Научная статья на тему 'Влияние санкционной политики на изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам'

Влияние санкционной политики на изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистические потоки / декларант / российское лицо / иностранное лицо / лицо государства – члена Евразийского экономического союза / таможенная граница Союза / подходы к перемещению востребованных товаров / трехсторонняя сделка / контрактодержатель / logistics flows / Russian person / foreign person / a person of the Eurasian Economic Union member state / customs border of the Union / approaches to the movement of the demanded goods / a three-way deal / a contract holder

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Денис Леонидович, Абаровская Виктория Евгеньевна, Колганова Анастасия Дмитриевна

В статье рассмотрено влияние санкционной политики на изменение логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам. На примере анализа ст. 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза представлены подходы к декларированию востребованных на внутреннем рынке России товаров через привлечение государств – членов Союза, а также порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами – членами Союза. Описаны возможные риски нарушения таможенного законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности, связанные с привлечением государств – членов Союза при перемещении товаров из европейских стран. Предложены пути легализации сложившихся в современных условиях подходов к декларированию европейских товаров через изменение национального и международного законодательства в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of the Sanctions Policy on Changes in International Logistics and on the Movement of Financial Flows for Goods Imported into the Eurasian Economic Union

The article examines the impact of sectional policy on changes in logistics and the movement of financial flows for goods imported into the EAEU. Using the example of the analysis of Article 83 of the EAEU Customs Code, approaches to declaring goods in demand on the domestic market of Russia, through the involvement of the member states of the Union, are presented, as well as the procedure for customs control in respect of goods transported within the framework of an agreement concluded between the member states of the Union. The risks of violation of customs legislation on the part of foreign trade participants associated with the involvement of the member states of the Union when moving goods from European countries are described. The ways of legalizing the existing approaches to the declaration of European goods, through changes in national and international legislation in the field of customs, are proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние санкционной политики на изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам»

11. Ксенофонтов М. Ю., Ползиков Д. А., Урус А. В. Регулирование зернового сектора в контексте задач обеспечения продовольственной безопасности России // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 606-613.

12. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/27/03/2023/641f0a049a 7947c739c08e4f (дата обращения: 16.04.2023).

Информация об авторах

Новиков Владимир Егорович - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected]; Боборыкина Анна Евгеньевна - стажер-исследователь отдела научно-информационных исследований в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected].

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Новиков В. Е., Боборыкина А. Е. Таможенное регулирование экспорта зерна как фактор обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 37-48.

УДК 339.562

ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОй ПОЛИТИКИ НА ИЗМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ЛОГИСТИКИ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПО ИМПОРТИРУЕМЫМ

В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ ТОВАРАМ

Д. Л. Александров1, 2, В. Е. Абаровская1, А. Д. Колганова1

1 Центральная электронная таможня, Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрено влияние санкционной политики на изменение логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам. На примере анализа ст. 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза представлены подходы к декларированию востребованных на внутреннем рынке России товаров через привлечение государств - членов Союза, а также порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами - членами Союза. Описаны возможные риски нарушения таможенного законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности, связанные с привлечением государств - членов Союза при перемещении товаров из европейских стран. Предложены пути легализации

© Александров Д. Л., Абаровская В. Е., Колганова А. Д., 2023

сложившихся в современных условиях подходов к декларированию европейских товаров через изменение национального и международного законодательства в области таможенного дела.

Ключевые слова: логистические потоки, декларант, российское лицо, иностранное лицо, лицо государства - члена Евразийского экономического союза, таможенная граница Союза, подходы к перемещению востребованных товаров, трехсторонняя сделка, контрактодержатель.

THE IMPACT OF THE SANCTIONS POLICY ON CHANGES IN INTERNATIONAL LOGISTICS AND ON THE MOVEMENT OF FINANCIAL FLOWS FOR GOODS IMPORTED INTO THE EURASIAN ECONOMIC UNION

D. L. Aleksandrov1, 2, V. E. Abarovskaya1, A. D. Kolganova1

1 Central Electronic Customs, Moscow, Russian Federation

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article examines the impact of sectional policy on changes in logistics and the movement of financial flows for goods imported into the EAEU. Using the example of the analysis of Article 83 of the EAEU Customs Code, approaches to declaring goods in demand on the domestic market of Russia, through the involvement of the member states of the Union, are presented, as well as the procedure for customs control in respect of goods transported within the framework of an agreement concluded between the member states of the Union. The risks of violation of customs legislation on the part of foreign trade participants associated with the involvement of the member states of the Union when moving goods from European countries are described. The ways of legalizing the existing approaches to the declaration of European goods, through changes in national and international legislation in the field of customs, are proposed.

Keywords: logistics flows, Russian person, foreign person, a person of the Eurasian Economic Union member state, customs border of the Union, approaches to the movement of the demanded goods, a three-way deal, a contract holder.

ВВЕДЕНИЕ

В сложившейся геополитической ситуации международная логистика стала одной из самых уязвимых отраслей в условиях антироссийских санкций. Многие традиционные цепи поставок грузов разрушены, происходит глобальная перестройка грузовой транспортной логистики всей страны вследствие того, что практически все контейнерные перевозки осуществляли иностранные перевозчики через европейские порты.

Дополнительно усложнили ситуацию недружественные действия Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций в отношении Российской Федерации (РФ), а также принятые РФ ответные меры. В результате логистика Европы с Россией практически прекратилась. Хотя возможность автомобильных перевозок еще существует, их правомерность с учетом законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вызывает большие сомнения, к тому же стоимость таких перевозок значительно возросла за счет санкций для российских и белорусских перевозчиков.

С учетом данных факторов происходит глобальное изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в ЕАЭС товарам, что существенно отражается на безопасности и экономике России.

На сегодняшний день бизнес столкнулся с огромным количеством сложностей. В европейском направлении участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо проверить возможность отгрузки товаров в разрезе санкций (коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)), формирования товаросопроводительных документов, осуществления оплаты за товар иностранному поставщику. При отгрузках из третьих стран постоянно наблюдаются изменения в расписаниях, су-дозаходах, расширение списка санкционных ограничений, влияние проблем логистики, накопившихся в период пандемии СОУГО-19 [1].

Как уже было отмечено выше, в связи с постоянно возрастающим в течение 2022 г. санкционным давлением недружественных стран перемещение товаров через границу России с Европой практически прекратилось.

Как показал анализ, санкционная политика стран Европейского союза (Евросоюз) и ответные меры России привели к появлению новых гибридных логистических решений в европейском направлении, однако существующий порядок проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами - членами Союза, не соответствует предъявляемым в современных условиях требованиям.

Анализ проведенных исследований показал, что наибольший интерес для ученых представляют вопросы, посвященные формам, содержанию и классификации международных коммерческих контрактов [2, 3, 4], а также процессам заключения внешнеэкономических сделок [5, 6, 7]; вопросы реализации таких сделок и последующего контроля со стороны таможенных органов трехсторонних договоров и сложных контрактных схем, предполагающих комплексное распределение прав и обязанностей сторон участников сделки, остаются практически не исследованными.

На наш взгляд, в целях снижения рисков нарушения законодательства в области таможенного дела планирование подобных поставок требует тщательного изучения не только требований таможенного и валютного законодательства России и ЕАЭС, но и отдельных положений международного торгового права, так как привлечение третьего лица в качестве грузополучателя может быть усложнено, например факторингом, кредитованием или аккредитивом, а в случаях привлечения государств - членов Союза, когда фактический грузополучатель находится в другом государстве - члене ЕАЭС, необходимо учитывать, какая из сторон может выступать в качестве декларанта при декларировании товара в России в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [8].

ВВОЗ и ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ ЕАЭС

На сегодняшний день санкционная политика Евросоюза и ответные меры привели к появлению новых гибридных логистических решений на европейском направлении. При этом речь идет не только о смене тягачей, так называемых «перецепах», когда иностранное транспортное средство при импортной перевозке доставляет прицеп грузом до одного из определенных терминалов на территории России, а дальнейшую транзитную перевозку осуществляет уже транспортное средство, зарегистрированное в России. То же происходит на границе Евросоюза и Республики Беларусь. Организация такой перевозки требует грамотной координации всех участников процесса, однако правильно выстроить логистику - только часть задачи. Как показала практика, бизнес-сообщество столкнулось с дополнительной проблемой правоприменения ст. 83 ТК ЕАЭС и контролем, проводимым таможенными органами в отношении полномочий лица выступать декларантом ввозимых товаров [1].

В соответствии с п. 7 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом является «лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары». Сведения о декларанте указываются в графе 14 декларации на товары, а также подтверждаются документами, заявленными в графе 44 декларации на товары и представленными таможенному органу [2].

Категории лиц, которые могут выступать декларантами, указаны в ст. 83 ТК ЕАЭС. Согласно данной статье декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать:

1) лицо государства-члена:

- являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;

- от имени и (или) по поручению которого заключена указанная выше сделка;

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, -если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;

- являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;

- являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;

2) иностранное лицо:

- являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;

- являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена;

- имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;

3) дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории Союза;

4) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;

5) иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной территории Союза, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.

В случае если декларантом выступает лицо, неправомочное в соответствии со ст. 83 ТК ЕАЭС декларировать товары, таможенные органы отказывают в регистрации декларации на товары в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС.

При обычных обстоятельствах декларантом товаров согласно с абз. 2 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС является сторона сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

Однако, как показала практика, перемещение товаров все чаще стало осуществляться за счет привлечения к движению потоков лиц государств - членов ЕАЭС (Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана), что напрямую затрагивает вопрос о полномочиях российского лица выступать декларантом при перемещении товаров в ситуации, когда договор купли-продажи между российским лицом и иностранным лицом напрямую не заключается.

На данный момент часто реализуются схемы ввоза товаров, в соответствии с которыми в декларации указываются следующие лица:

- российское лицо - в качестве декларанта товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, и получателя;

- иностранное лицо - в качестве отправителя товаров;

- лицо государства - члена Союза - в качестве контрактодержателя с указанием торгующей страны - государства - члена ЕАЭС.

Товары перемещаются по факту от иностранного лица в адрес российского лица, но с привлечением лица государства - члена Союза в качестве контрактодер-жателя для преодоления препятствий геополитического характера.

На рисунке представлен действующий порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами - членами Союза, организованный в соответствии с требованиями ст. 83 ТК ЕАЭС и Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» [9].

Декларант (Россия)

О

Контрактодержатель (Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия, Армения)

О

Отправитель

(страны Евросоюза и иные страны)

Договор (купли-продажи)

Договор (купли-продажи) / сведения о правоотношениях между контрактодержателем и отправителем

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

ЛЕ

Не всегда представляется декларантом

Иностранное лицо

Графа 2 - Отправитель

Графа 11 - Торгующая страна

ДТ

Контрактодержатель

Графа 24 - Характер сделки

Графа 15 - Страна отправления

Иностранное лицо

Графа 17 - Страна назначения

Россия

Графа 8 - Получатель

Графа 14 - Декларант

Графа 9 - Лицо, ответственное за финансовое урегулирование

Россия

Код характера сделки (например, «010» / «014»)

-V-

Документы, которые в данном случае необходимо представить в соответствии с п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС Основания для перемещения товаров

- подп. 2

подп. 1

подп. 3

I- подп. 4

Трехсторонний договор (либо дополнительное соглашение к договору купли-продажи), в котором будут указаны все три стороны сделки (Россия/контрактодержатель/иностранное лицо) Графа 44 - 03011 -Договор купли-продажи

Договор, на основании которого одна сторона дает поручение другой заключить сделку с третьей стороной (договор поручения), где также будут указаны все три стороны сделки (комитент/комиссионер/продавец). При этом графа 24 Дт - Характер сделки - должна быть заполнена соответствующим кодом («014») Графа 44 - 03011 -Договор поручения, агентский договор между резидентом ЕАЭС и резидентом РФ

Договор купли-продажи, подтверждающий, что ни одна из сторон сделки не является иностранным лицом, при этом необходимо подтверждение перехода права распоряжения, владения или пользования декларантом при декларировании товаров Графа 44 - 03011 -Договор купли-продажи

Товаросопроводительные документы, на основании которых можно установить факт присутствия товаров на таможенной территории Союза на момент заключения договора купли-продажи, по которому товары будут поставляться в Россию (например, транзитная декларация, книжка МДП и т. д.) Графа 44 - 03011 -Договор купли-продажи

Рис. Порядок осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в рамках договора, заключенного между государствами - членами Союза

Согласно представленному порядку, для того чтобы декларант считался уполномоченным на совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, при декларировании необходимо представлять документы и сведения, подтверждающие соблюдение положений п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС. Такими документами могут быть трехсторонний договор либо иные документы, содержащие сведения о правоотношениях между отправителем товара и контрак-тодержателем, что чаще всего представляет собой коммерческую тайну, на раскрытие которой контрактодержатель идет неохотно.

Дополнительной проблемой выступает отсутствие в законодательстве ЕАЭС и РФ понятия «внешнеэкономическая сделка». На данный момент при анализе договорных отношений лиц можно руководствоваться только понятием «сделка», установленным Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) [10].

В соответствий со ст. 153 ГК РФ сделкой «признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». При этом сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними (три стороны и более).

На наш взгляд, определения, приводимого в ГК РФ, недостаточно для единообразного толкования положений наднационального и национального законодательства в области таможенного регулирования, так как в нем не учитываются особенности, обусловливаемые участием в сделке иностранного лица (нерезидента РФ) [11].

Далее будут рассмотрены применяемые участниками ВЭД в условиях санкци-онной политики подходы к перемещению товаров из европейских стран, которые не в полной мере соответствуют требованиям ст. 83 ТК ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходы к ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ТОВАРОВ ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

При анализе динамики перемещения товаров через таможенную границу Союза за период с февраля 2022 г. по март 2023 г. было выявлено несколько подходов к перемещению востребованных на внутреннем рынке России товаров из европейских стран, не в полной мере соответствующих требованиям ст. 83 ТК ЕАЭС.

Рассмотрим несколько подходов с учетом существующих рисков нарушения таможенного законодательства со стороны участников ВЭД.

Одним из наиболее распространенных в современных условиях является подход, в котором декларантом товаров выступает российское лицо, заключившее договор купли-продажи с лицом государства - члена ЕАЭС (нерезидентом РФ), при этом заключен договор между лицом государства - члена ЕАЭС (нерезидентом РФ) и иностранным лицом (либо сведения о правоотношениях между ними отсутствуют).

В целях соблюдения требований ст. 83 ТК ЕАЭС при декларировании товаров в графе 44 декларации на товары необходимо указать реквизиты трехстороннего договора, в котором будут указаны все три стороны сделки - российское лицо, контрактодержатель (лицо государства - члена Союза) и иностранное лицо (либо

дополнительное соглашение к договору купли-продажи). Однако в связи с отказом иностранных контрагентов от торговых отношений с российскими партнерами маловероятно, что декларант (российская сторона) представит такой договор при декларировании товаров, следовательно, сможет подтвердить тот факт, что он уполномочен быть декларантом в соответствии с законодательством ЕАЭС. Используя данный подход, российский контрагент в рамках действующего таможенного законодательства не может выступать декларантом товаров, так как отсутствует сделка с иностранным лицом, а факт взаимосвязи российской стороны с иностранным отправителем документально не подтвержден.

Другой используемый участниками ВЭД подход заключается в следующем: декларантом товаров выступает российское лицо, от имени и (или) по поручению которого лицо государства - члена ЕАЭС заключило сделки с иностранным лицом, на основании которой товары ввозятся на территорию России.

Декларанту (российской стороне) в таком случае необходимо представить при декларировании товаров договор (контракт) поручения, агентский договор или договор комиссии, заключенный между декларантом (российской стороной) и лицом государства - члена ЕАЭС на поставку из третьих стран определенных товаров, в котором будут указаны все стороны такого договора, а именно заказчик (российское лицо) и исполнитель (лицо государства-члена).

Помимо этого, в графе 24 «Характер сделки» декларации на товары должен быть указан соответствующий код - «014» .

Во-первых, сложность данного подхода заключается в дополнительных транзакциях между заказчиком и исполнителем, за что могут взыматься дополнительные комиссии при взаимодействии с иностранными банками. Часть крупных банков отключили от SWIFT1. К тому же иностранные компании начали более детально относиться к своим партнерам и возникающим финансовым обязательствам, практически все компании перешли на полную предоплату.

Во-вторых, при оформлении товаросопроводительных документов установленный санкционный режим не позволяет исполнителю напрямую направить товар с территории иностранного государства в адрес заказчика. В целях «обхода» установленных санкций исполнитель должен оформлять все товаросопроводительные документы на себя, следовательно, доставка товаров будет осуществляться сначала в адрес исполнителя, а затем заказчику, что влечет за собой дополнительные транспортные расходы, либо исполнитель будет вынужден использовать «фиктивный» транзит, когда товар выезжает из Европы в третью страну, но разгружается на территории России или Белоруссии [12, 13].

Рассмотрим еще один используемый подход, суть которого заключается в том, что декларантом товара выступает российское лицо, которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, и при этом товары ввозятся в Россию не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.

1 SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, Общество всемирных межбанковских каналов связи) - это международная межбанковская система совершения платежей.

Для подтверждения своих полномочий по декларированию товаров декларант должен представить договор (контракт), на основании которого можно точно установить, что иностранные товары ввозятся на территорию России не в рамках сделки с иностранным лицом. Также декларанту необходимо представить документы, определяющие момент перехода права пользования, распоряжения или владения перемещаемыми иностранными товарами.

На сегодняшний день проблема заключается в том, что у таможенных органов отсутствует единообразный подход к определению момента перехода права пользования, распоряжения или владения перемещаемыми иностранными товарами.

При реализации декларантами данного подхода возникает риск недостоверного заявления таможенной стоимости товаров в части возможного исключения декларантом стоимости перемещения товаров до таможенной территории Союза за ту часть перевозки, которая осуществляется до момента перехода права собственности, что ставит перед таможенными органами дополнительные задачи по контролю правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров и начисления дополнительных таможенных платежей.

Как показала практика, в большинстве случаев таможенный орган требует дополнительные документы, которые отсутствуют у декларанта. При неисполнении требования таможенного органа принимается решение об отказе в выпуске товаров. Итогом использования данного подхода является дополнительная административная нагрузка как на декларанта, так и на таможенный орган.

Самый сложный в части документального подтверждения подход, при котором декларантом товаров выступает российское лицо, являющееся стороной сделки с иностранным лицом или с лицом государства - члена Союза в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза.

В сложившейся ситуации декларанту необходимо подтвердить тот факт, что на момент заключения договора купли-продажи иностранный товар находился на таможенной территории Союза, т. е. в графе 44 декларации на товары декларант должен указать реквизиты товаросопроводительных документов, подтверждающих местонахождение, дату ввоза товара на территорию ЕАЭС (например, транзитную декларацию, книжку МДП и др.).

В качестве примера, иллюстрирующего использование данного подхода к перемещению востребованных товаров, можно привести следующую ситуацию.

Российское лицо декларирует иностранный товар с целью помещения его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, который на момент подачи декларации находится под таможенной процедурой таможенного склада на таможенной территории Союза. При этом товар поставляется в рамках договора купли-продажи, заключенного между российским лицом и лицом государства - члена ЕАЭС (нерезидентом). Российское лицо является уполномоченным на подачу декларации на товары в соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС

В данном случае декларанту помимо договора купли-продажи, заключенного между ним и лицом государства - члена ЕАЭС (нерезидентом), необходимо представить документы, которые подтверждают факт помещения товара под

таможенную процедуру таможенного склада до момента заключения вышеуказанного договора. Только таким документом декларант сможет подтвердить тот факт, что на момент подачи декларации с целью выпуска иностранных товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления данные товары уже находись на таможенной территории Союза. Дополнительной сложностью для декларанта является необходимость помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада с привлечением иностранного лица, двойная подача декларации на товары (при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада и далее под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) с оплатой сборов за совершение таможенных операций, временные и финансовые издержки, связанные с размещением товаров на таможенном складе, что напрямую отражается на стоимости и скорости доставки товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышеизложенные подходы к перемещению участниками ВЭД товаров создают определенную зону риска, связанную с возможным нарушением таможенного законодательства, а также накладывают дополнительную административную нагрузку со стороны таможенных органов в части проверки компетенции лица выступать декларантом данных товаров, что напрямую влияет на сроки и качество принимаемых должностными лицами таможенных органов решений, впоследствии препятствуя поступлению востребованных на внутреннем рынке России иностранных товаров из Европы.

В целях снижения риска нарушений таможенного законодательства со стороны участников ВЭД возникает необходимость проработки на уровне национального законодательства следующих вопросов.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 449 ТК ЕАЭС до вступления в силу международного договора в рамках Союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Союза, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, если декларантом товаров выступает лицо государства-члена, указанное в подп. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, а также иностранное лицо, указанное в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС.

Данное положение закрепляет действующий в настоящий момент в рамках ЕАЭС принцип «резидентства», заключающийся в том, что юридические лица -резиденты Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана не могут выступать декларантами товаров на территории РФ.

Таким образом, в условиях санкционного давления возможно инициирование российской стороной рассмотрения Евразийской экономической комиссией вопроса о возможности заключения международного договора в рамках ЕАЭС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Союза независимо от места регистрации декларанта товаров.

Во избежание перетекания товаропотоков и таможенных платежей между государствами - членами ЕАЭС подачу декларации на товары целесообразно «привязать» не к государству регистрации декларанта как юридического лица, а к государству, на территории которого находится товар на момент его декларирования.

Следует отметить, что обсуждение такого вопроса со странами - членами ЕАЭС - процесс достаточно длительный и трудоемкий, требующий детальной проработки множества аспектов, связанных как с контролем после выпуска товаров, взысканием таможенных платежей с лиц государств - членов ЕАЭС «нерезидентов», так и с применением наказаний при привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности за совершение правонарушений в сфере ВЭД.

Более оперативным и оптимальным вариантом решения проблемы, связанной с наделением российских лиц правом декларирования товаров при отсутствии внешнеэкономической сделки, заключенной напрямую с иностранным лицом, является внесение изменений в национальное законодательство, а именно в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 289-ФЗ) [14].

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 100 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что декларантом товаров может быть лицо, соответствующее требованиям, установленным ст. 83 ТК ЕАЭС. При этом, согласно ч. 2 ст. 100, предусмотрены особые условия для декларирования товаров в случае применения особенностей таможенного декларирования, установленных ст. 102 и 204 Федерального закона № 289-ФЗ, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза, - временное периодическое таможенное декларирование, декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Для данных категорий товаров законодательно предусмотрена возможность российского лица выступать декларантом товаров, в том числе на основании сделки, заключенной между российскими лицами либо между российским лицом и лицом другого государства - члена Союза. Внесение дополнений в ст. 100 Федерального закона № 289-ФЗ в части возможности российского лица выступать декларантом товаров, ввозимых или вывозимых на/с территорию/территории ЕАЭС на основании договоров, заключенных с лицами других государств - членов ЕАЭС, позволит российским участникам ВЭД осуществлять декларирование в таможенных органах РФ при отсутствии прямых договоров поставки с иностранными контрагентами.

В данном контексте следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 289-ФЗ термина «внешнеэкономическая сделка», под которой следует понимать сделку (соглашение) между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах (являющимися субъектами права разных государств), по купле-продаже или поставке товара, выполнению работ или оказанию услуг, или иным видам хозяйственной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ушаков А. Логистика: новые решения в условиях санкций // Таможня. 2022. № 5. С. 20-23 [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/zhurnal-tamozhnya/ document/349615 (дата обращения: 02.04.2023).

2. Циммерман А. Л. К вопросу о форме и структуре внешнеэкономического контракта // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 161-166.

3. Павлушина А. А. Форма и содержание международных коммерческих контрактов // Вопросы экономики и права. 2014. № 6. С. 26-29.

4. Эланс И. Трехсторонний договор: валютный контроль и таможенное оформление [Электронный ресурс]. URL: https://brokert.ru/material/valyutnyy-kontrol-tamozhennoe-oformlenie (дата обращения: 02.04.2023).

5. Иншакова А. О., Ивлев И. Ю. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6. «Юриспруденция». 2019. № 8 (14). С. 43-51.

6. Мигранов К. И. Понятие внешнеэкономической сделки // Интерактивная наука. 2021. № 11 (24). С. 12-16.

7. Иншакова А. О. Вопросы квалификации внешнеэкономической сделки и правовая специфика некоторых ее видов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. «Юриспруденция». 2015. № 2 (27). С. 37-45.

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion.org (дата обращения: 02.04.2023).

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion.org (дата обращения: 02.04.2023).

10. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2023).

11. Перерва А. А. Соотношение понятий «внешнеэкономическая сделка» и «внешнеторговая сделка» в международном частном праве // Вопросы экономики и права. 2018. № 7 (121). С. 34-36.

12. Асеев В. Логистика в условиях санкций: новые вызовы и методы их разрешения [Электронный ресурс]. URL: https6//vc.ru/s/1276383-major-cargo-service/485668-logistika-v-usloviyah-sankciy-novye-vyzovy-i-metody-ih-razresheniya (дата обращения: 02.04.2023).

13. Покровская О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. Вып. 1. С. 80-94.

14. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2023).

Информация об авторах

Александров Денис Леонидович - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия; заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля, Центральная электронная таможня, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 1, e-mail: [email protected], тел.: +7 (917) 961-62-42;

Абаровская Виктория Евгеньевна - главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля, Центральная электронная таможня, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 1, e-mail: [email protected], тел.: +7 (903) 436-20-63; Колганова Анастасия Дмитриевна - главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля, Центральная электронная таможня, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 1, e-mail: [email protected], тел.: +7 (910) 088-63-02.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Александров Д. Л., Абаровская В. Е., Колганова А. Д. Влияние санкционной политики на изменение международной логистики и движения финансовых потоков по импортируемым в Евразийский экономический союз товарам // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 48-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.