творчество молодых исследователей
УДК 070.1 ББК 76.02
Батал Шулумба
аспирант, кафедра периодической печати, факультет журналистики,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9
Batal Shulumba
PhD student of the Department of Print Media, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University,
125009, Moskow, Mohovaya st., 9
влияние русской культуры и просвещения на зарождение и становления периодической печати АБХАЗИИ
В статье рассмотрен процесс зарождения и становления абхазской периодической печати и прессы в целом под воздействием русской культуры и просвещения. Приведен краткий обзор современной абхазской медиасистемы и выделены публикации в различных изданиях разного времени, отражающие многолетний диалог культур и взаимодействие СМИ Абхазии и России. СМИ представлены как один из основных инструментов межэтнического взаимодействия.
Ключевые слова: СМИ Абхазии, история периодической печати Абхазии, диалог культур, межэтническое взаимодействие, социокультурная среда, грузино-абхазская война.
influence of the Russian culture AND education ON BECOMING AND formation of periodicals of ABKHAZIA
The article describes process of origin and formation of the Abkhazian periodicals and the press as a whole under the influence of Russian culture and education. The short review of modern Abkhazian Media system is carried out and publications in various editions of different times reflecting long-term dialogue of cultures and interaction of mass media of Abkhazia and Russia are allocated. Mass media are presented as one of the main instruments of interethnic interaction.
Keywords: Mass media of Abkhazia, history of periodicals of Abkhazia, dialogue of cultures, interethnic interaction, sociocultural environment, Georgian-Abkhazian war.
Основным фактором развития нашей цивилизации является диалог культур. Именно взаимодействие и взаимообогащение разных народов, являющееся объективной необходи-
мостью и условием развития культур, придает смысл нашей жизни.
Рассуждая о диалоге, М. Бахтин точно отметил, что когда диалог кончается, кончается все. Поэтому диа-
лог, в сущности, не может и не должен кончаться [2, с. 433].
Республика Абхазия расположена в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на юго-восточном побережье Черного моря. На севере и северо-востоке граничит с Россией; на юго-востоке и юге — с Грузией. Столица — Сухум.
Государственный язык Абхазии — абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений [12].
Известно, что религиозные верования народов формируют их этническую идентичность. А в процессе межэтнических отношений, на примере печальных событий по всему миру, происходящих на почве религиозной нетерпимости, одним из главных факторов стабильности является толерантность к чужой религии. В связи с этим большой интерес представляют собой религиозные убеждения в Абхазии. Этот вопрос становится более актуальным для интернациональных стран, а Абхазия является таковой: в республике проживают представители 67 различных народов [18].
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 гг., по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами [18].
Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий, которые объединяются за одним общим праздничным столом.
Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесуще-
го. Часть ученых-религиоведов это подтверждает. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней [13].
Свою независимость Абхазия провозгласила после грузино-абхазской войны 1992—93 гг.
Сегодня республика признана рядом государств. Первой независимость Абхазии признала Российская Федерация в 2008 г. Затем примеру великой державы последовали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Ваунату, Тувалу. А также Южная Осетия признала Абхазию, а Абхазия соответственно признала Южную Осетию.
Культурный диалог между Абхазией и Россией насчитывает не одно столетие. Именно распространение русской культуры и просвещения, стало одним из главных факторов возникновения периодической печати Абхазии.
Начало XIX столетия для Абхазии обусловлено событием огромного исторического значения — добровольное присоединение к России. С этого момента у Абхазии появилась возможность выйти на совершенно новый уровень экономического развития и приобщиться к русской культуре.
Исследовавший данный период истории Абхазии, известный ученый Г. Дзидзария пишет: «Русские законы, обычаи, торговля и промышленность начинают пускать свои корни в абхазскую почву. Наш народ начинает приобщаться к русской культуре» [9, с. 4].
Распространению грамоты, что послужило основой национального просвещения, способствовала русская интеллигенция, которая по тем или иным причинам оказалась в Абхазии. Ее просветительская работа
оказала большое влияние на формирование абхазской интеллигенции XIX в., чья общественная и культурная деятельность вплоть до 90-х гг. носит школьно-просветительский характер [1, с. 36].
Необходимо отметить, что именно в этот период в Абхазии зарождается национальная художественная литература. Появляются такие поэты и писатели как Г. Чачба и М. Маан, которые создают произведения, посвященные историческому прошлому своего народа. Появление их можно рассматривать как результат развития его духовной культуры, подготовивший почву для зарождения собственно-национальной художественной литературы и публицистического искусства слова.
Господство царской политики в Абхазии в конце XIX — начале XX в. обостряет социальные противоречия, которые усиливают сатирическую струю в абхазском фольклоре и способствуют появлению из народных масс мастеров художественного слова. Так, например, произведения Жана Ачба носили характер «песни о новостях дня» и служили способом выражения общественного мнения, которые были обращены к широким массам. По этому поводу собиратель жановских песен М. Лакрба пишет: «Это была театрализованная интерпретация какого-либо события...» [1. С. 44].
Если говорить о такого рода передаче информации, то примером можно привести выступление ансамбля «Шаратын», которое начинается с того, что в центре круга стоит запевала и речитативом исполняет своеобразные «песни-новости».
Что касается других, более масштабных способов информирования населения, то ярчайшим примером являются народные сходы, способствовавшие формированию инте-
ресов к общественно-политическим явлениям.
Таким образом, народные сходы абхазов выполняли информационные и рекреативные функции устной газеты и служили способом социального управления.
Самым известным местом народного схода является Лыхнашта (Лыхненская поляна). Народный поэт Абхазии Б. Шинкуба писал: «Здесь решается то, что тревожит нашу Родину» [16, с. 67].
Первым периодическим изданием в Абхазии является журнал «Черноморское сельское хозяйство», выходивший с 1904 по 1917 гг. А первой из газет принято считать «Сухумский листок» (с 1908 по 1917 гг.). Эти издания, как и ряд других того периода, выходили только на русском языке.
Данная периодика носила прикладной характер, большая часть их площадей отводилась рекламе, но, несмотря на это, именно страницы этих газет и журналов стали некой трибуной для абхазской интеллигенции, жаждавшей выразить свои мысли и идеи [3, с. 13].
Исследовав содержание журнала «Черноморское сельское хозяйство», публиковавшего в большом количестве статьи, в том числе и научные, об истории, археологии и этнографии Абхазии, можно с уверенностью сказать, что именно это издание заложила основы абхазове-дения и исторической науки Абхазии в целом.
Необходимо отметить, что распространение русского влияния в Абхазии носило двоякий характер. С одной стороны, самодержавные власти стремились подавить всякие проявления национальной самобытности; с другой стороны, многие представители демократической русской интеллигенции способствовали раз-
витию национальной культуры абхазского народа.
Так, печать на родном языке возникла тогда, когда народом была осознана необходимость восстановления утраченной национальной государственности.
Первая газета на абхазском языке «Апсны» появилась только в 1919 г., редактором, которой стал абхазский поэт и писатель Дырмит Гулиа.
Как писал сам Д. Гулиа: «Появление газеты — это промысел Божий. Быть может, мы не исчезнем как нация, если сможем воспользоваться данной возможностью» [6].
Впоследствии день выхода газеты, 27 февраля, в Абхазии стал считаться днем журналистики.
Так начиналась история периодики Абхазии, тесно переплетаясь с русской культурой.
Сегодня для населения республики Абхазия, которая составляет чуть больше 240 000 граждан [14] основными источниками информации среди местных СМИ являются два телеканала: государственное телевидение «АГТРК» и частное «Абаза ТВ», и более десятка периодических изданий. Источником мировых новостей служат Интернет и основные российские телеканалы, которые принимаются на территории Абхазии, это — «Первый», «Россия», «НТВ» «ТВЦ» и др.
Впервые национальное телевидение в Абхазии появилось в 1978 г. Предпосылкой создания телеканала послужили политические события в республике 1977—1978 гг. Тогда группа известных абхазских общественных деятелей обратилась к руководству страны с письмом, в котором высказывалось несогласие с проводимой руководством Грузии политикой поглощения и растворения абхазского народа в грузинской
этнокультурной среде. По указанию ЦК КПГ Пленум обкома партии отмежевался от изложенных в письме фактов и осудил его авторов. По Абхазии прокатилась волна митингов. Тогда ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС приняли Постановления «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры Абхазской АССР», где говорилось и о создании национального телевидения [15].
Сегодня Абхазское телевидение (АГТРК) — одна из самых больших организаций в республике. Общее количество сотрудников составляет более 130 человек [15]. Если на государственном телевидении ощущается цензура на распространение неугодной правительству информации, то на частном телеканале «Абаза-ТВ» ситуация была иной, что часто влекло за собой недопонимание между руководством канала и правительством. Вещание канала по всей территории Абхазии было запрещено, в связи с политическими амбициями его учредителя.
По словам самого уже учредителя, предпринимателя Б. Бутба, канал не мог нормально развиваться из-за того, что в течение трех лет боролось с прежним правительством за существование [15]. На сегодняшний день руководство страны позволило телеканалу вещать на всю территорию Абхазии.
Как бы то ни было, с появлением нового телеканала в Абхазии сформировалась конкурентная среда, и от этого только выиграли и общество, и государственный телеканал, качество вещания которого намного улучшилось.
Что касается периодических изданий, большинство газет, издающихся в Абхазии, являются еженедельными. Ежедневных газет в республике нет.
Средний тираж изданий составляет 1000—1500 экземпляров. В основном газеты выходят в черно-белом варианте.
Самыми популярными газетами в стране являются «Республика Абхазия», «Чегемская правда», «Эхо Абхазии» и «Нужная».
«Республика Абхазия» — единственное из государственных изданий, которое пользуется большим спросом и доверием у граждан [8].
Но вместе с тем, если газета по содержанию отвечает высоким требованиям журналистского текста и грамматики, то дизайн газеты не продуман и не привлекателен. Уже год, как газета обзавелась собственным сайтом.
Несмотря на то, что проблема развития родного языка в Абхазии объявлена проблемой номер один, в республике издается только одна газета «Апсны», выходящая полностью на абхазском языке. «Апсны» является первой национальной газетой.
К сожалению, сегодня она крайне не популярна среди читателей, особенно среди молодежи [5]. Хотя, по нашему мнению, газета могла бы блестяще исполнять роль популяризатора родного языка, не привлекательный внешний вид и не интересная тематика делают это невозможным.
В редакции очень мало молодых журналистов, что в свою очередь влияет на современное виденье вещей.
В Абхазии одно информационное агентство — «Апсныпресс», основанное через два года после окончания Отечественной войны народа Абхазии, в 1995 г.
«Апсныпресс» является самым авторитетным источником информации в республике. Имеет официальный сайт в Интернете, а также ежедневно выпускает информационные бюллетени для своих подписчиков. До появления сайта Абхазского те-
левидения «Апсныпресс» был единственным источником абхазских новостей для зарубежного читателя.
Интересен тот факт, что все сотрудники агентства — женщины.
В Абхазии выходит, первый, и пока что единственный глянцевый журнал «Леди Босс», выпускаемый общественной организацией «Деловые женщины Абхазии». Журнал позиционирует себя как издание для успешных женщин, хотя тематика издания очень широкая. Теперь вместе с основным журналом издается детский журнал «Я и моя мама».
«Леди Босс» является очень популярным в республике, в первую очередь, потому что не зацикливается только на «своих» героях. В каждом номере журнала появляются звезды российского, а иногда и западного шоу бизнеса, что, несомненно, является привлекательным для абхазского читателя. Журнал, без преувеличения, можно назвать первопроходцем в «фешн» индустрии Абхазии — именно в нем впервые появились модные фотосессии и тренды модной одежды.
Почти вся периодика, которая издается в Абхазии, печатается на двух языках — абхазском и русском. Абхазское телевидение так же готовит выпуски на двух языках. Одному и тому же журналисту приходится делать репортаж и записывать интервьюируемого на абхазском и русском языках.
Такая система подачи информации, несомненно, играет большую роль в межэтническом и социальнокультурном взаимодействии Абхазии и России.
Большую информационную поддержку абхазскому народу оказали российские СМИ во время грузиноабхазской войны 1992—1993 гг., когда республика оказалась в информационной блокаде.
После начала военных действий 15 августа 1992 г. информация из Республики Абхазия различным международным агентствам была запрещена. Распространению подлежала только та информация, которая согласовывалась с Тбилиси.
В связи с этим коллектив Абхазского телевидения обратился ко всем журналистам России, международной конфедерации журналистских союзов, международным журналистским организациям за помощью с просьбой проявить содействие в прорыве информационной блокады.
Российские журналисты, общественные деятели и деятели культуры и искусства стали высказывать резкое осуждение в адрес агрессора, в отличие от прежнего правительства России, которое показывало весьма противоречивые позиции.
Одна за другой в поддержку Абхазии стали появляться статьи в газетах «Московская правда», «Советская Россия», «Московский комсомолец», «Литературная Россия», «Правда», «День» и др. [4, с. 68].
Автор статьи «Правда или истина на никому ненужной войне», опубликованной в газете «Московская правда», И. Ефимов, разбираясь в причинах войны, пишет: «Грузия, напав на Абхазию, сразу же оговорилась: это война за территориальную целостность Грузии. С тех пор по грузинскому телевидению диктор, перечисляя жертвы с грузинской стороны, так и говорит: они пали за территориальную целостность Грузии!» Далее автор задает себе вопрос: «А почему не за Родину?», и сам же на него отвечает: «Видимо, потому что Абхазия никогда не была родиной даже для проживавших там грузин» [11].
В. Кожинов, вдаваясь в историю, пишет: «Нас убеждают, что Абхазия борется за самостоятельность, а
Грузия, дескать, за свою территориальную целостность. Это все самая настоящая ложь. До 1931 г. Абхазия никогда не была частью Грузии. Зато были времена, когда часть Грузии входила в состав Абхазского царства» [10].
В специальном выпуске газеты «Наша Россия» с поддержкой абхазского народа выступили общества «Русская культура в Абхазии», «Славянский дом», «Союз офицеров» [7].
Во все века человеческой истории на помощь сражавшимся за свободу и независимость приходили соратники, чтобы в совместной борьбе отстоять общечеловеческие идеалы.
Добровольцами в Абхазию прибыли из России, Северного Кавказа, соотечественники из разных стран, многие из них награждены званием «Герой Абхазии», орденами и медалями.
Добровольческое движение всегда считалось свидетельством того, что, одно из самых достойных и благородных качеств на земле еще живо.
Необходимо отметить и тот факт, что во время войны Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова оказал поддержку абхазскому образованию, зачислив около ста студенток в качестве вольнослушателей [17]. Это был, безусловно, жест дружбы и поддержки абхазскому народу.
Сегодня с взаимодействием культур разных народов связаны и современные фундаментальные проблемы. И решение этих проблем возможно лишь при регулярном диалоге культур.
В этом ключе с целью укрепления российско-абхазских отношений в конце апреля 2012 г. прошел «Первый российско-абхазский гуманитарный форум. Абхазия и Россия: к развитию общественного диалога», организованный российским Фондом развития
«Институт Евразийских Исследований», Обществом дружбы «Абхазия-Россия» и Россотрудничеством.
Работа Форума была направлена на содействие углублению взаимоотношений между Россией и Абхазией в области культуры и искусства, образования, науки, СМИ, спорта, межрелигиозного диалога. В работе Форума приняли участие свыше 300 делегатов. Были подписаны ряд двусторонних документов.
Это событие стало одним из важнейших уходящего года. Во всех средствах массовой информации Абхазии, данное мероприятие было
освещено в ключе выхода на новый уровень не только культурного, но и экономического развития и взаимодействия двух государств.
Совершенно очевидно, что сегодня, в информационную эпоху, когда СМИ имеют силу для формирования общественного мнения, именно они являются главным инструментом для развития диалога культур, межэтнического взаимодействия. На данный момент, можно с уверенностью сказать, что СМИ Абхазии успешно создают благоприятные условия для социокультурного взаимодействия Абхазии и России.
список использовдннои литературы
1. Амкуаб Г.А. Средства массовой информации Абхазии в политической системе общества. М.: 1992.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
3. Бебия Е.Г. Из истории СМИ Абхазии. М., 2008 г.
4. Воронов Ю.Н. Белая книга Абхазии. М., 1993 г.
5. Газета «АГУ». Обзор абхазской прессы. От 13.05.11 г.
6. Газета «Апсны» от 27.02.1919 г. Перевод с абхазского.
7. Газета «Наша Россия» от 22.02.93 г.
8. Газета «Республика Абхазия» от 23.06.12 г.
9. Дзидзария Г.А. Борьба за Абхазию в первом десятилетии XIX в. С.,1940.
10. Ефимов И. Газета «Московская правда» от 03.10.92 г.
11. Кожинов В. Газета «Литературная Россия» от 08.01.93 г.
12. Конституция РА. Статья 6.
13. Крылов А.Б. Секрет абхазской веротерпимости. Газета «НГ» от 18.03.2004 г.
14. Отдел Госстатистики РА от 21.12. 2011 г.
15. Официальный сайт Абхазского телевидения. URL: www.apsua.tv
16. Шинкуба Б.В. Избранное. С.: 1956 г.
17. Шулумба Д.В. Светоч абхазской науки. Журнал «ЛКБ» Н.: 2011.
18. Этносостав Абхазии 1886-2010 гг. URL: www.ethno-kavkaz.ru