Влияние систематических занятий большим теннисом на уровень физической работоспособности и функционального состояния организма мальчиков и девочек 12-14 лет
Бабий В.Г.
Запорожский национальный университет
Аннотации:
Проведено изучение особенностей изменения физической работоспособности, функционального состояния и физического здоровья мальчиков и девочек 12-14 лет под влиянием систематических занятий теннисом. Результаты исследования позволили констатировать высокую эффективность предложенной детям программы тренировочных занятий, которая способствовала выраженной оптимизации их функционального состояния, физической работоспособности и физического здоровья.
Ключевые слова:
физическая работоспособность, функциональное состояние, физическое здоровье, мальчики и девочки, 12-14 лет, теннис.
Бабій В.Г. Вплив систематичних занять великим тенісом на рівень фізичної працездатності та функціонального стану організму хлопчиків і дівчаток 12-14 років. Вплив систематичних занять великим тенісом на рівень фізичної працездатності та функціонального стану організму хлопчиків і дівчаток 12-14 років. Проведено вивчення особливостей зміни фізичної працездатності, функціонального стану та фізичного здоров'я у хлопчиків і дівчаток 12-14 років під впливом систематичних занять тенісом. Результати дослідження дозволили констатувати високу ефективність запропонованої дітям програми тренувальних занять, яка сприяла вираженій оптимізації їхнього функціонального стану, фізичної працездатності та фізичного здоров'я.
фізична працездатність, функціональний стан, фізичне здоров’я, хлопчики і дівчатка 12-14 років,
Babiy V.G. Influence of systematic studies in large tennis on the level of physical capacity and functional state of organism of boys and girls 12-14 years. The study of features of change of physical capacity, functional state and physical health of boys and girls 12-14 years under act of systematic studies in tennis is conducted. Research results allowed to establish high eft ciency of the program of trainings employments, which was instrumental in the expressed optimization of their functional state, physical capacity and physical health, offered to the children.
physical capacity, functional sta; physical health, boys and girls 12-vears. tennis
Введение.
В настоящее время среди детей школьного возраста отмечается недостаточный уровень их физической подготовленности, а также функционального состояния ведущих физиологических систем и уровня физического здоровья в целом. По мнению большинства специалистов одной из главных причин данной ситуации является высокий уровень их гиподинамии, несоблюдение основных принципов здорового образа жизни [1, 2, 5, 7].
Исследованиями значительного количества авторов по данной проблеме показано положительное влияние систематических занятий физической культурой и спортом на функциональное состояние и уровень здоровья развивающегося организма [3, 4, 6]. Вместе с тем, практически отсутствуют экспериментальные работы, связанные с изучением влияния на детский организм таких видов спортивной деятельности, как теннис, получивший в последнее время значительное развитие, как в Украине, так и во всем мире. Очевидно, что только детальное исследование особенностей реакции детского организма на систематические занятия теннисом, способны стать основой для создания наиболее эффективной программы тренировочных занятий по данному виду спорта для детей школьного возраста.
Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожского национального университета.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования стало изучение влияния систематических занятий теннисом на функциональное состояние, уровень физической работоспособности и физического здоровья мальчиков и девочек 12-14 лет.
© Бабий В.Г., 2010
Результаты исследования.
В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 37 мальчиков и 44 девочки в возрасте 12-14 лет. Все школьники и школьницы были разделены на две группы: основную (19 мальчиков и 23 девочки), представители которой в течение 8 месяцев систематически занимались большим теннисом и контрольную (18 мальчиков и 21 девочка), представители которой занимались физической культурой по школьной программе.
У всех обследованных детей в начале эксперимента, через 4 и 8 месяцев определяли: уровень физической работоспособности с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона с расчетом индекса работоспособности (ИР, абсолютные единицы, а.е.); уровень физического состояния (УФС, а.е.) - по методике Пироговой-Иващенко; уровень функционального состояния систем кровообращения (УФСссс, баллы), внешнего дыхания (УФСвд, баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) - с помощью разработанной нами компьютерной программы «Школяр-люкс» [8].
Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Exell.
В соответствии с целью эксперимента оценку степени влияния систематических занятий теннисом на состояние детей подросткового возраста мы проводили на основе результатов сравнительного анализа динамики их физической работоспособности, функционального состояния и физического здоровья.
Как видно из результатов, приведенных в таблице 1, в начале исследования нам не удалось зарегистрировать достоверных межгрупповых различий между мальчиками и девочками основной и контрольной групп.
Независимо от пола, у всех обследованных детей в возрасте 12-14 лет до начала систематических занятий
З
большим теннисом отмечались «ниже среднего» уровни физического состояния их организма (УФС) (значения данного показателя колебались в интервале от 0,42±0,01 а.е до 0,46±0,01 а.е.) и функционального состояния системы кровообращения (УФСссс) (41,39±1,58 балла - 47,43±1,49 балла), «низкие» уровни функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд) (26,16±1,92 балла - 28,74±1,11 балла) и физического здоровья (УФЗ) (22,54±1,83 балла - 29,57±3,02 балла). Кроме этого среди обследованных мальчиков данного возраста регистрировался «средний», а среди девочек «ниже среднего» уровень физической работоспособности их организма (ИР).
В соответствии с разработанной нами схемой эксперимента следующее обследование школьников и школьниц 12-14 лет, принявших участие в исследовании, было проведено через 4 месяца. Для удобства интерпретации данных мы посчитали возможным использовать на этом этапе работы величины относительного изменения значений изучаемых параметров к таковым, полученным в начале эксперимента.
Как видно из таблицы 2 уже через 4 месяца систематических занятий теннисом у мальчиков и девочек основной группы отмечалась позитивная тенденция изменения использованных в работе показателей.
Так, для мальчиков-теннисистов была характерна тенденция к более выраженным темпам улучшения их физического состояния (УФС), физической работоспособности (ИР), функционального состояния системы внешнего дыхания (УФСвд), а также достоверно более высокие значения относительного прироста значений уровня физического здоровья (УФЗ) (соответственно 12,53±1,34% против 7,92±1,34% в контрольной группе).
Практически аналогичные данные были получены и при анализе результатов эксперимента среди девочек данного возраста. У представительниц основной группы была зарегистрирована тенденция к более высоким темпам позитивных изменений УФС, ИР, УФСвд, УФЗ, а также статистически значимо более выраженные величины улучшения функционального состояния сердечнососудистой системы их организма (4,49±1,42% против 0,22±1,33% среди школьниц контрольной группы).
Таблица 1
Величины изученных показателей у мальчиков и девочек 12-14 лет основной и контрольной групп в начале эксперимента (М±м)
Показатели Мальчики Девочки
Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа
УФС, а.е. 0,46±0,01 ниже среднего 0,43±0,02 ниже среднего 0,42±0,01 ниже среднего 0,43±0,01 ниже среднего
ИР, а.е. 9,98±0,31 средний 10,56±0,53 средний 11,06±0,26 ниже среднего 10,82±0,31 ниже среднего
УФСссс, баллы 41,39±1,58 ниже среднего 45,79±1,90 ниже среднего 42,33±1,51 ниже среднего 47,43±1,49** ниже среднего
УФСвд, баллы 28,17±3,07 низкий 26,16±1,92 низкий 26,24±1,48 низкий 28,74±1,11 низкий
УФЗ, баллы 29,57±3,02 низкий 26,02±2,31 низкий 22,54±1,83 низкий 25,69±2,31 низкий
Таблица 2
Величины относительного прироста изученных показателей у мальчиков и девочек 12-14 лет основной и контрольной групп после 4 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированных в
начале исследования)
Показатели Мальчики Девочки
Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа
УФС 4,85±1,32 6,32±1,28 3,12±1,34 3,93±1,32
ИР -3,84±1,34 -5,98±1,27 -2,84±1,27 -5,31±1,29
УФСссс 2,28±1,33 2,99±1,35 0,22±1,33 4,49±1,42*
УФСвд 7,69±1,35 10,26±1,39 7,44±1,34 10,44±1,40
УФЗ 7,92±1,34 12,53±1,34** 12,49±1,34 15,71±1,38
группой.
Примечание: здесь и далее - * - p < 0,05; ** - - p < 0,01; *** - - p < 0,001 по сравнению с контрольной
Таблица 3
Величины изученных показателей у мальчиков и девочек 12-14 лет основной и контрольной групп через 8 месяцев после начала эксперимента
Показатели Мальчики Девочки
Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа
УФС, а.е. 0,50±0,01 ниже среднего 0,50±0,01 ниже среднего 0,44±0,01 ниже среднего 0,47±0,01* ниже среднего
ИР, а.е. 9,23±0,21 средний 9,11±0,28 средний 10,46±0,17 средний 9,59±0,21** средний
УФСссс, баллы 43,06±1,21 ниже среднего 49,53±1,71** средний 43,33±1,38 ниже среднего 52,61±1,47*** средний
УФСвд, Баллы 31,78±2,45 низкий 32,58±1,73 ниже среднего 30,76±1,26 низкий 36,35±0,99** ниже среднего
УФЗ, баллы 33,87±2,18 ниже среднего 34,36±1,79 ниже среднего 27,63±1,55 низкий 36,15±1,99** ниже среднего
Таблица 4
Величины относительного прироста изученных показателей у мальчиков и девочек 12-14 лет основной и контрольной групп после 8 месяцев эксперимента (в % к значениям данных показателей, зарегистрированных в
начале исследования)
Показатели Мальчики Девочки
Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа
УФС 9,62±1,18 16,51±1,17*** 5,90±1,29 8,85±1,35*
ИР -7,51±1,20 -13,76±1,13*** -5,43±1,19 -11,33±1,21**
УФСссс 4,03±1,26 8,16±1,34* 2,36±1,35 10,91±1,41***
УФСвд 12,82±1,28 24,55±1,34*** 17,24±1,31 26,48±1,34***
УФЗ 14,54±1,23 32,03±1,27*** 22,57±1,31 40,70±1,32***
Наиболее выраженные межгрупповые различия были получены нами, как и предполагалось, через 8 месяцев после начала исследования.
В соответствии с материалами, представленными в таблице 3, через 8 месяцев систематических занятий теннисом у школьников 12-14 лет отмечалась тенденция к более высоким значениям уровня их физической работоспособности (значения ИР соотносились как 9,11±0,28 а.е. и 9,23±0,21 а.е.), функционального состояния дыхательной системы (32,58±1,73 балла и 31,78±2,45 балла) и уровня физического здоровья (34,36±1,79 балла и 33,87±2,18 балла). Более того, к данному этапу эксперимента у представителей основной группы регистрировался достоверно более высокий, чем в контрольной группе, уровень функционального состояния системы кровообращения (значения УФСссс соотносились как 49,53±1,71 балла и 43,06±1,21 балла).
Еще более выраженными оказались межгрупповые различия в группе обследованных девочек. Через 8 месяцев занятий большим теннисом у школьниц 12-14 лет были зафиксированы статистически значимо более высокие, чем у представительниц контрольной группы, значения УФС (соответственно 0,47±0,01 а.е. и 0,44±0,01 а.е.), ИР (9,59±0,21 а.е. и 10,46±0,17 а.е.),
УФСссс (52,61±1,47 балла и 43,33±1,38 балла), УФСвд (36,35±0,99 балла и 30,76±1,26 балла) и УФЗ (36,15±1,99 балла и 27,63±1,55 балла).
Полностью подтвердили объективность приведенных данных и результаты сравнительного анализа величин относительного изменения изученных показателей к заключительному этапу эксперимента.
В соответствии с данными, приведенными в таблице 4, независимо от пола, для представителей основной группы были характерны достоверно более лучшие значения относительного прироста УФС, ИР, УФСссс, УФСвд и УФЗ.
Так, межгрупповые соотношения по УФС среди мальчиков контрольной и основной группы выглядели как 9,62±1,18% и 16,51±1,17%, по ИР как -7,51±1,20% и -13,76±1,13%, по УФСссс - 4,03±1,26% и 8,16±1,34%, УФСвд - 12,82±1,28% и 24,55±1,34%, а по УФЗ - как 14,54±1,23% и 32,03±1,27%.
Среди девочек изменения УФС составили 8,85±1,35% у школьниц-теннисисток и 5,90±1,29% у школьниц контрольной группы, изменения ИР - соответственно -11,33±1,21% и -5,43±1,19%, УФСссс - 10,91±1,41% и 2,36±1,35%, УФСвд - 26,48±1,34% и 17,24±1,31%, а УФЗ - 40,70±1,32% и 22,57±1,31%.
Выводы.
Представленные в данном исследовании экспериментальные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние систематических занятий теннисом на функциональное состояние, уровни физической работоспособности и физического здоровья мальчиков и девочек 12-14 лет. Очевидно, что широкое привлечение школьников к занятиям данным видом спорта будет способствовать оптимизации их общей физической подготовленности и состояния здоровья в целом.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется дальнейшее изучение особенностей изменения интегральных показателей физической подготовленности и функционального состояния организма юных теннисистов различных возрастных групп на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
Литература
1. Антипенко Е.Н. Приоритеты здоровья населения Украины / Е.Н. Антипенко // Медицина Украины. - 1996. - №2. - С. 214.
2. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г.Л. Апанасенко // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993.
- С. 49 - 60.
3. Бутова О.А. Морфофункциональная оценка состояния здоровья подростков / О. А. Бутова, Н. А. Агаджанян, В. А. Батурин // Физиология человека. - 1998. - №3. - С. 86-93.
4. Высочин Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Вы-сочин, В.И. Шапошников // Физическая культура в школе. - 1999.
- №3. - С. 69-72.
5. Жданова Л.А. Актуальные аспекты формирования здоровья подростков / Л. А. Жданова, ТВ. Русова // Российский педиатрический журнал. - 1998. - №3. - С. 57-60.
6. Ильин А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А.Г. Ильин, Л.А. Агапова // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 43-45.
7. Квашніна Л.В. Поняття адаптації і адаптованість як інтегральний показник здоров’я / Л.В. Квашніна // Перинатологія та педіатрія. -
2000. - №1. - С. 33-36.
8. Маліков М.В. Функціональна діагностика в фізичному вихованні та спорті / М.В. Маліков, Н.В. Богдановська, А.В. Сватьєв. - Навчальний посібник (під грифом МОН України). - Запоріжжя: ЗНУ,
2006. - 246 с.
Поступила в редакцию 01.03.2010г Бабий Виктория Григорьевна рекомендовано к печати: Маликов Н.В., д.б.н., проф.