УДК 159
Канд. пед. наук И.С. ПЕТРОНЮК
(НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и педагогического образования», [email protected])
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
Ценности, кадетский корпус, социально-психологическая адаптация
Современные школы различаются между собой сценариями социализации и ценностной направленностью образовательного процесса. На эту сторону образовательного процесса, как правило, не обращают должного внимания, но именно она определяет социальную готовность выпускников к жизни в обществе. Среди различных учебных заведений особую группу составляют кадетские корпуса. Кадетское образование, особенно его национальная военная школа (компонента), является сегодня достаточно успешной и признанной системой образования и воспитания молодежи.
Известно, что наибольшая сензитивность к развитию таких качеств, как преданность, верность своему государству проявляется в подростковом возрасте и ранней юности. Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество». Это означает, что на этом уровне подростком решается проблема определения себя в обществе и через общество. А это возможно только в области ценностей и смыслов. [1] Таким образом, решается задача ценностных ориентаций личности.
Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте - этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе [2]. Это позволяет предположить, что обучение воспитанников в кадетском корпусе должно повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков. Однако вопрос о том, как именно меняются их ценностные ориентации, то есть их представления о том, что является принципами общения и взаимодействия между людьми, ещё недостаточно изучены. Исследование ценностной направленности подростков в кадетских корпусах, способствует в будущем более успешной адаптации воспитанников к профессии военнослужащего, и представляется нам значимой.
Мы изучили ценностные ориентации группы подростков - абитуриентов кадетского корпуса в 2010 г., а затем на последнем курсе кадетского корпуса, перед выпуском в 2014 г. Для этого выбрали 30 юношей.
Анализ четырёхлетней динамики показателей ценностных ориентаций подростков, обучающихся в кадетском корпусе, осуществлялся путем оценки изменений «центрированных», ранговых и структурных параметров ценностей, полученных с помощью методики Ш.Шварца [3].
При поступлении в кадетский корпус у подростков в иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов преобладают ценности «безопасность» и «конформность», содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, стремление к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям. Ценность «конформность» производна от требований (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших) сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия. Наименее значимы для подростков в этот период на уровне нормативных идеалов являются ценности «универсализм» и «стимуляция».
На уровне индивидуальных приоритетов у подростков в этот период доминируют ценности «стимуляция» и «доброта», содержание которых ассоциировано со стремлением к новизне и гармоничными позитивными взаимоотношениями в социальной группе. Наименее значимы на данном уровне ценности «самостоятельность» и «гедонизм», мотивационная цель которых предполагает автономность действий и чувственные удовольствия.
По окончании кадетского корпуса у подростков в иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов преобладают ценности «доброта» и «самостоятельность», мотивационные цели которых связаны со стремлением к позитивным взаимоотношениям в первичной группе, автономией взглядов и действий. Наименее значимы, для подростков в этот период на уровне нормативных идеалов ценности «стимуляция» и «власть», свидетельствующие о низкой установке выпускников кадетского
корпуса на стремление к новизне и доминированию над людьми. На уровне индивидуальных приоритетов у подростков в этот период доминируют ценности «достижения» и «самостоятельность», содержание которых предполагает направленность поведения на достижение личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами и личностную автономию.
Сопоставление ценностных показателей показало, что изменения в системе доминирующих ценностей динамика ценностных ориентаций отмечается как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов.
На уровне нормативных идеалов у подростков отмечается снижение значимости доминирующих при поступлении ценностей: «безопасность» (р<0.01) с первой позиции ценностной иерархии при поступлении на пятую по окончании обучения; «конформность» (р<0.01) со второй позиции ценностной иерархии при поступлении на шестую по окончании обучения; «власть» (р<0.01) с третьей позиции ценностной иерархии при поступлении на десятую по окончании обучения. И повышение значимости ценностей: «доброта» (р<0.01) с четвёртой позиции ценностной иерархии при поступлении на первую доминирующую позицию по окончании обучения; «самостоятельность» (р<0.01) с шестой позиции ценностной иерархии при поступлении на вторую доминирующую позицию по окончании обучения; «универсализм» (р<01) с десятой позиции ценностной иерархии при поступлении на третью доминирующую позицию по окончании обучения.
Результаты проведённого исследования позволяют предположить, что за период обучения в кадетском корпусе у подростков на уровне убеждений изменяется система ценностей, характеризующаяся снижением установок на поддержание безопасных взаимоотношений с людьми, стремлением к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям, достижение социального статуса или престижа. При этом отмечается повышение установок на позитивные внутри- и внегрупповые взаимоотношения, личностную автономию.
На уровне индивидуальных приоритетов за период обучения в кадетском корпусе у подростков отмечается повышение значимости ценностей: «достижения» (р<0.05) с седьмой позиции ценностной иерархии при поступлении на первую доминирующую позицию по окончании обучения; «самостоятельность» (р<0.01) с десятой позиции ценностной иерархии при поступлении на вторую доминирующую позицию по окончании обучения. И снижение значимости ценности «традиции» (р<0.01) с пятой позиции ценностной иерархии при поступлении на десятую по окончании обучения.
Полученные данные позволяют полагать, что за период обучения в кадетском корпусе у подростков динамика системы ценностей на уровне поведения характеризуется повышением ориентаций на личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами: самостоятельность мышления и выбора способов действия при снижении ориентаций на уважение существующих норм и правил.
При проведении анализа средних значений показателей первичных шкал методики диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерса и Р. Даймонда) [4] низких и высоких показателей, превышающих «зону неопределённости», в данной выборке не установлено.
Анализ средних значений интегральных показателей методики свидетельствует, что в данной выборке процессы адаптации преобладают над процессами дезадаптации (значения интегрального показателя «Адаптация» равно 62%), более выражены показатели «принятие себя» (70%), «принятие других» (62%), «эмоциональный комфорт» (64%), «интернальность» (преобладание внутреннего контроля - 65%) и «стремление к доминированию» (56%).
При анализе результатов экспертной оценки успешности формирования социально-профессиональных компетенций в кадетском корпусе установлено, что значения по основным показателям выше среднего.
Более высокие средние значения в данной выборке определяются по показателям: физическая подготовка (4,11), учеба (4,03), лидерские и организаторские способности, профессиональная мотивация (4,02); дисциплина (4,01) и качество выполнения служебных обязанностей (4,0), более низкие значения показателей - лидерские и организаторские способности (3,86), психологическая устойчивость (3,88), общественная активность (3,88) и взаимоотношения в воинском коллективе (3,94).
В целях изучения взаимосвязи между ценностными показателями и параметрами первичных шкал методики социально-психологической адаптации (К.Роджерса и Р. Даймонда) использован
многомерный метод факторного анализа. Результаты анализа показателей первичных шкал были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с последующим Уаптах--вращением и нормализацией Кайзера, с предварительной оценкой на выборочную адекватность применения факторного анализа и многомерную нормальность распределения переменных. Критерий адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина, характеризующий степень применимости факторного анализа к данной выборке, был равен 0,602. Последнее свидетельствует о высокой адекватности применения факторного анализа. О приемлемости проведения факторного анализа также свидетельствует критерий сферичности Барлетта, равный 358 (р<0,000). По результатам факторизации общей выборки были выявлены три фактора, объясняющие 77 % общей дисперсии
Результаты факторного анализа показали:
- в первый фактор («дезадаптивность» - 37,2% дисперсии) вошли показатели: дезадаптивность, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и эскапизм;
- во второй фактор («адаптивность» 25,5 % дисперсии) вошли показатели: адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль;
- в третий фактор («доминирование» - 14,5% дисперсии) вошли показатели: доминирование и ведомость.
Корреляционный анализ с расчетом коэффициента Спирмена позволил выявить взаимосвязи ценностных показателей у подростков по окончании кадетского корпуса с параметрами выделенных факторов. При проведении корреляционного анализа установлены положительная корреляция центрированного показателя ценности «безопасность» на уровне индивидуальных приоритетов с фактором «Дезадаптивность» (ге=0.41; р<0,05); положительная корреляция центрированного показателя ценности «власть» (ге=0.53; р<0,01) и отрицательная корреляция центрированного показателя ценности «безопасность» на уровне индивидуальных приоритетов (ге=—0.38; р<0,05) с фактором «Адаптивность»; отрицательная корреляция центрированного показателя ценности «стимуляция» на уровне нормативных идеалов (ге=—0.40; р<0,05) и положительная корреляция центрированного показателя ценности «власть» на уровне индивидуальных приоритетов (ге=0.37; р<0,05) с фактором «Доминирование».
Для выявления роли ценностных показателей в выявленных взаимосвязях испытуемые исследованной выборки по выраженности каждого из факторов методом квартильного разбиения были разделены на группы.
По фактору «Дезадаптивность» размах параметров находился в интервале от минус 1,79 до плюс 1,74, межквартильный размах составил от минус 0,69 до плюс 0,83. Весь полученный диапазон значений по этому фактору был условно разделен на три уровня: низкие значения ^1<—0,69), средние значения (—0,69^1<0,83) и высокие ^1>0,83) значения. В соответствии с этими уровнями значений испытуемые были разделены на три группы: в первую группу вошли лица, у которых был установлен низкий уровень дезадаптивности, во вторую группу - средний и в третью группу-высокий.
Разброс показателей по фактору «Активность» находился в интервале от минус 2,49 до плюс 1,7, а межквартильный размах составил от минус 0,76 до плюс 0,72. Аналогично вышеописанной методике условно выделены уровни низких ^2<—0,76), средних (—0,76^2<0,72) и высоких ^2>0,72) значений фактора. Соответственно, в первую группу вошли испытуемые, у которых был установлен низкий уровень адаптивности, во вторую группу - средний и в третью группу - высокий.
По фактору «Доминирование» размах параметров находился в интервале от минус 1,65 до плюс 1,88, межквартильный размах составил от минус 0,84 до плюс 0,61. Весь полученный диапазон значений по этому фактору был условно разделен на три уровня: низкие значения ^1<—0,84), средние значения (—0,84<F1<0,61) и высокие ^1>0,61) значения. В соответствии с этими уровнями значений испытуемые были разделены на три группы: в первую группу вошли лица, у которых был установлен низкий уровень доминирования, во вторую группу - средний и в третью группу -высокий.
В дальнейшем был проведён однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), с помощью которого изучалось влияние выраженности выделенных факторов на вариативность ценностных показателей.
По результатам дисперсионного анализа по фактору «Дезадаптивность» выделен ценностный показатель «безопасность» на уровне индивидуальных приоритетов, изменения «центрированных» значений которого обусловлены выраженностью данного фактора. В процессе проведённого анализа
установлено повышение значений показателя ценности «безопасность» в зависимости от выраженности параметров фактора «Дезадаптивность».
При проведении корреляционного анализа с расчетом коэффициента Спирмена между показателями экспертной оценки и ценностными показателями у кадетов по окончанию обучения в кадетском корпусе установлены:
- положительные корреляции центрированного показателя ценности «универсализм» на уровне нормативных идеалов с показателями экспертной оценки: качество выполнения служебных обязанностей (rs=0.46; р<0,01), физическая подготовка (rs=0.43; р<0,05) и общественная активность (rs=0.58; р<0,01);
- отрицательные корреляции центрированного показателя ценности «стимуляция» на уровне нормативных идеалов с показателями экспертной оценки: качество выполнения служебных обязанностей (rs=—0.40; р<0,05) и психологическая устойчивость (rs=—0.40; р<0,05);
- отрицательные корреляции центрированного показателя ценности «гедонизм» на уровне нормативных идеалов с показателями экспертной оценки: качество выполнения служебных обязанностей (rs=—0.40; р<0,05), физическая подготовка (rs=—0.37; р<0,05) и общественная активность (rs=—0.45; р<0,01).
Рассмотренные теоретические подходы в современной психологической литературе к проблеме ценностей личности позволяют полагать, что ценностные ориентации в настоящее время рассматриваются в качестве психологического механизма личностного роста и саморазвития, представляя собой изменяющуюся в процессе социально-психологической адаптации динамическую систему.
Проведенное исследование динамики ценностных ориентаций позволило установить, что у подростков в период обучения в учебном заведении изменяется система ценностей как на уровне убеждений, так и на уровне поведения.
В проведённом исследовании установлено, что система ценностей кадетов взаимосвязана с успешностью социально-психологической адаптации и формированием их социально-психологических компетенций.
Литература
1. Боднарук А. Ф. Динамика ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения: Дис...канд. псих. наук: 19.00.05. - СПб., 2014. - 245с.
2. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития. - Оренбург: ГУ РЦРО, ГОУ ОГУ 2008. - С. 35-36. - 153 с.
3. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70с.
4. Кожинова О.В. Психологические особенности повышения психической работоспособности подростков в кадетских корпусах: Дис... канд. псих. наук МГПУ - М., 2012. - 231 с. : ил.