УДК 796.412
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВУШЕК
В.Г. Тристан, *О.М. Буйкова
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск,
*Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск
Представлены данные о влиянии степ-аэробики, фанк/хип-хоп аэробики и чередования разных видов аэробики на физическую работоспособность и подготовленность девушек 17-20 лет. Установлен более выраженный рост показателей фиЗИЧеСКОЙ рабОТОСПОСОбнОСТИ (ПО ТеСТу Р\УС17о) и силовой выносливости (5 тестов) при занятиях степ-аэробикой. Обсуждается динамика показателей при смене вида аэробики.
Ключевые слова: физическая работоспособность, аэробика, максимальное потребление кислорода.
Введение. Поиск новых форм, средств и методов оздоровительной направленности обусловлен низкой эффективностью и непривлекательностью традиционных занятий физической культурой. В последние годы появилось много видов массового спорта и двигательной активности, среди которых особое место занимает аэробика. Занятия оздоровительной аэробикой востребованы у людей разных возрастных групп. Опрос и анкетирование учащейся молодёжи показывают, что среди студенток эти уроки особенно популярны [3, 5].
Существует около 200 различных программ аэробики [2]. Традиционно план занятий составляется таким образом, что уже в недельном микроцикле используются 1-3 вида аэробики. Наиболее часто на занятиях применяются базовые (классическая аэробика, степ-аэробика) и танцевальные (фанк, хип-хоп, латин-джаз, сальса, танго, рок-н-ролл и др.) направления. Безусловно, необходимо изучить отдельно физиологические характеристики каждого вида аэробики, так как при различном их подборе, сочетании и длительности применения конечный результат может варьировать.
Целью исследования явилось изучение влияния различных видов оздоровительной аэробики на показатели физической работоспособности и подготовленности девушек.
Методы и организация исследования. В эксперименте на протяжении двух лет принимали участие 123 студентки основного отделения Иркутского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет.
Для проведения исследования в начале первого года были сформированы 4 однородных группы: три экспериментальных и одна контрольная. Занятия в экспериментальных группах проводились в форме комплексного урока аэробики [2],
где силовой блок основной части занятия, а также заключительная часть имели одинаковую программу. Однако содержание подготовительного и аэробного блоков основной части занятия отличалось в зависимости от выбранного вида аэробики: в первой экспериментальной группе (ЭГЬ п = 29) применялась методика степ-тренировки, во второй (ЭГ2, п = 30) - фанк/хип-хоп аэробики, в третьей (ЭГ3, п = 29) от занятия к занятию использовались разные виды аэробики (классическая, степ-аэробика, танцевальная и т.д.). Контрольная группа (КГ, п = 35) занималась по общепринятой программе физической культуры для вузов.
С целью изучения динамики показателей физической работоспособности и подготовленности при смене вида аэробики в начале второго года исследования группа ЭГ1 была разделена на две подгруппы. Первая подгруппа продолжила заниматься степ-аэробикой (ЭГи, п = 14). Вторая подгруппа (ЭГ1.2, п = 14) первую половину учебного года (4 месяца) занималась по методике фанк/хип-хоп аэробики, вторую - степ-аэробикой. Группу ЭГ2 также разделили на две подгруппы: первая подгруппа продолжила заниматься фанк/хип-хоп аэробикой (ЭГ2.ь п = 14), вторая (ЭГ2.2, п = 15) - в первую половину учебного года занималась степ-аэробикой, а во вторую - вернулась к программе фанк/хип-хоп. Студентки группы ЭГ3 (п = 29) и КГ (п = 35), по-прежнему, занимались по выбранной программе.
Занятия во всех группах проводились 2 раза в неделю по 60 минут в течение двух лет. Исследование физической работоспособности и подготовленности студенток проводилось в начале и в конце первого учебного года, а также в начале, середине и в конце второго учебного года. Физическую работоспособность определяли с использованием
Проблемы двигательной активности и спорта
степ-теста PWC17o [4] с последующим расчётом МПК по формуле В.Л. Карпмана. Для измерения уровня физической подготовленности использовались 5 тестов, позволивших определить силовые возможности девушек и их гибкость.
Статистическая обработка данных производилась на 1ВМ с помощью пакетов программ БТАТЮИСА V 6 и ВЮБТАТ.
Результаты и их обсуждение. Исходные показатели физической работоспособности и максимального потребления кислорода (МПК) в группах соответствовали средним значениям для нетренированных девушек [1] и не имели статистически значимых различий. Уровень развития силовой выносливости и гибкости девушек до эксперимента также можно оценить как «средний».
В течение первого года занятий положительная динамика этих показателей наблюдалась лишь в экспериментальных группах. Однако прирост значений при использовании разных видов аэробики был неодинаков. Так в группе ЭГ1 абсолютная величина Р^ХИпо увеличилась на 11,7 % (Р < 0,05) и в конце первого года занятий составила 669,9 ± ± 20,65 кгм/мин. У девушек группы ЭГ2 статистически значимым оказался прирост относительной величины Р^ЭДОпо - до 12,17 кгм/мин/кг (на 8,0 %, Р < 0,05). Наряду с этим, относительная величина Р"^С17о девушек групп ЭГ \ и относительные величины р-^по и МПК девушек группы ЭГ2 превысили данные контрольной группы. В группе ЭГ3 динамика показателей оказалась менее выраженной, а в контрольной группе даже наметилась тенденция к их снижению.
У девушек, занимавшихся в группах аэробики, прирост показателей силовой выносливости мышц брюшного пресса, спины, груди и рук составил более 20 %. При этом в группе степ-аэро-бики (ЭГО результат теста «Подъём туловища» увеличился с 45,1 ± 2,36 до 58,2 ± 2,28 раз (на 29,0 %, Р < 0,01), а количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа - с 12,38 ± 0,99 до 16,72 ± 1,11 раз (на 35,1 %, Р < 0,01). Показатели гибкости (тест «Наклон туловища») в экспериментальных группах также значительно повысились. Однако, если у девушек группы ЭГ2 результат в тесте «Наклон туловища» увеличился на 18,2 % (Р < 0,05), то в группах ЭГ2 и ЭГ3 - на 31,5 % и 36,9 % соответственно (Р < 0,01). В контрольной группе динамика показателей физической подготовленности была незначительной.
Таким образом, уже после восьми месяцев (в течение первого учебного года) регулярных занятий оздоровительной аэробикой у девушек всех экспериментальных групп было выявлено статистически значимое увеличение показателей физической работоспособности и подготовленности. Однако динамика показателей в группах оказалась различной. Если степ-тренировка способствовала более значительному приросту абсолютных величин PWCиo и МПК, а также силовых возможно-
стей, то фанк/хип-хоп аэробика - показателей гибкости и относительных величин PWCl70 и МПК. Следует отметить, что на увеличение относительных величин Р’\¥С17о и МПК в группе ЭГ2 повлияло также и снижение массы тела девушек. При чередовании разных видов аэробики (группа ЭГ3) динамика показателей физической работоспособности и силовой выносливости была менее выраженной, однако выявлен значительный прирост показателей гибкости.
После перерыва в занятиях (3 летних месяца) и деления групп в начале второго года занятий показатели физической работоспособности и МПК вновь не имели статистически значимых различий (см. таблицу).
Сравнительный анализ данных в середине второго учебного года показал, что если абсолютные величины PWC17o и МПК у девушек из всех групп, по-прежнему, не имели статистически значимых различий, то относительные значения Р\¥Спо у студенток из групп ЭГ2Л, ЭГ22 и ЭГ3 превысили показатели контрольной группы на 14,2, 12,2 и 11,5 % соответственно (Р < 0,05). К тому же и относительная величина МПК девушек из группы ЭГ2Л оказалась выше, чем в группе КГ (на 10,1 %, Р < 0,05).
В конце второго учебного года почти все относительные величины Р^^УСпо и МПК девушек, занимавшихся в группах аэробики, превысили данные контрольной группы. Наряду с этим, абсолютные значения PWCl7o (на 16,8 %, Р < 0,05) и МПК (на 7,8 %, Р < 0,05) у студенток из группы ЭГ 12 оказались больше данных группы КГ.
Физическая подготовленность девушек всех групп в течение второго года заметно улучшилась. Однако в конце эксперимента студентки, занимавшиеся аэробикой, по большинству показателей значительно превосходили девушек контрольной группы. В то же время динамика показателей в экспериментальных группах была различна. Так, например, в группе ЭГ22 после занятий степ-аэробикой количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа увеличилось с 12,47 ± 0,72 до 15,93 ± ± 0,79 раз (на 27,7 %, Р < 0,05), а после того как девушки вновь в течение четырёх месяцев занимались фанк/хип-хоп аэробикой прирост показателя составил всего 8,8 % (Р < 0,05). Показатель гибкости в этой группе, наоборот, к середине второго года занятий повысился только на 9,2 %, а затем -ещё на 13,6 % (Р < 0,05).
Таким образом, положительная динамика показателей физической работоспособности и подготовленности девушек экспериментальных групп в течение двух лет указывает на то, что занятия оздоровительной аэробикой способствовали повышению их функциональных возможностей. Однако при степ-тренировке наблюдался более значительный рост показателей силовой выносливости и абсолютных величин Р^УСпо и МПК. Это, вероятно, связано с выполнением преодолевающей работы при подъёме на платформу. Занятия фанк/хип-
Тристан В.Г., Буйкова О.М.
Влияние различных видов оздоровительной аэробики на физическую работоспособность...
Физическая работоспособность и МПК девушек в течение второго учебного года, М ±т
Показатель Группа
ЭГ1Л (11=14) эг12 (п = 14) ЭГ2Л (11=14) ЭГ2.2 (п = 15) ЭГ3 (п = 29) КГ (п = 35)
Начало второго учебного года
Р^¥С170, кгм/мин 642,23 ± 21,50 670,52 ± 34,11 646,70 ± 32,11 617,58 ± 17,59 644,34 ± 20,23 612,28 ± 16,55
PWC170, кгм/мин/кг 11,79 + 0,40 12,02 ± 0,49 12,19 ± 0,39 11,7 ± 0,30 11,83 ± 0,27 10,99 ± 0,25
МПК, л/мин 2,33 ± 0,04 2,38 ± 0,06 2,34 ± 0,05 2,29 ± 0,03 2,34 ± 0,03 2,28 ± 0,03
МПК, мл/мин/кг 42,87 ± 0,93 42,90 ± 0,92 44,37 ± 0,49 43,42 ± 0,56 43,17 ± 0,64 41,13 ± 0,71
Середина второго учебного года
PWC17o, кгм/мин 681,55 ± 20,8 679,68 ± 31,64 668,09 ± 30,77 674,31 ± 14,49 674,76 ± 17,97 621,32 ± 15,63
PWC17o, кгм/мин/кг 12,34 ± 0,35 12,43 ± 0,46 12,78 ± 0,37 (Рэг21~кг2 < 0,05) 12,56 ± 0,25 (Рэг2 2-кг2 < 0^05) 12,48 ± 0,24 (Рэг32-кг2 < 0,05) 11,19 ± 0,24
МПК, л/мин 2,40 ± 0,04 2,40 ± 0,05 2,38 ± 0,05 2,39 ± 0,02 2,39 ± 0,03 2,30 ± 0,03
МПК, мл/мин/кг 43,49 ± 0,83 44,00 ± 0,90 45,71 ± 0,44 (Рэг2 л-кг2 < 0^05) 44,49 ± 0,50 44,38 ± 0,62 41,51 ± 0,69
Конец второго учебного года
Р№С170, кгм/мин 708,1 ± 21,94 727,45 ± 31,93 (Рэг12-кг2 < 0’05) 674,33 ± 29,7 674,05 ± 14,39 685,32 ± 16,00 622,96 ± 14,86
PWC17o, кгм/мин/кг 12,74 ± 0,36 (РэГ! гкг2 < 0^05) 13,07 ± 0,45 (Рзгі 2-кг2 < 0,05) 13,02 ± 0,35 (Рэг2 гкг2 < 0^05) 12,82 ± 0,25 (Рэг2 ?-кг2 < 0,05) 12,78 ± 0,22 (Рэг32-кг2 < 0,05) 11,24 ± 0,23
МПК, л/мин 2,44 ± 0,04 2,48 ± 0,05 (Рэг1-2-кг2 < 0’05) 2,39 ± 0,05 2,39 ± 0,02 2,41 ± 0,03 2,30 ± 0,03
МПК, мл/мин/кг 44,04 ± 0,79 44,69 ± 0,86 (Рэг12-кг2 < 0*05) 46,32 ± 0,43 (Рэг2Л-кг2 < 0’05) 45,42 ± 0,53 (Рэг2 2-кг2 < 0^05) 45,03 ± 0,60 (Рэг32-кг2 < 0,05) 41,62 ± 0,69
хоп аэробикой, где использовался непрерывный метод тренировки с постоянной сменой ритма движений, оказали влияние на увеличение относительных величин Р\УС170 и МПК, а также на более выраженное повышение показателя гибкости. При смене вида аэробики в группах Э1\2 и ЭГ2.2 прослеживались тенденции, характерные для степ-или фанк/хип-хоп аэробики (в зависимости от того, какой вид использовался).
Заключение. В результате проведённого исследования было выявлено, что систематические занятия оздоровительной аэробикой способствуют улучшению функционального состояния девушек 17-20 лет.
Регулярные занятия физической культурой по общепринятой программе для вузов не оказали значительного влияния на улучшение физической работоспособности и подготовленности студенток.
Как в конце первого, так и в течение второго учебного года показатели контрольной группы были значительно ниже показателей групп аэробики.
Специфика мышечной деятельности в степ- и фанк/хип-хоп аэробике оказывает дифференцированное влияние на динамику показателей физической работоспособности и подготовленности студенток. Степ-аэробика ведёт к более значительному приросту силовых возможностей и абсолютных величин PWC170 и МПК, а фанк/хип-хоп аэробика -уровня гибкости и относительных величин PWC170 и МПК.
Чередование от занятия к занятию различных видов аэробики (группа ЭГ3) требует постоянного освоения новых движений и вызывает менее выраженную динамику данных показателей (за исключением высокого темпа развития гибкости), основной прирост которых произошёл в течение
Проблемы двигательной активности и спорта
второго года занятий. Для достижения специфических изменений функциональных показателей достаточно четырёх месяцев систематических занятий определённым видом аэробики (степ- или фанк/хип-хоп аэробикой). При составлении тренировочной программы для решения конкретных задач необходимо учитывать особенности влияния различных видов аэробики на организм девушек.
Литература
1. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л Карпман, З.Б. Белоцерковский, И А. Гудков. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
2. Лисицкая, Т. С. Аэробика. В 2 т. Т. 1: Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. -М.: Федерация аэробики России, 2002. — 232 с.
3. Лыженкова, P.C. Использование инновационных технологий в учебный процесс по физическому воспитанию ИРГУПС // Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири: материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. / P.C. Лыженкова, Н.Е. Пермякова. — Иркутск: ИТФК, 2007. -С. 223-229.
4. Физическая культура и здоровье / под ред. В.В. Пономаревой. -М.: ГОУВУНМЦ, 2001. -352 с.
5. Шабоха, Е.Г. Влияние оздоровительной аэробики на физическую подготовленность студенток педагогического колледжа / Е.Г. Шабоха, Г.Я. Соколов // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 1997. - С. 195-197.
Поступила в редакцию 23 октября 2009 г.