УДК 613.72:616.89-008-002.15-057.875 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-38-42
Влияние различных средств физической культуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза
Буланова Э.В.*, Осипов В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А.
Тверской государственный медицинский университет
г. Тверь, Россия ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1859-1374, osipovtgma@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3622-5773, laktv@mail.ru ORCID: 0000-0003-4023-9772, elya69tv@mail.ru
Аннотация: По мнению ряда авторов, двигательная активность способствует психическому развитию человека, совершенствованию его когнитивных и психомоторных способностей. Подтверждение этой гипотезы открывает широкие возможности по использованию средств физической культуры для совершенствования психофизиологических характеристик человека. Особенно актуальна данная проблема для студенческой молодежи, так как, с одной стороны, напряженная учеба в вузе требует от студентов высокой концентрации внимания, хорошей памяти, психомоторной выносливости; с другой стороны, создаваемый учебным процессом дефицит двигательной активности может тормозить развитие этих важнейших для студентов качеств. Материалы. В работе представлены результаты влияния различных вариантов физкультурных занятий на показатели когнитивных и психомоторных процессов студенток. Дифференцированные занятия проводились в 3 группах девушек в течение 8 месяцев. Общее количество девушек, принявших участие в исследовании - 428 чел. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование когнитивных и психомоторных показателей у девушек в начале и в конце учебного года, статистическая обработка полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Результаты. Регулярная двигательная активность положительно влияет на когнитивные и психомоторные способности молодых людей. Обнаружена взаимосвязь между программой физкультурных занятий и повышением тех или иных когнитивных и психомоторных показателей. Заключение. Используя различные варианты занятий физической культурой, можно дифференцированно развивать у студентов когнитивные и психомоторные способности. Ключевые слова: студентки, занятия физической культурой, когнитивные и психомоторные показатели.
Для цитирования: Буланова Э.В., Осипов В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А. Влияние различных средств физической культуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 38-42. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-38-42
Different physical culture means influence on cognitive and psychomotor indices of medical higher educational establishment
students
Elina V. Bulanova*, Vadim G. Osipov, Lubov A. Korshunova, Elvira A Lebedeva
Tver State Medical University Tver, Russia
ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1859-1374, osipovtgma@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3622-5773, laktv@mail.ru ORCID: 0000-0003-4023-9772, elya69tv@mail.ru
Abstract: In the opinion of some authors motor activity provides a person's psychic improvement, his cognitive and psychomotor abilities development. This hypothesis confirmation gives great opportunities for physical culture means use for a person's psychophysiological characteristics
development. This problem is especially urgent for students, as on the one hand studying demands high level of attention focusing, good memory, psychomotor endurance; on the other hand, created by teaching process motor activity deficiency can prevent these important for students' qualities development. Materials. The research presents the results of different variants of physical lessons influence on female students' cognitive and psychomotor process indices. Differentiated lessons were held in three groups during 8 months. General number of girls, who took part in the experiment, was 428 people. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, cognitive and psychomotor indices testing among the girls at the beginning and the end of the academic year, statistical data handling, research results analysis and summarizing. Results. Regular motor activity has a positive influence on cognitive and psychomotor abilities of young people. We revealed the connection between physical culture lessons program and these or that cognitive and psychomotor indices increase. Conclusion. Using different variants of physical culture we can differentially develop students' cognitive and psychomotor abilities.
Keywords: students, physical culture lessons, cognitive and psychomotor indices.
For citation: Elina V. Bulanova, Vadim G. Osipov, Lubov A. Korshunova, Elvira A Lebedeva. Different physical culture means influence on cognitive and psychomotor indices of medical higher educational establishment students. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 38-42. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-38-42.
ВВЕДЕНИЕ
По мнению ряда исследователей, между двигательной активностью и психическими способностями человека существует определенная взаимосвязь. Поэтому интерес к вопросам физического воспитания студентов обусловлен не только низким уровнем здоровья и физической подготовленности современной учащейся молодёжи, но и необходимостью развития у молодых людей психомоторных и когнитивных способностей как основы их успешной учебной и профессиональной деятельности [1,3,6,7].
Наряду с этим высокие когнитивные показатели, психомоторная выносливость, сенсорная работоспособность, координация произвольных двигательных действий важны для профессиональной успешности и конкурентоспособности во многих профессиях. Хорошие функциональные способности ЦНС необходимы для успешного формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов, поэтому важность их совершенствования очевидна и даже экономически целесообразна [2,4,5,6,8].
Цель исследования - разработать различные варианты занятий физической культурой и оценить их влияние на когнитивные и психомоторные показатели функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у студенток.
Задачи исследования:
1. Определить значения когнитивных и
психомоторных показателей ЦНС у девушек в начале учебного года.
2. Разработать несколько вариантов физкультурно-оздоровительных занятий, направленных на совершенствование когнитивных и психомоторных показателей ЦНС.
3. Оценить влияние различных вариантов физкультурно-оздоровительных занятий на когнитивные и психомоторные показатели ЦНС.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте приняли участие 428 студенток 1-2-х курсов Тверского государственного медицинского университета, из которых были сформированы 3 группы: 1-я группа - 257 чел., 2-я группа - 53 чел., 3-я группа - 118 чел. Занятия в экспериментальных группах проводились по различным программам в течение всего учебного года. Влияние различных вариантов занятий физической культурой на когнитивные и психомоторные показатели оценивалось по результатам тестирования в начале и в конце учебного года.
Предмет исследования: когнитивные показатели (память, внимание, логическое мышление); психомоторные показатели (зрительно-моторная реакция, психомоторная реакция, выносливость, скорость движений).
Методы исследования:
1. Теппинг-тест, в процессе которого оценивались: средняя скорость движений кистью (ССДК); максимальная скорость движений кистью (МСДК); быстрота реакции (БР); быстрота движений (БД); скоростная выносливость (СВ).
2. Тест на зрительно-моторную реакцию (ЗМР), проводимый с помощью линейки, оценивался в см и по 5-балльной шкале.
3. Тест на оперативную память (ОП), проводимый с помощью таблиц, содержащих 12 двузначных чисел. Оценивалось количество запоминаемых чисел.
4. Тест на внимание, проводимый с помощью таблиц Шульте (ВШ), позволяющих оценить скорость переключения и сосредоточения внимания. Оценивалось время, затраченное на тест (сек), а также наличие ошибок при поиске цифр, что складывалось в оценку по 5-балльной шкале.
5. Тест на внимание при работе с текстом, проводимый по методике Мюнстерберга (ВМ). Оценивалось время, затраченное на проведение теста, количество ошибок (ВМО) при работе с текстом; балльная оценка осуществлялась по критериям Мюнстерберга.
6. Тест на логическое мышление Липпма-на (ЛМ). Оценивалось время, затраченное на проведение теста, количество сделанных ошибок (ЛМО); балльная оценка осуществлялась по критериям Липпмана.
Особенности занятий физической культурой в сформированных группах:
1. Студентки 1-й группы занимались по традиционной программе физической культуры для высших учебных заведений.
2. В занятия 2-й группы включались специальные блоки физических упражнений:
- элементы ритмической гимнастики; упражнения, направленные на повышение статической выносливости мышц; релаксационные растягивания [9,10];
- перекрёстные движения руками и ногами, направленные на интеграцию функций двух полушарий;
- зрительно-моторные перекрёстные движения;
- воспроизведение проблемного задания
при однократном его озвучивании.
3. В занятия 3-й группы включались следующие специальные упражнения:
- различные варианты перекрестных движений, производимых руками и ногами;
- проблемные задания по анализу, синтезу и обобщению двигательных действий;
- релаксационные растягивания [10,11].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При сравнении динамики когнитивных и психомоторных показателей в экспериментальных группах при различных вариантах занятий физической культурой установлено (таблица):
- достоверное улучшение в 1-й и 2-й группах психомоторных показателей (ССДК, МСДК, БР, БД), причём достоверно выше прирост был во 2-й экспериментальной группе; в 3-й группе все эти показатели стали достоверно хуже;
- значительно улучшился во всех группах показатель зрительно-моторной реакции (без достоверных различий между группами);
- показатель скоростной выносливости значительно увеличился во 2-й и 3-й группах. Однако значительное увеличение этого показателя в 3-й группе можно связать с тем, что у этих студентов существенно снизилась скорость движения кистью, поэтому предпочтение следует отдать значительной динамике показателя скоростной выносливости у студенток 2-й группы;
- у студенток всех групп улучшилась оперативная память (без достоверных различий между группами), однако прирост этого показателя во 2-й группе был ниже, чем в 1-й и 3-й группах;
- тестирование внимания при работе с текстом показало, что значительное снижение количества сделанных ошибок к концу учебного года наблюдалось во 2-й группе, чуть хуже оказался результат у девушек 1-й группы. В 3-й группе общий результат данного теста оказался лучше только потому, что студентки выполняли тест быстрее, но они сделали достаточно большое количество ошибок, что позволяет считать этот результат неблагоприятным;
- достоверно лучшие результаты тестирования логического мышления показали студент-
ки 3-й группы: у них значительно уменьшились личества ошибок, во 2-й группе незначительно время, затрачиваемое на выполнение задания, и уменьшилось время теста, но увеличилось коли-количество сделанных логических ошибок; в 1-й чество логических ошибок. группе незначительная динамика коснулась ко-
Таблица 1 - Результаты тестирования студенток экспериментальных групп в начале и в конце учебного года
Показатель Экспериментальные группы
1-я группа 2-я группа 3-я группа
исходный конечный исходный конечный исходный конечный
ССДК б1,8±1,1 66,2±0,6*** б2,4±1,0 73,0±2,2*** б0,8±1,0 58,5±0,7
МСДК 70,7±1,4 76,3±0,8*** 70,8±1,4 82,0±2,3*** 70,2±1,2 б5,3±1,0**
БР 4,7±0,03 4,8±0,03* 4,7±0,1 4,9±0,08 4,8±0,07 4,0±0,1***
БД 4,5±0,03 4,7±0,02*** 4,5±0,04 4,9±0,04*** 4,4±0,07 4,2±0,07*
СВ 2,6±0,0б 2,7±0,2 2,3±0,2 2,9±0,2* 2,2±0,2 3,6±0,1***
ЗМР (см) 21,4±0,3 16,6±0,3*** 19,7±0,8 15,5±0,7*** 19,6±0,7 1б,8±0,5**
ЗМР (балл) 2,8±0,05 3,9±0,05*** 3,2±0,2 4,1±0,1*** 3,3±0,1 3,9±0,1***
ОП 6,9±0,1 7,8±0,1*** 5,3±0,4 8,1±0,3*** 5,7±0,3 7,4±0,3***
ВШ (сек) 151,1±2,0 139,6±2,3*** 155,7±6,9 148,2±10,0 157,7±4,5 144,8±4,1*
ВШ (балл) 3,0±0,02 3,2±0,02*** 3,0±0,08 3,0±0,08 2,8±0,07 3,1±0,07**
ВМ (сек) 139,9±5,5 157,7±3,7** 152,7±8,4 171,4±9,0 15б,8±8,1 139,4±8,7
ВМ (балл) 9,6±0,3 7,8±0,3*** 8,2±0,8 7,0±0,8 7,3±0,8 8,8±0,7
ВМО 2,2±0,2 2,1±0,1 2,0±0,3 1,5±0,3 2,7±0,3 2,9±0,2
ЛМ (сек) 274,0±7,7 270,8±6,4 331,7±27,2 309,0±17,9 2б7,5±12,7 228,5±7,4**
ЛМ (балл) 3,8±0,3 3,8±0,3 3,9±0,5 3,9±0,6 5,0±0,4 6,1±0,4*
ЛМО 4,4±0,2 4,3±0,3 3,6±0,4 3,8±0,5 3,2±0,3 2,5±0,4
Примечание. Достоверность различий между исходным и конечным обследованием: * - р<0,05, ** - р<0,01, *** - р<0,001
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования удалось установить, что предложенные варианты физкультурно-оздоровительных занятий по-разному влияют на когнитивные и психомоторные показатели функционирования ЦНС.
Физкультурные занятия, организованные традиционным способом (1-я группа), значительно улучшают психомоторные показатели, однако не установлено положительной динамики когнитивных показателей.
Улучшение такого важного для учебной деятельности студента и работы врача психомоторного показателя, как скоростная выносливость, произошло только у студенток 2-й группы, что можно объяснить использованием в физкультурно-оздоровительных занятиях элементов ритмической гимнастики.
Включение в занятие блока «Воспроизведе-
ние проблемного задания при однократном его озвучивании» способствует повышению внимания и оперативной памяти, а блока «Проблемные задания по анализу, синтезу и обобщению двигательных действий» - улучшению логического мышления.
Таким образом, используя различные варианты занятий физической культурой, можно дифференцированно развивать у студентов когнитивные и психомоторные способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буланова Э.В., Макаров В.М. Основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов. Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире : сборник статей II Международной научно-практической конференции. 29-30 апреля 2013г.: в 4 ч. Уфа: РИЦ
БашГУ. 2013; 3: 322.
2. Железняк Ю.Д., Лейфа В.А. Физическая активность и здоровье студентов вуза нефизкультурного профиля. Теория и практика физической культуры. 2006; 12: 46-47.
3. Осипов В.Г. Физическая культура как элемент здорового образа жизни и профессиональной подготовки студентов-медиков. Методология формирования здорового образа жизни: медико-педагогические аспекты : материалы региональной научно-методической конференции. Тверь: РИЦ ТГМА. 2012: 115-119.
4. Семенова Е.А. Особенности и динамика профессионального самосознания студентов. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012; 3(50): 25-28.
5. Daskapan A., Tuzun E.H., Eker L. Relationship between physical activity level and health related quality of life among university students. Saudi Medical Journal. 2005; 26: 10261028.
6. Extremera N., Fernandez-Berrocal P. Emotional intelligence as predictor of mental, social and physical health in university students. Spanish Journal of Psychology. 2006; 9(1): 45-51.
7. Ghaedi G.H., Tavoli A., Bakhtiari M., Melyani M., Sahagard M. Quality of life in college students with and without social phobia. Social
Indicators Research. 2010; 97: 247-256. DOI: 10.1007/SI1205-009-9500-3.
8. Li G.S., Lu F.J.H., Wang A.H. Exploring the relationships of physical activity, emotional intelligence and health in Taiwan college students. Journal of Exercise Science and Fitness. 2009; 7(1): 55-63. DOI: 10.10I6/SI728-869X(09)60008-3.
9. Mikolajcsyk R.T., Brzoska P., Maier C., Ottova V., Meier S., Dudziak U., ..., El Ansari W. Factors associated with self-rated health status in university students: A cross-sectional study in three European countries. BMC Public Health. 2008; 8: 215. DOI: 10.1186/1471-2458-8-215.
10. Фазлеева С.А., Паначев В.Д. Физическая культура как метод повышения качества обучения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 144-151. DOI: 10.1452б/01_1111_1б2
11. Зеленин Л.А., Леготкин А.Н. Научно-теоретические основы приобретения знаний с использованием устройств на занятиях физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 51-58. DOI: 10.14526/01_2017_182
Статья поступила в редакцию: 19.04.2019
Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elina. bulanova@mail.ru
Осипов Вадим Глебович - кандидат медицинских наук, профессор, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: osipovtgma@yandex.ru
Коршунова Любовь Анатольевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: laktv@mail.ru
Лебедева Эльвира Анатольевна - ассистент, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elya69tv@mail.ru