УДК 364:368.4
Баранов Александр Аркадьевич, Лукшина Ольга Юрьевна
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск aabaranov@mail.ш, Lukovka2379@yandex.т
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ СОТРУДНИКАМИ И ОСУЖДЕННЫМИ НА РАЗВИТИЕ СИМПТОМОВ «ВЫГОРАНИЯ» ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СЛУЖАЩИХ
Статья содержит теоретическую модель детерминант «выгорания» пенитенциарных служащих, а также анализ условий формирования социальной дистанции. Раскрыты роль идентификации, адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы в формировании и развитии профессиональных установок служащих и их влияние на развитие симптомов «выгорания».
Ключевые слова: социальная дистанция, дистанцирование, ограничение субъектности, идентификация, профессиональные установки, синдром «выгорания».
Термин «социальная дистанция» был введен Георгом Зиммелем в рамках формальной социологии. Данный феномен изучался социологами Визе, Парком Р., Берджесом Э. и др. В психологию термин проник и применялся в теории социального обмена и интерпретировался как показатель меры сплоченности группы. В современной психологической науке понятие социальной дистанции достаточно широко представлено и более подробно изучено в рамках этнопсихологии.
Слово «дистанция» в обычном употреблении означает пространственное расстояние между какими-либо предметами, вещами. В социальной сфере «дистанцирование» проявляется в отдалении от окружающих, «когда мы держимся на расстоянии от угрожающего нам человека» [5, с. 195]. Социальная дистанция в понимании Богардуса Э. характеризует близость или отчужденность социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей [9, с. 216-218].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная дистанция является категорией обозначающей положение в социальном пространстве групп или индивидов, она устанавливает их степень близости или отчужденности между собой.
Манхейм К. в своём труде «Избранное: Социология культуры», подробно рассматривал природу возникновения социального «дистанцирования» и полагал, что оно вначале проявляется в действиях, помогающих избегать общения, создающих пространственную дистанцию, а позднее оно становится более «сублимированным», не нуждающимся в пространственном отдалении. Манхейм К. считал, что в любой социальной среде существует «нормальная дистанция», которая соблюдается людьми, общающимися друг с другом. Отклонение от нормы воспринимается как чрезмерная, граничащая с равнодушием «вежливость» или ничем не вызванная «наглость». Он отмечал, что существуют метафоры, выражающие пространственную дистанцию, которые употребляются для обозначения нарушений правил социального поведения [5, с. 195]. Ав-
тор отмечал, что одним из значимых примеров социальной дистанции является дистанция, создаваемая властью. Это вертикальная дистанция между лицами, занимающими неравное положение в иерархической системе, которая отражена в стереотипах поведения в иерархически стратифицированных обществах. Она выражается в одежде членов различных групп, способах обращения, церемониалах и т.д.
Проблема социального дистанцирования в пенитенциарном обществе изначально создается властью. Неравное положение осужденного по отношению к сотруднику отмечается в ограничении его прав, теперь его жизнь, занятость и даже досуг полностью во власти людей, чьей деятельностью является исполнение наказания, вынесенного судом. Исходя из этого, основной задачей сотрудников является не только ограничение свободы, но и субъек-тности осуждённого, что неизбежно приводит к увеличению социальной дистанции между сотрудниками и осуждёнными и ограничению коммуникаций, автономности данных групп. Также присутствует и внешняя атрибутика, разделяющая, стратифицирующая данные группы, указывающая на их различия в социальном положении - это форма у сотрудников и «роба» у осуждённых. Следовательно, социальное дистанцирование в пенитенциарной системе изначально определено и установлено социумом, на что указывает стратификация групп осуждённых и сотрудников, их неравное положение. С одной стороны, стратификация и дистанцирование позволяют уголовно-исполнительной системе эффективно выполнить задачу по исполнению наказания, но одновременно стоит на пути решения более существенной задачи по исправлению и коррекции поведения осужденных. Известно, что максимальная социальная дистанция между группами и индивидами указывает на их обособленность и автономность. Большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально, а значит, специалисты социономических профессий будут нерезультативны в своей деятельности. Таким образом,
© Баранов А.А., Лукшина О.Ю., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
149
возникает проблема механизма влияния социального дистанцирования на формирование синдрома «выгорания» персонала пенитенциарных учреждений.
Формирование синдрома «выгорания» у пенитенциарных служащих имеет свои механизмы и причины. Одними из основных детерминант на наш взгляд являются организационная или профессиональная субкультура, а также процессы адаптации -как приспособительной активности [1, с. 168] , социальной перцепции, идентификации, под воздействием которых и формируются профессиональные установки и стереотипы, как составляющие феномена социального дистанцирования, детерминирующие «выгорание» служащих.
Организационная субкультура является динамическим образованием, и она активна. «Субкультура - определённая часть культуры, выделяемая по некоторому основанию и отличающаяся от «материнской» культуры во всех трёх частях культуры -материальной, духовной, интеракциональной. В каждой субкультуре имеется своя система убеждений, ценностей и норм взаимодействия, разделяемых представителями соответствующей субкультуры» [4, с. 332]. Субкультура предоставляет образцы поведения как неосознаваемого, непреднамеренного характера, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые эксплицированы в данной организации.
Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей и групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях [2, с. 6]. Адаптируясь к новой профессиональной среде, человек входит в новую для него группу, приспосабливаясь, разделяет убеждения и взгляды её членов. Для того чтобы служащему не только эффективно адаптироваться в данной профессиональной среде, но и являться конгруэнтным, ему необходимо выработать свою индивидуальную систему паттернов поведения во взаимодействии со всеми предъявляемыми ему требованиями, явными и неявными. Процесс идентификации на наш взгляд является существенной детерминантой социального дистанцирования, а также синдрома «выгорания». Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) -отождествление индивидом себя с определенной группой [3, с. 60]. Идентичностью называется система общих представлений о самом себе и своем месте в мире, а также осознание себя как профессионала. Таким образом, определяя будущую профессию человек, предопределяет и дальнейший образ жизни, круг общения.
Э. Эриксон рассматривает идентичность как сложное личностное образование с многоуровневой структурой, которая связана с тремя уровнями человеческой природы [11, с. 11]:
1. Индивидуальный уровень: это преставление о себе как о относительно неизменной данности, человеке определенного физического облика, задатков, темперамента.
2. Личностный уровень состоит из ощущений человеком собственной уникальности, неповторимости своего жизненного опыта.
3. Социальный уровень: личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Благодаря этим характеристикам человек разделяет мир на похожих и непохожих на себя.
Исходя из вышеизложенного, профессиональную идентичность можно определить как «многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации. Она предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции [10, с. 156].
К основным элементам профессиональной идентичности можно отнести профессиональные ценности, мотивы, профессиональную «Я-концепцию» и позицию, а также профессиональные установки и убеждения [7, с. 53-58.].
Процесс становления профессиональной идентичности состоит из нескольких вытекающих друг из друга процессов [8, с. 72-79]:
- самоопределение индивида как члена некой профессиональной группы;
- присвоение себе общих групповых характеристик и усвоение норм и стереотипов поведения выбранной профессиональной группы;
- приписывание себе усвоенных групповых норм и стереотипов, использование их в качестве регуляторов своего поведения.
Следовательно, специалист осознанно принимает нормы, ценности, интересы, установки и стереотипы профессиональной группы (коллектива, корпорации, системы и т.д.), противопоставляя при этом себя представителям других групп. Обрести профессиональную идентичность специалисту сложно, так как его успех зависит не только от его профессиональных способностей и мастерства, но и от принятия, признания его личностных и профессиональных качеств, представителями значимой для него профессиональной группы или сообщества. Слияние с организацией, группой, полная идентификация позволяют служащему обеспечить себе чувство психологической безопасности от принадлежности к данной профессиональной группе. Результатом процесса идентификации является идентичность, то
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
есть осмысление, осознание человеком себя самого во всех планах, в том числе и как представителя определенной социальной или профессиональной группы. Если же в процессе адаптации сотруднику не удается идентифицировать себя полностью с профессиональной группой, принять её ценности, нормы, традиции и опыт тогда профессиональные установки не сформируются и в этом случае у данного специалиста отсутствует профессиональная перспектива в данной профессиональной группе.
Наряду с механизмом идентификации, на процесс формирования профессиональных установок, стереотипов действует механизм социальной перцепции. Социальная перцепция (от лат. регсерйо -воспринимаю) - то есть восприятие другого человека как члена определенного (чаще иного, чем своего) социального коллектива [2, с. 60]. Особенность социальной перцепции состоит в том, что на отдельного представителя социальной группы переносятся все особенности поведения, типические характеристики той группы, к которой он относится.
Оппозиция «свой - чужой» часто рассматривается в рамках изучения теории межкультурной коммуникации. Формирование данного механизма у сотрудников происходит уже на стадии адаптации к деятельности. Молодые сотрудники, принимая традиции, нормы, установки, стереотипы значимой профессиональной группы, опыт более опытных служащих идентифицируют себя с ней («свои») одновременно противопоставляя себя («чужие»).
Исследователи одной из ключевых функций профессиональной идентификации выделяют выстраивание коммуникативного поведения, для чего используются лингвистические стратегии. Пионтков-ски У выделил две основные лингвистические стратегии, направленные для отличия индивида от членов других профессиональных групп и укрепления собственной идентификации, это - конвергенция и дивергенция. «Конвергенция определяется как стратегия, при которой люди приспосабливают друг к другу свое коммуникативное поведение, а дивергенция - как стратегия, при которой говорящий подчеркивает речевые различия между собой и другими». Конвергентные речевые акты редуцируют межличностные и межгрупповые различия, в то время как дивергентные акты их увеличивают [6, с. 73]. Примером конвергенции является употребление сотрудниками при взаимодействии с коллегами своеобразных прозвищ-оскорблений осуждённых («зеки», «жулики», «бандиты», «покемоны», «быки» и т.д.), жаргона, понятий принятых в данной профессиональной группе, которые характеризуют отношение к группе «чужих» и их употребление подтверждает идентификацию с группой «свои». Соответственно, образ «чужого» прочно формируется в сознании сотрудника и в дальнейшем начинает определять особенности коммуникации с пред-
ставителями других социальных групп (сотрудники других организаций, осуждённые).
Рассмотрим значение социальной дистанции в формировании и развитии синдрома «выгорания» пенитенциарных служащих. Мы полагаем, что немаловажную роль в этом процессе имеет необходимость ограничения субъектности личности осужденного. Ограничивая субъектность осуждённого посредством властных полномочий, регламентированных законодательными актами, требований установленного режима и правил внутреннего распорядка, сотрудники одновременно не позволяют осуждённым проявить в полной мере свои как преступные, асоциальные, криминальные, так и позитивные личностные стремления, склонности, качества. В то же время ограничение субъектности выступает в качестве некой психологической защиты: сотрудники не позволяют осуждённым раскрыть собственную личность, своё «Я», ограждают себя от возможности более полного взаимодействия, погружения в личность «Другого», «Чужого» и идентификацию с ним, с его чувствами, переживаниями. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что ограничение субъектности осуждённого детерминирует увеличение социальной дистанции между сотрудниками и осуждёнными и приводит к ограничению коммуникаций, автономности данных групп.
Проведя теоретический анализ роли социальной дистанции, ограничения субъектности в формировании и развитии синдрома «выгорания» мы полагаем, что под влиянием профессиональной субкультуры, её составляющими (поведенческими стереотипами при взаимодействии с осуждёнными, групповыми нормами, стандартами и образцами, регламентирующими поведение сотрудников ИУ провозглашаемыми ценностями, целями, стратегиями поведения, позицией на дистанцирование), в процессе адаптации происходит идентификация сотрудника со значимой профессиональной группой. У сотрудника формируются профессиональные установки, стереотипы и убеждения, которые переходят в базовые представления личности - подсознательные, представляющиеся сотруднику чем-то самоочевидным и являющимися первичными источниками ценностей и поступков. Профессиональные установки, стереотипы и убеждения определяют отношение к личности осуждённого и формируют установку на ограничение субъектности осуждённого. В то же время ограничение субъектности выступает в качестве определенной психологической защиты: сотрудники не позволяют осуждённым раскрыть собственную личность, своё «Я», ограждают себя от возможности более полного взаимодействия, погружения в личность «Другого», «Чужого» и идентификацию с ним, с его чувствами, переживаниями. Таким образом, ограничение субъектно-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
151
сти осуждённого приводит к увеличению социальной дистанции между сотрудниками и осуждёнными и ограничению коммуникаций, автономности данных групп. А максимальная социальная дистанция не позволяет помогающему специалисту эффективно решать поставленные перед ним задачи и приводит к развитию симптомов «выгорания».
Библиографический список
1. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.
2. Баранов А.А. Социально-психологическая адаптация // Педагогический родник. - Ижевск, 2009. - № 2. - С. 6.
3. Болдырев В.Е. Введение в теорию межкуль-турной коммуникации: Курс лекций. - М.: Русский язык; Курсы, 2010. - 144 с.
4. ГришаеваЛ.И., ЦуриковаЛ.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
5. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501 с.
6. Пионтковски У. Лингвистические стратегии в социальном взаимодействии // Иностранная психология. - 1993. - Т. 1. - № 1. - С. 73.
7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. - С. 53-58.
8. Руднева Е.Н Профессиональная идентичность - основа становления профессионала // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2007. - № 2. - С. 72-79.
9. Шкала социальной дистанции (шкала Богар-дуса, вариант Л.Г. Почебут) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. - С. 216-218.
10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996.
УДК 378
Игнатьева Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
В статье определена сущность изменений в педагогическом управлении учебной деятельностью студентов вуза в современных условиях и связанные с этим затруднения преподавателей. Предлагаются направления подготовки преподавателей к новому педагогическому управлению. Показана динамика изменений в деятельности преподавателей в результате специально организованной подготовки.
Ключевые слова: педагогическое управление, учебная деятельность студентов, подготовка преподавателей, образовательный процесс вуза, системные изменения.
Современная социокультурная ситуация вызывает системные изменения образовательного процесса, которые проявляются в изменении образовательной деятельности на всех уровнях (от образовательной программы до учебной дисциплины). Эти изменения направлены на усиление обращенности к студенту, персонификацию образовательного процесса как проявление субъектности в условиях гетерогенности за счет осуществления студентами индивидуального образовательного маршрута, учета в содержании образования их личностных интересов и опыта, вовлечения в общение и взаимообучение, рефлексию и самооценку учебной деятельности, развитие их познавательной компетентности, которая приобретает новые характеристики и выступает условием непрерывного образования.
Таким образом, влияние социокультурной ситуации на образовательный процесс вуза вызывает потребность в изменении стратегий педагогического управления учебной деятельностью студентов, которые способствовали бы использованию возможностей современной информационной образовательной среды, нивелировали ее риски, обеспечивая как системную целостность, так и развитие образовательного процесса.
Под педагогическим управлением учебной деятельностью студентов нами понимается система целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса относительно содержания образования, в результате которого осуществляется согласование компонентов образовательного процесса с целью достижения результатов образования. Наша позиция совпадает с позицией
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
© Игнатьева Е.Ю., 2012