УДК 070.13
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И В СТРАНАХ АЗИИ
© О. К. Валитов
Башкирский государственный университет Нефтекамский филиал Россия, Республика Башкортостан, 452681 г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.
Тел./факс: +7 (34 783) 2 35 80.
Email: reception@ nfbgu.ru
В статье раскрывается недооценка влияния печати на общественное сознание, которое в настоящее время стало одной из главных причин вырождения культурных ценностей, искусства и науки, образования и воспитания подрастающего поколения. Свобода слова и печати, обусловленные процессами глобализации, сегодня создают реальную угрозу информационно-духовной безопасности не только России, но и странам юго-восточной Азии.
Ключевые слова: свобода слова и свобода печати, культура, информация, духовная безопасность.
Российское государство конституционно закрепило свободу слова, печати, объединений, вероисповедания, частной деятельности, в т.ч., коммерческой. Но это не означает, что в России и в странах юго-восточной Азии нет проблем со свободой слова и угроз для нее.
Данные проблемы и угрозы для России сегодня связаны с пятью фактами:
1. Неумением государства, провозгласившего свою демократичность, действовать в соответствии с демократическими нормами и правилами в этой сфере.
2. Безответственным использованием свободы слова журналистами, что вызывает ответную, часто неадекватную реакцию государства.
3. Продолжающейся открытой острой дискуссией, «холодной войной» внутри российского общества, его нестабильностью, когда задача политического, а порой и физического выживания отдельных лиц, групп и самой власти и даже страны заставляет их нарушать любые законы, в т. ч. и законы, охраняющие свободу слова.
4. Благодаря «успешной» работе средств массовой информации в стране произошел раскол на экономической и социальной почве. Если раньше главным нравственным ориентиром в обществе были слова «человек человеку - друг, товарищ и брат», то в наше время им на смену пришли слова -«элита», «гражданин», «человек человеку - волк».
Поразительно, как за короткий срок удалось добиться настоящего переворота в умах многих граждан многонациональной страны. Разумеется, прежде всего, это работа СМИ при помощи американских спецслужб и, в первую очередь, телевидения. Именно гайдаровская реформа раскола на две части, две России, - на богатых и бедных - наше государство. И они (богатые и бедные) расходятся как два враждебных народа.
Бедные находятся на краю пропасти. Дело в том, что от тела народа все более отщепляется
общность людей, живущих в крайней бедности, -«социальном дне». В состав этой общности входят нищие, бездомные, беспризорные дети.
Богатая Россия - нескончаемые презентации, балы олигархов, госчиновников. Например, СМИ обслуживают исключительно благополучную часть населения, изредка давая этнографические заправки «из жизни бедных», сделанные согласно социальному запросу именно благополучной части. Здравоохранение «для бедных» - это нечто совсем иное, чем для «благополучных». Наши СМИ создают такую атмосферу в обществе уже на протяжении многих лет, и делается это сознательно, чтобы не было в России согласия, понимания, терпимости.
5. Уже сформировался новый своеобразный стиль российской журналистики, жонглирующий множеством красивых слов и понятий - народовластие, инакомыслие, гражданское общество, но не имеющий какого-либо реального практического наполнения. Это вызывает у людей только раздражение. В печати, на радио и телевидении последних лет - нарастающее пустопорожнее словопроизводство. Попробуйте понять, о чем часами балагурят с гостями радиостудий шутники-ведущие. А у нас теперь все ведущие - балагуры. Эти люди просто говорят, что взбредет в голову, не затрудняя себя ни стилистикой, ни лексикой ... Шоу и треп. Треп и шоу [1, с. 121].
Именно в такой сложной обстановке для России, стоящей перед историческим выбором, наиболее актуально звучат идеи свободы и демократии суверенной личности, прав и свобод граждан, роли свободной прессы.
Так, во-первых, сегодняшняя действительность показывает, что человечество вступило в новую информационную фазу своего развития. Информация становится реальной, почти физически ощутимой силой. Особенно важно (если учесть, что в последних двух советских конституциях эти сво-
боды также декларировались), что были отменены запреты, подавлявшие эти свободы. Конституция в общем и целом основывается на идеологии прав человека и принципах разделения властей. Смысл демократии наполнен пафосом освобождения от тоталитарно-авторитарной системы, раскрепощения частных интересов людей - либерализацией [2, с. 197]. Однако не подкрепленная проектом политико-правовой реорганизации общества, либерализация оказалась «освобождением» от порядка вообще. Учитывая давние российские традиции понимания свободы, главным образом, как независимости и воли [3, с. 286], свободы для себя и обязательности по отношению к другим, можно понять неизбежность негативных последствий исполнения демократизации, главным образом, либерализации, которая возникла в постсоветской России.
Изменившиеся общественные условия и внедрение в экономику частных форм собственности вызвали к жизни новые независимые периодические издания различных объединений, партий и юридических лиц. Некоторые из них находятся в оппозиции к официальной власти, организуют работы СМИ с жесткой критикой мер, предпринимаемых органами государственной власти различных уровней.
Сегодня недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека в российском обществе, искусстве и науке, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Духовные ценности человека и общества оказались незащищенными. При этом если бы был организован учет запросов общественного мнения и концентрация внимания общественности на актуальных социальных вопросах, то была бы обеспечена эффективность социального управления обществом и его развитие.
Учет настроения масс обусловливает формирование подлинно общественного мнения. С другой стороны, постоянное изучение общественного мнения с помощью социологического исследования, опроса и другими методами позволяет «безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения масс, действительные потребности, стремления, мысли ...» [4].
При этом необходимо отметить: во-первых, в связи с отменой цензуры в стране слово «свобода» стало одним из самых употребляемых в лексиконе журналистов. Все демократические конституции мира закрепляют понятие свободы, видя в нем основу для свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и
вело к ликвидации самой свободы, в т.ч. свободы слова и печати целом.
Ярким примером этого является перестройка и развал СССР. Именно тогда началась информационная война США против СССР, содержание большинства средств массовой информации и в особенности телевидения Москвы нам напоминало усовершенствованную нейтронную бомбу: ресурсы остаются целыми, люди тоже вроде остаются, но в результате каждодневного и хитрого воздействия на них они выполняют все требования, которые нужны хозяевам жизни. Это уничтожение русского человека, его языка, культуры, духовности.
Во-вторых, сегодня в условиях рынка и информационной войны в России культивируются покупательские инстинкты западного образца, развивается страсть к наживе, приобретательству. Эффективность такой информации сегодня уже налицо. Мы начинаем воспринимать как должное мир с перевернутыми ценностями, где плюсы и минусы меняются местами, где светлое объявляется темным, а темное - светлым. Люди, особенно молодое поколение, начинают верить, что герои, отдавшие жизнь за Родину, достойны глумления, а ее предатели - шпионы и перебежчики - и есть истинные герои, что стяжательство прекрасно, а бескорыстие уродливо, что порнография должна стать предметом восхищения, а чистота и любовь, нравственность и порядочность - предметом осмеяния. Словом, многие российские люди, до конца не осознавая происходящее с ними, начинают жить по дьявольским заповедям.
В-третьих, в российском информационном пространстве находит распространение правовой нигилизм. В свое время об этих качествах россиян сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин писал следующее: «Самые плохие законы в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет».
При этом необходимо отметить насаждение культа насилия, правового превосходства, порнографии, смакования ужасов, пропаганды оккультизма. Это противоречит истинным традициям российской журналистики, ведет к деградации общества и вырождению внутренней культуры человека. Сегодня актуально звучат слова Цицерона: «Не давайте ей (жестокости - О. В.) дальше распространяться в нашем государстве. Она опасна не только тем, что самым ужасным образом истребила стольких граждан, но и тем, что привычка к постоянным картинам несчастий сделала самых добрых людей глухими к голосу сострадания. Ибо, когда мы ежечасно видим одни только ужасы или слышим о них, то даже если мы от природы очень мягки - все же наши сердца вследствие непрекращающихся потрясений теряют всякое чувство человеколюбия» [5, с. 43].
Духовный мир человека стал особо тонким образованием, легко уязвимым, в условиях недо-
статочной защищенности. Так подрывается духовное здоровье и безопасность российского общества.
В-четвертых, сегодня, когда в нашей стране кризис духовности и нравственности приобрел угрожающие размеры, недооценка иностранного вмешательства (не без помощи СМИ, культуры, искусства) является одной из глобальных ошибок. Экономически и политически слабое государство -объект идеологической, политической и экономической экспансии.
В последние десятилетия в России наблюдается бурный рост политического влияния духовно-информационной власти [6, с. 21]. Как считает известный американский прогнозист О. Тофлер, к исходу XX столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти. Они позволяют «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников» [7, с. 15-16]. Непосредственные носители и особенно распространители знаний и информации - СМИ, находящиеся во власти денег, все более явно превращаются в важный фактор современной политики.
В свое время классики марксизма показали, что с образованием господствующего класса, который сосредоточивает в своих руках политическую и экономическую власть, возникает потребность в идейно-психологической обработке масс. «Поэтому чем дальше идет вперед цивилизация, - подчеркивал Ф. Энгельс, - тем больше она вынуждена набрасывать покров любви на неизбежно порождаемые ею отрицательные явления, приукрашивать их или лживо отрицать, одним словом, - вводить в практику общепринятое лицемерие, которое не было известно ни более ранним формам общества, ни даже первым ступеням цивилизации ...» [8, с. 117].
Угроза, нависшая над русским народом, его многовековой историей, реальная. Многие понимают, что русскую и советскую культуру роднит единство ценностей, роднит народная и гуманистическая основа. Сам гуманизм русской культуры всегда характеризовался не индивидуалистично-стью, а народностью. Такое единство ценностей определялось условиями бытования нашей культуры. Русская культура, а особенно литература, формировалась, следуя идее зашиты угнетенных народных масс.
Сфера культуры прямо связана с сохранением единства России. Доступность культурных благ для населения - непременное условие сохранения единства нации, а значит, и территориальной целостности страны. Между тем создан колоссальный разрыв в доступе к ценностям культуры. В результате в обществе нарастает ощущение непреодолимого культурного и социального раскола, растет отчуждение граждан от собственной страны.
В чем же причины несоответствия реальной культурно-образовательной политики нынешней власти заявляемым ею модернизационным целям?
Первая причина связана с тем, что власть имущие, либералы убедились: упадок культуры ведет к снижению организованного и осмысленного протеста масс.
Вторая причина кроется в той международной роли, которую играет господствующий в России режим. Российские правящие круги, элита, олигархи фактически превратились в приказчиков ведущих сил мирового глобализма. Наше государство, на словах декларируя служение СМИ общественным, социальным интересам, на практике придерживается либеральных курсов. Общество же -граждане России - в этих условиях оказывается беззащитным перед телевидением, интернетом.
Нужен ли нравственный контроль в России над СМИ, и каким он должен быть? На это тоже есть разные ответы. Между тем в законе «О средствах массовой информации» записано: «Не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Записано-то верно, да все знают, что происходит на самом деле!
Потери от утраты нравственности трудно подсчитать, политика нравственного и культурного разрушения охватила уже не только телевидение, радиовещание, газеты, книги, рекламу, Интернет, но и проникла в школы, театры, даже в медицинские учреждения и детские сады.
Не пора ли поставить вопрос о том, что развитие, воспитание духовности и нравственности должны быть главной государственной задачей? Ведь еще Конфуций в свое время писал: «Народ, лишенный традиций, превращается в стадо животных. К чему ритуалы, если, будучи человеком, не проявляет человечности? К чему музыка, если, будучи человеком, не проявляет человечности?» [9, с. 25].
Произошел фактически рейдерский захват сферы культуры и средств массовой информации. В результате сегодня главный вопрос здесь такой: выгодно или невыгодно. О морали речи уже не идет. А во власти никак не могут договориться, кто же все-таки должен отвечать за духовное состояние народа, кто призван защищать нравственность от разрушения.
Часто говорят: рынок сам должен все решать. Но ведь рынку нет дела до нравственности, у него главный и единственный критерий - это прибыль.
При этом вспоминаются слова великого русского историка В. О. Ключевского о том, что «русский человек склонен больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед» [10, с. 495].
Таким образом, сегодня не только для современной России, но и перед странами юго-восточной Азии и Европы, стоящими перед исто-
рическим выбором, наиболее актуально звучат идеи свободы и демократии личности, прав и свобод граждан, роли свободной прессы и ее ответственности перед своим народом [11, с. 11]. Так, информационная война Запада становится реальной, почти физически ощутимой силой. В числе ярких примеров пропаганда западного, прежде всего американского образа жизни. Информационной войной можно назвать холодную войну СССР -США, приведшую к распаду СССР, до этого таким же образом завершилось правление С. Альенде в Чили. Здесь можно вспомнить о событиях в Югославии, странах Ближнего Востока [12, с. 145].
Изучение проблем «свободы слова» и «свободы печати» не только в России, но и в других странах, например в странах Юго-Восточной Азии, Африки и западных странах, показывает, что СМИ имеют четкий «социальный заказ»: с помощью различных способов манипулирования общественным сознанием создаются условия для препятствования демократическим преобразованиям, позволяющим направить развитие страны по западному образцу, тем самым сохранив влияние Запада в Азии и на африканском континенте. Через общественное мнение, с помощью СМИ, оказывается влияние на политические силы, которые контролируют «институт власти», определяют направление движения своих стран и формируют новый базис, ориентируют на принципиальную возможность избирательного отношения к противоположным перспективам развития производительных сил и производственных отношений развивающихся государств.
Здесь необходимо особо отметить, что информационные споры и злоупотребление свободой массовой информации имеют четкую и формализованную структуру, как в российском обществе, так и во многих странах мира. На первое место выходят споры о доступе к информации. Реликты прошлого закрытого общества и «закрытого правительства», и вообще закрытых органов власти живут до сих пор в этих странах и проявляют себя именно в информационных спорах.
В отличие от Российской Федерации, в настоящее время в Японии специализированного законодательства печати, которое бы регулировало характер и содержание публикаций, нет. Все законы о печати, в том числе вопросы издания и цензуры, были отменены после второй мировой войны американскими оккупационными властями. Главным законом, на основе которого должны действовать средства массовой информации, является 21 -я статья конституции Японии, в которой говорится следующее: «Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений. Никакая цензура не допускается...» [13, с. 221-225].
Отсутствие специального законодательства о печати не означает, однако, что деятельность газетных и журнальных компаний не регулируется никакими законодательными актами. Как и на любую
фирму или на частное лицо, на газету распространяется действие уголовного и гражданского законодательства.
Ст. 204-1 Кодекса о коммерции предусматривает, что газетные компании имеют право продавать свои акции исключительно собственному персоналу. И хотя это, казалось бы, противоречит общей логике акционерной деятельности, подобное специфическое исключение было сделано для того, чтобы предотвратить попадание той или иной газеты под контроль какого-нибудь одного лица, руководствующегося исключительно собственными интересами.
В Японии ограничений на издание газет не существует. Японские власти не имеют полномочий на то, чтобы по собственному усмотрению закрыть ту или иную газету. Формально цензуры в Японии не существует. Газеты, радио и телевидение играют очень большую роль в жизни страны, было и так, что «сваливали» то или иное правительство. Например, именно печать сыграла главную роль в разоблачении финансового скандала, который привел к отставке кабинета Нобору Такэситы и беспрецедентному кризису в правящей либерально-демократической партии. Поэтому власти, хотя и не имеют права запрещать публикацию в газетах тех или иных сообщений, явно стремятся компенсировать отсутствие цензуры активным навязыванием печати, а через нее и населению собственной позиции.
В условиях отсутствия цензуры газеты по договоренности между собой иногда прибегают к «самоограничениям» или «добровольной цензуре». Примером могут служить сообщения в рубрике «Уголовная хроника». Так, газеты воздерживаются от сообщений о захватах людей преступниками, если существует хотя бы малейшая вероятность того, что такая публикация создаст угрозу для похищенных или заложников. Первое принципиальное соглашение об этом между полицией и газетами было достигнуто еще в 1969 г., и оно по сей день имеет силу. В обмен на это самоограничение полицейские власти подробно информируют представителей прессы о развитии событий с тем, чтобы газеты могли осветить их со всеми подробностями, когда дело будет раскрыто. В японской ассоциации издателей и редакторов газет проводятся регулярные дискуссии относительно такой политики самоограничений с тем, чтобы проводить ее с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон.
Среди других ограничений, касающихся освещения уголовных дел, следует упоминать правило не называть на газетных страницах имен малолетних преступников. Ст. 61 Закона о несовершеннолетних запрещает упоминать в печати имена или публиковать фотографии лиц в возрасте до 19 лет, которые подозреваются в совершении преступления. Японские газеты соблюдают эти ограничения, за исключением крайне редких случаев,
таких, например, когда их призывают к сотрудничеству сами полицейские власти, старающиеся напасть на след находящегося в розыске малолетнего преступника. Газеты также воздерживаются от упоминания имен душевно больных людей [14, с. 202].
Следует отметить, что большинство японских СМИ отличает высокое чувство ответственности за правдивость своих материалов. В свое время, например, страницы всех органов печати обошел случай с Иосире Хонда, фоторепортером одной из крупнейших газет «Асахи», получившем задание сфотографировать редкий коралловый риф у острова Ириомоте, угрозу которому создают местные ныряльщики, портящие кораллы разного вида надписями. Хонда не смог найти следы злоумышленников и поэтому сам оставил на рифе первые пришедшие ему на ум инициалы и сфотографировал их. Этот снимок и соответствующая статья появились в «Асахи». Однако вскоре Хонде пришлось во всем признаться. «Асахи» принесла публичные извинения. Хонду из газеты уволили с позором, его помощников на три месяца отстранили от работы, четыре руководителя отделов были оштрафованы на крупные суммы, а через месяц, пытаясь спасти подорванную репутацию газеты, над которой злорадствовали конкуренты, объявил о решении подать в отставку президент «Асахи» Тентиро Хитоцуянаги.
Ожесточенная конкуренция порождает и некоторые другие проблемы, связанные с законодательством, так, закон, касающийся неправомочных премий и подарков, запрещает газетам предлагать своим подписчикам премии, подарки, скидки или бесплатную подписку [14, с. 203].
На страницах японской печати и в научных исследовательских публикациях большое внимание уделяется проблемам нравственного воспитания. Так, например, доцент Токийского университета Симидзу Хаяо в своей работе «Изменились ли японцы?» пишет, что воспитание человека должно преследовать две цели: 1) воспитать физически здорового человека и 2) «снабдить» человека знаниями или информацией. Подчеркивая важность первой цели, автор пишет: «. Деятели просвещения в современной Японии и простые японцы забыли об этой простой, но главной идее воспитания... Они забыли, что не только духовное, но и физическое развитие человека является его задачей. Необходимо заниматься морально-этическим воспитанием» [15, с. 140-141].
На страницах японской печати большое внимание уделяется любви к сохранению народных традиций. Она превратилась в одну из черт национальной культуры. Местные и общенациональные традиции и обычаи глубоко чтят. Даже европейская культура на японской почве приобретает местный колорит.
В отличие от многих стран, органы государственной власти, работники СМИ в Японии и КНР очень серьезное значение придают сохранению
своей национальной культуры, обычаев, традиций и духовности. В 2015 г. японцы приняли меры по ужесточению борьбы с производством и распространением аудио-видеопродукции непристойного содержания. КНР запретила продажу аудио-видеопродукции, относящейся к жанру ужасов. Но и сегодня, по прошествии почти двух с половиной тысяч лет после смерти Конфуция, удивительно современно звучат некоторые из изречений древнего мудреца: «Я вдохновляюсь песнями, ищу опору в ритуалах и завершаю музыкой» [9, с. 8].
Определенный интерес представляет деятельности СМИ в Индии. 30 августа 1989 г. многие журналисты в Дели и административных центров индийских штатов надели черные повязки в знак солидарности со своими коллегами из штата Джамму и Кашмир, где неделей ранее был принят закон о печати, который предусматривает введение цензуры, и, в частности, налагает запрет на публикации материалов о деятельности террористов и сепаратистов. По этому поводу министр юстиции правительства Джамму и Кашмир Шейх Макбул заявил, что он преследует цель пресечь публикацию материалов, подрывающих законность и правопорядок, а также стабильность и безопасность в штате, наделяет органы власти правом запретить публикацию той или иной статьи или корреспонденции. За публикацию неразрешенных материалов авторам или редакторам грозит тюремное заключение сроком до одного года и штраф до 10 тысяч рупий [14, с. 171]. Кроме того, властям предоставлено право конфискации номеров периодических изданий.
Необходимо отметить, что конституция Индии 1950 г. гарантирует свободу печати. Однако при этом оговаривается, что государство имеет право вводить разумные ограничения на это право в интересах укрепления суверенитета, безопасности и целостности Индии, дружественных отношений республики с иностранными государствами, а также в целях укрепления общественного порядка, морали и нравственности, также в связи с неуважением к суду, диффамацией либо подстрекательством к совершению противоправных действий. Верховный суд страны и высшие суды штатов наделены правом уголовного или административного преследования за неуважение к суду. Конституция предусматривает право любого гражданина правдиво освещать в газетах слушания в обеих палатах парламента и законодательных собраниях штатов без опасений быть привлеченным за это к ответственности [14, с. 172].
До сих пор действует закон о регистрации прессы и книгоиздания от 1867 г., который обязывает каждого издателя печатной продукции ежегодно ставить в известность о своей деятельности Центральное регистрационное бюро. Сохраняются также те статьи уголовного кодекса 1968 года, которые предусматривают наказание за пропаганду
или неуважение к правительству, разжигание ненависти между различными общинами или классами населения страны.
В 1963 г. был принят закон о государственных секретах, а в 1971 г. - закон об обороне Индии, которые предусматривают судебное расследование, за разглашение в средствах массовой информации государственных и военных тайн [14, с. 173].
В целом в своей деятельности СМИ Индии строго руководствуются конституцией и другими законами о прессе, соблюдая все ограничения. Полностью запрещена порнография, публикация материалов, подрывающих общественную мораль и нравственность.
Несколько примеров о положении дел СМИ в других странах этого региона. Так, например, 7 апреля 1997 г. суд Индонезии приговорил журналиста к 30 месяцам тюремного заключения за оскорбление президента Сухарто. В том же году угрозы правительства в адрес прессы и законодательном пресечении ее деятельности сыграли немаловажную роль в ограничении свободы СМИ. Именно в этот период особо жесткие ограничения отмечены в Африке (Эфиопии, Нигерии, Замбии), Азии (Гонконге и Кыргызстане) и Средней Азии [14, с. 254-255].
В Бирме заведено лицензирование модемов для компьютеров, а в Киргизии, Сингапуре и Индонезии использование компьютера ограничено. В Нигерии и многих странах этого региона газеты проходят регистрацию каждый год. «Сомнительные» репортажи могут привести к отказу в выдаче лицензии или регистрации. Парламент Уганды трижды рассматривал законопроект, который «обуздал» журналистов. Этот законопроект предусматривал ежегодную регистрацию всех работающих журналистов и создание «Совета по надсмотру за работой прессы». В Южной Африке есть закон, помогающий журналистам иметь доступ к информации. Верховный суд постановил, что та часть уголовного кодекса, согласно которой редактор газеты несет уголовную ответственность за компрометирующий материал своего журналиста, является неконституционной. Верховный суд Пакистана постановил, сто пресса может свободно публиковать «любые материалы», даже если они неправдивы, «при условии, что такие материалы не продиктованы ненавистью и не содержат информацию о насилии» [14, с. 260].
Краткий обзор проблем СМИ в России и странах Восточной Азии поднимает вопрос о состоянии законодательства, обеспечивающего свободу массовой информации и борьбу со злоупотреблением этой свободой. Все ли в порядке в этой области, или надо предпринимать радикальные меры? Ведь отсутствие цензуры в России и некоторых других странах не означает вседозволенности в такой сфере, как массовая информация, влияющей на духовное здоровье, жизнь любого общества. Нельзя бесстрастно наблюдать, как остаются безнаказанными
передачи телевидения, публикации газет и журналов, направленные на оглупление народа, на создание климата ненависти и взаимного неприятия.
Впервые законодательное определение свободы злоупотребления было дано во Французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. Так, согласно ст. 4 «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому». Отсюда следует вывод, что реализация свободы массовой информации не должна нарушать прав и законных интересов других лиц. Если нарушение все же произошло, то виновный должен быть привлечен к ответственности. Это положение и было закреплено в ст. 11 Декларации, которая гласит: «Свобода выражения мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом» [16, с. 360].
Таким образом, хочется возразить такой аргументации и указать, что абсолютная свобода неизбежно приводит к тому, что ее носители, беспредельно пользуясь своими полномочиями, организуют сферу полномочий других лиц, затрудняя или делая невозможным реализацию их субъективных прав и законных интересов. Поэтому никакая свобода не может быть абсолютной, она обязательно должна ограничиваться рамками закона. Ст. 49 закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что при осуществлении профессиональной деятельности работники печатных органов, журналисты обязаны соблюдать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Проблема предотвращения злоупотребления СМИ является злободневной не только для России, но и для многих стран юго-восточной Азии и Европы. В данной ситуации в прессе самоконтроль неизбежен с точки зрения экономической и духовной безопасности, более того желателен, но вопрос лишь в том, кто выступит гарантом и распорядителем его осуществления.
Поэтому в данной сфере необходимо не только функционирование специальных комитетов (6 общенациональных организаций в Великобритании), но и профессиональное самоограничение журналистов. Она должна основываться на ответственности каждого журналиста, издателя перед личностью, обществом, государством, понимании необходимости избегать негативных проявлений свободы массовой информации.
Президент Российской Федерации всегда в своих выступлениях подчеркивает, что отношение к проблемам сохранения многонациональной культуры, духовности России со стороны государства должно быть решительным образом пересмотрено.
Сфера духовности культуры - это один из важнейших аспектов в обеспечении нравственности, информационно-духовной безопасности Рос-
сийского общества, каждый должен находиться под особой охраной государства.
Что касается будущего России, отметил В. В. Путин, то оно зависит не только от руководства страны, но и первую очередь от народа, от защищенности его духовности, культурного наследия.
В своих размышлениях о роли «четвертой власти» и о ее ответственности перед современной Россией хотелось бы напомнить актуальные слова русского историка В. С. Соловьева: «Одно только мы наем наверное: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины - она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кара-Мурза С. «Матрица-Россия». М.: Знание, 2007. 320 с.
2. Иного не дано / под ред. Ю. Н. Афанасьева. М.: Мысль, 1988. 680 с.
3. Федотов Г. П. Россия и свобода / В кн. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 2. М.: Знание, 1992. 315 с.
4. Цит. по Барабаш Е. Истоки духовности // Правда. 1987. 23 января.
5. Цицерон. Речи в 2-х тт. Т. 1. М.: Наука, 1993. 448 с.
6. Пугачев В. П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999. №4. С. 21-23.
7. Тофлер О. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. №>2. С. 15-17.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 21. М.: Наука. 531 с.
9. Антология мысли. Конфуций. Уроки мудрости. М., Харьков: Эксмо-Пресс 1998. 958 с.
10. Таранов П. С. Настольная книга руководителя. М., 2003. 459 с.
11. Апресян Г. Р., Гусейнов А. А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. .№7. С. 11.
12. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. М.: Знание, 2010. 256 с.
13. Валитов О. К. Печать и цензура / ТАСС (Бюллетень почтовой информации. Для служебного пользования). За 1989-1990 гг. Уфа: Китап, 1995. 256 с.
14. Валитов О. К. Печать и цензура. Учебное пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 296 с.
15. Проблемы современной Японии. Проблемы национальной психологии Японии. Москва: Академия наук СССР, 1977. 225 с.
16. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. Нормативные акты и практика. Комментарий. М.: Право и закон, 1997. 400 с.
Поступила в редакцию 07.04.2017 г.
SPIRITUAL SEFETY, "FREEDOM OF SPEECH" AND "FREEDOM OF PRESS" IN RUSSIA AND IN THE COUNTRIES OF SOUTH-EAST ASIA
© O. K. Valitov
Bashkir State University, Neftekamsk branch 1 Traktovaya Street, 452681 Neftekamsk, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (34783) 2 35 80.
Email: reception@nfbgu.ru
The author of the article reveals the underestimation of impact of the terms "freedom of speech" and "freedom of the press" on the public consciousness. Nowadays these terms become one of the main reasons of the degeneration of cultural values, arts, science, education, and upbringing of the younger generation. Due to globalization, freedom of speech and press poses a real threat to the information and spiritual safety not only in Russia, but also in the countries of South-East Asia.
Keywords: freedom of speech, freedom of the press, culture, freedom of information abuse, spiritual safety.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kara-Murza S. «Matritsa-Rossiya» [Matrix "Russia"]. Moscow: Znanie, 2007.
2. Inogo ne dano. Ed. Yu. N. Afanas'ev [No other options]. Moscow: Mysl', 1988.
3. Fedotov G. P. Rossiya i svoboda / V kn. Fedotov G. P. Sud'ba i grekhi Rossii. Vol. 2. Moscow: Znanie, 1992.
4. Tsit. po Barabash E. Pravda. 1987. 23 yanvarya.
5. Cicero. Rechi v 2-kh tt. Vol. 1 [Speeches in 2 volumes. Vol. 1]. Moscow: Nauka, 1993.
6. Pugachev V. P. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1999. No. 4. Pp. 21-23.
7. Toffler A. Svobodnaya mysl'. 1992. No. 2. Pp. 15-17.
8. Marx K., Engels F. Sobranie sochinenii. Vol. 21 [Collected works. Vol. 21]. Moscow: Nauka.
9. Antologiya mysli. Konfutsii. Uroki mudrosti [Anthology of thoughts. Confucius. Lessons of wisdom]. M., Khar'kov: Eksmo-Press 1998.
10. Taranov P. S. Nastol'naya kniga rukovoditelya [Handbook of chief]. Moscow, 2003.
11. Apresyan G. R., Guseinov A. A. Voprosy filosofii. 1996. No. 7. Pp. 11.
12. Panarin I. Pervaya mirovaya informatsionnaya voina. Razval SSSR [The first informational world war. The collapse of the Soviet Union]. Moscow: Znanie, 2010.
13. Valitov O. K. Pechat' i tsenzura / TASS (Byulleten' pochtovoi informatsii. Dlya sluzhebnogo pol'zovaniya). Za 1989-1990 gg. Ufa: Kitap, 1995.
14. Valitov O. K. Pechat' i tsenzura. Uchebnoe posobie [Publishing and censorship. Textbook]. Ufa: RITs BashGU, 2014.
15. Problemy sovremennoi Yaponii. Problemy natsional'noi psikhologii Yaponii [Problems of modern Japan. The problems of national psychology of Japan]. Moscow: Akademiya nauk SSSR, 1977.
16. Sudebnaya palata po informatsionnym sporam pri Prezidente RF. Normativnye akty i praktika. Kommentarii [The Judicial Chamber for information disputes under the President of the Russian Federation. Normative acts and practice. Commentary]. Moscow: Pravo i za-kon, 1997.
Received 07.04.2017.