Научная статья на тему 'Влияние психообразовательной работы на выявляемость психических расстройств'

Влияние психообразовательной работы на выявляемость психических расстройств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / STATISTICS OF MENTAL DISORDERS / EFFICACY OF PSYCHOEDUCATION / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ И ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / INDICATORS OF PRIMARY AND GENERAL PSYCHIATRIC MORBIDITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свиридов Игорь Геннадьевич

В статье на основе результатов анализа показателей первичной заболеваемости психическими расстройствами, а также показателей активности движения пациентов при осуществлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, проживающими в г. Рязани и сельских районах Рязанской области, показана связь статистических показателей с уровнем организации психообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of psychoeducational work on detectability of mental disorders

A link is shown to exist between statistical indicators and the level of organization of psychoeducation as evidenced by outcomes of analysis of primary psychiatric morbidity indicators and the level of patient movement activity during dispensary observation of persons with mental disorders residing in the town of Ryazan and rural areas of the Ryazan Region.

Текст научной работы на тему «Влияние психообразовательной работы на выявляемость психических расстройств»

#

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© И.Г. Свиридов, 2013 УДК 616.89-008-084

Для корреспонденции

Свиридов Игорь Геннадьевич - аспирант ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России»

Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-55-95 E-mail: [email protected]

И.Г. Свиридов

Влияние психообразовательной работы на выявляемость психических расстройств

Effects of psychoeducational work on detectability of mental disorders

I.G. Sviridov

A link is shown to exist between statistical indicators and the level of organization of psychoeducation as evidenced by outcomes of analysis of primary psychiatric morbidity indicators and the level of patient movement activity during dispensary observation of persons with mental disorders residing in the town of Ryazan and rural areas of the Ryazan Region . Key words: statistics of mental disorders, efficacy of psycho-education, mental health, indicators of primary and general psychiatric morbidity

ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной

психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России» Москва

The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow

В статье на основе результатов анализа показателей первичной заболеваемости психическими расстройствами, а также показателей активности движения пациентов при осуществлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, проживающими в г. Рязани и сельских районах Рязанской области, показана связь статистических показателей с уровнем организации психообразования. Ключевые слова: статистика психических расстройств,

эффективность психообразования, психическое здоровье, показатели первичной и общей заболеваемости психическими расстройствами

Темп снижения показателя первичной заболеваемости сельского населения в среднем в 4 раза ниже темпа снижения первичной заболеваемости городского населения. Эти особенности характеризуются различным уровнем выявления психических расстройств, что непосредственно связано с обеспеченностью районов психиатрическими службами [2]. Адекватное распределение объема оказываемой помощи между стационарными и амбулаторными психиатрическими службами обеспечивается развитием бригадных форм оказания психиатрической помощи, способствующих пребыванию пациентов в привычной для них социальной среде [1, 3, 4]. Данная позиция нашла свое отражение в Порядке оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н [5]. Указанным нормативным документом в качестве основных функциональных обязанностей психиатрических учреждений наряду с использование психообразования при проведении медико-социальной реабилитации пациентов предусмотрено

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

#

использование психообразовательных программ в системе повышения знаний и навыков медицинского и иного персонала.

Комплексный подход к решению вопросов повышения толерантности по отношению к лицам с психическими расстройствами, пропаганды ценности психического здоровья, профилактики психических расстройств и раннего их выявления в Рязанской области осуществляется прежде всего с использованием психообразовательной работы, проводимой с населением региона, медицинским персоналом, пациентами и их родственниками.

Развитие в регионе современных методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации с использованием бригадных форм оказания психиатрической помощи позволяет оказывать многостороннее воздействие на психическое состояние пациентов и способствовать их социальной реадаптации.

Психиатрические отделения и кабинеты имеются не во всех центральных районных больницах (ЦРБ). В части сельских районов фельдшерско-акушерские пункты находятся на больших расстояниях от ЦРБ, и психиатрическая помощь в них практически не оказывается, поэтому значительная удаленность медицинских учреждений является существенным фактором, способствующим поздней обращаемости и низкой выявляемости психических расстройств. В связи с этим в ходе исследования мы делали акцент на разнообразие звеньев общей медицинской и психиатрической помощи, которые по-разному отвечают задачам терапии и реабилитации контингентов лиц с психическими расстройствами. Большое значение имеет развитие психиатрической помощи: в связи с привлечением к ней врачей общей практики, семейных врачей, проводящих длительное наблюдение и оказывающих медицинскую помощь всем членам семьи.

7 6 5 4 3 2 1 0

6

5,2 5,2

3,8 3,7

■ ■ 3,4 ■

1 1 1

1 1

1 1

2009

2010

2011

□ г. Рязань ■ Рязанская область

Первичная заболеваемость психическими расстройствами в г. Рязани и Рязанской области за 2009-2011 гг., на 1000 населения

Материал и методы

Использовались статистические данные за 2009-2011 гг. о пациентах с психическими расстройствами по городу Рязани и Рязанской области, полученные в ходе анализа: «Карт обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью» (форма № 30-1/у); статистической формы «Сведения о заболеваниях психическими расстройствами и расстройствами поведения» (форма № 10) и статистической формы «Сведения о контингентах психически больных» (форма № 36).

Инструментом исследования служила разработанная ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского «Базисная карта эпидемиологических исследований», включающая социодемог-рафический и клинико-диагностический разделы с данными динамического медицинского наблюдения за состоянием пациента с учетом анализа эффективности психообразовательной работы.

В целях моделирования и концептуализации представлений пациентов о психообразовании использовались опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг) и социометрические (скрининг и мониторинг отношения пациентов к психическому здоровью) методы.

При посещении районов области анализировалась информированность медицинских работников и специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, по вопросам психообразования. Проводилась оценка компетентности работников первичной медико-санитарной помощи по вопросам психообразования. Изучалась распространенность психических заболеваний в сельской местности. Проводился аудит ведения психически больных пациентов работниками первичной медико-санитарной помощи в условиях реальной клинической практики.

Результаты

В период с 2009 по 2011 г. показатели первичной заболеваемости психическими расстройствами по г. Рязани и Рязанской области имеют тенденцию к снижению. Вместе с тем отмечено, что первичная заболеваемость в целом по области в 1,5 раза ниже, чем по областному центру (см. рисунок). Это объясняется более высоким уровнем развития психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи в г. Рязани, в том числе более высоким, чем в сельских районах, уровнем организации психообразовательной работы.

В табл. 1 представлены данные по динамическому наблюдению за лицами, страдающими психическими расстройствами в Рязанской области в 2011 г. В ряде районов области (Касимовском, Новомичуринском, Клепиковском, Рыбновском, Скопинском, Кадомском) были проведены инс-

22

И.Г. Свиридов

труктивно-методические занятия по организации психообразовательной работы и пропаганде здорового образа жизни для специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи. После проведения инструктивно-методических лекций, семинаров и консультаций врачи общей практики, терапевты, семейные врачи, врачи-неврологи стали значительно чаще направлять пациентов для оказания консультативно-лечебной помощи к врачам-психиатрам ЦРБ. Кроме того, в этих и в других районах для врачей психиатров, психотерапевтов проводился цикл психообразовательных занятий, в результате которых прослеживалась прямая связь между проведенными занятиями и повышением так называемого показателя активности движения пациентов (см. табл. 1).

Благодаря проведению психиатрическими кабинетами ЦРБ в ряде районов области (Михайловском, Сасовском, Кадомском, Касимовском) так называ-

емых Недель психического здоровья, в которых осуществлялась психообразовательная работа с сельским населением, повысилась обращаемость за психиатрической помощью и, как следствие, увеличилась выявляемость психических расстройств на ранних стадиях, что является одним из условий более успешного и эффективного лечения и более благоприятного клинического и социального прогноза.

Важным направлением в организации психообразования стала инструктивно-методическая работа с фельдшерами ФАП в сельских районах области (Касимовском, Кадомском, Ряжском), с учетом того, что именно они одними из первых наблюдают лиц, имеющих психические расстройства.

Инструктивно-методические занятия по организации психообразовательной работы для указанных врачей специалистов и фельдшеров ФАП оказали положительное влияние на формирование

Таблица 1. Диспансерное наблюдение (ДН) за лицами, страдающими психическими расстройствами, в Рязанской области в 2011 г.

#

Центральная районная больница Находится на ДН Количество больных по нозологиям (% от всех наблюдающихся) Количество пациентов, абс. ПАДП

абс. на 1000 населения всего психозы непсихотические психические расстройства умственная отсталость взято на ДН снято с ДН переведено на КЛП переведено из КЛП

Ермишинская 124 13,6 67,0 91,4 49,2 62,5 5 14 0 0 15,3

Захаровская 74 7,1 31,6 69,4 14,5 32,4 1 4 1 0 8,1

Кадомская 111 12,2 44,2 84,9 1,0 52,5 4 7 1 1 17,6

Касимовская 665 10,4 51,9 76,8 16,7 61,4 22 81 6 8 17,6

Клепиковская 234 9,4 45,4 76,4 11,5 50,0 28 14 0 2 18,8

Кораблинская 247 10,3 62,7 87,4 29,4 83,2 13 4 0 0 6,9

Милославская 129 8,9 48,7 63,5 23,1 68,7 8 7 0 0 11,6

Михайловская 394 11,6 59,1 89,8 18,5 83,7 24 43 2 2 18,0

Новодеревенская 82 6,7 38,9 74,6 4,6 75,0 2 6 5 0 15,8

Новомичуринская 300 9,0 89,0 99,5 16,2 96,2 30 33 0 0 21,0

Путятинская 98 13,3 57,6 90,0 17,7 75,0 0 5 8 0 13,3

Пителинская 66 10,9 94,3 100,0 75,0 100,0 5 5 0 0 15,1

Рыбновская 321 8,7 60,2 83,3 28,4 79,3 42 14 2 6 19,9

Ряжская 238 8,1 55,1 72,5 17,2 89,8 18 27 0 2 19,7

Рязанская 429 7,9 61,2 100,0 3,9 83,1 16 5 0 0 4,9

Сапожковская 145 12,8 41,9 75,7 7,7 62,0 3 7 3 1 9,7

Сараевская 178 9,0 51,4 63,9 12,1 70,3 16 11 0 0 15,2

Сасовская 582 12,5 77,1 97,5 38,2 95,1 55 61 1 5 21,0

Скопинская 614 10,5 46,0 86,7 12,3 66,4 43 40 8 14 17,1

Спасская 407 14,2 52,4 86,8 21,3 80,1 13 37 1 2 13,0

Старожиловская 149 8,5 41,6 98,7 11,4 69,4 18 5 0 0 15,4

Ухоловская 211 19,7 71,8 94,4 66,7 64,5 7 5 0 0 5,7

Чучковская 110 11,0 94,0 100,0 68,2 100,0 2 12 0 0 12,7

Шацкая 206 7,9 42,7 100,0 1,3 45,7 11 6 0 0 8,3

Шиловская 397 9,9 32,0 85,4 5,1 36,9 23 27 0 0 12,6

Всего по районам 6511 10,0 53,1 86,2 16,4 69,4 404 495 38 43 15,0

РОКПНД 4412 8,7 43,4 88,0 11,6 70,6 218 370 11 97 15,8

Всего по Рязанской области 10 923 94 45,5 87,1 12,1 69,6 622 865 49 140 15,3

Ф

П р и м е ч а н и е. ПАДП - показатель активности движения пациентов.

Российский психиатрический журнал № 1, 2013 23

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

и развитие комплайенса (настрой пациента на фармакотерапию и регулярное посещение участкового психиатра, взаимодействие и взаимопонимание между врачом и пациентом).

Для анализа уровня организации психиатрической помощи и его связи с проводимой психообразовательной работой в учреждениях здравоохранения Рязанской области нами разработан показатель активности движения пациентов (ПАДП). Этот показатель рассчитывается по формуле:

А = [а + а1 + в + в1 ] : С х 100%,

где А - показатель активности движения пациентов (ПАДП); а - число пациентов, взятых на диспансерное наблюдение (ДН); а± - число пациентов, снятых с ДН; в - число пациентов, переведенных в группу оказания консультативно-лечебной помощи (КЛП); в1- число пациентов, выведенных из группы оказания КЛП; С - общее число пациентов, находящихся на ДН.

По данным, представленным в табл. 1, в ряде районов Рязанской области ПАДП превышают показатель по городу Рязани, средний показатель по районам области и показатель по Рязанской области. Так, в Касимовском, Клепиковском, Михайловском, Новомичуринском, Рыбновском, Ряжском, Сасовском и Скопинском районах ПАДП Ф составил 17,6; 18,8; 18,0; 21,0; 19,9; 19,7; 21,0

и 17,1 соответственно. Эти данные совпадают с ранее представленными данными об эффективной в указанных районах психообразовательной работе. В районах Рязанской области, таких как Ермишинский, Новодеревенский, Старожиловский, Шиловский, Чучковский, Сараевский, ПАДП соответствует среднему показателю по г. Рязани и Рязанской области в целом: 15,3; 15,8; 15,4; 12,6; 12,7 и 15,2 к 15,8 и 15,3 соответственно, что подтверждает ранее представленные данные об удовлетворительной организации психообразования среди пациентов, членов их семей и медицинских работников. В то же время в ряде районов области

отмечается более низкий ПАДП по сравнению со средним по области значением. В Кораблинском, Рязанском и Ухоловском районах данный показатель составил 6,9; 4,9 и 5,7 соответственно. В этих же районах ранее была отмечена недостаточная организация психообразовательной работы [6]. В табл. 2 представлено распределение районов Рязанской области по показателям активности движения пациентов.

В целях оптимизации и унификации подходов к психообразовательной работе и преодоления стигмы психического расстройства нами разработаны рекомендации для врачей общей практики и семейных врачей по вопросам проведения Недель психического здоровья, пропаганды здорового образа жизни, информирования населения о рисках развития психических расстройств.

В соответствии с указанными рекомендациями, инструктивно-методические занятия (в виде лекций и семинаров) со специалистами первичной медико-санитарной помощи, участвующими в проведении Недели психического здоровья, в плановом порядке осуществляются врачами психиатрами и психотерапевтами областных психиатрических учреждений при выезде в ЦРБ.

В ходе становления системы психообразовательной деятельности, осуществляемой ЦРБ, рекомендуется планирование:

• информационно-консультативной работы с населением;

• психологической поддержки пациентов и их родственников с использованием средств массовой информации;

• издания и распространения буклетов;

• включения в психообразовательную работу социальных работников служб социальной защиты населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мониторинга показателей эффективности проведения Недели психического здоровья, форм и методов психообразования.

На психообразовательных занятиях с пациентами и членами их семей решаются задачи: преодоления

Таблица 2. Показатель активности движения пациентов (по районам Рязанской области)

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Всего Областной Всего

район активность движения район активность движения район активность движения по районам ПНД по Рязанской области

Кораблинский 6,9 Новодеревенский 15,8 Новомичуринский 21,0 15,0 15,8 15,3

Ухоловский 5,7 Старожиловский 15,4 Сасовский 21,0

Рязанский 4,9 Ермишинский 15,3 Рыбновский 19,9

Сараевский 15,2 Ряжский 19,7

Чучковский 12,7 Клепиковский 18,8

Шиловский 12,6 Михайловский 18,0

Кадомский 17,6

Касимовский 17,6

Скопинский 17,1

24

#

И.Г. Свиридов

стигмы; выявления причин психических расстройств, знакомства с особенностями течения психических расстройств и их лечения; формирования способности понимания расстройства, обучения способам распознавания симптомов и выработки способности самоконтроля; обсуждения роли стрессовых ситуаций в развитии обострения; возможности получения эмоциональной поддержки, обсуждения своих чувств, переживаний, ситуаций, в которой оказались другие; понимания, как другие справляются со своими проблемами; высказывания собственных соображений; обучения навыкам управления расстройством; ознакомления с ролью фармакотерапии в лечении и процессе выздоровления; включения пациентов в процесс лечения; знакомства с возможными побочными эффектами фармакотерапии; улучшения взаимоотношений между пациентами и между пациентами и персоналом; создания или расширения социальных сетей.

Заключение

Психообразование как одна из основных составляющих психосоциальной работы способствует профилактике утяжеления психических расстройств.

В сельских районах психообразование наиболее эффективно при условии включения в состав полипрофессиональной бригады врача общей практики и семейного врача.

Оказание медицинской, психологической и социальной помощи лицам с психическими расстройствами, проживающим в сельской местности, представляет собой континуум, включающий разнообразие элементов и непрерывность помощи: от психопрофилактики и психообразования, фармакотерапии и психосоциальной терапии до психосоциальной реабилитации. Организующей основой формирования данного континуума являются формы помощи, осуществляемые амбулаторными и стационарными психиатрическими службами. Составной элемент помощи пациенту - поддержка со стороны семьи, врача общей практики (семейного врача), медицинского психолога, социального работника, специалиста по реабилитации. Важной частью континуума является моральная и материальная поддержка, оказываемая сообществом не только пациенту и его семье, но и бригадам специалистов, в состав которых могут входить работники различных ведомств и представители различных общественных организаций.

Литература

3.

Былим И.А., Любов Е.Б. Пациенты и их близкие: оценка качества психиатрической помощи // Психич. здоровье. -2010. - № 8. - С. 56-71.

Демчева Н.К., Калинина Е.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика впервые выявленных психических расстройств у городского и сельского населения Чувашской Республики // Рос. психиатр. журн. - 2010. - № 6. - С. 16-23. Казаковцев Б.А. Современная психиатрическая реформа и реорганизация сети психиатрической помощи // Психич. здоровье. - 2009. - № 9. - С. 3-22.

4. Казаковцев Б.А. Современная психиатрическая реформа и реорганизация сети психиатрической помощи (продолжение) // Психич. здоровье. - 2009. - № 10. - С. 3-20.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».

6. Свиридов И.Г. Психообразование и статистика психических расстройств // Психич. здоровье. - 2012. - № 9. -С. 17-22.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.