УДК 629.7.013.1
ВЛИЯНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ВЫБОР МАТЕРИАЛА ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ СИЛОВОЙ СТОЙКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
А. Ю. Андрюшкин, К. А. Комаров, Я. Д. Гуманенко
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Влияние рабочей температуры на механические свойства конструкций летательного аппарата необходимо учитывать при обеспечении его весовой эффективности. Рассмотрены конструктивные исполнения работающих на сжатие силовых стоек с алюминиевой, титановой и углепла-стиковой трубой. Конструкция силовой стойки оптимальна при минимальной массе трубы, соответствующих этой массе наружном диаметре и толщине стенки трубы. Высокую весовую эффективность при рабочей температуре до 100 °С имеет конструкция силовой стойки с углепластиковой трубой, при рабочей температуре более 100 °С - с металлической трубой.
Ключевые слова: силовая стойка, рабочая температура, оптимальная конструкция, весовая эффективность, механические свойства материала
Для цитирования: Андрюшкин А. Ю., Комаров К. А., Гуманенко Я. Д. Влияние рабочей температуры на выбор материала оптимальной конструкции силовой стойки летательного аппарата // Аэрокосмическая техника и технологии. 2024. Т. 2, № 4. С. 68-79. DOI 10.52467/2949-401X-2024-2-4-68-79. ЕРЫ EYHAWX
EFFECT OF OPERATING TEMPERATURE ON THE SELECTION OF MATERIALS FOR THE OPTIMAL DESIGN OF AIRCRAFT POWER STRUTS
A. Yu. Andryushkin, K. A. Komarov, Ya. D. Humanenko
Baltic state technical university "VOENMEH", Saint Petersburg, Russia
Abstract. The impact of operating temperature on the mechanical properties of aircraft structures must be considered to ensure their weight efficiency. This study examines the structural configurations of compression-loaded power struts made with aluminum, titanium, and carbon fiber tubes. The optimal design of a power strut corresponds to the minimum mass of the tube, as well as its associated outer diameter and wall thickness. A carbon fiber tube provides high weight efficiency at operating temperatures up to 100°C, whereas a metal tube is more effective at temperatures exceeding 100°C.
Keywords: power strut, operating temperature, optimal design, weight efficiency, mechanical properties of materials
© Андрюшкин А. Ю., Комаров К. А., Гуманенко Я. Д., 2025 Aerospace Engineering and Technology. 2024. Vol. 2, no. 4
For citation: Andryushkin A. Yu., Komarov K. A., Humanenko Ya. D. Effect of operating temperature on the selection of materials for the optimal design of aircraft power struts. Aerospace Engineering and Technology. 2024. Vol. 2, no. 4, pp. 68-79. DOI 10.52467/2949-401X-2024-2-4-68-79. EDN EYHAWX (In Russian)
Введение
Решение актуальной проблемы весовой эффективности летательного аппарата достигается применением оптимальных элементов конструкций, обеспечивающих необходимую прочность и жесткость при минимальной массе и наименьших габаритных размерах. Массу и размеры элемента конструкции определяют действующая на него нагрузка и условия эксплуатации, прежде всего, рабочая температура. Механические свойства материала элемента конструкции существенно зависят от температуры. Поэтому при одной рабочей температуре минимальную массу и габаритные размеры имеют элементы конструкции, изготовленные из одного материала, например, из металлического сплава, а при другой - из другого материала, например, полимера или композита [1-5].
Элементы конструкций летательных аппаратов изготавливают из материалов, имеющих высокие значения удельной прочности и жесткости, в частности, из алюминиевых и титановых сплавов, стеклопластиков, углепластиков. Рабочая температура для алюминиевых сплавов составляет 300-350 °С, для титановых сплавов 500-550 °С, а для стеклопластика или углепластика обычно не превышает 200 °С и обусловлена свойствами термореактивного связующего, чаще всего эпоксидного или полиэфирного. Поэтому актуальной задачей является выбор материала элемента конструкции, обеспечивающего его минимальную массу и габаритные размеры при рабочей температуре до 200 °С. В качестве такого оптимального элемента конструкции рассмотрим силовую стойку, нагруженную сжимающей силой.
Цель исследования - выбор материала оптимальной конструкции силовой стойки с учетом рабочей температуры. Задачи исследования:
• анализ конструктивных решений силовых стоек из металлических и композиционных материалов;
• обоснование оптимальности конструкции силовой стойки;
• оценка влияния рабочей температуры на массу и размеры оптимальной конструкции силовой стойки, выполненной из разных материалов.
Конструктивные исполнения силовых стоек и материалы, применяемые для их изготовления
Обычно силовая стойка в конструкции летательного аппарата воспринимает сжимающее усилие. Конструктивно она состоит из стержня с поперечным сечением в виде двутавра, квадратной или круглой трубы и соединенных с ним
концевых опор, например, проушин (рис. 1). Установлено, что наиболее выгодным с точки зрения минимума массы является вариант исполнения силовой стойки с круглой трубой [4-8].
Рис. 1. Стойка: а - изготовлена сваркой из металлических проушин и металлической трубы; б - изготовлена намоткой из композитной трубы на металлические проушины
1 - концевая опора-проушина; 2 - труба; Ь - длина стойки; Б - диаметр трубы стойки;
5 - толщина стенки стойки; Р - сжимающая стойку сила
В зависимости от величины нагрузки и рабочей температуры, по массе и габаритным размерам оптимальны силовые стойки, изготовленные из разных материалов. В одних случаях оптимальна круглая металлическая (стальная, титановая, алюминиевая) труба, в других - круглая композитная (стекло-, уг-лепластиковая) труба. Рационально изготавливать силовую стойку приваркой к металлической трубе концевых опор из аналогичного материала (рис. 1, а). При изготовлении композитной силовой стойки труба из композиционного материала наматывается на металлические концевые опоры (рис. 1, б).
Оптимальная конструкция силовой стойки
Для достижения минимальной массы силовой стойки, нагруженной сжимающей силой, необходимо, чтобы площадь поперечного сечения трубы была как можно меньше при обеспечении прочности (рис. 1). Условием достижения минимальной массы у силовой стойки является равенство действующих и критических напряжений:
°д = ^ (1)
где акр - критические напряжения потери устойчивости трубы силовой стойки при сжатии, Па; ад - действующие напряжения в трубе силовой стойки при сжатии, Па.
Действующие напряжения в трубе силовой стойки [4-8]:
аг=ПЖ, (2)
где Р - сила, сжимающая силовую стойку, Па; О - наружный диаметр трубы силовой стойки, м; 5 - толщина стенки трубы силовой стойки, м; п = 3,14.
Критические напряжения потери устойчивости трубы силовой стойки при сжатии [4-8]:
= сП Е1 = с п 2 Е 0,4 D3 8 = с п Е 0,4 D 2 (3)
° кр ЬгР Ь\О8 Ь ' 1 ^
где с - коэффициент, характеризующий заделку концевых опор силовой стойки; Е - модуль упругости (модуль Юнга) материала трубы силовой стойки, Па; I - осевой момент инерции поперечного сечения трубы силовой стойки, м4; F -площадь поперечного сечения трубы силовой стойки, м2.
Исходя из условия (1), приравниваем выражения (2) и (3), получаем оптимальную конструкцию силовой стойки, характеризующуюся минимальной массой и соответствующими ей геометрическими параметрами поперечного сечения трубы - наружным диаметром О и толщиной стенки 5 (рис. 1).
В выражение (3) входит модуль упругости Е, зависящий от рабочей температуры. При повышении рабочей температуры для большинства материалов величина модуля упругости Е снижается, при этом зависимость модуля упругости от температуры для каждого материала индивидуальна. Поэтому с увеличением рабочей температуры геометрические параметры оптимальной конструкции силовой стойки будут увеличиваться, а ее масса - расти.
Влияние рабочей температуры на массу и размеры оптимальной конструкции силовой стойки, выполненной из разных материалов
Рассмотрим три материала для изготовления трубы силовой стойки: алюминиевый сплав АМг6; титановый сплав ВТ3-1; углепластик на основе эпоксидного связующего (рис. 1).
Таблица 1. Значение модуля упругости Е материала трубы силовой стойки при разных
температурах I [8-13]
Материал Значение модуля упругости Е (ГПа) при рабочей температуре 1
20 °С 50 °С 100 °С 150 °С 200 °С
Алюминиевый сплав АМг6 71,0 68,9 65,3 56,8 49,0
Титановый сплав ВТ3-1 103,0 99,9 94,8 91,6 86,5
Углепластик на основе эпоксидного связующего 80,0 77,6 72,8 40,0 16,0
Величина модуля упругости материала трубы зависит от рабочей температуры, при которой эксплуатируется силовая стойка (табл. 1) [8-13]. По выражениям (2) и (3) из условия (1) определим оптимальный наружный диаметр силовой стойки:
PL2 ^
сп 0,4E5
(4)
Зная оптимальный наружный диаметр трубы Оопт, можно рассчитать ее минимальную массу:
mmin = PnDопт5
(5)
где ттт - минимальная масса трубы оптимальной конструкции силовой стойки, кг; р - плотность материала трубы силовой стойки, кг/м3.
Для расчета оптимальной конструкции силовой стойки примем следующие исходные данные (рис. 1): длина силовой стойки Ь = 1,0 м; усилие сжатия силовой стойки Р = 10000,0 Н; коэффициент, характеризующий заделку концевых опор стойки, с = 2; толщина стенки трубы 5 = 1,0 мм; плотность алюминиевого сплава р = 2700,0 кг/м3; плотность титанового сплава р = 4500,0 кг/м3; плотность углепластика на основе эпоксидного связующего р =1800,0 кг/м3; наружный диаметр трубы изменяется в диапазоне О = 20,0-48,0 мм.
Од, Окр, МПа
300
250
200
150
100
50
♦
Окр при
t=20°С ▲_
Окр пРи
t=50°C ■_
Окр при
t=100°C
Окр при
t=150°C
Окр при
t=200°C
D, мм
20
25
30
35
40
а
О
д
X
Од, Окр, МПа
240 220 200 180 160 140 120 100 80
♦
20
22
24
26
28
б
од, окр, МПа
190
150 130
Окр при
г=20°С ▲_
Окр при
г=50°С ■_
Окр при г=100°С
Окр при г=150°С
X
30
Окр при г=200°С
О, мм
♦
Окр при
г=20°С ▲_
Окр при
г=50°С ■_
Окр при
г=100°С •_
Окр при г=150°С
X
Окр при г=200°С
О, мм
20
25
30
35
40
45
Рис. 2. Зависимость действующих и критических напряжений в трубе из алюминиевого сплава АМг6 (а), титанового сплава ВТ3-1 (б) и углепластика на основе эпоксидного связующего (в) при рабочих температурах г = 20; 50; 100; 150; 200 °С
Получены зависимости действующих и критических напряжений от наружного диаметра трубы силовой стойки для алюминиевого сплава АМг6 (рис. 2, а), титанового сплава ВТ3-1 (рис. 2, б) и углепластика на основе эпоксидного связующего (рис. 2, в).
О
д
О
д
в
В точке пересечения кривых действующих и критических напряжений (рис. 2) определяем оптимальный наружный диаметр Оопт трубы силовой стойки при определенной рабочей температуре t, который соответствует рассчитанному по выражению (4) (рис. 3, а, табл. 2). По выражению (5) оцениваем минимальную массу ттп трубы при оптимальном наружном диаметре Оопт трубы (рис. 3, б, табл. 3).
d о
мм
45
40
35
30
25
20
20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
а
m min, кг
0,35
0,30
0,25
0,20
0,15
0,10
А1 сплав ♦____
углепластик ▲____
Т сплав
t, °C
А1 сплав ♦___
углепластик ▲_
Т сплав
t, °C
20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
б
Рис. 3. Зависимость оптимального наружного диаметра (а) и минимальной массы (б) трубы от рабочей температуры для алюминиевого сплава АМг6, титанового сплава ВТ3-1 и углепластика на основе эпоксидного связующего
Анализ полученных результатов показывает (рис. 3, табл. 2, 3), что в рабочем диапазоне температур от 20 до 200 °С оптимальный наружный диаметр Бопт и минимальная масса ттп трубы меньше всего изменяются у исполнения из титанового сплава; у исполнения из алюминиевого сплава изменения более заметны; у исполнения из углепластика наблюдаются существенные изменения.
Таблица 2. Значение оптимального наружного диаметра трубы Б опт силовои стоики
при рабочей температуре ^
Материал Оптимальный наружный диаметр трубы Бопт (мм) при рабочей температуре 1
20 °С 50 °С 100 °с 150 °С 200 °С
Алюминиевый сплав АМг6 26,1 26,4 26,9 28,2 29,6
Титановый сплав ВТ3-1 23,1 23,3 23,7 24,0 24,5
Углепластик на основе эпоксидного связующего 25,1 25,4 25,9 31,6 43,0
Таблица 3. Значение минимальной массы трубы ттщ силовой стойки при рабочей
температуре ^
Материал Значение минимальной массы трубы ттт (кг) при рабочей температуре ^
20 °С 50 °С 100 °С 150 °С 200 °С
Алюминиевый сплав АМг6 0,222 0,224 0,229 0,239 0,251
Титановый сплав ВТ3-1 0,326 0,330 0,335 0,339 0,346
Углепластик на основе эпоксидного связующего 0,142 0,143 0,147 0,179 0,243
Таблица 4. Относительное изменение оптимального наружного диаметра Б опт и минимальной массы ттш трубы силовой стойки при увеличении рабочей температуры I
Материал Относительное изменение оптимального наружного диаметра Бопт (%) и минимальной массы ттт (%) трубы силовой стойки при рабочей температуре ^
20 °С 50 °С 100 °С 150 °С 200 °С
Алюминиевый сплав АМг6 - 1,37 3,19 7,72 13,17
Титановый сплав ВТ3-1 - 1,02 2,82 3,96 5,98
Углепластик на основе эпоксидного связующего — 1,72 3,57 25,99 71,00
Оценим относительное изменение оптимального наружного диаметра Бопт и минимальной массы ттт трубы из рассматриваемых материалов при разных рабочих температурах За базовое значение примем оптимальный наружный диаметр Бопт и минимальную массу ттт трубы при 20 °С (табл. 4). При увеличении рабочей температуры от 20 до 200 °С у металлических исполнений (алюминиевый и титановый сплавы) оптимальной конструкции силовой стойки размеры и масса растут незначительно. Для оптимальной конструкции силовой
стойки с композитной трубой из углепластика размеры и масса незначительно увеличиваются в диапазоне рабочих температур от 20°С до 100 °С, а в диапазоне от 100 до 200 °С наблюдается резкий рост размеров и массы. Необходимо отметить, что при высоких рабочих температурах композитная труба имеет существенно больший оптимальный наружный диаметр Лопт, чем металлическая, хотя остается более легкой по весу.
Таким образом, весовую эффективность в диапазоне рабочих температур от 20 до 100 °С обеспечивает оптимальная конструкция силовой стойки с композитной трубой (см. рис. 1, б), а в диапазоне рабочих температур от 100 до 200 °С - с металлической трубой (рис. 1, а).
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
1. Рассмотрены конструктивные решения силовых стоек с металлической и композитной трубой.
2. При заданной нагрузке и рабочей температуре оптимальна конструкция силовой стойки, характеризующаяся минимальной массой трубы при соответствующих наружном диаметре и толщине стенки трубы.
3. Оценено влияние рабочей температуры на массу и размеры оптимальной конструкции силовой стойки, выполненной из разных материалов. Показано, что весовую эффективность при рабочей температуре до 100 °С имеет конструкция силовой стойки с композитной трубой, а при рабочей температуре более 100 °С - с металлической трубой.
Цель исследования достигнута, выбор материала оптимальной конструкции силовой стойки с учетом рабочей температуры осуществляется по минимальной массе, обусловленной наружным диаметром и толщиной стенки трубы.
Конфликт интересов/Conflict of interests
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests.
Библиографический список
1. Замула Г. Н., Колесник К. А. Способы повышения весовой эффективности применения композиционных конструкций // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 10. С. 14-24. EDN: YAJGKL
2. Замула Г. Н., Колесник К. А. Весовая и топливная эффективность применения композиционных материалов в авиаконструкциях // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 2. С. 12-19. EDN: XYMOKT
3. Андрюшкин А. Ю., Булыгин В. В., Губанов Д. М. Выбор конструктивных параметров трехслойных композитных панелей при поперечном изгибе // Аэрокосмическая техника и технологии. 2024. Т. 2, № 2. С. 126-137. DOI: 10.52467/2949-401X-2024-2-2-126-137. EDN: TIGVUG
4. Гаврилко В. В. Конструирование сверхлегких беспилотных летательных аппаратов с применением новых композиционных материалов // Проектирование аэрокосмических летательных аппаратов. 2014. № 2 (109). С. 67-76.
5. Халиулин В. И., Батраков В. В. Анализ применения инновационных методов для производства интегральных конструкций из композитов // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 3. С. 129-133. EDN: WMUTER
6. Андрюшкин А. Ю., Рустамова М. У., Рамонат Н. Воздействие внутренних напряжений на прочность корпусов техники специального назначения // Инновационные технологии и технические средства специального назначения: Труды XV научно-практической конференции, 21-22 ноября 2022 г., Санкт-Петербург, Россия. 2023. Т. 1. С. 51-53. («Библиотека журнала "Военмех. Вестник БГТУ" № 90»). EDN: WQLNQG
7. Андрюшкин А. Ю., Рустамова М. У., Богданов И. П. Оценка прочностных и пластических свойств корпусов техники специального назначения // Инновационные технологии и технические средства специального назначения: Труды XV научно-практической конференции, 21-22 ноября 2022 г., Санкт-Петербург, Россия. 2023. Т. 1. С. 53-56. («Библиотека журнала "Военмех. Вестник БГТУ" № 90»). EDN: UWJEUU
8. Полилов А. Н. Экспериментальная механика композитов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 376 с. EDN: VCQITX
9. Илларионов А. Г., Попов А. А. Технологические и эксплуатационные свойства титановых сплавов: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 137 с. EDN: ZUZTHX
10. Алюминий и его сплавы: Учебное пособие / Сост. А. Р. Луц, А. А. Суслина. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. 81 с.
11. Магомедов Г. М., Умаргаджиева Н. М., Айгубова А. Ч. Динамические вязкоупругие свойства углепластиков в зависимости от природы олигомера и температурно-временных условий термообработки // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Естественные и точные науки». 2014. № 2 (27). С. 11-15. EDN: SNHZIX
12. Азоян А. И., Мантуров Д. С., Шишияну Д. Н., Данильченко С. А. Экспериментальное исследование влияния температуры на физико-механические свойства композиционного материала // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2024. № 1 (93). С. 186-195. DOI: 10.46973/0201-727X_2024_1_186, EDN: KTLCVI
13. Кучин Н. Л., Ярцев Б. А., Емельянов С. И., Лебедев В. Л. Влияние радиационного и температурного воздействия на механические свойства полимерных композитов // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. № 4(394). С. 89-98. DOI: 10.24937/2542-2324-2020-4-394-89-98. EDN: DPWIKA
Дата поступления: 31.10.2024 Решение о публикации: 13.11.2024
Контактная информация:
АНДРЮШКИН Александр Юрьевич - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), [email protected]
КОМАРОВ Кирилл Аркадьевич - старший преподаватель (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), [email protected]
ГУМАНЕНКО Ярослав Дмитриевич — студент (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Россия, 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1), [email protected]
References
1. Zamula G. N., Kolesnik K. A. Weight-saving technique for composite structures. Flight. All-Russian Scientific and Technical Journal. 2018. No. 10, pp. 14-24. EDN: YAJGKL (In Russian)
2. Zamula G. N., Kolesnik K. A. Weight savings and fuel efficiency due to composites application in aerostructures. Flight. All-Russian Scientific and Technical Journal. 2018. No. 2, pp. 12-19. EDN: XYMOKT (In Russian)
3. Andryushkin A. Yu., Bulygin V. V., Gubanov D. M. Selection of design parameters of three-layer composite panels with transverse bending. Aerospace Engineering and Technology. 2024. Vol. 2, no. 2, pp. 126-137. DOI: 10.52467/2949-401X-2024-2-2-126-137. EDN: TIGVUG (In Russian)
4. Gavrilko V. V. Designing ultralight unmanned aerial vehicles using new composite materials. Designing aerospace aircraft. 2014. No. 2 (109), pp. 67-76 (In Russian).
5. Khaliulin V. I., Batrakov V. V. Analysis of innovative methods application for production of composite integral parts. Russian Aeronautics. 2016. Vol. 59, no. 3, pp. 433-437. DOI: 10.3103/S1068799816030223. EDN: YUXORB
6. Andryushkin A. Yu., Rustamova M. U., Ramonat N. The effect of internal stresses on the strength of special-purpose equipment hulls. Innovatsionnye tekhnologii i tekhnicheskie sredstva spetsial'nogo naznacheniya: trudy XV nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the 15th Scientific and Practical Conference "Innovative Technologies and Technical Means of Special Purpose"], November 21-22, 2022, St. Petersburg. 2023. Vol. 1. pp. 51-53. (Library of "Voen-mekh. Vestnik BGTU" no. 90 (Library of "Voenmekh. Vestnik BGTU" no. 90)]. EDN: WQLNQG (In Russian).
7. Andryushkin A.Yu., Rustamova M.U., Bogdanov I.P. Assessment of strength and plastic properties of special-purpose equipment hulls. Innovatsionnye tekhnologii i tekhnicheskie sredstva spetsial'nogo naznacheniya: trudy XV nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the 15th Scientific and Practical Conference "Innovative Technologies and Technical Means of Special Purpose"], November 21-22, 2022, St. Petersburg. 2023. Vol. 1. pp. 53-56. (Library of "Voenmekh. Vestnik BGTU" no. 90). EDN: UWJEUU. (In Russian).
8. Polilov A. N. Eksperimental'naya mekhanika kompozitov [Experimental mechanics of composites]. Moscow: Publishing House of Bauman Moscow State Technical University, 2015, 375 p. EDN: VCQITX (In Russian).
9. Illarionov A. G. Popov A. A. Tekhnologicheskie i ekspluatatsionnye svoystva titanovykh splavov: uchebnoye posobiye [Technological and operational properties of titanium alloys: a textbook]. Yekaterinburg: Ural University Publ., 2014, 137 p. EDN: ZUZTHX (In Russian).
10. Alyuminiy i yego splavy: Uchebnoye posobiye / Sost. A. R. Luts, A. A. Suslina. Samara: Samar. gos. tekhn. un-t [Aluminum and its alloys: a study guide / compiled by A. R. Luts, A. A. Suslina]. Samara: Samara State Technical University, 2013. 81 p. (in Russian).
11. Magomedov G. M. Umargadzhieva N. M., Aigubova A. Ch. The dynamic viscoelastic properties of carbon fiber plastics depending on the nature of the oligomer and temperature-time of thermotreatment conditions. Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Natural and exact sciences. 2014. No. 2 (27), pp. 11-15. EDN: SNHZIX (In Russian).
12. Azoyan A. I., Manturov D. S., Shishiyanu D. N., Danilchenko S. A. Experimental study of the influence of temperature on the physico-rnechan-ical properties of a composite material. Vest-
nik Rostovskogo Gosudarstvennogo Universiteta Putey Soobshcheniya. 2024. No. 1, pp. 186-195. DOI: 10.46973/020 1-727X _2024_ 1 _ 186. (in Russian).
13. Kuchin N., Yartsev B., Emelyanov S., Lebedev V. Radiation and thermal effects upon mechanics of polymer composites. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020. No. 4(394), pp. 89-98. DOI: 10.24937/2542-2324-2020-4-394-89-98. EDN: DPWIKA (in Russian)
Date of receipt: October 31, 2024 Publication decision: November 13, 2024
Contact information:
Alexander Yu. ANDRYUSHKIN - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of Department (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), [email protected]
Kirill A. KOMAROV - Senior Lecturer (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), [email protected]
Yaroslav D. HUMANENKO - Student (Baltic State Technical University "VOENMEH", Russia, 190005, Saint Petersburg, 1st Krasnoarmeyskaya ul., 1), [email protected]