Научная статья на тему 'Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через Интернет'

Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
534
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА В СЕТИ-ИНТЕРНЕТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ромодина А. М., Гизатулина А. А., Никулин В. А.

В статье представлено пилотное социологическое исследование влияния рекламы на пользователей, совершающих покупки через интернет. Также анализируются статистические данные, полученные в ходе интернет-опроса; исследуется влияние рекламного контента на выбор товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ADVERTISING ON USERS WHO SHOP ONLINE

The article presents a pilot sociological study of the impact of advertising on users who make purchases over the Internet. It also analyzes the statistical data obtained in the course of an Internet survey; examines the impact of advertising content on the choice of goods and services.

Текст научной работы на тему «Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через Интернет»

УДК 316.43 ББК 60.6

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ ПОКУПКИ

ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Ромодина А.М., ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Гизатулина А.А, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Никулин В.А., ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Аннотация

В статье представлено пилотное социологическое исследование влияния рекламы на пользователей, совершающих покупки через интернет. Также анализируются статистические данные, полученные в ходе интернет-опроса; исследуется влияние рекламного контента на выбор товаров и услуг.

Ключевые слова: реклама в сети-интернет, потребительское поведение, маркетинг, интернет-опрос.

Формирование потребительского поведения российского населения в наши дни является актуальной темой для производителей различных товаров и услуг первой необходимости до высокотехнологичной продукции. *Для того чтобы предпринимателям малого, среднего и большого бизнесов всегда оставаться в активном позиционировании своих товаров и услуг в отношении потенциального покупателя, им необходимо занимать ниши круглосуточной рекламы. Сегодня интернет позволяет экономно продвигать товары и услуги на абсолютно различных сайтах. 2

На этот счёт современные маркетологи в своих книгах практически единогласно отмечают, что потенциальный потребитель, делая запрос в поисковой строке, в результате получает перечень ссылок, где он может получить исчерпывающую информацию о каком-либо товаре или услуге, однако он и не подозревает, как много его окружает рекламного контента на момент от запроса до получения удовлетворительного ответа на свой вопрос. Из этого можно сделать вывод, что современная реклама буквально силой вмешивается в жизнь человека, - стоит ему только начать совершать действия, - управляя им на сознательном и бессознательном уровнях3.

С целью изучения потребительского поведения проведено исследование при помощи интернет опроса, задача которого выявить степень влияния интернет-рекламы на покупательское поведение. В ходе опроса опрошено 218 респондентов от 18 до 29 лет.

Из общего числа опрошенных представителей мужского пола - 55% и представительниц женского пола - 45%. Уровень образование опрошенных респондентов выглядит следующим образом: высшее - 45%, среднее специальное - 46%, среднее общее -8,3%.

Кроме того, следует отметить, что в исследовании принимали участие преимущественно люди, чей основной вид деятельности умственного характера - 49%; смешанного (умственного и физического) - 31% и преимущественно физического труда -20%.

На вопрос: «помогает ли вам интернет-реклама узнавать о новых товарах, услугах, технологиях?», по результатам ответов респондентов отчетливо проглядывается тенденция того, что реклама, размещающаяся на просторах интернета, помогает узнавать о различных новинках в сфере услуг и (или) товаров. В данном вопросе, на первом месте по количеству набранных ответов находится вариант ответа «Помогает, но не всегда» - 34%; «Да, всегда» составляет 33%. Также часть респондентов ответила, что «реклама в Интернете очень редко помогает узнавать о новой продукции» - 27%, и - 6,3% никогда не узнают о новой

продукции из интернета. Из этого можно сделать заключение, что реклама, транслируемая в Интернете, помогает большинству опрошенных потребителей узнавать о новых товарах и услугах.

■ Да, всегда ■ Помогает, но не всегда ■ Очень редко ■ Никогда

Рисунок 1. Помогает ли интернет-реклама, по мнению респондентов, узнавать о новых товарах, услугах (в % к общему числу опрошенных)

Что касается уровня полезной рекламной информации, представленной на просторах сети Интернет, то большинство респондентов (42%) считают, что реклама частично полезная, и только 27% опрошенных считают, что «реклама вся полезная». Также следует отметить, что 16% потребителей не находят для себя никакой полезной рекламы в Интернете, и 15% затруднились с выбором ответа в данном вопросе.

Можно сказать, что большая часть рекламы в сети Интернет, с которой сталкиваются опрошенные потребители - полезная, способная проинформировать о появлении новых товаров, услуг, технологий.

При ответе на вопрос «Как часто интернет-реклама влияет на принятие решения при покупке товара или услуги?» основная часть респондентов указала вариант ответа «достаточно часто» - 41%. Часть участников исследования (24%) предпочла выбрать вариант ответа «постоянно ориентируюсь на рекламу» и 21% ответили в пользу варианта «иногда».

Есть и те, кто считают, что интернет-реклама лишь изредка влияет на принятие решения при покупке товара и (или) услуги и те, кто предпочел выбрать ответ «реклама не влияет совсем» - 13%.

■ Постоянно ориентируюсь на рекламу

■ Достаточно часто

Рисунок 2. Влияние интернет-рекламы на принятие решения при покупке (в % к общему

числу опрошенных)

Полученные данные в ходе исследования привели к следующим выводам: на вопрос, на какую рекламу в Интернете Вам приходится обращать больше всего внимания (в данном вопросе была предоставлена возможность выбирать несколько вариантов ответов), выяснилось, что почти половина опрошенных чаще видят рекламу в социальных сетях; больше трети респондентов отметили, что видят рекламу видео характера; около трети видят рекламу и узнают о новинках через рекламу в поисковых системах; со значительным отставанием по количеству набранных ответов расположились категории «баннерная реклама на сайтах» и «Реклама в приложениях», каждая по 6,0%.

На вопрос, какой вид товаров вы чаще всего приобретаете через Интернет (в данном вопросе была возможность выбрать несколько вариантов ответов), выяснилось, что гигиенические средства, украшения и бижутерию, электронную технику и гаджеты, а также продукты питания, респонденты приобретают чаще, чем какие-либо другие товарные группы через сеть Интернет.

Таблица 1 - Какой вид товаров респонденты чаще приобретают через Интернет (в % по всем ответам)__

Варианты ответов Все опрошенные

Гигиенические средства 34

Украшения и бижутерию 27

Электронную технику и гаджеты 27

Продукты питания 25

Аксессуары для автомобиля 17

Ремонтно-отделочные материалы 15

Одежду и обувь 13

Другое 6,0

Гигиенические средства, украшения и бижутерию значительно чаще приобретают женщины, а электронную технику и гаджеты и продукты питания с большим отрывом по количеству выбранных ответов приобретают мужчины.

Из проведенного исследования стало ясно, что реклама для людей является ориентиром и источником информации о появлении новых товаров и услуг на отечественном и мировом рынках. Стало ясно, что потребители относятся лояльно и даже, в некоторой степени, положительно к рекламному контенту в интернете. По их мнению, реклама влияет на принятие решения покупки, а её обильное количество в сети Интернет позволяет анализировать, сравнивать и выявлять тот товар или услуги, которые им наиболее интересны и необходимы. Помимо всего вышесказанного, следует добавить, что просторы всемирной паутины предоставляют возможность потребителям знакомиться с товаром или услугой той или иной компании заочно. То есть им необязательно ехать в магазин одежды, чтобы познакомиться с ассортиментом одежды, достаточно зайти в каталоги на сайте. Больше половины респондентов от всей выборки опрошенных, прежде чем совершить покупку или заказ товара/услуги знакомятся с мнениями, отзывами реальных людей на тематических площадках или форумах. Большинство современных интернет-магазинов имеют раздел «отзывы», где потребители детально описывают качество приобретенного товара.

Исследование показало, что реклама в сети Интернет в современных условиях рынка позволяет увеличивать поток клиентов, их положительное отношение к рекламному контенту в интернете дает возможность донести и заинтересовать посредством рекламного материала именно ту целевую аудиторию, которая будет группой потенциальных потребителей. Для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной и приносила доход, надо инвестировать денежные средства в настройку собственной рекламы в интернете.

Примечания

1 Немкова Е.В. Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров // Экономическая социология. - 2008 г. - Т.9. - №5. - С.68-83

2 Покуль В.О. Поведение потребителей как объект междисциплинарных исследований; обзор научных взглядов и концепций. // Человек, общество, управление, 2018 г. - Том 19.- №1. - С. 117-124

3 Давыдкина, И.Б. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления. -Москва: Инфра-М, 2017. 92 с.

THE IMPACT OF ADVERTISING ON USERS WHO SHOP ONLINE

Romodina A.M., Chelyabinsk State University Gizatullina A.A, Chelyabinsk State University Nikulin V.A., Chelyabinsk State University

Abstract

The article presents a pilot sociological study of the impact of advertising on users who make purchases over the Internet. It also analyzes the statistical data obtained in the course of an Internet survey; examines the impact of advertising content on the choice of goods and services.

Keywords: advertising on the Internet, consumer behavior, marketing, Internet survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.