Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 1 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 1 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ситак Л.А. Влияние социокультурной среды на формирование экологической культуры будущих педагогов //
Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №1. С. 78-82. Режим доступа:
http ://www. agequal. ru/pdf/2018/118006.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Влияние социокультурной среды на формирование э кологической культуры будущих педагогов
Ситак Лариса Александровна,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске 357441, Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 14
Аннотация: в статье рассматриваются описывается структура личности субъекта особенности формирования готовности студентов педагогических вузов к формированию экологической культуры у детей; изучаются основные противоречия и подходы к целенаправленной систематической деятельности; рассматриваются движущими силами экологической активности личности.
Ключевые слова: экологическая культура; личность; профессиональная готовность; непрерывность экологического образования; процесс формирования экологической культуры.
Формирование экологической культуры представляет собой целенаправленную систематическую деятельность, направленную на развитие личности. Поэтому в структуре готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности должна быть сформированность у студентов экологических убеждений, наличие системы научных знаний, навыков к формированию экологической культуры.
В исследованиях можно встретить различные формы и виды готовности: психическая, профессиональная, практическая, моральная, мотивационная, нравствено-психологическая и т.д.
Профессиональная готовность будущего специалиста к процессу формирования экологической культуры представляет собой интегральное свойство личности. В структуру готовности входят: гражданская и
профессиональная ответственность за состояние и сохранение окружающей среды; убежденность в необходимости экологического воспитания; инициативность, активность, творческий подход в решении задач по формированию экологической культуры; владение теоретическими основами познания природы [2].
Рассмотренную структуру готовности специалистов к экологическому воспитанию необходимо дополнить.
Наиболее важным качеством, выражающим готовность специалиста к процессу формирования экологической культуры, являются его отношения с ровесниками, коллегами, а также отношение к себе, которое должно отвечать требованиям экологически культурной личности педагога. Помимо этого, в структуру готовности будущих специалистов к экологическому воспитанию необходимо включать: систему знаний теории и методики формирования экологической культуры; убежденность в необходимости сохранения окружающей среды; способность выбирать оптимальное ситуативное решение; способность активно воздействовать на окружающую среду, исключать опасные ситуации; самоохранительная деятельность.
Мы согласны с идеей о том, что даже достаточно четко продуманное системное воспитание, опирается на проверенный опыт, традиции и знания, строится с учетом наследственных данных и осуществляется в конкретной среде, в определенных условиях, что необходимо учитывать при моделировании системы экологического воспитания [1, 68]. Взаимодействие этих компонентов определяет конечный результат - формирование личности экологического типа.
Любое вмешательство извне может быть представлено набором событий, сочетанием, порождает конкретные ситуации. Индивидуальное восприятие зависит от степени адаптации к ним. Все многообразие такого взаимодействия можно представить в виде некоторого процесса, в котором осуществление определенных действий приводит к конкретному результату. Действия в своем многообразии могут иметь положительную и отрицательную характеристику. Соответствующий им результат может быть представлен как положительный, так и отрицательный.
Цели экологического воспитания не имеют прямого и непосредственного влияния на личность. Они преломляются различными социальными институтами, благодаря чему осуществляется самореализация личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит самому субъекту развития.
Структура личности включает следующие компоненты: опыт, знания, умения, привычки, навыки, что проявляется во владении экологической информацией, в способности проявлять аналитико-прогностические умения для понимания сущности экологически опасных явлений и выборе стратегий по их предотвращению; характер мотивации связан с доминированием желания и готовности решать экологические проблемы, над другими
потребностями личности. Так сильные положительные мотивы являются движущими силами экологической активности личности; блок личностных качеств которые развиваются в решении экологических проблем: ответственное поведение, активность, настойчивость, решительность в сочетании с коммуникативными и лидерскими качествами; развитие объективности ошибочных суждений к себе, к людям, к своей значимости в природопреобразующей деятельности, разумное отношение к природной среде; убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем; чувства и эмоции, любовь к природе и людям, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя. Стабильно возникающие чувства радости и удовлетворения при достижении положительных результатов в экологической деятельности.
Существуют внутренние механизмы саморегуляции, включающие процесс накопления и разрешения внутренних противоречий.
Противоречие между социальной необходимостью формирования у каждого экологической культуры и отсутствием начал данной культуры у многих, а также между социальным требованием ответственного отношения к природе и реально доминирующего у многих людей потребительского отношения к использованию природных ресурсов.
Можно отметить и другую группу противоречий между огромными потенциальными возможностями социальных институтов в формировании экологической культуры личности и реальным, часто неудовлетворительным состоянием их деятельности по экологическому воспитанию.
Кроме того, необходимо учитывать объективное несоответствие, существующее между реальным уровнем достижении которого направлено создание цели экологического воспитания. И задача состоит не в том, чтобы обойти противоречие, возникающее в сознании, а заострять их, и таким образом, возбуждать движущие силы развития личности.
Существуют три основных подхода к проблеме формирования экологической культуры. Первый подход направлен на формирование теоретических знаний в области экологии. Второй подход ориентирован на формирование ответственного отношения к природе. В данном случае студенты должны включаться в такие виды деятельности, педагогические ситуации, которые оказывают наибольшее влияние на восприятие личностью ценностей природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов и взаимодействию партнеров с человеком, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы.
Третий подход предусматривает включение личности в практическую деятельность. Причем ориентированность личности должна быть на решение региональных экологических проблем, от которых зависит здоровье и благополучие.
На содержание экологического воспитания будущих специалистов влияет исходный уровень экологической культуры, который определяется социальным законом общества, на экологическую образованность специалиста. [2,61]
Непрерывность экологического образования связана с преемственностью экологического образования и воспитания [3,59]. Преемственность экологического образования и воспитания предполагает осуществление согласной передачи комплекса сформировавшихся экологических знаний, осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих отношения человека к окружающему миру, связь между различными этапами и ступенями, начиная с дошкольного уровня и в течение всей жизни индивидуума.
Процесс формирования экологической культуры предполагает изменение отношений человека и общества к окружающей среде.
Литература
1. Ситак Л.А.. Головань О.Н. Экологическое воспитание как образовательно-воспитательная система / Ситак Л.А., Головань О.Н. // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 68-70.
2. Ситак Л.А.. Головачева Л.С., Побережная Е.Г. Изучение научных представлений о культуре / Ситак Л.А., Головчева Л.С., Побережная Е.Г. // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 61-63.
3.Ситак Л.А. О проблеме готовности студентов педагогического Вуза к формированию экологической культуры школьников во внеклассной работе // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 12. С. 59-62.
Influence of the sociocultural environment on formation of ecological culture of future teachers
Sitak Larisa Aleksandrovna,
associate professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor Branch of the Stavropol state teacher training college in Zheleznovodsk
357441, Stavropol'skiy kray, g. Zheleznovodsk pos. Inozemtsevo, pr.Svobody,14
Abstract: the article describes the structure of the personality of the subject features of the formation of readiness of students of pedagogical universities to the formation of environmental culture in children; the main contradictions and approaches to the purposeful systematic activity are studied; considered the driving forces of environmental activity of the individual.
Key words: ecological culture; personality professional readiness, continuity of ecological education, process of formation of ecological culture
REFERENCES
1. Sitak L. A.. Golovan O. N. - Environmental education as an educational system/ Sitak, Golovan, L. N. / Humanitarian scientific journal/ - Saratov, 2017 - № 1 (6), P. 68-70.
2. Sitak L.A.. The study of scientific ideas about culture / Sitak L.A., Golovacheva L.S., Pobereznaya E.G. - Humanities magazine - Saratov. 2017. № 1 (6). P. 61-63.
3. Sitak L.A. on the problem of readiness of students of pedagogical high School to the formation of ecological culture of schoolchildren in extracurricular activities/ Social and humanitarian knowledge/ Moscow. 2017. № 12. P. 59-62.