1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
УДК 796.012.446 10.24412/2305-8404-2021-5-114-123
ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ
РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
НА СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ
БАЙДАРОЧНИКОВ 15–16 ЛЕТ
А.В. Мавлютов, А.С. Гареева
Обоснована методика развития координационных способностей в процессе
совершенствования техники гребли байдарочников 15–16 лет и определено ее влияние
на развитие сенсомоторной координации. Представлены сравнительные показатели
уровня проявления координационных способностей, сенсомоторной координации, эле-
ментов техники гребли у байдарочников 15–16 лет контрольной и экспериментальной
групп в результате применения разработанной методики.
Ключевые слова: гребля на байдарках и каноэ, координационные способности,
техника гребли, методика, сенсомоторная координация, межмышечная координация,
дифференцировка мышечных усилий.
INFLUENCE OF THE DEVELOPED Мавлютов Артем Валерьевич, аспирант, ar-
TECHNIQUE FOR THE DEVELOPMENT [email protected], Россия, Уфа, Башкирский институт фи-
OF COORDINATION ABILITIES ON зической культуры (филиал) Уральского государствен-
THE SENSOR-MOTOR COORDINATION ного университета физической культуры,
OF 15-16 YEARS OLD KAYDERS Гареева Айгуль Сабитовна, канд. пед. наук,
проф., [email protected], Россия, Уфа, Башкирский ин-
Mavlyutov A.V., graduate student, artem_ ститут физической культуры (филиал) Уральского госу-
[email protected], Russia, Ufa, Bashkir Institute of дарственного университета физической культуры
Physical Culture (branch) of the Ural State
University of Physical Culture,
Gareeva A.S., candidate of pedagogical В настоящее время проблема раз-
sciences, professor, [email protected], вития координационных способностей в
Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical
Culture (branch) of the Ural State University сложных технических видах спорта, в
of Physical Culture том числе и в гребле на байдарках и ка-
ноэ, является наиболее актуальной в
The methodology for the development of
coordination abilities in the process of im- связи с тем, что данные способности яв-
proving the rowing technique of 15–16 years ляются фундаментом для формирования
old canoeists has been substantiated, its effec-
tiveness has been checked and its influence on и совершенствования техники как у
the development of sensorimotor coordination спортсменов-новичков, так и высококва-
has been determined. Comparative indicators лифицированных спортсменов [1, 7].
of the level of manifestation of coordination
abilities, sensorimotor coordination, elements Современная гребля на байдарках
of rowing technique for canoeists aged 15–16 и каноэ – вид спорта, характеризую-
years from the control and experimental
groups are presented as a result of the appli- щийся сложной техникой с многократно
cation of the developed methodology. повторяемыми возвратно-поступатель-
ными движениями, восприятием гребца
Key words: rowing and canoeing, coordina-
tion abilities, rowing technique, technique, своих движений через двигающийся от-
sensorimotor coordination, intermuscular носительно его самого «снаряд» − бай-
coordination, differentiation of muscle efforts. дарку и приложением усилий через сис-
114
2
Спорт [Sport]
тему рычагов (весла), которые не имеют фиксированной точки опоры, а
также условиями их выполнения, предъявляющими высокие требования к
проявлению двигательных качеств и навыков спортсмена, к уровню его
координационной подготовленности [2, 4]. Так, для обеспечения высокого
уровня технической подготовленности гребца необходим высокий уровень
проявления способностей поддерживать динамическое и статическое
(позу) равновесие, выполнять двигательные действия без скованности (из-
лишней мышечной напряженности), которые обеспечивают эффективность
и качество выполнения гребка в данном виде спорта [3].
В последнее время пристальное внимание специалистов в области
спортивной тренировки уделяется сенсомоторной координации как фак-
тору, определяющему высокий уровень развития координационных спо-
собностей [3, 6].
По мнению ряда авторов, высокий уровень проявления техниче-
ского мастерства спортсменов также возможен лишь при высоком уровне
развития тонкой «мышечной чувствительности», «двигательной памяти»,
оперативности протекания сенсомоторных функций, различительной спо-
собности динамических и кинематических параметров движения, которые
обеспечиваются механизмами сенсорного различения, дифференцировки
движений (пространственной, временной и динамической) в отделах зри-
тельной, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности [2, 5, 8].
До настоящего времени практически не разработаны методики развития
сенсомоторной координации гребцов в сочетании с технической подготов-
кой. В большей степени работы посвящены проблемам технической и
координационной подготовки в частности [6], а вопросы развития коорди-
национных способностей и сенсомоторной координации в обеспечении
эффективности техники гребли на байдарках практически не раскрыты.
Цель исследования: определить влияние методики развития коор-
динационных способностей в процессе совершенствования техники гребли
на развитие сенсомоторной координации у байдарочников 15–16 лет.
Исследование проводились на базе спортивной школы олимпий-
ского резерва по гребле на байдарках и каноэ Республики Башкортостан, в
котором приняли участие байдарочники 15–16 лет тренировочной группы
четвертого года обучения (ТГ−4).
Для определения содержания разработанной методики развития
координационных способностей была определена степень влияния компо-
нентов сенсомоторной координации на ведущие компоненты координаци-
онных способностей байдарочников 15–16 лет.
В результате предварительного исследования были определены
наиболее значимые компоненты координационных способностей гребцов
15–16 лет, а именно: способность выполнять двигательные действия без
излишней мышечной напряженности и способность поддерживать стати-
ческое (позу) и динамическое равновесие.
115
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Для уточнения видов сенсомоторной координации, обеспечиваю-
щих высокий уровень проявления значимых компонентов координацион-
ных способностей, был проведен однофакторный дисперсионный анализ.
Определено, что на способность поддерживать статическое (позу) и дина-
мическое равновесие байдарочников 15–16 лет влияют показатели сенсо-
моторной координации в следующей степени: постуральный контроль –
43,5 %, межмышечная координация – 24,2 %, дифференцировка мышеч-
ных усилий – 12,1 %. На способность выполнять двигательные действия
без излишней мышечной напряженности (скованности) влияют компо-
ненты сенсомоторной координации в следующей степени: дифференци-
ровка мышечных усилий – 45,6 %, межмышечная координация – 34,3 %,
постуральный контроль – 17,8 %.
Полученные данные дают основание утверждать, что координаци-
онные способности тесно связаны с компонентами сенсомоторной коорди-
нации. Следовательно, при повышении уровня развития компонентов сен-
сомоторной координации будет повышаться и уровень развития координа-
ционной подготовленности в целом, что также считается важным для
совершенной техники гребцов-байдарочников 15–16 лет.
Также для обоснования методики был проведен корреляционный
анализ между фазами техники гребли байдарочников 15–16 лет и показа-
телями сенсомоторной координации спортсменов данного возраста. При
статистической обработке полученных результатов значимые положитель-
ные взаимосвязи выявлены между:
– проводкой и межмышечной координацией (r=0,79), дифференци-
ровкой мышечных усилий (r=0,84);
– захватом лопастью весла воды и межмышечной координацией
(r=0,57), постуральным контролем (r=0,75);
– заносом весла для следующего гребка и межмышечной координа-
цией (r=0,77), постуральным контролем (r=0,87), дифференцировкой мы-
шечных усилий (r=0,57);
– выходом лопасти из воды и постуральным контролем (r=0,75),
дифференцировкой мышечных усилий (r=0,82), межмышечной координа-
цией (r=0,59).
Результаты проведенного корреляционного анализа позволяют
определить выбор средств и методов воспитания значимых компонентов
координационных способностей у гребцов 15–16 лет с одновременным
развитием определенного компонента сенсомоторной координации и
совершенствованием определенных фаз техники гребли.
На основе вышеуказанных данных была разработана методика раз-
вития координационных способностей в процессе совершенствования тех-
ники гребли байдарочников 15–16 лет, особенностью которой является
применение соревновательных и специально-подготовительных упражне-
116
4
Спорт [Sport]
ний, выполняемых с учетом ведущих компонентов координационных спо-
собностей и наиболее значимых видов сенсомоторной координации. Все
упражнения выполняются с изменением условий и сохранением структуры
техники гребли. Также в разработанную методику включена идеомоторная
тренировка, применяемая до и после выполнения упражнений для развития
координационных способностей и сенсомоторной координации.
Для выявления эффективности разработанной методики проведен
анализ показателей координационных способностей, сенсомоторной коор-
динации байдарочников 15–16 лет и анализ элементов техники гребли
спортсменов данного возраста до и после педагогического эксперимента.
Полученные данные анализа показателей координационных спо-
собностей байдарочников 15–16 лет представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели координационных способностей байдарочников 15–16 лет
контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп до и после
эксперимента (M±m)
До После
Тестовое упражнение Группы P1
эксперимента эксперимента
КГ 7,16±0,92 9,11±0,85 <0,05
Удержание равновесия
ЭГ 7,11±0,86 11,24±0,65 <0,05
на балансировочном диске, с
р >0,05 <0,05
КГ 10,86±0,71 12,09 ± 0,17 <0,05
Имитация гребли
ЭГ 10,77±0,79 14,25 ± 0,36 <0,05
на балансировочном диске, с
р >0,05 <0,05
КГ 90,74±1,75 88,94±1,41 >0,05
Выполнение четырех поворотов
ЭГ 90,67±1,82 85,59±1,22 <0,05
на байдарке, с
р >0,05 <0,05
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-
верность различий внутри групп; р – достоверность различий между
группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего
арифметического значения.
Исходя из данных, представленных в табл. 1, определено, что в
контрольной группе после педагогического эксперимента статистически
значимые различия выявлены лишь в тестах «Удержание равновесия на
балансировочном диске» и «Имитация гребли на балансировочном диске»
(p<0,05), тогда как в экспериментальной группе достоверно значимые
изменения произошли во всех показателях – «Удержание равновесия на
балансировочном диске», «Имитация гребли на балансировочном диске»,
«Выполнение четырех поворотов на байдарке» (p<0,05). Межгрупповой
анализ определил, что достоверно значимых различий в показателях
координационных способностей до педагогического эксперимента между
группами не было. После педагогического эксперимента выявлены досто-
117
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
верные различия между группами в показателях координационных спо-
собностей: «Удержание равновесия на балансировочном диске» (р<0,05),
«Имитация гребли на балансировочном диске» (р<0,05), «Выполнение
четырех поворотов на байдарке» (р<0,05).
Наиболее важными компонентами сенсомоторной координации, как
показали проведенные исследования и анализ научно-методической лите-
ратуры, являются межмышечная координация, постуральный контроль и
способность к дифференцировке межмышечных усилий. Данные компо-
ненты сенсомоторной координации обеспечивают эффективное выполне-
ние техники гребли на старте и первых метрах дистанции в гребле для
сдвига с места лодки и ее разгона, также они необходимы для правильного
распределения мышечных усилий, координирования работы мышц и
удержания вертикального положения, независимо от выполняемого дейст-
вия на протяжении всей дистанции.
Определение эффективности одного из значимых компонентов
сенсомоторной координации – способности к дифференцировке мышеч-
ных усилий, проводилось с помощью специализированного теста «Кон-
тактная координациометрия». Результаты по данному тесту представлены
в табл. 2.
Таблица 2
Показатели способности к дифференцировке мышечных усилий
(тест «Контактная координациометрия») у байдарочников 15–16 лет
контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп до и после
эксперимента (M± m), %
Группы До эксперимента После эксперимента P1
КГ 10,36±1,63 7,51±0,42 <0,05
ЭГ 11,12±2,25 5,97±0,19 <0,05
р >0,05 <0,05
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-
верность различий внутри групп; р – достоверность различий между
группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего
арифметического значения.
Внутригрупповой анализ показателей теста «Контактная координа-
циометрия» гребцов 15–16 лет после эксперимента выявил достоверно
значимые различия (р<0,05) как в контрольной группе, так и в эксперимен-
тальной. Однако следует отметить, что в контрольной группе прирост дан-
ного показателя в среднем составил лишь 2,85 %, в то время как резуль-
таты экспериментальной группы улучшились в среднем на 5,15 %. Меж-
групповой анализ показателей данного теста после педагогического экспе-
римента выявил достоверные различия в экспериментальной группе по
118
6
Спорт [Sport]
сравнению с контрольной (р<0,05). Результаты внутригруппового и меж-
группового анализов свидетельствуют о повышении мышечного чувства и
способности к тонкой дифференцировке мышечных усилий байдарочников
в процессе тренировки с применением разработанной нами методики.
Для определения уровня межмышечной координации применялась
оценка функциональной активности нервно-мышечного аппарата, опреде-
лялись биоэлектрические потенциалы. Результаты приведены в табл. 3.
Таблица 3
Изменения биоэлектрической активности трапециевидной мышцы
байдарочников 15–16 лет контрольной (n=11) и экспериментальной
(n=11) групп до и после педагогического эксперимента (M± m)
Уровень электроактивности, мкВ
Состояние
Группы До После Р1
мышцы Норма
эксперимента эксперимента
КГ 159,43±14,25 147,51±14,72 >0,05
Покой ЭГ 50–100 155,89±16,34 78,92±7,47 <0,05
р >0,05 <0,05
КГ 1132,58±31,21 1318,22±15,28 <0,05
Напряжение ЭГ 1000–3000 1136,12±22,34 1569,07±9,57 <0,05
р >0,05 <0,05
КГ 61,47±9,35 51,11±7,42 >0,05
Расслабление ЭГ 10–15 62,09±11,41 20,21±5,72 <0,05
р >0,05 <0,05
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-
верность различий внутри групп; р – достоверность различий между
группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего
арифметического значения.
Внутригрупповой анализ в результатах измерения биоэлектриче-
ской активности трапециевидной мышцы спортсменов контрольной
группы после эксперимента выявил достоверные различия лишь в состоя-
нии напряжения (р<0,05), в экспериментальной группе – во всех состоя-
ниях мышцы (р<0,05). Межгрупповой анализ определил, что до экспери-
мента между группами не выявлено достоверных различий (р>0,05). После
эксперимента в экспериментальной группе в сравнении с контрольной
были выявлены достоверные различия в показателях во всех состояниях
мышцы – в состоянии покоя, состоянии напряжения и состоянии расслаб-
ления (р<0,05). Данные изменения свидетельствуют о том, что байдароч-
ники экспериментальной группы стали способны регулировать мышечное
напряжение в процессе занятий по разработанной методике, что доказы-
вает ее эффективность по основным направлениям развития межмышеч-
ной координации.
119
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Для оценки еще одного важного компонента сенсомоторной коор-
динации – постурального контроля использовали «Пробу Яроцкого».
Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты «Пробы Яроцкого» у байдарочников 15–16 лет
контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп
до и после эксперимента (M± m), с
Группы До эксперимента После эксперимента P1
КГ 60,41±3,87 62,49±3,17 >0,05
ЭГ 60,92±4,15 69,51±3,05 <0,05
p >0,05 <0,05
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-
верность различий внутри групп; р – достоверность различий между
группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего
арифметического значения.
Внутригрупповой анализ полученных данных выявил достоверные
различия в исследуемом показателе в экспериментальной группе (р<0,05).
В контрольной группе достоверно значимых различий выявлено не было
(p>0,05). Межгрупповой анализ выявил достоверные различия после педа-
гогического эксперимента в показателях экспериментальной группы по
сравнению с контрольной (р<0,05). Полученные данные свидетельствуют о
том, что разработанная методика эффективна при развитии одного из наи-
более значимых видов сенсомоторной координации – постуральный кон-
троль.
Также для определения эффективности методики, направленной на
развитие координационных способностей в процессе совершенствования
техники гребли байдарочников 15–16 лет, был проведен анализ техники
гребли с помощью качественной оценки уровня техники гребли у байда-
рочников. Результаты представлены в табл. 5.
Межгрупповой анализ до педагогического эксперимента не выявил
достоверных различий (р>0,05) ни в одной фазе техники гребли, что свиде-
тельствует об одинаковом уровне владения техникой гребли в контрольной
и экспериментальной группах до педагогического эксперимента. После
педагогического эксперимента выявлено, что достоверных различий не
было лишь в фазе гребка «выход лопасти из воды», во всех остальных
показателях наблюдались достоверные различия: в захвате лопастью весла
воды, проводке весла, заносе весла для следующего гребка, гребке в целом
(р<0,05), что также свидетельствует об эффективности разработанной
методики.
120
8
Спорт [Sport]
Таблица 5
Показатели оценки фаз техники гребли байдарочников 15–16 лет
контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп
до и после эксперимента (M±m), баллы
До После
Фаза гребка Группы Р1
эксперимента эксперимента
КГ 1,5±0,29 1,5±0,21 >0,05
Захват лопастью весла
ЭГ 1,4±0,36 2,7±0,18 <0,05
воды
р >0,05 <0,05
КГ 2,1±0,42 2,1±0,25 >0,05
Проводка весла ЭГ 2,2±0,34 2,8±0,19 <0,05
р >0,05 <0,05
КГ 1,2±0,24 2,6±0,34 <0,05
Выход лопасти из воды ЭГ 1,1±0,35 2,7±0,27 <0,05
р >0,05 >0,05
КГ 0,7±0,01 1,1±0,16 <0,05
Занос весла для следующего
ЭГ 0,8±0,07 2,3±0,27 <0,05
гребка
р >0,05 <0,05
КГ 1,8±0,37 2,1±0,12 >0,05
Гребок в целом ЭГ 1,7±0,28 2,8±0,25 <0,05
р >0,05 <0,05
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-
верность различий внутри групп; р – достоверность различий между
группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего
арифметического значения.
Таким образом, полученные данные являются доказательством, что
развитие сенсомоторной координации повышает уровень координацион-
ной подготовленности байдарочников 15–16 лет, что, в свою очередь, при-
водит к повышению эффективности реализации техники гребли. Кроме
того, результаты проведенных исследований явились доказательством
эффективности разработанной методики, направленной на развитие коор-
динационных способностей в процессе совершенствования техники гребли
байдарочников 15–16 лет.
Вывод. Определено, что реализация разработанной методики
позволила добиться значимых изменений во всех показателях координаци-
онных способностей, сенсомоторной координации, оценки технического
мастерства спортсменов экспериментальной группы в сравнении с кон-
трольной. Следовательно, разработанная методика развития координаци-
онных способностей в процессе совершенствования техники гребли байда-
рочников 15–16 лет является эффективной и оказывает положительное
влияние на развитие сенсомоторной координации.
121
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Список литературы
1. Брюханов Д.А. Типологические критерии двигательных возмож-
ностей юных гребцов на байдарках: автореф. дис. … канд. пед. наук. Вол-
гоград, 2010. 23 с.
2. Брюханов Д.А., Петров Д.С. Совершенствование методики обу-
чения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса
специальных упражнений // Sochi Journal of Economy. 2015. № 2 (35).
С. 146–148.
3. Гребной спорт: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /
Т.В. Михайлова [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.
4. Карпов А.А. Моделирование соревновательной деятельности вы-
сококвалифицированных гребцов на каноэ в макроцикле подготовки: авто-
реф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2018. 24 с.
5. Маннапова Н.И., Маринина Л.В. Гребля на байдарках, особенно-
сти гребли на байдарках // Наука среди нас. 2018. № 4 (8). С. 382–387.
6. Особенности постурального контроля у высококвалифицирован-
ных спортсменов в ситуационных видах спорта при воздействии латерали-
зованных факторов / А.С. Тришин [и др.] // Асимметрия. 2015. Т. 9. № 1.
С. 4–12.
7. Особенности функциональных возможностей гребцов на байдар-
ках и каноэ высокой квалификации / Е. Лысенко [и др.] // Наука в олим-
пийском спорте. 2004. № 2. С. 65–71.
8. Черенкова Л.В., Бердичевская Е.М. Стабилографические харак-
теристики постуральной регуляции высококвалифицированных гребцов на
каноэ с учетом функциональной асимметрии // Физическая культура, спорт
– наука и практика. 2015. № 4. С. 82–86.
References
1. Bryuhanov D.A. Tipologicheskie kriterii dvigatel'nyh vozmozhnostej yunyh
grebcov na bajdarkah [Typological criteria for the motor abilities of young rowers in kayaks]:
author. dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2010. 23 p.
2. Bryuhanov D.A., Petrov D.S. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya greble na
bajdarkah i kanoe na osnove ispol'zovaniya kompleksa special'nyh uprazhnenij [. Improving
the methodology of teaching rowing and canoeing based on the use of a set of special exer-
cises] // Sochi Journal of Economy. 2015. No. 2 (35). P. 146–148.
3. Grebnoj sport [Rowing]: a textbook for students. higher. ped. study. institutions /
T.V. Mikhailov [et al.]. M.: Publishing house. center "Academy", 2006. 400 p.
4. Karpov A.A. Modelirovanie sorevnovatel'noj deyatel'nosti vysokokvalificirovan-
nyh grebcov na kanoe v makrocikle podgotovki [Modeling of competitive activity of highly
qualified canoe rowers in the macrocycle of training]: author. dis. ... cand. ped. sciences.
Krasnodar, 2018. 24 p.
122
10
Спорт [Sport]
5. Mannapova N.I., Marinina L.V. Greblya na bajdarkah, osobennosti grebli na baj-
darkah [Rowing in kayaks, peculiarities of rowing in kayaks] // Nauka sredi nas [Science
among us]. 2018. No. 4 (8). P. 382–387.
6. Osobennosti postural'nogo kontrolya u vysokokvalificirovannyh sportsmenov v
situacionnyh vidah sporta pri vozdejstvii lateralizovannyh faktorov [Features of postural con-
trol in highly qualified athletes in situational sports under the influence of lateralized factors] /
A.S. Trishin [et al.] // Asimmetriya [Asymmetry]. 2015. T. 9. No. 1. P. 4–12.
7. Osobennosti funkcional'nyh vozmozhnostej grebcov na bajdarkah i kanoe vysokoj
kvalifikacii [Features of the functional capabilities of highly qualified kayak and canoe row-
ers] / E. Lysenko [et al.] // Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic sports]. 2004.
No. 2. P. 65–71.
8. Cherenkova L.V., Berdichevskaya E.M. Stabilograficheskie harakteristiki postur-
al'noj regulyacii vysokokvalificirovannyh grebcov na kanoe s uchetom funkcional'noj asim-
metrii [Stabilographic characteristics of postural regulation of highly qualified canoe rowers
taking into account functional asymmetry] // Fizicheskaya kul'tura, sport – nauka i praktika
[Physical culture, sport – science and practice]. 2015. No. 4. P. 82–86.
123