The influence of the value system on the main directions of the development of social processes in modern Russian society
Vildanov Khanif Salimovich, DSc of Philosophical sciences, Professor
Sharipov Amirkhodzha Asrorkhodzhaevich, Postgraduate student
Ufa State Petroleum Technical University, Ufa, Republic of Bashkortostan
Based on theoretical axiological approaches and empirical data, the article analyzes the influence of the value system on the main directions of the development of social processes in modern Russian society. The factors influencing the formation of the system of values and value orientations of Russian society are revealed, the mechanisms of their influence on social processes are revealed. The shown relationship allows us to realize the main purpose of the article – to identify the predictive potential of the value system in determining the vectors of development of social processes in society.
Keywords: axiology; value system; social subject; social processes; society and social development; transformational potential of values.
Цитировать: Вильданов Х.С., Шарипов А.А. Влияние системы ценностей на основные направления развития социальных процессов в современном российском обществе // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 206-211. EDN: MNBRDQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.37
Вильданов Ханиф Салимович, доктор философских наук, профессор
Шарипов Амирходжа Асрорходжаевич, аспирант
Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Республика Башкортостан
На основе теоретических аксиологических подходов и эмпирических данных в статье проведен анализ влияния системы ценностей на основные направления развития социальных процессов в современном российском обществе. Выявлены факторы, влияющие на формирование системы ценностей и ценностных ориентиров российского общества, раскрыты механизмы их влияния на социальные процессы. Показанная взаимосвязь позволяет реализовать основную цель исследования – выявить прогностический потенциал системы ценностей в определении векторов развития социальных процессов в обществе.
Ключевые слова: аксиология; система ценностей; социальный субъект; социальные процессы; общество и общественное развитие; трансформационный потенциал ценностей.
УДК 164.4
5.7.7
Вильданов Х.С., Шарипов А.А.
Влияние системы ценностей на основные направления развития социальных процессов в современном российском обществе
Во втором десятилетии XXI века все чаще возникают серьезные проблемы, бросающие вызов человечеству – от войн до изменения климата, вызванных, прежде всего, стремлением переосмысливать потребности и интересы социального субъекта и, как следствие, трансформацией системы ценностей. Такие последствия общечеловеческих потрясений, как стихийные бедствия, нехватка воды и пандемии, усиливают социальные проблемы и приводят к девальвации системы духовных ценностей, обеспечивающих стабильность развития общества в длительное время. Проблемы сохраняются, несмотря на технологический, экономический и социальный прогресс, достигнутый за последние два столетия, и обостряют вопросы общественного развития и перспективы человечества в целом. Стремление предвидеть векторы социального развития приводит к необходимости изучения системы ценностей, являющейся одним из основных факторов, влияющим на духовное и социальное состояние общества. Но, проблема заключается в том, что сама система ценностей приобретает неоднозначные, многослойные и неустойчивые черты и характеризуется высокой динамичностью и трансформационным потенциалом из-за воздействия внешних факторов.
Осознание динамичности и трансформационного потенциала ценностей подводит к необходимости исследования человеческой сущности, с точки зрения ценностных доминант и ориентиров. Анализ системы ценностей позволяет характеризовать культурные группы, общество в целом и отдельных индивидов, отслеживать изменения во времени и объяснять формирование установок и социальное поведение. Применение ценностного конструкта в социальных науках в течение прошлого столетия страдало от отсутствия согласованности между концепциями о базовых ценностях, в том числе от нехватки надежных эмпирических методов их измерения. Так же противоречиво оценивались содержание и структура отношений между этими ценностями [9].
Начиная с XIX века, в наиболее распространенных идеологиях, важнейшей ценностью становится человек, но с различной трактовкой. Буржуазный либерализм ставит во главу угла личность, владеющую собственностью, в идеологии социализма в центре внимания трудовой коллектив, приоритет энвайронментализма – человеческие отношения с природой, анархия – за свободу личности от любого вида власти и многие другие. В противовес, можно было бы упомянуть некоторые конфессиональные государства, которые ставят религиозные идеи и ценности выше человека, но это будет не совсем корректно, поскольку часто оно основывается на убеждении, что данный порядок во благо самих людей. Некоторые направления энвайронментализма ставят в центр Вселенной не только людей, а совокупность всех видов живых существ, но они пока не кажутся актуальными в современной социально-политической реальности.
Одна из наиболее популярных концепций, которая относительно унифицировала трактовки ценности и возродила интерес к их исследованию в 90-е годы, является теория Шварца. Она включает в себя характеристику десяти базовых ценностей, которые имеют место в любой культуре, и динамические отношения между ними. Ее основная мысль в том, что природа ценностей у всех культурных групп схожа, это позволяет предположить, что существует общий для всех народов список смыслообразующих мотивов, а основные различия заключаются в порядке их приоритетности [10][11].
Важно подчеркнуть, что при наличии ряда схожих для всего человечества ценностей, их иерархия у отдельных групп и индивидов может отличаться. Насколько определенный набор ценностей может быть важен и принципиален для одного человека, настолько же незначительными они могут быть для другого, такой принцип может действовать и на уровне больших социальных групп. Теория ценностей Шварца выделяет шесть основных характеристик для всех ценностей:
1) ценности – это убеждения, неразрывно связанные с аффектом. Когда ценности выявлены, они наполняются чувствами и эмоциями. Люди, для которых независимость является важной ценностью, будут возмущаться и протестовать, если их независимости угрожают. Они впадают в отчаяние, если беспомощны для ее защиты, и счастливы, когда могут довольствоваться своей свободой;
2) ценности относятся к желаемым целям, которые мотивируют к действию;
3) они выступают в качестве стандартов и критериев поведения;
4) ценности структурированы по степени важности – они образуют упорядоченную систему приоритетов, которая напрямую отражается на характеристике человека или группы людей;
5) ценности не ограничены рамками конкретных ситуаций, например, стремление к власти может проявляться не только в карьере, но и в личных отношениях, или охватывать как внутреннюю политику, так и всю внешнюю:
6) относительная приоритетность некоторых ценностей подразумевают определенные действия и ритуалы – например, стремление к конформизму и соблюдению традиций, для кого-то найдет отражение в религии и в выполнении соответствующих предписаний [4].
Невозможно переоценить важность ценностной системы для такого общества, как население государства. Социальные ценности – это культурные стандарты, которые указывают на общее благо и считаются желательными для организованной общественной жизни, они поколениями формируют менталитет. Они как критерии того, что правильно и важно для общества, обеспечивают значимость и легитимность социальных механизмов регулирования и корректировки поведения в обществе.
Интеграция социальных и индивидуальных ценностей – процесс примирения личных ценностей человека с ценностями его общества или культуры. Индивидуальные же ценности важны для человека лично, их перечень может быть более широким, специфичным и вообще самым разнообразным. В некоторых случаях социальные и индивидуальные ценности совпадают, что придает им идентификационный характер. В таком случае социальный субъект, оставаясь в пределах собственных ценностных предпочтений, одновременно придерживается и разделяет ценностные ориентации социального сообщества, ощущая свою принадлежность данной социальной группе.
Однако бывают случаи, когда ценности человека могут противоречить ценностям его общества. В этих случаях социальный субъект оказывается перед необходимостью выбора и должен определить, какие ценности для него наиболее важны, и обосновать свою деятельность на основе каких ценностных установок осуществлять – личных или социальной группы. Данный выбор трудный процесс, поскольку вызывает противоречия двух ценностных систем, базовые элементы которых не совпадают или, более того, противоположны друг другу. Когда же ценности социального субъекта совпадают с ценностями его сообщества, он с большей вероятностью будет считать себя принятым и поддержанным, с возможностью осуществлять свои личные цели и интересы.
В мире существует огромное количество исследований, направленных на анализ ценностных предпочтений и интересов общества через социальную, политическую, экономическую, религиозную, культурную призму. Среди таких исследований выделяется World Values Survey, (WVS) [3]. Это глобальный международный исследовательский проект, изучающий ценности и убеждения людей, их динамику в течение времени, а также их влияние на социальное и политическое развитие общества. Данное исследование существует с 1981 года – его основал Рональд Инглхарт, и оно проводится посредством опроса населения каждое пятилетие [6].
Россия регулярно становилась объектом этих исследований, и по результатам можно отследить динамку социальных процессов и ценностных предпочтений российского общества на протяжении последних десятилетий. Они ожидаемо полны противоречий, в истории страны было много лихих поворотов, отголоски которых доносятся до сих пор. Противоречивые положения исследования создают сложные условия для нормативно-ценностных аспектов трансформации личности, которые способствуют или препятствуют инновационному развитию всего общества. Средний россиянин постоянно задается вопросом, каким ему следует быть, чтобы идти в ногу со временем, и какой нравственно-поведенческий образец следует использовать и передавать будущим поколениям [2].
Распад СССР сопровождался шоком и серьезными испытаниями для большинства неподготовленных граждан. В рамках исследовательского проекта WVS, были опрошены люди, начиная с людей, рожденных в 20-х гг. ХХ в., чья значительная часть жизни пришлась на советский период, с целью выявить их уровень субъективного благополучия в современных условиях. По результатам, в наиболее уязвимом положении оказалось самое старшее поколение. Их уровень счастья и благополучия, по мнению опрошенных, продолжает ухудшаться, невзирая на стабилизацию экономического положения, и данные потрясения связаны с разрушением советской системы. Шестидесятники, чья молодость пришлась на предыдущий режим, тоже болезненно перенесли переход из-за краха своих планов и взглядов на жизнь. Но, даже с уязвленным восприятием мира, им проще удалось встроиться в новую реальность, в отличие от предыдущих поколений, а с улучшением экономической ситуации их благополучие возросло. Социальные условия советских лет сложно назвать идеальными, однако им была характерна стабильность и предсказуемость – одни из ключевых факторов укоренения ценностей, чем не может похвастать современный мир. Поэтому ощущения утраты стабильности от настолько масштабного перекраивания реальности, может сказываться еще не один десяток лет, это связано с тем, что ценностные предпочтения общества меняются медленнее, чем новые социальные правила и нормы [7]. Все сказанное явно демонстрирует, что именно они выступают источником межпоколенческих противоречий в системе ценностей современного российского общества, которые носят больше идейный характер в сфере социальных норм, правил и предпочтений. Межпоколенческое противоречие в системе ценностей связаны, прежде всего, несоответствием представлений о социальной справедливости, уровнем ожиданий в сфере субъективного благополучия.
Согласно выводам седьмой волны исследования WVS, которое завершилось в 2020 году, по оси традиционных и секулярных ценностей, выявилось, что Россия – светское государство, как и в предыдущем пятилетии. Другими словами, в приоритете населения материальный успех и рационализм, а религия и связанные с ним духовные ценности – дело каждого. По уровню секулярности россияне находятся на одном поле со странами Скандинавии. Положение на оси ценностей выживания и самовыражения зависит от экономического благополучия населения. Когда люди существуют в достатке, их базовые потребности удовлетворены, и чтобы выйти на следующий уровень счастья, они обретают ценность в самовыражении. По этому пункту, Россия сильно отклонилась к выживанию [6]. В структуре ценностных предпочтений материальное благополучие, в представлении россиян приобретает экзистенциальный характер, и тесно связано с идеями социальной справедливости. И, с течением времени данная идея в российском обществе только усиливается, обостряя проблему неравномерности развития и социального расслоения общества. Эмоциональное, идейное и ценностное согласие – залог чувства безопасности, спокойствия и социальной стабильности. Институциональное и межличностное доверие без серьезных конфликтов, признак развитого общества, в котором обеспечивается решение разномасштабных проблем [3]. В 2011 г. 66% населения было убеждено, что нужно с осторожностью относиться к другим людям, в 2017 недоверчивых и подозрительных стало уже 74,4%. Так же снизилось доверие к СМИ, причиной стали обширный список источников с противоречивой информацией и растущая пропаганда [8]. Первичными факторами социальной стабильности, россияне видят в честных выборах, в стабильной экономике, в защите гражданских прав от бюрократического произвола, в равенстве социальных слоев и гендеров.
Исследования показывают, что в большинстве случаев социальные проблемы в обществе респонденты связывают в противоречиях между обществом и средней элитой, принимающей решения на уровне регионов или конкретных социальных групп. Авторы исследования «Российская элита-2020» попытались разобраться, какой вектор развития выберет новая элита, которая сменит существующую. Согласно выводам, раскол маловероятен и в силу низких геополитических амбиций и привычного авторитаризма, новое поколение по инерции будет придерживаться прежней траектории. Авторы свою установку подкрепляют утверждением, что элита отражает общее настроение общества, а общество сейчас зациклено на выживании, на материальных ценностях. Поколение 80-х и ранних 90-х, которые через 10-20 лет займут высшие управляющие должности, отличаются прагматичностью, поэтому авторы полагают, что их приоритет во внутренней политике будет заключаться в комбинации авторитарных и технократических методов с целью достижения максимального экономического роста [4].
Межпоколенческие противоречия в системе ценностей объясняется еще и тем, что при общей численности населения около 146 миллионов поколение Z насчитывает всего 35 миллионов человек. В отличие от некоторых европейских стран, к российскому поколению Z принято относить родившихся в 2000 году. Это поколение родилось в Российской Федерации, и его представители никак не идентифицируют себя с Советским Союзом. У нынешней молодежи можно заметить вместе с материализмом и зачатки постматериализма, ведь поскольку основная тяжесть от последствий перестройки пришлась на плечи предыдущего поколения их родителей, дети нового тысячелетия росли в относительном комфорте. И это основной фактор, характеризующий представления о социальных идеях и целях, соотношении личного и социального, социальной справедливости.
Современную молодежь ярко характеризует то, что она не спешит взрослеть. У нее много возможностей, мало обязательств, для молодых людей в приоритете самореализация, самовыражение, поиск себя. Формирование стабильной системы ценности и четких жизненных задач отходят на второй план, первостепенно то, что здесь и сейчас. В эпоху неопределенности и переменчивости они привыкли действовать ситуативно, научились регулярно перекрывать быстро устаревающую информацию новой, не держась за прошлое [1]. Возможно, сторонники консервативных устоев увидят в молодых людях закат цивилизации, но найдутся и утверждающие, что такой подход, наоборот, - самый оптимальный способ встроиться в новый динамичный мир. Нас ожидает глубокая переоценка понятия «взрослый человек», потому что современный культ новых знаний диктует смотреть на мир с позиции «вечного ученика».
Результаты исследования ВЦИОМ, с выборкой молодежи 14-35 лет, установили, что главная ценность для большинства респондентов – это здоровье и безопасность членов семьи, затем материальное положение семьи. Также их заботит инфраструктура их места проживания (94%), экологическая ситуация (90%), с небольшим отставанием – экономическое положение страны и полноценный досуг. Приоритет спокойной жизни с работой и заботой о семье, по большей части характерна старшему сегменту выборки 30-35 лет. Одним из последних в списке ценностных ориентиров, разместилось участие в общественной и политической жизни. Стоит обратить внимание на специфичную часть выборки – младшая молодежь 14-17 лет – у их группы самый высокий показатель слежения за своим здоровьем (74%) и каждый пятый выказал желание добиться популярности [5].
Таким образом, ценности являются точкой отсчета для отслеживания социальных изменений с течением времени и для объяснения формирования установок и определенного поведения. У современного российского общества система ценностей кажется неустойчивой из-за межпоколенческого разрыва, резкого подрыва устоев в прошлом, неравномерной социально-классовой структуры, экономической нестабильности, региональной разобщенности. Однако, как и все аспекты общественной жизни, они динамичны и медленно, но верно трансформируются.
В заключении следует отметить, что социальные процессы непосредственно связаны с преобладающими в обществе системами ценностей и порожденными ими ценностных ориентаций. Они, выступая неотъемлемой частью жизни общества и каждого социального субъекта, являются детерминантами социальных процессов, определяют векторы и направления трансформаций, происходящих в социуме. Выполняют социальные и аксиологические функции, интегрируют социального субъекта в общество, меняют и развивают социальные структуры, отражая реальное самочувствие общества. Именно понимание истоков системы ценностей и их коррелянтности с социальными процессами позволяют не только предвидеть социальные процессы, но и создает условия и механизмы координации и управления общественным развитием.
Литература:
1. Алмакаева А.М., Мавлетова А.М. Модернизационные процессы в России: ожидать ли сдвига в сторону эмансипативных ценностей? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2018. - № 6 (148). - С. 91–112.
2. Воропаева А.В. Авторитет личности в контексте адаптации молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. - 2018. - №4 (69). - С. 28-38.
3. Сащенко Н.П. Трансформация российской идентичности: ценностное измерение //Социально-политические науки. - 2023. - Т.13. - № 4. - С. 37-48.
4. Селина М.В. Элиты сменяются, но режим выживет // Научно-образовательный портал IQ, НИУ ВШЭ. - 2013.
5. Ценности молодежи. Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи: высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
6. Besova M. How Are World Values Changing? HSE University life. 2015
7. Foa R., Inglehart R.F., Ponarin E., Karabchuk T. Set-Point Theory and Societal Collapse: The Case of Russia // Journal of Happiness Studies. - 2018. - Vol. 19, №6. - P. 1639-1656.
8. Haerpfer C., Inglehart R., Moreno A., Welzel C., Kizilova K., Diez-Medrano J., M. Lagos, P. Norris, E. Ponarin & B. Puranen et al. (eds.). 2020. World Values Survey: Round Seven - Country-Pooled Datafile. Madrid, Spain & Vienna, Austria: JD Systems Institute & WVSA Secretariat.
9. Hitlin, S., Piliavin, J. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. – 2004. - №30. - Рр. 359-393.
10. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychologyhttps://www.researchgate.net/publication/230557790
11. Smith P.B., Schwartz, S.H. Values// https://www.researchgate.net/publication/289252331_Values https://www.researchgate.net/publication/230557790_Universals_in_the_Content_and_Structure_of_Values_Theoretical_Advances_and_Empirical_Tests_in_20_Countries