УДК 911.3:39
DO): 10.21209/2227-9245-2017-23-12-14-22
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА)
THE ROLE OF SOCIO-TECHNICAL NETWORKS IN TOURISM DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE BAIKAL REGION)
li. 11. Нуклина, Институт географии им. If. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской ащдемии nay и, г. Иркутск vukukllna@gmail.com
V. Kill,-Una,
Institute of Geography of Russian Academy of Sciences named ufterV.B. Sochava, Siberian liai ne h of the Russian Academy of Sciences, Irkutsk
]/. II. Куклина, Иркутский национальный 11 ec.'t едо мип е. чье кии технический университет, г. Иркутск
kuklina-kmv@yandcx.ru
М. Kuhliiia,
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
P. Ф. Старков, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск l955starkov@mail. ru
It. Starkov,
Иркутский национальный uec.'iedoftam ел ьс ki t it технический университет, г. Иркутск
А. Л. Галтаева, Иркутский национальный исследовательский технически!/ университет, г. Иркутск
A. Galtaeva,
Irkutsk National Research
Technical University, Irkutsk
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью социально-технических систем, влияющих на развитие туризма в различных регионах мира. Отмечено, что Байкальский регион является одним из центров развития туризма в России и с каждым годом привлекает к себе все больший интерес как со стороны российских, так и зарубежных туристов, среди которых можно отметить увеличение количества граждан Китая. Проанализировано влияние социально-технических систем на развитие туризма в Байкальском регионе на следующих примерах: рост популярности отдельных туристических достопримечательностей, неравномерное распределение потоков туристов по крупным, средним и мелким объектам размещения, локальные различия в выборе определенных видов систем бронирования и зависимости от пространственного распределения информационных ресурсов. Выделены следующие системы бронщювания мест размещения туристов: метапоисконики, международные, российские, региональные и местные системы бронирования. Со1 щально-технические сети рассмотрены пак один из видов актор-сетей. I? данном подходе важным является сам характер связей и их устойчивость. Более подробно роль социально-технических систем в развитии туризма рассмотрена па примерах поселений с различным уровнем вовлеченности в туристическую индустрию: наиболее популярные региональные направления — нос. Хужир и нос. Листвянка; курортные направления — нос. Горячинск и нос. Лршап: районы разшпшгощегося туризма — нос. Большое Галоустное к г. Северобайкальск. Основой для анализа послужили данные полевых исследований (интервью, наблюдения авторов) в нос. Хужир, пос. Листвянка, пос. Курумкан, нос. Большое Галоустное, г. Северобайкальск, пос. Горячинск и пос. Лршап. проведенных в 20 ] С—2111 7 гг., я также данные туристических сайтов
© Н. П. Ну клина, M. И. Нцк.шнп, /'. Ф. Старков, А. Л. Галтаева, 2017
liuo'ieoMe c.ioea: coifuajitMO-tnexHuveciiue cemu; coifMwibHbte cenui; anmop-cemu; atimopHO-cenieoou nodxod; wi-</>op, mi mum miie mexuojioiuu a mypuaMe; BJtetempoHHbte cucmeMbi SpoHupooatnia; EauKtuibCKidi pezuon; mypitctnu<ie-rhup caumu; mypusM; mtpmyajibHbte cooSuf ecmoa
The relevance of till1 study is due to the growing role of soeio-technieal systems affeeting I he development of tourism in various regions of the world. The Baikal region is one of the centers of tourism development in Russia and every year attracts more interest from both Russian and foreign tourists, among which there is a special increase in the number of Chinese citizens. The article analyzes the impact of socio-technical systems on the development of tourism in the Baikal region using the fallowing examples: growing popularity of individual tourist attractions, uneven distribution of tourist flows over large, medium and small accommodation sites, local differences in the choice of certain lypes of booking systems depending on spatial distribution information resources. The authors have identified the following systems for Iwoking accommodation for tourists: meta-searchers, international, Russian, regional and local booking systems. Socio-technical networks are considered as one of the types of actor networks. In this approach, the nature of the bonds and their stability are important. The role of socio-technical systems in the development of tourism is examined in more detail by examples of settlements with different levels of involvement in the tourism industry: the most popular regional areas arc Khuzhir and Lystyanka; resort area — ¡>. Gory-achinsk and Arshan settlement; and areas of developing tourism — Bolshoe Goloustnoye and Scvcroberkalsk. The basis for the analysis was the field research data (interviews, observation of authors) in Khuzhir, Lystvyanka, Kurumkan, Bolshoe Goloustnoye, Severodaybaykalsk, Goryachinsk and Arshan, in 201 (5, 2017. data tourist sites
Key words: social and technical networks; social networks: actor networks; actor-network approach; information technologies in tourism; electmnic booking systems; Baikal region; tourist sites; tourism; virtual communities
ведение. Современное развитие информационных технологий и развитие процессов глобализации приводят к усложнению связей между людьми и разных точках мира. И настоящий момент в исследовании характера, плотности и природы этих связей используются различные междисциплинарные подходы. I Гоэтому современное развитие туризма является объектом исследования увеличивающегося множества дисциплин.
И статье Д. Бухалиса и Р. Ло 18 | отмечается, что информационно-ком муни-кационные технологии являются одним из мощнейших факторов развитии туризма. За рубежом система компьютерного резервиро-вамия появилась в 70-х гг. XX в. В 80-х гг. XX в. сформировалась Система глобального распределения, а в 90-х гг. XX в. сеть Интернет стала неотъемлемой частью ту ристического бизнеса. Информационные технологии способствовали формированию нового вида туристов, самостоятельно выбирающих пункты назначения и формирующих пакет услуг, которые они хотели бы получить. Кроме того, они могут получать информацию не только от туристических компаний, но и от других туристов, например, они могут прочитать отзывы при выборе той или иной услуги.
С появлением интернета туристы не нуждаются в живых посредниках — их роль выполняют социально-технические сети [9 ]. Так, люди Moiyr бронировать комнаты па сайтах самих отелей. Кроме того, помимо личных связей между людьми, которыми обычно оперируют сторонники сетевого подхода, в анализ включаются также участники виртуальных сообществ — туристы учитывают мнение не только своих знакомых, но и незнакомых лиц, которые участвуют iî формировании рейтинга и отзывов о тех или иных туристических местах.
Исследования социально-технических сетей связаны с появлением новых элементов повседневной жизни, которые по-ново-му организуют социальное взаимодействие п отношения в пространстве (например, сотовая связь) | 11 |. Актуальность исследовании социально-технических систем подтверждается их возрастающей ролью. Iî частности, в сентябре 2010 г. издание «Statesman Journal» опубликовало статью об ущелье Онеонта в штате Орегон, которое находится у истоков р. Колумбия. Еще недавно это место интересовало, в основном, только местных жителей, сотрудников лесного хозяйства и ученых-ботаников вследствие того, что в ущелье растут редкие виды
мхов и других растений. Однако несколько лет назад фотографии ущелья попали в Instagram, затем — и топ-списки сайтов о путешествиях. Живописный пейзаж привлек очень большое количество туристов со всех США, вследствие чего посетители парка нанесли непоправимый вред прибрежной растительности ущелья, загрязнилась воды, что привело к гибели рыб [12].
По мнению М. Макхаг, появление «Instagram-туризма» — только часть глобальных изменений, которые принесли в материальный мир социальные сети и приложения. Еще одно популярное приложение — «Yelp» — позволяет находить секретные кафе в незнакомых городах, а «Waze» — показывает маршруты через улочки водителям Uber и LYFT ¡6
Социально-технические сети являются одним из видов актор-сетей, в которых имеет значение все разнообразие связей между потребителем и поставщиком услуг, или, используя терминологию Б. Латура [10], использование услуг посредников (включая проводной или Wi Fi выход в интернет, различные сайты для поиска, сравнения, бронирования, туристические агентства, доступность телефонной связи, социальные сети). В данном подходе важным является сам характер связей и их устойчивость.
Основная цель исследования — на примере Байкальского региона — проанализировать роль социально-технических систем ii развитии туризма на следующих примерах: рост популярности отдельных туристических достопримечательностей, пространственное распределение информационных ресурсов, распределение потоков туристов но крупным, средним н мелким объектам размещения, локальные различия в выборе определенных видов систем бронирования.
Следует также учесть, что на развитие туризма в Байкальском регионе значительно повлияло установление безвизового режима, действующего для туристических групп с 2014 г. Ii 2016 г. оз. Байкал посетили приблизительно 2 млн туристов. В 2017 г. за полгода оз. Байкал посетили 39 тыс. иностранных туристов, из которых 23,5 тьк*. — китайцы [2]. Ii 2016 г. в Пе-
кине подписано соглашение о создании на оз. Байкал туристического кластера с участием российских п китайских компаний. Договор подписан крупнейшим туроператором Байкальского региона «Гранд Байкал» и китайской компанией «Чжунцзинсинь». В рамках данного соглашения планируется создать на оз. Байкал один из центров мирового туризма. И данный момент ведется разработка технико-экономического обоснования проекта. План сотрудничества включает создание вокруг оз. Байкал множества туристических объектов и мощной инфраструктуры, пригодной для обеспечения комфортного отдыха огромному количеству иностранных гостей. Также проект предусматривает, что количество китайских туристов на оз. Байкал увеличится до 3...5 млн человек в год [3]. Однако каким образом будет трансформироваться существующая туристическая инфраструктура в регионе? Как изменятся существующие способы взаимодействия между туристами, турбизнесом и местными жителями?
Методика и результаты исследования. Основой для анализа послужили данные полевых исследований (интервью, наблюдение авторов) в нос. Хужир, нос. Листвянка, нос. Курумкан, нос. Большое Голоустное, г. Северобайкальск, нос. Горячинск и нос. Аршан в 2016, 2017 гг., данные туристических сайтов.
Информационные ресурсы, представляющие туристический регион:
— в Иркутской области отсутствует официальный туристический сайт региона. Информация о туристических маршрутах представлена во вкладке «Туризм» па официальном сайте региона Нир://\у\у\\'. н'коЫ. га / ге^оп/Ъдпгт/го^ей.рЬр;
— в Республике Бурятия работает официальный визитио-информационный центр Ьир://и™тлг, visitburyatia.ru, в котором размещена единая база всех туристических объектов Республики Бурятия, с каталогом интересных туристических мест и достопримечательностей.
Таким образом, выявлено, что у Иркутской области, в отличие от Республики Бурятия, отсутствует официальный турн-
стический портал, соответственно, возможности отдыха в регионе являются низкими.
Работающие в Байкальском регионе интернет-сервисы по бронированию мест размещения туристов можно разделить на следующие:
— метапоисковики, сравнивающие цены на международных системах бронирования: trivago.ru, momondo.ru, roomguru. ru и др.;
— международные системы бронирования: booking.com, expedia.com, ostrovok.ru и др.;
— российские системы бронирования: 101 hotels.ru, hotels.ru ;
— региональные системы бронирования: fanatbaikala.ru, baikalterra.com, bajkalvisa.ru и др.;
— местные системы бронирования: http://www.privet-baikal.ru, http://www.v-arshane.ru и др.
Мы рассмотрели представленность в различных системах бронирования территорий с относительно высоким уровнем развития туристической инфраструктуры международного и российского масштаба (Листвянка и Хужир), регионального масштаба (Горячинск, Аршан) и со слаборазвитой инфраструктурой (Большое Голоустное, Северобайкальск, Усть-Кут). Результаты представлены в таблице.
Системы бронирования мест размещения в Байкальском регионе / Reservation system for accommodation in the Baikal region
Названия систем / Names of systems Листвянка/ Listvyanka Хужир/ Khuzhir Горячинск/ Goryachinsk Аршан / Arshan Большое Голо-устное / Bolshoe Goloustnoye Северобайкальск / Severobaikalsk Усть-Кут/ Ust-Kut
Мета по и с ков и ков ые системы / Meta-searchirig systems
Trivago.ru 110(33)* 111 [19)* 32 (5)* - 27 (3)* 4 -
Momondo.ru 99 (48)* 57 (21 )* 1 - - 8 -
Roomguru.ru 99 (48)* 57 (21 )* 10 1
Международные системы бронирования / International reservation systems
Booking.com 57 34 7 17 17(10)* 12 -
Ostrovok.ru 82(15)* 32 (3)* - 13 23 (3)* 12(4)* -
Expedia.com 8 5 - - - - -
Российские системы бронирования / Russian booking systems
101hotels.ru 43(35)* 31(19)* 8(6)* 17(12)* 12(5)* 7(5)* 2
Hotels.ru 81(57}* 69(32)* 16(7)* 31(15)* 14(8)* 12(9)*
Региональные системы бронирования / Regional booking systems
Fanatbaikala.ru 17 16 7 10 6 - -
Baikalterra.com 12 3 1 9 6 - -
Baikalvisa.ru 8 11 - 4 1 3 -
()* - доступные отели за заданную дату/Available hotels for the given date
Листвянка и Хужир являются наиболее популярными направлениями в регионе, известными как в российском, так и международном масштабе [7 |. Из таблицы мы видим, что только они зарегистриро-
ваны в международной системе Kxpedia. com, которая работает на английском языке. Здесь крупные места размещения туристов (гостиницы, турбазы с количеством мест размещения более 100) присутствуют
на множестве существующих систем бро-нирования и имеют собственные сайты, а также пользуются услугами туристических агентств, и нос. Листвянка, согласно данным представителя МО, имеется ЗУ официально зарегистрированных гостиниц и турбаз. По данным представителя МО, в 2015 г. в нос. Листвянка отдохнуло около 144 тыс. человек, в 2016 г. — около 160 гыс. человек. Количество туристов рассчитывается в среднем от количества гостиниц и турбаз (количество койко-мест) в поселке: сколько туристов I; год они способны принять. Представитель администрации отмечает увеличение общего количества туристов (особенно китайцев) как 15 летний сезон, так н в зимнее время года {что но характерно для Байкала). Местные из г. Иркутск приезжают в основном на вы-ходные, а иногородние и иностранцы — на 5...7 дней. 11о неофициальным данным, поток туристов составляет значительно больше. В системе booking.com зарегистрировано 57 мест размещения.
Согласно данным интервью с владельцами крупных турбаз н гостиниц, общее количество туристов увеличилось на 20...30 %, т. к. в «сезон» все места являлись занятыми, а в «не сезон» — практически свободными. В настоящее время фактор сезонности не так заметен. Турагентства приводят около 30 % турпотока, 50 % — booking.com, остальные — по рекомендациям друзей, знакомых, прежних клиентов и через другие сайты. Следует отметить увеличение доли туристов, прибывающих с использованием сайта booking.com: в 2014 г. он приводил 15...20 %. В нос. Хужир (о. Ольхон) официально зарегистрировано 47 турбаз, баз отдыха, гостиниц. 11о нашим наблюдениям, на острове в пик сезона находится примерно 2500 человек ежедневно, приблизительно 500 палаток на побережье. Согласно данным администрации МО Еланцинское, Ольховский район за летний сезон посещают 038 ООО человек.
Средние турбазы и гостевые дома (40... 100 мест размещения) присутствуют, преимущественно, в международной системе booking.com и некоторых регио-
нальных системах (fanatbaikala.ru), имеют собственные сайты, пользуются услугами туристических агентств, но, в отличие от крупных мест размещения, отмечают большое количество приходов но «телефонной» передаче данных. Так, «Усадьба Никиты Бенчарова» — одно из самых популярных мест размещения туристов, имеющее собственный сайт для бронирования, который не присутствует в booking.com, т. к. многие постояльцы приходят но рекомендациям, особенно иностранные туристы.
Мелкие турбазы и гостевые дома не пользуются услугами турагентств и стали использовать такие системы бронирования, как booking.com, относительно недавно (полгода, год). Многие собираются зарегистрироваться, однако их останавливают сложность регистрации и требования системы. Места размещения с количеством до 40 мест также пользуются российскими и региональными системами, однако отмечают, что 15 сезон большая часть туристов приходят по «телефону» (т. е. через старых клиентов и их знакомых), В то же время ими отмечается возрастающее количество туристов, приходящих через booking.com.
В целом как крупные, так и мелкие турбазы отмечают возрастающее количество туристов в целом (увеличение «сезона» с ранней весны до поздней осени, увеличение туристов в зимний период), а также увеличение количества туристов, приходящих через booking.com и среднем с 15...20 % в 2015 г. до 30...50 % 15 2010 и 20 ] 7 гг. Также отмечается возрастающее количество иностранных туристов (незнание иностранного языка не является барьером для приема иностранцев - используются всевозможные гаджеты с сервисом голосового гугл-пере-водчика), среди которых можно отмстить увеличение количества китайских туристов в 2016 и 2017 гг.
настоящий момент на Хужире и в Листвянке построены гостиницы, предназначенные для китайских туристов, где персонал полностью состоит из граждан Китая. В июле за один день наблюдения в Листвянке выявлено 12 шестидесятиместных автобусов с китайскими туристами. Из интервью
с владельцем турбазы в Хужире: «Китайцы приезжают максимум на три дня. Они фотографируются к основных туристических точках, таких как Хобой и Бурхан, — они у нас как Эйфелева башня в Париже, п едут дальше, li основном это один или два дня в рамках определенного тура по Байкалу. 11риезжает много молодых людей, которые самостоятельно бронируют места».
Из интервью с китайским студентом, забронировавшим номер через booking, com: «Я в первый раз вижу такое небо. В нашем городе ночью невидно звезд па небе. Здесь удивительная природа...».
Так, например, зимой 2016—2017 гг. впервые наблюдалось массовое перемещение китайских туристов на о. Ольхой пешком, не дожидаясь хивуса — традиционно используемого транспортного средства на воздушной подушке. За день на воздушной подушке перевозились несколько сотен туристов, дорога занимала около 3 мин [4 [.
Развитие информационных систем и новых видов связи накладывает свои правила на развитие туризма в разных уголках планеты, п Байкальский регион не является исключением. I Гапример, как было отмечено гидами китайских туристов, приезжающих па оз. Байкал, туристы хотят сфотографироваться обязательно в тех местах, где фотографировались их знакомые или участники виртуальных сообществ. Соответственно, определенные места пользуются особым спросом (в Листвянке — камень Черского, на Ольхоне — мысы Хобой и Бурхан). Так, мыс Хобой в летний период посещают до 1,5 тыс, человек ежедневно, в связи с чем он подвергается вытаптыванию и загрязнению [5]. li настоящее время «Заповедным Прибайкальем», объединенной дирекцией четырех особо охраняемых природных территорий федерального значения, разрабатывается проект экологической тропы, ограничивающей доступ туристов к мысу. И то же время гидами и владельцами турбаз отмечается отсутствие на Хобое элементарных туалетов. При таком количестве посещений туристами тур до мыса занимает около 10 ч.
Рассмотрим районы курортного развития.
Байкальский регион но количеству целебных источников, помогающих восстановить и укрепить здоровье, занимает особое место it России. Здесь целебный ключ называется аршаном — «священная вода». И настоящее время на территории 11рибайка-лья известно примерно 70 термальных, 30 холодных и горячих углекислых, а также 100 холодных радоновых источников. Среди курортов, расположенных вблизи минеральных источников, одними из самых известных являются Аршан и Горячинск. Они являются традиционными для отдыха жителей Иркутской области н Республики Бурятия, открытыми еще в советское время и обеспеченными всей необходимой инфраструктурой. Сюда многие приезжают на выходные и праздничные дни. На Арша-не можно снять жилье на месте — в поселке есть множество предложений по сдаче жилья it аренду. Здесь также работает местный сайт по предоставлению мест размещения llUp://www,v-arsliane.ru | I ].
В районах со слаборазвитой инфраструктурой развитие туризма в основном осуществляется через социальные сети. Так, курорт Усть-Кута имеет собственный сайт, но не присутствует в различных системах бронирования. Курорт «Кучигер» в Курумканском районе Республики Бурятия
V I */ Ж. V «/Л
также имеет собственный сайт, однако он не размещен в системе booking.com и, но словам администратора, в ближайшее время это и не предполагается.
В районе развивающегося туризма со слаборазвитой инфраструктурой (пос. Большое Гшоустное) владельцы турбаз отмечают увеличение количества туристов в связи с построенной в 2010 г. асфальтированной дорогой. Как отмечено в интервью с представителем муниципального образования, официально зарегистрированными являются три турбазы. Согласно подсчетам представителей МО, всего их насчитывается 22 {подсчет осуществлялся по вывескам на улице). По оценкам местных органов власти, примерное количество туристов в 201G г. составило около 20 тыс.
человек, что на 15 % больше, чем в 2015 г. 11римерное количество туристов можно рассчитать по количеству вывезенного мусора.
В системе booking.com зарегистрировано 17 турбаз. Из интервью с владелицей турбазы: она отказалась от booking.com из-за слишком жестких требований в нахождении в системе. Даже если туристы забронировали номер и не приехали, с них требуют оплаты процентов, и очень сложно доказать, что туристов не было. 11о условиям регистрации в системе турбазы в первый год не имеют права брать деньги за предварительное бронирование. В то же время большинство владельцев турбаз отмечают увеличение потока туристов именно через данную систему бронирования (и не собираются отказываться от нее).
Северобайкальск является достаточно удаленным районом, обладающим богатыми рекреационными ресурсами, среди которых можно отметить горячие источники, живописные ландшафты, песчаные пляжи. Согласно данным местной администрации, 15 2010 г. город посетили 13 840 человек, что на 2909 человек больше, чем I! 2015 г. Среди сдерживающих факторов развития туризма выделяют ограниченную транспортную доступность — отсутствие автодороги с твердым покрытием до Иркутской области, высокий уровень цен на авиарейсы. Тем не менее, I! летний период открывается более десятка мест размещения, представленных в виде турбаз, гостевых домов и хостелов, которые координируются на местном сайте ЬМр:// www.privet-baikal.ru | I 1 |.
Синеок литературы_
Выводы. В целом владельцами турбаз отмечается общее увеличение количества туристов, в т. ч. связанное с визовым режимом китайских туристов н развитием систем бронирования. Современными достижениями информационных технологий и систем связи пользуются как в местах развитого туризма, так и курортного либо только начинающего развиваться. В го же время следует отметить, что в местах развитого туризма количество связей через социально-технические сети составляет существенно больше, чем в местах, где туризм только начинает развиваться.
Влияние социально-технических сетей па развитие туризма особенно сильно проявляется в районах с более развитой инфраструктурой, способствуя усилению неравномерного развития туризма, еще больше привлекая людей 15 те места, которые уже являются известными, переманивая потенциальных туристов из других, менее популярных территорий. Таким образом, чем больше приезжает туристов, тем выше вероятность дальнейшего роста потока туристов. Однако также существует риск увеличения числа негативных отзывов, которые могут снизить привлекательность данного места.
Таким образом, мы наблюдаем последствия развития социально-технических сетей, которые, являясь мощнейшим фактором развития туризма, могут не только приводить к популяризации туристического места, но и к ухудшению экологической обстановки из-за неожиданно высокого наплыва туристов. В Байкальском регионе таким примером стал мыс Хобой.
1. В Аршаые — лучшие объекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: hllp://www.v-arshane.ru (дата обращения: 05.12.2017).
2. lia полгода на Байкале отдохнули более 20 тыс. туристов из Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: littp://www.irk,kp.ru/daify/2G710,4/3735115 (дата обращения: 05.12,2017).
3. Китайский туризм на Байкале [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www,infozapad, ru/?p=8007 (дата обращения: 04.12.2017).
4. Китайцы захватили Ольхон на Байкале [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. yakLitia.com/touiism/1207 (дата обращения: 05.12.2017).
5. Латынина С. I hi Ольхопе поставят забор от туристов [Элект]мжный ресурс]. Режим доступа: http:// www.irk.ru/news/articles/20171008/trail (дата обращения: 06.12.2017).
t>. 11овак Т. Л. Как Instant ram разрушает природные заповедники в США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apparat.ee/world/how-iratagram-is-destroying-nature (дата обращения: 04.12.2017).
7. Привет, Байкал! [Электронный ресурс|. Режим доступа: http://www.privet-baikal.ru/home.html (датаобращения: 05,12.2017).
8. Buhalis D., Low R. Progress in information technology and tourism management: 2(1 years on 10 years after the Internet-The state of Tourism research // Tourism management. 2008. Vol. 29. No. 4. P. 609-623.
Я. Вое lie Elzen, Bert Enserink, Wim A. Smit. Socio-Technical Networks: I low a Technology Studies Approach May Help to Solve Problems Related to Technical Change // Social Studies of Science. Vol. 26. No. I. P. 95-141".
10. Latour li. Reassembling the social: an introduction to actor-network theory. Oxford: Oxford University Press, 2005.
11. Thompson L., Cupples J. Seen and not heard? Text messaging and digital sociality // Social and Cultural Geography. 2008. Vol. 9. No. 1. P. 95-108.
12. Zach Urn ess. Oregon's beauty brings record crowds ... again. Available at: http://www. slate sman-joiirnal.com/story/news/2016/1 1 /04/oregon-crowds-loved-to-death-state-parks/93290976 (Date of access: 03.12.2017).
References___
1. V Arshane — htchshie obekty {In Arshan — the best objects). Available at: http://www.v-arshane.ru (Date of access: 05.12.2017).
2. 7m polgoda na Baykale otdohnulibolee20 tys. turistov iz Kitaya (Over halt a year more than 20 thousand tourists from China had a rest at the Lake Baikal). Available at: http://www.irk.kp.ru/daily/26710.4/3735115 (Date of access: 05.12.2017).
3. Kitayskiy torizm na Baykale (Chinese tourism on Lake Baikal). Available at: http://www.infozapad. ru/?p=8007 (Date of access: 04.12.2017).
4. Kitaytsy zalwatili OUion na Baykale (The Chinese captured Olkhon at the Lake Baikal). Available at: http://www.yakutia.eom/tourism/l 207 (Date of access: 05,12,2017),
5. Latynina S. Na OUtonc postavyatzabor ot turistov (A fence from tourists was put at Olkhon). Available at: http://www.irk.ru/ncws/articles/2017 1008/trail (Date of access: 06. 12.2017).
6. Novak Т. A. Как Instagtram razruslmetprirodnye zapovedniki v SShA (I low Instagtram destroys natural reserves in the USA). Available at: http://www.apparat.ee/world/how-instagrain-is-destroying-nature (I)ate of access: 04.12.2017).
7. Privet, Baikal! (Hello, Lake Baikal). Available at: http://www.privet-baikal.ru/home.html (Date of access: 05.12.2017).
8. Buhalis D,, Low R. Tourism management (Tourism management), 2008. vol. 29, no. 4, pp. 609-623.
9. Вое lie Elzen, Bert Enserink, Wim A. Smit. Social Studies of Science (Social Studies of Science), vol. 26, no. 1, pp. 95-141.
I (t. Latour li. Reassembling the social; an introduction to actor-network theory (Reassembling the social: an introduction to aclor-network theory), Oxford: Oxford University Press, 2005.
I I. Thompson L,, Cupples J. Social and Cultural Geography (Social and Cultural Geography), 2008, vol,!), no. 1. pp. 05-108.
12. Zach L'rness. Oregon's beauty brings record crowds ... again (Oregon's beauty brings record crowds ... again). Available at: http://www.statesmanjournal.com/story/news/2016/11/04/oregon-crowds-loved-to-death-state-parks/93290976 (Date of access: 03.12.2017).
Коротко of> авторах_
Куьминл Вера Владимировна, канд. геогр. паук, ст. науч. сотрудник. Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, г. Иркутск, Россия. Область научных интересов: культурная география, актор]го-сетевая теория, локальные сообщества wkukl i na@gmai I .com
Кук.нша Мария В. ia,iiiMii|xiuna, канд. экон. наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, Иркутский национальный исследовательский технически!i университет, г. Иркутск, Россия. Область научных интересов: информационные технологии к туризме, информационная система БИТ kuklina-kmv@yandex.ru
Старков 1'афнк Федорович, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, лечебно-оздоровительный туризм 1955starkov(s,mail.ru
lii.rraciui Ля .'1сонидониа, студентка, I 1ркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия. Область научных интересов: инновации, туризм, лечебно-оздоровительный туризм
Briefly about the authors_
Vera Kuklinu, candidate of geographical sciences, senior researcher, Instil ule of Geography of Russian Academy of Sciences named after V.B. Sochava, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: cultural geography, actor-network theory, local communities
Maria Kuklinn, candidate of economical sciences, associate professor. Industrial Enterprises Management department, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: information technologies in tourism, information system HPT
Uiitik Starfeoy, doctor of economic sciences, professor, Economics and Management department, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, medical and health tourism.
Aya Gallaevu, studenl. Irkutsk National Research Technical University. Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: innovations, tourism, medical and health tourism
Образец цитирования _
КуклинаВ. If., НуклинаМ. I)., Старков P. Ф.. ГалтаепаА. Л. Влияние социально-технических сетей па развитие туризма (на примере Байкальского региона) // Вести. Забайкал. гос. ун-та, 2017. Т. 23. № 12. С. 14—22. 1)01: 10.2 ¡200/2227-0245-2017-23-12-14-22.
KufcBna V., Kuklina М., Starkov li., Callaeva A. The rule of socio-technical networks in tourism development (ou the example of the Baikal region) // Transbaikal Slate University Journal, 20 17, col. 23, no. 12, pp. 14-22. 1)01: 10.21209/2227-9245-2017-23-12-14-22.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 16-33-01180.
Дата поступления статьи: 12.12.2017 г. Дата опубликования статьи: 25.12.2017 г.