ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛАХ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Школы спортивной ориентации, морально-волевые качества.
В процессе модернизации системы образования в современной России значительное внимание уделяется дифференциации учебных заведений по характеру и направленности учебно-воспитательной деятельности, их специализации по видам углубленного изучения отдельных предметов, образовательных циклов. В рамках этой тенденции развивается спортивная специализация школ и классов, которые наряду с общим средним образованием дают учащимся хорошую физическую подготовку, привлекают к систематическим спортивным занятиям, предоставляют талантливым и одаренным детям возможности самореализации в избранных видах спорта.
Работа школ такого профиля отнюдь не ограничивается спортивными тренировками и подготовкой к соревнованиям различного уровня. Здесь растят прежде всего не будущих чемпионов и рекордсменов, а достойных граждан своего отечества, получающих за годы учебы полноценное общее среднее образование. В то же время интенсивная физкультурно-спортивная подготовка, несомненно, накладывает заметный отпечаток на их учебу, воспитание, образ жизни.
Задача нашего многолетнего исследования как раз и заключается в том, чтобы выявить, каким образом усиленные занятия спортом в школах подобного типа влияют на процесс социализации учащихся различных классов, на формирование нравственно-волевых черт их характера, на учебу, на жизнедеятельность в целом. В довольно малочисленной литературе, посвященной работе спортивных школ, преобладают медико-биологические и методические подходы к вопросам тренировочного процесса, его влияния на здоровье школьников, их спортивные достижения. Лишь в некоторых работах обращается должное внимание на психолого-педагогические аспекты работы с юными спортсменами, на роль интенсивных физкультурных занятий в формировании морально-волевых качеств характера учащихся [Бабаян, 1977; Казанцев, 1996; Сюнг, 1996, Цылев, 2001].
Нам представляется, однако, что в деятельности школ спортивной ориентации имеется значительный и далеко не всегда используемый потенциал личного становления юных спортсменов. В настоящей статье мы рассматриваем лишь один аспект нашего многолетнего комплексного исследования специфики социализации подрастающего поколения в школах данного типа. Некоторые результаты исследования нашли отражение в наших публикациях [Шевчук, 2003; 2007; 2010]. Здесь выявляются и анализируются мнения учащихся и их родителей о том, в какой степени формированию нравственных и волевых качеств подростков и юношей способствуют различные факторы, связанные с деятельностью школ спортивной ориентации.
Мы используем с этой целью информацию, полученную в результате очередного репрезентативного анкетирования школьников двух возрастных групп, обуча-
ющихся в трех школах спортивной ориентации г. Красноярска (в школах спортивной гимнастики, художественной гимнастики и акробатики) в 2007—2008 учебном году. Специально разработанные анкеты заполнили 96 учащихся (37 % от всего контингента), в том числе 67 подростков 11—14 лет (44 %), обучавшихся в 5—8 классах, и 29 юношей и девушек 15—17 лет (26 %), обучавшихся в 9—11 классах. Почти все респонденты занимаются в спортшколах многие годы (начиная с дошкольного возраста) и поэтому способны с достаточным основанием отвечать на многочисленные вопросы анкеты.
Одновременно опрашивались отцы и матери учащихся, которые заполняли специальную «Анкету родителей школьников». В общей сложности было опрошено 242 родителя (39 % от всего контингента), в том числе 146 отцов и матерей детей 6-10 лет (41 % из всех родителей детей этого возраста), 67 родителей подростков 11-14 лет (44 %), 29 родителей юношей и девушек 15-17 лет (26 %).
Новый этап мониторинга подтвердил и конкретизировал полученные ранее данные о значительном и многогранном влиянии учебы в спортивных школах на формирование и развитие нравственно-волевых качеств учащихся. Об этом свидетельствуют ответы на детальные вопросы анкет как школьников, так и их родителей. Среди мотивов, которыми руководствовались родители, отдавая детей в школы спортивной ориентации, первые три места занимали такие соображения: занятия в этих школах «сформируют необходимые для жизни морально-волевые качества» (59 % опрошенных отцов и матерей отметили в анкетах этот мотив), «укрепят здоровье детей» (54 %), «оградят детей от влияния улицы» (50 %).
Судя по результатам анкетирования, эти надежды в целом оправдались. Подавляющее большинство учащихся (69 %, в том числе 50 % «полностью» и 19 % «частично») удовлетворены учебой в спортивной школе, ибо она «формирует нравственно-волевые качества, которые необходимы в жизни». Родители поддерживают позицию своих детей (соответствующие данные — 68 %, в том числе — 49 % «полностью» и 19 % «частично»), В процессе исследования выяснилось, что влияние учебы в спортивных школах на различные личностные качества учащихся весьма неоднозначно. В целом ее воздействие на волевые качества оказывается более значимым, чем на качества морального плана. Причем среди волевых качеств по степени подобного влияния на первое место выдвигается «целеустремленность», а среди нравственных — «коллективизм (взаимопомощь, товарищество)». Совершенствование учебно-воспитательной работы с необходимостью требует выяснить — какие именно виды занятий в школах спортивной ориентации, какие конкретно факторы их деятельности и в какой мере способствуют формированию и развитию взаимосвязанных и в то же время имеющих свою специфику нравственных и волевых личностных качеств учащихся.
С этой целью и школьникам, и родителям были заданы по два аналогичных вопроса. Первый из них должен конкретизировать представления о факторах, формирующих нравственные качества, второй — волевые качества. Первый вопрос, адресовался учащимся: «В какой степени различные виды спортивных занятий и форм организации спортивно-тренировочной деятельности оказывают влияние на формирование у вас нравственных качеств?». Далее перечислялись эти виды и формы и предлагалось оценить влияние каждого фактора по трехбалльной шкале («в значительной мере», «в меньшей степени», «не оказывает») или отметить вариант «затрудняюсь ответить». Результаты опроса отражены в левой части табл. 1. В целях лаконичности и большей наглядности здесь приводятся только оценки высшим баллом («в значительной мере»).
Таблица 1
Учащиеся и родители о влиянии различных факторов на формирование нравственных качеств
(в процентах оценок этого влияния «в значительной мере»)
№ п/п Факторы Учащиеся Родители
всего 11-14 лет 15-17 лет всего учащихся 11—14 лет учащихся 15-17 лет
1 Теоретические занятия (в том числе спецкурс и др.) 31 39 14 41 30 52
2 Тренировки 82 88 69 66 64 69
3 Личный пример тренера, его наставления 67 73 52 65 76 55
4 Личные соревнования 63 66 59 61 70 52
5 Командные соревнования 59 61 55 70 80 39
6 Игры 33 42 14 40 46 34
7 Спортивно-оздоровительный лагерь 56 64 38 63 67 59
8 Внетренировочная деятельность 30 30 31 41 42 41
9 Волонтерская деятельность 13 16 3 10 12 7
Судя по обобщенным для двух возрастных групп учащихся показателям (82 % оценок высшим баллом), первое место безоговорочно принадлежит «тренировкам». И это, очевидно, не случайно, посколько хорошо организованная тренировочная работа побуждает молодых людей мобилизовать все свои силы и возможности, чтобы проявить себя в глазах тренера и товарищей с лучшей стороны. Спортивные тренировки поэтому не только вырабатывают необходимые для соревнований навыки и умения, но и воспитывают трудолюбие, укрепляют чувства собственного достоинства, самостоятельности, ответственности.
Второе общее место также с высоким обобщенным для обеих групп показателем (67 %) занял такой фактор, как «личный пример тренера, его наставления». И это, конечно, не случайно. Хорошо известно, что нравственный образ учителя, наставника, его доброжелательность, справедливость, умелый подход к каждому играют исключительно важную роль в воспитании молодого человека. В спортивной школе этот эффект усиливается, поскольку тренер в силу специфики своей работы больше общается с воспитанниками, чем обычные учителя-предметники, лучше знает их, имеет больше возможностей для индивидуальной работы с каждым из них.
Последующие третье и четвертое места в интересующем нас отношении с близкими показателями (соответственно 63 и 59 % оценок высшим баллом) заняли «личные соревнования» и «командные соревнования». Оба эти вида соревнований способствуют гармоничному сочетанию индивидуального и коллективного начал в моральном облике человека. Мы специально опрашивали наших юных респондентов о том, какие мотивы преобладают в их стремлении к высоким спортивным достижениям. Высшим баллом («прежде всего») были оценены такие мотивы: «чувство ответственности за успех команды» (81 %), «почувствовать радость победы, достижения успеха» (72 %), «испытать свои силы и возможности, поверить в себя» (71 %), «порадовать родителей, тренеров, друзей» (67 %). Соревнования особо важны для выработки «чувства локтя», проявляющегося в коллективизме, товарище-
стве, когда каждый член команды отдает все силы не только ради личного достижения, но и ради успеха общего дела. Несомненно, соревнования укрепляют и чувство ответственности перед товарищами по команде, перед тренерами, перед школой, заставляют строже, самокритичнее относиться к себе, к своей подготовке, побуждают «выкладываться» до конца, преодолевая усталость, недомогание, а порою и боль. В нравственном отношении немаловажен и тот факт, что присущее молодым людям здоровое честолюбие удовлетворяется на спортивных соревнованиях за счет собственных усилий, собственных достижений подростков и юношей.
Большинство респондентов (56 % всего контингента опрошенных) высоко оценивают воспитательную роль спортивно-оздоровительного лагеря. В летних специализированных лагерях при хорошей организации их работы значительный воспитательный эффект дает умелое сочетание интенсивных спортивных тренировок, укрепляющих здоровье физических упражнений и разнообразных занятий детей в свободное время.
Примерно треть опрошенных большое значение в формировании и развитии своих нравственных качеств придают таким факторам, как «игры» (33 % оценок высшим баллом), «теоретические занятия» (31 %), «внетренировочная деятельность» (30 %). Игры, приближенные по своему характеру к спортивной специализации учащихся, не только способствуют развитию необходимых для спортивных достижений физических качеств, но и вносят разнообразие в монотонный тренировочный процесс, повышают интерес к занятиям, вносят в них элементы азарта, состязательности. Как мы видим, игровые формы подготовки спортсменов по вполне понятным причинам подростки оценивают гораздо выше, чем юноши и девушки (соответственно 42 и 14 % оценок высшим баллом). В старших классах эта форма занятий вообще редко используется.
Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем и при оценке нравственно-воспитательного значения «теоретических занятий» (при общем показателе 31 %, у подростков он составляет 39 %, а у юношей и девушек — всего лишь 14 %). В целом сравнительно невысокая роль этих занятий (особенно для старшеклассников) объясняется, скорее всего, тем, что они посвящаются главным образом методике тренировок, тактике спортивных соревнований. Вопросам же морали, в частности спортивной этики, не уделяется должного внимания. Спецкурсы же по данной проблематике не читаются вообще.
Практически на одинаковом невысоком уровне подростки и юноши оценивают в интересующем нас отношении роль «внетренировочной деятельности» (общий показатель — 30 %, подростки — 30 %, юноши и девушки — 31 %). Между тем охватываемые этой деятельностью мероприятия, в частности практикуемые в спортшколах туристические походы (на «Столбы» и другие) учащихся совместно с тренерами, могли бы внести более значительный вклад в сплочение коллективов школьников, в их нравственное воспитание.
Наконец, лишь 13 % всего массива респондентов признают значительную роль в формировании нравственных качеств своего участия в «волонтерской деятельности». Причем контраст в оценках между подростками и юношами даже в рамках этого низкого общего показателя здесь особенно велик (соответственно 16 и 3 %). Это свидетельствует о том, что «волонтерская деятельность», под которой понимается вся общественно полезная деятельность учащихся, в школах спортивной ориентации организована весьма слабо, используется бессистемно, от случая к случаю, и ее большой воспитательный потенциал остается невостребованным.
До сих пор речь шла преимущественно о показателях, общих для всего массива опрошенных нами учащихся. Информация, содержащаяся в табл. 1, позволяет дифференцировать мнения представителей двух возрастных групп респондентов — подростков и юношей, выявить общее и различия в их позициях.
Сопоставляя эти позиции, нетрудно заметить, что подростки (учащиеся 11— 14 лет) значимость практически всех факторов (за исключением «внетренировоч-ной деятельности») оценивают высшим баллом чаще, чем юноши и девушки (учащиеся 15—17 лет). Основные причины подобного расхождения связаны, очевидно, главным образом с возрастной спецификой этих групп учащихся. Подростки более эмоциональны, чем их старшие товарищи, более впечатлительны, в большей мере склонны к преувеличению значимости как позитивных, так и негативных явлений и факторов окружающей действительности. Повзрослевшие и обладающие уже некоторым опытом юноши и девушки избавляются от детской восторженности, судят о жизненных явлениях более здраво и взвешенно. Они лучше сознают многогранность и противоречивость реальности, понимают, что нравственность человека формируется не только спортивной школой.
Сказывается здесь, конечно, и то обстоятельство, что на разных этапах многолетней учебы по мере перехода из начальных классов в средние, а затем в старшие изменяются удельный вес и значимость тех или иных видов учебных занятий, форм спортивно-тренировочной деятельности. Надо полагать, что этим в первую очередь объясняется в ряде случаев весьма большой разрыв интересующих нас показателей между подростками и юношами. Мы уже отмечали, что, например, роль «игр» в нравственно-воспитательном аспекте подростки оценивают высшим баллом в три раза чаще, чем юноши и девушки (соответственно 42 и 14 %).
В то же время необходимо отметить, что между позициями учащихся подросткового и юношеского возраста имеется много общего в главном и основном - в ранговом порядке оценок. Представители обеих групп наиболее высоко оценили нравственно-воспитательную значимость таких факторов, как «тренировки», «личные» и «командные соревнования», «личный пример тренера», «спортивно-оздоровительный лагерь». Последние места в этом отношении, по мнению как подростков, так и юношей, заняли «внетренировочная деятельность» и «волонтерская деятельность».
Мы познакомились с мнениями школьников относительно влияния различных факторов, связанных с учебой в спортивных школах, на воспитание нравственных черт их характера. По этому вопросу опрашивались и родители учащихся. Возможно, многие из них прежде чем ответить, советовались с детьми. Но, во-первых, это не ослабляет интерес к их мнениям, которые, конечно, сохраняют известную самостоятельность. Во-вторых, факты такого рода «консультаций» сами по себе оказывают благотворное влияние на воспитание ребенка в семье, поскольку при совместном обсуждении и дети, и родители лучше узнают друг друга, лучше сознают достоинства и недостатки как в работе спортивной школы, так и в собственной деятельности. Результаты опроса родителей представлены в правой части табл. 1.
Сопоставляя оценки детей и родителей, мы обнаруживаем общее и различия в их мнениях. Родители, например, подобно учащимся, признали высокую значимость «тренировок», «личного примера тренера», большую роль «командных соревнований», а на последнее место поставили «волонтерскую деятельность». В ряде случаев оказались очень близкими и даже полностью совпали конкретные показатели (например, 69 % старшеклассников и 69 % их родителей оценили высшим баллом роль «тренировок»).
В то же время наблюдаются порой и существенные расхождения в оценках. Родители при этом проявляют недостаточную осведомленность о настроениях своих сыновей и дочерей и, очевидно, исходят не столько из «сущего», сколько из «должного», то есть не из того, что есть на самом деле, а из того, что по их разумению, должно быть. Так, воспитательную роль «теоретических занятий» оценивают высшим баллом 52 % отцов и матерей старших школьников и лишь 14 % их детей, соответствующие показатели по «играм» — 34 и 14 %, по «внетренировочной деятельности» — 41 и 31 %. Вместе с тем значимость «личных соревнований» и «командных соревнований» юноши и девушки оценивают заметно выше, чем их родители.
Заметим, что в целом оценки родителей подростков как в ранговом, так и в количественном аспектах ближе к оценкам их детей, чем оценки родителей юношей и девушек. Не исключено, что это является следствием растущего отчуждения, ослабления взаимопонимания между родителями и детьми по мере взросления последних.
Как уже отмечалось выше, и школьникам, и родителям были заданы аналогичные вопросы относительно степени влияния тех же самых факторов учебы в спортивных школах на формирование волевых качеств подростков и юношей. Результаты опроса отражены в табл. 2.
Таблица 2
Учащиеся и родители о влиянии различных факторов на формирование волевых качеств
(в процентах оценок этого влияния «в значительной мере»)
№ п/п Факторы Учащиеся Родители
всего 11-14 лет 15-17 лет всего учащихся 11—14 лет учащихся 15-17 лет
1 Теоретические занятия (в том числе спецкурс и др.) 31 37 17 22 28 17
2 Тренировки 81 85 72 87 89 86
3 Личный пример тренера, его наставления 64 72 48 67 76 59
4 Личные соревнования 66 66 65 67 76 59
5 Командные соревнования 72 75 65 66 78 55
6 Игры 36 42 24 31 45 17
7 Спортивно-оздоровительный лагерь 53 60 38 56 64 38
8 Внетренировочная деятельность 34 39 24 20 31 10
9 Волонтерская деятельность 20 25 7 6 10 3
При сопоставлении обеих таблиц прежде всего обращают на себя внимание общие черты во влиянии различных видов и форм спортивных занятий на формирование как нравственных, так и волевых качеств характера школьников. И в данном случае на первое место безоговорочно выходят «тренировки». Высшим баллом их роль в воспитании волевых качеств оценило подавляющее большинство и подростков, и юношей, и родителей учащихся. Подобное единодушие объясняется, очевидно, тем, что только упорным, каждодневным трудом, многократными повторениями одних и тех же упражнений можно добиться определенных достижений в спорте. Именно в процессе такой деятельности под присмотром и руководством
тренеров формируются трудоспособность, умение управлять своими чувствами, настроением, появляется уверенность в себе, выковываются решительность, целеустремленность и другие волевые качества.
Большинство учащихся второе и третье призовые места в интересующем нас здесь отношении отдали «командным» и «личным соревнованиям» (соответственно 72 и 66 % оценок высшим баллом по всему контингенту опрошенных). Причем показатели младших и старших школьников по «личным соревнованиям» практически совпали (соответственно 66 и 65 %). Родители и в данном случае в целом солидаризируются с детьми.
Когда речь шла о нравственных качествах, учащиеся (особенно подростки) роли «личного примера тренера, его наставлений» придавали в целом большее значение в их воспитании, чем соревнованиям. Что касается формирования волевых качеств, то здесь значимость соревнований оказалась для школьников более предпочтительной. Жизнь свидетельствует, что волевые качества выковываются прежде всего не под влиянием бесед и примера даже достойных и уважаемых людей, а главным образом в ходе практической деятельности человека, складываются и укрепляются на собственном опыте мобилизации духовных и физических сил, преодоления лени, малодушия, трудностей.
Впрочем, школьники роль тренера и в данном отношении отнюдь не игнорируют. Более половины из них (64 % от всех опрошенных) оценили ее высшим баллом. Причем этот показатель особенно высок у подростков (72 %), которые, очевидно, больше нуждаются в поддержке и опоре со стороны взрослых, чем юноши и девушки. Родители же, порой склонные, как отмечалось выше, исходить не из «сущего», а из «должного», значимость этого фактора оценили на одном уровне с «личными» и «командными соревнованиями».
Ранговая последовательность степени влияния остальных факторов на формирование волевых качеств учащихся практически повторяет порядок их расположения в случае с нравственными качествами. Согласно общим показателям по массиву респондентов в целом, пятое место в этой своеобразной «табели о рангах» занимает «спортивно-оздоровительный лагерь» (53 % оценок высшим баллом), далее следуют «игры» (36 %), «внетренировочная деятельность» (34 %), «теоретические занятия» (31 % и, наконец, «волонтерская деятельность» (20 %).
В силу уже известных нам причин юноши и девушки по всем позициям (за исключением «личных соревнований») реже используют высшие баллы по сравнению со своими младшими товарищами. При этом роль ряда факторов в формировании волевых качеств оценивается юношами и девушками выше, чем их же роль в воспитании нравственных качеств: «теоретические занятия» (соответственно 17 и 14 % оценок высшим баллом), «тренировки» (72 и 69 %), «личные соревнования» (65 и 59 %), «командные соревнования» (65 и 55 %), «игры» (24 и 14 %). Напротив, по мнению старшеклассников, на воспитание нравственных качеств в большей мере, чем на формирование волевых, оказывают влияние «личный пример тренера» (соответственно 52 и 48 %) и «внетренировочная деятельность» (31 и 24 %).
Специфические особенности воспитательных функций тех же самых факторов характерны и для подростков. На формирование их волевых качеств в большей степени, чем на воспитание нравственных, оказывают влияние «теоретические занятия» (соответственно 39 и 37 %), «командные соревнования» (75 и 61 %), «внетренировочная деятельность» (39 и 30 %), «волонтерская деятельность» (25 и 16 %). Нравственному же воспитанию, по мнению подростков, в большей мере, чем волевой закалке, способствуют «тренировки» (соответственно 88 и 85 %), «спортивно-оз-
доровительный лагерь» (64 и 60 %). Влияние остальных факторов находится примерно на одинаковом уровне.
Сходство мнений родителей относительно факторов формирования волевых качеств характера учащихся проявляется в еще большей степени, чем в случае с нравственными качествами. Это выражается прежде всего в почти полном совпадении ранговых мест рассматриваемых факторов. Возможно, здесь сказывается влияние бесед с детьми. Но как мы уже отмечали, сам факт подобных бесед, попыток прояснить и согласовать свои мнения — явление, несомненно, позитивное в воспитательном плане.
Библиографический список
1. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсмена// Теория и практика физической культуры. 1977. № 10.
2. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 1996.
3. Сюнг Ю Чжин. Оценка характерологических особенностей гимнастов и ее применение в практике подготовки спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996.
4. Т Тыле в В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера: из опыта работы педа-гога-психолога гимназии № 6 г. Мурманска // Вопросы психологии. 2001. № 5.
5. Шевчук Ю.В. Отношение учащихся и их родителей к учебе в школах спортивной ориентации (по результатам социологического исследования) // Вестник К! НУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 100-110.
6. Шевчук Ю.В. Психологическое здоровье старшеклассников (по материалам социологического исследования) // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.
7. Шевчук Ю.В. Формирование нравственно-волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации: учеб.-метод, пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.