Научная статья на тему 'Влияние региональной политики особых экономических зон на их социально-экономическое развитие'

Влияние региональной политики особых экономических зон на их социально-экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICIES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / SOCIO-ECONOMIC IMPACT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / FISCAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская М. А., Тюрина Ю. Г.

Тема. Статья посвящена региональной политике особых экономических зон. Цели. Изучение вопросов влияния региональной политики, проводимой в особых экономических зонах на их социально-экономическое развитие. Методология. В процессе исследования использованы методы логического и статистического анализа. Результаты. Определено, что важнейшей задачей Российской Федерации является развитие ее субъектов, а основной целью деятельности региональных органов власти социальное развитие территории. Выделены налоговые инструменты, позволяющие реализовывать региональную политику в особых экономических зонах, которая способствует их социально-экономическому развитию. Сделан акцент на развитии человеческого капитала в качестве одного из приоритетных направлений реализации региональной политики в особых экономических зонах. Проведена оценка социальных последствий создания особых экономических зон для региона. Выводы. Создание особых экономических зон является весьма действенным направлением развития экономики отдельных территорий и регионов. Это связано с тем, что их образование и развитие преследует цель решения конкретных экономических и социальных задач, реализации стратегических программ и проектов. Налоговые инструменты традиционно являются наиболее действенными в региональной политике. В особых экономических зонах наиболее распространены такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, пониженные налоговые ставки и особенности формирования налоговой базы. Одним из приоритетных направлений реализации региональной политики в особых экономических зонах является развитие человеческого капитала. В связи с этим в регионах Российской Федерации создаются особые экономические зоны, где реализуется особый режим проживания, улучшенная инфраструктура и высокое качество жизни. Проведенный анализ подтвердил многолетний существенный рост основных социально-экономических показателей в регионах, где были сформированы особые экономические зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Троянская М. А., Тюрина Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of regional policies of special economic zones on their socio-economic development

Subject The article deals with the issues of regional policies of special economic zones. Objectives The article aims to examine the impact of regional policies of special economic zones on their socio-economic development. Methods For the study, we used methods of logical and statistical analyses. Results The paper identifies tax instruments that enable regional policies to be implemented in special economic zones that contribute to the socio-economic development, emphasizing the development of human capital as one of the priority areas for regional policy implementation in such zones. As well, the paper assesses the social impact of the establishment of special economic zones on the region. Conclusions The creation of special economic zones is a very effective area for the development of the economies of individual territories and regions. The analysis reveals a significant increase in the major socio-economic indicators of the regions over the years, one of the causes of which is the formation of special economic zones.

Текст научной работы на тему «Влияние региональной политики особых экономических зон на их социально-экономическое развитие»

ISSN 2311-8733 (Online) Социально-экономическая политика

ISSN 2073-1477 (Print)

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Мария Александровна ТРОЯНСКАЯ"^, Юлия Габдрашитовна ТЮРИНА"

a кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов,

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

[email protected]

b доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 12.04.2017 Получена в доработанном виде 28.04.2017 Одобрена 15.05.2017 Доступна онлайн 15.08.2017

УДК 338.22, 332.142.4, 338.28 JEL: E61, 010, 040, R10, R12

Ключевые слова: особая экономическая зона, налоговые инструменты, региональная политика, социально-экономические последствия, человеческий капитал

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Аннотация

Тема. Статья посвящена региональной политике особых экономических зон.

Цели. Изучение вопросов влияния региональной политики, проводимой в особых

экономических зонах на их социально-экономическое развитие.

Методология. В процессе исследования использованы методы логического и статистического анализа.

Результаты. Определено, что важнейшей задачей Российской Федерации является развитие ее субъектов, а основной целью деятельности региональных органов власти - социальное развитие территории. Выделены налоговые инструменты, позволяющие реализовывать региональную политику в особых экономических зонах, которая способствует их социально-экономическому развитию. Сделан акцент на развитии человеческого капитала в качестве одного из приоритетных направлений реализации региональной политики в особых экономических зонах. Проведена оценка социальных последствий создания особых экономических зон для региона.

Выводы. Создание особых экономических зон является весьма действенным направлением развития экономики отдельных территорий и регионов. Это связано с тем, что их образование и развитие преследует цель решения конкретных экономических и социальных задач, реализации стратегических программ и проектов. Налоговые инструменты традиционно являются наиболее действенными в региональной политике. В особых экономических зонах наиболее распространены такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, пониженные налоговые ставки и особенности формирования налоговой базы. Одним из приоритетных направлений реализации региональной политики в особых экономических зонах является развитие человеческого капитала. В связи с этим в регионах Российской Федерации создаются особые экономические зоны, где реализуется особый режим проживания, улучшенная инфраструктура и высокое качество жизни. Проведенный анализ подтвердил многолетний существенный рост основных социально-экономических показателей в регионах, где были сформированы особые экономические зоны.

Для цитирования: Троянская М.А., Тюрина Ю.Г. Влияние региональной политики особых экономических зон на их социально-экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 8. - С. 1455 - 1464. https://doi.Org/10.24891/re.15.8.1455

Региональная политика в особых экономических зонах (ОЭЗ) призвана решать множество стратегических задач. Для этого

в арсенале региональных властей должно быть несколько методов, которые делятся на:

• прямые, когда государство выступает активным участником в капиталовложениях, осуществляет региональные программы, финансируемые за счет государственного бюджета и отдельных структурообразующих инвестиционных

проектов; размещает на основе контрактной

системы заказы на поставку продукции для своих нужд;

• косвенные, когда происходит создание фондов особого назначения, предназначенных для аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на решение различных региональных проблем; привлечение частных инвесторов в качестве гарантии решения задач и проблем политики регионов; компенсация непредвиденных затрат субъектам экономики при размещении своих предприятий на

территориях, обладающих определенной долей риска; использование пониженных ставок по арендной плате, налогам, сборам, таможенным платежам и т.п.

Прямые методы характеризуются непосредственным участием государства в ходе региональной политики. При косвенных методах реализации региональной политики государство старается создать соответствующий экономический «климат» на той или иной территории в целях стимулирования ее ускоренного развития и осуществлять контроль миграционных потоков за счет финансовой, налоговой и таможенной систем [1].

Линия экономического поведения хозяйствующих субъектов во многом зависит от комфортности налогового климата. Поэтому, грамотно управляя уровнем налогообложения, региональные органы власти могут оказывать воздействие на предпринимательскую и инвестиционную активность, повышение занятости населения, динамику объема потребительского спроса, размер валового продукта и в конечном счете на социально-экономическое развитие конкретного региона.

Как правило, для выравнивания уровня социально-экономического развития региона федеральные и региональные органы власти используют следующие налоговые инструменты:

• налоговую льготу;

• особенности формирования налоговой базы;

• налоговую ставку;

• инвестиционный налоговый кредит;

• отсрочку и рассрочку налогового платежа.

Это находит свое подтверждение в работах А.Ю. Ильина, М.А. Моисеенко [2], Н. Парасоцкой, С. Миньковецкой [3], В.Е. Шибанова, О.А. Шнейдер [4], А.Х. Евстафьевой [5], З.К. Маджидовой [6]).

Налоговая льгота представляет собой преимущество, которое государство дает определенным категориям налогоплательщиков, ставя их в наиболее выгодные условия в сравнении с остальными налогоплательщиками.

Для всех типов особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых) существуют следующие налоговые льготы:

1) освобождение инвесторов от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет с момента

получения права собственности на земельный участок, который расположен на территории этой зоны;

2) освобождение резидентов от уплаты налога на имущество на 5-10 лет с момента постановки на учет этого имущества и выполнения следующих условий:

• создание или приобретение имущества в целях осуществления деятельности в особой экономической зоне, которое должно располагаться и фактически использоваться на территории этой зоны;

3) установление органами власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых созданы особые зоны, преференций по транспортному налогу. Такая льгота предоставляется инвесторам с момента постановки на учет транспортного средства.

В зависимости от типа особой экономической зоны могут применяться и другие льготы. Например, резиденты портовых зон не платят налог на добавленную стоимость при осуществлении работ (услуг).

Имеется и инструмент в виде установления особенностей формирования налоговой базы, который позволяет уменьшить налоговую базу в результате применения понижающих коэффициентов и иных методов. Например, резиденты промышленно-производственных

и туристско-рекреационных особых экономических зон в отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, то есть сумма амортизационных отчислений будет увеличиваться, снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Налоговая ставка является наиболее распространенным инструментом реализации региональной политики в особой экономической зоне. Известно, что налоговая ставка - это размер налоговых начислений с единицы измерения налоговой базы, то есть от ее величины напрямую зависит размер налога, подлежащий уплате в бюджет. Так, например, понижение ставки налога на прибыль организаций, в части доли, подлежащей зачислению в региональные бюджеты, действует в отношении резидентов всех типов зон.

Инвестиционный налоговый кредит - это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить

налоговые платежи с дальнейшей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Предоставление инвестиционного налогового кредита возможно по налогу на прибыль организации, региональным и местным налогам. Такой налоговый инструмент в действующей практике применяется довольно редко, однако для резидентов особых экономических зон он может стать действенным.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при имеющихся основаниях, которые предусмотрены действующим законодательством, на срок не более одного года с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой суммы задолженности. Данный инструмент региональной политики может применяться только в строго определенных случаях, но в особых экономических зонах он может найти свое применение.

В настоящее время налогоплательщики склонны к поиску и использованию законных инструментов снижения налогового бремени, то есть предоставляемых федеральными и региональными органами власти возможностей уплаты налогов в меньшем размере при соблюдении определенных условий. В регионах с действующими особыми экономическими зонами таких возможностей намного больше по сравнению с другими регионами, в связи с чем осуществлять предпринимательскую деятельность там в настоящее время становится все более выгодным.

Ключевым понятием для осмысления основных тенденций в развитии современного общества является понятие «человеческий капитал», который выступает главным ресурсом развития экономических систем и определяет их способность к конкуренции. Возможность экономики формировать человеческие ресурсы и эффективно их использовать все в большей степени определяет экономическую силу нации и благосостояние народа. В этой связи проблема развития человеческого капитала становится одним из приоритетных направлений реализации национальной и региональной политики Российской Федерации.

Многие исследователи, в частности К.А. Носкова и С.В. Носкова [7], М.С. Шумар [8], В.А. Каменецкий [9], А.В. Савельев [10], под человеческим капиталом понимают совокупность, объединяющую знания, умения, навыки в определенной сфере, которая получена

в процессе обучения в специализированных учреждениях и обусловлена физиологическим потенциалом каждого человека. Инвестирование вложений оказывает содействие увеличению производительности труда всех работников, в человеческий капитал которых осуществлялись инвестиции.

В последние десятилетия существенно повысилась значимость человеческого капитала в структуре факторов развития страны. Если до недавнего времени более существенными в стоимостном выражении были инвестиции в основной капитал, то в настоящее время, несмотря на влияние интенсивного технического перевооружения, все большую важность приобретают накопленные вложения в человека. Повышение роли вложений в образование, интеллектуальное развитие общества происходит вследствие технического перевооружения производства, увеличения значимости информационных технологий.

Человеческий капитал обладает рядом отличительных особенностей (рис. 1). Неотделимость от носителя человеческого капитала заключается в том, что его невозможно отдать иному обладателю в отличие от капитала в любом другом качестве.

Неограниченный период получения эффекта от вложений означает, что продолжительность во времени не пропорциональна периоду получения эффекта от инвестиций в человеческий капитал, чем более высокий уровень образования у человека (значительные вложения в образование), тем больше он способен к саморазвитию и более легко и продуктивно усваивает новые знания.

Эффективность человеческого капитала находит отражение в совокупности экономических, физических, социальных, технических и других показателей. Исследования социологов и расчеты экономистов свидетельствуют о прямой зависимости роста количества образованных рабочих и сокращения сроков освоения квалификации более высокого уровня; увеличения производительности труда и экономичности при пользовании оборудованием, инструментами, сырьевыми ресурсами и уменьшения брака, повышения качества выпускаемой продукции.

Отсутствие «морального износа» означает, что вложения в человеческий капитал по прошествии времени приносят все большую прибыль и в отличие от физического капитала не устаревают. Понятие «износ» неприменимо к человеческому капиталу [11].

Обзор мировой практики воздействия государства на человеческий капитал (X. Qin, T. Wang, C. Ch. Zhuang [12], Ya. Su, Zh. Liu [13], A. Meles, C. Porzio, G. Sampagnaro, V. Verdoliva [14], V. Giziene, Z. Simanaviciene [15]) показывает, что для его развития целесообразно активизировать следующие направления государственной политики [16]:

• улучшить систему образования и здравоохранения;

• повысить доходы населения;

• улучшить платежеспособный спрос в стране;

• ликвидировать бедность;

• решить демографические проблемы;

• оптимизировать миграционную политику;

• совершенствовать социальную и экономическую инфраструктуру;

• развить социальное партнерство и предпринимательские инициативы;

• поддержать развитие гражданского общества.

В действующей российской практике создать повсеместно конкурентоспособную комфортную обстановку для развития человеческого капитала невозможно. Поэтому создаются особые экономические зоны, технополисы и технопарки. Как правило, в них реализуются особый режим проживания, улучшенная инфраструктура, повышенная безопасность, высокое качество жизни. В таких регионах происходит создание комфортных условий для общения ученых и инженеров, что позволяет усилить творческую мощь научных и инновационных коллективов.

Создание в субъектах Российской Федерации особых экономических зон преследует ряд стратегических для регионов и в целом для России целей. Достижение этих целей требует значительных инвестиций. Однако наряду с инвестициями в физический капитал важно осуществлять вложения в человеческий капитал, так как ни одно, даже самое передовое оборудование, не сможет правильно и эффективно функционировать без управления им квалифицированным специалистом. В связи с этим в регионах с действующими особыми экономическими зонами крайне важно развивать человеческий капитал. Для этого со стороны региональных властей необходимо принимать меры по финансированию образовательных учреждений, предоставлению налоговых льгот и преимуществ предприятиям, ведущим

п е р е по д го то в ку на с е л е н и я , а та кже по реализации целевых программ подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий особых экономических зон.

Опыт зарубежных стран (И.М. Бетуган [17], РИ. Зименков [18, 19]) показывает, что особые экономические зоны являются эффективным инструментом для привлечения инвестиций и передовых технологий, развития экспортной базы и условий для создания импортозамещающих производств, создания новых высококвалифицированных рабочих мест. Однако неотъемлемой составляющей региональной политики является институт оценивания социальных последствий особых экономических зон для региона [20]. Для этого в регионах нужно анализировать динамику и взаимосвязи таких показателей, как количество экономических зон, численность их резидентов, объемы произведенных ими инвестиций, изменения уровня занятости в регионе и др.

Оценка эффективности деятельности особых экономических зон, фукционирующих на 01.01.2015, показала результаты, представленные в табл. 1. Анализ данных этой таблицы свидетельствует о том, что на территории особых экономических зон всех типов зарегистрировано 375 резидентов, среди них 65 резидентов -компании с участием иностранных инвесторов из 24 стран мира. Объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных резидентами зон составил 142,3 млрд руб. Объем товаров (услуг), произведенных (оказанных) резидентами зон составил 173,3 млрд руб. Количество рабочих мест, созданных резидентами особых экономических зон, составило 13,6 тыс. ед.

Для детальной оценки социальных последствий создания особых экономических зон в регионах проанализируем ряд важнейших социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, в которых с 2010 г. действуют эти зоны. Такими субъектами являются Мурманская, Самарская и Свердловская области, Приморский край. Важно отметить, что для чистоты анализа следует учесть и значения показателей, предшествующих созданию в регионе особых экономических зон. Динамику основных социальных последствий в Мурманской области можно проследить на основании данных табл. 2.

Можно отметить, что с момента создания портовой зоны «Мурманск» в регионе четыре из пяти анализируемых показателей растут значительными темпами, особенно на протяжении шести лет.

Динамика основных социальных последствий создания особой экономической зоны в Самарской области представлена в табл. 3. Анализ данных, приведенных в этой таблице, свидетельствует о том, что создание промышленно-производственной зоны «Тольятти» положительно сказывается на жизни населения региона: с момента создания зоны практически все анализируемые показатели демонстрируют значительный рост.

Динамику основных социальных последствий создания особой экономической зоны в Свердловской области можно отследить на основании данных табл. 4, анализ которых свидетельствует о том, что с момента создания зоны «Титановая долина» четыре из пяти анализируемых показателей растут значительными темпами на протяжении шести лет.

Динамика основных социальных последствий создания особой экономической зоны в Приморском крае представлена в табл. 5. Основываясь на анализе данных, представленных в этой таблице, можно сделать вывод, что за время функционирования особой экономической зоны «Остров Русский» основные показатели уровня жизни населения значительно возросли. Это может служить доказательством социальной целесообразности создания особых экономических зон в регионах Российской Федерации.

В заключение отметим, что формирование особых экономических зон является весьма действенным направлением развития экономики отдельных

территорий и регионов. Это связано с тем, что их создание и развитие преследуют цели решения конкретных экономических и социальных задач, выполнения стратегических программ и проектов. Налоговые инструменты традиционно являются наиболее действенными в региональной политике. Органы власти обладают возможностью воздействовать на активность хозяйствующих субъектов посредством грамотного управления уровнем налогообложения. В особых экономических зонах наиболее распространены такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, пониженные налоговые ставки и особенности формирования налоговой базы. Отметим, что одним из приоритетных направлений реализации региональной политики в особых экономических зонах является развитие человеческого капитала. Ни одно предприятие не сможет эффективно функционировать без квалифицированных кадров, однако повсеместное создание конкурентоспособных условий для развития человеческого капитала невозможно. В связи с этим в регионах Российской Федерации создаются особые экономические зоны, где реализуются особый режим проживания, улучшенная инфраструктура и высокое качество жизни.

Проведенный анализ позволил убедиться в многолетнем существенном росте основных социально-экономических показателей регионов, причиной которому среди прочих стало формирование особых экономических зон.

Таблица 1

Показатели деятельности особых экономических зон в Российской Федерации за 2011-2014 гг. Table 1

Performance of the special economic zones in the Russian Federation for 2011-2014

Показатели 2011 2012 2013 2014

Количество действующих особых экономических зон с момента функционирования (нарастающим итогом), ед. 17 20 20 22

Количество привлеченных инвесторов с момента функционирования особых экономических зон (нарастающим итогом), чел. 294 321 343 375

Количество рабочих мест, созданных резидентами на территории особых экономических зон, тыс. ед. 7,4 8,1 11 13,6

Общий объем инвестиций резидентами в особых экономических зонах (нарастающим итогом), млрд руб. 49 69,3 100,9 142,3

Объем выручки от продаж товаров, работ, услуг в особых экономических зонах, млрд руб. 55,2 56,8 133,5 173,3

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Таблица 2

Динамика основных социальных показателей Мурманской области в 2009-2014 гг.

Table 2

Change in the major social indicators of the Murmansk oblast in 2011-2014

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. 34,4 43,6 49,5 45,7 49,8 52,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность занятых в экономике (в год), тыс. чел. 439 435 427 424 419 409

Денежные доходы на душу населения (в месяц), тыс. руб. 21,2 24,1 25,3 28,9 32,9 34,1

Расходы на потребление на душу населения (в месяц), тыс. руб. 13,5 15,6 17,3 19,5 22,1 24,2

Валовой региональный продукт, млрд руб. 215,9 234,6 263,8 280,3 307,5 344,3

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 3

Динамика основных социальных показателей Самарской области в 2009-2014 гг.

Table 3

Change in the major social indicators of the Samara oblast in 2009-2014

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. 147,7 180,7 238,1 282,7 291,1 298,7

Численность занятых в экономике (в год), тыс. чел. 1,53 1,51 1,5 1,51 1,5 1,51

Денежные доходы на душу населения (в месяц), тыс. руб. 18,3 20,2 21,8 24,7 26,9 26,1

Расходы на потребление на душу населения (в месяц), тыс. руб. 13,4 14,5 15,9 17,1 19,1 21,1

Валовой региональный продукт, млрд руб. 706,5 692,9 834,1 941,6 1 040,7 1 207,2

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 4

Динамика основных социальных показателей Свердловской области в 2009-2014 гг. Table 4

Change in the major social indicators of the Sverdlovsk oblast in 2009-2014

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. 119,2 161,2 192,5 219,7 227,5 229,5

Численность занятых в экономике (в год), тыс. чел. 2,07 2,06 2,05 2,04 2,03 2,02

Денежные доходы на душу населения (в месяц), тыс. руб. 19,2 22,2 24,9 27,9 31,1 32,2

Расходы на потребление на душу населения (в месяц), тыс. руб. 13,9 16,7 19,7 22,2 24,7 26,3

Валовой региональный продукт, млрд руб. 944,4 1 033,7 1 291,1 1 484,4 1 586,2 1 744,9

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 5

Динамика основных социальных показателей в Приморском крае в 2009-2014 гг. Table 5

Change in the major social indicators of the Primorsky Krai in 2009-2014

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. 47,1 54,5 65,7 70,5 74,5 76,1

Численность занятых в экономике (в год), тыс. чел. 0,978 0,98 0,984 0,983 0,979 0,974

Денежные доходы на душу населения (в месяц), тыс. руб. 15,1 17,3 19,2 21,7 24,3 28,3

Расходы на потребление на душу населения (в месяц), тыс. руб. 10,2 11,6 13,2 15,5 17,6 19,7

Валовой региональный продукт, млрд руб. 319,4 464,3 549,7 555,1 575,6 604,4

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Рисунок 1

Отличительные особенности человеческого капитала Figure 1

Characteristics of human capital

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1. Неотделимость от носителя.

2. Неограниченный период получения эффекта от инвестиций.

3. Получение экономического, социального, физического и других эффектов.

4. Отсутствие морального износа

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Список литературы

1. Витульева Т.А. Сущность и содержание региональной политики: теоретические аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № S2. С. 71-75. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-i-soderzhanie-regionalnoy-politiki-teoreticheskie-aspekty

2. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Свободные экономические зоны - зоны льготного налогообложения // Финансовое право. 2015. № 8. С. 20-25.

3. Парасоцкая Н., Миньковецкая С. Учет и налогообложение в особых экономических зонах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 295-301.

4. Шибанов В.Е., Шнейдер О.А. Функционирование свободных экономических зон и их налогообложение: российская практика и опыт КНР // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 2. С. 262-268. doi: 10.20914/2310-1202-2016-2-262268

5. Евстафьева А.Х. Налоговые преференции и их роль в развитии особых экономических зон // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4. С. 194-197.

6. Маджидова З.К. Правовой механизм налогообложения в особых экономических зонах // Евразийский юридический журнал. 2015. № 7. С. 230-231.

7. Носкова К.А., Носкова С.В. Влияние индивидуального человеческого капитала на формирование регионального человеческого капитала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11. С. 119-124. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6337

8. Шумар М.С. Требования к человеческому капиталу в современных условиях // Стратегии бизнеса. 2016. № 11. С. 20-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-chelovecheskomu-kapitalu-v-sovremennyh-usloviyahy

9. Каменецкий В.А. Главное в вопросе о человеческом капитале // Известия Московского государственного технологического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 2. С. 31-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnoe-v-voprose-o-chelovecheskom-kapitale

10. Савельев А.В. Система управления человеческим и предпринимательство. 2015. № 8-2. С. 645-647.

капиталом региона // Экономика

11. Шелепина О.И. Теоретические аспекты значения развития «человеческого капитала» в структуре факторов развития национального хозяйства // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 74-78.

12. Xuezheng Qin, Tianyu Wang, Castiel Chen Zhuang. Intergenerational Transfer of Human Capital and Its Impact on Income Mobility: Evidence from China. China Economic Review, 2016, vol. 38, pp. 306-321. doi: 10.1016/j.chieco.2014.10.005

13. Yaqin Su, Zhiqiang Liu. The Impact of Foreign Direct Investment and Human Capital on Economic Growth: Evidence from Chinese Cities. China Economic Review, 2016, vol. 37, pp. 97-109. doi: 10.1016/j.chieco.2015.12.007

14. Meles A., Porzio C., Sampagnaro G., Verdoliva V. The Impact of the Intellectual Capital Efficiency on Commercial Banks Performance: Evidence from the US. Journal of Multinational Financial Management, 2016, vol. 36, pp. 64-74. doi: 10.1016/j.mulfin.2016.04.003

15. Giziene V., Simanaviciene Z. The Impact of Human Capital on Labour Market: Lithuanian Case. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 191, pp. 2437-2442. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.331

16. Кастрюлина Ю.М. Развитие человеческого капитала как стратегическая цель формирования инновационной экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 166-174.

17. Бетуган И.М. Свободные экономические зоны: международный опыт // Вестник Финансового университета. 1999. № 2. С. 88-97.

18. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 11. С. 24-38.

19. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в Японии // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4. С. 15-19.

20. Маслихина В.Ю. Особые экономические зоны как инструмент территориального развития // Новый университет. Сер. Экономика и право. 2016. № 3. С. 20-25.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Socioeconomic Policy

ISSN 2073-1477 (Print)

IMPACT OF REGIONAL POLICIES OF SPECIAL ECONOMIC ZONES ON THEIR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Mariya A. TROYANSKAYA3^, Yuliya G. TYURINAb

a Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]

b Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 12 April 2017 Received in revised form 28 April 2017 Accepted 15 May 2017 Available online 15 August 2017

JEL classification: E61, O10, O40, R10, R12

Keywords: special economic zone, fiscal instruments, regional policies, socio-economic impact, human capital

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Abstract

Subject The article deals with the issues of regional policies of special economic zones. Objectives The article aims to examine the impact of regional policies of special economic zones on their socio-economic development.

Methods For the study, we used methods of logical and statistical analyses.

Results The paper identifies tax instruments that enable regional policies to be implemented in special economic zones that contribute to the socio-economic development, emphasizing the development of human capital as one of the priority areas for regional policy implementation in such zones. As well, the paper assesses the social impact of the establishment of special economic zones on the region.

Conclusions The creation of special economic zones is a very effective area for the development of the economies of individual territories and regions. The analysis reveals a significant increase in the major socio-economic indicators of the regions over the years, one of the causes of which is the formation of special economic zones.

Please cite this article as: Troyanskaya M.A., Tyurina YuG. Impact of regional policies of special economic zones on their socioeconomic development. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 8, pp. 1455-1464. https://doi.org/10.24891/re.l5.8.1455

References

1. Vitul'eva T.A. [Essence and content of regional policy: theoretical aspects]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = The BSU Bulletin, 2015, no. S2, pp. 71-75. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-i-soderzhanie-regionalnoy-politiki-teoreticheskie-aspekty (In Russ.)

2. Il'in A.Yu., Moiseenko M.A. [Free economic zones - areas of preferential taxation]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2015, no. 8, pp. 20-25. (In Russ.)

3. Parasotskaya N., Min'kovetskaya S. [Accounting and taxation in special economic zones]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2013, no. 2, pp. 295-301. (In Russ.)

4. Shibanov V.E., Shneider O.A. [Taxes and free economic zones: Russian practice and China experience].

Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii = Proceedings of Voronezh State University of Engineering Technologies, 2016, no. 2, pp. 262-268. (In Russ.) doi: 10.20914/23101202-2016-2-262-268

5. Evstafeva A.Kh. [Tax preferences and their role in the development of special economic zones].

Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2016, no. 4, pp. 194-197. (In Russ.)

6. Madzhidova Z.K. [Legal taxation mechanism in special economic zones]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2015, no. 7, pp. 230-231. (In Russ.)

7. Noskova K.A., Noskova S.V. [The influence of individual human capital formation of regional human capital]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 2014, no. 11, pp. 119-124. (In Russ.) URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6337

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shumar M.S. [Requirements for human capital by training]. Strategii biznesa: analiz, prognoz, upravlenie, 2016, no. 11, pp. 20-23. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n7trebovaniya-k-chelovecheskomu-kapitalu-v-sovremennyh-usloviyahy

9. Kamenetskii V.A. [The matter of human capital]. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta MAMI = Izvestiya MGTU MAMI, 2014, vol. 5, no. 2, pp. 31-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnoe-v-voprose-o-chelovecheskom-kapitale (In Russ.)

10. Savel'ev A.V. [The system of human capital management in the region]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 8-2, pp. 645-647. (In Russ.)

11. Shelepina O.I. [Theoretical aspects of the importance of human capital development in the structure of factors for the development of the national economy]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, 2009, no. 3, pp. 74-78. (In Russ.)

12. Xuezheng Qin, Tianyu Wang, Castiel Chen Zhuang. Intergenerational Transfer of Human Capital and Its Impact on Income Mobility: Evidence from China. China Economic Review, 2016, vol. 38, pp. 306-321. doi: 10.1016/j.chieco.2014.10.005

13. Yaqin Su, Zhiqiang Liu. The Impact of Foreign Direct Investment and Human Capital on Economic Growth: Evidence from Chinese Cities. China Economic Review, 2016, vol. 37, pp. 97-109. doi: 10.1016/j.chieco.2015.12.007

14. Meles A., Porzio C., Sampagnaro G., Verdoliva V. The Impact of the Intellectual Capital Efficiency on Commercial Banks Performance: Evidence from the US. Journal of Multinational Financial Management, 2016, vol. 36, pp. 64-74. doi: 10.1016/j.mulfin.2016.04.003

15. Giziene V., Simanaviciene Z. The Impact of Human Capital on Labour Market: Lithuanian Case. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 191, pp. 2437-2442. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.331

16. Kastryulina Yu.M. [Development of human capital as the strategic objective of building an innovative economy]. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRUITMO. Ser. Economics and Environmental Management, 2012, no. 2, pp. 166-174. (In Russ.)

17. Betugan I.M. [Free Economic Zones: international experience]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 1999, no. 2, pp. 88-97. (In Russ.)

18. Zimenkov R.I. [Free economic zones in the United States]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics - Politics - Culture, 2005, no. 11, pp. 24-38. (In Russ.)

19. Zimenkov R.I. [Free economic zones in Japan]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2006, no. 4, pp. 15-19. (In Russ.)

20. Maslikhina V.Yu. [Special economic zones as an instrument of territorial development]. Novyi universitet. Ser. Ekonomika i pravo = New University. Economics and Law, 2016, no. 3, pp. 20-25. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.