движным препятствием с результатами испытаний легковых автомобилей в соответствующих условиях показало, что качественное соответствие между ними имеет место при использовании всех перечисленных типов моделей ремней безопасности. Лучшее количественное соответствие результатов компьютерного моделирования и экспериментов достигнуто при использовании математических моделей пятого типа.
Таким образом, в результате изучения конструктивных особенностей современных систем обеспечения пассивной безопасности легковых автомобилей:
- определены требуемые описательные возможности и иерархия математической модели ремней безопасности как сложной пиротехнической системы, включающая математические модели ремня безопасности, втягивающей катушки, натяжителя ремня безопасности и ограничителя усилия;
- предложена классификация математических моделей ремней безопасности по описательным возможностям математических моделей элементов системы. Выделено пять типов моделей.
Список литературы
1. Гудков, В. А. Безопасность транспортных средств / В. А. Гудков, Ю. Я. Комаров, А. И. Рябчинский, В. Н. Федотов. - М. : Горячая линия «Телеком», 2010. - 431 с.
2. Афанасьев, Л. Л. Конструктивная безопасность автомобилей / Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дьяков, В. А. Илларионов. - М. : Машиностроение, 1983. - 215 с.
УДК 621.9.042
ВЛИЯНИЕ СООТНОШЕНИЯ НАСЫПНОЙ ПЛОТНОСТИ ДЕТАЛИ И ШЛИФОВАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕМНОЙ ОБРАБОТКИ В КОНТЕЙНЕРАХ С ПЛАНЕТАРНЫМ ВРАЩЕНИЕМ
Д. Ю. Комаров
В статье рассматривается влияние соотношения насыпной плотности детали и шлифовального материала на эффективность объемной обработки пустотелых деталей из труднообрабатываемых сплавов и сталей. Приведены результаты экспериментальных исследований и рекомендации по обработке исследуемых материалов.
The article examines the impact of the ratio of the apparent density and grinding material on the effectiveness of cubic mode of hollow details from tough alloys and steels. Results of experimental studies and recommendations on processing of investigated materials are considered.
Для предприятий, изготавливающих пустотелые детали небольших размеров, актуальна отделочно-зачистная обработка деталей сложной формы с невысокой объемной плотностью. Подготовка поверхностей таких деталей для нанесения гальванопокрытия, зачистка облоя после штамповки или уда-
ление дефектов поверхностного слоя после литья под давлением является трудоемкой и зачастую выполняется с применением ручного труда [1].
Большинство способов объемной обработки галтовочной, вибрационной, центробежно-ротационной будут малоэффективными для пустотелых деталей, имеющих малую объемную плотность, поскольку подобные детали «всплывают» на поверхность уплотненной загрузки, что препятствует контакту гранулированной рабочей среды с обрабатываемыми поверхностями.
Установлено, что для эффективной обработки деталей с внутренними полостями необходимо определенное соотношение насыпной плотности деталей и насыпной плотности рабочей среды. Это должно обеспечить гарантированное погружение детали в среду шлифовального материала. Для создания условий стабильной обработки пустотелых деталей насыпную плотность последних увеличивали введением в полость детали технологического тела, масса тт которого рассчитывалась по формуле
тд >рк • V +¥.,) - т& , (1)
где тт - масса тела, введенного во внутреннюю полость обрабатываемой детали; р4 - насыпная плотность рабочих тел; Ум - объем материала детали; Уп - объем внутренней полости детали; тд - масса обрабатываемой детали.
При исследовании выбор формы образцов определялся необходимостью исследования эффективности обработки деталей с различной насыпной плотностью. Таким образом обработке подвергались экспериментальные образцы четырех видов:
- прямоугольные пластины из стали 12Х18Н10Т размерами 15 х 30 х 2 мм с исходной шероховатостью поверхности Яа = 0,8 мкм;
- кольца из стали 12Х18Н10Т диаметром 08 мм с исходной шероховатостью поверхности Яа = 1,2 мкм;
- кольца из сплава ВТ10 наружным диаметром 0 45 мм с исходной шероховатостью поверхности Яа = 2 мкм;
- кольца из сплава ВТ10 наружным диаметром 0 45 мм с исходной шероховатостью поверхности Яа = 2 мкм с закрепленным внутри технологическим телом, масса которого рассчитана по формуле (1).
Эксперимент был реализован на центробежной установке ЦПУ-1002Э.
Обработка производилась в течение 24 минут в водном растворе 2 %-го технического мыла и 1,5 %-й стеариновой кислоты. Частота вращения водила составила 160 мин-1, степень заполнения контейнера - 50 %. В качестве рабочих тел использовались призмы московского абразивного завода ПТ5х5 с насыпной плотностью 1,564 кг/м3. Удельный съем металла измерялся с помощью аналитических весов ВЛ Э1 34-М.
Насыпная плотность является характеристикой уплотняемости гранулированных, порошкообразных и других дисперсных материалов. Объемная насыпная плотность - это отношение массы вещества к его объему в мерном цилиндре без уплотнения продукта; рыхлая насыпная плотность определяется как отношение массы вещества к его объему после 100 встряхиваний с частотой 250±15 в минуту; насыпная плотность - то же, но после 625 встряхиваний [2, 3].
На рис. 1 после статистической обработки приведены диаграммы удельного съема металла q при обработке и насыпные плотности образцов и рабочей среды.
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
I
кольца из утяжеленные кольца из пластины из рабочая сплава ВТ10 кольца из стали стали среда
сплава ВТ10 12Х18Н10Т 12Х18Н10Т
а)
кольца из сплава ВТ10
образцы из стали 12Х18Н10Т
утяжеленные кольца из сплава ВТ10
б)
Рис. 1. Диаграммы удельного съема металла: а - насыпная плотность исследуемых образцов и рабочей среды; б - удельный съем металла при обработке
Насыпная плотность образцов из стали 12Х18Н10Т различна, но выше чем насыпная плотность рабочей среды. Поэтому удельный съем металла при обработке колец и пластин одинаковый. Насыпная плотность колец из сплава
ВТ10 намного ниже насыпной плотности рабочей среды, и введение в полость детали технологического тела приводит к увеличению удельного съема металла на 10 %.
Сравнение результатов обработки образцов показывает, что увеличение насыпной плотности деталей до значения насыпной плотности рабочей среды играет роль интенсификатора обработки. Дальнейшее увеличение насыпной плотности деталей не приводит к существенному изменению удельного съема металла. Кроме того, время цикла обработки для деталей из исследованных материалов целесообразно ограничивать 18-24 минутами для предотвращения последствий упрочнения и навалообразования при микрорезании.
Список литературы
1. Зверовщиков, В. З. Финишная объемная обработка деталей в барабанах с планетарным вращением / В. З. Зверовщиков, А. Е. Зверовщиков, А. Т. Манько // Алмазная и абразивная обработка деталей машин и инструмента : межвуз. сб. науч. тр. - Пенза : Изд-во ППИ, 1986. - Вып 14.
2. Бабичев, А. П. Вибрационная обработка деталей в абразивных средах / А. П. Бабичев. - М. : Машиностроение, 1965. - 261 с.
3. Мартынов, А. Н. Основы метода обработки деталей свободным абразивом, уплотненным инерционными силами / А. Н. Мартынов. - Саратов : Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1981. - 289 с.
УДК 681.325.3
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ДЕЛЬТА-МОДУЛЯЦИИ В ИНТЕГРИРУЮЩИХ АЦП
А. А. Короткое
В данной статье рассмотрено применение принципов дельта-модуляции в интегрирующих АЦП. Анализируются достоинства и недостатки интегрирующих измерительных преобразователей с промежуточным преобразованием входной величины в сигналы импульсной модуляции. Показаны достоинства выбора широтно-импульсной модуляции в качестве промежуточного преобразования в интегрирующих АЦП.
In this article is described operation of principles of delta-modulation in integrating ADC. Merits and demerits of integrating measuring transducers with the intermediate conversion of input value to signals of pulse modulation are analyzed. Advantages of a choice ofpulse width modulation as the intermediate conversion in integrating ADC are shown.
Известно, что преобразователи данных (как АЦП, так и ЦАП) могут классифицироваться по двум основным критериям: преобразователи с частотой Найквиста и преобразователи с передискретизацией [1]. Практические характеристики ограничивают технологический разброс на уровне 0,02 %, поэтому эффективная разрядность преобразователей с частотой Найквиста также ограничивается на уровне около 12 бит. Однако для множества практических