Научная статья на тему 'Влияние семьи на формирование личности'

Влияние семьи на формирование личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4402
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ / SOCIAL INSTITUTION OF FAMILY / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ / FUNCTIONS OF FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CHILD-PARENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Топеха Т. А.

Анализируются данные пилотажного исследования, связанные с проблемой формирования личности в современном обществе. Сделана попытка рассмотреть значение семьи как социального института и социальной группы в процессе становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FAMILY ON THE FORMATION OF PERSONALITY

The article analyzes the pilot research data related to the problem of personality formation in the modern society. An attempt was made to consider the importance of the family as a social institution and social group in the process of personality formation.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на формирование личности»

УДК 316.614.5: 159.923.2

Т.А. Топеха

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Анализируются данные пилотажного исследования, связанные с проблемой формирования личности в современном обществе. Сделана попытка рассмотреть значение семьи как социального института и социальной группы в процессе становления личности.

Ключевые слова: личность, семья, социальный институт семьи, функции социального института семьи, детско-родительские отношения.

Семья для всех социально-гуманитарных наук является первичным источником влияния в ходе социализации человека. Вместе с тем современное состояние института семьи позволяет нам задаться вопросом: какое влияние на формирование личности оказывает семья в двух своих ипостасях (социальный институт и социальная группа)? Хотелось бы выяснить, существует ли связь между содержательными аспектами личности и особенностями родительской семьи.

Нам представляется это достаточно актуальным, поскольку уже не одно десятилетие ведется достаточно жесткий научный спор: быть или не быть социальному институту семьи в будущем обществе. В большей степени такая постановка вопроса является следствием того, что в семье происходят принципиальные функциональные изменения. В данном социальном институте отмечается исчезновение ряда функций, а вместе с тем поднимается вопрос о том, может ли быть семья без таких функций, как социализация, психологическая поддержка, рекреационная.

Мы решили проверить, как связан тип семьи (по выполняемым функциям) с формированием личности. С этой целью мы несколько сузили круг рассматриваемых функций, опустив те, которые связаны с сексуальными и экономическими задачами, и сделав акцент на функции социализации и психологической поддержки, выделив в них для анализа: функцию первичного социального контроля, эмоциональную функцию, функцию духовного общения и досуговую функцию. Таким образом, мы остановимся только на тех функциях, которые направлены на воспроизводство (внешнее и внутреннее) социальной составляющей на уровне, как отдельной личности, так и на уровне поддержания социальной стабильности общества и его культурной непрерывности.

© Топеха Т.А., 2015

Топеха Татьяна Анатольевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

В поисках ответов на поставленные вопросы мы обратились к материалам пилотажного исследования «Семья и личность», проведенного в 2012 году, в опросе приняло участие 77 человек в возрасте 17-52 лет1.

Интересно, что только у 3,9 % респондентов родительская семья может быть охарактеризована как полноценно функционирующая. Говоря о функциональной целостности семьи, мы подразумеваем полноценное исполнение всех функций (первичного социального контроля, эмоциональной, духовного общения и досуговой), стоящих перед социальным институтом. Как правило, родительские семьи респондентов имеют общие характеристики, например, по структуре это двухпоколенная семья, при этом они отмечают, что с ними и в детстве, и в настоящее время проживает бабушка.

Функциональная целостность семьи влияет на формирование у личности любви к РОДИНЕ и ориентированность на социальное единство.

Можно предположить, что социальная зрелость детей в таких семьях наступает быстрее, так как существенная часть респондентов отмечает, что в 6 лет они уже любили смотреть художественные фильмы. С точки зрения психологических особенностей возраста это может быть рассмотрено именно таким образом, так как в норме в этом возрасте еще сложно удерживать в поле внимания длинную сюжетную линию. Вместе с тем они затрудняются выделить отрицательного персонажа и не могут сформулировать объяснение, чем их привлекал положительный герой в произведениях, которые были для них важны в 6 лет. Аналогичным образом обстоят дела и с периодом от 12 до 16 лет: респонденты затрудняются вспомнить художественные произведения, которые были для них значимы, и объяснить значение для них в тот период положительного героя. Однако можно предположить, что это связано с тем, что их жизнь была во многом наполнена реальными событиями и людьми. В то время как этого нельзя сказать о тех, чьи семьи давали функциональные сбои: респонденты в своем детстве погружались в виртуальный мир, по-видимому, компенсаторно. Он выходил для них на первый план и заменял реальную жизнь (в кругу семьи), а поэтому и запоминался, и воспринимался намного ближе.

Ситуация с рассматриваемыми функциями по отдельности обстоит несколько иначе. Число респондентов, в семьях которых работали только отдельные функции, несколько выше, чем респондентов, в родительских семьях которых функции работали как единая система, хотя эти показатели и не равномерны. Так, наиболее распространенной является досуговая функция, ее наличие в родительской семье отмечает 36,4 % респондентов. Примерно четверть респондентов отмечают, что в их родительской семье была эмоцио-

1 Топеха Т.А. Роль семьи в формировании ценностных позиций личности // Вестник Пермского национального политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 61-71.

нальная функция и функция духовного общения, соответственно 25 и 24,7 %. Самой слабовыраженной оказалась функция первичного социального контроля, она отмечается только в 14,5 % родительских семей респондентов.

Переходя к рассмотрению ситуации влияния каждой функции в отдельности, отметим, что мы несколько сузили содержательные аспекты, например, в рамках функций социализации и воспитания мы остановились на узком аспекте первичного социального контроля. Нам представляется интересным проанализировать, что происходит в институте семьи, в ситуации, когда увеличивается разрыв между социализацией детей и собственно их семьей (молодые люди социализируются вне семьи и возрастной период отрыва от семьи все снижается и снижается). Осуществляют ли современные семьи контроль (первичный, в неформальной форме) над социальным поведением, задают ли вектор социальной нормы в семье и как влияет на формирование личности семья, где выполняется (или не выполняется) функция первичного социального контроля? С этой целью мы выделили два типа семей: семьи с полноценно работающей функцией первичного социального контроля и семьи, в которых функция первичного социального контроля отсутствует совсем либо деформирована.

Это единственная из рассматриваемых функций, которая оказалась связана с гендерным признаком респондентов. Так, первичный социальный контроль в родительской семье отмечают чаще женщины, чем мужчины. Интересно, что респонденты из семей, где осуществлялся первичный социальный контроль, характеризуются импульсивностью и средним уровнем альтруизма, в то время как представители из семей, где заметны сбои в исполнении этой функции, более сдержанны и склонны к полярным моделям поведения либо эгоистичному, либо альтруистичному.

Родительские семьи с работающей функцией первичного социального контроля формируют в личности ориентир на социальное единство и морально-нравственные ориентиры поведения. Диаметрально противоположным вектором обладают родительские семьи, в которых отсутствовал первичный социальный контроль. Они более склонны формировать в личности ориентированность, с одной стороны, на себя, а с другой - на материальный аспект жизни.

Отметим, что существует связь со становлением собственной семейной жизни. Так, респонденты, воспитывавшиеся в семье без первичного социального контроля, чаще создают простые (нуклеарные) семьи.

В то время как те, кто вырос в родительской семье, осуществлявшей первичный социальный контроль, более склонны к созданию собственной двухпоколенной или расширенной семьи. При этом интересно, что в их собственной семье дети всегда в курсе жизни своих родителей, которые часто испытывают затруднения в оказании помощи ребенку и склонны в его проблемах обвинять свою «вторую половину».

В функции духовного общения мы сделали акцент на наличии духовной поддержки и интереса к жизни членов семьи, поскольку семья это не просто «коммунальная квартира», в которой протекает жизнь ее членов, в большей мере это духовная связь между ними. Что же происходит в институте семьи, в ситуации, когда общество (как российское со своей исторической спецификой, так и в целом), с одной стороны, раздираемо скоротечными сменами культурных, политических, экономических ориентиров, с другой стороны, испытывает специфичное влияние глобализации с ее усреднением культуры (выходом на массовый, потребительский уровни) и снижением требований к уровню духовности, как общества, так и отдельного человека. С целью узнать влияние этой функции на формирование личности мы выделили два типа семей: семьи с полноценно работающей функцией духовного общения и семьи, в которых функция духовного общения отсутствует совсем либо деформирована.

По составу родительская семья (когда респонденту было 12 лет), где исполнялась функция духовного общения, была полной (кровной или некровной), много- или среднедетной. Среди членов семьи, как правило, указываются бабушка, тетя, племянники и отчим. В таких семьях у каждого члена семьи были свои обязанности по хозяйству.

Семьи, где функция духовного общения не работала либо давала сбои, как правило, были малодетными и неполными.

Наличие функции духовного общения в родительской семье оказалось связано со структурой собственных семей респондентов. Так, выросшие в семьях с полноценной функцией духовного общения склонны создавать расширенные собственные семьи. Респонденты, в чьих родительских семьях функция духовного общения отсутствовала, либо давала сбои, чаще образуют нуклеарные, либо двухпоколенные семьи.

Говоря о влиянии на формирование личности, можно отметить, что значимость влияния проявилась только среди семей с работающей функцией духовного общения. Такие семьи формируют у личности ориентированность на социальное единство как на микро-, так и макроуровне. Интересно, что личность, сформировавшаяся в подобных семьях, склонна даже свои интересы (свою жизнь) соединять с интересами других людей и ориентироваться на единство с ними.

Не менее важным мы считаем рассмотрение эмоционального компонента психологической и воспитательной функций. Выяснить, что происходит в семьях с данной функцией, как связано с формированием личности наличие (либо отсутствие) в семейной практике тесных, устойчивых эмоциональных связей. Это актуальный вопрос, поскольку в современном обществе постоянно нарастает, с одной стороны, нуклеаризация семей, что может быть следствием утраты эмоциональной близости. А с другой стороны, мы являемся свидетелями

хронического состояния распада социального института семьи, его неспособности перейти в своем развитии к ступени зрелости. Разводы, число которых практически совпадает с числом регистрирующихся браков, и это только ситуация относительно официально зарегистрированных отношений, а ведь семьи могут быть образованы и вне правового поля. С этой целью мы выделили два типа семей - с полноценно работающей эмоциональной функцией и семьи, в которых эмоциональная функция отсутствует совсем, либо деформирована.

Среди семей, в которых полноценно выполнялась эмоциональная функция, преобладали двухпоколенные и расширенные семьи (когда респонденту было 6 лет). В их состав входили бабушки, дяди и тети. Интересно, что представители этого типа родительской семьи и в настоящее время поддерживают тесные контакты со своими дядями. Семьи с деформированной либо отсутствующей эмоциональной функцией, как правило, являются нуклеарными, это подтверждает наше предположение, что эмоциональная функция связана со структурой семьи.

Эта типология оказалась, как и предыдущая, тесно связана с организацией самостоятельной семейной жизни респондентов. Так, респонденты из семей с полноценно работающей эмоциональной функцией более склонны к тому, чтобы их семьи были малодетными, в то время как выросшие в семьях, где с эмоциональными связями были определенные проблемы, склонны к тому, чтобы их собственные семьи были средне- и многодетными. И как это ни парадоксально, они более склонны к тому, чтобы в их семьях отмечались семейные даты и был единый семейный бюджет.

Данная типология демонстрирует связь и с формированием особенностей личности. Наличие действующей эмоциональной функции в семье формирует морально-нравственные стороны поведения личности, выделяет пределы допустимого. В то время как деформация либо отсутствие эмоциональной функции способствует ориентированности личности на материальные стороны жизни, с одной стороны, а с другой - требовательность к своему профессионализму и нравственности окружающих.

Интересно, что респонденты, у которых в родительских семьях существовали эмоциональные проблемы, отмечают свою любовь к мультфильмам и художественным фильмам (в 12 лет). Вероятно, этот факт может быть объяснен тем, что в семьях, где эмоциональные контакты существовали в реальной жизни, у подростков не возникало компенсаторного желания погрузиться в виртуальный мир, с целью «подпитаться чужими эмоциями» и виртуально удовлетворить свои эмоциональные потребности.

Функция семейного досуга нами также рассматривается в узком контексте - существуют ли в семье традиции совместного проведения свободного времени. Это особенно актуально для ситуации, когда досуг становится профессиональной сферой деятельности (клубы, кружки, театры, кинотеатры,

консерватории и т.п.), с одной стороны, а с другой - приобретает массовый характер, испытывает влияние моды в досуговой сфере жизнедеятельности человека. Поэтому нам интересно выяснить, какое влияние на формирование личности оказывает семья, в которой полноценно работает (либо испытывает проблемы) досуговая функция. С этой целью мы выделили два типа семей: семьи с полноценно работающей досуговой функцией и семьи, в которых до-суговая функция отсутствует совсем либо деформирована.

В семьях, где полноценно осуществлялась досуговая функция, было принято, чтобы у каждого члена семьи были обязанности по хозяйству, а также существовал единый семейный бюджет, который расходовался по совместному решению родителей.

В настоящее время респонденты, в родительских семьях которых полноценно осуществлялась досуговая функция, чаще проживают в небольших поселениях (поселках городского типа, небольших городках) либо районных центрах. Их собственные семьи мало- или многодетные. И в них существует закон: дети должны выполнять то, что говорят родители, но при этом они относятся к своим детям с уважением, а также в этих семьях существует традиция отдыхать всем вместе.

Те, кто воспитывался в семьях с деформированной досуговой функцией в основном проживают в маленьких населенных пунктах (деревнях, селах) либо крупных (республиканских, краевых, областных центрах) и склонны иметь среднедетную собственную семью.

Говоря о влиянии собственно на личность, отметим, что семьи, где полноценно работает досуговая функция, формируют рациональный аспект интереса к обществу, но одновременно с этим прививают осознание места и роли самого человека в материальной жизни общества. В то время как родительские семьи с деформированной досуговой функцией способствуют становлению потребителя, поведения с потребительской ориентацией: «общество мне должно..., чтобы я мог быть...».

В рамках анализа влияния семьи как социальной группы мы остановились на особенностях детско-родительских отношений, в частности мы остановились на трёх аспектах:

1) уровень взаимности интереса между родителями и детьми;

2) характер отношения к детям;

3) уровень оказания помощи и поддержки детям.

Для анализа по уровню взаимности интереса между детьми и родителями мы выделили следующую шкалу:

• полное отсутствие интереса между детьми и родителями;

• интерес только детей к родителям;

• интерес только родителей к детям;

• взаимный интерес между детьми и родителями.

Рассматривая уровень взаимности интереса между детьми и родителями в родительских семьях респондентов, мы обнаружили связь с наличием вы-шерассмотренных функций. Так, первичный социальный контроль, духовное общение и эмоциональная поддержка в родительских семьях оказались тесно связаны с ситуацией, когда в семье существует взаимный интерес между детьми и родителями.

Характеризуя собственно родительскую семью, отметим, что в семьях, где было принято делиться своими переживаниями, радостями и проблемами, присутствовал либо взаимный интерес между детьми и родителями, либо только интерес детей к родителям. В семьях, где у каждого были свои обязанности по хозяйству, а родители относились к детям с уважением, существовал либо взаимный интерес детей и родителей, либо только интерес родителей к детям.

Говоря о формировании личности, можно отметить, что респондентов из семей, где только родители интересовались детьми либо вообще отсутствовал интерес между детьми и родителями, трудности и проблемы, возникающие в настоящее время, как правило, мобилизуют. В то время как проблемы охлаждают интерес у тех респондентов, в чьих родительских семьях интерес проявляли только дети.

Взаимный интерес в родительской семье способствует формированию у личности осознания своего единства с окружающими людьми.

В семьях, где только родители проявляют интерес к детям, формируется утилитарное отношение личности к окружающему миру и людям.

Главенство материальной стороны жизни, хотя и с ориентацией на других людей, единство с ними формируется у личности, в родительской семье которых интерес проявляли только дети к жизни родителей. В родительских семьях, где царит полное равнодушие между детьми и родителями, как правило, формируется в личности не просто понимание главенства материальной жизни, но и ориентированность на утилитарные отношения.

Для анализа по характеру отношений к детям мы выделили следующую шкалу:

• родители проявляют неуважение к детям;

• отношение к детям нельзя охарактеризовать ни как уважительное, ни как неуважительное;

• в отношении детей проявляется ситуативное уважение или неуважение;

• родители всегда уважительны к детям.

Говоря о характере отношения к детям в родительской семье, начнем со связи с уровнем интереса между родителями и детьми. В семьях, где родители проявляют к детям неуважение, можно наблюдать или полное отсутствие интереса между детьми и родителями, или наличие интереса только детей либо только родителей. В семьях, где отношение к детям нельзя никаким об-

разом охарактеризовать, т.е. они не проявляют уважения к детям, но и не проявляют неуважения, как правило, царит полное отсутствие интереса друг к другу. Ситуативное проявление уважения либо неуважения к детям проявляется в тех семьях, где интерес проявляют только дети. И логично завершает картинку ситуация с тем, что родители всегда уважительны к детям в тех семьях, где царит полное взаимопонимание.

Характер отношения к детям тесно связан с наличием функций: духовного общения и эмоциональной. Обе функции характерны для семей, где родители всегда уважительны к детям.

Полные кровные семьи характеризуются либо невозможностью оценить отношение к детям, либо тем, что родители всегда уважительны к своим детям. Для полных, но некровных семей, а также для неполных семей свойственно проявление неуважения к детям всегда, либо проявление уважения/неуважения по ситуации.

Можно выделить особенности жизни семьи, которые тесно связаны с характером отношения к детям. Так, в семьях, где родители всегда знают, что происходит с детьми, дети всегда в курсе жизни своих родителей, обязательно празднуются семейные даты и можно наблюдать либо всегда уважительное отношение к детям, либо его ситуативное проявление.

Затруднение родителей оказать ребенку помощь свойственно семьям, где родители проявляют неуважение к детям всегда либо ситуативно, либо их отношение к детям трудно оценить. А в семьях, где родители часто ссорятся, наблюдается либо неуважение к детям всегда, либо по ситуации.

В семьях, где принято помогать друг другу, делиться своими переживаниями, радостями и проблемами, родители с уважением относятся друг к другу в повседневной жизни - наблюдается всегда уважительное отношение родителей к своим детям.

Характер отношения в родительской семье к детям связан как с формированием личности, так и особенностями самостоятельной семейной жизни.

Респонденты, в чьих родительских семьях родители всегда были уважительны к детям, имеют высшее образование либо его получают, хотя часть из них имеет неполное среднее образование. Ситуативное проявление уважения/неуважения к детям способствует тому, что они ориентируются на среднее профессиональное образование (получают его). Родительские семьи, проявляющие неуважение к детям, способствуют тому, что они более склонны получать только полное среднее образование. Семья, где отношение родителей к детям невозможно оценить, дети склонны получать полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

В разной степени отсутствие уважения к детям подталкивает их к личностному росту, однако со специфичными аспектами. Так, родительские семьи, в которых отношение к детям трудно оценить, ориентируют не просто на

личностный рост, но и на взаимодействие с другими людьми. В семьях, где отношение к детям зависело от ситуации, у личности формируется не только ориентация на собственный личностный рост, но и на развитие общества.

Говоря о влиянии на собственные семьи респондентов, заметим, что невозможность оказать помощь собственным детям, а также проявление по отношению к ним грубости и неуважения характерно для тех, чьи родители проявляли уважение/неуважение к ним по ситуации. А наличие у каждого члена собственной семьи своей жизни характерно для тех, отношение чьих родителей трудно оценить.

При анализе по уровню оказания помощи и поддержки детям мы использовали следующую шкалу:

• могли бы, но не поддерживают и не помогают;

• не помогают, так как не могут помочь;

• помогают и поддерживают.

Уровень оказания помощи и поддержки детям связан с функцией духовного общения. Наличие этой функции характерно для семей, где родители помогают и поддерживают детей. Также проявилась связь между уровнем оказания помощи и поддержки и характером отношения к детям. Родители, которые помогают и поддерживают своих детей, как правило, всегда уважительны к ним. Те родители, которые не помогают детям, так как не могут или могут помочь, но вместе с тем не поддерживают и не помогают, склонны проявлять неуважение к детям всегда либо вести себя с ними по ситуации.

В зависимости от уровня оказания помощи и поддержки детям родительские семьи имеют свои особенности. Например, матери, имеющие начальное или неполное среднее образование, как правило, могут, но не поддерживают и не помогают детям. Матери с неполным средним или высшим профессиональным образованием не помогают, так как затрудняются помочь. А матери, которые имеют среднее профессиональное образование, склонны всегда помогать и поддерживать детей.

Как правило, помогали и поддерживали детей в семьях, где у каждого были обязанности по хозяйству; принято делиться своими переживаниями, радостями и проблемами; родители с уважением относятся к своим детям; обязательно отмечают семейные даты; родители в повседневной жизни с уважением относятся друг к другу. Как правило, детей не поддерживают и не помогают им, так как затрудняются либо не хотят в семьях, где детей в наказание бьют и оскорбляют; нередко проявляют по отношению к детям грубость и неуважение.

Особенности проявления поддержки и помощи детям в родительской семье связаны с формированием личности. Альтруистические черты характерны для тех респондентов, которым родители помогали и поддерживали, в то время как эгоизм проявился у тех, кому могли бы родители помочь, но не помогали и не поддерживали.

Родительские семьи, в которых детям помогали и поддерживали, формируется эгоистичная личность, с ориентацией на себя и свои проблемы. В то время как родительские семьи, в которых по каким-либо причинам детям не помогали, в личности формируется ориентация на общество, его развитие и других людей, однако со специфичными особенностями. Так, в семьях, где помощь не оказывалась, поскольку родители испытывали затруднения (не знали, как помочь ребенку), больше склонны к социальному единению. В то время как в родительских семьях, где не помогали, хотя вполне могли, в личности закладывается ориентация на глобальные проблемы, причем не только социального плана.

Сказались особенности поддержки родителями и на становлении своей семейной жизни. Полные собственные семьи характерны для тех, кого родители поддерживали и помогали либо не помогали, так как не знали, как это сделать. В то время как неполная семья характерна для тех респондентов, чьи родители могли им помочь, поддержать, но не делали этого. Нашлось отражение этой особенности детско-родительских отношений и на отношениях к собственным детям: те, кому родители не помогали, так как не хотели этого делать, более склонны проявлять грубость и неуважение к собственным детям.

Итак, можно отметить, что действительно в социальном институте семьи наблюдаются изменения в исполняемых функциях, и это может быть аргументом для гипотезы исчезновения института семьи. Однако важно заметить, что исчезновение рассматриваемых нами функций способно привести к смене ценностных ориентаций отдельной личности; уровня стабильности общества и его культурной основы.

Полноценное исполнение по отдельности и в единстве всех рассматриваемых функций способствует воспроизведению ценностей, которые способствуют ситуации стабильности в обществе. Респонденты, выросшие в таких семьях, смотрят на себя и свой народ (предков, историю, страну) с уважением и чувством собственного достоинства. Они ориентируются на социальное единство, морально-нравственные каноны поведения, они осознают свое место и роль не только в социально-духовной, но и материальной жизни общества.

Функции семьи - это единая система, и оставшиеся (сохранившиеся) отдельные функции не способны в полной мере продолжать и поддерживать вы-шеобозначенный тренд. Это предположение возникает из анализа деформированных сторон жизнедеятельности семьи, как социального института и социальной группы. Отсутствие полноценного единства рассматриваемых функций и деформация отдельно исполняемых функций приводит к смене вектора при выборе главных ценностей в сторону материального и гедонистического, сопровождаясь тенденцией к атомизации, обособлению в обществе.

Получено 22.06.2015

T.A. Topekha

INFLUENCE OF FAMILY ON THE FORMATION OF PERSONALITY

The article analyzes the pilot research data related to the problem of personality formation in the modern society. An attempt was made to consider the importance of the family as a social institution and social group in the process of personality formation.

Keywords: personality, family, social institution of family, functions of family as a social institution, child-parent relations.

Topekha Tatyana Anatolievna - Candidate of Social Sciences, Docent, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.