• включение старших дошкольников в специально создаваемые ситуации, предполагающие решение двигательных задач на основе систематизации имеющихся знаний, анализа предлагаемых условий, группировки и др. обеспечит активизацию развития познавательных процессов и двигательной активности детей. В качестве педагогического средства возможно применение двига-тельно-игровых заданий, которые можно использовать и в режимных моментах, и в самостоятельной деятельности детей. Двигательно-игровые задания - это определенная проблемная ситуация, создаваемая педагогом в контексте режимных моментов и свободной деятельности. Содержание проблемы определяется характером деятельности детей и выполняемыми движениями.
• чередование физических и умственных заданий для детей с учетом принципа «однополюсной траты энергии», сформулированного К.Н. Корниловым. Согласно данному принципу, трата энергии в центральном пункте нервной системы и рабочем органе находится в обратном отношении. В связи с этим дви-гательно-игровые задачи формулируются в цепочке: последовательное выполнение умственных и физических действий - одновременное при условии невысокой двигательной и умственной нагрузки;
• создание стимулирующей предметно-развивающей среды группы и детского сада. Важно, чтобы у ребенка было «пространство подвижности». Безусловно, размеры групповых комнат позволяют применять игры малой физической
Библиографический список
активности в помещении, но даже такие ограничения не являются препятствием для использования двигательно-дидактических игр, к примеру, на координацию действий. При этом важно контролировать безопасность поведения детей. Участок детского сада позволяет проводить утренние пробежки по периметру, организовывать «туристские слеты», зарницы. Данные формы оздоровительно-патриотической работы вызывают детский интерес, стимулируют к выполнению двигательных заданий, развивая скоростные, силовые способности, обеспечивая точность выполнения, что, с одной стороны, определяется уровнем развития познавательных процессов и, с другой, влияет на их развитие;
• повышение компетентности педагогов в области познавательного и физического развития детей.
Таким образом, проведенный анализ современных исследований в области познавательного развития детей, организации физического воспитания в дошкольном учреждении, изучение проблем готовности ребенка к школьному обучению позволяет констатировать необходимость дальнейшего совершенствования методик и технологий, направленных на развитие познавательной сферы личности. Необходимо осознавать и родителям, и педагогам тесную взаимосвязь между физическим и познавательным развитием ребенка, учитывая непосредственное и опосредованное влияние физических упражнений на развитие психических процессов.
1. Datar A., Sturm R., Magnabosco J.L. Childhood overweight and academic performance: national study of kindergartners and first-graders. Obesity research. 2004; vol. 12, № 1: 58 - 68.
2. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. Автореферат ... кандидата психологических наук, Ставрополь. 2002.
3. Дворкина Н.И., Трофимова О.С. Развитие физических способностей и мышления детей 6 - 7 лет в условиях игровой деятельности. Физическая культура, спорт -наука и практика. 2011; № 1: 31 - 33.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
5. Davis C.L, Tomporowski P.D, McDowell J.E. et al. Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized, controlled trial. Health Psychology. 2011; № 30 (1): 91 - 98. Available at: https://doi.org/10.1037/a0021766
6. Chapman S.B., Asian S., Spence J.S., DeFina L.F., Keebler M.W., Didehbani N. & Lu H. Shorter term aerobic exercise improves brain, cognition, and cardiovascular fitness in aging. Frontiers in Aging Neuroscience. 2013; № 5. Available at: https://doi.org/10.3389/fnagi.2013.00075
7. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Набережные челны, 2011.
8. Швалева Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании старших дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2006.
9. Захарова В.С. Влияние физической активности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; Т. 1, № 3:136 - 143.
References
1. Datar A., Sturm R., Magnabosco J.L. Childhood overweight and academic performance: national study of kindergartners and first-graders. Obesity research. 2004; vol. 12, № 1: 58 - 68.
2. Bondarenko E.V. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na razvitie psihomotornyh i poznavatel'nyh sposobnostej shkol'nikov. Avtoreferat ... kandidata psihologicheskih nauk, Stavropol'. 2002.
3. Dvorkina N.I., Trofimova O.S. Razvitie fizicheskih sposobnostej i myshleniya detej 6 - 7 let v usloviyah igrovoj deyatel'nosti. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. 2011; № 1: 31 - 33.
4. Vygotskij L.S. Lekcii po psihologii. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.
5. Davis C.L, Tomporowski P.D, McDowell J.E. et al. Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized, controlled trial. Heath Psychology. 2011; № 30 (1): 91 - 98. Available at: https://doi.org/10.1037/a0021766 <https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0021766
6. Chapman S.B., Aslan S., Spence J.S., DeFina L.F., Keebler M.W., Didehbani N. & Lu H. Shorter term aerobic exercise improves brain, cognition, and cardiovascular fitness in aging. Frontiers in Aging Neuroscience. 2013; № 5. Available at: https://doi.org/10.3389/fnagi.2013.00075
7. Scherbakova T.A. Celevoe, soderzhatel'noe i tehnologicheskoe obespechenie intellektual'nogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Naberezhnye chelny, 2011.
8. Shvaleva T.A. Kompleksnoe ispol'zovanie igry v fizicheskom vospitanii starshih doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2006.
9. Zaharova V.S. Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na poznavatel'noe razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kultury i sporta. 2017; T. 1, № 3:136 - 143.
Статья поступила в редакцию 24.10.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10005
Kopovoi A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Secondary School № 39, (Ashitkovo Village, Moscow District, Russia), E-mail: [email protected]
Smirnov V.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolator, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPACT OF DEVELOPMENT'S RESEARCH OF INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE ON THE PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE. The article analyzes the structure and contents of modern education, focused on the subjects of educational relations in secondary education. The examples of some resources in varying degrees of demand among the pedagogical and the parents' communities are given. The authors propose specific measures to use the educational potential of the modern information space. The authors conclude that comprehensive work is needed to develop individual media consumption strategies, which include diagnostic tools, a set of psychological and educational activities (trainings, seminars, colloquiums), recommendations to practitioners of educational institutions, as well as a set of measures to create conditions for effective development of safe media consumption strategies.
Key words: educational potential of information space, information space, media-safe behavior, educational resource.
A.С. Коповой, канд. пед. наук, доц., зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 39», с. Ашитково, Воскресенский р-н, Московская обл.,
E-mail: [email protected]
B.М. Смирнов, канд. психол. наук, доц., Гжельский государственный университет, г. Гжельск, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
В статье анализируется структура и содержание современного образовательно значимого контента, ориентированного на субъекты образовательных отношений в общем образовании. Также в статье приводятся примеры некоторых ресурсов в разной степени востребованных как педагогическим сообществом, так и родительской общественностью. В статье авторы предлагают конкретные меры по использованию образовательного потенциала современного информационного пространства. Авторы делают вывод о том, что необходима комплексная работа по формированию индивидуальных стратегий медиа-потребления, включающая в себя диагностический инструментарий, комплекс психолого-педагогических мероприятий (тренинги, семинары, коллоквиумы), рекомендации практическим работникам образовательных учреждений, а также комплекс мер по созданию условий эффективного развития стратегий безопасного медиа-потребления.
Ключевые слова: образовательный потенциал информационного пространства, информационное пространство, медиа-безопасное поведение, образовательный ресурс.
В ситуации стремительного развития информационного пространства, характеризующегося экспансивным ростом информационных потоков, когда современные подростки не в состоянии адекватно реагировать на динамичный рост объемов информации в быстроменяющейся социальной среде и постоянно трансформирующемся пространстве социального взаимодействия, особое значение приобретает медиабезопасность молодежи как социально-возрастной группы, наиболее восприимчивой к современным рискам. Не случайно 1 сентября 2011 года во всех школах России по инициативе Президента РФ Медведева Д.А. прошли мероприятия, целью которых как раз и было формирование у школьников умений и навыков в области безопасного медиапотребления. Необходимо отметить и поручение Президента Российской Федерации о создании открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, содействующего реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по итогам выполнения которого Министерством образования и науки Российской Федерации разработана ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы [1].
Органы государственной власти различных ветвей и уровней периодически выступают с инициативами по созданию образовательно значимого контента, среди которых «Единый урок безопасности в сети Интернет», международный проект по цифровой грамотности для детей и подростков «Сетевичок», портал «Учи.ру» и другие. Подобные инициативы подкрепляются письмами и приказами региональных министерств, обеспечивающими участие педагогов, обучающихся и их родителей в подобных проектах. Соответственно в региональных документах определяются сроки участия и формы отчетности образовательных организаций. Наличие и уровень поддержки таких проектов в регионах различны. Часть проектов, ориентированных на образование, реализуется только в нескольких регионах и не охватывает всю страну. В Рунете успешно функционируют и коммерческие проекты для участников образовательных отношений, созданные по инициативе негосударственных структур, например, «Инфоурок».
Тот факт, что любого рода медиа-информация оказывает влияние, в том числе и негативное, на человека, его физическое и психосоциальное здоровье, не вызывает сомнений. Избыточное медиапотребление способствует увеличению рисков появления и развития заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения.
Влияние современных компьютерных технологий достаточно амбивалентно. С одной стороны, медиаобеспечение имеет большое значение для развития у подрастающего поколения умения использовать электронные средства информации и коммуникации самостоятельно. С другой стороны, ученые достаточно давно заговорили о медиапривязанности или медиазависимости, а также избыточном медиапотреблении. Таким образом, современные информационные технологии как любые технологии приносят как пользу, так и вред. Однозначно можно говорить лишь о том, что избыточное медиапотребление приводит к различным нарушениям как физического здоровья (заболевания глаз, нарушения осанки и т.д.), так и психического (возникновение различных форм компьютерной аддикции). В связи этим вопросы практического исследования влияния современных информационных средств на молодых людей до сих пор остаются актуальными и востребованными на современном этапе развития информационного общества [2 - 4].
Поэтому в настоящее время назрела необходимость формирования индивидуальных стратегий безопасного медиа-потребления в подростковом и юношеском возрасте, чего невозможно добиться формализацией включения обучающихся в пользование образовательно значимым контентом. Развитие умений и навыков в области осознанного медиапотребления, знание элементарных правил критичного и эффективного отбора, использования медиаинформации будет способствовать сохранению психического здоровья и адекватному личностному развитию молодого человека - субъекта современного информационного общества.
Становление информационного общества сделало чрезвычайно актуальной проблему безопасного медиапотребления. Мы еще не можем утверждать, что информационное общество в нашей стране и в мире в целом сформирова-
лось, так как уровень сформированности культуры медиапотребления остается достаточно низким, что проявляется в невозможности критически воспринимать потребляемую информацию, а также низком уровне развития поисковых компетенций. Постоянное увеличение как количества информации, так и качественного ее разнообразия заметно усиливает влияние информации на психику человека. Этот факт обусловливает необходимость овладения личностью в возрасте до 18 лет индивидуальными стратегиями безопасного медиапотребления, обеспечивающими сохранение личностной целостности и психического здоровья, как наиболее сенситивном для внешних влияний периоде жизненного и профессионально самоопределения [1]. Значительный объем работы по формированию культуры медиапотребления у обучающихся должен выполняться педагогом-психологом. К настоящему моменту в современной науке сложилось несколько основных подходов к проблеме безопасного медиапотребления.
ПВ. Грачев, И.Н. Панарин и др. под безопасным понимают медиапотре-бление, обеспечивающее сохранность психики или отсутствие травматического воздействия от негативных информационных факторов. В рамках другого подхода рассматривается формирование медиабезопасного пространства средствами медиаобразования (К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.); проводятся дифференциальные исследования восприятия медиаинформации различными социальными и возрастными группами (А. Карон, И.С. Левшина, К. Тарасов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, С.А. Шеин, Э. Харт и др.); предлагаются конкретные методики медиаобразования (Л.М. Баженова, О.А. Баранов и др.). В некоторых исследованиях безопасное медиапотребление рассматривается как компонент информационной безопасности, которая в свою очередь реализуется через формирование индивидуальной культуры медиапотребления (Л.В. Астахова, Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, ПН. Малюченко, Д.С. Синицын, В.М. Смирнов). Важнейшей составляющей культуры медиапотребления, по мнению сторонников этого подхода, является критическое отношение к потребляемой информации и снижение уровня интроекции в медиапотреблении. Информационная культура, являясь продуктом разнообразных творческих практик человека, проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств; способности использовать в своей деятельности компьютерно-информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников; во владении основами аналитической переработки информации; в знании особенностей информационных потоков в деятельности [1].
Создание ресурсов для привлечения обучающихся к освоению, а возможно, и созданию образовательно значимого контента представляется эффективным средством реализации продуктивного потенциала медиапространства, но анализ работы различных образовательных ресурсов свидетельствует об относительно низкой посещаемости большинства из них. Сайт проекта «Единый урок» имеет статистику от 100 до 550 тысяч посещений в месяц (статистика be1.ru) [2]. Гораздо более популярным является сайт «Инфоурок», ежемесячное посещение которого регулярно превышает 30 миллионов (статистика be1.ru) [2]. Анализ страниц в социальных сетях указанных Интернет-проектов также говорит о значительной разнице в их популярности, а именно: группа «Единый урок» имеет 14 800 подписчиков, а группа «Инфоурок» - 44 645, при этом группа «Инфоурок» многократно превосходит аналогичные по активности. Такие проекты, как «Сетевичок» гораздо менее популярны и посещаемы. В программе фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики» за 2017 год приводятся данные о количестве общеобразовательных организаций в России и отмечается, что их число сокращается и в 2015 - 2016 учебном году составило 43 376 [3]. Сопоставив количество подписчиков в группах в социальных сетях, созданных по инициативе и при поддержке органов государственной власти, а также количество посещений образовательно значимых ресурсов, можно увидеть, что популярность этих групп и ресурсов по сравнению с общим числом общеобразовательных организаций и числом педагогов, работающих в них, невысока. Необходимо отметить существование в данном информационном поле и таких ресурсов, как «Школьный портал» в Московской области, «Дневник.ру» и др. Подобные ресурсы решают в настоящий момент несколько иные задачи, чем упомянутые выше. Так, например, на
этих платформах размещаются сведения об успеваемости, тематическом планировании, движении контингента, комплектовании образовательных организаций и пр. Возможности предоставления услуг по повышению квалификации и получению полезной информации на этих ресурсах тоже есть, однако, учитывая большой потенциал самих площадок, их необходимо расширять и развивать. Направлениями такого развития могут быть:
- создание электронных портфолио педагогов с унификацией требований по регионам и возможностью их учета при получении квалификационной категории, конечно, это потребует разработки или пересмотра критериев оценки самих портфолио, но универсальность и возможность отмены печатных аналогов, а также возможность использовать электронное портфолио не только для получения категории, но и для определения стимулирующих выплат представляется преимуществом;
- создание электронных портфолио обучающихся с возможностью учета и подтверждения достижений как в образовании, так и в других сферах жизни, что позволит сформировать в одном месте пакет документов (приказы о присвоении спортивных разрядов и званий, результаты выполнения норм ГТО, наличие волонтерских книжек и учет результатов волонтерской работы и пр.), дающих представление о достижениях обучающегося при переходе его из одной образовательной организации в другую, при поступлении в организации высшего образования или среднего профессионального;
- создание портфолио образовательных организаций для учета и демонстрации их достижений;
- создание методических копилок и библиотек с возможностью размещения методических материалов самими педагогами;
- проведение конкурсов и олимпиад на единой платформе с единым календарем, что немаловажно для планирования работы образовательной организации и т.д.
То, что многие существующие ресурсы, содержащие методические материалы и предлагающие онлайн-уроки и олимпиады, предоставляют и платный контент, свидетельствует об их коммерческой ориентации, что во многом и снижает их популярность. Посещение ограничивается одним или двумя ознакомительными просмотрами.
Часто разработчиками подобных продуктов выступают ИТ-специалисты, которые не всегда учитывают потребности различных субъектов образовательных отношений. Привлечение к разработке образовательных ресурсов педагогов-практиков и соотнесение структуры и содержания этих ресурсов с нормативными документами, хотя бы на уровне тематического и календарного планирования, позволит значительно повысить их востребованность и эффективность.
Тем не менее, нельзя отрицать огромный образовательный потенциал современного информационного пространства в целом и особенно Интернета как его части. Усилия социальных институтов и органов власти необходимо на-
Библиографический список
править на формирование образовательно значимого контента, отталкиваясь от потребности участников образовательных отношений, а не от интересов создателей и продюсеров медиа-продуктов. Учет интересов медиа-потребителей должен сочетаться с необходимостью формирования у них стратегий безопасного медиа-потребления [4]. Расширяя возможности самих информационных, образовательно-значимых продуктов, мы должны уделять внимание формированию культуры пользования ими.
Комплексное решение проблемы формирования персональных траекторий и стратегий безопасного медиапотребления молодежи требует скорейшего принятия комплекса взаимодополняющих мер:
- создание психодиагностических методик, направленных на исследование индивидуального стиля медиапотребления, позволяющего определить направленность сформированных стратегий медиапотребления, социальную значимость и одобряемость потребляемой и воспроизводимой информации, уровень развития навыков медиа-потребления и общей медиа-грамотности;
- создание универсальных методических приемов и психолого-педагогических практик в форме тренингов, целевой аудиторией которых могут выступать обучающиеся различных видов и уровней образования с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;
- интеграция в образовательный процесс мероприятий, направленных на формирование культуры медиапотребления как средства профилактики деструктивного влияния современного информационного пространства;
- психолого-педагогическая поддержка процесса формирования индивидуальных стратегий безопасного медиапотребления в подростковом и юношеском возрасте.
Без должного уровня организации работы в направлении формирования культуры медиапотребления возрастает риск того, что создаваемые образовательные ресурсы будет не востребованы обучающимися, а будут использоваться педагогами в связи с необходимостью выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений органов управления образованием и администрацией образовательных организаций.
Средствами, обусловливающими выполнение данных условий, являются:
- диагностический инструментарий, разрабатываемый на первом этапе проекта;
- комплекс психолого-педагогических мероприятий в виде тренингов, семинаров, коллоквиумов [1].
Таким образом, необходима комплексная работа по формированию индивидуальных стратегий медиапотребления, включающую диагностический инструментарий, комплекс психолого-педагогических мероприятий (тренинги, семинары, коллоквиумы), рекомендации практическим работникам образовательных учреждений, а также комплекс мер по созданию условий эффективного развития стратегий безопасного медиапотребления.
1. Смирнов В.М. Психология медиа-безопасности: учебное пособие. Саратов: «Саратовский источник», 2012.
2. SEO-анализ сайта от Be1.ru. Available at: https://be1.ru/
3. Образование в цифрах: 2017. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://www.hse.ru/primarydata/ oc2017
4. Смирнов В.М. Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия. Пензенский психологический вестник. 2016; № 1 (60): 78 - 86.
References
1. Smirnov V.M. Psihologiya media-bezopasnosti: uchebnoe posobie. Saratov: «Saratovskij istochnik», 2012.
2. SEO-analiz sajta ot Be1.ru. Available at: https://be1.ru/
3. Obrazovanie v cifrah: 2017. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://www.hse.ru/primarydata/oc2017
4. Smirnov V.M. Specifika negativnogo vozdejstviya sovremennyh informacionnyh tehnologij na lichnost' starsheklassnika v kontekste transformacii haraktera social'nogo vzaimodejstviya. Penzenskijpsihologicheskij vestnik. 2016; № 1 (60): 78 - 86.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 378.14 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10006
Falameyev A.B., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
EMANCIPATION AND DECONSTRUCTION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article reveals the necessity of applying postmodern strategies: emancipation and deconstruction in the pedagogical process of a military university. The main purpose of the article is not to give an exhaustive description of these strategies, but to open the way to a postmodern rethinking of military education, showing the different ways of their implementation. The author presents results of the analysis of modern philosophical, sociological, psychological and pedagogical approaches to the interpretation of the meaning of the strategic approach in education from the standpoint of postmodern methodology. The article formulates the definition of the basic theoretical concept of "strategy of military education", analyzes the strategy of emancipation and deconstruction. The analysis revealed and justified the understanding of the plurality of educational contexts of military education.
Key words: military education, pedagogical strategy, emancipation, deconstruction, postmodernism.
А.Б. Фаламеее, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]