Социокультурная среда образовательной организации
6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
8. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.
9. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
10. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
11. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
12. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. 2011. № 2. С.42-56.
13. Марчук Н. Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. 2011. № 6. С.60-72.
14. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.
15. Самарцева И. Ю., Курбачева Т.Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С.39-44.
16. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
17. Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.30-36.
18. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013 № 4. С.112-126.
19. Фоменко С.Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетентностной модели образования // Образование и наука. № 11 (79). 2010. С.3-12.
20. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.66-72.
21. Яшина Г. А., Минашкин А. В. Основные пути развития новой школы и деятельность школы здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.28-34.
22. Яшина Г. А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.21-25.
Никифорова Светлана Викторовна
директор
Ткаченко Евгения Викторовна
заместитель директора МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбург E-mail: mou202003@mail.ru
J Ч
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Л__________________________________________________________________________г
Аннотация. В статье представлены условия и содержание совместной деятельности субъектов образовательного пространства по разработке и обеспечению успешного продвижения старшеклассника по индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: индивидуальная траектория развития, сетевое взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение.
Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Сегодня, с одной стороны, в государстве укрепляется вертикаль власти, с другой стороны, формируются институты гражданского общества, которые предполагают наличие гражданского самосознания и обоснованного ответственного выбора гражданином стратегий своего социального поведения. Гражданское общество с его принципами свободы и открытости актуализирует способность человека самостоятельно осуществлять выбор
в политической, экономической, профессиональной, бытовой и др. ситуациях. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой, т.е. самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию и т.п. [1,3,5,13,18,21,22] С данным социальным заказом вступает в противоречие традиционная педагогическая практика, организованная
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
65
Социокультурная среда образовательной организации
по принципу единообразия, минимальной социальной активности учеников и минимальной свободы выбора всеми субъектами образовательного процесса целей, ценностей, методов и форм образования.
Б. С. Гершунский отмечал, что «общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи... Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба» [7].
Поэтому при проектировании развития системы образования необходимо решение вопроса об обеспечении такого характера учебно-воспитательного процесса, который способствовал бы формированию навыков деятельности в условиях самоорганизации, индивидуального ответственного выбора и т.п. [4,14,15,17,19]. Важно обеспечить субъектность познания мира на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов, необходимых для осмысления кризиса культуры и раскрытия антропологических перспектив. Задача современного образования - открыть путь к экологическому измерению человека, восстановлению его гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, с миром в целом. Поэтому разработка и «вплетение» в образовательный процесс разнообразных интерактивных форм учебной и внеучебной деятельности на основе междисциплинарного синтеза естественнонаучных, гуманитарных и теологических знаний становится приоритетным направлением инновационной деятельности [6,16,20]. При этом важно обеспечить открытость образовательного пространства, преодолев ведомственную разобщенность различных систем, замкнутость образовательных учреждений разных типов и уровней образования [2].
В создавшейся ситуации как никогда обостряются противоречия между:
• потребностью общества в ответственных, социально значимых поступках граждан и государственной образовательной политикой и, соответственно, практикой, не ориентированной на развитие у них способности к анализу и прогнозированию последствий выбора собственной программы жизнедеятельности;
• антропологическим кризисом как частью системного цивилизационного кризиса, взывающим к срочной необходимости прямого и профессионального обеспечения «культивирования человеческого в человеке» и ориентацией большей части педагогического сообщества на предметные результаты образования, успешную сдачу ЕГЭ;
• необходимостью для человека совершать осознанный выбор целей, содержания, методов, форм, критериев деятельности и недостатком педагогических условий для приобретения соответствующего опыта;
• усилением роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии и существующей системой образования, которая, оставаясь личностно-отчуждённой, психологически напряжённой, препятствует развитию субъектности участников образовательного процесса;
• требованиями ФГОС к обеспечению индивидуальной образовательной траектории обучающихся в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования и отсутствием опыта бесконфликтного перевода участников педагогического взаимодействия в необходимый режим освоения и внедрения инноваций в условиях новой модели образовательного процесса;
• осознанием участниками образовательного процесса мощного образовательного потенциала субъект-субъектных отношений, их ценностного взаимовлияния на личностное самоопределение в условиях модернизации образования и трудностями осуществления данного подхода в практике массовых школ;
• потенциальными педагогическими возможностями социума и недостаточным уровнем сотрудничества его представителей с образовательными учреждениями в связи с традициями бюрократического «разграничения систем».
Необходимость их разрешения обусловила проблему исследования, которая состоит в поиске нового содержания и форм совместной деятельности субъектов образовательного пространства для создания условий для развития их способности и готовности к ответственному самоопределению в условиях открытого свободного общества. В последние годы исследование этой проблемы стало одним из приоритетных в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [8,9,10,11,12].
Это новое содержание и формы должны учитывать тревожные тенденции ориентации значительной части педагогического сообщества на подготовку к сдаче ЕГЭ в ущерб личностному саморазвитию учащихся, и недостаточный уровень владения педагогами практико-ориентированными технологиями.
Тема исследования: «Влияние системы психологопедагогического сопровождения индивидуальных траекторий субъектного развития участников образовательного процесса на качество образования в соответствии с целями ФГОС второго поколения».
Цель исследования - повышение качества результатов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС-2 за счёт системы психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий субъектного развития педагогов и обучающихся.
Объект исследования: процесс социального и личностного самоопределения старшеклассника.
Предмет исследования: условия и содержание
совместной деятельности субъектов образовательного пространства по разработке и обеспечению успешного продвижения старшеклассника по индивидуальной образовательной траектории.
Гипотеза исследования: способность и готовность старшеклассников к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных стратегий возрастут, если
Во-первых, инновационные изменения в ОУ будут носить системный характер и включать:
• гуманизацию отношений на всех уровнях школьного взаимодействия;
• формирование детско-взрослой событийной общности и её ценностно-ориентационное единство;
• построение модели психологически безопасной, толерантной культуротворческой коммуникативной образовательной среды;
• усиление практической направленности содержания образования в части развития базовых компетенций и общечеловеческих ценностей.
Во-вторых, школа будет работать в режиме самообучающейся организации за счет:
• изучения теории и практики построения антропологически ориентированных педагогических систем;
• развития творческого потенциала учителя путем освоения технологий индивидуализации и дифференциации, конструирования образовательных событий как точек роста и кристаллизации жизненного практического опыта обучающихся;
66
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
• самосовершенствования личности в процессе совместного проектирования пространств и практик развития обучающихся;
• обеспечения возможности свободного выбора способа самообразования, самореализации и самоутверждения.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Создать условия для обеспечения самоопределения обучающихся в учебной деятельности за счет развития субъектности подростка через включение его не только в проектирование индивидуального маршрута освоения учебного материала, выбор уровня, форм учебной деятельности, но и способов контроля и оценки результатов самообразовательной деятельности, а также рефлексии по поводу своего продвижения и способности выполнять принятые обязательства.
2. Содействовать активному внедрению в образовательный процесс проектных, интерактивных и социально-моделирующих учебных занятий: ситуационно-ролевых и оргдеятельностных игр с погружением в культурный контекст осваиваемого содержания.
3. Разработать организационную модель, позволяющую включить новое содержание образования в практику работы школы.
4. Создать специальные развивающие среды и пространства в рамках внеучебной деятельности для «имитации жизненного пространства», организации «тренажёров социального опыта» через участие обучающихся в решении жизненных задач школы.
5. Обеспечить развитие социального партнёрства как ресурса для предоставления площадок и пространств для научных, социальных и исследовательских практик школьников.
Методологической основой исследования являются общие вопросы методологии педагогической науки и аспекты инновационной деятельности (В. И. Загвязинский,
В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин, Д. И. Фельдштейн и др.). Становление авторских концептуальных позиций опиралось на понимание индивидуальности личности как ее неповторимости, уникальности, неделимости в рамках парадокса ограниченности-открытости Человека (С. Г. Абрамова, Б. Г Ананьев, Б. С. Братусь, Г Ф. Гегель,
B. П. Зинченко, В. С. Мерлин, Б. В. Ничипоров, В. И. Слобод-чиков, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, С. Л. Франкл, М. А. Холодная, Ф. Шеллинг и др.); концепции гуманистического образования (И. И. Бецкий, К. Н. Вентцель, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, И. И. Давыдов, И. Д. Демакова, Дж. Дьюи, Н. Б. Крылова, А. М. Лобок, Ж.- Ж. Руссо, М. Монтень, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова, С. Л. Соловейчик, П. Д. Юркевич, и др.); концепции культуросообразности образования (В. Л. Бенин, И. Е. Видт, Н. Б. Крылова, Л. В. Школяр и др.); теории деятельности и деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
A. Р Лурия, Э. В. Ильенков, B. В. Давыдов и др.); теорию свободного воспитания (О. С. Газман, Дж. Дьюи, А. А. Пинский,
C. Л. Соловейчик, Л. Н. Толстой, П. Г. Щедровнцкий и др.) и основанные на ней концепции организации учебно-воспитательного процесса в открытых свободных образовательных учреждениях (К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Я. Корчак, С. Френе, Г. Ричардсон, А. Н. Тубельский и др.); концепцию педагогической помощи и поддержки ребенка в образовании (Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. В. Иванова,.Н.Б. Крылова, Т. А. Мерцалова, Н. Н. Михайлова, Н. В. Пакулина, Т. В. Фролова, Н. Е. Харитонова,
С. М. Юсфин, и др.); парадигму гуманного личностно-ориентированного образования (Н. А. Алексеев, Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, Ю. Н. Афанасьев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, И. Я. Лернер, А. В. Мудрпк, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицнна, И. С. Якиманская и др.); концепции индивидуализации образования (О. В. Евстифеева, C. В. Зайцев, В. М. Лизинский,
B. В. Семенцов, Т. А. Строкова, А. Н. Тубельский, И. Д. Фру-
мин, В. Д. Шадриков, М. П. Щетинин и др.); представлений о сущности и механизме самоопределения в контексте концепции социализации личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. И. Краснов, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Фрумин, И. Г. Шендрик и др.); концепции продуктивного образования (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, Дж. Дьюи, Н. Б. Крылова, С. Н. Поздняков, С. Френе, П. С. Хейфец, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова, С. Т. Шацкий и др.).
Концептуальные основания деятельности: Требования модернизации образования предполагают переход от классической системы преподавания учебных дисциплин к «проживанию знания» в практических ситуациях. Идея событийности и практичности является системообразующей для развивающего обучения и позволяет реализовать идею антропологического подхода к решению образовательных задач. Мы согласны принять интерпретацию идеи практичности А. А. Попова, который считает, что для понимания нового содержания образования, необходимо учитывать:
• целостность обучения, на фоне которой человек может осуществить субъектную деятельность. То есть ученик должен улавливать всю структуру изучаемого материала, темы, предмета. Это значит, что ученик может в каждый фрагмент времени восстановить, зачем он делает то действие, которое он делает, понимает смысл задач, заданий, а не машинально подставлять числа и формулы. Поэтому модульное проектирование содержания должно стать обязательным условием к организации предметного знания;
• деятельностное отношение к предмету предполагает разворачивание содержания как целостной деятельности, а не механической совокупности процедур и правил; такое отношение происходит в игре или для старшеклассников в проектной деятельности, связанной с реально решаемыми сложными задачами;
• принцип самоопределения: Практика -это не выполнение предметного действия, но удержание его смыслов, целей и контекстов. Вход в практику и есть самоопределение.
Особого внимания в развитии содержания образования требуют «человекообразующие» воспитательные условия. При проектировании образовательных событий с позиций культурно-исторического подхода: «было - есть - возможно», очень важно вовлечь участников образовательного процесса в понимание эволюции сознания человека, помочь увидеть формирующие его (сознание) культурные контексты, проектировать возможные исходы при изменении угла зрения на проблему или событие. Контекстом образовательного процесса и основным содержанием выступает со-бытийная общность педагогов, родителей и детей, их совместностное бытие, которое задаёт фундаментальные единицы образовательной культуры, обусловливающие социо-адаптирующее формирование личности - образцы, со встроенными в них «образами Я» как предметами воспитательного взаимодействия, становления личностной культуры подростков и взрослых.
В ходе образовательного процесса особое внимание уделяется овладению:
• разнообразными образцами и картинами мира;
• образом - идеалом Человека (духовность, антропологическая функция образов);
• способами деятельности как средствами прохождения новых способностей;
• образцами рефлексивного мышления;
• идеальным образом «Я», ясностью самопроектирования;
• соотнесённостью уровня притязаний и уровня достижений.
Культурно-образовательная деятельность оформляется
индивидуальными техниками, где лидерство, личностный рост, и социокультурная адаптация и интеграция в контексте
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
67
Социокультурная среда образовательной организации
жизненного самоопределения являются ее основным содержанием. Организация образовательной среды с позиций антропологического подхода требует иного качества педагогического руководства. Самоопределение каждого педагога относительно философии антропологического подхода, ценностей личностно-развивающего обучения, а также технологий мыследеятельностного подхода, во многом предопределяет успешность внедрения инновационной модели школы. Специфика проектирования и проведения междисциплинарных практических занятий в интерактивном режиме требует кооперации усилий - совместного планирования, проведения, распределения обязанностей, а также и совместной рефлексии. В этой связи актуальным содержанием развития профессионально-личностного потенциала педагога становится освоение психотерапевтического, фасилитативного подхода и тьютор-ской позиции в процессе образовательного взаимодействия.
Методы исследования: ретроспективный анализ философской, культурологической, социологической, историкопедагогической, психологической литературы и исследований, моделирование системы педагогического сопровождения старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, изучение, сравнение и обобщение альтернативного и традиционного педагогического опыта; наблюдение за обучающимися и педагогами с целью выявления содержания педагогического сопровождения; анкетирование и тестирование субъектов образовательных учреждений, изучение продуктов их деятельности, опыта учреждений образования, внедряющих в практику индивидуальные образовательные траектории; систематизация и сравнительный анализ деятельности педагогов, работающих в соответствии с идеями педагогической поддержки.
Основное содержание деятельности по проекту.
1. Создание условий для развития субъектности обеспечивается через предоставление набора возможностей для самоопределения и осуществляется посредством самостоятельного выбора видов деятельности, уровня изучаемого предмета или модуля в предмете, максимального использования различных форм обучения с акцентом на смыслотворческую практикоориентированную деятельность.
2. Обеспечение мотивации всех участников педагогического взаимодействия к сотрудничеству, ориентации на совместную деятельность, установление развивающих диалогических отношений на основе этических норм и взаимной ответственности. Принятие этического Кодекса педагога. Разработку Конвенции о духовно-нравственном воспитании личности как главный результат образованности.
3. Организация работы школы в режиме самообучающейся организации. В системе организуется деятельность, направленная на формирование общего видения будущего школы как детско-взрослой событийной общности,- проводится специально организованная коллективная интеллектуальная деятельность по типу социального проектирования в различных формах (деловые игры, семинары, конференции).
4. Обеспечение системы информационно-методической поддержки педагогов в режиме самообучающейся организации (особый план мероприятий, коучинг, бэнчмаркинг, курсы).
5. Формирование междисциплинарных творческих групп для конкретизации содержания практических модулей, культурно-образовательных событий, тренингов и других активных форм значимой для растущего человека познавательноразвивающей деятельности (антропопрактики).
6. Создание Центра психолого-педагогической поддержки «Синяя птица» в рамках социального партнёрства. Центр предполагает встречи в лаборатории молодёжных проблем, где подросткам будет предоставлена возможность разбора сложных жизненных ситуаций и моделирования
сценариев будущей личной жизни, психологические мастерские и тренинги для педагогов, профориентационные сессии - погружения и др.
7. Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения, проектной деятельности на основе принципов, антропопрактик.
8. Становление школьной воспитательной системы как саморазвивающейся детско-взрослой событийной общности.
9. Психолого-педагогическое сопровождение и обеспечение индивидуальных образовательных траекторий в ходе предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11классов. Введение интегрированной оценки результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Управленческая задачи:
• преодоление феномена сопротивления изменениям и обеспечение психологической готовности педагогов школы к построению новой модели образования как со-бытийной детсковзрослой общности;
• перевод педагогического коллектива в позицию автора новой педагогической системы;
• обеспечение приоритета ценности инициативы и творчества как основного источника преобразований в школе за счет постоянного совершенствования системы морального и материального стимулирования педагогов.
Планируемый результат изменений.
• Повышение качества результатов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС-2 за счёт системы психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий субъектного развития педагогов и обучающихся.
• Уход от традиционной модели обучения к целостному образовательному человекообразующему практико-ориентированному образовательному процессу через механизмы интеграции учебной и воспитательной работы и формирование гуманных развивающих отношений в сообществе детей, родителей и педагогов школы.
• Разработка и внедрение организационно-содержательной модели психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий субъектного развития (педагогических целевых программ реализации малых проектов, Положений, пакета диагностик, портфолио, системы диагностик и мониторинга, технологических карт учёта и другой регламентирующей и вспомогательной документации).
• Создание банка интегрированных учебных занятий учебной и воспитательной работы.
Критериями качества деятельности в рамках проекта являются:
• положительная динамика субъектного развития участников воспитательного взаимодействия как готовности к личностнопрофессиональному самоопределению на основе общечеловеческих ценностей;
• динамика обращений педагогов к проблематике творчества, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия; развитие мотивации к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании обосновывается возможность воплощения идей индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся посредством индивидуальных образовательных траекторий, разработана и обоснована система педагогического сопровождения старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, имеющая целью сформировать у них навыки свободного ответственного самоопределения.
Количественные и качественные показатели деятельности школы в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-2.
68
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Таблица 1
Участие школы в грантах и конкурсах
Уч. год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности
2011-12 - Лауреаты документально-анимационного конкурса творческих проектов учащихся и молодежи «Новый взгляд» - Дипломанты Фестиваля детского творчества «Город друзей» - Лауреаты Шестого городского турнира знатоков мировой художественной культуры - Лауреаты XXI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании 2011» (г. Москва) - Победители Всероссийского конкурса «Панорама учебного сотрудничества» - Дипломанты Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества»
2012-13 Победители Всероссийского конкурса «Призвание быть учителем»
Количество педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности школы в рамках сетевого взаимодействия - 17 человек.
Таблица 2
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Уч.год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2008 Областная научно-практическая конференция апрель 2008 г. по теме «Развитие социокультурного подхода в образовании на основе реализации проекта «Урал. Человек. Истоки»
2009-10 - «Образование в регионах России» НПК г. Екатеринбург УрО РАО; - Дмитриевские чтения
2010-11 Фестиваль Культуры Урала - Обобщение опыта реализации курсов «Истоки», «МХК с региональным компонентом», «География с региональным компонентом», « История с региональным компонентом». Региональный семинар «Организационно-содержательная деятельность ОУ базовой площадки ИРО по реализации научно-образовательного проекта «Апробация и внедрение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
2011-12 Круглый стол «Человек, образование, культура в креативном измерении» УрО РАО, Екатеринбург
2012-13 - Городской методический семинар «Россия памятью жива» - Методический семинар «Мировоззренческий потенциал курсов истории и обществознания в контексте ФГОС второго поколения», УрФУ - Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России» с интеграцией опыта европейских стран - VI Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория, практика развития», РГППУ, Екатеринбург
В школе разработана и реализуется собственная программа повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности обучающихся как способ развития персонального стиля учения. Организация коллективной проектной деятельности обучающихся на основе межпредметной интеграции».
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://20.uralschool.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ППРО и ИУО РАО (г. Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НОЧУ СПО «Колледж предпринимательства и социального управления», МБОУ СОШ № 147 г. Екатеринбурга, образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.
Литература
1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.
2. Бобровникова Е.Р Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.
3. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. 2013. № 3. С.26-34.
4. Варламова А. И. Учет индивидуальных особенностей школьника в системе непрерывного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.32-34.
5. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.3-7
6. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.55-60.
7. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
8. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
9. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
10. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.
11. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
12. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
69
Социокультурная среда образовательной организации
13. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5(41). С.3-9.
14. Карабанова О. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.3-5.
15. Мусина Э. М. К вопросу реализации индивидуального учебного плана учащихся на старшей ступени школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.24-26.
16. Никитина Е. А. Первые дни ребёнка в школе. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к учебным условиям // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.39-47.
17. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
18. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.
19. Сапа А. В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.22-26.
20. Свиридова Е. М. Планирование индивидуальной траектории деятельности ученика в малой группе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.26-32.
21. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. С.3-17.
22. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.23-28.
Крюкова Елена Михайловна
директор Белова Елена Геннадьевна
заместитель директора МАОУ гимназии № 47 г. Екатеринбург E-mail: imc_prizvanie@mail.ru
J ^
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПУТЕМ ОВЛАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
S______________________________________________г
Аннотация: в статье представлены подходы к обоснованию комплекса педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, ФГОС, сетевое взаимодействие.
ктуальность исследования: Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и т.д.). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны [12,20]. Вследствие этого актуальными становятся вопросы изменения содержания образования детей, внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях [13,16].
Качество решения поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. К педагогу предъявляется требование создавать новый образ жизни, что, по сути, означает быть носителем культуры будущего и на этой основе готовить будущее поколение. Поэтому профессиональное становление педагога, его включенность
в процесс непрерывного самосовершенствования является на сегодняшний день актуальной проблемой [2,4,15,19]. Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления педагога можно ответить на вызов времени и найти ресурс для развития системы образования в обозначенном выше направлении. В ходе анализа ситуации, сложившейся в последние годы в вопросах профессионального становления педагога новой формации был выделен ряд противоречий между:
• потребностью государства и общества в профессиональном становлении педагога, способного к введению ФГОС нового поколения и недостаточной разработанностью соответствующих содержания и форм дополнительного профессионального образования [5,14];
• потребностью учреждений в практико-ориентированных рекомендациях по овладению педагогами новыми образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения и недостаточной их разработанностью в контексте данного процесса [3,18];
• осознанием педагогом необходимости преодоления индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в про-
70
Эксперимент и инновации в школе 2014/6