Научная статья на тему 'Влияние социальнопсихологического самочувствия на суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища'

Влияние социальнопсихологического самочувствия на суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова И. П.

Анализ социально-психологического самочувствия обучающихся суворовских военных училищ позволяет выявить его влияние на суицидальное поведение и обосновать рекомендации по профилактике суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальнопсихологического самочувствия на суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища»

ситуациях, необдуманным поступкам. Ведомые сиюминутными желаниями, заключенные суициденты способны на поступки, сопряженные с риском для жизни, не прогнозируя их негативных последствий. Для заключенных с аутодеструктивным поведением характерна тенденция личностной отгороженности, что делает их закрытыми для помощи. Суицидальное поведение заключенных - это «крик о помощи», стремление привлечь внимание окружающих к своим страданиям. Заключенные суициденты позиционируют самоубийство как социально одобряемый выход и склонны его оправдывать. Заключенным с аутодеструктивным поведением свойственна отрицательная оценка себя, окружающих, негативная картина будущего. Заключенные с саморазрушающим поведением используют малоадаптивные копинг-стратегии и механизмы психологической защиты, направленные не на активное преодоление, а на устранение внутреннего эмоционального напряжения.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социальнопсихологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 91-101.

2. Вальздорф Е.В. Самопорезы среди способов суицидальной активности уголовно ответственных // Суицидология. - 2011. -№ 1. - С. 56-57.

3. Гилинский Я.И. Основные тенденции динамики самоубийств в России. - СПб.: Алтейя, 2000.

4. Горбатов С.В. Личностный инфантилизм и деструктивное поведение подростков, находящихся в условиях учебного заведения закрытого типа / Актуальные проблемы психологической теории и практики. Сборник научных трудов под ред. А.А. Крылова - СПб., 1995 (Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14). - С. 113-118.

5. Диагностика суицидального поведения // Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Москва, 1980.

6. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов. -М.: Норма, 2006 - 512 с.

7. Ефремов В.С. Основы суицидологи. СПб: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с.

8. Зотов П.Б., Габсалямов И.Н., Кузнецов П.В. Средства суицидальных действий, совершаемых осужденными (прием инородных предметов внутрь) // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 27-28.

9. Ковалев О.Г., Тимонин Н.П., Суслов Э.А. Психологические проблемы суицидального поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях России // Психологический журнал. -1998. - Том 19, № 5. - С. 30-37.

10. Кузнецов П.В. Способы и средства суицидальных попыток мужчин, содержащихся под стражей // Суицидология. - 2013. -Том 4, № 3. - С. 64-70.

11. Кузнецов П.В. Оценка мотивов суицидального поведения у следственно-арестованных // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 2. - С. 32-33.

12. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 3-10.

13. Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал. - 1992. - Том 13, № 1. - С. 77-85.

14. Humphrey J.A. Deviant behavior / Pearson Education, Inc., Upper Saddle River, New Jersey, 2006.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

И. П. Попова

Екатеринбургское СВУ, г. Екатеринбург, Россия E-mail автора: popova652007@mail.ru

Анализ социально-психологического самочувствия обучающихся суворовских военных училищ позволяет выявить его влияние на суицидальное поведение и обосновать рекомендации по профилактике суицида.

Ключевые слова: социально-психологическое самочувствие, суицидальное поведение, дезадаптация.

В условиях модернизации российского общества возрастают требования к полноценному социальному функционированию, оптимальной работоспособности и благоприятному морально-психологическому климату как в профессиональных, так и в ученических коллективах. С этой точки зрения, крайне актуальным является выявление социальнопсихологического самочувствия обучающихся суворовских военных училищ, в частности, суворовцев в период адаптации, что позволит предлагать обоснованную систему мер по его стабилизации, формировать адекватное восприятие изменений в жизни подростка и осуществлять своевременную профилактику суицида. Социально-психологическое самочувствие представляет собой психическое отражение действительности, характеризующееся параметрами социального взаимодействия и взаимоотношения субъектов образовательных отношений в данный момент и в конкретных условиях [1]. Исследуются эмоции, чувства, переживания, знания, как компоненты структуры социально-психологического самочувствия.

Социально-психологическое самочувствие выступает в качестве определённого результата рефлексии обучающегося собственной жизни, своих успехов и неудач, даёт целостное представление об отношении к жизни в училище, к ученическому сообществу, раскрывает особенности взаимоотношений с педагогами, воспитателями и родителями (законными представителями). Влияние социально - психологического самочувствия на личность может быть двояким: стимулирующим (поощряющим), и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание её потенциалов, провоцирующее конфликтное и суицидальное поведение)

[2].

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ суворовские военные училища с 2009 года перешли на 7-и летнее обучение, то есть с 5-го по 11 классы. Переход обучающихся из начальной школы в среднюю является кризисным периодом. При поступлении 10-11-тилетних мальчишек в пятый класс суворовского военного училища, данный кризис усугубляется тем, что полностью меняется не только привычный режим дня, но и социальное окружение, условия быта. В жизни младших подростков при поступлении в военное училище появляется много ограничений и запретов. Особенно болезненным является для современных детей отсутствие возможности пользоваться в любое время сотовыми телефонами и

34

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

интернетом. Для первокурсников сотовый телефон является ещё и возможностью общения с родителями, с которыми суворовцы из разных городов России могут увидеться только два раза в год - во время зимних и летних каникул.

Обучающимся первого курса военного училища (5 класс), привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы адаптироваться к новому темпу и стилю жизни. Суворовцы-первокурсники характеризуются повышенной впечатлительностью, низкой самоорганизованностью, эмоциональной неустойчивостью.

Целью нашего исследования является выявление уровня социально-психологического самочувствия и определение факторов детерминирующих суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища.

Одновременно было проведено тестирование суицидальных наклонностей суворовцев. Висследова-нии приняли участие суворовцы первого и второго курсов (5-6 класс) в количестве 158 человек. Обучающиеся с низким уровнем социально -психологического самочувствия (14%) отметили, что испытывают постоянное чувство тревоги, чувствуют себя незащищёнными, им часто снятся страшные и тревожные сны. Суворовцы с уровнем социально -психологического самочувствия ниже среднего (21%) считают, что их родители плохо относятся к ним и поэтому «отправили учиться в суворовское училВщоде исследования были получены следующие данные: уровень суицидальных наклонностей суворовцев тем выше, чем ниже уровень их социальнопсихологического самочувствия. Факторами, обусловливающими суицидальное поведение являются: ощущениесебя «лишним в семье», то есть убеждение, что родители «избавились» от сына отправив учиться в военное училище с пятого класса; постоянное чувство необъяснимой тревоги; чувство незащищённости; ухудшение психофизиологического состояния. Всякое состояние, по словам Н.Д. Левитова

[3], является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Следовательно, оно имеет внешнее выражение как по ряду психофизиологических показателей, так и в поведении человека.

Выводы.

Чем выше уровень социально-психологического самочувствия обучающихся суворовского военного училища, тем ниже риск возникновения суицидального поведения. Суицидальное поведение является последним критическим звеном в цепи процесса дезадаптации, блокирование которого возможно при определении у суворовца низкого уровня социальнопсихологического самочувствия и оказания своевременных мер по его оптимизации.

Литература:

1. Корчемный П.А., Попова И.П. Социальное самочувствие субъектов образовательного пространства как детерминанта безопасности школьника // Безопасность в современном мире: социально-психологические аспекты: Мат. II Междунар. симп. 14

апреля 2011 г., Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. -С.164-176.

2. Корчемный П.А., Попова И.П. Особенности влияния социально-психологического самочувствия на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 4. - М.: Изд-во МГОУ. - С.48-53.

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - 344 с.

КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАРАСУИЦИДОВ У КОМБАТАНТОВ

И.В. Шадрина, Л.А. Бенько,

М.Ю. Пирогова, А.Н. Пугачев

Южно-Уральский ГМУ, г. Челябинск. Россия

E-mail авторов: prf.ishadrina@gmail.com larisbenco@mail.ru

Самоповреждающие действия в детско-подростковом возрасте являются предикторами аутоагрессивного поведения у взрослых. Дезадаптация у комбатантов, нарастающая по мере формирования «органической комбатантной личности», может обусловливать суицидальное поведение.

Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, сапо-мовреждение, суицид, комбатант.

Учитывая высокую распространенность суицидов среди лиц трудоспособного и молодого возраста, актуальным является клинико-анамнестическое исследование в области аутоагрессивного поведения. Особенно значимы проблемы агрессии и аутоагрессии для лиц, имеющих опыт обращения с оружием, для ветеранов современных военных конфликтов -комбатантов. Задачей медицинского сопровождения в этих случаях является формирование единого, целостного подхода к мерам первичной, вторичной и третичной профилактики по предотвращению аутоагрессивного поведения у этого контингента.

Учитывая возрастной критерий, как принцип клинико - анамнестического обследования, в данной работе использовалось разделение детско - подросткового возраста на четыре уровня нервнопсихического реагирования: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (5-10 лет) и эмоционально-идеаторный (11-17 лет), выделенные В.В. Ковалевым [3]. Остальные возрастные периоды были разделены в соответствии с возрастными пиками суицидальной активности: молодежный (17-29 лет) и зрелый (30-50 лет) [4]. В данном исследовании был взят возраст до 40 лет, так как комбатанты, включенные в данное исследование, являясь участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе (1993-2000 гг.), служили по призыву в качестве рядовых, и среди них не было лиц старше 40 лет.

В связи с выше изложенным, было предпринято исследование аутоагрессивного поведения у 78 мужчин, комбатантов. Работа проводилась в сравнительно-возрастном аспекте, с учетом возрастной периодизации. К самоповреждениям в данном исследовании были отнесены следующие действия: обгрызание ногтей, обдирание заусениц, расцарапывание ранок и

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.