Научная статья на тему 'Влияние религиозных норм юридического сознания народов Северного Кавказа: социологический аспект'

Влияние религиозных норм юридического сознания народов Северного Кавказа: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ / НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кандыба Федор Сергеевич

В статье отмечается, что правосознание представляет собой одну из ключевых категорий системы социокультурной регуляции общества. Важность правосознания в аспекте профилактики девиантного и делинквентного поведения сложно переоценить. Особую важность правосознание приобретает на Северном Кавказе, где подвергается весьма серьезному влиянию со стороны религиозных норм, имеющих давнюю традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кандыба Федор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние религиозных норм юридического сознания народов Северного Кавказа: социологический аспект»

УДК 316

Кандыба Федор Сергеевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Южного института менеджмента ^rasu^ 5 @mail .ru Fedor S. Kandyba

candidate of historical sciences, associate professor of the theory and history of state and law of the Southern institute of management karasun05@mail.ru

Влияние религиозных норм юридического сознания народов Северного

Кавказа: социологический аспект

The influence of religious norms on the legal consciousness of the peoples of the

North Caucasus: sociological aspect

Аннотация. В статье отмечается, что правосознание представляет собой одну из ключевых категорий системы социокультурной регуляции общества. Важность правосознания в аспекте профилактики девиантного и делинквентного поведения сложно переоценить. Особую важность правосознание приобретает на Северном Кавказе, где подвергается весьма серьезному влиянию со стороны религиозных норм, имеющих давнюю традицию.

Annotation. The sense of justice is one of the key categories of the system of social and cultural regulation of society. The importance of legal awareness in the aspect of prevention of deviant and delinquent behavior is difficult to overestimate. The special importance acquires consciousness in the North Caucasus, where it undergoes a very serious influence from religious norms, with a long tradition.

Ключевые слова: социальные нормы, религиозные нормы, народы Северного Кавказа, правосознание.

Keywords: social norms, religious norms peoples of the Northern Caucasus, the sense of justice.

Правосознание народов Северного Кавказа в аспекте влияния религиозных норм - весьма сложный объект научного анализа. Объясняется это тем, что правосознание представляет собой элемент социокультурной системы регуляции любого общества, трудно поддающийся теоретико-прикладному и эмпирическому социологическому анализу, прежде всего. Являясь одним из атрибутов духовной культуры общества, правосознание индивида может корениться в глубинах его сознания, различных психо-конституциональных структур.

Стоит отметить, что правосознание - это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности [8, с.722-723].

Правосознание целесообразно рассматривать как одну из форм общественного сознания, представляющую собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Иными словами, это субъективное восприятие правовых явлений людьми [9].

Значительное внимание социологов к правосознанию объясняется тем, что оно влияет на соблюдение законов, прежде всего. Как форма общественного сознания, правосознание оказывает корректирующее воздействие на отдельных индивидов, и таким образом способствует повышению их уровня сознания, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности [9].

Правосознание народов Северного Кавказа имеет свою неповторимую специфику, продиктованную социально-историческими обстоятельствами. Проследим историю становления правосознания народов Северного Кавказа. Здесь выделяются два наиболее заметных периода, каждый из которых характеризуется своеобразными процессами и особенностями.

Первый период - становление основ национальной структуры правового сознания народов, проживающих на Северном Кавказе до их вхождения в состав России. Он охватывает исторический этап с начала формирования самих этносов, т.е. с X в., до полного присоединения всех горских народов к России, которое началось со второй половины XVIII в. и закончилось в начале второй половины XIX в. Главной особенностью этого периода являлось то, что правовая жизнь народов региона опиралась преимущественно на правовые системы обычного и в меньшей степени мусульманского права.

Второй период становления национального содержания в правосознании народов Северного Кавказа - формирование оценочных критериев после присоединения этого региона к Российскому государству. Его правовое развитие с этого момента напрямую связано с влиянием российского позитивного права и формально определенного законодательства. Следствием этого стало постепенное вытеснение обычного и мусульманского права из правовой организации общественной жизни народов Северного Кавказа [5, с.7].

Как элемент социокультурной регуляции общества, правосознание тесно связано с социальными нормами, которые представляют собой исторически сложившуюся в конкретном обществе меру допустимого, требуемого, желательного и ожидаемого поведения социального субъекта, предполагающую определенные правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнедеятельность людей, общества в целом в соответствии с

ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества [7, с.162].

Система социальных норм призвана оказывать влияние на поведение индивидов в желательном для общества направлении. Эффективно действующие социальные нормы способствуют достижению социальной стабильности, преодолению деструктивно-дисфункциональных тенденций. Как правило, легитимность социальных норм обеспечивается, с одной стороны, системой обычаев, традиций общества, с другой - институтами государственного управления, нацеленными на поддержание стабильного состояния общества. Весьма эффективным инструментом влияния на поведение части общества выступают религиозные нормы, которые эффективно воздействуют на верующих людей.

Религиозные нормы представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. Однако секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. [10].

Учитывая особый этно-политический и религиозный облик Северного Кавказа, стоит обратить внимание на значительную сложность социологического исследования особенностей влияния религиозных норм на правосознание народов Северного Кавказа. Как известно, данный регион еще с середины I тысячелетия н.э. является контактной зоной мировых религий: христианства, ислама, иудаизма, различных религиозных сект. Основная масса населения региона исповедует христианство: православие (славяне и большая часть осетин), монофизиты (армяне), небольшие группы старообрядцев, католиков и протестантов [11].

Вторая по численности, но объединяющая большинство коренных народов Северного Кавказа - мусульманская конфессия. Большинство мусульман Северного Кавказа - сунниты ханафитского и шафиитского мазхабов. В 1990-е гг. влияние ислама в республиках Северного Кавказа возросло, мусульманские ценности стали восприниматься как основа возрождения духовности горцев (как и православие у русских). Исламские позиции, кроме Дагестана, сильны среди тюркских народов (карачаевцы,

балкарцы, ногайцы), а также в вирдовых структурах чеченского и ингушского обществ [11].

В конце XX - начале XXI в. религиозная составляющая жизни населения северо-кавказских республик обрела в сознании людей еще более высокую значимость, нежели прежде. Кроме того, произошла переоценка закономерности самого существования религии, ее институтов на данном этапе общественного развития [1, с.219].

Однако, наряду с позитивными факторами (развитие национального и религиозного самосознания, поиск этнокультурной идентичности т.д.), начали набирать силу и деструктивные. В их числе - религиозный радикализм и экстремизм. Ж.Е. Исенгазина справедливо отмечает, что наиболее опасным явлением в современном мире является исламский экстремизм [4, с. 147-148]. Именно с ним связано организованное насилие на Северном Кавказе, осуществляемое экстремистскими группировками.

Так, в Дагестане под прикрытием возрождения ислама с течением времени все большее распространение стала получать откровенно агрессивная религиозная политика, допускающая и даже приветствующая использование крайних террористских методов. Такая радикальная корректировка -закономерный результат настоящего прессинга, под которым оказались мусульманские этносы Северного Кавказа, давления, исходящего со стороны двух идеологий, представляющих собой большую опасность для целостности Российской Федерации - панисламизма и пантюркизма [6, с. 15].

М.А. Алиев подчеркивает, что радикальный ваххабизм, распространившийся в Дагестане, «предлагает доступную для массового восприятия модель ислама; ваххабизм, вступая в противоречие с суннитским исламом, объясняет свою позицию борьбой за «очищение» религии; ваххабитская идеология способна транслировать протест против традиционных форм социальной организации, выводить индивида из системы семейно-клановых, патриархально-традиционных, национальных связей, мобилизовать отдельные социальные группы» [2]. По мнению исследователя, ваххабизм не должен обладать правовым статусом, позволяющим его теоретикам выступать от имени мусульман Северного Кавказа [3, с.20-21].

Рассмотрим механизмы влияния религиозных норм на правосознание жителей Северного Кавказа. Основная проблема заключается в том, что почти каждая религия содержит в себе потенциальный радикализм по той причине, что основной характеристикой большинства религий является эксклюзивизм, то есть декларация того, что путь, избранный данным сообществом верующих, является единственно верным. В конце 1980 - начале 1990-х годов в республиках Северного Кавказа стало отмечаться усиление активности исламских радикалов, проповедовавших идеи всеобщей исламизации населения.

Однако корни проблемы религиозного радикализма и экстремизма уходят в советское прошлое. В этот период времени обстановка на Северном Кавказе резко ухудшилась. Имевшая место свобода в отношении сохранения национальных традиций, обычаев, норм шариата, других нормативных

ценностей как форм, каналов становления соответствующего содержания правосознания в период тоталитаризма сменилась политикой выживания и искоренения указанных духовных ценностей. Господствовавшие политические и юридические системы принижали и сводили к минимуму роль национального в общественной жизни.

Современные проблемы развития правового сознания в решающей степени обусловлены национальным самосознанием, которое складывается из совокупности представлений, традиций, обычаев, понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

На Северном Кавказе живут десятки самобытных народов со своим особым менталитетом. Практика показывает, что в условиях многонационального общества особую опасность представляют деструктивные силы, способные использовать особенности правовой идеологии и правовой психологии не во благо, а для разжигания межнациональных конфликтов.

Социологический анализ национальных особенностей правосознания народов Северного Кавказа на современном этапе демонстрирует, что правосознание этих народов во многом определяется национальными обычаями, традициями, иными социальными нормами.

По мнению З.Х. Кочесокова, в настоящее время практически отсутствуют научно-управленческие разработки, учитывающие особенности правосознания народов, населяющих Россию, включая народы Северного Кавказа. Этот фактор никогда не учитывался в правовой сфере развития нации, а именно: в правотворческом процессе, в правоприменительной деятельности, в деятельности правоохранительных органов и во многих других сферах юридической практики [5, с. 17].

Законопослушность, приверженность лучшим правовым стандартам фиксируются не только в правосознании, но и в соответствующих традициях, обычаях и других социальных регуляторах. Функционирование национального содержания в правосознании протекает в цивилизованном и демократическом обществе на основе отражения реальной, открытой обществу правовой политики и юридической практики, что позволяет всеобъемлюще выражать национально-правовые интересы и потребности, содействовать активизации становления и развития правового сознания народов, наций, социальных групп и индивидов.

Вместе с тем, национальные традиции и обычаи народов Северного Кавказа представляют собой особые нормы поведения, которые существовали наряду с нормами шариата и другими ценностными регуляторами. Проблема заключается в том, что в целом ряде случаев религиозные нормы, традиции и обычаи кавказских народов вступают в противоречие с принятыми у большинства населения России социальными и юридическими нормами, воплощенными в гражданском и уголовном законодательстве.

В качестве примера рассмотрим лишь некоторые из наказаний, предусмотренных нормами шариата (совокупности правовых канонически традиционных и морально-этических и религиозных норм ислама):

- удары плетью и даже «побиение» камнями за прелюбодеяние;

- удары плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих средств;

- отсечение руки за воровство;

- смертная казнь за вероотступничество.

В данном случае очевидно, что попытки ренессанса в ряде республик Северного Кавказа норм шариата под лозунгом «возрождения ислама» оказывают пагубное влияние на правосознание людей. В их представлениях происходит обесценивание элементов традиционного российского правосознания и усиление роли весьма специфического правосознания, могущего привести к росту преступности, в том числе и насильственного характера. Следование нормам шариата, попытки осуществления «наказаний» однозначно оцениваются российским уголовным законодательством как преступление.

Таким образом, в ситуации масштабных социальных, экономических, политических, религиозных трансформаций конца XX - начала XXI в. на Северном Кавказе складывается ситуация, когда под лозунгом духовного и религиозного возрождения происходит ломка традиционного правосознания, свойственного доминирующей российской культуре, системе социальных норм и ценностей. Возникающие противоречия используются экстремистами для достижения политических целей, дестабилизации обстановки на Северном Кавказе. Данные противоречия экстремисты представляют как свидетельство репрессивности российского законодательства в отношении «правоверных мусульман», что, конечно же, не соответствует действительности. Вместе с тем, в настоящее время ощущается очень серьезный дефицит научных работ, позволяющих оптимизировать управленческие решения по стабилизации обстановки на Северном Кавказе путем преодоления негативного влияния религиозных норм на правосознание населения, особенно молодежи, подверженной агитационному и пропагандистскому влиянию экстремистов.

Литература:

1. Абдуллаева М.Ш. Проблемы внутриисламского диалога в Дагестане // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2.

2. Алиев М.А. Причины и факторы религиозного экстремизма в Республике Дагестан URL://http://radiovatan.ru/story/803 (дата обращения: 17.09.2012).

3. Алиев М.А. Характер общественной опасности ваххабитско-религиозного экстремизма и его уголовно-правовое определение//Российский следователь. - 2008. № 5..

4. Исенгазина Ж.Е. Экстремизм в исламе и его проявления на территории Челябинской области // Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия. / Под ред. П.Е. Суслонов и др. Екатеринбург, 2011.

5. Кочесоков З. Х. Правовое сознание и его национальные особенности: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999.

6. Мкртычян А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений: политологический анализ: автореф. дис. ... д-ра полит.наук. М., 2003.

7. Социология: Словарь-Справочник / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М. -Краснодар: Диапазон-В, 2006.

8. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 14.08.2013).

10. http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения 19.03.2013).

11. http://skfonews.info/article/18 (дата обращения 24.11.2013).

LITERATURE

1. Abdullayeva M. Sh. Problems islam dialogue in Dagestan // Theory and practice of social development. 2012. № 2.

2. Aliyev M.A. Causes and factors of religious extremism in the Republic of Dagestan URL://http://radiovatan.ru/story/803 (date of access: 17.09.2012).

3. Aliyev M.A. Nature of public danger vahhabit-religious extremism and its criminal-legal definition // Russian investigator. - 2008. № 5.

4. Isengazina ZH.E. Extremism in Islam and its display on the territory of the Chelyabinsk region // Religious extremism: the origins, nature and problems of counteraction. / Ed. by P.E. Суслонов and other Yekaterinburg, 2011.

5. Kochesokov H. H. Legal consciousness and its national characteristics: Avtoref dis. ...Cand. a throne. Sciences. Rostov n/A., 1999.

6. Mkrtichayn A.A. pan-Turkism in the geopolitics of Turkey in the Caucasus as a global problem of the modern international relations: political analysis: Avtoref. dis. ... d-rapolit. sciences. M., 2003.

7. Sociology: Dictionary-Handbook / edited amended by J.G. Volkova. M -Krasnodar: Range-In, 2006.

8. Spirkin A.G. Philosophy. M: Gardariki, 2000.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki (reference date 14.08.2013).

10. http://slovari.yandex.ru/ (date of access 19.03.2013)

11. http://skfonews.info/article/18 (reference date 24.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.