Двоеглазова Маргарита Юрьевна психологические
ВЛИЯНИЕ СМИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ... науки
УДК 159.9.07
ВЛИЯНИЕ СМИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
© 2017
Двоеглазова Маргарита Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии, доцент кафедры дошкольного и начального образования Институт развития образования (183035, Россия, Мурманск, ул. Инженерная, 2а, e-mail: mu_dvoeglazova@mail.ru)
Аннотация. Рассматривается проблема влияния СМИ как института социализации на формирование ценностно-смысловой, нравственно-духовной сфер личности, сознания и самосознания. СМИ в эпоху информационного социума влияет на превращение «человека социального» в «человека медийного», с ярко выраженной психологией потребителя, интроектно усваивающего информацию, которая становится основой поведения и отношений с окружающими. Результаты исследования мнения экспертов свидетельствуют об увеличении показателей отрицательный и снижении показателей положительных личностных качеств населения РФ с 1991 г. СМИ как институт социализации лишь частично осуществляют функцию морально-нравственного воспитания членов общества, являющегося основой формирования нравственных установок личности. Информационно-стратификационный дисбаланс проявляется в доминировании развлекательных передач над информационными, образовательными, культурно-просветительскими, криминальных новостей над общественно-политическими, общественно-значимыми темами. Высокая коммерциализация работы средств массовой информации предопределила увеличение количества времени (на телевидении) и места (в газетах, журналах), отводимого на рекламу и кинопродукцию сомнительного с точки зрения морали и нравственности качества, распространении ценностей не производства, а потребления. Доминирование медиа-ориентированного подхода над человеко-ориентированным влияет на криминализацию сознания и повышение уровня преступности в обществе.
Ключевые слова: аномия, гиперномия, криминализация общественного сознания, криминальная субкультура, либертарианство, медиа-ориентированный подход, реклама, псевдолиберализм, социальная ответственность, «спираль молчания», средства массовой информации, философия и психология консюмеризма, человеко-ориентирован-ный подход, уровень преступности.
MEDIA INFLUENCE ON CRIMINALIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS AND CRIME RATE IN SOCIETY
© 2017
Dvoeglazova Margarita Yurevna, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of psychology, Associate Professor of the Department of pre-school and primary school Institute of Developing of Education (183035, Russia, Murmansk, Ingenernaya st., 2а, e-mail: mu_dvoeglazova@mail.ru)
Abstract. The problem of the media influence as an institution of socialization on the formation of the value-semantic, moral and spiritual spheres of the individual, consciousness and self- consciousness is considered. The media in the era of the information society influences the transformation of the «social man» into a «media person», with a pronounced consumer psychology, introjectively absorbing information that becomes the basis of behavior and relation with others. The results of the study, expertise opinion indicate an increase in negative indicators and a decrease in the indicators of positive personal qualities of the Russian Federation population since 1991. The media as an institution of socialization only partially perform the function of moral education of society members, which is the basis for the individual moral attitudes formation. The Information-stratification imbalance is manifested in the dominance of entertainment programs over information, educational, cultural, criminal news over sociopolitical, socially important topics. The high commercialization of the media work predetermined the increase in the amount of time (on television) and the place (in newspapers and magazines) devoted to advertising and film production, which is morally questionable in terms of morality, and the dissemination of values not of production but of consumption. The dominance of the media-oriented approach to human-centered influences the criminalization of consciousness and the increase in the level of crime society.
Keywords: anomie, gipernomija, criminalization of social consciousness, criminal subculture, libertarianism, media-oriented approach, advertising, psevdoliberalizm, social responsibility, «spiral of silence», media, philosophy and psychology of consumerism, work-oriented approach, the crime rate.
Исследования социологов и психологов, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом убедительно свидетельствуют о том, что наблюдение агрессивной модели поведения, систематически и длительно показываемой в средствах массовой информации может провоцировать агрессию, научать новым способам ее проявления как по отношению к живым, так и неживым объектам. Проведенный нами анализ статистических данных о количестве преступлений различной степени тяжести, совершенных несовершеннолетними на территории РФ в период с 2010 по 2016 г.г., представленных на сайте Генеральной прокуратуры РФ, в разделе «Портал правовой статистики» [1] показывает необходимость целенаправленного управления формированием у подрастающего поколения правового сознания, основ информационной безопасности [2, 3], устойчивой потребности в получении высококачественных информационных продуктов [4].
В многочисленных работах отечественных и зарубежных психологов и социологов СМИ рассматриваются как институт социализации, оказывающий сильнейшее воздействие на формирование ценностно-смысло-238
вой, нравственно-духовной сфер личности, социального поведения. В настоящее время в эпоху информационного социума под влиянием СМИ осуществляется активное превращение «человека социального» в «человека медийного», бытие которого определяется и в значительной мере формируется содержанием СМИ как продуктом, производимым такой отраслью экономики как медиаиндустрия [5].
Распространение СМИ с начала 90-ых г.г. ХХ в. псевдолиберального понимания свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, охотно ассимилированное отдельными слоями общества привело к переходу общества от гиперномии (проявляющейся в сверхнормированности поведения, характерном для социалистического строя СССР) к состоянию аномии, определившей разрушение системы социальных норм и их рассогласование друг с другом. Состояние аномии в свою очередь кардинальным образом трансформировало социально-психологическую атмосферу страны, которая по данным исследования проведенного Д.В. Сочивко, Н.А. Поляниным характеризуется такими социальными проблемами как АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
психологические науки
Двоеглазова Маргарита Юрьевна ВЛИЯНИЕ СМИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ...
«кризис нравственности и правового сознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни, утрата ее смысла, экзистенциальный вакуум, цинизм, ценностный и правовой нигилизм. Как следствие, наблюдается рост агрессивных и преступных тенденций, прогрессирование отчуждения, повышение тревожности, деформации правосознания» [6, с. 182-183].
В исследовании А.В. Юревич, М.А. Юревич мнения экспертов о динамике психологического состояния российского общества в период с 1981 по 1991 г.г. и с 1991 г. по настоящее время зафиксировано увеличение показателей агрессивности (с 5,45 до 7,23, здесь и далее в круглых скобках данные с 1991 по 2012 г.г.), алчности (с 4,94 до 8,29), аномии (с 4,73, до 6,9), беспринципности (с 4,77 до 7,74), бесцеремонности (с 5,77 до 7,42), враждебности (с 5,26 до 7,26), вседозволенности (с 6,23 до 6,77), грубости (с 5,06 до 7,19), жестокости (с 5,45 до 7,48), злобы (с 4,97 до 6,71), конфликтности (с 6,1 до 6,97), ксенофобии (с 4,1 до 7,32), лжи (с 4,97 до 7,19), мафиозности (с 5,81 до 8), меркантильности (с 4,52 до
8.32), наглости (с 5,35 до 7,65), насилия (с 5,58 до 7,29), невоспитанности (с 5,19 до 7,16), ненависти (с 5,06 до 6,9), подлости (с 4,6 до 6,53), сквернословия (с 5,37 до
7.33), тревожности (с 6,13 до 6,94), фамильярности (с 5,4 до 5,83), эгоизма (с 5,16 до 8,03), развязности (с 5,68 до 6,42), страха (с 5,48 до 6,42). Самые высокие темпы прироста обнаружили алчность, меркантильность, ма-фиозность, эгоизм, злоба, подлость. Показатели интеллектуальности (с 6,32 до 3,48), интеллигентности (с 5,4 до 2,73), искренности (с 6,13 до 3,13), доверия (с 5,74 до 2,81), доброты (с 5,19 до 3,23), добросовестности (с 4,52 до 3,16), законопослушности (с 4,32 до 3,39), культуры (с 5,71 до 3,48), отзывчивости (с 5,71 до 3,03), оптимизма (с 6,9 до 3,16), патриотизма (с 5,97 до 3,29), порядочности (с 4,9 до 2,93), сочувствия (с 5,52 до 3,13), справедливости (с 4,19 до 2,45), тактичности (с 4,03 до 2,77), трудолюбия (с 4,81 до 3,68), человечности (5,47 до 3,2), честности (с 4,94 до 3,06) снизились [7]. Данные исследования экспертного мнения о позитивной динамике отрицательных и отрицательной динамике положительных личностных качеств убедительно свидетельствуют об изменении мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой сфер, сознания и самосознания личности, что в свою очередь актуализирует вопрос о средствах трансляции негативных ценностей и индивидуальных и групповых установок, центральным из которых являются средства массовой информации.
Средства массовой информации, будучи одним из главных каналов трансляции моральных принципов, принятых социумом, и их последующей трансформации в нравственные установки личности если реализует, то лишь частично функцию передачи общественной морали, функцию морально-нравственного воспитания членов общества. Можно констатировать следующий факт, характерный для медиаиндустрии нашей страны - функция развлечения масс превалирует над информационной, просветительской, идеологической, политического влияния, организаторской, поддержания социальной общности. Данная ситуация была предопределена в том числе включением с начала 90-ых г.г. ХХ в. средств массовой информации в рыночные отношения, подчинением их функционирования принципу рыночной прибыли, определившему переход СМИ с информационного режима в условия информационного рынка. Основным идеологическим принципом работы СМИ стал принцип развлечения, выраженный в фразе, ставшей лозунгом работы многих телевизионных каналов (в том числе газет, журналов, сайтов Интернет) - «Телевидение должно развлекать, а не воспитывать!».
Кардинальные перемены, произошедшие в начале-середине 90-ых г.г. ХХ в., связанные с переходом к рыночной экономике, «приватизацией» государственной собственности и возникновением частной собственно-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
сти на землю, недра, промышленные производства и пр. определили ухудшение криминальной ситуации в обществе, отразившееся в повышении количества преступлений и степени их тяжести. Возможно, для снижения социальной напряженности, существующей в обществе, уменьшения степени выраженности деструктивных психических состояний, переживаемых членами общества СМИ попытались переключить массовое сознание с негативных реалий жизни на позитивные реалии виртуального мира (мыльные оперы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут!», «Санта-Барбара»), обеспечивая в том числе воплощение в жизнь потребность масс если уж не в хлебе, то в зрелищах («Бои без правил», «Большая стирка», «Окна», «Дом», «Моя семья» и пр.).
Транслируемая СМИ новая социальная «парадигма»: не воспитывать, а развлекать, не подавлять все худшее и не поощрять все лучшее в человеке и обществе, а потакать самым низменным человеческим инстинктам и потребностям проявляется в передаче в массовое сознание не образцов поведения, свойственных наиболее высоконравственным людям страны, а наоборот, афишировании поведения нарушителей морали. Так показателен, как отмечают А.Л. Журавлев, А.В. Юревич [8], сдвиг в профессиональной принадлежности телеведущих, публично задающих нравственные ориентиры. В отличие от прежних времен, в настоящее время это не «инженеры человеческих душ» - писатели, ученые, публицисты, а шоумены, телеведущие гламурных программ, нравственный облик и образ жизни которых не должен становиться образцом для подражания с точки зрения общественной морали.
В последние десятилетия в работе средств массовой информации над человеко-ориентированным подходом доминирует медиа-ориентированный. Если согласно первому подходу люди воспринимают поступающую информацию выборочно, отбирая лишь ту часть сведений, которая совпадает с их мнением, и отвергая информацию не соответствующую имеющимся представлениям, то согласно медиа-ориентированному подходу СМИ воздействуют на человека подобно наркотику, которому не возможно подчиняться поскольку сформировалась психофизическая зависимость. Одним из первых исследователей, обративших внимание на роль СМИ, особенно телевидения, в формировании сознания не зависимо от содержания передаваемого сообщения был Г.М. Маклюэн [9], доказавший, что телевидение аккумулируя на экране все времена и события, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному, контролирует реальность в сознании аудитории, часто искаженную из-за жизненного опыта телезрителей, объема их памяти и скорости восприятия и переработки информации. Создаваемое в результате у аудитории мозаичное представление о социальной действительности обуславливает неадекватное понимание и интерпретацию новых сведений, поступающих в сознание и как следствие неадекватное поведение в социальной реальности и неадекватное отношение к социальной действительности. Соответственно если в первом подходе осуществляется приспособление СМИ к нуждам и потребностям потребителя, то во втором - человек попадая под воздействие СМИ интроекно усваивает информацию, которой начинает в последствии руководствоваться (зачастую не осознанно).
Вместе с тем надо признать и следующий факт -многие СМИ заявляя о том, что действуют в интересах своих читателей и реализуют тем самым ценности чело-веко-ориентированного подхода навязывают заведомо недостижимые образцы для подражания (гламур, образ жизни «новых русских»), порождающие в обществе лишь раздражение, агрессию, протестные намерения и настроения. «Проблема состоит не только в том, что в качестве образцов возвеличиваются крайне сомнительные в нравственном и прочих социально важных отношениях личности, но и в заведомой недостижимо-
239
Двоеглазова Маргарита Юрьевна психологические
ВЛИЯНИЕ СМИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ... науки
сти этих образцов, чреватой массовой фрустрацией и создающей, особенно у представителей молодого поколения, подчеркнуто диссонансную установку «живи так, как ты жить не можешь»» [8, с. 47], усиливающую ощущение социальной фрустрации и определяющую поиск выхода из сложившейся ситуации предопределенной социальной несправедливости через совершение противоправных действий, официально неразрешенных и неофициально лигитимизированных в народном сознании («что не съем, то поднадкусаю», «хочешь жить, умей вертеться», «не пойман - не вор» и пр.), культивируемых отдельными средствами массовой информации через пропаганду криминальной героики, физического, психологического, экономического и иного насилия, вседозволенности и распущенности.
Интенсивная экспансия в общество уголовно-криминальной субкультуры, нормативной системы преступного мира ретранслируемой некоторыми СМИ активно усваивается отдельными представителями общества, испытывающими дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), обусловленный изначально невысоким уровнем развития нравственного сознания и пренебрежительным отношением к закону.
Приходится признать, что в настоящее время элементы криминальной субкультуры присутствуют во многих сферах жизни общества - «от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов» [10, с. 38]. В течение нескольких десятилетий общество подвергалось и продолжает подвергаться воздействию криминальной субкультуры, масштабно представленной в таких культурных продуктах как книги детективного жанра, художественные фильмы, сериалы, блатные песни, звучащие по радио и телевидению, в ресторанах, кафе, транспорте, в рингтонах мобильных телефонов. За десятилетия популяризации ценностей преступного мира выросло поколение признающее образцом для подражания «хорошего бандита» (художественные фильмы «Бумер», «Брат», «Бригада» и пр.), а не борца с криминалом, применяющее в речи блатной жаргон, рассматривающее воровской закон в качестве мерила социальной справедливости, лояльно относящееся к нарушению нравственных устоев общества. Трансформация представлений о «хорошем поступке и плохом деянии», о грамотной русской речи и криминальной лексике, о реальной и искаженной социальной справедливости, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивной модели поведения свидетельствует о криминализации общественного сознания, что в свою очередь сказывается на формировании девиантно-го и делинквентного поведения, увеличении количества преступлений различной степени тяжести.
Специфика функционирования СМИ нашей страны в последние годы подтверждает гипотезу, сформулированную на рубеже 50-60 г.г. ХХ в. Д. Смайтом о том, что главным «товаром» СМИ является аудитория, первоначально создающаяся представителями медиаинду-стрии, а затем продающаяся рекламодателям [5, с. 199]. Соответственно продуктом деятельности СМИ является аудитория потребителей информации, которую в последствии можно продать и перепродать рекламодателям и производителям того или иного товара. Создание аудитории предполагает подстройку содержания СМИ, которое являясь основной формой извлечения прибыли в медиаиндустрии, перестраивается в соответствии с нуждами и потребностями потенциальных потребителей продукции.
Стремление увеличить зрительскую аудиторию (аудиторию читателей газет/журналов) приводит к «копированию приемов, доказавших свою эффективность в процессе применения другими телевизионными каналами, издательствами (что приводит к дублированию однотипных программ, репортажей) - развлекательных 240
шоу, посредственных сериалов, старых передач «в новой упаковке»» [11, с. 16]. Стремление к получению максимальной прибыли любыми средствами определяет эксплуатацию темы витальных потребностей, проявляющуюся в демонстрации в большом количестве агрессивных действий и эротики, а также их замещенной реализации в виде катастроф и физиологического юмора (например, «Камеди-вумен», «Камеди-клаб» и пр. аналогичные телевизионные передачи). Отсутствие конфликта между рейтингом и нравственностью, социальной ответственности перед настоящим и будущим поколением потребителей продукции СМИ может рассматриваться как показатель деградации ценностных ориентаций у руководителей и сотрудников, работающих в средствах массовой информации. Первопричиной «рейтинговой болезни» современного телевидения и газет является «стремление к получению максимальной прибыли при отсутствии адекватных сдерживающих механизмов социального контроля» [12, с. 317], потребность к улучшению собственного финансового благополучия. Рассмотрение зрительской (читательской) аудитории в качестве средства повышения личного благосостояния обуславливает увеличение количества передач, репортажей (с агрессивным, эротизированным, катастрофическим сюжетом), позволяющих как можно дороже продать рекламное время. Передачи, ориентированные на узкие целевые аудитории (культурно-просветительские, образовательные, детские, спортивные, религиозные), в которых по законодательству РФ запрещена или ограничена во времени трансляция (публикация) рекламы минимально представлены в не прайм-тайм время на ТВ или на последних полосах газет, последних страницах журналов. Поэтому вполне правомерно СМИ называть вслед за О.Т. Корнеевой [11] «машиной для делания денег», работа которой подчиняется феномену социальной безответственности, использующей зрителя как ресурс для зарабатывания средств, поскольку чем меньше транслируется общественно-значимых телевизионных передач, тем выше доходы телевизионных каналов.
Завышение информационной нормы отдельных слоев населения и занижение информационной нормы духовной и нравственно-здоровой части общества, выражается в информационно-стратификационном дисбалансе (проявляющемся в том числе в превалировании развлекательных передач над информационными, образовательными, культурно-просветительскими; криминальных новостей над новостями на общественно-политические, общественно-значимые темы) обуславливающем реализацию «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман [13], заключающейся в том, что люди стремятся не озвучивать собственное мнение, если оно не соответствует мнению большинства или лиц имеющих власть и может привести к социальной изоляции. В свою очередь реализация «спирали молчания» определяет рост социально-политической напряженности и нестабильности в обществе.
Высокая коммерциализация работы средств массовой информации предопределила увеличение количества времени (на телевидении) и места (в газетах, журналах), отводимого на рекламу и кинопродукцию сомнительного с точки зрения морали и нравственности качества, распространении ценностей не производства, а потребления. При помощи средств массовой информации в последние годы осуществляется активное внедрение в сознание масс сложившейся в середине ХХ в. на Западе философии и психологии консюмеризма, согласно которой смысл жизни заключается в обладании вещами, поскольку только потребляя человек «реализует полностью свои жизненные возможности» и для того, чтобы остаться живым ему необходимо постоянно потреблять. Вместе с тем следует признать, что идеи философии и психологии консюмеризма возникли отнюдь не в ХХ в., а складывались веками, первоначально транслировались буржуазией, а впоследствии наряду с буржуа «синими АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
психологические науки
Двоеглазова Маргарита Юрьевна ВЛИЯНИЕ СМИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ...
воротничками» (рабочими). По мнению Л. Скляр [Цит. по 11] реализация человеком психологии потребителя, проводником которой является реклама, не только ведет к «увековечиванию идеи накопления капитала для частной выгоды», но и приносит большие дивиденды производителям высоко популярной, престижной продукции, реальная необходимость в которой отсутствует у большинства членов общества.
Анализ содержания телевизионной сетки вещания большинства каналов, содержания газет и журналов позволяет констатировать, что одной из центральных тенденций в деятельности СМИ продолжает оставаться трансляция ценностных ориентаций и защита интересов индивидуально-капиталистического и криминально-мафиозного менталитетов. Моральная революция в медийном пространстве в последние десятилетия проявляется в трансляции культа богатства и личного успеха и незначимости путей их достижения, возведении в статус эталона для подражания антиморальной модели поведения. В результате у части аудитории возник острый содержательный конфликт, затрагивающий базовые ценности российского общества, проявляющийся в том числе в потребности введения общественного контроля за работой средств массовой информации. Несмотря на то, что опрос в 2007 г. жителей г. Санкт-Петербурга [14] показал, что 80% респондентов выступают за введение нравственного контроля за содержанием телепередач и рекламы до настоящего времени вопросы о «взаимодействии СМИ и общества, о социальной ответственности СМИ и формах контроля над СМИ со стороны общества» [15, с. 603] продолжают оставаться актуально нерешенными.
По нашему мнению, на смену социальной безответственности и корпоративному эгоизму активно реализуемым в настоящее время некоторыми СМИ должна прийти модель социальной ответственности, разработанная в середине ХХ в. Ф. Сибертом, У. Шраммом, Т. Питерсоном [14], возникшая как антитеза безудержному, «отвязанному» либертарианству, признающая свободу слова (но не вседозволенность и аморальность), роль прессы в функционировании экономической системы страны, просвещении общества, продвижении демократических основ, предписывающая СМИ функции информирования, просвещения и развлечения при строгом соблюдении норм и ценностей общества.
Вполне правомерно утверждение Д. Дондурей о том, что СМИ, «... эфир нельзя рассматривать исключительно в качестве бизнеса. Телевидение, эфир - это такое же национальное достояние, как недра и язык. Это величайшее благо, принадлежащее всем. Его нельзя приватизировать, ни при каком условии. Это средство трансляции национальной культуры, традиций, установок, смыслов, образов, характеров, стереотипов» [17, с. 75]. Поэтому на смену социальной безответственности и корпоративному эгоизму должна прийти социальная ответственность и транслирование общественных, национальных интересов, усвоение которых социальными массами будет способствовать в том числе уменьшению криминализации сознания и снижению уровня преступности в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Генеральная прокуратура РФ. Портал правовой статистики. // http://crimestat.ru/offenses_map (дата последнего обращения 13.09.2016)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_145825/ (дата последнего обращения 01.09.2016)
3. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // http://base.garant. т/71556224/#Ыоск_2 (дата последнего обращения 10.12.2016)_
4. Распоряжение правительства РФ от 02 декабря 2015 г. № 2471-р об утверждении «Концепции информационной безопасности детей» // http://government.ru/ media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата последнего обращения 01.09.2016)
5. Вартанова Е.Л. От человека социального - к человеку медийному? К вопросу о влиянии СМИ на аудиторию. // Человек как субъект и объект медиапсихо-логии: Коллективная монография. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 199-215.
6. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультура, исправительные учреждения. М.: МПСИ, 2009. 264 с.
7. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 26-28.
8. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Социально-психологические последствия неравенства доходов // Вопросы психологии. 2013. №4. С. 45-56.
9. Маклюен М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: «КАНОН-прец-Ц», 2003. 464 с.
10. Преснякова Л. Скромное обаяние криминала против тщетных усилий тюрьмы // Социальная реальность. 2006. № 1. С. 38-50.
11. Корнеева О.Т. Влияние СМИ на формирование информационного неравенства в современной России: дис. ... канд. социол.н. Ростов-на Дону, 2010. 170 с.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика и общество. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
13. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. 352 с.
14. Семенов В.Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи: социологический анализ // Царскосельские чтения: Материалы XIV международной научной конференции, 2010. Т. III. С. 170-173.
15. Карицкий И.Н. Эпоха тоталитарного господства СМИ: воспитание и саморазвитие, манипуляция и потребление? // Человек как субъект и объект медиапси-хологии: Коллективная монография. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. 824 с.
16. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Изд-во «Вагриус», 1998. 220 с.
17. Дондурей Д. Без модернизации массового сознания любые социально-экономические перемены обречены // Мир перемен. 2007. №2. С. 70-85.
Статья поступила в редакцию 24.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.
АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
241