УдК 338.431.2 (470.5)
Переселкова З.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АГРАРНЫХ РЕФОРМ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА)
Общая черта российских аграрных реформ заключается в том, что кардинальные аграрные преобразования всегда проводились в кризисные периоды развития страны, в процессе поисков новых направлений общественного развития. Важнейшая роль в этих процессах отводилась сельскому населению, которое выступало здесь и объектом, и субъектом трансформаций. В 1980-е годы, в ходе глобального реформирования сначала экономических, а затем и социально-политических условий советского модели государства в области сельского хозяйства была апробирована практика перехода к многоукладной аграрной экономике, прежде всего через распространения арендных отношений, восстановление в правах крестьянских хозяйств и кооперации, признание добровольности выбора крестьянством форм собственности и хозяйствования. В силу сохранения основ административно-командного управления, противоречивости одновременно действующих старых и новых нормативных положений, недостаточного материально-техническом оснащении хозяйств, недостатка в необходимых кадрахосуществить в полной мере переход к новой модели аграрного развития руководство СССР так и не смогло.
Ключевые слова: сельское население, аграрная экономика, социальная инфраструктура, продовольственное обеспечение, подряд, аренда.
Состояние современной аграрной экономики Российской Федерации невозможно рассматривать и оценивать вне историко-диалектической связи с предыдущими попытками преобразовать сельское хозяйство. В истории российского общества накоплен богатый опыт аграрного реформирования. Можно отметить их общую черту - кардинальные аграрные преобразования всегда проводились в кризисные периоды развития страны, в процессе поисков новых направлений общественного развития. Важнейшая роль в этих процессах отводилась сельскому населению, которое выступало здесь и объектом, и субъектом трансформаций.Население является основной производительной силой, создателем общественного богатства, и поэтому в составе базовых условий социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем - регионов особую значимость имеют показатели демографической ситуации - количество и качество населения, половозрастная структура. Проследим влияние социально-демографической ситуации на селе на успешность аграрного реформирования, централизованно проводимого в нашей стране в последнее десятилетие существования советской власти.
К началу 1980-х годов, несмотря на высокие валовые показатели заготовоксельскохозяйствен-ной продукции в аграрном секторе экономики СССР прослеживаются признаки кризиса.На-чиная с IX пятилетки темпы роста производства продукции сельского хозяйства стали снижаться.
Если в восьмой пятилетке валовая продукция по стране увеличилась на 27,3 млрд. рублей по сравнению с седьмой, то в девятой пятилетке увеличение составило на 20,4 млрд. рублей, а в десятой только на 15,1 млрд. рублей (т.е. валовая продукция из пятилетия в пятилетие снижалась примерно на 5-7 млрд. рублей)[1, с.25].По РСФСР снижение составляло с 8,4 до 4,5, а затем и до 2,6 млрд. рублей соответственно (т.е. почти в два раза от пятилетки к пятилетке)[2, с.122]. Совокупная рентабельность основных видов продукции сельского хозяйства по СССР в колхозах снизилась с 34 процентов(1970 год) до -0,4 процентов(1980 год), в совхозах соответственно с 22 процентов до -1,2 процентов.[1, с.459]. Капитальные вложения за 1975-1980 годы увеличились на 28 процентов, а валовая продукция сельского хозяйства за это время выросла только на 9 процентов (т.е. на каждый процент прироста продукции потребовалось 3 процента прироста капитальных вло-жений)[3, с.36].
Кризисное состояние сельского хозяйства в начале 1980-х годов было не только признано руководством советского государства и партии, но и озвучено решение о необходимости принятия комплекса мер по преодолению негативных тенденций в его развитии. Генеральный секретарь Коммунистической партии Л. И. Брежнев в докладе на майском (1982 года) пленуме ЦК КПСС отмечал, что в стране не обеспечивается спрос на наиболее ценные продукты питания (мясо, молоко, рыба, овощи, фрукты), а в ряде
регионов имеют место перебои в торговле продовольственными товарами [4, с.11].
Для устранения аграрных проблем принимается Продовольственная программа СССР, рассчитанная на период до 1990 года и предполагающая новую стратегию партии в области сельского хозяйства. Продовольственная программа предусматривала широкий комплекс мероприятий, целью которых было усиление роли экономических факторов хозяйствования,рационализация управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, повышение материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в увеличении производства продукции и повышении ее качества и т. д[4, с. 48,99,307].
Стремясь изменить организацию сельскохозяйственного труда, сделать его более рентабельным, было принято решение о переходе на хозрасчетные принципы работы, через широкое распространение здесь коллективного подряда. Суть коллективного подряда на производстве сельхозпродукции заключалась в том, что коллектив (звено, бригада) брало обязательство по производству продукции на закрепленном земельном участке, либо ферме. Колхоз или совхоз, выступая в роли заказчика, гарантировал оплатить произведенную работу по установленным расценкам. Результативность такой организации трудабазировалась на связи заработной платы каждого работника с результатами работы всего подразделения.
Решение правительства незамедлительно стало реализовываться на местах. На Южном Урале, только в Оренбургской области было организовано и работало на коллективном подряде уже в 1982 годув сельскохозяйственных предприятиях 642 звена, за ними закреплялась площадь в 437 тысяч гектар и здесь было занято 3430 работников[5, л.32] . А к концу XI пятилетки, только на заготовке сена используя метод коллективного подряда по области работало более 1160 звеньев, навыращи-вании и уборке силосных культур -1250, на производстве витаминно-травяной муки -300 звеньев[6, л.3].В Челябинской области в 1984 году по данным областного статистического управления на подряд было передано 700 тысяч гектар (40 процентов) посевных площадей зерновых, 1,3 млн. гектар (44 процентов) пашни, 591 тысяча гектар (59,7 процентов) кормовых, 22,5 тысяч гектар (83
процента) картофеля, 6 тысяч гектар (62 процента) овощей[7, л.36-37]. По Курганской области уже в 1983 году в животноводстве работало 1316 бригад и звеньев и в земледелии 355. Количество механизаторов, работающих на подряде, достигло 16,6 процентов от общего количества по области, количество животноводов 19 процентов соответственно[8,л.242]. Отдельным коллективам, работающим на условиях коллективного подряда, удавалось добиваться хороших результатов. В 1983 году по подрядным коллективам Оренбургской области, в сравнении с обычными коллективами, была получена урожайность зерновых культур больше на 2,5 центнера с гектара, кормовых почти на 40 центнеров с гектара, картофеля на 17 центнеров. В качестве примера можно привести звено в. П. Ефтифеева из колхоза XXI партсъезда Соль-Илецкого района, которое в составе шести человек с каждого из 815 гектар собрало по 20,3 центнера зерновых, при плане 11,3 центнера, при этом себестоимость 1 центнера урожая составила 5,03 рубля и была меньше чем по хозяйству на 1,81 рубля[9,с.2].
В тоже времясущественную проблему для организации подрядныхколлективов предоставлял недостаток необходимых кадров. В Курганской области только по Варгашинскому району в 1984 году не хватало в растениеводстве 274че-ловек и в животноводстве 218. ПоАргаяшскому району недостаток рабочих рук составлял 116 и 209 человек соответственно[10, с.3]. Это вынуждало руководителей, нарушая договор подряда, перебрасывать отдельных работников бригад и звеньев на другие, не закрепленные за ними производственные участки.
Недостаток рабочих рук в периоды напряженных полевых работ в сельском хозяйстве пытались компенсировать добровольно-принудительной «шефской» помощью со стороны промышленных предприятий. В 1981 году из городов и рабочих поселков на весенние полевые работы в Оренбургской области было направлено 1060 человек механизаторов, 1320 разнорабочих и 145 поваров. На ремонт уборочной техники от промышленных предприятий привлекалось свыше 1 тысячи человек, а в общем на период уборочных работ в сельскохозяйственные предприятия области направлялось 8050 человек механизаторов и 25 тысяч человек разнорабочих.[11, л.37]. Такая кадровая помощь в итоге оказывалась экономически не
Переселкова З.Ю.
Влияние социально-демографических процессов..
эффективной. Промышленное предприятие несло убытки ввиду выплаты заработной платы направляемым на село работникам, а сельчане получали неквалифицированных, незаинтересованных в своем труде работников.
Приоритетное развитие промышленности на протяжении всей советской истории и связанное с этим изъятием трудовых ресурсов из сельского хозяйства обусловили кадровые проблемы в аграрном секторе экономики. Этот процесс охватил практически все регионы страны. На Южном Урале шли интенсивные процессы сокращения численности населения и числа населённых пунктов в сельской местности. Численность сельского населения в Оренбургской области за 1959-1989 годы снизилась с 1005,0 до 761,0 тысячи человек (на 24,3 процента), а число сельских населенных пунктов сократилось с 3757 до 1768 (на 53 процента). В Челябинской области за 1970-1988 годы сократилось число населенных пунктов на 670, а жителей села на 108 тысяч человек. За одну только XI пятилетку(1980-1985 гг.) в сельских районах общее количество поселков уменьшилось на 311(на 19,2 процента)[12, л.21].Часть из них объединилась с более крупными поселками, часть из них включилась в административное подчинение городов, и часть перестала существовать в связи с полным выездом населения.
Отток сельских жителей вызывало неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры. На многих фермах колхозов и совхозов преобладал ручной труд, отсутствовали бытовые условия. Комплексно механизированы были фермы крупного рогатого скота по Оренбургской области на 81 процент, свинофермы на 76 процентов, овцефермы на 21 процент [13, л.25]. В Челябинской области с 1970 до 1988 года сократилось число сельских населенных пунктов на 670, а жителей села на 108 тыс. человек. При этом 160 деревень к этому времени находилось на грани исчезновения. Из 730 сельских школ 88 являлись в аварийном состоянии. Более половины районных и участковых больниц не имели горячего водоснабжения, третья часть канализации. Из 1263 сел и деревень в 320 отсутствовали фельдшерско-акушерские пункты, большая их часть были не телефонизирована, только 40 процентов обеспечены внутрихозяйственными дорогами с твердым покрытием[12, л.21].
С целью закрепления кадров на местах властью проводилось периодическое увеличение заработной платы сельскохозяйственным рабочим и колхозникам. Но на практике оно не приносило должного результата, а еще больше снижало рентабельность хозяйств. Несмотря на существенный рост среднемесячной зарплаты сельских тружеников за период с 1976 по 1985 года (с 102 до 182 рублей у колхозников и с 142 до 192 рублей у рабочих совхозов), производительность труда сократилась с 7806 рублей в среднем за X пятилетку до 7142 рублей в XI пятилетке [14,с.29].
Вторая половина 1980-х годов вошла в историю под именем «перестройки», идея и смысл которой впервые в полном объеме были раскрыты в апреле 1985 года, с приходом к власти М.С.Горбачева. Она предполагала не менять, а совершенствовать социалистические отношения на основе ускоренного социально-экономического развития страны, под которым понималось повышение темпов экономического роста на основе интенсификации производственной деятельности[15,с.6-9].
В стратегии власти по реформированию аграрной сферы в рамках перестройки можно выделить два периода: 1985-1988 и 1989-1990года. На первом из них аграрная политика государства продолжает основываться на принципах социалистической парадигмы общественного развития с существенными изменениями через введение новых форм организации производственной деятельности (перевод предприятий и организаций АПК на хозрасчет и самоокупаемость, применение арендного и семейного подряда).С мартовского (1989 года) пленума ЦК КПСС можно условно выделить второй этап в реформировании аграрной сферы перестроечного периода. На нем впервые озвучивается принципиально иная идеология в отношении советского крестьянства: от призывов возродить в крестьянине чувство хозяина переходят к призывам возродить самого хозяина земли. В качестве основы развития сельского хозяйства страны утверждались принципы многообразия форм хозяйствования на селе и свобода выбора способов реализации произведенной продукции[16, с.20]. Постановление Совета Министров СССР от 5 апреля 1989 года «О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе страны» организационно оформляет
новую стратегию партии в аграрной политике. В нем характеризуется аренда как наиболее эффективная форма хозрасчетных отношений, позволяющая создавать необходимые условия для преодоления отчуждения крестьянина от земли и других средств производства. В качестве основного звена агропромышленного комплекса наряду с колхозами, совхозами и перерабатывающими предприятиями признаютсяагропромышленные формирования и крестьянские (фермерские) хозяйства, организации арендаторов и кооперативы арендных коллективов как экономически равноправные формы хозяйствования. В связи с этим ставилась следующие задачи:1) в корне преобразовать деформированную систему аграрных отношений;2) преодолеть насилие над крестьянством, заключающиеся в подавлении его интересов, отчуждении от земли и конечных результатов труда; 3) способствовать утверждению крестьянства истинным хозяином положения в деревни, владеющим землею и другими средствами производства, получаемой продукцией[17,с.87-88]. Таким образом, намечалась кардинальная перестройка производственных отношений на селе, разгосударствление собственности, формирование многоукладной экономики.
В целях стимулирования развития самостоятельных крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, повышения их заинтересованности в увеличении производства продуктов питания им были предоставлены определенные льготы: освобождали от арендной платы сроком на 5 лет, предоставляли долгосрочные кредиты на строительство жилого дома с надворными постройками в сумме до 50 тысяч рублей сроком до 50 лет [18,л.55].По Оренбургской области в 1989 году было организовано только одно крестьянское хозяйство в Октябрьском районе, а в 1990 году их стало 8. Сельскохозяйственные кооперативы увеличились с 4 (1989 год) до 52 (1990год), полностью перешли на аренду к 1990 году 93 хозяйства области[19,л.23]. В Челябинской области по состоянию на 1.01.1990 года было зарегистрировано 47 крестьянских (фермерских) хозяйств, с закреплением за ними более 16 тысяч гектаров земли[20,л.2].
Однако, как показывает опыт работы сельскохозяйственных коллективов, практика административно-хозяйственного регулирования на местах продолжала существовать. При их организации
нарушались принципы добровольности, коллективы были организованы без должного обоснования их размера и численности, получались большими, по 30 человек. Не имели юридической силы заключенные с правлением колхоза договора, так как они не предусматривали конкретных обязательств и взаимной ответственности сторон. В них не находили отражение вопросы по закреплению земли и основных производственных средств за работниками, отсутствовали подписи бригадиров и председателя колхоза, не указывалась дата заключения договора, не всегда ставились печати[18,л.56]. На практике создавалась только видимость их работы в условиях арендного подряда, на самом деле они вскоре распадались. Вплоть до 1990 года в ряде хозяйств договора заключались на один год, а не на долгосрочную перспективу. При определении расчетных цен слабо использовались нормативы затрат на производство продукции. Не только многие рабочие, но и главные специалисты, бригадиры, заведующие фермами имели поверхностные представления о сути хозрасчета, подряда и аренды.
В 1989 году в 11 районах Оренбургской области по вопросам оценки становления арендных отношений на селе проводился социологический опрос механизаторов, животноводов, руководителей и специалистов хозяйств. Большинство опрошенных (63,5 процентов) считали, что при введении новой формы организации труда были допущены ошибки, просчеты, непродуманные решения в подборе руководителей арендных коллективов, экономической ответственности сторон, их подготовленности к самостоятельной работе. К числу тормозящих развитие арендных отношений в сельском хозяйстве причин респонденты отнесли:
- недостаток квалифицированных кадров -
29.5 процентов
- недостатки в обеспечении запчастями, горюче-смазочными материалами и другими материально-техническими ресурсами - 24,6 процентов
- неверие в людей и перспективу аренды -
10.6 процентов
- нежелание работать больше семи часов в день - 10,6 процентов
- слабую материальную заинтересованность специалистов сельского хозяйства -10,7 процентов
Переселкова З.Ю.
Влияние социально-демографических процессов...
- несбалансированность цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию -4,1процент [21,с.6].
Из опроса видно, что основные недостатки в развитии арендных отношений сами сельские труженики преимущественно видели в кадровом и материально-техническом обеспечении. И действительно большинство работников были неподготовлены к самостоятельному ведению хозяйствования в новых условиях, требующих высокой квалификации, напряженного труда, ответственности. Крестьянин, за десятилетия советской власти привык ни за что не отвечать, выполнять приказы руководства. Так называемое «чувство хозяина» у сельского труженика, несмотря на все призывы политической элиты, не возможно было возродить мгновенно.
Таким образом, во второй половине 1980-х годов, с признанием властью теоретической несостоятельности многих положений аграрной концепции КПСС, в процессе поиска путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства и преодоления в нем застойных явлений был выработан комплекс идей, составивших основу будущей аграрной модели развития России. Была осуществленапопытка перехода к
многоукладной аграрной экономике, прежде всего через распространения арендных отношений, восстановление в правах крестьянских хозяйств и кооперации, признание добровольности выбора крестьянством форм собственности и хозяйствования. Однако реализация этих идей на практике отличалась непродуманностью, поспешностью, незаконченностью. Имело место противоборство одновременно действующих старых и новых нормативных положений. Хозрасчет, самофинансирование, аренда сосуществовали с несовершенной системой закупочных цен, централизованным распределением материальных ресурсов, сре-гламентацией производственной деятельности в рамках административно-командной системы управления экономикой, жесткой системой планирования и учета. К тому же изменить в одночасье психологию поведения как руководителей и специалистов сельского хозяйства, так и простых его работников было невозможно. За десятилетия советской власти сложился новый тип агрария, привыкшего не раздумывая выполнять чужие приказы, склонность к инициативе, риску, самостоятельной работе была им утрачена. В этих условиях осуществить в полной мере переход к новой модели аграрного развития руководство КПСС так и не смогло.
20.03.2015
Список литературы:
1. Сельское хозяйство СССР: стат. сб. / ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 534с.
2. Народное хозяйство РСФСР в 1980 году : стат. ежегодник / ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1981. - 406c.
3. Материалы XXVI съезда КПСС : офиц. текст. - М.: Политиздат, 1982. - 223с.
4.Продовольственная программа. Нормативные акты / Сост.: Головин В.Е., Пушков Л.Д.; Отв. ред.: Денисов А.А. - М.: Юрид. лит., 1984. - 384 с.
5. РГАНИ (Российский гос. архив новейш. истории). Ф. 5. Оп. 89. Д. 288. Л. 32.
6. ЦДНИОО ( Центр.документ. новейш. ист. Оренбургской области). Ф. 371. Оп. 91. Д. 62. Л.3.
7. ОГАЧО (Объед. гос. архив Челябинской области). Ф. 288. Оп. 198. Д. 315. Л. 36-37.
8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 90. Д. 402. Л. 242.
9. Заверюха, А. Коллективный подряд в Оренбуржье / А. Заверюха // Уральские нивы. - 1984. - №6. - С.2-4.
10.Никитин,А. Почему люди покидают село // Степное Зауралье. - 1985. - 7 сент.(№ 131).
11. РГАНИ. Ф.5. Оп. 88. Д. 471. Л. 37.
12. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 201. Д. 567. Л. 21.
13. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 425. Л.25
14. Основные показатели развития отраслей АПК за 1966-1989 годы : стат. сб. - Оренбург, 1990. - 84с.
15. Материалы XXVII съезда КПСС: офиц. текст. - М.: Политиздат, 1986. - 352с.
16. Горбачев, М.С. Об аграрной политики КПСС в современных условиях: доклад на пленуме ЦК КПСС 15 марта 1989 года / М. С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1989. - 84с.
17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15-18 марта 1989 г. : офиц. текст. - М.: Политиздат, 1989. - 318с.
18.ГАКО( Гос. архив Курганской области). Ф. 1664. Оп. 1. Д. 1486. Л. 55.
19.ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 548. Л. 23.
20. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 201. Д. 2050. Л. 2.
21. Туякова, З. Раскрепощенная инициатива / З. Туякова// Уральские Нивы. - 1990. -№8. - С.6-8.
Сведения об авторе:
Переселкова Зинаида Юрьевна, старший преподаватель кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, кандидат исторических наук
460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 37-25-85, e-mail: [email protected]