса, не имеющего выхода на зарубежный рынок кредитных ресурсов. Банковское сообщество понимает неэффективность такого регулирования и повышает процентные ставки по кредитам, включая в них дополнительные рисковые премии.

Рост ключевой ставки на протяжении 2014 г. усилил действие международных санкций на российскую экономику. Наблюдаемое в 2015 г. снижение ключевой ставки не должно вводить в заблуждение, поскольку ему предшествовало ее резкое повышение в период кризиса, и она не достигла значений, приемлемых для экономики.

Способ сохранения условий для вывода капитала из России

Принципиальной ошибкой стал переход к режиму плавающего валютного курса без принятия необходимых компенсирующих мер по усилению валютного контроля, препятствующего

чрезмерной мобильности капитала. Этот процесс сопровождался ростом волатильности курса рубля и завершился его обвальным падением. В результате был реализован сценарий девальвацион-ной спирали, при попадании в которую эффект манипулирования процентными ставками стремится к нулю. Об этой опасности предупреждали специалисты [11, 12].

Негативные последствия непредсказуемости и высокой во-латильности курса национальной валюты не ограничиваются сугубо валютным рынком, они дестабилизируют всю экономику страны. Экономические субъекты, не только непосредственно задействованные в экспортно-импортных операциях, но и использующие в производственном процессе импортное оборудование, детали и сырье, вынуждены учитывать риски неопределенности валютного курса. Этот фактор является значимым как при планировании и принятии решений о создании и развитии производств, так и при формировании и реализации ценовой политики. В конечном итоге эти риски либо перекладываются на конечных потребителей, стимулируя инфляцию, либо снижают рентабельность бизнеса, которая и так невысока относительно стоимости ресурсов для отраслей, производящих продукцию для внутреннего потребления и несырьевого экспорта. Поэтому для современной российской экономики стабильность (или хотя бы прогнозируемость) валютного курса - жизненно необходима для структурной перестройки и формирования суверенной экономики.

Отрицательное влияние ослабления рубля и роста волатиль-ности курса на экономику признается и в годовом отчете Банка России за 2014 г.:

• «удорожание импортируемых инвестиционных товаров, снижение прибыли организаций, ухудшение неценовых условий кредитования и рост стоимости кредитных ресурсов вызвали снижение вложений в основной капитал в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. Низкая деловая активность привела к сокращению запасов материальных оборотных средств. В результате вклад валового накопления в экономический рост в 2014 году остался отрицательным» [4. С. 20];

• «доминирующими в 2014 г. являлись проинфляционные факторы, в первую очередь ослабление рубля, которое привело

к росту цен на импортируемую промежуточную и конечную продукцию» [4. С. 21];

• «на динамике цен на продовольственные товары сказалось не только прямое, но и косвенное влияние снижения курса национальной валюты» [4. С. 22];

• «в условиях роста волатильности курса рубля в 2014 г. существенно увеличился интерес к валютным деривативам, используемым для хеджирования курсового риска, а также для совершения спекулятивных и арбитражных сделок» [4. С. 38];

• «ускорение роста цен на широкий круг товаров и услуг, обусловленное в первую очередь эффектом ослабления рубля, а также сохранение высокой экономической неопределенности оказало повышательное давление на инфляционные ожидания субъектов экономики, что создало риски для достижения цели по инфляции в среднесрочной перспективе» [4. С. 59].

Итак, существует прямая связь между решением Банка России о переходе к режиму плавающего валютного курса, ослаблением курса рубля и невыполнением параметров единой государственной денежно-кредитной политики. По оценкам Банка России, эффект переноса номинального эффективного курса рубля на инфляцию по состоянию на конец 2014 г. составил 0,13-0,15 [13]. По другим оценкам, девальвация рубля на 10% приводит к росту внутренних цен от 1,5 до 3% [14,15]. Увеличению индекса номинального эффективного курса к иностранным валютам в 2014 г. на 32,7% [4] соответствует прирост инфляции минимум на 4,3-4,9%. Ослабление рубля при сохраняющейся высокой доле импортных товаров в структуре потребления - основная причина резкого скачка инфляции.

Ужесточение мер валютного регулирования и контроля позволило бы избежать резкого падения и дальнейших колебаний валютного курса и не прибегать к ужесточению денежно-кредитной политики. В современных российских условиях меры валютного регулирования и контроля являются «меньшим злом» по сравнению с дальнейшим использованием косвенных «экономических» методов регулирования валютного рынка. Валютный контроль активно применяется за рубежом и не рассматривается как противоречащий целям экономического развития государств.

6 ЭКО. - 2015. - №10

Более того, он оказывает определенное протекционистское воздействие на развитие собственной экономики.

Для России как страны с формирующимся финансовым рынком необходимы инструменты управления финансовым счетом, сдерживающие приток в страну спекулятивного капитала и вывод капитала за рубеж. Такие инструменты позволяют снизить мультиплицирующий эффект влияния политических и экономических факторов на российский валютный рынок. Без принятия данных мер кризисные тенденции в политической и экономической сферах каждый раз будут сильно отражаться на курсе рубля, а падение его курса - усиливать кризисные проявления.

Именно поэтому, когда падение курса рубля в конце 2014 г. стимулировало рост инфляции, несмотря на декларации Банка России о переходе к плавающему курсу рубля, наблюдались ручное управление со стороны руководства страны и ведомств экономического блока по административному стимулированию продажи иностранной валюты компаниями-экспортерами, а также ее продажа Министерством финансов РФ. А усиление валютного контроля способствует смещению равновесного значения курса рубля в сторону его укрепления. Это позволит, не снижая курса рубля, сделать его «слабой» валютой с несколько заниженным курсом, снизить давление на рубль и пополнять валютные резервы, направляя столь необходимую рублевую массу в экономику страны.

Реальную угрозу для безопасности страны представляют санкции, ограничивающие доступ российских компаний на кредитный рынок. В связи с этим неконтролируемый рост международного корпоративного долга опасен не только для самих заемщиков, но и для стабильности экономики страны в целом. Поэтому необходимо установить контроль над внешними заимствованиями со стороны российских компаний. Такая мера носит вынужденный характер и обусловлена внешними угрозами. При этом необходимо проводить работу по постепенному частичному замещению ранее накопленных кредитов за счет внутренних источников.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [3]

не учитывается возможность внешнего скоординированного намеренного воздействия на валютный рынок с целью его дестабилизации. Игнорирование этого фактора труднообъяснимо, учитывая широкомасштабное политическое давление и международные санкции, направленные против России.

Курсовая политика Банка России зависит от Правительства РФ, поскольку величина доходов федерального бюджета непосредственно определяется курсом рубля. Это, с одной стороны, делает невозможным последовательное проведение Банком России политики плавающего курса, а с другой - говорит об отсутствии институциональной независимости Банка России от Правительства РФ, необходимой для проведения политики таргетирования инфляции.

В настоящее время Банком России установлены одинаковые нормативы обязательных резервов как по рублевым, так и валютным обязательствам кредитных организаций. Тем самым не использован механизм повышения привлекательности для клиентов банков рублевых операций, дестимулирующий переток рублей на валютный рынок.

Денежно-кредитная политика в интересах экономического роста

Анализ современной денежно-кредитной политики России и реальных условий ее осуществления позволяет сформулировать комплекс предложений, направленных на приведение денежно-кредитной политики в соответствие с государственными интересами экономического роста, инновационно-инвестиционного развития страны, а также устранение структурной деформации экономики.

• Признать необходимость подчинения денежно-кредитной политики общегосударственным целям экономической безопасности и роста. Отказаться от приоритетности снижения инфляции и абсолютизации ценности следования любым экономическим моделям в ущерб экономическому росту. Предусмотреть в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики создание условий для экономического роста, структурной перестройки и инновационно-инвестиционного развития российской экономики.

• Осуществлять комплексное таргетирование уровня инфляции и валютного курса рубля, определяя их целевые параметры в значениях, максимально стимулирующих экономический рост и инвестиции в отрасли, производящие продукцию для внутреннего потребления и несырьевой экспорт, науку и образование.

• Провести детальные научные исследования по определению влияния немонетарных факторов (инфляция издержек, включая коррупционный налог, монопольное ценообразование и административное регулирование цен; рост цен на импортные товары и услуги, в том числе в результате девальвации рубля; увеличение бюджетных расходов и др.) на уровень инфляции в России. При этом в зоне ответственности Банка России может находиться только монетарная компонента инфляции.

• Обнародовать механизм принятия Банком России решений по вопросам денежно-кредитной политики, прогнозируемые траектории инфляции и ключевой ставки, а также предоставлять развернутые объяснения по каждому случаю отклонения от прогноза сверх обозначенной величины.

• Разработать программу стимулирования внутреннего инновационного развития экономики, предусматривающую формирование инвестиционных фондов с государственным участием, налоговые каникулы для предприятий, ориентированных на импортозамещение и инвестирующих в создание новых современных мощностей.

• Создать механизмы эмиссии длинных денег, направляемых на финансирование инновационно-инвестиционного развития экономики России, через приобретение ценных бумаг контролируемых государством инвестиционных фондов. Для предотвращения стагфляции указанные механизмы должны предусматривать жесткий контроль за эффективностью и целевым характером использования инвестиций, не допускающий их нецелевой переток в сферу потребления и на валютный рынок.

• Продолжить снижение ключевой ставки с целью увеличения денежного предложения. Сформировать механизм льготного кредитования (с использованием кредитов Банка России) предприятий реального сектора экономики, признанных на конкурсной основе точками роста.

• Постепенно прекратить прием иностранных активов в качестве обеспечения по ломбардным кредитам в целях повышения привлекательности для российских экономических субъектов рублевых активов.

• Разработать и проводить политику кредитного стимулирования потребления домашними хозяйствами российской продукции.

• Рекомендовать Банку России дифференцировать нормативы обязательных резервов, установив их по рублевым обязательствам кредитных организаций ниже, чем по обязательствам в иностранной валюте.

• Разработать механизм постепенного замещения предприятиями внешних валютных кредитов за счет российских источников, одновременно установив контроль за их новыми внешними заимствованиями.

• Провести делиберализацию валютного законодательства и усилить валютный контроль для перекрытия каналов оттока капитала и сокращения возможностей масштабных валютных спекуляций, в том числе имеющих внешнее скоординированное происхождение.

• Рекомендовать Банку России разработать механизм ограничений размера валютной позиции кредитных организаций при наличии у них обязательств перед Банком России для перекрытия канала перетока полученных от него ресурсов на валютный рынок.

• Отказаться от режима плавающего курса как не соответствующего текущему политическому и экономическому положению. Установить целевой коридор на уровне ниже равновесного курса рубля, существенный рост которого будет достигнут в результате усиления валютного контроля.

• Сформировать независимый научный совет при Банке России для предварительной и обязательной последующей научной экспертизы влияния на экономику страны решений, принимаемых в сферах денежно-кредитной политики и регулирования финансового рынка.

Литература

1. King M. Changes in UK Monetary Policy: Rules and Discretion in Practice // Journal of Monetary Economics. - 1997. - Vol. 39. - № 1. -P. 81-97.

2. Вудфорд М. Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики. - 2014. - № 10. -С. 44-55.

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_ 2014 (2015-2016).pdf

4. Годовой отчет Банка России за 2014 год. URL: http://www.cbr.ru/ publ/God/ar_ 2014.pdf

5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_ 2015 (2016-2017).pdf

6. Федеральный закон РФ № 86-ФЗ от 10.07.2002 г «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». URL: http://base. garant.ru/12127405/

7. Аганбегян А. Г., Ершов М. В. О связи денежно-кредитной и промышленной политики в деятельности банковской системы России // Деньги и кредит. - 2013. - № 6. - С. 3-11.

8. Чаркин А. В. Мировой опыт инфляционного таргетирования // Финансовый журнал. - 2012. - № 1. - С. 115-128.

9. Федеральная служба государственной статистики. Исследование «Деловая активность организаций в России в октябре 2014 года». URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d04/220.htm

10. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. -2014. - № 9. - С. 4-12.

11. Третьякова С. Н. Об эффективности инфляционного таргети-рования в современных условиях // Банковское дело. - 2015. -№ 3. - С. 11-14.

12. Буклемишев О. В ловушке геополитики: почему российскому ЦБ не позавидуешь. URL: http://www.forbes.ru/mneniya/makroekonomika (дата обращения: 18.09.2014).

13. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. Декабрь 2014 года, № 4 (8). - С. 56. URL: http://www.cbr.ru/publ/ ddcp/2014_04_ddcp.pdf

14. Любский М. С. Российская политика валютного курса // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 3. - С. 48-58.

15. Ломиворотов Р. Влияние внешних шоков и денежно-кредитной политики на экономику России // Вопросы экономики. - 2014. -№ 11. - С. 122-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.