воспитания, знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения. Девиз этого года: «Вместе мы - сила».
В качестве критериев эффективности внедренной инновации мы определяем повышение педагогической культуры родителей; сформированность активной педагогической позиции родителей, рост уровня их педагогической компетентности; рост активности участия родителей в общешкольных мероприятиях; устранение случаев безнадзорности несовершеннолетних; укрепление сознательной дисциплины учащихся; повышение правовой грамотности родителей и детей.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в образовании проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Список литературы:
1. Гранкин А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании / А.Ю. Гранкин // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 80-84.
2. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т.П. Елисеева // Классный руководитель. - 2005. - № 5. -С. 65-72.
3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. - М., Издательский центр «Академия», 2004.
4. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И. Москвина // Классный руководитель. - 2005. - № 5. - С. 102-107.
5. Образование родителей и школа: учеб.-метод. пос. / Под ред. С.И. Пет-реевской. - М., 1999.
6. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. пособие. - М., 2008.
7. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. - М., 2006.
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
© Евтушенко А.М.*
Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Комсомольск-на-Амуре
В статье исследуются экстернальный, интернальный локус, что человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах контроля.
Ключевые слова: экстернальный, интернальный, индивидуум, интуиция.
* Социальный педагог.
Часто считают, что первоочередная задача родителей - их воздействие на развитие и поведение ребенка, забота о его благополучии. Воспитание родителей сводится при этом к стремлению повлиять на их сознание, поведение и установки и через них - на развитие и благополучие ребенка. Передавая родителям знания и навьгки по руководству поведением и развитием детей, создают условия для уравновешенного и благоприятного развития ребенка.
В разных программах воспитания родителей ставятся разные воспитательные задачи. В одних внимание сосредоточено на исправлении поведения ребенка, в других - на его интеллектуальном развитии. Общим для всех программ по воспитанию родителей, если они ставят своей основной задачей воспитание ребенка, является стремление расширить самостоятельность ребенка при решении им разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
Разрабатываются и различные специальные программы для родителей. Они направлены на развитие речи ребенка, его познавательных и социальных навыков, обучение умению вести себя в обществе. В настоящее время во многих программах по воспитанию родителей делается упор на интеллектуальное развитие ребенка, на достижение успехов в школе. Это касается и адаптацию поведения, и развития личности, и социальные компенсации.
Углубить знания родителей по воспитанию можно выделением специальных знания, например, социально-психологической, интеллектуальной и религиозной направленности. Это позволит помочь родителям лучше понять мышление детей, их поведение, их проблемы в разном возрасте, а, следовательно, и избежать многих ошибок в домашнем воспитании.
В семейной социологии жизнь семьи разделена на отдельные периоды -по периодам развития ребенка, причем в разные периоды различны и задачи развития семьи. Задачи воспитания родителей также можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка: родители детей разных возрастов сталкиваются с разными проблемами воспитания, им нужны разные навыки и приемы родительского воспитания. Поэтому описание задач, поставленных развитием семьи, можно использовать как один из источников определения задач воспитания родителей. При этом надо помнить, что понятие «период развития в жизни семьи» [1, с. 134] относительно и не совпадает с эмпирическим временем.
Как отмечают психологи, взаимоотношения между членами семьи, как любые другие межчеловеческие отношения, строятся скорее на связях симпатии, опеки и любви, чем на обязанностях, вытекающих из этих отношений. Воспитание единственно из чувства обязанности, никогда не приведет к хорошим результатам. Одной из самых важных задач воспитания родителей является - это особенно важно для развития ребенка - появление у родителей интуиции, с помощью которой они смогли бы чувствовать его потребности, лучше понимать мышление ребенка, все то, что он хочет довести до их сознания. Такое обострение чувство своего ребенка можно, конечно
считать результатом процесса углубления педагогических представлений, взглядов на семью, самосознания родителей. Но его можно и не рассматривать в связи с изменением уровня сознания, т.е. считать свойством, на формирование которого расширение информации и углубление сознания непосредственного влияния не оказывают.
Нравственное воспитание в семье является краеугольным камнем теории воспитания (например, И.Г. Песталоцци). На необходимость нравственного воспитания детей со стороны родителей обратил внимание еще Аристотель. Помочь родителям в этом - самая сложная и ответственная область воспитания родителей. Это наиболее важная область воспитания родителей и с точки зрения развития личности ребенка, так как нравственное развитие играет главную роль при вхождении индивидуума в полноценную жизнь. Задачи воспитания родителей, связанные с развитием ребенка, тесно переплетаются с проблемами семьи. Ровное и счастливое детство возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Инстинкт родственности «голос» крови интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Эта важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновение во внутренний мир детей и успешного воздействия на них [2, с. 104-109].
Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведение. У детей возникает и развивается потребность советоваться, с родителями мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям. Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно сами или с помощью психолога-консультанта - разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. Проведено исследование, где рассмотрено, что человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, тогда говорят, что у него интернальный (внутренний) локус контроля. Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля.
Интернальный локус контроля развивается в результате воспитания, нацеленного на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. Такое воспитание, как правило, требует от родителей и педагогов настойчивости и мастерства, потому что гораздо легче заставить ребенка что-то сделать, вместо того, чтобы подтолкнуть его к принятию самостоятельного решения. Манера воспитывать своих
детей склонными осознавать и применять собственную личную силу была характерна для дворянства. Для дворянского же воспитания имело большое значение понятие чести, неразрывно связанное со способностью отвечать за свои слова и поступки. В современном мире такое воспитание чаще получают дети предпринимателей, политиков, психологов, педагогов, а также всех тех, кто являются носителями подобных качеств, или понимают их важность для ребенка. В общем, наличие интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе и менее тревожны, их деятельность результативнее. Интерналов больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов. Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность и депрессию. Нужно всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела. Но золотая середина все, же находится ближе к интернальному локусу контроля.
Обладатели экстернального (внешнего) локуса контроля склонны видеть причину во внешних обстоятельствах и действиях других людей. Они также имеют привычку перекладывать ответственность на окружающих и обстоятельства. Прежде всего, у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как «повезло», «жизнь так сложилась» и т.п. [3, с. 9-13]. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего «судью» вовне, от которого все и зависит [4, с. 79]. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное. Прежде всего, к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило,
ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.
При проведении диагностики уровня субъективного контроля можно прийти к мнению, что люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. Было предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Локус контроля, характерно для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Испытуемого высокий показатель по шкале общей ин-тернальности, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Он считает, что большинство важных событий в его жизни является результатом собственных действий, может ими управлять и таким образом чувствует свою собственную ответственность за события и за то, как складывается его жизнь.
Шкала интернальности в области достижений подтверждает, что высокие показатели соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Он считает, что он сам лично добился хороших результатов, что было и есть жизни, и он способен с успехом преследовать свои цели в будущем.
В области неудач о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, может обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
В семейных отношениях - он считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
В области производственных отношений считает себя и свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении, а в области межличностных отношениях, свидетельствует, он считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
В отношении здоровья и болезни свидетельствует о том, что он считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Испытуемый считает себя добрым, независимым, решительным, справедливым, способным, дружелюбным, честным, самостоятельным, невозмутимым. Таким образом, УСК связан с ощущением его своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью.
Список литературы:
1. Посысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М., 2004. - С. 134.
2. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушки-ной. - М.: Филинъ, 1996. - С. 104-109.
3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - С. 9-13.
4. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999. - С. 78.
5. Карпова А.В. Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. - М., 2004.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Питер, 2002.
7. Столяренко А.М. Социальная психология. - М., 2001.
8. Кэлвин С. Холл. Теория личности. - М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., 2001.
10. Новак Т., Каппони В. Сам себе психолог. - Питер, 1994.
11. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988.
12. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.
13. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. - М., 1997.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© Кривоносова Ю.Н.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»,
г. Нариманов
Внедрение модели социальной компетентности воспитанников социальных учреждений предусматривает организацию системы социальной адаптации, реализующей комплексную подготовку детей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из социально-реабилитационного учреждения.
Ключевые слова: социализация, социальное учреждение, микроуровень.