УДК 378.014.5
ВЛИЯНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА НА СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Л.М. Левшин
Кафедра «Управление качеством и математические методы экономики»,
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,
г. Красноярск
Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко
Ключевые слова и фразы: синергетический эффект; система менеджмента качества; система управления охраной труда.
Аннотация: Рассмотрено влияние синергетического эффекта на систему менеджмента качества промышленного предприятия на примере предприятия малого бизнеса.
В современных экономических условиях развития общества существует острая необходимость решения проблемы взаимодействия различных систем. Ряд процессов в этих системах не подвластен внешним процессам управления и организации. На практике это проявляется в несогласованности их с процессами самоорганизации. Эффективность любой системы повышается при условии их векторного совпадения.
Одним из наиболее ярких примеров влияния синергетического эффекта на наш взгляд является формирование системы менеджмента качества на предприятии малого бизнеса, отвечающей требованиям двух стандартов на системы управления, таких как ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации».
Несомненными плюсами малых предприятий, в сравнении с крупными, являются: персонал в малом бизнесе немногочислен, взаимосвязи между работниками более просты и непосредственны; принимать решения может ограниченное количество людей или даже один человек; нет сложного технологического процесса; владельцы и менеджеры предприятий малого бизнеса имеют более устойчивые контакты с потребителями, по сравнению с менеджерами крупных компаний. Но есть и проблемы: незначительное количество персонала; ограниченность ресурсов, следовательно, работником выполняются функции нескольких специалистов.
Наряду с факторами развития предприятий малого бизнеса действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие: большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг; значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала; слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях малого бизнеса преследует следующие цели: обеспечение сертификации продукции с использованием упрощенных моделей и процедур; повышение уровня качества (конкурентоспособности) продукции; удовлетворение конкретных требований потребителя продукции; выполнение требований при лицензировании определенного вида деятельности (если это предусмотрено условиями лицензирования); реклама продукции (предприятия). Внешними потребителями предприятия являются: клиенты, поставщики, подрядчики, партнеры по бизнесу, социальное окружение. К внутренним потребителям можно отнести: собственников, руководство и трудовой коллектив.
В свете современных национальных проблем, связанных с социальной сферой, организация производства, основанная на социальных аспектах управления, является важным направлением. Оно включает организацию и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива; преимущественное применение методов, ориентирующих условий для повышения социальной активности работников. Частный бизнес, в том числе малый - неотъемлемая часть общества. Как у отдельных граждан, у представителей бизнеса свои права и обязанности, описанные в специальных законах, регулирующих деятельность в экономической, социальной и культурной жизни. Для эффективной работы малого предпринимательства необходимо организовать труд и капитал таким образом, чтобы в результате максимально удовлетворить потребности в тех и иных товарах и услугах. Этот процесс предусматривает тесное взаимодействие компаний с обществом по многим параметрам. Как и отдельные граждане, компании заинтересованы в поддержании такого социального равновесия, которое позволит им эффективно достигать своих целей.
Выбор системы управления охраной труда комплементарен к системе менеджмента качества обуславливается тем, что создание системы управления охраной труда на сегодняшний день одна из важнейших задач, направленная на повышение культуры труда в организациях. Как известно, нормативной и методической основой системы управления охраной труда являются: законодательство о труде, постановления и решения директивных органов по охране труда, система стандартов безопасности труда, другие действующие нормативные и организационно-методические документы по охране труда.
Так как для формирования системы менеджмента качества нами были выбраны требования стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002, а восемь принципов менеджмента качества являются основой для системы менеджмента качества, то нами предлагается провести анализ соответствия принципам менеджмента качества этих стандартов. Соответствие принципам менеджмента в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 получило равную высокую экспертную оценку по принципам: 2 - «Лидерство руководства»; 3 - «Вовлечение работников»; 5 - «Системный подход к менеджменту»; 7 - «Принятие решений, основанное на фактах». Требования стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 слабо связаны с такими принципами, как «Процессный подход», «Ориентация на потребителя», «Взаимовыгодные отношения с поставщиками».
В тексте стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 не упоминается о реализации в системе управления охраной труда восьми принципов менеджмента, но упоминается цикл Э. Деминга: Plan-Do-Check-Act (PDCA).
Из проведенного анализа следует, «Plan - Планируй» в ГОСТ Р ИСО 90012001 представлен разделами «Планирование процессов жизненного цикла продукции», «Цели в области качества», а в системе управления охраной труда -«Аттестация рабочих мест по условиям труда» и «Идентификация опасностей и
оценка рисков», «Составление программ по улучшению условий труда». Известно, что при формировании системы менеджмента качества используется процессный подход, одним из результатов которого является определение сети процессов организации, включающую в том числе и процессы жизненного цикла продукции. В системе управления охраной труда раскрываются факторы тех же процессов жизненного цикла продукции, влияющие на условия труда в организации.
«Do - Делай» в системе менеджмента качества представлен разделами, освещающими реализацию целей в области качества, а в системе - программ по улучшению условий труда. Отличием является то, что цели в системе менеджмента качества направлены на удовлетворение требований потребителя продукции, а в системе управления охраной труда - заинтересованных сторон, представленных, в основном, контролирующими органами, которые имеют право административного воздействия на руководство предприятия.
«Check - Контролируй», в той и другой системе, представлен в системе менеджмента качества организации системой постоянного мониторинга и измерения качества продукции и процессов, а в системе управления охраной труда - факторами, влияющими на условия труда в организации.
«Act - Действуй, Улучшай» в обеих системах также схож и нацелен на постоянное улучшение в системе менеджмента качества - качества продукции, процессов и системы в целом, а в системе управления охраной труда - условий труда в организации.
Анализ особенностей и возможностей предприятий малого бизнеса, показал, что данные коммерческие организации не обладают достаточным количеством ресурсов (человеческих, финансовых, временных и т.д.). Поэтому, система менеджмента качества на базе требований вышеуказанных стандартов должна удовлетворять следующим требованиям:
- способствовать рациональному распределению ответственности и полно -мочий;
- минимизировать объемы всех видов ресурсов при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества и ее последующем функционировании;
- формирование системы менеджмента качества должно протекать как можно в более сжатые сроки;
- объемы документации системы менеджмента качества должны быть оптимальными.
Неоспоримым является тот факт, что при сертификации системы менеджмента качества и системы управления охраной труда согласно ГОСТ Р ИСО 90012001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 соответственно, на предприятии малого бизнеса, необходимо сформировать требуемый данными стандартами объем документации. Но при этом, одним из важнейших условий при формировании документов будет их лаконичность и удобство для пользователя. Состав используемой в организации документации определяется характером информации, требующейся ей для ведения бизнеса и удовлетворения потребителей. Наиболее типичными примерами документов являются: технические условия на продукцию; стандарты на услуги; схемы технологических процессов; методики; рабочие инструкции; политики; технические чертежи; стратегические планы; цели и задачи.
В связи с вышеизложенным, документацию системы менеджмента качества и системы управления охраной труда на предприятии малого бизнеса, можно условно разделить на две категории: первая - «рабочие» документы, и вторая - документы, используемые в качестве гарантирования предприятием предоставления продукции стабильного установленного качества при выполнении норм и условий охраны труда.
В категорию «рабочих» документов системы менеджмента качества мы отнесли:
- политику в области качества и охраны труда;
- цели, задачи, программы в области качества и охраны труда;
- документацию по планированию, осуществлению и управлению процессами и условиями труда, документы, определяющие конструктивные требования, технологию изготовления, методы контроля, нормы расходов сырья, обслуживание технологического оборудования, должностные обязанности исполнителей;
- зарегистрированные данные по качеству и охране труда;
- нормативно-правовую и нормативную документацию.
Именно эта категория документов должна удовлетворять потребности предприятия малого бизнеса, т.е. быть лаконичной и удобной в пользовании. Она должна содержать только то, что нужно для пользователя, и не включать лишней информации. Документы такого характера должны:
- выглядеть так, чтобы наилучшим образом донести до пользователя содержащуюся в них информацию;
- быть менее объемными и сложными;
- содержать всю важную информацию, но составляться наиболее экономным образом.
Вторая категория документов системы менеджмента качества, используемая в качестве гарантий предприятия предоставления им продукции стабильного установленного качества при выполнении норм и условий охраны труда, должна соответствовать установленным требованиям стандартов; в нашем случае - это ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002. В данную категорию входят:
- руководство по менеджменту;
- обязательные документированные процедуры.
Разработка системы показателей для мониторинга и измерения, заложенная в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 12.0.006-2002, нацелена на постоянный контроль результативности сети процессов и опасных производственных факторов, соответственно. Таким образом, система оценки результативности системы менеджмента качества будет выглядеть как система постоянного мониторинга и измерения сети процессов, а также опасных и вредных производственных факторов. Результаты мониторинга и измерения в системе менеджмента качества используются для анализа и улучшения ситуации, касающейся управления качеством и охраной труда на предприятии малого бизнеса.
Таким образом, синергетический эффект, возникающий при формировании системы менеджмента качества на базе вышеуказанных стандартов, приведет к обогащению системы управления охраной труда за счет использования более совершенной методологии менеджмента качества и применения принципов «Ориентация на потребителя» и «Процессного подхода», уменьшив функциональную разобщенность в организации по критериям качества и условий труда.
Список литературы
1 Белокопытов, Ю.Н. Самоорганизация образа мира личности в процессе совместного взаимодействия : монография / Ю.Н. Белокопытов. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 208 с.
2 Белокопытов, Ю.Н. Синергетический механизм поведения психологической системы управления : монография / Ю.Н. Белокопытов. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 228 с.
3 Кокрен, К. Lean и стратегия / К. Кокрен // Европейское качество. Дайджест. - 2004. - №2. - С. 40 - 47.
4 Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в малом бизнесе : пер. с англ. А. Л. Раскина; под ред. А.В. Руженцева. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 168 с. - (Серия «Дом качества», вып. 2 (11).
5 Управление персоналом: концепции, технологии, развитие : отв. ред. Г.В. Панасенко, А.П. Лазуткин. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 360 с.
Influence of Synergetic Effect on the Quality Control System of Industrial Enterprise
L.M. Levshin
Department “Quality Control and Mathematical Methods of Economics”,
Siberia State Technological University, Krasnoyarsk
Key words and phrases: labor protection control system; quality control system; synergetic effect.
Abstract: The influence of synergetic effect on the quality control system of industrial enterprise on the example of small business company is considered.
Einfluss des synergetischen Effektes auf das System des Managements der Qualitat des industriellen Unternehmens
Zusammenfassung: Es ist der Einfluss des synergetischen Effektes auf das System des Managements der Qualitat des industriellen Unternehmens auf dem Beispiel des Unternehmens des Kleinbusiness untersucht.
Influence de l’effet synergetique sur le systeme du management de la qualite de l’entreprise industrielle
Resume: Est examinee l’influence de l’effet synergetique sur le systeme du management de la qualite de l’entreprise industrielle a l’exemple d’une PME.