ситуациях, необдуманным поступкам. Ведомые сиюминутными желаниями, заключенные суициденты способны на поступки, сопряженные с риском для жизни, не прогнозируя их негативных последствий. Для заключенных с аутодеструктивным поведением характерна тенденция личностной отгороженности, что делает их закрытыми для помощи. Суицидальное поведение заключенных - это «крик о помощи», стремление привлечь внимание окружающих к своим страданиям. Заключенные суициденты позиционируют самоубийство как социально одобряемый выход и склонны его оправдывать. Заключенным с аутодеструктивным поведением свойственна отрицательная оценка себя, окружающих, негативная картина будущего. Заключенные с саморазрушающим поведением используют малоадаптивные копинг-стратегии и механизмы психологической защиты, направленные не на активное преодоление, а на устранение внутреннего эмоционального напряжения.
Литература:
1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социальнопсихологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 91-101.
2. Вальздорф Е.В. Самопорезы среди способов суицидальной активности уголовно ответственных // Суицидология. - 2011. -№ 1. - С. 56-57.
3. Гилинский Я.И. Основные тенденции динамики самоубийств в России. - СПб.: Алтейя, 2000.
4. Горбатов С.В. Личностный инфантилизм и деструктивное поведение подростков, находящихся в условиях учебного заведения закрытого типа / Актуальные проблемы психологической теории и практики. Сборник научных трудов под ред. А.А. Крылова - СПб., 1995 (Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14). - С. 113-118.
5. Диагностика суицидального поведения // Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Москва, 1980.
6. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов. -М.: Норма, 2006 - 512 с.
7. Ефремов В.С. Основы суицидологи. СПб: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с.
8. Зотов П.Б., Габсалямов И.Н., Кузнецов П.В. Средства суицидальных действий, совершаемых осужденными (прием инородных предметов внутрь) // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 27-28.
9. Ковалев О.Г., Тимонин Н.П., Суслов Э.А. Психологические проблемы суицидального поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях России // Психологический журнал. -1998. - Том 19, № 5. - С. 30-37.
10. Кузнецов П.В. Способы и средства суицидальных попыток мужчин, содержащихся под стражей // Суицидология. - 2013. -Том 4, № 3. - С. 64-70.
11. Кузнецов П.В. Оценка мотивов суицидального поведения у следственно-арестованных // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 2. - С. 32-33.
12. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 3-10.
13. Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал. - 1992. - Том 13, № 1. - С. 77-85.
14. Humphrey J.A. Deviant behavior / Pearson Education, Inc., Upper Saddle River, New Jersey, 2006.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
И. П. Попова
Екатеринбургское СВУ, г. Екатеринбург, Россия E-mail автора: popova652007@mail.ru
Анализ социально-психологического самочувствия обучающихся суворовских военных училищ позволяет выявить его влияние на суицидальное поведение и обосновать рекомендации по профилактике суицида.
Ключевые слова: социально-психологическое самочувствие, суицидальное поведение, дезадаптация.
В условиях модернизации российского общества возрастают требования к полноценному социальному функционированию, оптимальной работоспособности и благоприятному морально-психологическому климату как в профессиональных, так и в ученических коллективах. С этой точки зрения, крайне актуальным является выявление социальнопсихологического самочувствия обучающихся суворовских военных училищ, в частности, суворовцев в период адаптации, что позволит предлагать обоснованную систему мер по его стабилизации, формировать адекватное восприятие изменений в жизни подростка и осуществлять своевременную профилактику суицида. Социально-психологическое самочувствие представляет собой психическое отражение действительности, характеризующееся параметрами социального взаимодействия и взаимоотношения субъектов образовательных отношений в данный момент и в конкретных условиях [1]. Исследуются эмоции, чувства, переживания, знания, как компоненты структуры социально-психологического самочувствия.
Социально-психологическое самочувствие выступает в качестве определённого результата рефлексии обучающегося собственной жизни, своих успехов и неудач, даёт целостное представление об отношении к жизни в училище, к ученическому сообществу, раскрывает особенности взаимоотношений с педагогами, воспитателями и родителями (законными представителями). Влияние социально - психологического самочувствия на личность может быть двояким: стимулирующим (поощряющим), и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание её потенциалов, провоцирующее конфликтное и суицидальное поведение)
[2].
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ суворовские военные училища с 2009 года перешли на 7-и летнее обучение, то есть с 5-го по 11 классы. Переход обучающихся из начальной школы в среднюю является кризисным периодом. При поступлении 10-11-тилетних мальчишек в пятый класс суворовского военного училища, данный кризис усугубляется тем, что полностью меняется не только привычный режим дня, но и социальное окружение, условия быта. В жизни младших подростков при поступлении в военное училище появляется много ограничений и запретов. Особенно болезненным является для современных детей отсутствие возможности пользоваться в любое время сотовыми телефонами и
34
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013
интернетом. Для первокурсников сотовый телефон является ещё и возможностью общения с родителями, с которыми суворовцы из разных городов России могут увидеться только два раза в год - во время зимних и летних каникул.
Обучающимся первого курса военного училища (5 класс), привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы адаптироваться к новому темпу и стилю жизни. Суворовцы-первокурсники характеризуются повышенной впечатлительностью, низкой самоорганизованностью, эмоциональной неустойчивостью.
Целью нашего исследования является выявление уровня социально-психологического самочувствия и определение факторов детерминирующих суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища.
Одновременно было проведено тестирование суицидальных наклонностей суворовцев. Висследова-нии приняли участие суворовцы первого и второго курсов (5-6 класс) в количестве 158 человек. Обучающиеся с низким уровнем социально -психологического самочувствия (14%) отметили, что испытывают постоянное чувство тревоги, чувствуют себя незащищёнными, им часто снятся страшные и тревожные сны. Суворовцы с уровнем социально -психологического самочувствия ниже среднего (21%) считают, что их родители плохо относятся к ним и поэтому «отправили учиться в суворовское училВщоде исследования были получены следующие данные: уровень суицидальных наклонностей суворовцев тем выше, чем ниже уровень их социальнопсихологического самочувствия. Факторами, обусловливающими суицидальное поведение являются: ощущениесебя «лишним в семье», то есть убеждение, что родители «избавились» от сына отправив учиться в военное училище с пятого класса; постоянное чувство необъяснимой тревоги; чувство незащищённости; ухудшение психофизиологического состояния. Всякое состояние, по словам Н.Д. Левитова
[3], является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Следовательно, оно имеет внешнее выражение как по ряду психофизиологических показателей, так и в поведении человека.
Выводы.
Чем выше уровень социально-психологического самочувствия обучающихся суворовского военного училища, тем ниже риск возникновения суицидального поведения. Суицидальное поведение является последним критическим звеном в цепи процесса дезадаптации, блокирование которого возможно при определении у суворовца низкого уровня социальнопсихологического самочувствия и оказания своевременных мер по его оптимизации.
Литература:
1. Корчемный П.А., Попова И.П. Социальное самочувствие субъектов образовательного пространства как детерминанта безопасности школьника // Безопасность в современном мире: социально-психологические аспекты: Мат. II Междунар. симп. 14
апреля 2011 г., Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. -С.164-176.
2. Корчемный П.А., Попова И.П. Особенности влияния социально-психологического самочувствия на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 4. - М.: Изд-во МГОУ. - С.48-53.
3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - 344 с.
КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАРАСУИЦИДОВ У КОМБАТАНТОВ
И.В. Шадрина, Л.А. Бенько,
М.Ю. Пирогова, А.Н. Пугачев
Южно-Уральский ГМУ, г. Челябинск. Россия
E-mail авторов: prf.ishadrina@gmail.com larisbenco@mail.ru
Самоповреждающие действия в детско-подростковом возрасте являются предикторами аутоагрессивного поведения у взрослых. Дезадаптация у комбатантов, нарастающая по мере формирования «органической комбатантной личности», может обусловливать суицидальное поведение.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, сапо-мовреждение, суицид, комбатант.
Учитывая высокую распространенность суицидов среди лиц трудоспособного и молодого возраста, актуальным является клинико-анамнестическое исследование в области аутоагрессивного поведения. Особенно значимы проблемы агрессии и аутоагрессии для лиц, имеющих опыт обращения с оружием, для ветеранов современных военных конфликтов -комбатантов. Задачей медицинского сопровождения в этих случаях является формирование единого, целостного подхода к мерам первичной, вторичной и третичной профилактики по предотвращению аутоагрессивного поведения у этого контингента.
Учитывая возрастной критерий, как принцип клинико - анамнестического обследования, в данной работе использовалось разделение детско - подросткового возраста на четыре уровня нервнопсихического реагирования: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (5-10 лет) и эмоционально-идеаторный (11-17 лет), выделенные В.В. Ковалевым [3]. Остальные возрастные периоды были разделены в соответствии с возрастными пиками суицидальной активности: молодежный (17-29 лет) и зрелый (30-50 лет) [4]. В данном исследовании был взят возраст до 40 лет, так как комбатанты, включенные в данное исследование, являясь участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе (1993-2000 гг.), служили по призыву в качестве рядовых, и среди них не было лиц старше 40 лет.
В связи с выше изложенным, было предпринято исследование аутоагрессивного поведения у 78 мужчин, комбатантов. Работа проводилась в сравнительно-возрастном аспекте, с учетом возрастной периодизации. К самоповреждениям в данном исследовании были отнесены следующие действия: обгрызание ногтей, обдирание заусениц, расцарапывание ранок и
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
35